Вилла фарнезина в риме

История Виллы Фарнезина

В самом сердце очаровательного района Трастевере расположилось удивительной красоты поместье — вилла Фарнезина.

История происхождения виллы берет начало в 15 веке, когда один из богатейших людей Рима — банкир Агостино Киджи, решил возвести себе хоромы невиданной красоты. Только представьте человека, раздающего кредиты самым знатным людям Рима, начиная с римских пап и заканчивая членами таких влиятельных семей, как Медичи и Борджиа.

Конечно, Агостино обожал закатывать шумные мероприятия и удивлять своих гостей абсолютно разными и порой безрассудными драгоценностями. Например, когда у Агостино родился первенец Лоренцо — Леоне, он решил устроить знатный пир и пригласил в качестве гостей всю буржуазную элиту Вечного города, включая 14 кардиналов и папу римского. Торжество проходило в богато декорированных конюшнях и сопровождалось фантастическим шоу, а в качестве изюминки вечера, чтобы окончательно поразить своих гостей, Агостино приказал слугам избавляться от использованных драгоценных приборов, выбрасывая их из окон (этот процесс должен был повторяться при каждой смене блюд). И можно было бы назвать данный жест полнейшей глупостью и расточительностью, если бы предприимчивые слуги, работавшие в тот вечер, не подготовились и не развесили сети под окнами, чтобы выловить драгоценные столовые приборы. Ознакомившись с характером и личностью Агостино Киджи, можно представить, как он обустраивал свои покои. Давайте же перейдем к подробному их изучению.

Первые живописные циклы

Вскоре после завершения строительства стен на первом этаже, Бальдассаре Перуцци начал писать фреску, которая окружает так называемую Stanza del Fregio, комнату, используемую в качестве зала ожидания для гостей, но также и для важных церемоний, таких как чтение завещаний. 

Во фризе, с очевидной аллегорической ссылкой на достоинства клиента, художник расписал двенадцать подвигов Геракла и другие мифологические эпизоды. Опять же, Перуцци, в начале 1509 года также было поручено графическое оформление экстерьера виллы, задокументированное чертежами, но, к сожалению, почти полностью утраченное, за исключением некоторых фрагментов на угловых опорах восточного фасада.

В первые месяцы 1511 года, когда архитектурные сооружения были завершены, сиенский художник перешел к оформлению так называемой «Лоджии Галатеи» — эти фрески должны были стать самой сложной работой на протяжении всей карьеры Перуцци.

Перуцци все еще работал над сводом Лоджии Галатеи, когда Агостино Киджи в августе 1511 года вернулся из Венеции и привез с собой молодого Себастьяно дель Пьомбо, одного из величайших художников Венеции на то время. Возможно, недовольный ходом работы, Киджи наказал Дель Пьомбо придоединиться к Перуцци, вскоре наняв также Рафаэля для продолжения работ. На фресках девяти люнетов (только десятый была расписан Перуцци), Себастьяно нарисовал различные сцены, взятые из Метаморфоз Овидия, а затем изобразил на стене большую фигуру Полифема, а Рафаэль со ссылкой на ту же легенду украсил стену изящной фигурой Галатеи, прекрасной нимфы, убегающей от своего поклонника на фантастической колеснице, запряженной дельфинами.

Художественная ценность виллы Фарнезина

Сегодняшней известности вилла Фарнезина немало обязана тому факту, что Агостино Киджи был большим ценителем искусства и покровительствовал знаменитому художнику эпохи Возрождения Рафаэлю. И не только покровительствовал, но и являлся его основным заказчиком. В связи с чем именно кисти этого гениального художника принадлежит большая часть росписей на вилле Фарнезина. Самая знаменитая из них – «Триумф Галатеи», написанная на один из сюжетов «Метаморфоз» Овидия в одноименном зале виллы (Зале Галатеи), расположенном на ее первом этаже с правой стороны от входа. Это одна из тех редких фресок, на которых нимфа изображена на колеснице в форме раковины. Рафаэлем выполнены и совершенно восхитительные росписи на тему истории Амура и Психеи, которые можно увидеть на лоджии галереи, выходящей в сад.

Стоит отметить, конечно, что кроме Рафаэля над внутренним убранством виллы Фарнезина поработали Джулио Романо, Себастьяно дель Пьомбо, Иль Содома и другие известные мастера той эпохи и их ученики. По одной из легенд, нарисованная сангиной на задней стене Зала Галатеи гигантская голова юноши принадлежит Микеланджело, оставившего этот рисунок вместо записки, когда не застал Рафаэля на месте. И, как гласит та же легенда, узнав руку великого мастера, Рафаэль оставил его творение в неприкосновенности. Хотя есть версия, что это работа Себастьяно дель Пьомбо, которому принадлежат также фрески со сценами из «Метаморфоз» Овидия на люнетах в верхней части лоджии, выходящей в сад, и изображение циклопа Полифема рядом с Галатеей Рафаэля.

В Комнате Фризов можно увидеть росписи, выполненные рукой самого архитектора этой виллы – Бальдассаре Перуцци, на них изображены сцены охоты. Он же создал здесь «обманные» росписи за нарисованной на задней стене мраморной колоннадой в Салоне Перспективы, с определенной точки обзора целиком «уничтожающие» стену и создающие полную иллюзию открытости помещения. За колоннами на стенах этого салона изображены многие известные места Рима и его окрестностей: Колизей, Тибр, римские церкви и даже сама Фарнезина. И его же руке принадлежат потолочные фрески Зала Галатеи, изображающие созвездия в расположении, соответствующем дате 1 декабря 1466 года (дате рождения хозяина дворца Агостино Киджи).

Фасад виллы

В Свадебном Зале, когда-то служившем спальней для владельца виллы и его супруги, находятся фрески по сюжетам из жизни Александра Македонского, выполненные Иль Содомой. Наиболее всего среди них выделяется сцена свадьбы Александра Великого с Роксаной, из-за которой комната и получила такое название. На других фресках изображены встреча великого полководца со вдовой Дария и укрощение Буцефала. Согласно преданиям, в этой спальне некогда находилась роскошная кровать, стоившая Агостино Киджи дороже, чем строительство всей виллы. Кровать была покрыта позолотой, инкрустирована слоновой костью и щедро украшена россыпью драгоценных камней.

Последний раз фрески на вилле Фарнезина реставрировались в начале 80-х гг. прошлого века. Все перечисленные залы в настоящее время открыты для посещений.

Интерьеры виллы Фарнезина

Первым помещением, в котором были реализованы работы по художественной росписи, стала так называемая Зала дель Фрэджо (Sala del Fregio) – небольшая комната, использовавшаяся в качестве зала ожидания для гостей, а также для проведения некоторых церемоний. Например, именно в этой комнате было зачитано завещание Агостино Киджи.

В 1509 году Перуцци приступил к росписи экстерьера, о чем свидетельствуют документальные источники. После завершения строительных работ, в начале 1511 года, сиенский художник взялся за реализацию фресок свода Лоджии Галатеи, ставших одним из крупнейших произведений мастера.

В этом же году Агостино Киджи нанял молодого Себастьяно дель Пьомбо, одного из лучших венецианских мастеров того времени, которого привез с собой из деловой поездки в Светлейшую. Возможно, банкир был не совсем удовлетворен работой Перуцци, а возможно просто хотел ускорить рабочий процесс. Так или иначе, художники должны были работать в паре, а вскоре к ним присоединился и Рафаэль.

Росписями люнетов был занят Себастьяно дель Пьомбо. Его кисти принадлежат девять фресок, на которых изображены сюжеты из «Метаморфоз» Овидия – стихотворного произведения древнеримского поэта, основанного на мифах Древней Греции и Древнего Рима. Десятый люнет написал Бальдассаре Перуцци. Рафаэль тем временем работал над созданием «Триумфа Галатеи».

После завершения росписей Зала Галатеи, Агостино Кижди приостановил работы по художественному оформлению помещений виллы. Причиной этому, предположительно, послужила занятость Рафаэля в других проектах. Известно, что Санти в период с 1514 по 1517 года работал над фресками одной из комнат папских апартаментов в Ватикане.

В 1517 году Рафаэль со своими учениками, приступил к созданию росписей главной лоджии виллы – Лоджии Амура и Психеи, которая должна была стать «визитной карточкой» резиденции известного банкира.

В то время как великий маэстро создавал свой очередной шедевр, в одном из помещений наиболее приватного предназначения – спальне – начались работы над росписью интерьера, доверенные некому Джованни Антонио Бацци, более известному по прозвищу Содома. В этот же период появились и фрески Зала Перспектив, в котором 28 августа 1519 года состоялся праздничный банкет по случаю бракосочетания Агостино Киджи и его возлюбленной Франческой.

История виллы Фарнезина

В начале 16-го столетия знаменитый банкир сиенского происхождения Агостино Киджи, кредитовавший Пап и представителей светской власти, сделал заказ молодому Бальдассаре Перуцци на возведение шикарной виллы на правом берегу Тибра, которая должна была играть роль его загородной резиденцией. Строение было сооружено в 1512 году и первоначально так и именовалось — «вилла Киджи» (по фамилии своего владельца).

Агостино Киджи

Отправившись в Рим, Агостино Киджи жил в доме по улице Банки (via dei Banchi) со своей молодой женой Маргаритой Сарачини, преждевременно усопшей в 1508 году, не подарившей банкиру наследника. Еще до кончины супруги Киджи начал отношения с куртизанкой по имени Франческа Ордеаски. После того, как Маргарита умерла, Франческа формально вошла в дом банкира. Она стала ему фактической женой и родила пятерых детей.

В первой половине 18-го столетия вилла Фарнезина, пребывая в собственности Элизабет Фарнезе, перешла к неаполитанским Бурбонам, преобразовавшись в резиденцию дипломатов. Позднее виллу Фарнезина передали в долгосрочную аренду испанскому послу Сальвадору дэ Кастро, профинансировавшему ряд работ по реставрации (1866 год).

В 1927 году здание купило государство. В скором времени на вилле Фарнезина разместилась штаб-квартира Королевской Академии Италии – культурной организации, имевшей место в период с 1929 по 1944 года, нацеленной на развитие и управление итальянского интеллектуального движения в области науки, литературы и искусства. А в настоящее время вилла Фарнезина принадлежит Национальной Академии деи Линчеи (all’Accademia Nazionale dei Lincei).

Вилла Фарнезина, задуманная Агостино Киджи

В скором времени после приобретения земельного участка Агостино Киджи заказал Бальдассаре Перуцци, сиенскому художнику и архитектору, разработку проекта усадьбы. На территории виллы Фарнезина, кроме жилого здания, находилась конюшня – проект Рафаэля, и разрушенная в 1808 году после длительного периода запустения, а еще лоджия, выступавшая на набережную Тибра шикарный сад в итальянском стиле.

Двухэтажное строение в плане – в форме подковы, ориентированной в сторону сада. Сама по себе лоджия, декорированная росписями с четко выраженными флористическими мотивами, по замыслу архитектора должна была послужить порталом, соединяющим мир природы и архитектуры. Лоджия Психеи, именованная так в честь сюжетов украшающих ее фресок, первоначально имела функцию сцены для театральных постановок и прочих выступлений, организовывавшихся хозяином виллы.

Сад, разбитый в итальянском стиле, был неотделяемой частью виллы Фарнезина и ее органическим завершением. С прохождением времени парк перенес основательные изменения и сейчас смотрится абсолютно по-другому, чем в далекую Эпоху Возрождения.

Через два года после начала возведения, Перуцци занялся художественной росписью одного из залов виллы Фарнезина, наделенной именем Станца дель Фрэджо, а через еще три года Агостино Киджи уже перебрался в свое новое жилище и обладал возможностью показывать гостям все красоты своей шикарной усадьбы.

Экспозиции виллы Фарнезина в Риме

Цокольный этаж

Лоджия Галатеи — в основном она расписана фресками Рафаэля, но свод лоджии в 1511 году расписал Бальдассаре Перуцци, изобразив гороскоп Агостино Киджи, а Себастьян дель Пьомбо оставил свой след, изобразив мифологические сцены Люнетте и Полифемо.

Лоджия Амура и Психеи — получила свое название благодаря фреске Рафаэля(1518 г.), на которой запечатлены сцены из произведения Апулея o Психеи, вдохновленной Золотым Ослом. История из книги представлена в сочетании с огромными красочными гирляндами цветов и фруктов, в центре изображен эпизод свадьбы Амура и Психеи и Совет Богов.

Фрески Рафаэля на вилле Фарнезина в Риме

Комната Фриза — этот зал виллы Фарнезина украшен широким лепным фризом, который по задумке архитектора окружает верхнюю часть стен. Автор расписанного фриза — Перуцци, изготовлено художественное украшение в 1508 году. Фрески, из которых фриз состоит, изображают подвиги Геракла(северная сторона и частично восточная сторона) и другие мифологические сцены .

Первый этаж

Зал Проспективы — оформителем этого большого зала был Бальдассаре Перуцци, который в 1519 году расписал удивительными фресками, изображающими мифологические сцены, части городской и сельской перспективы, которые просматривались между имитированными колоннами. На северной стене зала разместился большой камин Вулкан.

Фриз виллы Фарнезия

Свадебная комната Александра Великого и Роксаны — свое название она получила благодаря главной фреске, занимающей всю северную стену. Когда-то в этом помещении находилась спальня Агостино Киджи, ее стены и потолки в 1519 году расписал художник Джованни Антонио Бацци, носивший прозвище Содома. Подвесные потолки спальни, датированные XVI веком, изображают гротескные сцены и сюжеты мифологических историй.

  • Адрес виллы Фарнезина: via della Lungara 230, 00165, тел. 00 39 06 680 272 68.
  • Как добраться: на автобусе до Лунготевере делла Фарнезина (№№23, 125, 271,280).
  • Вилла Фарнезина в Риме часы работы: понедельник — суббота, 9:00 — 14600 ( по субботам в 10:00 экскурсионные туры проводятся на английском языке, в 12:30 — на итальянском); каждое второе воскресенье месяца проводятся экскурсии (время работы — 9:00 — 17:00, экскурсия в 12:30 — требуется предварительное резервирование, сопровождается музыкой эпохи Ренесанса, в 15:00 и 16:00 — экскурсии без предварительного резервирования).
  • Цена: взрослые — €6; дети 14 -18 лет и пенсионеры старше 65 лет — €5; дети 10-14 лет — € 3; дети младше 10 лет — бесплатно. Сады виллы Фарнезина — €4, аудиогид — €2. Посетители, которые имеют входной билет в музеи Ватикана (использованный в течение 7 дней) имеют существенные скидки в Villa Фарнезина.Тел. билетных касс — 00 39 06 680 272 68.

Забронируйте прямо сейчас билеты в Рим по лучшей цене!

Фарнезе в Риме

Сегодня с фамилией знаменитого рода пармских герцогов Фарнезе в Вечном городе связано несколько популярных туристических мест:

  • Палаццо Фарнезе – один из лучших представителей Ренессанса. Роскошную резиденцию начал строить будущий понтифик Павел III, скупивший ряд близкорасположенных зданий. В создании Дворца принимал участие Микеланджело. В планах, которым не суждено было сбыться, присутствовало строительство моста через Тибр для соединения двух владений Фарнезе, расположенных на разных берегах реки – палаццо Фарнезе и виллу Фарнезина. Сегодня в здании расположено Французское посольство, поэтому экскурсии заказываются заранее и проводятся только по определенным дням;

Палаццо Фарнезе в Риме

Пьяцца Фарнезе (Piazza Farnese) – площадь расположена перед палаццо Фарнезе. Здесь размещены два фонтана-близнеца с монументальными бассейнами в виде античных ванн, предположительно взятых их терм Каракалла, и чашами, украшенными бутонами лилий;
галерея Фарнезе – она находится в палаццо Фарнезе, недавно отреставрирована и ждет посетителей, но лишь в специально отведенное время. В Галерее можно увидеть росписи Карраччи начала XVII века. Их ставят на одну ступень с росписью «Сикстинской капеллы»;

вилла Фарнезина – расположена в Трастевере. Ее необычный для Римских строений проект был заказан Агостино Киджи в начале 16 века, а уже через 70 лет виллу приобрели представители рода Фарнезе. Начиная с 1603 года, здесь с некоторыми перерывами размещается Национальная Академия Линчеи, но экскурсии для туристов проводятся;
сады Фарнезе – появились на территории холма Палатин благодаря кардиналу Алессандро Фарнезе, который приобрел обширный участок на месте руин императорского дворца, принадлежащего Тиберию. Великолепные террасы с необыкновенно красивой растительностью могли бы соперничать с виллой д’Эсте, если бы не были уничтожены в результате раскопок этого самого дворца. Но часть садов и кое-какие строения, все же сохранилась;
вилла Фарнезе (замок Капрарола) – ее строительство началось при папе Павле III в 20годы 16 столетия, а закончилось при его внуке – кардинале Алессандро Фарнезе. После его смерти в 1589году наследники дома Фарнезе постепенно опустошили виллу, переправив ценности в Неаполь. Объект считается одним из самых крупных итальянских проектов эпохи Возрождения. Вилла находится в небольшом городке Капрарола, расположенном в 63км от центра Рима.

Палаццо Фарнезе в Капрароле

Кроме вилл, дворцов и садов, фамилию Фарнезе носят улицы и проспект, протянувшийся вдоль Тибра, гостиницы и бары, магазинчики и кафе. Это является доказательством того, что представители рода, несмотря на титул герцогов Пармы и Пьяченцы, оставили свой след в истории Рима. В первую очередь, папа римский Павел III, кардинал и меценат Алессандро Фарнезе и, конечно же, Джулия, сыгравшая немаловажную роль в продвижении рода Фарнезе к высшим ступенькам власти.

Автор статьи: 39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (27)
  • Сады и парки (6)
  • Археологические памятники (28)
  • Районы и кварталы (11)
  • Улицы (9)
  • Площади (8)
  • Фонтаны (11)
  • Памятники и обелиски (8)

Полезные подборки:

По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.

Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.

Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.

Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения

Villa Farnese — Architecture and decoration

The Villa Farnese was constructed on the foundations
of a fortress begun in 1521 for Pope Paul III by Antonio da Sangallo and Baldassare Peruzzi.
This accounts for its unusual pentagonal plan with arrowhead bastions, although the circular
courtyard at the centre of the structure was Vignola’s own design.

Vignola also designed the axial, terraced approach to the villa, with
a straight road ascending from the village to an oval forecourt with a rusticated loggia facing
a fish pond. The forecourt is embraced by two symmetrical semicircular horse-ramps rising to a
second, larger, trapezoidal court, with staircases leading up to the villa itself.

These elements provide a magnificent spatial setting for the drafted
masonry façade of the villa, articulated by two orders of pilasters in local volcanic stone.
The design drew extensively on architecture at the Vatican in Rome, the seat of the patron’s
power: the tripartite, fortified façade with central loggia (originally open) recalls Innocent
VIII’s Villa Belvedere (1480s), while the double-ramped staircase in front of the villa and the
triumphal-arch motif on the upper portico of the courtyard were derived from Bramante’s Cortile
del Belvedere.

The contrast between the solid, massive lower storey and the flat,
abstract, geometrical upper storeys, however, was characteristic of Vignola’s own classicizing
Mannerist style.

The ground floor and piano nobile of the villa were planned with two
sets of summer apartments on the north side and two of winter apartments on the south, each
with salon, antechamber, bedroom, dressing room and study. The basement housed service areas,
while the small rooms in the top storeys housed staff and retainers. In one of the angles at
the front of the building is a monumental two-storey spiral staircase; opposite is a guard room
and circular armoury on the ground floor and a loggia and circular chapel on the piano nobile
above.

The summer apartments were frescoed by Taddeo Zuccaro and Federico
Zuccaro, although the illusionistic architecture on the walls of the Sala di Giove and the
vault of the armoury were designed by Vignola. After Taddeo’s death in 1566, Federico painted
the Gabinetto dell’Ermatena, the circular chapel and part of the Sala d’Ercole, all on the
piano nobile.

He also painted the guard room and four rooms of the winter apartment
on the ground floor (excluding the salon). Jacopo Bertoia completed the Sala d’Ercole in 1569,
executed the vaults of the stanze della Penitenza, dei Guidizi and dei Sogni in the winter
apartment on the piano nobile, and began work on the Sala degli Angeli (also in the winter
apartment) shortly before his death in 1572.

The complex iconographical programme, glorifying the Farnese
family and addressing major political, economic, spiritual and intellectual concerns
of Cardinal Farnese, was worked out in consultation with the patron by such scholarly advisors
as Onofrio Panvinio, who devised the scheme for the Sala dei Fasti Farnese; Paolo Manuzio, the
Venetian and Roman publisher; Annibal Caro, the humanist secretary to Cardinal Farnese;
Cardinal Guglielmo Sirleto, the Vatican librarian, who wrote the programme for the Stanza della
Penitenza; and perhaps also Fulvio Orsini, the Farnese librarian.

Где находится Вилла Фарнезина и как до нее добраться

Вилла Фарнезина расположена в одном из самых тихих районов Рима, в Трастевере, на левом берегу реки Тибр, под холмом Джаниколо. Адрес достопримечательности: Via della Lungara, 230. Форум и Колизей находятся на противоположном берегу.

Чтобы добраться в эту часть города, надо ехать:

  • одним из автобусов под номерами 280, 271, 125, 23 (автобусная остановка называется Partigiani)
  • или на трамвае № 8 (остановка Belli).

Время работы музея:

  • понедельник-суббота — 9.00-14.00.
  • В воскресенье и по праздникам музей закрыт, но во второе воскресенье месяца объект открывают до 17.00.

Экскурсии в Вилле Фарнезина:

  • Экскурсии на итальянском проводятся в понедельник, пятницу и субботу, начало в 12.30.
  • На английском языке — по субботам в 10 часов.
  • Во второе воскресенье месяца экскурсии начинаются в 12.30 (живой концерт музыки эпохи Возрождения, вход по предварительному заказу), 15.00 и 16.00.

Посетители не могут находится в музее более двух часов.

Стоимость посещения:

  • Стоимость полного билета – 6 евро.
  • Льготный билет для детей от 10 до 14 лет, учителей, пенсионеров после 65 лет и владельцев ICOM обойдется в 5 евро,
  • для школьников – 3 евро.
  • За посещение садов придется отдать еще 2 евро.
  • Простая экскурсия стоит 2 евро,
  • а экскурсия с музыкой – 12 евро.
  • Для туристов, которые приобретают билет в музеи Ватикана, Вилла Фарнезина предоставляет скидку.
  • Для детей в возрасте до 10 лет, журналистов с идентификационной картой, инвалидов и гидов вход бесплатный.

Групповые экскурсии:
За отдельную плату не позже чем за 15 дней до предполагаемой даты можно заказать групповую экскурсию с 14.00 до 17.00 (с 17.00 до 19.00 во второе воскресенье месяца).

  • С группы из 30 человек надо будет заплатить 360 евро, Если вас будет больше, сверх того придется отдать по 12 евро за человека.
  • В воскресенье и праздничные дни – 450 евро и 15 евро соответственно.
  • В сады можно будет попасть за 100 евро.

За отдельную плату в вилле предоставляются напитки и выпечка. Кроме того, в музее можно купить памятные книги, аудиозаписи и плакаты. На экскурсии по заказу после 14.00 скидки не распространяются.

Архитектура замка

Одним из самых значительных произведений Виньолы в жанре дворцовой архитектуры является замок Капрарола близ Витербо, построенный зодчим для кардинала Александра Фарнезе.

Сооружение Капраролы имеет свою историю, связанную с Перуцци и Сангалло.

В 1536 году Перуцци, считавшимся в то время одним из выдающихся фортификаторов, был представлен проект крепости на месте, занимаемом замком Капрарола. Проект этот однако не был осуществлен из-за смерти зодчего.

По сохранившимся наброскам видно, что Перуцци положил в основу сооружения план пятиугольной формы с остроконечными бастионами по его углам, что отвечало требованиям военно-инженерного искусства того времени.

Перуцци умер, и Антонио Сангалло в сотрудничестве с известным веронским архитектором и военным инженером Микеле Санмикели приступил к возведению на этом месте крепости.

Сходство осуществленных ими сооружений, послуживших подножием замку Капрарола, с эскизами Перуцци позволяет допустить, что зодчие руководствовались проектными набросками Перуцци. Сангалло, один из лучших знатоков военно-инженерного искусства, построил ряд крепостей правильной пятиугольной формы, и нет ничего удивительного в том, что он и для рассматриваемой крепости принял вариант Перуцци. Крепость осталась незаконченной. Впоследствии возникла идея использовать построенные уже крепостные стены для возведения загородного дворца-виллы Фарнезе. Красота окружающей природы, возвышенность участка соответствовали осуществлению подобного рода замысла. Виньоле было поручено составить проект.

Бастионы, куртины и стены недостроенной крепости Виньола использовал в качестве основания для самого дворца, стены которого как бы вырастали из нижележащих башен. Не могло быть и речи о веселой, свободно расположенной вилле. Здание должно было походить на замок. Исходя из этого, Виньола добился полного единства прежних крепостных строений с самим замком.

Замок Капрарола расположен на отроге горы и господствует над окрестностями. Величественные массивы стен с отвесными плоскостями, общий замкнутый, полукрепостной характер строения, его монолитность, лаконичная простота архитектурной проработки — все производит должный эффект. В центре здания расположен небольшой круглый двор, архитектура которого контрастна внешней суровости здания. Двор окружают два яруса галерей. Аркады нижнего этажа образованы мощными рустованными столбами, а верхнего — спаренными ионическими колоннами.

Прием круглого двора применяется в данном случае впервые: до этого архитектура Ренессанса оперировала исключительно дворами квадратной или же прямоугольной формы. По архитектурному оформлению двор прост и умерен, пропорции изящны. Единственно, что позволил себе зодчий, — расположить между колоннами овальной формы медальоны. Разбивка внутренних помещений здания так же проста и логична и во многом, видимо, подсказана Виньоле набросками Сангалло.

Одним из наиболее интересных элементов работы Виньолы следует считать симметричную планировку участка вокруг самого замка.

К главному входу в замок ведут двусторонние лестницы и пандусы. Весь участок разбит на террасы, что придает зданию еще более величественный вид. К двум задним сторонам пятиугольника, лежащего в основании сооружения, примыкают большие сады с правильной разбивкой дорожек и террас.

Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере

Смолина Н.И. «Традиции симметрии в архитектуре»  — М.: Стройиздат, 1990
Всеобщая история архитектуры, том 5
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков
Эпоха Возрождения
1967г., Москва
Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.
Ожегов С.С.
«История ландшафтной архитектуры»
Архитектура-С. Москва. 2003

Расположение и расположение

Расположение в городской зоне Рима

В 1500 году Виа Яникуленсис от Порта Септимиана через Порта Санто Спирито до Борго была только сухопутной дорогой с редкими зданиями. Папа Юлий II расправил дорогу и назвал ее Лунгара. В его конце, недалеко от Порта Септимиана, у семей Риарио и Фарнезе были загородные дома и виноградники. В мае 1505 года Агостино Киджи купил здесь участок земли, доходивший до Тибра, на котором позже была построена вилла.

Сегодня вилла расположена в треугольнике между улицами Via della Lungara 230 и Lungotevere Farnesina и по-прежнему окружена парком. Прежний выход к Тибру был утрачен из-за строительства защитных стен в 1880-х годах и главной дороги вдоль Тибра. На противоположной стороне улицы Виа Лунгара расширяет Палаццо Корсини , построенный в 18 — м веке , в котором Accademia Nazionale деи Lincei ( Академия наук Италии) имеет свою штаб — квартиру сегодня. Встраивание в собственность и расположение на берегу реки раскрывают старинную модель загородной виллы , которая сочетает в себе репрезентативность и уединение в частной жизни.

Сад Фарнезины

В соответствии со вкусом Чинквеченто, дворец был окружен садом на юге Giardino segreto и по направлению к Тибру, среди прочего, адаптированным к местности. декоративный сад, а также виноградники и фруктовые сады, подобные тем, которые принадлежали тем, кто был застенчивым в Риме. К северу от виллы на берегу Тибра находились лоджия или беседка и грот , тоже часть сада для развлечений того времени. Некоторые литературные источники и стихи дают представление о богатстве разнообразия цветов и растений.

Планы Перуцци недоступны для исходной садовой программы, но можно предположить, что здание и сад были спланированы как единое целое. Вдохновением для этого послужила основная концепция, единство между природой и искусством, для назидания тела и разума, идеал, к которому стремились еще в древности. С течением времени планировка сада и его размеры менялись снова и снова, о чем свидетельствуют некоторые ведуте и гравюры, созданные с течением времени .

Римская фреска в Национальном музее — Палаццо Массимо

Вероятно, в саду есть надпись XVII века, происхождение и значение которой не установлены: «Quisquis huc accedis: quod tibi horridum videtur mihi amoenum est; si placet, maneas, si taedet abeas, utrumque gratum » , примерно переведенный:« Кто бы вы ни подошли сюда: то, что вам кажется пугающим , нравится мне ». Если (вам) это нравится, вы можете остаться; если (вам) противно, можете идти — и то, и другое устраивает (меня).

Каса делла Фарнезина

Основная статья : Casa della Farnesina

Под садами виллы и на улице Виа делла Лунгара была обнаружена старинная вилла ранней имперской эпохи, так называемая Casa della Farnesina .

Эта система была открыта в 1880 году, когда берега Тибра укреплялись. Пока раскопана только часть виллы под садом. Считается, что эта вилла urbana была построена по случаю свадьбы Марка Випсания Агриппы и Юлии , дочери Августа . Обнаруженные в ходе раскопок настенные росписи и лепные рельефы сейчас находятся в Национальном римском музее — Палаццо Массимо.

Cегодня

Алессандро Фарнезе умер в 1589 году, завещав свои владения родственникам — герцогам Фарнезе Пармских . Сказочная коллекция кардинала была передана Карлу III Испанскому в Неаполе . В 19 веке вилла стала на некоторое время резиденции наследника на престол вновь объединенной Италии .

Элементы садов в стиле ренессанс на вилле повлияли на многие сады поместья XIX и XX веков, созданные ландшафтными дизайнерами , такими как Беатрикс Фарранд , А. Э. Хансон и Флоренс Йох . Сады 1920-х годов с catena d’acqua включают поместье Гарольда Ллойда в Беверли-Хиллз и Лас-Техас в Монтесито, штат Калифорния , причем в последнем также есть казино, прямо посвященное оригиналу на вилле Фарнезе.

Сегодня казино и его сады являются одним из домов президента Итальянской Республики . Пустая главная вилла, принадлежащая государству, открыта для посещения. Многочисленные комнаты, салоны и залы с мрамором и фресками, а также архитектура большой палаццо-виллы по-прежнему впечатляют и устрашают, как и предполагалось вначале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector