Питерский храм спаса на крови: история, архитектура и правила посещения

История

История собора уникальна – это единственная православная постройка, сооруженная на месте гибели императора России. Через несколько дней после убийства Александра II, на месте его гибели решили построить небольшую часовню.

Уже к апрелю того же года – ее возвели. Из губерний и деревень стали приходить пожертвования для памятника императору-освободителю. Спустя два года в 1883 году правительство объявило о строительстве собора на месте старой часовни. Приемник императора объявляет конкурс и заявляет о необходимости воплотить в новом соборе черты древнерусских построек в старом русском стиле.

Глава страны в то время выбрал проект Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни Игнатия. Они предложили возродить русские традиции зодчества и православия

Архитектор работал со сложными элементами и конструкциями, сочетая их с законами симметрии и золотого сечения, акцентируя внимание на отдельных деталях. В результате получился собирательный образ храма России

Храм строили в течение 24 лет, а завершили строительство в 1907 году. Чтобы уберечь храм от подтоплений водой канала, в его постройке отказались от свай. Под всем зданием залит бетонный фундамент. Для его освещения использовали 1689 лампочек.

Долгое время собор содержало государство и в нем проходило малое число служб – лишь в память об императоре-освободителе. С приходом Советской власти финансирование прекращается, а в 1938 году его и вовсе собирались разобрать. Помешала в этом война с фашистской Германией. На время боевых действий в храме организовали морг, а после войны его использовали как склад – помещали декорации Малого театра оперы. Вновь для посетителей он открылся в 1997 году.

Возведение собора

Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.

Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние.

Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.

6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.

Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.

При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.

6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.

Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.

Архитектура храма

Туристы, увидевшие церковь, сразу вспоминают Покровский собор в Москве и спрашивают, кто построил здание в Петербурге. Схожесть получилась из-за того, что Александр ІІІ, сын погибшего императора, заказал проект здания, отображающий русский стиль XVII столетия. Наилучшим оказалось стилистическое решение Альфреда Парланда, над которым он работал совместно с архимандритом Игнатием, настоятелем Троицко-Сергиевской пустыни.

Архитектор впервые в истории строительства Санкт-Петербурга вместо традиционных свай под фундамент применил бетонное основание. На нем прочно стоит девятиглавое здание, в западной части которого возвышается двухъярусная колокольня. Она обозначает место, где произошла трагедия.

Снаружи на колокольне расположены гербы городов и губерний России. Кажется, что вся страна погружена в скорбь по поводу кончины императора. Гербы выполнены в технике мозаики. Такое декорирование фасада не совсем обычно. Как правило, мозаикой украшают интерьер церквей.

Еще одна отличительная особенность храма Спаса на Крови – его купола. Пять из девяти глав собора покрыты четырехцветной эмалью. Ювелиры изготовили это украшение по специальной рецептуре, аналогов которой нет в русской архитектуре.

Зодчие не скупились и богато декорировали собор. Из четырех с половиной выделенных миллионов рублей они потратили на украшение здания около половины суммы. Мастера применяли материалы из разных мест и стран:

  • красно-коричневый кирпич из Германии;
  • эстляндский мрамор;
  • итальянский серпентинит;
  • яркую орскую яшму;
  • украинский черный лабрадорит;
  • более 10 сортов итальянского мрамора.

Роскошь оформления поражает, но больше всего туристы стремятся увидеть мозаики, которыми храм украшен внутри.

История ризницы

Помимо икон здесь содержали каменные образцы от Голгофы, из пещер — Вифлеемской и Гефсиманской, в том числе, крест с частичками от Живоносного Гроба. Святое строение служило в качестве музейного здания, где можно было увидеть чертежи и эскизы, образцы камней и других материалов, которые использовали зодчие в отделке. Его посещали все желающие.

Поскольку в 30-е прошлого века ризница эксплуатировалась неподобным образом, интерьер и часть декора фасадов утратились. Навершием стал шпиль вместо христограммы. К счастью, во время реставрации здания в начале 70-х советской эпохи ее возродили там, где она и была изначально. Тогда Спас-на-Крови и ризницу официально объявили музеем державной значимости, который отдали в ведение Исаакиевского собора.

За 4 года до конца прошлого столетия и тысячелетия пост-советские специалисты восстановили икону, выполненную из мозаики и украшающую венец ризничного входа. В 5-ом году нашего века возродили по крупицам архивных материалов венчающую купол хризму.

История ===

Временная часовня

=== Временная часовня

{OldStyleDate|13|марта|1881|1}} года на набережной
Екатерининского канала (сейчас канала Грибоедова) в результате
нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был
смертельно ранен император Александр II. Уже Шаблон:OldStyleDate
на чрезвычайном заседании Городская дума просила наследника
престола Александра Александровича (будущего императора Александра
III) «разрешить городскому общественному управлению возвести… на
средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно
было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено же
поставить временную часовню. Разработать проект поручили
архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что
Шаблон:OldStyleDate
часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды.
Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии
Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал
старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента
начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего
была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и
была окончательно разобрана.

DarwIn @ WikiCommons

Архитектурный конкурс

?разу после убийства была создана комиссия по увековечиванию
памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект
храма. В установленный срок к полудню Шаблон:OldStyleDate
были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих
знаменитых архитекторов того времени, среди них были:
И. С. Китнер, И. С. Богомолова,
В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа
и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны
канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой
княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших
проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле
под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко.
Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков
И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей —
замысел архитектора Л. Н. Бенуа. Шаблон:OldStyleDate
года в
Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру
III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было
принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской
архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в

Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели
императора в храме в виде отдельного придела.

Church of the Savior on Spilled Blood, St. Petersburg, Russia — szeke @ Flickr

Вскоре последовал второй конкурс. Уже Шаблон:OldStyleDate
члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот
раз в списке номинантов появились новые громкие имена:
Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа,
А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин,
А. Л. Обер, Н. В. Султанов,
А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также
были отклонены Александром III.

После разработки новых проектов был выбран проект архитектора
Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни
архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев). Этот проект
был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его
последующей доработки, окончательно проект был утвержден только 1
мая 1887 года.

Church of Our Savior on the Spilled Blood, Russia — Ninara @ Flickr

Строительство храма

?оржественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года.

Panoramio upload bot @ WikiCommons

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое
митрополит Антоний (Вадковский) свершил 19 августа 1907 года в
присутствии Императора Николая II и иных членов императорского
Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с
храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы,
поднесённые в память о кончине Александра II.

Спас-на-крові — kharts @ Flickr

При строительстве храма были применены новые технологии
строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм
освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса
на Крови была реконструирована.

Auferstehungskirche, Sankt Petersburg — Songkran @ Flickr

Царь-Освободитель

Самодержец и реформатор одновременно, Александр II оставил добрую, но неоднозначную память в народном самосознании, осуществив главное дело своей жизни – отмену крепостного права в России в 1861 году. Гражданские права и освобождение от рабства получили 23 миллиона крестьян, за эти дарования Александр II остался в памяти народной как «Царь-Освободитель». Реформы во всех областях государственной и общественной жизни (военная, земская, судебная, народного образования и другие) дали толчок к ускоренному развитию в области промышленности, модернизации армии, местному земскому самоуправлению, строительству железных дорог, прогрессивной судебной системы.

Царь активно занимался важнейшим государственным делом: подготовкой к переходу России от самодержавия к конституционной монархии.

В результате побед русского оружия были освобождены от турецкого владычества балканские народы (Русско-Турецкая война 1877-78 гг.). В период царствования Александра II Российская империя приросла обширными территориями Средней Азии и Кавказа.

Однако реформы и преобразования шли непросто. Обветшавшие государственная и экономическая системы с большим трудом поддавались преобразованиям. Реформы шли с затягиванием и перекосами на местах. Этот сложный период перемен, отразившийся, как на положении правящего класса, так и всех слоев населения, вызвал к жизни мощное протестное движение в среде разночинцев и студенчества. Появившаяся в России революционно-террористическая организация «Народная Воля» выбрала путь насильственного свержения самодержавной власти в России. Методом достижения своих целей народовольцы выбрали террор. Началась системная охота за высшими чиновниками государственной власти, а главное – «виновником всех трудностей» – императором Александром II. На царя было организовано восемь покушений, последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.

Современное использование

В июле 1970 года управление церковью перешло к Исаакиевскому собору, который использовался как музей. Поступления от собора пошли на восстановление церкви. Он был вновь открыт в августе 1997 года после 27 лет восстановления, но не был повторно освящен и не функционирует как постоянное место поклонения. Храм Спаса-на-Крови — музей мозаики. В дореволюционный период он не использовался как общественное место поклонения. Церковь была посвящена памяти убитого царя и только панихид (панихиды) имели место. Сейчас церковь является одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Последствия убийства царя

Все участники подготовки и убийства императора 1 марта 1881 года, так называемые «первомартовцы» были схвачены, благодаря показаниям Николая Рысакова. Только Вере Фигнер удалось скрыться и остаться на свободе, она будет арестована позднее, смертная казнь ей будет заменена на пожизненную каторгу в Шлиссельбургской крепости.

Перовская, Желябов, Кибальчич, Михайлов и сам Рысаков были публично повешены. Николай Саблин застрелился во время ареста, Геся Гельфман приговорена к смерти, но из-за беременности приговор был отсрочен. Умерла в тюрьме из-за осложнений после родов, не получив медицинской помощи. Ее ребенок, переданный в воспитательный дом, умер через несколько месяцев.

Участники «Народной воли» верили, что цареубийство сможет раскачать народные массы и приведет страну к широким общественным волнениям, в результате чего произойдет смена политического строя. Вот как описывала Вера Фигнер свои эмоции 1 марта, узнав о смерти императора:

К их великому разочарованию реакции народа на смерть царя не было, зато была реакция сына погибшего — императора Александра III. Множество народовольцев было задержано и отправлено в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, Шлиссельбургскую тюрьму и на Карийскую каторгу, где они погибали от болезней и сходили с ума в одиночном заключение.

Гибель царя-освободителя

Покушение на Александра II 1 апреля 1881 года.

Когда император возвращается к карете, еще один террорист Игнатий Гриневицкий примерно в 14.25 бросает бомбу в ноги императору и смертельно ранит его. Около двадцати человек погибли либо ранены от второго взрыва. Сам Гриневицкий скончается в этот же вечер в Конюшенном госпитале от полученных ран при взрыве.

Руководитель терактов Софья Перовская наблюдала за происходящим с противоположной стороны Екатерининского канала. Палач и жертва, смертельно раненные, лежали на мостовой, утопая в крови. Третий метальщик Иван Емельянов с бомбой в портфеле бросился к Гриневицкому, чтобы попытаться его спасти, но было поздно. Он помогает уложить раненого царя в сани и скрывается от полиции, но ненадолго. После ареста будет приговорен к смерти, с заменой на пожизненную каторгу.

Последние слова императора: «Скорее, домой. Там хочу умереть». Приехавший брат великий князь Михаил Николаевич отправляется с раненным в Зимний дворец. Почему-то никто не пытается остановить кровотечение у несчастного императора и отвезти в ближайший госпиталь.

Когда придворные медики приходят к Александру, принесенного в личный кабинет Зимнего дворца, уже поздно оказывать медицинскую помощь. В 15.33 он скончался от кровопотери не приходя в себя, его обе ноги были сильно раздроблены, все лицо в мелких ранках. Штандарт императора на флагштоке Зимнего дворца был опущен, что известило народ о смерти Александра II. Охота на царя закончилась.

Любимый художник Александра II — Константин Маковский, в этот же день прибыл в Зимний дворец, чтобы написать последний портрет императора «Александр II на смертном одре».

Картина Константина Маковского «Александр II на смертном одре» 1881 г. (Государственная Третьяковская галерея)

Александр II был торжественно похоронен в Петропавловском соборе — усыпальнице Романовых в Петропавловской крепости.

История строительства

На следующий день после трагедии Городская дума решила установить на берегу канала временную часовню. Небольшой поминальный храм построили по проекту, который подготовил архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Новую часовню освятили, и она простояла около двух лет. Из разных губерний Российской империи в столицу приходили пожертвования для монумента погибшему императору. Но было решено, что лучшей памятью о царе-Освободителе станет не скульптура, а новый собор. По замыслу устроителей он должен был отличаться от типичных для северной столицы классических, барочных и ампирных храмов.

Специальная комиссия провела конкурс архитектурных проектов, и его выиграл профессор Академии художеств Альфред Александрович Парланд. Талантливый зодчий имел шотландские корни — предки Парланда приехали в Россию в конце XVIII века.

Фрагмент южного фасада храма Спаса на Крови

Архитектор предложил проект собора в старорусском стиле, который вобрал лучшие традиции допетровского храмового зодчества. Новую церковь стоили почти четверть века – с 1881 до 1907 год. Чтобы вода из канала не подтопила фундамент, его укрепили сваями и массивным бетонным основанием. Специально под колокольню возвели широкий выступ, а внутрь провели электричество. В начале прошлого века это было новшеством и вызывало удивление у обывателей. Своды храма освещали более 1,5 тысяч ярких лампочек.

Собор содержался за счет государственной казны, но он не был открыт для широкой публики и не являлся приходским храмом. В памятные дни внутри церкви проходили поминальные службы для избранных. Красивые интерьеры и мозаики могли видеть лишь члены царской семьи, приближенные ко двору и гости государя.

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

В храме запрещено:

  • приносить в собор холодное и огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, ядовитые и пачкающие предметы;
  • посещать храм в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, дорожные сумки, большие рюкзаки, снасти, лыжи, воздушные шары;
  • кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках и кроссовках с колесами;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки, колонны и витрины храма;
  • делать надписи и объявления;
  • оказывать услуги экскурсионного характера без согласования с администрацией;
  • шуметь, петь, танцевать, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах;
  • курить и мусорить на территории музея;
  • находиться в соборе с животными;
  • оставлять детей дошкольного возраста без присмотра взрослых;
  • производить фотосъемку со вспышкой во время экскурсии.

В церкви допускается любительская фото- и видеосъемка (без использования штатива, дополнительного освещения, а также иных вспомогательных устройств).

Наименование категории Цена билета, руб.
Студенты российских ВУЗов 50
Малыши до 7 лет бесплатно
Дети старше 7 лет 50
Взрослые граждане 250
Пенсионеры РФ 50
Посетители вечерних экскурсий 400

Интересные факты и легенды

Спас на крови – единственный православный храм Санкт-Петербурга, в котором просят не зажигать свечи – огонь может закоптить уникальные мозаики.

Несокрушимый

Спас на крови приобрел славу несокрушимого собора: его неоднократно планировали уничтожить, но каждый раз этому препятствовали различные обстоятельства. В 1941 году даже успели просверлить в стенах храма отверстия для заложения взрывчатки. Взорвать собор помешала начавшаяся Великая Отечественная война: все специалисты-взрывники были срочно отправлены на фронт.

«Мир вам»

Храм не пострадал даже во время фашистских авиационных налетов. Единственную авиабомбу обнаружили случайно во время реставрации в 1961 году – она застряла и 20 лет пролежала не взорванной в главном куполе собора

как будто прямо на руках Спасителя, держащего евангельский текст «Мир вам»

«Спас на картошке»

После прорыва блокады Ленинграда собор шутливо именовали «Спас на картошке» – в это время он служил овощехранилищем. В этом названии была своеобразная горькая ирония: мерзлая картошка спасала выживших ленинградцев от голодной смерти.

Символика цифр

Высота храма составляет 81 метр. Эта же цифра – 81 – год трагической гибели Александра II. Второй по высоте купол Спаса на Крови — колокольня — возвышается на 63 метра. Столько же лет было императору на момент его смерти.

Подводные Кресты

После того, как с приходом большевиков к власти в России стали повсеместно закрываться храмы, угроза уничтожения нависла и над Спасом на Крови. По легенде, чтобы уберечь от переплавки святыню собора — кресты с купола, их тайно сняли и укрыли на дне канала Грибоедова. Впоследствии во время начавшейся реставрации их никто не мог найти. Совет поискать их на дне канала дал реставраторам проходивший мимо незнакомец, который, возможно, вовсе не являлся случайным прохожим. Кресты были найдены водолазами именно там, где он указал.

«Мечтаю снять леса со Спаса на крови…»

Это строки из песни Александра Розенбаума.

Его, как и других творческих людей, храм вдохновлял, даже будучи окруженный строительными лесами.

Восстановительные работы, начавшиеся в 1971 году, затянулись на два десятилетия, и реставрируемый собор стал привычной картиной для жителей Петербурга. А в середине 80-х годов родилась легенда, гласившая, что советская власть в стране продержится до тех пор, пока вокруг Спаса на Крови стоят строительные леса.

Загадочная икона

Экскурсоводы, рассказывая историю храма, часто упоминают о некой таинственной иконе, хранящейся под его сводами. Никто не знает, существует ли она на самом деле, но ходит легенда о том, что на ней в определенные моменты можно заметить проявляющиеся цифры — судьбоносные для истории России даты.

Так когда-то на иконе были замечены цифры: 1917 – год революционного коммунистического переворота, 1941 – год начала Великой Отечественной войны, 1953 – год смерти Иосифа Сталина.

Мистически настроенные любители тайн верят, что на иконе можно увидеть и другие неясные цифры, возможно несущие пророчество о других будущих поворотных датах в истории страны.

В массовой культуре

В песне Булата Окуджавы «Прощание с новогодней ёлкой» (1966) есть слова: «Ель моя, ель, словно Спас на Крови, // Твой силуэт отдалённый // Будто бы след удивлённой любви, // Вспыхнувшей, неутолённой».

В песне «Налетела грусть» Александра Розенбаума, вышедшей на пластинке в 1986 году, упоминается Спас на Крови и желание скорее увидеть его обновлённым: «Хочу придать домам знакомый с детства вид. // Мечтаю снять леса со Спаса на Крови» (в другом варианте — «Я двадцать лет мечтаю снять леса со Спаса на Крови»).

В песне «В городе трёх революций» группы «Чайф» из альбома «Не беда» (1990): «В городе трёх революций снова на месте „Аврора“. // Её починили наверно в надежде на русский авось. // Со Спаса снимают леса и красят заборы. // Спьяну блюёт уважаемый северный гость.».

Песня «Баллада о Храме» Юрия Морозова из альбома «Смутные дни» 1988 года посвящена храму Спаса на крови.

История строительства

1 марта 1881 года смертельное ранение получил император Александр Второй. Уже на другой день после убийства создали комиссию, которая начала заниматься увековечением памяти царя-освободителя. До строительства церкви в очень короткие сроки возвели небольшую часовню – 17 апреля этого же года она была освящена. На ее строительство средства выделили петербургские купцы первой гильдии Громов и Милитин. Часовню установили на месте теракта, она находилась там до тех пор, пока не приступили к строительству основного храма весной 1883 года.

Затем сооружение перенесли на одну из площадей Санкт-Петербурга, где она простояла почти 10 лет, затем ее демонтировали. Конкурс архитектурных проектов строительства был объявлен в 1881 году. К концу этого года были представлены более 25 предложений, в нем принимали участие знаменитые архитекторы – Бенуа, Богомолов и другие. Им предоставили большой участок земли по обе стороны канала, в том числе в Михайловском саду. Было отобрано 8 проектов, лучшим была признана работа архитектора А. О. Томишко, названная «Отцу Отечества».

Но царь так окончательно и не одобрил этот вариант, и был проведен второй конкурс, в результате в 1887 году была утверждена работа Альфреда Парланда. После чего приступили к строительству храма, которое продолжалось более 20 лет. Освятили «Спас-на-Крови» в 1907 году. Музею «Исаакиевский собор» как самостоятельный филиал здание передали в начале 1970-х годов, с 1977 года в течение 14 лет проводилась капитальная реставрация церкви, и только в 1997 году, почти через век после официального освящения, ее открывают для посетителей.

Храм Воскресения Христова

СПАС НА КРОВИ

Храм построили на том месте, где 1 марта 1881 года бомба террориста Игнатия Гриневицкого смертельно ранила императора Александра 2. В сооружении храма в память царя, который отменил в России крепостное право, участвовала вся страна, на колокольне можно увидеть изображение гербов 140 городов, приславших деньги на строительство. Архитектор А. Парланд соорудил внутри храма сень, под которой сохранилась часть набережной Екатерининского канала (так раньше назывался канал Грибоедова): кусок ограды, плиты тротуара, булыжник мостовой, где упал, истекая кровью, царь освободитель. Храм строили почти четверть века, с 1883 по 1907 год.

Разноцветные купола, яркая облицовка стен, обилие мозаики – все это делает храм нарядным и праздничным, заставляя вспоминать слова пасхальной службы «Смертью смерть поправ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector