Собор санта-мария-дель-фьоре во флоренции

Астрономия в соборе

Наблюдение летнего солнцестояния 21 июня 2012 г.

Астроном Паоло Тосканелли (который помог Брунеллески с расчетами для строительства купола) в 1468 году установил первый современный гномон , сделав круглое отверстие в куполе собора Флоренции, которое, давая большое изображение и Сеть Солнца на линии меридиана , проведенной полосой мрамора на тротуаре, используется для определения точек солнцестояния , вариаций эклиптики и для корректировки таблиц альфонсов .

Инструмент этого типа существовал в баптистерии Святого Иоанна с 1000-х годов (отверстие было с тех пор закрыто), но в 1474 году астроном Паоло Тосканелли воспользовался дополнительной работой над куполом, чтобы установить этот бронзовый глобус с отверстием. 4 сантиметра в диаметре, что давало идеальное изображение звезды. Изучая взаимосвязь между высотой и диаметром дыры, он получил подлинное изображение Солнца- точечного отверстия , то есть в уменьшенном виде, позволяющее визуализировать солнечные пятна , продвижение затмений и даже редкие проходы Венеры между солнцем. и земля .

Самым важным применением гномона в то время было стабилизация солнцестояния , то есть максимальной годовой высоты, достигаемой солнцем в полдень, и, следовательно, продолжительности самого года. Эти и другие аналогичные наблюдения, например, сделанные в 1510 году и начертанные мраморным диском, расположенным на мостовой часовни Кроче в правой апсиде собора, позволили убедить Папу Григория XIII в необходимости реформы. календаря путем согласования солнечной даты с официальной датой, что привело к созданию григорианского календаря в 1582 году ( переход от юлианского календаря к григорианскому календарю ).

В последующие столетия этот инструмент использовался для более амбициозных экспериментов, например, в 1754 году астрономом Леонардо Хименесом из великокняжеского двора, который намеревался изучить, изменяется ли наклон оси земного времени. это было предметом горячих споров среди астрономов того времени. Его наблюдения по сравнению с наблюдениями 1510 года были обнадеживающими; повторяющиеся на протяжении многих лет, они позволили ему вычислить значение наклона эклиптики , которое, кроме того, имеет отношение к текущим данным. Именно он проследил бронзовую линию меридиана, расположенную на мостовой часовни Ла Кроче (в которой находится глобус Тосканелли). После своей смерти он оставил доход заведению кафедры экспериментальной астрономии, которое стало первым ядром обсерватории Ксименьяно . Несколько десятилетий спустя гномон Святой Марии де Флер устарел как из-за изобретения более точных средств наблюдения, так и из-за того, что было замечено, что измерения искажались небольшими движениями купола из-за колебаний внешней температуры.

В настоящее время эти наблюдения приобрели исторический и туристический характер и происходят каждый год. 21 июняв 12 часов дня по солнечному времени (13 часов по законному времени). Из-за строительных лесов это не могло состояться ни в 2005, ни в 2006 году.

Братство Милосердия

Братство Милосердия – благотворительная организация, основанная во Флоренции еще в XIII веке, и по сей день оказывающая медицинскую помощь всем нуждающимся. Она располагается в здании дома №20 на площади Дуомо. В день почитания Святого Себастьяна, покровителя столицы Тосканы, на четвертом этаже открылся новый музей Милосердия (Museo della Misericordia).

Посетителей приглашают осмотреть 14 выставочных залов общей площадью около 600 квадратных метров. Все собранные экспонаты красноречиво повествуют о многовековой благотворительной деятельности братства. В музейном комплексе представлены:

  • старинные картины;
  • антикварная мебель;
  • артефакты знатных горожан;
  • рукописи;
  • фамильные гербы;
  • медицинские приспособления для оказания помощи.

За осмотр экспозиции плата не взимается, гостям предлагают также оставить пожертвование.

Витраж над входом

Я очень люблю готические розетки в храмах. Розетки флорентийского Дуомо не входит в число моих любимцев, но они и не готические.

Главная розетка посвящена вознесению Марии (Николо ди Пьеро).

Всего в храме 44 витража, все датируются 14–15 веками. Это самая монументальная витражная программа во всей Италии.

Еще один интересный артефакт тут же над центральным порталом: часы со стрелками, которые вращаются в обратном направлении. Часы предназначаются для литургического использования и являются практически единственным работающим механизмом, показывающим так называемое итальянское время.

Знаменитый купол Брунеллески

Правительство Флоренции было раздосадовано: четыре десятилетия кафедральный собор Дуомо оставался без «головного убора», то есть купола. Вместо него на небо смотрела огромная дыра, через которую место главного алтаря (его, кстати, тоже не было) то обильно орошалось ливнями, то иссушалось жарким итальянским солнцем. Однако время шло, а дерзновенная мечта о грандиозном куполе и не думала воплощаться. Все беспомощно разводили руками: как возводить грандиозный, диаметром 45 метров, купол на 55-метровой высоте? Вдобавок ко всему правители города решили отказаться от готических элементов в строительстве: стрельчатых арок, контрфорсов и аркбутанов. Сделано это было в угоду политическим амбициям. Потому что классическая готика пользовалась популярностью в соперничавших с Флоренцией северных итальянских городах. В частности, у заклятых врагов – миланцев. Однако, отвергнув единственно надежные приемы готики, власти взамен не предложили ничего, никакой альтернативы. Никто не знал, выдержат ли стены храма объемный и тяжеленный купол без дополнительных опор. Также нужно было много древесины, без которой невозможно выстроить кружала – специальную деревянную форму для поддержания опалубки, по которой выполняется кладка. Но никто не знал, достаточно ли в Тоскане древесины.

Чтобы больше не ломать себе голову, флорентийские власти решили объявить конкурс. Тому, кто предложит самый лучший проект купола, они обещали щедрое вознаграждение в две сотни золотых флоринов и пожизненный почет в городе, не говоря уже о славе на века. На рассмотрение поступило множество проектов, одно замысловатее и фантастичнее другого. Автор одного предлагал подпереть купол колонной внутри собора, другой хотел использовать для него пористые вулканические породы, чтобы снизить давление на стены. Но отцы города остановили свой выбор на проекте… ювелирных дел мастера и по совместительству архитектора-самоучки Филиппо Брунеллески. Несмотря на суровый нрав, невзрачную внешность и репутацию болтуна, он сумел убедить отцов города, что именно его план реальный и выполнимый, заявив, что ему даже не понадобятся специальные леса (это сулило огромную экономию средств). В 1420 году архитектор-самоучка был официально утвержден руководителем работ по строительству Большого купола.

Гениальность задумки Брунеллески состояла в следующем: купол он решил сделать из двух оболочек – внутренней (ее можно видеть, находясь в помещении собора), и внешней (более широкой и высокой). Оболочки планировались концентрическими, то есть имеющими общий центр. Чтобы избежать возникновения трещин и возможного обрушения, Брунеллески решил укрепить стены собора, по типу как скрепляют обручами бочки, и использовал для этого каменно-железно-деревянные натяжные кольца. Чтобы работа двигалась в творческой конкурентной борьбе, власти Флоренции назначили Филиппо напарника по руководству строительством, им стал такой же золотых дел мастер Лоренцо Гиберти. Он известен также как один из декораторов золотых дверей находящегося по соседству баптистерия Сан-Джованни, с легкой руки Микеланджело названных «Вратами рая». Брунеллески не особо жаловал своего более удачливого конкурента, но был вынужден согласиться на совместную работу, которая омрачалась взаимными интригами. Само по себе возведение грандиозного Большого купола стало настолько значимым событием, что предопределило жизнь города последующие шестнадцать лет. В результате его таки построили, и он гордо возвысился над городом – как свидетельство независимости Флорентийской республики на фоне недружественной политики Милана. А еще красный купол Брунеллески, его еще называли «Куполоне», стал символом смены эпох – стеснявшего развитие прогресса Средневековья на чистый воздух свободы Ренессанса.

I. Источники о Ферраро-Флорентийском Соборе и структура последнего.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где была подписана Флорентийская уния. До нас дошло четыре варианта описания истории Собора, оставленные очевидцами:

(А) Слово Дорофея, митр. Митилинского;

(B) Объемное описание истории собора, сделанное Сильвестром Сиропулом. Он в 1437 г. стал великим экклесиархом Константинопольской Церкви и в этом звании участвовал в работе Ферраро-Флорентийского собора;

(C) Труды Марка Евгеника, митрополита Эфесского;

(D) Описание истории собора Горацио Джустиниани – со стороны Римской Церкви.

Но так как Дорофей (А) хотя и грек, но был активным униатом, а Горацио (D) – сам священнослужитель Римской Церкви и, разумеется, смотрел на собор «глазами латинян», то у нас остаются только свидетельства Марка Эфесского (C) и объемный труд, собственно «история» в подлинном смысле слова, автором коего являете Сильвестр Сиропул (B), который впоследствии был одним из патриархов Константинополя (с именем Софроний I) в османский период.

Ниже мы сосредоточимся на воспоминании Сильвестра, так как он, во-первых, хороший хронист, а во-вторых, не сторонник Унии. Воспоминания этого участника Собора имеют глобальное значение. Он показывает всю противоречивость не только латинской позиции, но и греческой. Как нерешительно греки приступали к спорам по богословским вопросам. В споре о «Символе Веры» они заняли заведомо проигрышную позицию и латинян в этом вопросе были правыми и с богословской, и с исторической стороны

Кстати, именно Сиропул позволил обратить внимание на некоторые противоречивые черты характера Марка Эфесского

Столпы латинского богословия, представленные на данном Соборе: Юлиан Цезарини, Николай Альбергати, испанский богослов Хуан де Торквемада, знаменитый богослов фра Иоанн Рагусский.

В самом начале Собора в Ферраре Юлиан Чезарини указал на четыре основные различия: Filioque – Опресноки – Чистилище – Папство (Сиропул

5:15, причем, как мы увидим далее из вступительного слова Марка Эфесского, он то как раз сам по себе феномен папства изначально проблемой не считал). В этом русле собор и двигался. Причем из порядка ответов греков видно, что последние считали вопросы о Filioque и Опресноках более значимыми, чем вопросы о чистилище и власти папы. Первые два вопроса греки уже считали решенными, а два вторых – «спорными и не относящимися напрямую к догматам веры». Но так же на соборе «параллельно» касались вопросов Нетварных Энергий, Эпиклезы.

Ни по одному из вопросов при собеседованиях греки не пришли к результатам, выраженным в убедительных доказательствах. Т.е. греки просто «настаивали на святоотеческой древности», игнорируя возможность богословского развития вопроса.

Латиняне сразу подметили, что греки, «берясь за тему и вступая в прения, отказывались от заключения и вступали в спор по следующему вопросу» (Сиропул

, 7: 23). При этом греки себя мнили «убеждающей и обвиняющей стороной» (Сиропул , 8:1). И даже настроенный против латинян Сиропул признает, что «наши были всецело во власти самопревозношения и хвастовства» (Сиропул , 10: 28).

Греки чувствовали свою нищету (как в области образования, так и в искусстве вести полемику). Поэтому они постоянно саботировали диалоги, что латиняне вполне справедливо им ставили в вину (Сиропул

8: 24-25)

Сам Сиропул высказал важное положение о необходимости научно-критического изучения источников противоположной стороны, но и сам же признал отсутствие у греков какой-либо возможности заняться изучением источников и дать положительную или отрицательную оценку латинских источников касательно их подлинности (Сиропул 9:7)

Но и латиняне «перегибали» по причине аналогичного невежества относительно греческой традиции. Так латиняне требовали от греков, чтобы те отказались от эпиклезы в Евхаристии, считая ее «поздней вставкой» в святоотеческие тексты (Сиропул

10: 2-3).

Ферраро-Флорентийский Собор действительно отличался – по процедуре

– от других Вселенских Соборов древности. На последних была не только живая дискуссия, но и своя «генеральная линия». Однако количество там никакого значения не имело. Да, там могли «заткнуть» голос убедительного противника, но «победа» над противником выставлялась результатом дискуссии, а не результатом «убеждения большинства». Во Флоренции же император стал грекам диктовать линию поведения, навязывая определенные результаты под видом «согласия большинства» (Сиропул 8:11).

Вселенские Соборы сначала в империи созывал император, а папы даже не присутствовали лично. Но во Флоренции византийцы столкнулись с неведомым им явлением: Теперь, оказывается, Церковь сама созывает Соборы и даже без ведома императора (Сиропул

10:4).

Колокольня Джотто

Над созданием кампанилы трудились также Андреа Пизано (Andrea Pisano) и Франческо Таленти (Francesco Talenti). Строительные работы завершились в 1359 году. Колокольня имеет квадратное основание со сторонами длинною 15 метров. Архитектурная конструкция выполнена в утонченном готическом стиле. Стрельчатые окна верхних этажей создают ощущение воздушности и устремленности в небо. Внутри 85-метровой кампанилы – узкая лестница, ведущая на самый верхний ярус, где расположена смотровая площадка с колоколом. Насладиться великолепным панорамным видом на город и окружающие его холмы можно преодолев более 400 ступеней.

Интерьер

Главная характеристика интерьера собора соответствует стандартам итальянской готики — протяженность горизонтальном и вертикальном пространстве. Украшенные пилоны подпирают огромные арки, своды нефов.

Цветной мраморный пол был создан архитекторами д’Аньоло, Франческо да Сангалло и др в 16-17 веках

Обращают на себя внимание витражи собора. Всего их 44, на них изображены традиционные из Библии

Над созданием этих витражей трудились великие художники Флоренции: Гаддо Гадди, Лоренцо Гиберти, Донателло, Паоло Уччелло.

Внутренняя роспись купола посвящена Страшному суду. Она была создана в 16-м веке Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Фигура Христа противостоит образу Сатаны и ада, расположенным на противоположной стороне, сцена окружена фигурами старцев Апокалипсиса, ангелов, святых и добродетелей.

Главный алтарь, выполненный Баччио Бандинелли находится в окружении трех апсид

Левый неф обращает на себя внимание фресками работы Паоло Уччелло и Андреа де Кастаньо, созданными в 15-м веке. Еще одно произведение Паоло Уччелло — необыкновенные часы со стрелкой, движущейся в обратном направлении, были созданы в 1443 году

Циферблат поделен на 24 деления, часы украшены четырьмя портретами пророков-евангелистов.

В пространстве храма установлены изображения знаменитых итальянцев: органиста Скварчалупи, философа М.Фичино, архитектора Брунеллески. Здесь же находится барельеф с изображением Джотто, выкладывающего мозаику. Великий Джотто и Брунеллески захоронены на территории собора. Многие произведения собора были утрачены либо перенесены в Музей Дуомо.

Стиль и история собора

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение раннего Возрождения и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.

О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и Сиеной. Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.

Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.

Строительные работы

Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио. Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone).

РафаэльМикеланджелоЛеонардо да ВинчиКампанила (итал. Campanile)

Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти. Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини. На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.

24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец37 тысяч тонн

Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.

В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис. Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.

Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.

Снаружи

Наверное, увидев однажды, Дуомо-ди-Фиренце ни с чем перепутать нельзя. Фирменное бело-розово-зеленое сочетание мрамора из Каррары, Мареммы и Прато получилось и необычным, и шикарным, правда?

Как это принято у каждого уважающего себя средневекового собора, фасад Дуомо полон символизма. Например, розетка фронтона – это не просто витражное окно для красоты. Она олицетворяет деву Марию – которая там же и изображена на троне, – плюс цветок красуется на гербе Флоренции. Правда, лилия, но все же.

Фасад, конечно, никакая не готика, а неоготика (конец 19 века, когда вся Европа вдохновенно вдруг вспомнила о своем Средневековье и усиленно отправилась реставрировать то, что еще можно было спасти – мой любимый собор Парижской Богоматери, кстати, тоже воспрял духом именно в этот период).

Что еще интересного есть снаружи? Во-первых, мозаики над каждым из порталов (фото слева направо):

Во-вторых, фигуры флорентийских епископов – в нишах контрфорсов по обе стороны от порталов. На этом фото видны две фигуры.

В-третьих, Дева Мария с младенцем на руках в окружении 12 апостолов.

В-четвертых, известные флорентийские художники – их бюсты почти на самом верху, над главной розеткой. Сразу видно, что культурная столица!

Ну и, конечно, венчает все изображение Бога-отца (в треугольном тимпане).

Купол

После сорокалетнего простоя, работу над куполом доверили Филиппо Брунеллески.

Филиппо Брунеллески изобрел специальные подъемные механизмы для ежедневного подъема наверх около шести тонн материалов.

Брунеллески понимал, что возведение купола сопряжено с дополнительные нагрузками, и все его усилия были направлены на максимальное облегчение веса.

Гений Брунеллески в том, что он, не будучи архитектором, сумел понять законы организации форм, перераспределения и передачи нагрузок. Облегчение веса свода достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками, одна из которых является несущей, а верхняя – ограждающей.

Идея постройки двухслойного каркаса, укрепленного ребрами — это новаторское инженерное решение по расчленению несущих и ограждающих конструкций. Купол крупный красного цвета, расчленен только белыми каркасными ребрами.

Деревянный макет купола

Никакого декора, все предельно просто. Но эта простота достигается невероятной сложностью решения всех частей купола.

Брунеллески как конструктор нашел правильный изгиб ребер – стрелу свода в 60 градусов, которая обладает наибольшей прочностью. Технической находкой является способ кладки. Кирпичи располагаются не горизонтально, а с наклоном внутрь, при этом центр тяжести свода оказывается внутри купола.

Купол Дуомо сегодня, вид изутри

Вес купола без тяжелого мраморного фонаря около девяти тысяч тонн, его диаметр составляет 42 м, высота 91 м от пола собора.

В 1436 году купол, состоящий из четырех миллионов кирпичей, был завершен. В 1446 году на крыше появилась лантерна.

Купол

Когда дело дошло до сооружения купола, было обнаружено большое число ошибок в расчётах, возникшие из-за того, что Ферраро-Флорентийский собор возводился в разное время под руководством разных архитекторов. Ситуация усложнялась ещё и тем, что чиновники отказывались оплачивать из городской казны установку строительных лесов – притом, что куполу собора флорентийцы придавали особое значение: он должен был стать не только символом их города, но и всей республики.

В 1418 г. власти города объявили конкурс на лучший проект купола. Конкурсант должен быть жителем Флоренции (дело это было сугубо патриотическое). Перебрав множество предложений, члены комиссии остановились на двух вариантах – на проектах Брунеллески и Гиберти (идея Брунеллески возвести кирпичный купол Флорентийского собора с помощью укреплённого рёбрами двухслойного каркаса, произвела сенсацию).

Поскольку отдать предпочтение одному из этих проектов жюри не смогло, Гиберти и Брунеллески получили предложение поработать над куполом вместе. Интересно, что до этого момента Брунеллески в качестве архитектора ничем себя не проявил, и его больше знали, как скульптора, ювелира, мастера музыкальных инструментов и часовщика. Со временем все основные работы легли на плечи Брунеллески: Гиберти, который имел очень много частных заказов, постепенно перестал появляться на стройке.

Когда Брунеллески закончил строительство восьмигранного купола, тот, покрытый тёмно-красной черепицей, с восемью основными рёбрами, принявшими на себя основную нагрузку, с огромным беломраморным фонарём, достроенным уже после смерти Брунеллески, являл собой самый настоящий шедевр инженерной мысли и практически сразу стал символом города.

Несмотря на то, что официально базилика Санта-Мария-дель-Фьоре была открыта и освящена Папой Римским Евгением IV 30 августа 1436 г., купол Флорентийского собора завершён ещё не был и достраивался.

История строительства

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре был заложен в 1296 году. Проект нового собора был весьма дорогостоящим, но городские власти и процветающие гильдии суконщиков и ткачей решили взять на себя расходы. Но строительство оказалось не только дорогим, но и очень долгим.

Строительство Собора поручили Арнольфо ди Камбио, крупнейшему тосканскому архитектору рубежа XIII—XIV столетий. В архитектуре этой францисканской церкви сказались новые строительные идеи, наиболее ярко проявившиеся в зодчестве Флоренции.

Еще более смелые новшества ввел Арнольфо в проект собора Санта Мария дель Фьоре, используя в своем проекте элементы как нормандской, так и готической архитектуры.

Купол Флорентийского собора – одно из самых грандиозных архитектурных свершений эпохи Возрождения. В средневековой Европе совершенно не умели возводить большие купола, поэтому итальянцы той поры взирали на древнеримский Пантеон с восхищением и завистью.

Первыми были построены широкий центральный неф, боковые нефы и восьмиугольный барабан в восточной части собора.

В 1302 году Арнольфо ди Камбио скончался. После смерти главного архитектора Дуомо работы были приостановлены почти на тридцать лет.

Строительство возобновилось лишь в 1334 году с назначением на должность главного архитектора собора великого флорентийского художника Проторенессанса – Джотто ди Бондоне.

Джотто сосредоточил все свои силы на колокольне – кампанилле. Он скончался в 1337 году, так и не завершив ее строительство. Вновь возобновленное в 1355 году строительство собора за десять лет позволило дорасти зданию до сводов.

Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре – это архитектурный комплекс и включает в себя несколько строений.

Музей собора Опера ди Санта Мария дель Фьоре

Одним из наиболее значимых сооружений в соборном комплексе Санта-Мария-дель-Фьоре является музей Опера ди Санта Мария дель Фьоре. Основанный в далеком 1296 году в качестве здания, предназначенного для администрации строительства Собора, он пережил несколько реставраций и был торжественно открыт 3 мая 1891 года.

На сегодняшний день музей соборного ансамбля Санта Мария дель Фьоре официально признан второй по счету (после Ватикана) самой крупной и обширной в мире коллекцией священного искусства. Кроме того, на территории этого музея по сей день находятся реставрационные мастерские.

В первой экспозиции музея Опера ди Санта Мария дель Фьоре были представлены шедевры искусства, которые сейчас располагаются в самом здании кафедрального собора — скульптура папы римского Бонифация VIII, а также статуя «Мадонна с младенцем на троне», которую гораздо чаще называют «Мадонной со стеклянными глазами».

А также здесь были представлены художественные работы Арнольфо ди Камбио, выполненные специально для первого фасада собора. Декорацию двух хоров выполняли знаменитые мастера Донателло и Лука делла Роббиа.

А над созданием серебряного алтаря для баптистерия, отображающего фрагменты из жизни Иоанна Крестителя, работали такие выдающиеся мастера, как Микелоццо, Верроккьо, Поллайоло и Кенини.

Спустя некоторое время экспозиция музея была дополнена другими скульптурными композициями, созданными великими мастерами Донателло, Масо ди Банко, Андреа Пизано, а также Нанни ди Бартоло.

В настоящее время среди экспонатов музея Опера ди Санта Мария дель Фьоре представлены:

скульптура «Мария Магдалина» из дерева, выполненная мастером Донателло;

работа Андреа Сансовино «Крещение Христа»;

работа Лоренцо Гиберти «Врата рая»;

знаменитая скульптура под названием «Пьетта», созданная Микеланджело специально для собственного надгробия автора;

барельефы для хоров собора, изготовленные из мрамора скульптором Баччо Бандинелли;

разнообразные священные реликвии и церковная утварь;

богатая коллекция макетов фасада и куполов собора, выполненных из древесины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector