Богоявленский елоховский собор в москве. иконы в соборе

Собор во времена Великой Отечественной войны

В Богоявленском соборе был организован сбор пожертвований на нужды обороны. Кроме того, церковь фронту оказала значительную материальную помощь — более 6 миллионов рублей. В годы войны отмечается необыкновенный подъем религиозных чувств верующих.

Современник тех событий, прихожанин Богоявленского собора писал, что в дни Великого поста 1942 года все стремились исповедаться и причаститься, желающих говеть было так много, что священники вынуждены были причащать и за преосвященными литургиями — по средам и пятницам. В обычные же дни для причастия, особенно в некоторые субботы, причастников собиралось так много, что служба начиналась в 6.30 и заканчивалась в 16.00-17.00.

Иконостас Богоявленского кафедрального собора

После исторической встречи со Сталиным в Кремле 8 сентября 1943 года на архиерейском соборе митрополит Сергий был избран Святейшим Патриархом. К сожалению, жить ему оставалось недолго.

В ночь с 4 на 5 апреля 1942 года городские власти разрешили проведение пасхальной службы в Богоявленском соборе, на которую собралось 6500 москвичей. А 18 мая 1944 года в дни Святой Пасхи собор вновь не мог вместить всех прихожан: на этот раз люди пришли проститься со Святейшим патриархом Сергием, который был погребен в Никольском пределе.

Реконструкция собора

Так появился на карте Российской империи город Богородск – будущий Ногинск. Богоявленский собор к тому времени заметно повысил свой статус

Помещаясь в губернском центре, он регулярно становился местом архиерейского служения, что привлекало к нему внимание столичного Синода. Результатом этого явились масштабные работы по его реконструкции, начатые в 1822 году и продолжавшиеся в течение двух лет

По окончании работ в 1824 году была освящена отстроенная заново просторная трапезная с пределами Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Кроме этого появились колокольня, каменная часовня и помещение для охраны.

В середине века значительным финансовым подспорьем храму стали пожертвования от владельцев открывшегося в городе крупного текстильного предприятия промышленника А. Елагина и его сыновей. Также существенную роль в этом сыграл и богатый предприниматель – фабрикант Шибаев. Благодаря их вкладам собор был расширен, украшен богатой росписью и окружён декоративной оградой. Для размещения Богородского духовного правления был возведён особый двухэтажный корпус, выполненный в лучших архитектурных традициях того времени.

Богатая история

Елоховский собор в Москве, расположенный в Басманном районе на Спартаковской улице, принадлежащий ЦАО, имеет свою славную историю. В нем крестили А. С. Пушкина (1799 год, на 8-й день от рождения). С 1938 года собор становится кафедральным, а с 1945 по 1991 год – Патриаршим (сейчас, после переноса кафедры Патриарха Всея Руси в Успенский собор в Кремле, Богоявленский собор остается кафедрой Московского Патриархата). Именно здесь в 1943, 1945, 1971 и 1990 годах проходили возведения вновь избранных предстоятелей церкви (епископов) на кафедру. Обряд интронизации происходит во время литургии. Иерарха одевают в одежды, соответствующие его сану. В 1925 году в праздник Сретения литургию в соборе служил патриарх Тихон. Елоховский собор в Москве знаменит тем, что в северном Никольском приделе похоронен, после отпевания в мае 1944 года, патриарх Сергий. Место его захоронения украшает надгробие из мрамора. Автором является знаменитый А. В. Щусев. Алексий II, 15 ПМ, тоже захоронен в этом соборе – в южном Благовещенском приделе, в 2008 году.

Интерьеры и святыни

Благодаря 12 арочным окнам и двойным рядам проемов в стенах, в Елоховском соборе светло, а его интерьеры выглядят очень празднично. Купол украшают росписи на тему Новозаветной Троицы, а своды – лики четырех евангелистов и сцены из Евангелия. Красивыми фресками на библейские темы оформлена западная стена храма. В большом алтаре находятся росписи, которые выполнил Афанасий Куликов. Масляную живопись можно увидеть и на сводах трапезной.

В храме хранится почитаемая верующими икона Казанской Божией Матери XVII века и рака из металлического сплава, в которой лежат мощи Митрополита московского святителя Алексия. В одном из приделов находится беломраморное надгробие, изготовленное по проекту академика Алексея Викторовича Щусева, над могилой Патриарха Сергия. С южной и северной стороны красуются необычные хоругвии, которые Елоховский храм заказал в 1896 году в честь коронации российского императора Николая II.

Гордость и главное украшение собора – уникальный шестиярусный иконостас высотой 18 м, выполненный в неовизантийском стиле в середине XIX столетия.

Затейливая деревянная резьба покрыта позолотой и смотрится очень эффектно. Роскошный иконостас вмещает 65 икон. Самые старые из них были написаны в XVII-XVIII веках. Собор славится богатой ризницей, где хранятся серебряные напрестольные кресты, Евангелия со старинными гравюрами, старые церковные книги и драгоценные богослужебные облачения.

Великие личности Богоявленского собора

По преданию, в декабре 1469 года на паперти церкви в селе Елохово родился Святой блаженный Василий, московский чудотворец. Тот самый знаменитый юродивый, который на пиру у Ивана Грозного тремя кубками вина затушил пожар в Великом Новгороде и, посланный царем гонец, подтвердил этот факт. Когда святой умер, его гроб на своих плечах нес сам царь. Самый известный в мире собор носит имя блаженного Василия. Там же покоятся и его святые мощи.

8 июня 1799 года в Елоховской церкви крестился другой великий москвич — Александр Сергеевич Пушкин.

С 1938 года по 1991 год храм, по сути, являлся патриаршим. Здесь состоялась интронизация четырех святейших патриархов: 12 сентября 1943 года интронизация Святейшего патриарха Сергия, 4 февраля 1945 года — Патриарха Алексия І, 30 июня 1971 года патриарха Пимена, 10 июня 1990 года — Алексия ІІ.

Случайно или нет, но три Алексия сыграли выдающуюся роль в судьбе храма.

14 октября 1947 года святейший патриарх Алексий І по разрешению Сталина перенес из Успенского собора Московского кремля, ставшего на тот момент уже музеем, мощи Святителя Алексия, митрополита Московского в Елоховский собор. Предлогом для перенесения святыни было празднование 800-летия Москвы.

Елоховский кафедральный собор в Москве

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец, был другом Сергия Радонежского и видел в нем своего преемника на посту митрополита. Но преподобный Сергий по великому смирению отказался. Святитель Алексий был опекуном и воспитателем Дмитрия Донского.

Широко известен факт, что по его молитве от слепоты была исцелена ханская жена Тайдула. Святитель многое сделал для объединения русских земель, утверждения православия и возрождения отечества в трудное время владычества Золотой орды.

До 1928 года его честные нетленные мощи хранились в основанном им Чудовом монастыре, пока богоборцы его не взорвали. От уничтожения святые мощи были спасены выдающимся реставратором Петром Дмитриевичем Барановским, который в день разрушения Чудова монастыря вывез на телеге мощи святителя Алексия в Успенский собор Кремля.

Для многих наших современников Богоявленский храм связан с именем святейшего патриарха Алексия ІІ. Часто видели его совершающего служение в этом соборе. Патриарх оставил завещание быть похороненным именно в этом соборе, рядом со своим небесным покровителем. Его воля была исполнена.

Сюда приезжают верующие, чтобы поклониться, отдать дань уважения и любви святейшему патриарху Алексию.

Богослужение в Богоявленском соборе

До 1918 года в храме служил замечательный священник Иоанн Березкин.

А на торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память столетию со дня рождения Пушкина здесь молилась великая княгиня и будущая преподобномученица Елизавета Федоровна.

Для сведения! Одним из почитаемых людей в Богоявленском храме является священник Матфей Стаднюк, который был его настоятелем долгие годы.

Незаменимым старостой Елоховского собора был Николай Семенович Капчук. Он служил здесь 45 лет. Он делал всё возможное, чтобы главный храм страны приобрел благолепный вид и свой знаменитый салатовый цвет. Именно при его рачительном попечении о соборе были проведены масштабные строительные и реставрационные работу, в буквальном смысле преобразившие облик храма.

Архитектурные особенности собора

Величественное здание Елоховского собора — прекрасный образец позднего русского ампира. Четверик на высоком подклетье завершают пять элегантных глав, а массивная ротонда в центре напоминает римский собор Святого Петра. Купола с золотыми крестами поднимаются на 56 м и хорошо видны с окрестных улиц. Просторная церковь площадью более 1100 кв. м может вместить до 3000 человек.

Старейшие части собора – трапезная и нижняя часть колокольни были построены в конце XVIII – начале XIX веков. Трехъярусная колокольня возвышается на 65 м и имеет 17 колоколов. Самый крупный был изготовлен в 1900 году. Общий вес церковных колоколов превышает 6,8 тонн.

Фасады храма богато декорированы карнизами, нишами, наличниками и фронтончиками. Затейливая отделка делает здание очень нарядным и легким.

Вход в Елоховский собор

История строительства

В XIV-XV веках на месте, где теперь стоит храм, располагалось село Елох. Согласно словарю Даля, это название означает «ольху» или «мокрое, низинное место». Историки полагают, что раньше здесь рос густой ольшанник.

Елохово было небольшим пригородным селением и имело собственный храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Примечательно, что в этом приходе появился на свет известный всем московский юродивый Василий Блаженный.

Богоявленский храм в Елохово известен с 80-х годов XVII века. Первоначально это была обыкновенная деревянная церковь с приделом в честь праздника Благовещения. В 1712 году по указу российского царя Петра I ее начали перестраивать в камне. Кирпич выделил сам Петр I. Денег не хватало, но благодаря помощи полковника русской армии Воронецкого и младшей дочери царя Иоанна V – Прасковьи, строительство удалось завершить. В 1731 году архиепископ Леонид провел в новой церкви первую службу.

В XVIII веке село Елохово сильно разрослось и вошло в состав Москвы. В 1799 году в расположенной неподалеку Немецкой слободе в семье Пушкиных появился на свет мальчик. Вскоре будущего поэта – Александра Сергеевича Пушкина крестили в старом Богоявленском храме.

Перед начало войны 1812 года в Елохово состояла одноглавая церковь с трапезной и высокая колокольня. Во время нашествия Наполеона всю Москву охватили сильные пожары. Страшный огонь уничтожил почти весь церковный приход. Беда коснулась каждой семьи. Из более 200 жилых дворов уцелело лишь шесть. Старый храм не сгорел, но был разграблен французскими солдатами.

В 1830-е годы жилые здания в приходе отстроили заново. Количество верующих выросло, и небольшое пространство старого петровского собора уже не вмещало всех, кто приходил на церковные службы.

Вид Елоховского собора со Спартаковской улицы

В 1835 году московский архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин подготовил проект, по которому началось строительство нового Елоховского собора. Большую часть денег для храма выделил богатый московский купец Василий Щапов. Он чем мог помогал прихожанам и оставался главным ктитором храма до самой смерти в 1864 году.

Через 5 лет после начала строительства стены собора были готовы, поэтому решено было возводить барабан центрального купола. Однако, случилась беда – слабые боковые арки не выдержали нагрузки, и появились трещины. Стройку продолжили только после того, как все повреждения были устранены.

Здание было готово в 1845 году, началась внутренняя отделка, длившаяся до 1853 года. К этому времени приход собора насчитывал почти 3,5 тысячи человек. Спустя несколько лет храм реконструировали, иконостас покрыли червонным золотом, а алтарь украсили живописью и лепниной. В начале прошлого века при соборе существовали дом престарелых и приют для детей-сирот.

Вид Елоховского собора со стороны Нижней Красносельской улицы

Святыни и иконы

Свет из больших окон падает на образы святых, расположенных по кругу – великого князя Владимира и великую княжну Ольгу, Александра Невского, Сергия Радонежского, Святителей Михаила, Петра, блаженного Василия и многих других. Особо почитается Казанская икона Божьей матери, которая раньше находилась в Казанском соборе. В главном приделе находятся иконы:

  • “Млекопитательница”, которая была прислана в дар со святого Афона в 1894 году;
  • Божьей Матери “Взыскание Погибших”
  • “Избавление от бед страждующих” – очень редкая и древняя
  • в Никольском приделе можно увидеть уникальный образ Николая Чудотворца
  • “Воскресение Христово”
  • В главном приделе – преподобного Серафима Саровского

Мощи святителя Алексия, доставлены в 1947 году и встречены патриархом Алексием I. В 1944 году в северном приделе был похоронен Патриарх Сергий.

Святыни и иконы

Свет из больших окон падает на образы святых, расположенных по кругу – великого князя Владимира и великую княжну Ольгу, Александра Невского, Сергия Радонежского, Святителей Михаила, Петра, блаженного Василия и многих других. Особо почитается Казанская икона Божьей матери, которая раньше находилась в Казанском соборе. В главном приделе находятся иконы:

  • “Млекопитательница”, которая была прислана в дар со святого Афона в 1894 году;
  • Божьей Матери “Взыскание Погибших”
  • “Избавление от бед страждующих” – очень редкая и древняя
  • в Никольском приделе можно увидеть уникальный образ Николая Чудотворца
  • “Воскресение Христово”
  • В главном приделе – преподобного Серафима Саровского

Мощи святителя Алексия, доставлены в 1947 году и встречены патриархом Алексием I. В 1944 году в северном приделе был похоронен Патриарх Сергий.

Правила посещения собора

Посещая храм нужно помнить:

  • нельзя опаздывать и протискиваться между молящимися людьми за свечкой, лучше прийти на 10 мин. раньше;
  • входить в храм мужчинам нужно с обнаженной головой, а женщине обязательно покрывать ее платком или накидкой;
  • в церкви нельзя разговаривать, сотовые телефоны рекомендуется заранее отключить;
  • к иконе запрещается прикладываться накрашенными губами, отказаться стоит и от другой косметики, украшений и парфюмерии;
  • одежда должна быть скромной, опрятной, без вырезов, разрезов и страз, обязательно с длинными рукавами и юбкой ниже колен;
  • в пасхальное богослужение уместна одежда светлых тонов, в остальные дни необходимо предпочитать темные оттенки;
  • женщинам запрещено приходить в храм в брючной одежде и джинсах, мужчинам джинсы не возбраняются, но лучше предпочесть брюки;
  • майки, футболки, шорты нельзя надевать в церковь даже в сильную жару;
  • при входе, начиная и оканчивая молитву, прикладываясь к иконам или кресту, нужно совершать крестное знамение;

  • зайдя в церковь, необходимо подойти к иконе у «Царских врат», трижды осенить себя крестным знамением и приложиться к иконе, поцеловать край одежды святого, перекреститься и уйти в сторону;
  • всю службу рекомендуется стоять;
  • если открыты «Царские врата» сидеть не разрешено никому, даже немощным;
  • руки должны быть опущены вдоль тела, нельзя совать их в карманы, запрокидывать за спину или скрещивать на груди;
  • на выходе перекреститься, обернувшись на алтарь.

Эти несложные правила нужно соблюдать в любой церкви. Грубое движение или вопросы отвлекают верующих от богослужения. Нужно уважать чувства людей.

