Храм спаса на крови

Интересные факты Храм Спаса на Крови Санкт Петербург

  • Так как место для строительства не выбиралось – оно было обусловлено трагическим событием, величие и красота храма Воскресения Христова не в полной мере открыты для широкого обозрения. Лишь со стороны Невского проспекта возможен панорамный взгляд на этот шедевр церковного зодчества. И, тем не менее, храм стал ведущей архитектурной доминантой в этой исторической части Санкт-Петербурга. Обилие деталей, яркий колорит, разнообразие отделочных материалов создает потрясающий контраст с классически-строгой торжественностью Казанского собора, расположенного поблизости.
  • Строительство, отделка и внутреннее убранство Храма Воскресения Христова заслуживают отдельного большого рассказа. Приведём лишь некоторые важные факты:
  • Близость канала Грибоедова (ранее – Екатерининский) потребовала особых мер по защите фундамента. По его периметру забили деревянные сваи в несколько рядов, а пространство между ними заполнили плотно утрамбованной кембрийской глиной. Это стало надежной защитой от воды как для строительного котлована, так и для подземной части храма в дальнейшем. Бутобетонный фундамент обеспечил прочность и надёжность всего здания.
  • От закладки до освящения Храм Спаса на Крови Санкт Петербург прошло 24 года. В частности, масштабные и кропотливые мозаичные работы отсрочили его открытие на 10 лет.
  • Все технические достижения того времени, а также новшества в строительной сфере были применены при строительстве храма. Помимо электрического освещения в 1689 ламп, были устроены оригинальные системы воздушного отопления и защиты от молний.
  • Главный колокол из тех, что были установлены на колокольне в 1899 г., весил 17,6 тонн (1100 пудов).
  • Покрытие четырехцветной ювелирной эмалью куполов над центральной частью храма не имеет аналогов в нашей стране.
  • Более 160 мозаичных икон и композиций украшает фасад здания со всех сторон. Мозаичный ковер на полу храма, созданный из итальянского мрамора разных расцветок, занимает площадь свыше 600 кв.м и содержит 45 узоров, практически не повторяющихся.
  • Иконостас тоже выполнен из итальянского мрамора, но, благодаря искусству трудившихся над ним камнерезов, создается полное впечатление, что перед нами – изящная резьба по дереву.
  • В Храме Спаса на Крови Санкт Петербурга мозаика стала доминантой в пространстве интерьера – впервые в истории русской архитектуры. Внутри нет ни одного живописного произведения. Стены почти сплошь покрыты мозаичными иллюстрациями евангельских сюжетов, от масштабных композиций, до миниатюр.
  • Огромные затраты на строительство мемориального храма на месте смертельного ранения Александра II были покрыты за счет средств Главного казначейства (3,2 млн.руб.), взносов от императорской фамилии (1 млн.руб.) и народных пожертвований (0,5 млн.руб.).
  • Пережив разные эпохи российской истории, храм Воскресения Христова (Спас на Крови), все так же притягивает взоры своим удивительным внешним обликом и вызывает восхищение неповторимым внутренним убранством. Помимо достоверных фактов, его непростую судьбу сопровождали и легенды, но это уже из области городского фольклора…

Стоимость билетов 2021

Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:

Льготные билеты

  • Владельцам карт ISIC – 50 руб.
  • Гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь: женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет, пенсионерам – 50 руб.
  • Студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам, ассистентам-стажерам образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Беларусь – 50 руб.

