Елоховский собор в москве у метро бауманская
Содержание:
- История строительства
- Наследники Византии
- Собор во времена Великой Отечественной войны
- Собор в наши дни
- История собора
- Внутреннее убранство
- Московский Богоявленский монастырь основал святой благоверный князь Даниил Александрович
- Современность
- История Елоховского кафедрального собора
- Архитектурный ансамбль Богоявленского собора, фрески
- История[править]
- Правила посещения собора
История строительства
В XIV-XV веках на месте, где теперь стоит храм, располагалось село Елох. Согласно словарю Даля, это название означает «ольху» или «мокрое, низинное место». Историки полагают, что раньше здесь рос густой ольшанник.
Елохово было небольшим пригородным селением и имело собственный храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Примечательно, что в этом приходе появился на свет известный всем московский юродивый Василий Блаженный.
Богоявленский храм в Елохово известен с 80-х годов XVII века. Первоначально это была обыкновенная деревянная церковь с приделом в честь праздника Благовещения. В 1712 году по указу российского царя Петра I ее начали перестраивать в камне. Кирпич выделил сам Петр I. Денег не хватало, но благодаря помощи полковника русской армии Воронецкого и младшей дочери царя Иоанна V – Прасковьи, строительство удалось завершить. В 1731 году архиепископ Леонид провел в новой церкви первую службу.
В XVIII веке село Елохово сильно разрослось и вошло в состав Москвы. В 1799 году в расположенной неподалеку Немецкой слободе в семье Пушкиных появился на свет мальчик. Вскоре будущего поэта – Александра Сергеевича Пушкина крестили в старом Богоявленском храме.
Перед начало войны 1812 года в Елохово состояла одноглавая церковь с трапезной и высокая колокольня. Во время нашествия Наполеона всю Москву охватили сильные пожары. Страшный огонь уничтожил почти весь церковный приход. Беда коснулась каждой семьи. Из более 200 жилых дворов уцелело лишь шесть. Старый храм не сгорел, но был разграблен французскими солдатами.
В 1830-е годы жилые здания в приходе отстроили заново. Количество верующих выросло, и небольшое пространство старого петровского собора уже не вмещало всех, кто приходил на церковные службы.
Вид Елоховского собора со Спартаковской улицы
В 1835 году московский архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин подготовил проект, по которому началось строительство нового Елоховского собора. Большую часть денег для храма выделил богатый московский купец Василий Щапов. Он чем мог помогал прихожанам и оставался главным ктитором храма до самой смерти в 1864 году.
Через 5 лет после начала строительства стены собора были готовы, поэтому решено было возводить барабан центрального купола. Однако, случилась беда – слабые боковые арки не выдержали нагрузки, и появились трещины. Стройку продолжили только после того, как все повреждения были устранены.
Здание было готово в 1845 году, началась внутренняя отделка, длившаяся до 1853 года. К этому времени приход собора насчитывал почти 3,5 тысячи человек. Спустя несколько лет храм реконструировали, иконостас покрыли червонным золотом, а алтарь украсили живописью и лепниной. В начале прошлого века при соборе существовали дом престарелых и приют для детей-сирот.
Вид Елоховского собора со стороны Нижней Красносельской улицы
Наследники Византии
Летело время. Москва горела в огне пожаров в годины испытаний войны с Наполеоном. Но церковь уцелела. Однако ее было решено реконструировать. Это было поручено Евграфу Дмитриевичу Тюрину. Над проектом он начал работать в 1837 году, а спустя 26 лет храм был освящен митрополитом Филаретом. В те времена мысль об империи, которая объединяет необъятные просторы, была господствующей. Это не так и плохо. Империя — древнейшее понятие, пришедшее к нам с Востока через Византию, или как они сами называли свое государство, «империю ромеев», хранившую традиции Римской империи, римского права и православия. Так вот, новая церковь задумывалась и строилась в имперском стиле ампир. Ее величие должно было подчеркнуть и разгром Наполеона, и взятие Парижа, и мечту о высоких судьбах страны.
