Станцы и лоджии рафаэля в ватикане
Содержание:
- Станца ди Элиодоро (Stanza di Eliodoro)
- Флорентийский период
- Примечания
- Биография Рафаэля
- Stanza dell’incendio del Borgo
- Алтарная живопись, портреты и архитектура
- Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)
- Личная жизнь
- Станца Константина (Sala di Costantino)
- Станца Элиодоро
- Станцы Рафаэля
- Sala di Costantino
- Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)
- Примечания[править | править код]
- Скоропостижная смерть
- Работы художника
- Лоджии Рафаэля
- Станцы Рафаэля
- Художественное наследие
- История создания
- Отражение в искусстве
- Личная жизнь
- Станца делла Сегнатура
- Станца д’Элиодоро[ | ]
Станца ди Элиодоро (Stanza di Eliodoro)
В 1511 году, закончив роспись первой комнаты, Рафаэль приступил к созданию эскизов для фресок следующего помещения, предназначавшегося для папских аудиенций.
Изгнание Элиодора из Храма (1511-1512)
В это время Папа Юлий II как раз вернулся в Рим после разрушительной военной компании против французов, которая закончилась для Святого Престола потерей Болоньи и создала угрозу вторжения иностранных войск на полуостров.
Месса в Больсене (1512)
Политическая нестабильность подтолкнула Рафаэля на создание цикла фресок, повествующих о защите, которую Господь может дать через христианскую веру и Церковь.
Освобождение Святого Петра (1513-1514)
Представленные сюжеты рассказывают о некоторых исторических событиях и связанных с ними произошедших чудесах. Роспись «Комнаты Элиодоро» продолжалась в период с 1511 по 1514 года.
Встреча Папы Льва с Аттилой (1514)
Флорентийский период
С 1504 по 1508 год Рафаэль вел кочевой образ жизни. Он никогда не оставался во Флоренции надолго, но несмотря на это, четыре года жизни, и особенно творчества, Рафаэля принято называть флорентийским периодом. Гораздо более развитое и динамичное, искусство Флоренции оказало глубокое влияние на молодого художника.
Переход от влияния Перуджианской школы к более динамичному и индивидуальному стилю заметен в одной из первых работ флорентийского периода – «Три грации». Рафаэль Санти сумел ассимилировать новые тенденции, при этом оставаясь верным своему индивидуальному стилю. Изменилась и монументальная живопись, о чем свидетельствуют фрески 1505 года. В настенной росписи прослеживается влияние Фра Бартоломео.
Однако ярче всего в этот период прослеживается влияние да Винчи на творчество Рафаэля Санти. Рафаэль ассимилировал не только элементы техники и композиции (сфумато, пирамидальное построение, контрапост), которые были нововведениями Леонардо, но и заимствовал некоторые из идей уже признанного на тот момент мастера. Начало этого влияния прослеживается даже в картине «Три грации» — Рафаэль Санти использует в ней более динамичную композицию, чем в ранних работах.
Примечания
- Роджер Джонс и Николас Пенни, Рафаэль, Нью-Хейвен, 1983, 113; Ингрид Д. Роуленд, «Ватиканский стан», в «Кембриджском компаньоне Рафаэля», изд. Марсия Б. Холл , Кембридж, 2005, стр. 111.
- Джонс и Пенни, 117; Роуленд, 112.
- Джонс и Пенни, 117; Джон Поуп-Хеннесси, Рафаэль, Лондон, 1970, 112; Роуленд, 113.
- Джонс и Пенни, 118–121; Папа-Хеннесси, 115.
- Джонс и Пенни, 118; Роуленд, 112–113.
- Рафаэль , Phaidon Publishers, 1948, стр. 24.
- Рафаэль, Марсия Б. Холл (редактор), Кембриджский компаньон Рафаэля , Cambridge University Press, 2005, стр. 195.
- Джонс и Пенни, стр. 74: «Казнь Афинской школы … вероятно, последовала заказнью Парнаса ».
- М. Smolizza, Рафаэль у эль Amor. La Escuela de Atenas como protréptico a la filosofia , в Idea y Sentimiento. Itinerarios por el dibujo de Rafael a Cézanne , Барселона, 2007, стр. 29–77.
Биография Рафаэля
Рафаэль появился на свет 26 или 28 марта, или 6 апреля 1483 г. в итальянском городе Урбино. Его отцом был Джованни Санти – придворный художник и поэт герцога Урбинского, а мать – Марджи Чарла.
Еще в детские годы у Рафаэля начал проявляться талант к рисованию. Когда это заметил отец, он стал брать сына в мастерскую, в которой тот смог сделать первые шаги в искусстве.
Рафаэль рано лишился родителей и к 11-летнему возрасту уже был круглым сиротой. Любопытно, что к тому моменту биографии он уже смог зарекомендовать себя как подающего высокие надежды художника. В результате, он начал оттачивать свое мастерство у живописца Пьетро Перуджино.
Stanza dell’incendio del Borgo
Stanza dell’incendio дель Борго был назван в честь Пожар в Борго фреска , которая изображает папа Лев IV осеняя крест , чтобы погасить бушующий огонь в Борго районе Рима , недалеко от Ватикана . Этот номер был подготовлен в качестве музыкальной комнаты для преемника Юлиуса, Лео X . На фресках изображены события из жизни Пап Льва III и Льва IV. Другие картины в зале — «Клятва Льва III» , «Коронация Карла Великого» Львом III и «Битва при Остии» . Хотя « Огонь в Борго» был основан на зрелых проектах Рафаэля, он был выполнен его помощниками, которые нарисовали остальные три картины без его руководства.
Клятва Льва III
Клятва Льва III, 1516–1517 гг.
23 декабря, 800 AD , папа Лев III принял присягу очищению в отношении обвинений , выдвинутых против него племянников своего предшественника Папа Адриан I . Это событие показано в «Клятве Льва III» .
Коронация Карла Великого
Коронация Карла Великого , 1516–1517 гг.
Коронация Карла Великого показывает, как Карл Великий был коронован Императором Романорумом в Рождество 800 года.
Пожар в Борго
Пожар в Борго , 1514–1517 гг.
Пожар в Борго показывает событие, которое задокументировано в Liber Pontificalis : пожар, вспыхнувший в Борго в Риме в 847 году. Согласно католической церкви, Папа Лев IV сдержал огонь своим благословением.
Алтарная живопись, портреты и архитектура
Хотя художник отдает все силы работе над оформлением папского дворца, он одновременно выполняет заказы на изготовление алтарных образов для церквей. Рафаэль рисует картины «Святая Цецилия», «Несение креста» и многие другие. Последнее его произведение — это «Преображение» («Уход»), величественное полотно, в котором проглядывают черты барокко. Рано ушедший мастер не успел завершить этот шедевр, и его дописывал его ученик Джулио Романо по эскизам учителя.
Огромную известность маэстро завоевал не только картинами на религиозные темы. Значительное место в его творчестве занимают портреты. В 1506 году был написан широко известный автопортрет Рафаэля, который выставлен в флорентийской галерее Уффици.
В 1512 году художник нарисовал портрет папы Юлия II, отличающийся невероятной живостью изображения. Также он создал портрет своего друга, художника и дипломата Бальдассаре Кастильоне и великолепный портрет молодого банкира Биндо Альтовити, одно из лучших творений эпохи Возрождения. В последние годы жизни маэстро написал свой «Автопортрет с другом». Кто именно изображен рядом с ним, неизвестно.
В настоящее время насчитывается более 400 рисунков Рафаэля: как самостоятельных произведений, так и набросков картин. По многим из них были созданы гравюры, благодаря чему до нашего времени дошли некоторые из утраченных произведений мастера. На свой рисунок, по обычаю художников того времени, Рафаэль помещал сочиненный им краткий стих.
Маэстро был не только великолепным художником, но и выдающимся архитектором. Он достроил ватиканский дворец с лоджиями. По его проекту была возведена капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо, палаццо Видони-Каффарелли и многие другие великолепные здания. Крипта капеллы Киджи описана в книге «Ангелы и демоны» американского писателя Дэна Брауна.
Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)
Название третьей станцы Рафаэля и последней из сработанных самим мастером – Инчендио ди Борго – получено ею в честь одноименной фрески, украшающей одну из стен. Роспись посвящена пожару, охватившему примыкающий к дворцу пап в Ватикане квартал Борго. По преданию, папе Льву IV удалось остановить огонь и спасти прихожан, осенив перепуганную толпу знаком чудотворного креста.
Общая тематика росписей Инчендио ди Борго – отдельные эпизоды из истории папских деяний. Это последняя станца из находящихся в Ватикане, которую Рафаэль расписывал сам. Работа над ней продолжалась с 1514 по 1517 год. В 1520 году великий мастер умер, и работу над фресками продолжали его ученики.
Личная жизнь
Прославившись в молодые годы, Рафаэль стал завидным женихом – за ним охотились самые богатые итальянки. К тому же художник был высокооплачиваемым мастером – покровители были щедры на вознаграждения, так как желали удержать талант рядом с собой (опасались, что того переманят испанцы или французы). Рафаэль жил в роскошном особняке, построенном в античном стиле по собственному проекту живописца.
Кардинал Довици ди Биббиена (1470-1520) уговорил Рафаэля на брак со своей племянницей. Помолвка состоялась, но свадьбы Мария так и не дождалась.
Причина тому – 17-летняя дочь простого булочника, Маргарита Лути, прозванная позже «Форнариной» (пышка, булочка). 30-летний Рафаэль увидел её во время этюдов в саду и загорелся сделать её своей моделью. Заплатив отцу девушки 50 золотых за то, что тот лишится помощницы в булочной, художник так увлёкся ею, что вскоре преподнёс отцу уже 3000. Маргарита стала верной музой живописца до конца его дней. После внезапной кончины Рафаэля получила значительное наследство, от которого отказалась, уйдя в монастырь. В монастырских книгах Маргарита упоминается как вдова художника.
Станца Константина (Sala di Costantino)
Станца Константина – последнее из четырех помещений, называемых станцами Рафаэля. Роспись в нем посвящена борьбе римского императора Константина с язычниками. Сюжет начинается с фрески под названием «Видение Креста», повествующей о том, как Константин перед битвой с Максенцием у Мульвийского моста увидел сияющий крест с надписью «Сим победиши».
Композиция продолжается фресками, посвященными непосредственно битве с язычниками у Мульвийского моста и христианскому обряду крещения императора, и завершается росписью «Дар Константина», посвященной грамоте императора, которая, по легенде, даровала папам безграничную власть над западом Римской империи.
Станца Элиодоро
Следующая комната, идущая с востока на запад, — это Stanza di Eliodoro («Комната Гелиодора»). Написанный между 1511 и 1514 годами, он получил свое название от одной из картин. Темой этой частной комнаты — вероятно, зала для аудиенций — была небесная защита, которую Христос даровал Церкви. Это четыре картины: «Изгнание Гелиодора из храма» , «Месса в Больсене», «Встреча Папы Льва I и Аттилы» и «Освобождение святого Петра из тюрьмы» . В первых двух из этих фресок Рафаэль лестно включает своего покровителя, Папу Юлия II, в качестве участника или наблюдателя; третий, написанный после смерти Юлия, включает портрет его преемника Льва X.
Стиль Рафаэля здесь изменился со времен Stanza della Segnatura. Вместо статичных изображений библиотеки Папы у него были драматические повествования, которые нужно было изобразить, и его подход заключался в том, чтобы максимизировать выразительные эффекты фресок. Он изображал меньшее количество фигур большего размера, чтобы их действия и эмоции оказывали более непосредственное влияние на зрителей, и он использовал театральные световые эффекты, чтобы выделить определенные фигуры и усилить напряжение.
Изгнание Гелиодора из храма
Рафаэль, Изгнание Гелиодора из храма, 1511–1513 гг.
В «Изгнании Гелиодора из храма» Рафаэль проиллюстрировал библейский эпизод из II Маккавеев (3: 21–28) о Гелиодоре , который был послан за сокровищами, хранившимися в Храме в Иерусалиме , но был остановлен, когда молился священник храму ответили ангелы, которые высекли незваного гостя, и ангельский всадник, который гнался за ним из храма. Композиция значительно более драматична, чем ранние фрески Рафаэля в Stanza della Segnatura. Хотя в центре внимания неподвижная фигура жреца во время молитвы, Гелиодор и ангелы устремляются вперед в космос, угрожая вырваться из картины. Слева Юлий II, которого швейцарская гвардия несет на стуле, становится свидетелем происходящего. Его включение здесь относится к его битвам за предотвращение узурпации папских территорий светскими лидерами.
Месса в Больсене
Рафаэль, Месса в Больсене, 1512 г.
Месса в Больсене изображает историю богемского священника, который в 1263 году перестал сомневаться в доктрине пресуществления, когда увидел, что хлеб начал кровоточить во время его освящения на мессе . Ткань, испачканная кровью, хранилась как реликвия в соседнем городе Орвието ; Юлий II посетил Орвието и помолился над реликвией в 1506 году. Папа изображен как участник мессы и свидетель чуда; он становится на колени справа от алтаря, за его спиной стоят члены курии (тоже портреты). Рафаэль отличает «настоящих» свидетелей тринадцатого века от современников папы по степени их вовлеченности в это событие; последние спокойно сосредотачиваются на Юлиусе, преклонившем колени в своих молитвах, вместо того, чтобы реагировать на чудо.
Встреча Льва Великого и Аттилы
Встреча Льва Великого и Аттилы, 1514 г.
Встреча Льва Великого и Аттилы изображает легендарные переговоры между Папой и Гуннским завоевателем и включает легендарные изображения святых Петра и Павла в небе с мечами. Полностью разработанный рисунок Рафаэля указывает на то, что он планировал поместить папу, изображенного с чертами Юлия, на заднем плане; когда Лев X стал Папой — и случайно выбрал имя Лев — он, должно быть, поощрил художника поставить папу на передний план и в центр и использовать свой собственный портрет.
Избавление святого Петра
Рафаэль, Спасение святого Петра, 1514 г.
Избавление Сент — Питер — шоу, в трех эпизодах, как святой Петр был освободившихся из тюрьмы с помощью ангела , как описано в Деяниях 12 . Он символизирует способность Наместника Христа избежать человеческих ограничений. Титульной церковью Юлия II как кардинала до того, как он стал папой, был собор Сан-Пьетро-ин-Винколи (Святой Петр в цепях), поэтому картина одновременно является общей ссылкой на папство и конкретной ссылкой на Юлия. Фреска представляет собой исследование света: естественного лунного света, искусственного света факелов и дарованного Богом ангельского света. Последнее, конечно, затмевает другие.
Станцы Рафаэля
Монументальные полотна, украшающие стены папского дворца (а ныне Музея Ватикана), считаются величайшими произведениями Рафаэля. Трудно поверить, что работу над Stanza della Segnatura художник закончил за три с половиной года. Фрески, среди которых великолепная «Афинская школа», написаны чрезвычайно детально и качественно. Судя по рисункам и подготовительным наброскам, работа над ними была невероятно трудоемким процессом, что в очередной раз свидетельствует о трудолюбии и художественном таланте Рафаэля.
Четыре фрески из Stanza della Segnatura изображают четыре сферы духовной жизни человека: философию, теологию, поэзию и правосудие — композиции «Афинская школа», «Спор о причастии», «Парнас» и «Мудрость, умеренность и сила» («Мирские добродетели»).
Рафаэль получил заказ на роспись двух других комнат: Stanza dell’Incendio di Borgo и Stanza d’Eliodoro. Первая содержит фрески с композициями, описывающими историю папства, а вторая — божественное покровительство церкви.
Sala di Costantino
Самый большой из двенадцати залов — Sala di Costantino («Зал Константина»). Его роспись не была начата до тех пор, пока не умер папа Юлий, да и сам Рафаэль. Зал посвящен победе христианства над язычеством. Его фрески представляют эту борьбу из жизни римского императора Константина и являются работой Джулио Романо, Джанфранческо Пенни и Рафаэллино дель Колле. Поскольку они созданы не самим мастером, фрески менее известны, чем работы в соседних помещениях. Продолжая давнюю традицию лести, помощники Рафаэля передали черты нынешнего понтифика, Климента VII , Папе Сильвестру на картинах.
Видение креста
Видение креста , 1520–1524 гг.
На фреске «Видение Креста» изображена легендарная история о большом кресте, явившемся Константину, когда он шел, чтобы противостоять своему сопернику Максенцию . Видение в небе написано рядом с надписью на греческом языке «Εν τούτω νίκα» («Этим побеждай», более известное как латинское In hoc signo vinces ).
Битва у Мильвийского моста
Битва у Мильвийского моста , 1520-1524 гг.
Битва у Мильвийского моста показывает битву, которая произошла 28 октября 312 года в соответствии с видением Константина.
Крещение Константина
Крещение Константина , 1517–1524 гг.
Третья картина в этой последовательности, «Крещение Константина» , скорее всего, была написана Джанфранческо Пенни , и на ней изображен император, крестившийся Папой Сильвестром I в Латеранском баптистерии в Риме . Это следует за описанием крещения Константина, данным в Деяниях Сильвестра и Liber Pontificalis , а не за альтернативной версией смертного одра, изложенной в « Жизни Константина» Евсевия . В «Крещении Константина» Папа Сильвестр I имеет физические черты Папы Климента VII (1523-1534), который приказал достроить Залы Рафаэля.
Дар Константина
Дар Константина , 1520–1524 гг.
Заключительная картина в последовательности, Пожертвование Константина , записывает событие , которое якобы имело место вскоре после крещения Константина, и был вдохновлен известными поддельными документами , включенных в Грациан Decretum , предоставление суверенитета папства над территориальными владениями Рима.
Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)
Первая и самая знаменитая станца из четырех, оформленных Рафаэлем Санти в Ватикане, носит название Станца делла Сеньятура . Когда художник начал расписывать ее, ему едва исполнилось 25 лет, однако юность не помешала ему создать подлинный шедевр.
Работа над Делла Сеньятура продолжалась три года – с 1508-го по 1511-й. Роспись стен помещения посвящена единой теме – человеческой деятельности в сфере духовных свершений. Фрески, украшающие стены, отражают четыре ипостаси такой деятельности: философию (работа «Афинская школа»), теологию («Диспута», иначе – «Спор о Святом Причастии»), правосудие (роспись «Мудрость, умеренность и сила»), поэзию («Парнас»).
Только Станца делла Сеньятура сохранила собственное первоначальное название, а не была переименована по тематике основных фресок. Буквально название можно перевести как «комната подписи» (от латинского глагола «signature» — подписывать, помечать, ставить печать или знак). Именно в этом помещении Папа Римский подписывал присланные ему бумаги.
«Афинская школа»
Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа»(Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона. Первый из них указывает поднятой рукой вверх, давая понять, что мир человеческих идей выше, чем земная жизнь; второй же, напротив, показывает на землю, словно возражая собеседнику: духовный мир неразрывно связан с миром земным. Рафаэль изобразил и других знаменитых философов: Диогена, Пифагора, Сократа, Гераклита, Евклида и пр. Интересно, что некоторые из них наделены чертами гениальных творцов Ренессанса: Платон очень похож на Леонардо да Винчи, в Гераклите легко узнать Микеланджело, а в Евклиде – Браманте. Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Такое сходство, по задумке мастера, должно обозначать родственные связи, общность идей античной греческой философии и современного Рафаэлю богословия.
Примечания[править | править код]
- Steinmann E. Die Plünderung Roms durch Bonaparte // Internationale Monatsschrift für Wissenschaft, Kunst und Technik. — Leipzig, 1917. — 11/6-7. — Рр. 1—46, 29
- Смирнова И. А. «Станца делла Сеньятура». Её назначение и проблемы программы росписи // Рафаэль и его время. — М.: Наука, 1986. — С. 46—64
- Schneider Adams, Laurie. Italian Renaissance Art. Boulder: Westview Press, 2001. С. 346
- Paoletti, J; Radke, G. Art in Renaissance Italy (неопр.). — London: Laurence King Publishing (англ.)русск., 2005. — С. 409. — ISBN 1-85669-439-9.
- Власов В. Г.. «Парнас» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 181
- Библейская энциклопедия. М, 1891. С. 293
- (итал.). Musei Vaticani. Дата обращения: 23 июля 2016.
- Pierluigi De Vecchi. Raffaello. — Milano: Rizzoli, 1975
- Пихлер, семейство граверов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Скоропостижная смерть
Портрет папы Юлия II
6 апреля 1520 года (кстати, вскоре после такой же неожиданной смерти Марии, с которой был помолвлен) 37-летний цветущий, полный энергии и замыслов, ставший великим при жизни Рафаэль Санти вдруг умер.
Точная причина неизвестна. Кровопускание, сделанное врачом при небольшом недомогании, привело к резкому ухудшению состояния художника и скорой смерти. Причинами плохого самочувствия, по одной версии, стала простуда и инфекция, подхваченная в погребальных галереях, по другой, распутство. На второй версии настаивает современник Рафаэля Джорджо Вазари (1511-1574), художник и литератор. Но, как видим по годам жизни, он не мог быть знаком с Рафаэлем лично и ответственно свидетельствовать по поводу смерти выдающегося мастера живописи.
Прах художника – в римском Пантеоне, «храме всех богов», одним из которых в некотором роде стал бог в искусстве Рафаэль Санти.
Работы художника
Галатея
Эту фреску Рафаэль создавал как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из богатейших людей своего времени. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны.
Освобождение Святого Петра
Станца д’Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II. Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы.
Обручение Девы Марии
Это самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней работ Рафаэля. Картина была заказана художнику одним из богатейших семейств в Чита-ди-Кастелло — Альбиццина — для их капеллы в церкви Сан-Франческо. Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвёл прямо у него в руках.
Лоджии Рафаэля
Лоджии Рафаэля, как и Станцы, расположены в Апостольском Дворце Ватикана. Спроектированные знаменитым архитектором Донато Браманте по заказу Папы Юлия II, они были расписаны Рафаэлем и его учениками.
Первая лоджия, над созданием которой работал Рафаэль Санти, представляет собой широкую галерею на втором этаже дворца. Ее длина составляет 65 метров. Работы по росписи помещения продолжались всего один год — с 1518 по 1519. В этот же период была расписана и вторая лоджия, расположенная этажом ниже, однако фрески этого помещения не сохранились.
Еще одна лоджия, находящаяся на третьем этаже Апостольского Дворца, называется «Лоджетта дель кардинал Бибьена». Роспись этого небольшого помещения была выполнена во второй половине XVI века одним из самых знаменитых учеников Рафаэля Джованни да Удинэ. Фрески, украшающие стены и своды лоджии, представляют собой прекрасный образец довольно необычного, для того времени, вида изобразительного искусства, называемого гротеск.
Станцы Рафаэля
В станцах всего 4 комнаты, поэтому давайте рассмотрим каждую отдельно.
Станца делла Сеньятура
Комната подписей, с итальянского станцы делла Сеньятура, была рабочим кабинетом пап, здесь подписывались многие важные документы. Эту комнату Рафаэль расписал первой из всех: в 1508-1511 годах.
Тема её фресок – духовное совершенствование, и Рафаэль изобразил эту тему в 4 аспектах:
- философия (фреска «Афинская школа»); Фреску «Афинская школа» называют лучшей из творений Рафаэля. Центральными фигурами являются Платон, воздевший руку к небу, и Аристотель, указывающий вниз. Они символизируют мир идей, обретающихся в высших сферах, но связанных с земным опытом.
- богословие («Диспут»); На фреске «Диспут» изображены Бог-отец, под ним — Иисус Христос, Дева Мария и Иоанн Креститель, ниже голубь, как символ Святого Духа, и апостолы, еще ниже — священнослужители и верующие.
- поэзия («Парнас»); На фреске «Парнас» присутствуют Аполлон в окружении девяти муз и поэтов разных эпох: Гомера, Данте, Горация и многих других.
- юриспруденция («Мудрость, Мера и Сила»). На этой фреске в аллегорической форме Рафаэль изобразил Силу, Мудрость и Умеренность, которые основывают гражданские и канонические права.
Рафаэль писал фрески на стенах этой станцы в 1509-1511 годах. В этих шедеврах гармонично сочетаются величие и изящество. Поэты, мудрецы, философы, богословы образуют сложные пространственные группы, размещенные среди архитектурных декораций и пейзажа.
Художник показывает мир, где человек величествен, мудр и уверен в себе. Рафаэль живописал мечту о совершенном человеке, свободном и благородном. На его фресках изображены люди сильной воли и высокого достоинства.
Даже если кто-то не знал истории, никогда не слышали о папстве и о классической древности, о Парнасе и об апостоле Петре, эти фрески впечатлят человека не меньше.
Несмотря на то, что Рафаэлю никогда прежде не приходилось иметь дела ни с подобными размерами изображения, ни с подобной техникой, Рафаэль демонстрирует свое умение объединять огромное количество фигур в стройную, гармоничную композицию.
Станца д’Элиодоро
В 1511-1514 годах Рафаэль расписал вторую комнату, известную как «Зал Элиодора», на тему божественного покровительства. Тема фресок в этой комнате – защита земной церкви, которую гарантировали небеса.
Комната названа по сюжету одноименной фрески «Изгнание Элиодора», в которой повествуется, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из иерусалимского храма. В левой части картины присутствует папа Юлий II.
Другая фреска «Месса в Больсене» посвящена чуду, произошедшем в 1263 году, когда у неверующего священника хлеб обагрился кровью. На этой картине также присутствует папа Юлий II, преклонивший колена.
Фреску «Освобождение Святого Апостола Петра из темницы» Рафаэль посвятил чудесному выходу ученика Иисуса Христа из заточения.
Роспись четвертой стены называется «Папа Лев I останавливает Аттилу».
Станца дель Инчендио ди Борго
После смерти папы Юлия II, в 1514-1517 годах, Рафаэль и его ученики расписывали третью комнату, известную как Станца дель Инчендио ди Борго (комната Пожара в Борго). В роли заказчика выступал папа Лев X, и потому темами картин стали эпизоды из истории правления пап Льва III и Льва IV.
Лучшей фреской в третьей станце является «Пожар в Борго». Легенда гласит, что в 847 году папа Лев IV остановил распространение огня, осенив крестным знамением спасавшуюся толпу. На стенах комнаты также присутствуют фрески «Коронация папой Львом III Карла Великого», «Битва при Остии» и «Обет папы Льва III». Потолок станцы расписал учитель Рафаэля — Перуджино.
Станца Константина
Самая большая из четырех комнат – зал Константина, расписали воспитанники Рафаэля после смерти мастера.
Тема фресок в станце Константина связана с темой победы христианства над язычеством, здесь изображены эпизоды из жизни императора Константина, сделавший христианство официальной религией в Риме. В частности, представлены сцены «Видение креста» и «Крещение Константина».
Художественное наследие
Сегодня такое понятие, как гармония форм и цветов в живописи, синонимично с именем Рафаэль Санти. Эпоха Возрождения приобрела уникальное художественное видение и практически идеальное исполнение в творчестве этого замечательного мастера.
Рафаэль оставил потомкам художественное и идейное наследие. Оно настолько богато и разнообразно, что в это тяжело поверить, взглянув на то, какой короткой была его жизнь. Рафаэль Санти, несмотря на то что его творчество было временно накрыто волной маньеризма, а затем барокко, остается одним из самых влиятельных художников в истории мирового искусства.
История создания
В то время у власти находились папы Римские, и так как мало людей выступало против религии, то папы становились влиятельнейшими монархами. В то время папою правил Юлий II.
По описанию историков, этот первосвященник был нрава крутого и решительного. Несмотря на сан и на годы, он садился на коня и сам руководил папской армией в сражениях. «Долой варваров!» – воодушевлял Юлий II, причем под «варварами» он подразумевал испанцев и французов, которые грабили и унижали Италию.
Юлий II не был тонким ценителем искусства, но он понимал, что искусство возродит былую славу Рима и прославит его самого. Поэтому Юлий II захотел превратить папскую резиденцию и собор Святого Петра в величественный художественный ансамбль, который бы олицетворял роль римско-католической церкви в мире. Папа хотел перестроить Ватикан и украсить здания грандиозными фресками.
Таким зданием стали станцы, которые находились в папском дворце. Для их росписи папа Римский пригласил именитых художников: Джованни Бацци по прозвищу Содома, Перуджино и многих других. Однако увидев эскизы молодого 25-летнего Рафаэля, папа отменяет указ и назначает для росписи Рафаэля, который уже стал известен во Флоренции. Сейчас эти эскизы хранятся в музеях Ватикана.
В 1508 году Рафаэль приезжает в Рим, и немедленно приступает к выполнению чрезвычайно почётного заказа – росписи парадных залов Ватикана. После окончания работ горожане были потрясены мастерством живописца, именно в этих фресках раскрылся блестящий дар Рафаэля-монументалиста.
Фрески в Ватиканском дворце принесли Рафаэлю не только славу выдающегося художника, но и основателя нового направления в живописи, получившего название «римский классицизм».
Отражение в искусстве
Немецко-итальянский гравёр Иоганн (Джованни) Пихлер (1734—1791), придворный мастер императора Иосифа II, воспроизводил в гравюрах на меди ватиканские станцы Рафаэля, но успел издать только первую часть сборника этих гравюр (40 листов).
Скульптор итальянского барокко Дж. Л. Бернини, создавая скульптурную группу «Эней, Анхиз и Асканий» (1618—1619; Галерея Боргезе в Риме), изображающую сцену, описанную в поэме Вергилия «Энеида», использовал композицию фигур с фрески Рафаэля «Пожар в Борго».
Русский живописец К. П. Брюллов в 1824—1828 годах для зала копий Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге написал в Италии маслом на холсте копию «Афинской школы» Рафаэля.
Личная жизнь
Талант художника оценили при жизни: покровители, не желая, чтобы мастера переманили французы, оплачивали его труд щедро. У Рафаэля был особняк в античном стиле, построенный по авторскому проекту. Выдать дочь замуж за именитого живописца мечтали купцы и герцоги, но тонкий ценитель женской красоты держался стойко. Кардинал Биббиена, желавший породниться с Санти, добился помолвки Рафаэля с племянницей, но маэстро отказался в последний момент.
Женщиной, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал «Форнарина» (булочка, пышка). 17-летнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль Санти заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся юной красавицей, что выкупил у отца за 3 тысячи монет.
Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры. После смерти Рафаэля «Форнарина», получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.
Станца делла Сегнатура
Делла segnatura Stanza ( «Зал Сигнатуры») была первой , чтобы быть украшены фресками Рафаэля. Это был кабинет, в котором размещалась библиотека Юлия II, в котором изначально располагался трибунал Signatura of Grace . Концепция художника гармонично сочетает духи античности и христианства и отражает содержимое папской библиотеки с темами богословия, философии, юриспруденции и поэтического искусства, представленными тонди над люнетами стен. Тема этой комнаты — мирская и духовная мудрость и гармония, которую гуманисты эпохи Возрождения видели между христианским учением и греческой философией . Тема мудрости уместна, поскольку эта комната была залом совета Апостольской сигнатуры , где были подписаны и запечатаны большинство важных папских документов.
Диспут о Святом Таинстве
Рафаил, Диспут о Святом Таинстве , 1509-1510 гг.
Первым произведением Рафаэля, выполненным между 1509 и 1510 годами, было « Диспут причастия» , традиционное название того, что на самом деле является поклонением причастия . На картине Рафаэль создал образ церкви, охватывающей небо и землю.
Парнас
Рафаэль, Парнас , 1509-1511 гг.
Рафаэль завершил вторую композицию между 1509 и 1511 годами. Согласно классическому мифу, она представляет Парнас , жилище бога Аполлона и муз и обитель поэзии. На фреске Аполлон и музы окружены поэтами античности и времен Рафаэля.
Афинская школа
Рафаэль, Афинская школа , 1509-1511 гг.
Между 1509 и 1511 годами Рафаэль также завершил еще одну работу на стене напротив Диспуты . Эта третья картина, названная «Афинская школа» , представляет степени познания или истины, полученной с помощью разума. Положение фрески, а также прогулка философов в направлении Святого Причастия на противоположной стене предполагали интерпретацию всей комнаты как движение от классической философии к истинной религии и от дохристианского мира к христианству. Он должен был находиться над философским отделом библиотеки Папы Юлия II . Это, пожалуй, самая известная фреска Рафаэля.
Кардинальные добродетели
Рафаэль, Основные добродетели , 1511 г.
Две сцены на четвертой стене, выполненные мастерской, и люнет над ней, содержащий Кардинальные добродетели , были написаны в 1511 году . Кардинальные добродетели аллегорически представляют добродетели силы духа , благоразумия и умеренности наряду с милосердием , верой и надеждой .
Станца д’Элиодоро[ | ]
«Изгнание Элиодора» (Станца д’Элиодоро)
Станцу д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro
) Рафаэль расписал в 1511—1514 гг. Тематика её росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.
Фреска «Изгнание Элиодора
», по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.
В «Мессе в Больсене
» изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.
С большим мастерством написана фреска «Изведение Петра
», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой — проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.