Бесплатное посещение

  • Герои СССР, герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы (внеочередное обслуживание).
  • Все члены многодетной семьи граждан РФ, граждан Республики Беларусь (три и более ребенка, каждый из которых не достиг 18 лет).
  • Молодёжь (лица от 7 до 18 лет).
  • Лица до 18 лет – граждане Российской Федерации и Республики Беларусь.
  • Лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам (студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты- стажеры), в образовательных учреждениях Российской Федерации и Республики Беларусь каждый третий четверг каждого месяца.
  • Участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств; воины-интернационалисты и участники боевых действий (внеочередное обслуживание).
  • Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда» и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  • Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период ВОВ.
  • Инвалиды I или II группы и лицо, их сопровождающее; дети-инвалиды и лицо, их сопровождающее (в т.ч. сурдопереводчик), внеочередное обслуживание.
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
  • Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой военно-прикладной направленности, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (в частности, учащиеся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов).
  • Дети до 7 лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка).
  • Штатные работники государственных и муниципальных музеев Российской Федерации; Члены ИКОМ (Международный совет Музеев); Члены творческого союза Музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дети-школьники членов).
  • Организованные группы лиц, находящихся в государственных социальных учреждениях, а также сопровождающему лицу.
  • Гиды-переводчики, владеющие аккредитацией на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 N 1330 «О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге».
  • Сопровождающий организованную группу представитель туристической фирмы (на основании договора экскурсионного обслуживания, заключенного между Музеем и туристической организацией).
  • Одно лицо, сопровождающее группу школьников в количестве не менее 15 человек.
  • Прихожане — на Богослужения, которые проводятся — по воскресным и праздничным дням.

Архитектурные особенности храма

Архитектура собора наполнена чертами поздней русской зодческой школы и воплощает в себе собирательный облик великолепных русских православных церквей:

  • Живописного храма Василия Блаженного
  • В городе Ярославль в бывшей Толчковой слободе — Иоанна Предтечи.
  • В Москве в районе Останкино — Троицы
  • В городе Ярославль — Иоанна Златоуста.
  • В Москве в Никитниковом переулке — Троицы.

Опираясь на русскую зодческую традицию, авторы воплотили в архитектуру храма уникальный, самобытный облик. Внешний вид собора выполнен в виде необыкновенных декоративных, сложных изразцов, созданных на фабрике Харламова.

Храм украшен декоративными элементами из различных материалов:

  • белого мрамора;
  • позолоченной меди;
  • искусной, очень красивой мозаики;
  • черного гранита;
  • разноцветной эмали.

Спас на крови (Санкт-Петербург) – это четырехугольное строение, центральная часть которого украшена пятью главками луковичных куполов, расписанными разноцветной эмалью. Восточный фрагмент церкви декорирован 3 аспидами полукруглой формы с вершинами в форме позолоченных глав.

Фасады с севера и юга украшены фронтонами-кокошниками. Западная часть храма построена в форме колокольни, купол которой позолочен. Он напоминает облик колокольни, которая украшает церковь Ивана Великого в столичном Кремле. Звонница имеет 8 арок, которые разделены колонами.

Центральные место собора украшено восьмигранным шатром, увенчанное шлемовидной главой с крестом, которая устремляет всю конструкцию вверх, разрезая небо над ним. Купол главки украшен обвивавшими его поверхность желтыми и зелеными полосами.

Конструкции церкви покрыты прекрасными, живописными узорами. На внешней стороне мемориального собора отражены, в виде надписей, достижения Российской империи, полученные во время правления государя Александра II. Уникальный, живописный Храм Воскресения Христова – это чудесный мемориальный памятник русского зодчества.

Сам храм является музеем-памятником за свою историчность и невероятное огромное количество использованных мозаик и различных изображений. Впечатляет ассиметричная форма здания, вытянутая по оси восток-запад. С западной стороны собор имеет двухъярусную столпообразную колокольню, увенчанную массивным куполом.

С восточной части храма можно увидеть наличие трех алтарных аспидов – центральной и боковых с медными позолоченными куполами. С юго-западного и северо-западного углов собора видны входные двери. С цокольной части сооружения заметен сердобольский гранит.«Русский стиль» церкви Спаса на Крови очень напоминает столичный собор Василия Блаженного.

  • разные породы итальянского цветного мрамора;
  • крупнейшее собрание мозаики (свыше 7 тысяч кв. м);
  • разновидности полудрагоценных уральских и алтайских поделочных камней – яшмы, горного хрусталя, топаза и прочих;
  • мозаичную коллекцию российской геральдики.

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Архитектура

Храм выглядит празднично и ярко. Необычная для Санкт-Петербурга архитектура делает Спас узнаваемым. Вряд ли этот храм можно перепутать с другим питерским сооружением.

Фасад

Храм представляет собой сборный образ российского православного сооружения по образцу московских и ярославских соборов XVI-XVII веков. На фасад нанесены надписи, в которых перечисляются достижения Российской империи в годы правления Александра III.

Храм декорируют вырезанные наличники, черепица разных цветов, кокошники. Основа храма – пятиглавый четверик. Пять глав, всего их 9, декорированы разноцветной эмалью. По данным Википедии высота сооружения – 81 м, одновременно храм вмещает более 1 500 человек. Центральная глава имеет 8 вытянутых окон. Заметный элемент – колокольня с куполом.

Для декорирования фасада использовали множество материалов – красный кирпич, разноцветный мрамор, гранит, медь с позолотой и разноцветную мозаику. Весь фасад украшен узорами. Гармонично сочетаются кокошники, белоснежные арки и красный кирпич.

Внутреннее оформление

Внутри храм – произведение мозаичного искусства. Полотнами из цветного стекла декорировано 7 065 кв.м. Для мозаики использовали эскизы трех десятков художников, среди них Васнецов и другие менее известные, но не менее талантливые живописцы. Мозаичная отделка Спаса одна из самых масштабных на Европейском континенте. Мозаичные полотна нанесены на стены, потолочное пространство и пилоны. Мастера по мозаике изобразили с помощью цветного стекла библейские сюжеты.

Стены, выложенные мозаикой, прекрасно гармонируют с плитами из мрамора, которыми выложен пол. Мрамор использовали для изготовления резного иконостаса.

Основное место храма – часть мостовой с кровью Александра II. Это место осталось нетронутым, оно огорожено и накрыто шатром из яшмы.

Внешнее и внутреннее оформление храма подчеркивают монументальность и основную задачу этого сооружения – память народа России о царе-мученике.

Архитектура

Когда вы приближаетесь к Собору Спаса на Крови, то сразу
замечаете, как он оригинально смотрится на фоне окружающих зданий – весь такой
многоцветный и радостный, с нарядными куполами. 
Церковь построена из коричневого кирпича, который отлично оттеняет
мозаику.

Обойдите храм вокруг и полюбуйтесь его пристройками – все
они похожи на сказочные теремки. Это и есть тот самый русский, или, как говорят
придирчивые историки, «псевдорусский» стиль, который так полюбился Александру III, и который удалось
воплотить в жизнь архитектору Парланду.

Сам архитектор Альфред Александрович Парланд – весьма
интересная личность. Его предки родом из Шотландии. Но родился он в Петербурге
и окончил Академию Художеств, где и преподавал несколько лет. Затем ему удалось
получить царскую стипендию для обучения за рубежом. За такие стипендии между
художниками шла настоящая борьба, и Парланд уже здесь продемонстрировал хорошую
хватку.

Пожив за границей пять лет, он вернулся уже академиком. И
когда он решил принять участие в конкурсе проектов на сроительство памятного собора на месте гибели
Александра II, именно к
нему обратился со своими идеями архимандрит Игнатий.  Альфред Парланд, долго не думая, принял
предложение монаха, зная, что тот имеет большое влияние на царскую семью.
Результат нам известен.

Нельзя сказать, что Парланд добился утверждения своего
проекта исключительно интригами – он действительно был большим талантом, и,
кроме того, большим поклонником псевдорусского стиля. Он хотел, чтобы в
Петербурге было больше памятников, подобных московским храмам, поскольку
считал, что из-за Петра I
русская архитектура лишилась чего-то народного, самобытного. Поэтому он возвел
храм в народно-декоративных традициях, но, конечно, не забывая и об
академических пропорциях, чтобы здание красиво смотрелось.

Сам собор Спаса на Крови – это своего рода каменный шатер,
который опирается на четыре главные боковые башни. Центральная – пятая башня
шатра – самая высокая и утонченная. На главных и боковых башнях собора сделаны
купола.

Боковые купола позолоченные, а главные покрыты ювелирной
эмалью – очень сложной по технике, так в те времена только кольца и серги
украшали. Это тоже была идея Парланда. Всего эмаль занимает около 1 квадратного
километра – такого никто в русском зодчестве не делал! Эти «эмалированные
луковицы» и делают Спас на Крови похожим на собор Василия Блаженного.

Колокольня собора тоже завершается куполом – совсем как храм
Ивана Великого в Московском Кремле. Она как раз построена над местом
смертельного ранения императора. С обеих сторон к колокольне ведут крыльца,
словно в старинный терем. Всего в соборе 9 куполов или, как раньше говорили,
глав.

Мозаика на внешних стенах собора – это настоящие религиозные
картины по наброскам художника-сказочника Васнецова. Поэтому они сделаны ярко и
красочно. Все мозаичные картины связаны по смыслу с евангельскими событиями –
«Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста и «Сошествие в ад».

Парланд вначале хотел, чтобы Васнецов делал эскизы всех
мозаик, но художник был очень занят. Поэтому архитектор сделал многие наброски
сам, а другие поручил не менее известным живописцам. Под главным куполом
мозаикой выложены слова покаянной молитвы одного из Отцов Церкви Василия
Великого.

С севера и юга храм украшен своеобразными каменными
кокошниками. Окна обрамлены фигурными наличниками. А облицован он благородными
материалами – гранитом, мрамором, декоративным немецким кирпичом. Кроме того
фасад храма украшен очень мелким орнаментом с пестрыми узорами, подобно тому,
как строились церкви в Москве и Ярославле в 17 веке. Все это перемежается с
ажурными арками и резными колоннами, которые смотрятся просто великолепно.

Из-за своей планировки и отделки собор похож на каменный цветок или
живописную шкатулку. Он очень яркий, благодаря разноцветным материалам,
которыми он украшен – мозаика, эмаль, изразцы, разноцветная черепица… Ведь
Парланд специально изучал старинную русскую архитектуру, отбирая из нее самые
удивительные и нарядные решения, самые декоративные и в то же время самобытные
черты. Результат превзошел все ожидания!

Царь-Освободитель

Самодержец и реформатор одновременно, Александр II оставил добрую, но неоднозначную память в народном самосознании, осуществив главное дело своей жизни – отмену крепостного права в России в 1861 году. Гражданские права и освобождение от рабства получили 23 миллиона крестьян, за эти дарования Александр II остался в памяти народной как «Царь-Освободитель». Реформы во всех областях государственной и общественной жизни (военная, земская, судебная, народного образования и другие) дали толчок к ускоренному развитию в области промышленности, модернизации армии, местному земскому самоуправлению, строительству железных дорог, прогрессивной судебной системы.

Царь активно занимался важнейшим государственным делом: подготовкой к переходу России от самодержавия к конституционной монархии.

В результате побед русского оружия были освобождены от турецкого владычества балканские народы (Русско-Турецкая война 1877-78 гг.). В период царствования Александра II Российская империя приросла обширными территориями Средней Азии и Кавказа.

Однако реформы и преобразования шли непросто. Обветшавшие государственная и экономическая системы с большим трудом поддавались преобразованиям. Реформы шли с затягиванием и перекосами на местах. Этот сложный период перемен, отразившийся, как на положении правящего класса, так и всех слоев населения, вызвал к жизни мощное протестное движение в среде разночинцев и студенчества. Появившаяся в России революционно-террористическая организация «Народная Воля» выбрала путь насильственного свержения самодержавной власти в России. Методом достижения своих целей народовольцы выбрали террор. Началась системная охота за высшими чиновниками государственной власти, а главное – «виновником всех трудностей» – императором Александром II. На царя было организовано восемь покушений, последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.

Строительство храма

Строительство храма, достойного увековечить царя-реформатора продолжалось двадцать четыре года. Пока не начали строить храм, на месте убийства установили часовню за частные средства. 17 апреля 1881 года часовню освятили. Ежедневно проходила панихида. Через 2 года часовню убрали и на этом месте начали возводить Спас на крови.

Было проведено два конкурса для выбора проекта. На первый представили 26 работ, на второй 31, участие приняли самые опытные специалисты того времени, но ни одна из представленных работ не понравилась Александру III.

Проект, который одобрил царь, появился несколько позже. Его разработали архитектор Парланд и архимандрит Игнатий. После небольшой доработки 1 мая 1887 года царь окончательно утвердил проект.

Это интересно. При возведении фундамента, впервые в Петербурге не стали использовать сваи. Фундамент сделали цельным.

Храм в торжественной обстановке заложили осенью 1883 года. Была создана комиссия для контроля строительства. В комиссию входили опытные архитекторы, которые следили за работами, консультировали и вносили необходимые изменения в проект. В августе 1897 года храм освятили. Это событие могло произойти на 10 лет раньше, но масштабные мозаичные работы заняли очень много времени.

При возведении храма использовались передовые технологии того времени. В собор было проведено электричество, его освещали почти 1700 электросветильников. Кроме того были установлены два паровых котла. На строительство потратили 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Советские времена

Храм содержали за счет государственной казны. Войти в храм можно было только при наличии пропуска, он не был местом для массовых посещений. Здесь проводились службы памяти Александра III, и каждый день звучали проповеди.

По понятным причинам, после революции в 1917 году храм перестали финансировать. П. Липорский – настоятель Спаса, призвал горожан поддержать храм. Желающие записывались в список прихожан и финансово поддерживали существование собора.

В 1923 году храм стал принадлежать Петроградской епархии.

В 1930 году храм закрыли. Через год комиссия по религии приняла решение о снесении Спаса на крови, но практическое решение отложили. В 1938 году эта тема снова обсуждалась, и решение об уничтожении Спаса было принято. До начала войны сделать это не успели, а потом надо было решать совсем другие проблемы.

В трудный блокадный период помещение Спаса использовали как морг. Тела умерших от голода и холода горожан свозили со всего Ленинграда. В послевоенные годы Малый театр, который арендовал помещение, хранил здесь театральные декорации.

Это интересно. Во время ВОВ немецкий снаряд попал в купол, но не разорвался. Он обнаружился в 1961 году. И достать его было непросто.

Про собор вспомнили в 60-х, он попал под государственную защиту и начался новый этап в истории этого сооружения. В 1970 году в храме решили открыть музей, входящий в комплекс «Исаакиевский собор». Сооружение пребывало в довольно плачевном состоянии и требовало ремонта, к которому приступили в 70-е годы. Долгое время велись подготовительные работы. С начала 80-х до 1997 года проводилась реставрация. В 1997 году храм принял первых посетителей в качестве музея.

Возведение собора

Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.

Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние.

Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.

6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.

Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.

При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.

6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.

Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.

Интересные факты о Храме

Храм рассчитан на 1600 человек. Изначально не был рассчитан на массовые посещения людей, поэтому отличался шикарным и богатым убранством. Попадая впервые, посетители на несколько минут замирают на месте от красоты и царственности убранства.

Величие внутреннему виду храма «Спаса на Крови» придают грандиозные мозаичные полотна. Мозаики полностью покрывают стены, своды, купола. Создают единый стиль оформления высочайшего художественного стиля. В XX веке подобные сооружения не строились нигде в мире.

Здесь самое обширное собрание христианских персонажей 277 имен, библейских историй, 68 на евангельские темы. Всего выполнено 308 мозаичных произведений.40 мастеров и подмастерий трудились 12 лет над созданием внутреннего убранства.

Обилие золотой смальты на потолке создает необычайный небесный эффект, свет от окон переливается на каждом кусочке мозаики. Внутри все блестит и переливается. Особая техника создания перенята у мозаичников Венеции. Но русские мастера усовершенствовали технологию.

Советские власти несколько раз пытались уничтожить храм, многие церкви Санкт-Петербурга взорвали и разобрали на фрагменты. Но храм устоял, и чудесным образом удалось сохранить большинство фресок в хорошем состоянии.

В конце прошлого столетия началась реставрация. 24 года стены окружали строительные леса, работы велись долго и кропотливо. Но сейчас стены и внутреннее убранство поражают своим великолепием. Многие путешественники включают в свое путешествие посещение Храма на Крови в рамках экскурсионного тура или самостоятельно.

Создание Собора Спаса на Крови

31 декабря 1881 г. комиссия по увековечиванию памяти погибшего царя представила 26 проектов будущего собора. Александр III ни один не принял. Он пожелал увидеть храм в стиле русского зодчества 17 века. Внутри церкви должен быть отдельный придел на месте пролитой крови.

29 июня 1883 г. Александр III одобрил проект Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия. 6 октября 1883 г. торжественно начали строительство. Первый камень заложил сам император.Из-за близости канала впервые применили бетонный фундамент вместо традиционных свай. На специальном выступе набережной поставили колокольню с венчающими ее короной и крестом. Она выделяет внутри храма фрагмент брусчатки, на которой царь получил смертельное ранение.Работы по возведению Спаса на Крови длились 24 года и стоили 4,6 млн. рублей. Собор освятили уже при Николае II в 1907 г.

История

История собора уникальна – это единственная православная постройка, сооруженная на месте гибели императора России. Через несколько дней после убийства Александра II, на месте его гибели решили построить небольшую часовню.

Уже к апрелю того же года – ее возвели. Из губерний и деревень стали приходить пожертвования для памятника императору-освободителю. Спустя два года в 1883 году правительство объявило о строительстве собора на месте старой часовни. Приемник императора объявляет конкурс и заявляет о необходимости воплотить в новом соборе черты древнерусских построек в старом русском стиле.

Глава страны в то время выбрал проект Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни Игнатия. Они предложили возродить русские традиции зодчества и православия

Архитектор работал со сложными элементами и конструкциями, сочетая их с законами симметрии и золотого сечения, акцентируя внимание на отдельных деталях. В результате получился собирательный образ храма России

Храм строили в течение 24 лет, а завершили строительство в 1907 году. Чтобы уберечь храм от подтоплений водой канала, в его постройке отказались от свай. Под всем зданием залит бетонный фундамент. Для его освещения использовали 1689 лампочек.

Долгое время собор содержало государство и в нем проходило малое число служб – лишь в память об императоре-освободителе. С приходом Советской власти финансирование прекращается, а в 1938 году его и вовсе собирались разобрать. Помешала в этом война с фашистской Германией. На время боевых действий в храме организовали морг, а после войны его использовали как склад – помещали декорации Малого театра оперы. Вновь для посетителей он открылся в 1997 году.

Последствия убийства царя

Все участники подготовки и убийства императора 1 марта 1881 года, так называемые «первомартовцы» были схвачены, благодаря показаниям Николая Рысакова. Только Вере Фигнер удалось скрыться и остаться на свободе, она будет арестована позднее, смертная казнь ей будет заменена на пожизненную каторгу в Шлиссельбургской крепости.

Перовская, Желябов, Кибальчич, Михайлов и сам Рысаков были публично повешены. Николай Саблин застрелился во время ареста, Геся Гельфман приговорена к смерти, но из-за беременности приговор был отсрочен. Умерла в тюрьме из-за осложнений после родов, не получив медицинской помощи. Ее ребенок, переданный в воспитательный дом, умер через несколько месяцев.

Участники «Народной воли» верили, что цареубийство сможет раскачать народные массы и приведет страну к широким общественным волнениям, в результате чего произойдет смена политического строя. Вот как описывала Вера Фигнер свои эмоции 1 марта, узнав о смерти императора:

К их великому разочарованию реакции народа на смерть царя не было, зато была реакция сына погибшего — императора Александра III. Множество народовольцев было задержано и отправлено в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, Шлиссельбургскую тюрьму и на Карийскую каторгу, где они погибали от болезней и сходили с ума в одиночном заключение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector