Собор санта-мария-дель-фьоре (дуомо флоренции)
Содержание:
- Купол
- После чумы
- Нефы
- Главный портал
- Санта-Мария-Новелла
- Город голодных художников
- Время работы и цены на билеты
- Знаменитый купол Брунеллески
- Купол Брунеллески
- Архитектура
- I. Источники о Ферраро-Флорентийском Соборе и структура последнего.
- Снаружи
- Состав делегаций
- Баптистерий
- Флоренция площадь Республики.
- Часы работы и билеты
- График работы и стоимость посещения
Купол
От алтаря отлично виден купол. Купол проектировал Брунеллески, и, как и многие другие инновационные для своего времени решения, купол хаял каждый, кому не лень. Не лень было многим, поэтому несчастного Брунеллески замучили насмешками на тему того, что купол, конечно, обрушится еще до завершения строительства. Брунеллески даже предварительно пришлось соорудить подобный «пробный» купол над церковью, и только после этого ему-таки разрешили сотворить подобное и в Дуомо.
Для своего времени купол абсолютно передовой – да и по сей день является самым большим в мире купольным перекрытием. Главная внутренняя диагональ купола составляет 45 м, внешняя – 54. Строил его Брунеллески без лесов – неслыханно! По пути придумал массу машин и механизмов для подъема строительных материалов. Купол получился двойным, с каркасом из 8 основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, которые поддерживали пустой купол, а фонарь сверху нагружал его. Ничего не рухнуло! И, даже напротив, критиковавший Брунеллески Микеланджело позже цитировал его купол в собор Святого Петра в Риме.
Так вот, изнутри купол должна была украшать мозаика, также напоминая об убранстве баптистерия. Но денег на мозаику не хватило. Да, даже во Флоренции церковь переживала порой не самые лучшие времена. В итоге купол просто расписан.
Расписывали купол Вазари и Дзуккари в конце 16 века. Сюжет традиционный, Страшный Суд. Тут он особенно страшный.
Очень интересно взглянуть на купол вблизи при возможности: видно, что перспектива рисунка искривлена так, чтобы снизу он смотрелся естественнее.
В барабане купола размещены 8 витражных окон, не совсем стандартное решение. Свет, преломляясь через цветное стекло, наполняет собор необычным свечением. Авторы – мастера эпохи Ворождения: Донателло, Гиберти, Паоло Учелло и Андреа-дель-Кастаньо.
После чумы
В 1438 году разразилась чума, и тогда собор перенесли во Флоренцию. Споры о догмах продолжались еще долго. Святые отцы спорили об отрывках Священных писаний, которые по-разному толковали Западная и Восточная церкви.
Иоанну Палеологу не нравилось, что православные священники были неуступчивыми. Он убеждал их, что понадобится согласиться с представителями католиков. Тогда Виссарион Никейский, бывший противником католиков, согласился с тем, что латинское выражение «и от Сына» — одно и то же, что и православное «через Сына». Однако Марк Эфесский называл католиков еретиками. Палеолог всячески содействовал объединению.
Греческие священники продолжали упорствовать в своей редакции и отвергали другие. Тогда император убеждениями, угрозами заставил их принять другую редакцию. Им пришлось согласиться с требованиями Палеолога. Тогда собравшиеся и пришли к согласованию Ферраро-флорентийской унии. Латинская сторона согласилась допускать и греческие, и латинские обряды. Благодаря этому соглашение подошло к логическому концу. Главенство папы признавалось, как и чистилище. Данный акт был подписан всеми, за исключением Марка Эфесского, патриарха Иосифа, поскольку он успел умереть.
Когда папа не увидел подпись Марка, он признался: «Мы ничего не сделали». Тем не менее Ферраро-флорентийская уния торжественно была зачитана на двух языках – латинском и греческом. В знак объединения представители Западной и Восточной церкви обнялись и поцеловались. Папа предоставил гостям корабли для возвращения домой.
Нефы
Если прогуляться по собору изнутри, то можно заметить всякие-разные бюсты и художественные изображения известных флорентийцев. Они остались с тех пор, когда Дуомо планировали превратить в пантеон. Но передумали.
Кого можно узнать: в частности, архитекторов собора. Справа в медальоне Арнольфо ди Камбио, который начал строительство Дуомо в 1289.
Слева – Эмилио де Фабри, автор проекта нового неоготического фасада (1864) в трех тонах, перекликающихся с цветами итальянского флага.
В правом нефе в медальонах присутствуют еще два бюста мастеров, внесших лепту в создание собора: Джотто (колокольня) и Филиппо Брунеллески (купол – о нем подробнее ниже).
А вот две интересных фрески. Они изображают не просто всадников, а памятники, возведенные в честь этих всадников
Обратите внимание на шаг лошадей: в реальной жизни они должны были бы сразу же упасть с копыт! В итоге слева – Никола Флорентийский работы Кастаньо, справа – Джованни Акуто работы Учелло. Что ни квадратный сантиметр стены, то шедевр!
Еще один знаменитый флорентиец в красной мантии с Божественной Комедией в руках. Назвал свое произведение Данте просто «Ла Комедия», а «Божественная» было добавлено позже автором «Декамерона» Бокаччо.
За спиной Данте – Флоренция 1465 года.
Главный портал
Три огромных бронзовых двери датируются 1899-1903 годами. Они украшены сценами из жизни Мадонны. Мозаики люнетов над дверями были разработаны Никколо Барабино . Они представляют (слева направо): благотворительность среди основателей флорентийских благотворительных организаций ; Христос на троне с Марией и Иоанном Крестителем ; и флорентийские ремесленники, купцы и гуманисты . Фронтон над центральным порталом содержит полурельефом по Тито Саррокчи от Марии ENTHRONED проведение цветковые скипетр . Джузеппе Кассиоли вылепил правую дверь.
В верхней части фасада находится серия ниш с изображением двенадцати апостолов, а в центре — Мадонна с младенцем. Между окном-розой и тимпаном находится галерея с бюстами великих флорентийских художников.
Санта-Мария-Новелла
Санта-Мария-Новелла — это первая церковь, которую видят туристы, прибывающие во Флоренцию на поезде. Именно в этой церкви встречаются герои романа «Декамерон» Джованни Боккаччо и принимают решение покинуть город, объятый эпидемией чумы.
С привокзальной площади базилика Санта-Мария-Новелла производит довольно суровое впечатление. Тем разительнее контраст между романско-готическим стилем этой стороны базилики и ажурным главным фасадом.
Базилика была заложена в середине XIII века
Фасад из белого и тёмно-зелёного мрамора был закончен Леоном-Баттистой Альберти по заказу семейства Руччелаи в 1478 году: архитектор увековечил память о благодетелях церкви, поместив символ их рода — корабли с надутыми парусам — над порталом.
Ещё одна реконструкция базилики, заложенной в середине XIII века, прошла под управлением Джорджио Вазари в середине XVI века.
С художественной точки зрения практически все капеллы церкви достойны внимания: «Мадонна с чётками» кисти того же Джорджио Вазари, «Троица» Мазаччо, «Распятие» Бруннелески — лишь малая доля тех сокровищ, которые хранятся в её недрах.
Здесь множество произведений искусства 14-16 веков
К сожалению, обычным посетителям закрыт вход в «клуатр мертвых», где погребены самые влиятельные семьи средневековой Флоренции.
Зато всегда можно заглянуть в расположенную по соседству с храмом «мастерскую парфюмерии и фармакологии» – аптеку, открытую в XVII веке на базе парфюмерной мастерской XIV века.
- Часы работы: Пн-чт: 09:00-17:30; Пт: 11:00-17:30 Сб: 09:00-17:00
- Вс и дни религиозных праздников: 13:00-17:00 (с июля по сентябрь 12:00-17:00)
- Билеты: Взрослый – € 5
Город голодных художников
Сегодня модно говорить о творческих городах – о городах с огромным творческим потенциалом, о городах, где люди думали, планировали и действовали с фантазией. Часто такие города, как правило, были заполнены ордами художников: одни из них стали успешны, но большинство жили в бедности и постепенно пришли к полному опустошению и разочарованию.
Все это было во Флоренции в средневековье и эпоху Возрождения. Как описал это Джорджо Вазари (первый историк современного искусства). Художники во Флоренции были в постоянном голоде, всегда в ожесточенных схватках (часто – настоящих) за следующий заказ. Сегодня известно о сотни самых успешных художников, но ничего о многих тысячах, которые не достигли многого, хотя были очень талантливы.
Во Флоренции есть несколько зданий, имеющих такое большое значение для мировой архитектуры, один из которых – Флорентийский собор. Его строили многие всемирно известные архитекторы и ремесленники, но первым следует упомянуть Филиппо Брунеллески – истинного гения строительной инженерии. Собор посвящен Деве Марии Цветочнице. Это как бы намек на лилию – символ великолепной Флоренции.
Время работы и цены на билеты
Ознакомиться с интерьером Дуомо получится:
- в летний период: с понедельника по среду и пятницу с 10.30 до 17.00. По четвергам – до 15.30, по субботам до 16.45 и по воскресным дням с 13.30 до 18.00.
- в осенне-зимний период – с 10.00 до 16.00.
Вход в собор свободный.
Остальные достопримечательности соборного комплекса удобно посещать, купив Единый билет за 18 €, действительный 72 часа. Пройти в любую достопримечательность по комплексному билету можно только 1 раз.
На смотровую площадку колокольни можно подняться каждый день с 10.30 до 19.00 и только в субботу до 16.45 – летом и с 8.15 до 19.00 в осенне-зимнее время. Билет стоит 6 €.
Подъем к куполу стоимостью 8 Є открывается с 8.30 и длится до 17.30.
Посмотреть раритеты и реликвии музея можно ежедневно с 9.00 до 20.00 летом и до 19.00 осенью и зимой, а по воскресным дням до 13.45. Музей не работает только по первым вторникам каждого месяца. Стоимость билета совмещенного с посещением баптистерия – 11€.
Пройти отдельно в баптистерий можно всего за 3€. С 8.15 до 18.30. Билеты удобно покупать на официальном сайте Дуомо, распечатав его. На месте приобретают билет в Centro Arte e Cultura, расположенном напротив баптистерия.
Знаменитый купол Брунеллески
Правительство Флоренции было раздосадовано: четыре десятилетия кафедральный собор Дуомо оставался без «головного убора», то есть купола. Вместо него на небо смотрела огромная дыра, через которую место главного алтаря (его, кстати, тоже не было) то обильно орошалось ливнями, то иссушалось жарким итальянским солнцем. Однако время шло, а дерзновенная мечта о грандиозном куполе и не думала воплощаться. Все беспомощно разводили руками: как возводить грандиозный, диаметром 45 метров, купол на 55-метровой высоте? Вдобавок ко всему правители города решили отказаться от готических элементов в строительстве: стрельчатых арок, контрфорсов и аркбутанов. Сделано это было в угоду политическим амбициям. Потому что классическая готика пользовалась популярностью в соперничавших с Флоренцией северных итальянских городах. В частности, у заклятых врагов – миланцев. Однако, отвергнув единственно надежные приемы готики, власти взамен не предложили ничего, никакой альтернативы. Никто не знал, выдержат ли стены храма объемный и тяжеленный купол без дополнительных опор. Также нужно было много древесины, без которой невозможно выстроить кружала – специальную деревянную форму для поддержания опалубки, по которой выполняется кладка. Но никто не знал, достаточно ли в Тоскане древесины.
Чтобы больше не ломать себе голову, флорентийские власти решили объявить конкурс. Тому, кто предложит самый лучший проект купола, они обещали щедрое вознаграждение в две сотни золотых флоринов и пожизненный почет в городе, не говоря уже о славе на века. На рассмотрение поступило множество проектов, одно замысловатее и фантастичнее другого. Автор одного предлагал подпереть купол колонной внутри собора, другой хотел использовать для него пористые вулканические породы, чтобы снизить давление на стены. Но отцы города остановили свой выбор на проекте… ювелирных дел мастера и по совместительству архитектора-самоучки Филиппо Брунеллески. Несмотря на суровый нрав, невзрачную внешность и репутацию болтуна, он сумел убедить отцов города, что именно его план реальный и выполнимый, заявив, что ему даже не понадобятся специальные леса (это сулило огромную экономию средств). В 1420 году архитектор-самоучка был официально утвержден руководителем работ по строительству Большого купола.
Гениальность задумки Брунеллески состояла в следующем: купол он решил сделать из двух оболочек – внутренней (ее можно видеть, находясь в помещении собора), и внешней (более широкой и высокой). Оболочки планировались концентрическими, то есть имеющими общий центр. Чтобы избежать возникновения трещин и возможного обрушения, Брунеллески решил укрепить стены собора, по типу как скрепляют обручами бочки, и использовал для этого каменно-железно-деревянные натяжные кольца. Чтобы работа двигалась в творческой конкурентной борьбе, власти Флоренции назначили Филиппо напарника по руководству строительством, им стал такой же золотых дел мастер Лоренцо Гиберти. Он известен также как один из декораторов золотых дверей находящегося по соседству баптистерия Сан-Джованни, с легкой руки Микеланджело названных «Вратами рая». Брунеллески не особо жаловал своего более удачливого конкурента, но был вынужден согласиться на совместную работу, которая омрачалась взаимными интригами. Само по себе возведение грандиозного Большого купола стало настолько значимым событием, что предопределило жизнь города последующие шестнадцать лет. В результате его таки построили, и он гордо возвысился над городом – как свидетельство независимости Флорентийской республики на фоне недружественной политики Милана. А еще красный купол Брунеллески, его еще называли «Куполоне», стал символом смены эпох – стеснявшего развитие прогресса Средневековья на чистый воздух свободы Ренессанса.
Купол Брунеллески
Его величественность захватывает дух.
Купол Брунеллески
Но не менее захватывающая лестница ведет к его вершине. После осмотра купола изнутри и снаружи, отправляйтесь прямо внутрь купола. И это не метафора. Конструкция купола состоит из внешней и внутренней оболочек. Таким образом, можно побывать непосредственно между ними.
Путь к вершине пройдет через 463 ступени. В ходе подъема вы осмотрите этот шедевр, созданный без несущего каркаса. Метод архитектора Брунеллески, был в том, чтобы возводить кольца, используя кирпичную кладку в форме елочки. Каждое кольцо фактически держало себя, а последующее кольцо строилось на нем.
Добравшись наверх, вы сможете попасть внутрь фонаря со шпилем высотой 21 метр. Он построен в центре верхней части купола.
Интересный факт – когда построили это помещение, Микеланджело сказал, что оно больше напоминает клетку для кузнечика.
Вокруг фонаря на куполе Брунеллески расположилась отличная смотровая площадка. Вся Флоренция отсюда оказывается буквально на ладони. В ясные дни вы сможете до горизонта увидеть тосканские холмы.
Смотровая площадка на куполе Брунеллески
Лестницу к вершине купола вы найдете там, где северный проход соединяется с апсидой. Стоит помнить, что этот подъем не рекомендован людям с акрофобией (боязнь высоты), клаустрофобией (боязнь замкнутых пространств), а также проблемами с сердечно-сосудистой системой или дыханием.
Архитектура
Величественное строение собора выделяется на площади грандиозными размерами и красотой фасада. Храм площадью 8300 кв.м, при ширине 90 метров и длине 153 метров, не кажется массивным сооружением. Поражает ощущение, будто он парит над землей. Стены высотой 45 метров, увенчанные 42-метровым в диаметре куполом с фонарной башней и крестом, возвысили Дуомо от основания до кончика креста на 114 метров. После охватившего изумления величественностью собора, невозможно оторвать глаз от божественной красоты фасада.
Фасад
Богато декорированный экстерьер фасада выглядит изящно и колоритно. Отделка, выполненная с использованием вертикальных и горизонтальных мраморных панелей, восхищает игрой сочетания зеленого мрамора из Прато, розового из Мареммы и белого из Карарры, вызывающей ассоциации с итальянским флагом.
На фоне цветовой гаммы фасада ярко выделяются скульптурные композиции, привлекающие внимание на подходе к храму. Роскошным дополнением фасада служит вид прямоугольной колокольни, в нишах которой разместились статуи и шестигранные медальоны, иллюстрирующие сцены из Библии
На стрельчатых арках фасада изображены фрески, повествующие о земной жизни Девы Марии.
Центральный вход
Экстерьер центрального входа главного фасада признан шедевром неоготической архитектуры. Бронзовые врата, служащие входом, искусно оформлены горельефными сюжетами, иллюстрирующими жизнеописание Богородицы. Над вратами притягивает взгляд барельеф Богородицы, сидящей на троне с младенцем Иисусом и окружившими ее 12 апостолами. Над порталом со статуями фасад украшен большим узорным окно-розой, окаймленным рельефными медальонами, запечатлевшими почетных горожан. Арку над центральным входом украсила фреска, изображающая Мадонну, держащую лилию в руках.
Склеп
Соборный склеп — крипта, расположенная под алтарем с оставшимися от разрушенной церкви Санта-Репарата фрагментами, остатками древнеримских мозаичных полов, настенными мозаиками и фресками XIV века. Получить представление, как выглядела церковь Санта-Репарата, можно осмотрев ее макет. Здесь похоронены в саркофагах флорентийские священнослужители и архитекторы, причастные к возведению храма: проектировщик собора Арнольфо ди Камбио, зодчий кампанилы Джотто и создавший купол Филиппо Бруннелески и Джованни Медичи. Сюда приходят поклониться священной реликвии, находящейся в бронзовой раке – мощам Зиновия Флорентийского, по преданиям обладающих силой воскрешения мертвых.
I. Источники о Ферраро-Флорентийском Соборе и структура последнего.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где была подписана Флорентийская уния. До нас дошло четыре варианта описания истории Собора, оставленные очевидцами:
(А) Слово Дорофея, митр. Митилинского;
(B) Объемное описание истории собора, сделанное Сильвестром Сиропулом. Он в 1437 г. стал великим экклесиархом Константинопольской Церкви и в этом звании участвовал в работе Ферраро-Флорентийского собора;
(C) Труды Марка Евгеника, митрополита Эфесского;
(D) Описание истории собора Горацио Джустиниани – со стороны Римской Церкви.
Но так как Дорофей (А) хотя и грек, но был активным униатом, а Горацио (D) – сам священнослужитель Римской Церкви и, разумеется, смотрел на собор «глазами латинян», то у нас остаются только свидетельства Марка Эфесского (C) и объемный труд, собственно «история» в подлинном смысле слова, автором коего являете Сильвестр Сиропул (B), который впоследствии был одним из патриархов Константинополя (с именем Софроний I) в османский период.
Ниже мы сосредоточимся на воспоминании Сильвестра, так как он, во-первых, хороший хронист, а во-вторых, не сторонник Унии. Воспоминания этого участника Собора имеют глобальное значение. Он показывает всю противоречивость не только латинской позиции, но и греческой. Как нерешительно греки приступали к спорам по богословским вопросам. В споре о «Символе Веры» они заняли заведомо проигрышную позицию и латинян в этом вопросе были правыми и с богословской, и с исторической стороны
Кстати, именно Сиропул позволил обратить внимание на некоторые противоречивые черты характера Марка Эфесского
Столпы латинского богословия, представленные на данном Соборе: Юлиан Цезарини, Николай Альбергати, испанский богослов Хуан де Торквемада, знаменитый богослов фра Иоанн Рагусский.
В самом начале Собора в Ферраре Юлиан Чезарини указал на четыре основные различия: Filioque – Опресноки – Чистилище – Папство (Сиропул
5:15, причем, как мы увидим далее из вступительного слова Марка Эфесского, он то как раз сам по себе феномен папства изначально проблемой не считал). В этом русле собор и двигался. Причем из порядка ответов греков видно, что последние считали вопросы о Filioque и Опресноках более значимыми, чем вопросы о чистилище и власти папы. Первые два вопроса греки уже считали решенными, а два вторых – «спорными и не относящимися напрямую к догматам веры». Но так же на соборе «параллельно» касались вопросов Нетварных Энергий, Эпиклезы.
Ни по одному из вопросов при собеседованиях греки не пришли к результатам, выраженным в убедительных доказательствах. Т.е. греки просто «настаивали на святоотеческой древности», игнорируя возможность богословского развития вопроса.
Латиняне сразу подметили, что греки, «берясь за тему и вступая в прения, отказывались от заключения и вступали в спор по следующему вопросу» (Сиропул
, 7: 23). При этом греки себя мнили «убеждающей и обвиняющей стороной» (Сиропул , 8:1). И даже настроенный против латинян Сиропул признает, что «наши были всецело во власти самопревозношения и хвастовства» (Сиропул , 10: 28).
Греки чувствовали свою нищету (как в области образования, так и в искусстве вести полемику). Поэтому они постоянно саботировали диалоги, что латиняне вполне справедливо им ставили в вину (Сиропул
8: 24-25)
Сам Сиропул высказал важное положение о необходимости научно-критического изучения источников противоположной стороны, но и сам же признал отсутствие у греков какой-либо возможности заняться изучением источников и дать положительную или отрицательную оценку латинских источников касательно их подлинности (Сиропул 9:7)
Но и латиняне «перегибали» по причине аналогичного невежества относительно греческой традиции. Так латиняне требовали от греков, чтобы те отказались от эпиклезы в Евхаристии, считая ее «поздней вставкой» в святоотеческие тексты (Сиропул
10: 2-3).
Ферраро-Флорентийский Собор действительно отличался – по процедуре
– от других Вселенских Соборов древности. На последних была не только живая дискуссия, но и своя «генеральная линия». Однако количество там никакого значения не имело. Да, там могли «заткнуть» голос убедительного противника, но «победа» над противником выставлялась результатом дискуссии, а не результатом «убеждения большинства». Во Флоренции же император стал грекам диктовать линию поведения, навязывая определенные результаты под видом «согласия большинства» (Сиропул 8:11).
Вселенские Соборы сначала в империи созывал император, а папы даже не присутствовали лично. Но во Флоренции византийцы столкнулись с неведомым им явлением: Теперь, оказывается, Церковь сама созывает Соборы и даже без ведома императора (Сиропул
10:4).
Снаружи
Наверное, увидев однажды, Дуомо-ди-Фиренце ни с чем перепутать нельзя. Фирменное бело-розово-зеленое сочетание мрамора из Каррары, Мареммы и Прато получилось и необычным, и шикарным, правда?
Как это принято у каждого уважающего себя средневекового собора, фасад Дуомо полон символизма. Например, розетка фронтона – это не просто витражное окно для красоты. Она олицетворяет деву Марию – которая там же и изображена на троне, – плюс цветок красуется на гербе Флоренции. Правда, лилия, но все же.
Фасад, конечно, никакая не готика, а неоготика (конец 19 века, когда вся Европа вдохновенно вдруг вспомнила о своем Средневековье и усиленно отправилась реставрировать то, что еще можно было спасти – мой любимый собор Парижской Богоматери, кстати, тоже воспрял духом именно в этот период).
Что еще интересного есть снаружи? Во-первых, мозаики над каждым из порталов (фото слева направо):
Во-вторых, фигуры флорентийских епископов – в нишах контрфорсов по обе стороны от порталов. На этом фото видны две фигуры.
В-третьих, Дева Мария с младенцем на руках в окружении 12 апостолов.
В-четвертых, известные флорентийские художники – их бюсты почти на самом верху, над главной розеткой. Сразу видно, что культурная столица!
Ну и, конечно, венчает все изображение Бога-отца (в треугольном тимпане).
Состав делегаций
В то же время император прикладывал усилия – других путей спасти империю он не видел. Он добился формирования внушительной делегации. Почти весь православный мир был представлен на соборе 1439 года. Однако по большому счету это была лишь видимость, ведь миллионы православных христиан, которые жили на Балканах, в Малой Азии, не были представлены на нем. Ведь они уже находились под властью турок. Со стороны Западной церкви делегаты также были внушительными. Папа координировал усилия делегации. Однако и эта сторона была представлена преимущественно клириками итальянских корней. И лишь небольшая их часть приехала на собор из-за Альп. Примечательно, что у многих православных священников, бывших на соборе, недоставало квалификации. По этой причине некоторых возвели в архиерейский сан непосредственно перед отбытием в Феррару.
Кроме того, делегация православных священников на этом соборе была расколота на части. Благодаря этому делегация теряла свои позиции. К примеру, Виссарион был предан греческим традициям, и целью его жизни было оберегать их. Он чувствовал, что дни Византии близятся к концу, и решил, что его миссией будет сохранить империю. Под владычеством ислама православие бы сильно пострадало, и он согласился на подписание унии. В то же время протагонистом его был Марк Эфесский, отказывавшийся подписывать документ.
Баптистерий
Нет, это не все, не уходите с соборной площади, не заглянув в баптистерий. Пятый век, товарищи! Пятый! Это когда у нас на Руси бегали в звериных шкурах и строили из дерева. Наружная облицовка поновее, 11–12 век. Новострой практически. Да…
Обратите внимание на золотые врата баптистерия (восточные). Вторая половина 15 века, 10 золоченых панелей со сценами из Нового завета работы Лоренцо Гиберти
Копии.
Позже, увидев врата Гиберти, Микеланджело был настолько впечатлен творением своего предшественника, что назвал их вратами Рая. Интересно, что в начале 19 века на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге установили копию врат Рая.
Две колонны из черного порфира по обе стороны от врат Рая – дар города Пизы за помощь, оказанную Флоренцией в войне с Луккой в 1117 году. Таким образом, колонны стоят здесь уже 9 веков! Вот что значит «стабильность».
Самое интересное – это как органично баптистерий вписывается в общий ансамбль. Есть ощущение какого-то единства, правильности нахождения его тут, «к месту». Основной вопрос, который приходит в голову при виде такого огромного баптистерия – зачем? Зачем такой огромный?
Все просто: обряд крещения в те ранние времена проводился лишь дважды в год, в строго установленные дни. Соответственно, баптистерий должен был оказаться достаточно просторным для того, чтобы вместить всех желающих принять новую веру.
Баптистерий внутри как будто наполнен мощью веков. Именно здесь ощущается возраст этого строения, его энергетика. Рисунок пола навевает мысли об исламском мире,
а между Порталом Рая и центром баптистерия причудливой вязью бегут зодиакальные знаки.
Величественный купол золотым блеском мозаик несет на себе отпечаток византийского влияния.
Сложенные вместе, эти элементы представляют собой удивительный, поразительный сплав величайших культур европейского средневековья.
Ну вот, пожалуй, и все кратко про Дуомо. Бесплатный аудиогид на русском языке по Флоренции можно скачать тут. Там еще больше всякого-разного интересного, неожиданного, подробного про Дуомо, колокольню, купол, баптистерий.
Флоренция площадь Республики.
Улицы Флоренции созданы для пеших прогулок. Прогуляйтесь до площади Республики. В древности территория площади была занята римским Форумом, в средние века она превратилась в оживленный центр Старого рынка. Свой современный облик площадь приобрела после реконструкции в 1887. Появились новые здания, кафе, ставшие излюбленным местом встреч поэтов и художников. Кроме того, была воздвигнута арка, посвященная первому королю объединенной Италии Виктору Эммануилу II. В 1956 году в центре площади была установлена «Колонна Изобилия», а Карусель перед аркой всегда была одним из любимых детских развлечений.
Часы работы и билеты
Собор открыт ежедневно с 10 до 16 часов, в воскресенье и во время религиозных праздников – с 13:30 до 16:45. В четверг и субботу он может закрываться на полчаса-час раньше.
Тем, кто собирается во Флоренцию на Святой неделе, стоит заранее уточнить режим его работы. На Новый год, Рождество, Крещение и Пасху собор закрыт.
На смотровую площадку купола можно попасть с 8:30 до 19 ч, по субботам – до 16:40. Кампанила открыта с 8:30 до 18:50, баптистерий – с 8:15 до 10:15 и с 11:15 до 19:30.
Вход непосредственно в собор свободный, но лучше осмотреть сразу весь архитектурный ансамбль площади Дуомо, включая баптистерий, колокольню и раскопки Санта-Репараты.
Единый билет можно приобрести онлайн, и он действителен в течение 3 дней с момента посещения первого из объектов комплекса.
График работы и стоимость посещения
С понедельника по среду собор работает с 10:30 до 17:00, в четверг до 15:30, в субботу до 16:45, а в воскресенье с 13:30 до 18:00. Вход в собор свободный. Смотровая площадка открыта ежедневно с 10:30 до 19:00, в субботу до 16:40. Музей работает по такому же графику. Единый билет на посещение музея, баптистерия, смотровых площадок на колокольне и на куполе — 18 EUR. Билет действителен 6 дней после покупки и 24 часа после первого использования. Не смущайтесь очередью у главного входа, ведь за посещение самого собора платы не берут, смело устраивайтесь в хвост длинной вереницы желающих попасть внутрь.
Веб-сайт: www.ilgrandemuseodelduomo.it
Цены на странице указаны на июль 2021 г.