Мещанский сын, талантливый архитектор, спроектировал и построил грандиозный собор с пятью куполами. Центральный купол так же мощен, как и архитектурные сооружения Микеланджело в Риме. Колокольня иглой устремлена в небо и возносится над всеми окружающими зданиями до сих пор. В ней сохранились почти все колокола, которые ставились при строительстве. Это старый, зачастую одноэтажный, Басманный район. Бауманская Елоховская церковь — центральное объединяющее ядро этого места. Сияющая лазурью и золотыми куполами, она ярко выделяется из неброского пейзажа и притягивает взгляд. Мимо пройти невозможно. Войдем же в нее.
Входы – это триумфальные арки. Внутри Елоховская церковь на Бауманскойзановорасписана, вызолочен иконостас в пять ярусов. Сияние, византийская роскошь, благовония, намоленность – атмосфера, которая завораживает и погружает в мысли, далекие от повседневности. Душа укрепляется и проникается чистотой и поэзией. Ее наполняет смирение, терпение и любовь. Падший поднимается неведомою силой. Ищущий постепенно начинает разбираться, для чего следует жить и ради чего умирать. Недаром центральная ротонда так велика, что вмещает тысячи людей с разными мольбами и немощами. Свет проходит в нее через высокие окна. Большие боковые входы разделены колоннами. Каждый придел имеет свое название. Церковь никогда не закрывалась, хотя ей и грозила такая печальная участь – стать кинотеатром или вообще быть уничтоженной.
Собор во времена Великой Отечественной войны
В Богоявленском соборе был организован сбор пожертвований на нужды обороны. Кроме того, церковь фронту оказала значительную материальную помощь — более 6 миллионов рублей. В годы войны отмечается необыкновенный подъем религиозных чувств верующих.
Современник тех событий, прихожанин Богоявленского собора писал, что в дни Великого поста 1942 года все стремились исповедаться и причаститься, желающих говеть было так много, что священники вынуждены были причащать и за преосвященными литургиями — по средам и пятницам. В обычные же дни для причастия, особенно в некоторые субботы, причастников собиралось так много, что служба начиналась в 6.30 и заканчивалась в 16.00-17.00.
Иконостас Богоявленского кафедрального собора
После исторической встречи со Сталиным в Кремле 8 сентября 1943 года на архиерейском соборе митрополит Сергий был избран Святейшим Патриархом. К сожалению, жить ему оставалось недолго.
В ночь с 4 на 5 апреля 1942 года городские власти разрешили проведение пасхальной службы в Богоявленском соборе, на которую собралось 6500 москвичей. А 18 мая 1944 года в дни Святой Пасхи собор вновь не мог вместить всех прихожан: на этот раз люди пришли проститься со Святейшим патриархом Сергием, который был погребен в Никольском пределе.
Собор в наши дни
Церковная жизнь здесь всегда была активной, даже в тяжелые времена гонений и притеснений. В 1925 году на Сретение Господне по разрешению советских руководителей патриарх Тихон провел праздничную литургию. Здание в 1926 году получило статус “памятник церковного зодчества” I категории. Возможно, поэтому его не разрушили и не устроили кинотеатр или склад.
Новое правительство не закрыло центр московсковского православия ни в начале своего правления, ни в последующие годы, но над служителями и верующими всегда висела эта угроза. Первое постановление о закрытии утвердили весной 1930 года. 5 тысяч прихожан подписали письмо властям с просьбой об отмене подобного решения, и просьба, как ни странно, была удовлетворена.
В 1935 году здание решили переоборудовать и устроить кинотеатр, но этот план также не осуществился. Последний раз закрытие было запланировано на 22 июня 1941 года. В этот день, как известно, началась война с фашистской Германией, которая помешала претворить в жизнь решение властей. Митрополит Сергий сразу после объявления войны обратился к прихожанам с призывом идти на защиту Отечества от захватчиков.
По инициативе церковных служителей был организован сбор средств для обороны страны. Подал пример митрополит – отдал богато украшенные драгоценными камнями крест с клобука и наперсный, пожертвовав их на нужды государства в тяжелое военное время. Несмотря на попытки властей закрыть культовое строение, постоянные притеснения и гонения, церковные служители на протяжении четырех лет войны помогали своей стране, собрав более 835000 рублей на оборону и приобретя более чем на 500000 рублей подарки бойцам Красной Армии.
Весной 1942 года с разрешения властей была проведена служба на Святую Пасху, посетили его более 6500 верующих. С 1943 года в сан патриарха Московского и всея Руси был возведен митрополит Сергий. В 1945 году кафедра перешла к Алексию I, который указом присвоил Богоявленской церкви статус Патриаршего (сохранялся до 1991 года). Во время Патриаршества проводили важные для РПЦ мероприятия – интронизацию митрополитов, перенесение из Успенского собора в 1947 году мощей святителя Алексия и другие.
С божественной литургии, совершенной в храме в 1988 году, начались праздничные мероприятия по празднованию тысячелетия крещения Руси. Для поклонения часто выставлялись православные святыни – мощи Серафима Саровского, глава Пантелеймона-целителя, “Владимирская” икона Божьей Матери. В 1991 году храму присвоен статус кафедрального, в 1992 – установлена памятная доска поэту А.С. Пушкину, которого крестили здесь.
В 1990 году провели значительную реставрацию, благоустроили внутреннюю территорию, в ближайших домах (после расселения жителей) разместили различные хозяйственные службы. Здесь покоится прах Патриарха Алексия II, похороненный здесь в 2008 году. Сегодня в соборе совершаются ежедневные службы, воскресные и праздничные богослужения, работает воскресная школа, класс церковного пения.
История собора
Московский Собор Богоявления в Елохове имеет богатую историю. Маленькая деревянная церковь силами и любовью прихожан превратилась в красивый и величественный собор. Первые сведения о ней датированы 1694 г., до этого момента о ней ничего не известно, но считается, что на паперти Елоховской церкви был рожден в 1469 г. Василий Блаженный, известный юродивый.
Приход для небольшой молельни был довольно обширен и постоянно расширялся. В 1720 г. деревянную постройку с приделом почтения Благовещения, по указу прихожанина Петра I, снесли и построили на ее месте церковь из камня. Средства на ее строительство пожертвовала дочь Иоанна V. Некоторые свидетельства утверждают, что кирпич для нее выделил Петр I.
Внутреннее убранство
В октябре 1846 года прихожане обратились в Святейший Синод за разрешением украсить внутреннюю часть нового, только что отстроенного сооружения. С помощью прихожан интерьер богато украшен, в оформлении преобладают золотые цвета.
Потолочные перекрытия и стены богато расписаны тонкой росписью. К 1853 году с восточной стороны был сооружен многоярусный иконостас сложной формы высотой 18 метров. Мастера иконописи специально написали 65 образов. Войдя в помещение, человек невольно устремляет взгляд вверх – к образу Троицы Новозаветной, изображенной в купольной части центральной ротонды.
Величественная ротонда в интерьере играет доминирующую роль, опирается на громадные опорные арки, которые поддерживаются четырехгранными столпами и держат свод. Святому Богоявлению посвящен главный алтарь, есть еще два придела – с левой стороны установлен в честь Николая Чудотворца, правый – в честь Благовещения Богоматери. Роспись соборных стен сделана в первой половине 20 столетия мастерами из Мстеры, который является крупнейшим центром иконописи.
Московский Богоявленский монастырь основал святой благоверный князь Даниил Александрович
Московский Богоявленский собор основал святой благоверный князь Даниил Александрович.
1296
год основания Богоявленской обители
Копийная книга монастырских актов говорит о том, что Богоявленская обитель была основана в 1296 году.
Историки же говорят о том, что, скорее всего, это произошло одновременно с основанием Данилова монастыря.
Князь Московский Даниил Александрович (1278 — 1303). Портрет из «Титулярника» 1672 год. Святой благоверный князь Даниил Александрович считается основателем Московского Богоявленского монастыря
В 1298 — 1299 году первый Московский князь начал укреплять южные рубежи княжества. Причиной этому стало нашествие «Дюденевой рати».
В рамках выполнения фортификационных работ, направленных на защиту дороги к Кремлю и были возведены Даниловская и Богоявленская обители.
Московский Богоявленский собор начали строить после нашествия на Москву «Дедюневой рати».
На это святой благоверный князь получил благословение святителя Максима, митрополита Киевского и вся Руси.
Первоначально монастырь строился деревянным. Кроме того, в это же время посреди Посада на возвышенности построен деревянный храм в честь Богоявления Господня.
Храм имел придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и кельи.
«Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век». А.М. Васнецов. 1918 год. Московский Богоявленский собор, часть монастырского комплекса, — самый большой собор Московского Посада в Средневековье
Так как главный вход в обитель находился с западной стороны, где вёлся торг, в первое время монастырь в народе назывался «что за Торгом». Позже его стали называть «что за Ветошным рядом», так как в торговом ряду, находящемся рядом с монастырём, торговали старыми тканями.
Жизнь Богоявленского монастыря была организована по келлиотскому особожительному уставу. Предание говорит о том, что одним из первых игуменов обители был старший брат преподобного Сергия Радонежского Стефан.
Современность
От монастырского ансамбля сохранилось немного — двухэтажный собор Богоявления 1693-96 гг. постройки, игуменский и братский корпусы. По сравнению с XVIII веком его территория сократилась на три четверти.
Собор был передан Московской Патриархии в мае 1991 года, к концу года в нём возобновились богослужения. В ходе длительной реставрации собору был возвращён прежний вид. Алексиевский придел, до неузнаваемости перестроенный в XIX веке, а потом снесённый, воссоздан в том виде, который он, по гипотезе реставраторов, мог иметь изначально.
Рядом с собором 31 мая 2007 года был установлен бронзовый памятник монахам-просветителям братьям Лихудам. Деньги на памятник выделило правительство Греции.
История Елоховского кафедрального собора
Елохово — историческое название местности, примыкавшей к Немецкой слободе. Находится в районе площадей Елоховской и Разгуляй, улиц Спартаковской и Старой Басманной.
Да-да… Возможно вы этого не знали, но второе название Елоховского Кафедрального Богоявленского собора — Елоховской церкви, происходит от слова елоха, от есть ольха…
По распространённой версии на месте нынешних улиц Басманных и Спартаковской в 14 веке рос ольховый лес,а рядом с ним появилась деревня Елох.Кстати,считается,что именно здесь в 1469 году родился знаменитый юродивый Василий Блаженный.В конце 17 века в деревеньке выросла церковь,сначала деревянная,а позже каменная.По преданию кирпич на строительство храма пожаловал сам Пётр 1.Со временем церковь стала мала,её разобрали,а на её месте в 1837 году возвели новую.
Елоховский собор-особый храм.Он не прекращал действовать даже после Октябрьской революции при советской власти,несмотря на то, что в 1935 году Бауманский райсовет постановил открыть в здании собора кинотеатр, а в 1936 г. здание предполагалось снести «в связи с реконструкцией Елоховской площади».К счастью этого не произошло,и более того в 30-е годы сюда была перенесена кафедра митрополита Сергия (Страгородского), ставшего впоследствии патриархом.Долгие годы Елоховская церковь оставалась главным храмом Москвы.
Для нас она,конечно,интересна ещё и тем,что в 1799 в метрической книге храма появилась запись: «“Мая 27. Во дворе колежскаго регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр крещен июня 8 дня восприемник Граф Артемий Иванович Воронцов кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина”. Дом на пересечении Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка,где родился поэт,к сожалению,не сохранился.Зато совсем рядом с Елоховским собором на Старой Басманной улице сохранился дом его дяди-поэта Василия Львовича Пушкина,у которого Александр Сергеевич бывал…(думаю,придёт время рассказать и о постройках Старой Басманной улицы)…
На этом фото первый дом справа именно дом В.Л.Пушкина.
Ну а в этой публикации мне хотелось бы показать вам фото Елоховского храма разных лет и немножко рассказать о том,каким он видится мне сегодня.
Я хожу мимо этого храма несколько раз в неделю,и каждый раз,проходя мимо него,я думаю о том,какое впечатление он должен был производить своим величием на прихожан 19 века.Ведь это даже по современным меркам огромное и очень высокое здание.А как оно выглядело на фоне относительно невысоких построек бывших Немецкой и Капитанской слобод…
Сейчас храм окружают и современные строения.И очень интересна эта перекличка эпох.
А ещё я всегда любуюсь золотыми куполами храма на всегда необыкновенном небе…
А рядом в сквере цветут каштаны,сирень.липы…К сожалению,никакие фотографии не способны передать благоухание цветущего сада после дождя…
Но больше всего мне нравится проходить здесь зимними вечерами…Возвращаюсь с работы я довольно поздно,когда на улице зимой почти нет пешеходов.Да и машин уже мало.И только тихо падает снег в свете фонарей…И площадь перед Собором такая уютная и родная…
И ещё несколько фотографий разных лет…
Надеюсь,вам было интересно.Спасибо.
Архитектурный ансамбль Богоявленского собора, фрески
Архитектурный соборный комплекс состоит из здания церкви, трапезной, соединенной с ним проходом, и колокольни.
В Богоявленской церкви 3 престола, благодаря чему можно провести 3 литургии одним днем:
- Главный престол – в честь Богоявления.
- Престол в приделе Благовещения, созданным в 1720 г. при строительстве каменной церкви.
- Престол в приделе Николая Чудотворца, появившемся в 1792 г., после перестройки здания.
Собор украшен множеством фресок. Все расходы оплачены прихожанскими пожертвованиями. Стены главного алтаря расписаны живописцем Куликовым. Перекрытия трапезной декорируют евангельские рисунки маслом. Южный фронтон колокольни украшен фреской на тему явления ангела святой Деве Марии. На барабане центрального купола, с северной стороны, разместилась «Тайная вечеря».
А на южном фронтоне собора изображены Лука и Иисус в момент встречи с воскресшим Иешуа. Вход в храм покрыт фреской «Сошествие Духа Святаго». На южной стене Благовещенского придела изображен князь Владимир с княгиней Ольгой. Придел Николая Чудотворца имеет пристроенную к нему часовню.
История[править]
В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.
Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.
Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.
А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.
В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.
Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.
Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.
И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.
После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.
А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.
В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.
Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.
Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.
Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.
Правила посещения собора
Посещая храм нужно помнить:
- нельзя опаздывать и протискиваться между молящимися людьми за свечкой, лучше прийти на 10 мин. раньше;
- входить в храм мужчинам нужно с обнаженной головой, а женщине обязательно покрывать ее платком или накидкой;
- в церкви нельзя разговаривать, сотовые телефоны рекомендуется заранее отключить;
- к иконе запрещается прикладываться накрашенными губами, отказаться стоит и от другой косметики, украшений и парфюмерии;
- одежда должна быть скромной, опрятной, без вырезов, разрезов и страз, обязательно с длинными рукавами и юбкой ниже колен;
- в пасхальное богослужение уместна одежда светлых тонов, в остальные дни необходимо предпочитать темные оттенки;
- женщинам запрещено приходить в храм в брючной одежде и джинсах, мужчинам джинсы не возбраняются, но лучше предпочесть брюки;
- майки, футболки, шорты нельзя надевать в церковь даже в сильную жару;
- при входе, начиная и оканчивая молитву, прикладываясь к иконам или кресту, нужно совершать крестное знамение;
- зайдя в церковь, необходимо подойти к иконе у «Царских врат», трижды осенить себя крестным знамением и приложиться к иконе, поцеловать край одежды святого, перекреститься и уйти в сторону;
- всю службу рекомендуется стоять;
- если открыты «Царские врата» сидеть не разрешено никому, даже немощным;
- руки должны быть опущены вдоль тела, нельзя совать их в карманы, запрокидывать за спину или скрещивать на груди;
- на выходе перекреститься, обернувшись на алтарь.
Эти несложные правила нужно соблюдать в любой церкви. Грубое движение или вопросы отвлекают верующих от богослужения. Нужно уважать чувства людей.