Настоятели

  • Стефан, брат прп. Сергия Радонежского
  • Прохор (1455 — 1471)
  • Арсений (ок. 1460)
  • Антоний (1467)
  • Киприан (1482)
  • Трифон (Дубина) (? — 14 июля 1499)
  • Герасим Поповка (1503)
  • Нил Грек (упом. 1506 — 24 августа 1509)
  • Геннадий (1510 — 1512)
  • Феофил (1525 — 1532)
  • Киприан (1542 — 30 января 1547)
  • Исаакий (1548)
  • Антоний (1551)
  • Варлаам (1554 — 1655)
  • Феодосий (1557 — 1566)
  • Герман (1567 — 1568)
  • Феодосий (1571 — 1572)
  • Авраамий (1576 — 1581)
  • Досифей (1581)
  • Сильвестр (1584)
  • Иосиф (1589 — 1596)
  • Иов (1598 — 1604)
  • Симон (1613 — 1616)
  • Боголеп (1618 — 1619)
  • Иосиф (июль — октябрь 1620)
  • Илия (1621 — 1631)
  • Варлаам (7 октября 1634 — 1635)
  • Гурий (? — апрель 1638)
  • Иона (1638 — 24 декабря 1642)
  • Пафнутий 1643 — 1645)
  • Ферапонт (1645 — 1648)
  • Корнилий (1649 — 13 января 1650)
  • Серапион (14 ноября 1651 — 1654)
  • Авраамий (1655 — 1656)
  • Киприан (1658 — 1660)
  • Пахомий (1660 — 1661)
  • Феодосий (1664 — 1665)
  • Герасим (1666 — 1668)
  • Гермоген (1668 — 1674)
  • Амвросий (1675 — 1685)
  • Никифор (1685 — 1698)
  • Евфимий (14 мая 1699 — 22 февраля 1706)
  • Геннадий (25 февраля 1706 — ?)
  • Митрофан (? — 1709)
  • Игнатий (Смола) (1709 — 1712)
  • Иакинф (7 сентября 1712 — 24 ноября 1732)
  • Герасим (5 февраля 1733 — 20 января 1752)
  • Иоасаф (20 января 1752 — 1758)
  • Афанасий (Берестович) (8 августа 1757)
  • Пахомий Поляница (Поленичка) (1759 — 1773)
  • Аввакум (Миланкович) (1773 — 26 апрель 1778)
  • Дамаскин (Семенов-Руднев) (15 апреля — май 1778)
  • Серапион (Александровский) (17 февраля 1779 — 1799 ?)
  • Виктор (Прокопович-Антонский) (1800 — 1801)
  • Августин (Виноградский) (июль 1801 — 1801)
  • Иринарх (январь — август 1802)
  • Моисей (Близнецов-Платонов) (10 октября 1802 — февраль 1804)
  • Ираклий (Евреинов) (1804 — 1811)
  • Гедеон (Фомин) (1811 — 23 декабря 1812)
  • Лаврентий (Бакшевский) (2 апреля 1813 — 26 июня 1816)
  • Авраам (Шумилин) (26 июня 1816 — 1817)
  • Аполлос (Алексеевский) (1817 — 1820)
  • Афанасий (Петриев) (1821 — 23 июня 1823)
  • Иннокентий (Платонов) 23 июля 1823 — 1828)
  • Никодим (Быстрицкий) (16 июня — 15 июля 1828)
  • Арсений (Нагибин) (19 февраля 1828 — 1837)
  • Филарет (Гумилевский) (9 марта 1837 — 1841)
  • Евсевий (Орлинский) (9 апреля 1842 — 1845)
  • Митрофан (Воронцов) (5 октября 1845 — 1850)
  • Иоанникий (Холуйский) (31 декабря 1850 — 10 августа 1859)
  • Иннокентий (Орлов) (7 августа 1859 — 3 июня 1863)
  • Игнатий (Рождественский) (25 октября 1863 — 1866)
  • Никодим (Белокуров) (10 марта 1867 — сентябрь 1873)
  • Игнатий (Рождественский) (1873 — 1878), еп. Можайский

Храм в наши дни

До наших дней сохранился сам храм, а также пару корпусов. Храм весной 1991 года передали Московской патриархии, а уже зимой в нем вновь начали проводить богослужения. После многолетних реставрационных работ, ему был возращен прежний облик. Алексеевский предел, который в 19 веке был изменен до неузнаваемости, а затем и вовсе разрушен, воссоздали в том виде, в котором он был изначально, по мнению специалистов.

Рядом с храмом Богоявления был установлен скульптурный комплекс из бронзы монахам братьям Лихудам, основавшим в конце семнадцатого века в монастыре школу. Изготовление памятника финансировало греческое правительство.

Судьба храма в эпоху советской власти

В период 1905-1906 годах власти монастыря разобрали надвратную церковь Иоанна Предтечи семнадцатого века, чтобы соорудить на том месте доходный дом. С приходом советской власти монастырский комплекс был закрыт, усыпальница дворян — разграблена, Разобрана башня монастырской ограды семнадцатого века, колокольня, Алексеевский предел и остальные постройки.

В свое время многие организации и объединения использовали помещения храма под собственные нужды. Так, например, здесь находилось государственное общество «Союзхлеб», исторический музей и Московская книжная палата. В верхнем храме даже устраивали общежитие для учащихся академии горного дела, а в нижнем храме располагались лабораторные помещения Научно-исследовательского института.

Ни одна из них не заботилась о сохранности святыни, они меняли и перестраивали внутреннее пространство по своему желанию — в 30-е годы сняли главу, установили межэтажные перекрытия. Во время Великой отечественной немецкий бомбардировщик упал рядом с храмом, сам он не пострадал, но была разрушена одна из монастырских построек. На ее месте было возведено здание Министерства безопасности, которое заняло кельи и корпус настоятелей. В это время в нижнем храме устроили котельную.

В 80-х годах Богоявленский храм передали академическому русскому хору, которым руководил А. В. Свешников. Дирекция хора обратилась к мастерам архитектурно-реставрационной мастерской, которой руководил в то время Н. И. Даниленко, для подготовки проекта восстановления храма. Именно по проекту Даниленко восстановление собора проводится по сей день.

Помимо архитектурных исследований, в храме работали археологи, открывшие уникальные слои, начиная с 13 века. В них прекрасно сохранились остатки столпов и стен собора 14 века, а также более поздних пристроек, захоронения 13-18 веков.

История[править]

В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.

Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.

Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.

А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.

В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.

И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.

После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.

А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.

В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.

Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.

Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.

Святыни

Елоховский собор в Москве может похвастать значительным собранием важных православных святынь. Это, например, такие известные иконы, как:

  • Список чудотворного образа Казанской Божьей Матери,
  • Богоматерь «Избавительница»,
  • Божья Матерь «Млекопитательница».

Первый из образов особо важен, поскольку представляет собой список XVIII века, находившийся в Казанском соборе на Красной площади. По сути, это была одна из главных богородичных святынь Москвы. Когда в 1946 г. собор был закрыт и разрушен, икону перенесли в Елоховский храм и поместили в иконостас, сам по себе являющийся значимой реликвией.

Богоматерь «Избавительница» также поступила в храм из другой закрытой московской церкви – Покрова в Филях. Этот образ считается чудотворным и привлекает к себе немало паломников, как и Божья Матерь «Млекопитательница», которая находится в храме с конца XIX века и является подарком настоятеля афонского Ильинского скита архимандрита Гавриила.

Елоховский храм, который знает вся Москва, помимо чудотворных икон славится и другими реликвиями. Речь в частности идет о мощах святителя Алексея Московского, которые были переданы храму в 1947 г. Тогда же для них была изготовлена бронзовая рака с вышитым изображением святого на крышке. Автором проекта стал художник М.Е. Губонин, который создал и деревянную сень над ракой.

Рядом с северной стеной храма находится Распятие второй половины XIX века, под которым стоит металлическая рака, содержащая в себе сразу несколько святынь — частицу Древа Животворящего Креста, главу св. Ионна Златоуста, десницу апостола Андрея Первозванного, частицы мощей святителя Петра и Николая чудотворца.

Важной для современной истории святыней является погребение патриарха Сергия. Беломраморное надгробие для него создал в 1949 г

великий архитектор Щусев, для которого это было одно из последних творений. Рядом, под стеклянным колпаком, выставлен патриарший куколь Сергия.

Комплекс Богоявленско-Анастасиина монастыря

Обитель относится к Костромской епархии РПЦ. В ее границах находятся храмы, две гостиницы для паломников и иногородних священнослужителей, духовная семинария, настоятельский корпус с трапезной и епархиальными службами, сиротский приют для девочек и богадельня.

Настоятельский корпус, Slav Yakounin

В плане территория монастыря имеет ломаную трапециевидную форму, а по периметру она окружена каменным и частично деревянным забором, а также строениями, выходящими на красную линию. Въездные ворота расположены на Пятницкой улице и у колокольни, а вход в кафедральный собор и Смоленскую церковь — со стороны улицы Симаковского.

Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор

Храм является главным в Костромской епархии и самым древним из сохранившихся церковных строений обители. Он был возведен в 1559–65 гг. и предположительно расписан мастерами артели Гурия Никитина в середине XVII в. Их работа не сохранилась, но после возвращения в 1990 г. монастырских зданий в лоно Русской православной церкви стены и потолочные своды храма были украшены полихромными фресками.

Росписи сводов собора, pavlovamarina1

В 1864 г. древнее здание расширили, пристроив к нему церквушку пониже. Изначально она была выполнена из красного кирпича и ярко выделялась на фоне элегантного белого собора. В подклете в 1867 г. устроили храм преподобных Сергия Радонежского и его ученика Никиты Костромского. В потаенном месте здесь почивают святые мощи Никиты Костромского, основателя Богоявленского монастыря в Костроме, почитаемого в лике святых.

Богоявленско-Анастасиин собор получил статус кафедрального в августе 1991 года.

Смоленская церковь

Часовню возвели в 1824–25 гг. на основе располагавшейся здесь угловой юго-западной башни. В тот период настоятелем Богоявленского монастыря был алтайский миссионер, преподобный Макарий, а деньги на строительство выделил костромич Ф. Обрядчиков. Церковь освятили во имя чудотворной иконы Смоленской Божией Матери. Ее список в виде фрески был создан на стене юго-западной башни монастырской стены в 1672 г. иконописцами артели Гурия Никитина.

Смоленская часовня-церковь, Эдуард Скворцов

Во время сильнейшего пожара 1779 г., полностью уничтожившего обитель, образ Богородицы остался невредимым. Икона-фреска не пострадала и в 1847 г., когда выгорело две трети Костромы. В те дни верующие массово шли к Смоленской часовне просить Богородицу о защите, и пламя отступило. В знак благодарности настенную икону украсили позолоченной серебряной ризой, снятой и конфискованной в 1920-е местными властями.

Сохранившаяся при пожарах фреска Смоленской Божией Матери чуть было не исчезла в «безбожные» годы. К 1990-му от нее остались одни контуры, но реставраторам древнее изображение удалось восстановить. В 2004-м спасенную икону украсили новой драгоценной ризой.

Образ Смоленской Богоматери помогает уберечься от болезней и неприятностей в пути, защитить дом от недоброжелателей и врагов.

Колокольня

Квадратная проездная башня на западной стороне монастырской ограды была надстроена восьмигранным ярусом, накрыта шатром и превращена в колокольню. Под ней проходили Святые врата, через которые сегодня можно попасть в каменную галерею, сооруженную в процессе восстановления монастыря в XIX в. Она открывает прямой путь в кафедральный собор с улицы и ограничивает доступ в обитель посторонних лиц.

Колокольня и вход в собор,

Памятник Феодору Стратилату

Статуя великомученика в кольчуге, со щитом, мечом и иконой в руках была установлена в монастырском дворе в 2002 г. Феодор Стратилат считается покровителем Костромы и христианского воинства, а также имеет косвенное отношение к главной святыне Богоявленско-Анастасииной женской обители — древней Феодоровской иконе Богоматери.

Статуя Феодора Стратилата в монастырском дворе, Костромская митрополия Вконтакте

Святыни храма

Много переживший собор сберег и приумножил свои святыни, благодаря неравнодушным прихожанам и сановникам Церкви.

По левую сторону от алтаря в Богоявленском соборе – список иконы Богоматери «Казанская». Предание хранит историю чудотворной иконы. После взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным 9-летней дочери стрельца Матрене Онучиной во сне явилась Богородица с просьбой сообщить архиепископу, чтобы из пепелища казанского Кремля достали ее икону.

Девочка взялась за лопату и сразу нашла у печи завернутый в сукно образ Пресвятой Богородицы, который оказался ясным, чистым и ярким, без следов пожарища. Архиепископ, узнав о чуде, совершил крестный ход к месту обретения лика и поместил его в церковь Николая Тульского, а потом в Благовещенский собор. Когда икону несли в храм, больные, особенно слепые, исцелялись.

Казанская икона считалась покровительницей дома Романовых. После окончания войны 1812 года Кутузов приказал из трофейного серебра изготовить в подарок Божьей Матери «Казанская» иконостас.

Особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». Первое чудо иконы состоялось в 1688 году. Сестра патриарха московского и всея Руси Евфимия, страдавшая неизлечимой болезнью, однажды услышала голос, призывающий помолиться перед иконой «Всех скорбящих радость», заказав молебен с водоосвящением. Евфимия выполнила указанное свыше и исцелилась.

Икона Божьей Матери «Взыскание погибших» прославилась в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила. В XVIII веке с помощью этой иконы был спасен от смерти, замерзая в снежной вьюге, крестьянин Федот Обухов.

Икона серафима Саровского с частицей мощей и облачением святого пустынника хранится в главном приделе Богоявленского собора. Считается, что при жизни святому были открыты и прошлое, и будущее любого человека. Он знал мысли и сердца окружающих, исцелял и наставлял нуждающихся в помощи.

Мощи митрополита Московского и всея Руси Алексия, которого почитают как великого молитвенника за русскую землю. Мощи хранятся в раке из бронзового сплава. На внутренней стороне крышки – шитое изображение святителя, над ракой – резная деревянная сень.

Другие святыни Богоявленского храма в Елохове:

  • Частица древа Животворящего Креста Господня.
  • Десница апостола Андрея Первозванного.
  • Глава святителя Иоанна Златоуста.
  • Частица мощей Николая Чудотворца.
  • Частица мощей святого Петра.
  • Вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память о короновании Николая II и его супруги Александры Федоровны.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector