Пьяцца навона (рим)
Содержание:
- Древнее происхождение итальянской площади
- Главная площадь Рима: Навона, Венеция или Испания?
- Местоположение площади Навона на карте Рима
- Легенды
- Древняя история площади Навона
- История Пьяцца Навона
- Описание
- Донна Олимпия, создавшая Пьяцца Навона
- Использование площади
- Палаццо Браски
- Маленькие секреты фонтана Треви
- История площади
- Piazza Pretoria, Палермо
- Церкви на площади Навона
- Фонтаны
- Постройки на площади
Древнее происхождение итальянской площади
Формирование первых итальянских пьяц происходило посредством использования древнеримской сетчатой системы строительства дорог, т.е. выбиралась точка пересечения двух путей (зачастую этой точкой являлись храмы), после чего происходило заполнение окружности, тем самым образовывая площадь.
В 4-5 веках храмы заменили церквями, а все благодаря тому, что католицизм в это время распространялся с невероятной скоростью, и вскоре правительственные здания, магазины, рестораны и апартаменты заполонили территорию, окружающую площадь. Последней деталью формирования площадей стало дополнение в виде барочных украшений, добавленных во время эпохи Возрождения.
Итальянские площади повидали множество важных событий, историй любви, битв и поединков, а также крещений и фестивалей и по сей день они остаются главным центром жизни итальянских граждан.
Вот мы и добрались до нашего заветного списка самых потрясающих итальянских площадей.
Главная площадь Рима: Навона, Венеция или Испания?
Однозначный ответ на вопрос, как называется главная площадь Рима, дать нельзя. В Вечном городе есть несколько центральных площадей, каждая из которых по праву может считаться главной. Несомненно, в тройке красивейших площадей Рима входят:
- площадь Навона с ее изумительными тремя фонтанами
- пьяцца Венеция с грандиозным монументом Витториано
- площадь Испании с красивейшей в Риме Испанской лестницей и фонтаном
В список главных площадей Рима многие также вносят Капитолийскую площадь на вершине одноименного холма. В основном благодаря тому, что с нее открывается невероятный вид на древнеримский форум. А сама по себе площадь Капитолия очень маленькая.
В Древнем Риме главной городской площадью был Римский форум. В центре форума находилась рыночная площадь, а вокруг нее главные административные здания, сенат, святилища и дома знати. Руины Римского форума сегодня являются частью Археологического парка Колизея.
Как бы там ни было, если вы в Риме первый раз, обязательно посетите элегантную пьяцца Навона. Ведь именно здесь находится живописный фонтан Четырех рек авторства Бернини, а также красивые фонтаны Мавра и Нептуна.
Площадь Навона
А по внутреннему периметру площади работает много баров и ресторанов.
Местоположение площади Навона на карте Рима
Наши советы по Риму:
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
- Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
- Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
- Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
- City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
- Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
- Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
- Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.
Легенды
Площадь со временем обросла множеством легенд и историй про призраков. Итальянцы верят, что здесь ночью можно увидеть призраки Олимпии Памфилии, императора Нерона и Костанции Конти де Купис.
Император Нерон прославился своей жесткостью, римляне очень боялись его и призрак Нерона до сих пор появляется в разных местах Рима, особенно часто, по словам очевидцев, на площади Навона.
Призрак Олимпии Майдалькини-Памфили, невестки папы Иннокентия X, проезжает ночью в темной карете, запряженной четверкой лошадей, как рассказывают римляне. В 17 веке она держала в своей власти папскую казну и горожане в то время послали немало проклятий это влиятельной женщине.
Самая трагическая история повествует о призраке Костанции Конти де Купис. Уже очень давно горожане рассказывают легенды о руке великолепной женщины, которую видят в полнолуние в окне дворца Палаццо де Купис.
Когда-то священник предсказал смерть хозяйки из-за божественной красоты ее рук и произошло страшное. Констанция уколола палец иголкой, что привело к заражению, затем гангрене и смерти восхитительной женщины.
Древняя история площади Навона
Многие туристы, пришедшие на площадь, довольно часто задаются вопросом, почему площадь получила название Навона? Кто такой этот Навон, и чем он прославился? Забегая немного вперед, можно сказать, что никакого Навона не существовало, а значит, и ничего в честь него в Риме не называли. Историки, которые не всегда могут дать четкий ответ на поставленный вопрос, здесь сходятся в едином мнении. Название площади Навона произошло от слова «агоны» в результате его изменения. «Агоны» дословно переводится с греческого языка, как состязания. Состязания атлетов здесь действительно происходили до 4-го века нашей эры. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в Средние века эту площадь называли цирк Александра.
Фонтан Нептуна
История возникновения Пьяцца Навона неразрывно связана с такой достопримечательностью Рима, как форум Цезаря. Именно Гай Юлий Цезарь построил на этом месте еще в 46 году до нашей эры временный стадион, где могли бы показывать свое мастерство и превосходство над соперниками различные атлеты. Строительство временного стадиона – это своеобразное освящение начала возведения форума Цезаря.
Шли годы, стадион из временного, превратился в «постоянно действующий»: с роскошными входами, украшенный статуями и дорогими произведениями искусств. Такая реконструкция была произведена по приказу императора Тита Флавия Домициана в 85 году нашей эры. Стадион уже вмещал более 15 000 зрителей, а его размеры составляли 275х106 метров. Первый этаж стадиона занимали различные лавки и мастерские, а для посетителей, жаждущих женской ласки, были построены бордели.
Фонтан Мавра
В Средние века территория стадиона, на которой сейчас находится площадь Навона, была предназначена совсем для других целей. На месте где находился бордель(!) была отстроена церковь святой мученицы Агнессы. По преданию, за веру в Бога, в тот самый бордель и сослали совсем юную Агнессу. Там ей явился ангел, который не позволил надругаться над девушкой. Как только с нее сорвали одежду, волосы Агнессы на глазах изумленной толпы отросли и закрыли ее интимные части тела. Существует предание, что любой мужчина, который хотел близости с Агнессой, при приближении к ней, моментально лишался своей силы и в ужасе убегал из борделя.
Правда, мученица не прожила долго: Бог забрал ее к себе в возрасте 12-ти лет. Так говорят католики. По легенде, ее заколол кинжалом воин, после того, как ее не смогли спалить на костре. Церковь на площади Навона, в которую и сейчас заходит каждый верующий, была освящена еще в 1123 году. По крайней мере, эта дата указывается на специальной надписи. Места, где ранее были трибуны для плебса, стали застраиваться домами, а стадион чудом сохранил свою форму и превратился в площадь, которая в настоящий момент во всех туристических проспектах значится, как площадь Навона.
Фонтан четырёх рек
История Пьяцца Навона
Период Античности
История этого места берет начало от самого Юлия Цезаря. Считается, что это он дал указание о строительстве в 46 году до нашей эры. Цезарь любил баловать римлян зрелищами и поэтому решил возвести на этом месте стадион, где должны были состязаться гладиаторы. Возможно, что греческое слово «Агоны» (в переводе, как состязание) и дало будущей площади название.
Позже, во время правления императора Тита Домициана, стадион стал расширяться и приобрел по тем временам внушительные размеры: 275 на 106 метров, и вместительность до 15 000 человек.
Строение также украсили барельефами, скульптурами и изображениями героев и богов, а в арках вокруг сооружения расположились многочисленные ремесленники и торговцы, пристроив здесь свои лавочки. А для тех, кому хотелось женской ласки, были открыты бордели.
Средние века
Период Средневековья ознаменовал большие перемены в судьбе и назначении пьяцца Навона – на месте трибун выросли дома, а сама арена превратилась в площадь, где проводились религиозные праздники и шествия. Здесь же стали возводить церкви, первая из которых появилась на месте бывшего публичного дома. Посвящен этот храм был Святой мученице Агнессе, очень почитаемой у католиков.
История Агнессы считается одной из самых невероятных. Начинается рассказ с того, что Святая Агнесса приняла христианство и дала обет безбрачия, но один из влиятельных римских чиновников, увидев Агнессу, захотел заполучить её. Но святая ему отказала, и тогда он велел бросить Агнессу в заточение, где вскоре узнали, что девушка – христианка.
Так как в то время совершались гонения на христиан, то Агнессу поставили перед выбором: или она делает жертву римским божествам, или её отправляют в публичный дом. После отказа девушки принести жертву, её отвели в бордель, где и сорвали одежду, но волосы чудесным образом отросли настолько сильно, что Агнесса не предстала перед мужчинами нагой.
Но и дальше чудеса продолжались: все мужчины, приходившие в публичный дом и пытавшиеся овладеть девушкой, уходили ни с чем, так как теряли всю свою мужскую силу.
Попытку предпринял и сам виновник всей этой истории, но как только он подошел к Агнессе, в момент пал замертво. По просьбам родных, девушка сжалилась и помолилась за чиновника, который ожил через некоторые время после молитв.
Святая Агнесса на картине испанский художника Хусепе Рибера
За колдовство Агнессу хотели сжечь на костре, но не зажигался костер, и тогда, наконец, один из солдат заколол девушку ножом.
Эпоха барокко
Свой роскошный и помпезный облик, который дошел до нашего времени, был придан площади Навона в Риме именно в период барокко. Это время тесно взаимосвязано с фамилией одного из старейших семейств Рима – Памфили.
3 старинных дома, находящихся на площади, были приобретены Антонио Памфили в XV веке, а через 2 столетия Джованни Баттиста Памфили, став папой Римским и взяв имя Иннокентия X, задумал построить здесь семейный дворец. Работа над проектом палаццо Памфили была поручена мастеру Джироламо Райнальди.
По завершении строительства Иннокентий X подарил дворец своей родственнице (супруге брата) донне Олимпии, которая также внесла вклад в облик площади. Она решила реконструировать всю пьяцца Навонна по подобию древнеримского форума.
Так, здесь обустроили по её указанию акведук Девы, из которого впоследствии легендарный скульптор Лоренцо Бернини в 1649 году возвел знаменитый «фонтан Четырех рек» на площади Навона. Затем мастер переделал и еще 2 уже существующих рукотворных водоема – Мавра и Нептуна, хотя свой нынешний облик они получили намного позже.
В 1652 году рядом с особняком семейства Памфили была построена новая церковь в честь Святой Агнессы — Сант-Аньезе-ин-Агоне, а прежний храм эпохи Средневековья был разрушен вместе с античными арками. Освящение новой церкви прошло в 1672 году, а в ее стенах был впоследствии погребен и сам Иннокентий X.
Площадь Навона в эпоху барокко
Описание
https://www.youtube.com/watch?v=vnWeiB5KGN8Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Fontana dei Quattro Fiumi, Piazza Navona, Rome, Italy (part 1) (https://www.youtube.com/watch?v=vnWeiB5KGN8)
16,5-метровый обелиск датируют I в. н.э., он был привезен в Рим императором Каракаллой (L’imperatore Caracalla) из Египта. Грани обелиска украшены изображениями правителей Рима, одетых как фараоны. Это символ превосходства христианской веры над язычеством.
У бога-Нила закрыто лицо и есть два варианта такого архитектурного решения. Согласно первому, архитектор таким образом выказал неуважение своему сопернику Борромини. Напротив статуи Нила возвышается его творение – церковь Сант-Аньезе (S.Agnese in Agone). Бернини якобы утверждал, что под взглядом Нила церковь рухнет. Вторая теория состоит в том, что во время создания фонтана не был известен исток реки.
Дунай держит в руке свиток с высеченными эмблемами папства и геральдическими символами рода Памфили. Под изваянием Ла-Платы лежат монеты, как символ процветания Америки. Ганг держит весло как символ развитой навигации Индии.
Статуи богов дополнены окружены представителями растительного и животного мира тех стран, что они олицетворяют. Лошадь словно выскакивает из глыбы мрамора на цветочные равнины Дуная. Кактусы и крокодилы венчают устье Ла-Плата. С восточной стороны лев пьет воду у корней африканской пальмы. Дракон обвился вокруг весла Ганга, а дельфин и морской змей плавают в бассейне фонтана. Вершину обелиска украшает голубь, который держит в клюве ветку оливкового дерева – еще один символ рода Памфили.
Лоренцо Бернини не только передал пейзажи континентов, но и воссоздал погодные явления – можно заметить, как ветер треплет листья пальмы между Гангом и Нилом.
Вода в фонтан поступает из античного акведука Аква Вирго (Acqua Vergine), с которого питаются также фонтан Треви (Fontana di Trevi) и фонтан Баркачча (Fontana della Barcaccia).
https://www.youtube.com/watch?v=_lUxbIR3pGMVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Рим площадь Навона Фонтаны Мавр, Нептун и Четырёх рек (https://www.youtube.com/watch?v=_lUxbIR3pGM)
Помимо мраморного величия Богов, туристы тянутся к фонтану, чтобы посмотреть на множество уличных артистов. Фонтан четырех рек буквально притягивает художников, музыкантов и мимов. А в рождественские праздники у фонтана устраивается ярмарка.
Донна Олимпия, создавшая Пьяцца Навона
Донна Олимпия, уроженка римской провинции Витербо из аристократической семьи кондотьера Сфорца Майдалькини, была волевой, амбициозной и целеустремленной женщиной.
После своего первого раннего брака с одним из богатейших людей провинции Паоло Нини, оставившего ее вдовой после трех лет брака, она вышла замуж за Памфилио Памфили (Pamphilio Pamphili,1564-1639), который был старше на целых 27 лет. Он приходился родным братом кардиналу Джованни Баттиста Памфили (1574-1655), занявшего впоследствии папский престол под именем Иннокентия X. Злые языки поговаривали, что Донна Олимпия была более привязана к своему деверю, чем к мужу, и имела с ним любовную связь. Властолюбивая женщина потребовала от своего высокопоставленного родственника строительство дворца, который бы соответствовал новому положению семьи Памфили в обществе.
Использование площади
Площадь являлась излюбленным местом для ярмарок, праздников и отдыха римлян. Так, в Средневековье на ней проходил турнир — Giostra del Saracino. Андреа Фульвио, гуманист эпохи Возрождения, и другие авторы XVI века описывали пышные карнавальные шествия по площади, в 1492 году испанцы устроили большой праздник у своей национальной церкви — Сан-Джакомо-дельи-Спаньоли, после завоевания Гранады:373. Конные состязания (назывались Corsi del Fantino) проходили во время французской оккупации.
В XVII—XVIII веках в выходные в августе для охлаждения в самый жаркий месяц года площадь заливалась: для этого фонтаны намеренно переполнялись водой:376.
В августе 1477 года сюда по приказу камерленго кардинала Guillaume d’Estouteville был перенесён рынок, находившийся ранее у Капитолийского холма, и он просуществовал на площади до 1869 года, когда его переместили на Кампо-деи-Фьори. На рынке, проходившем каждую среду, продавались овощи, фрукты и другие продукты питания. Сегодня на площади в рождественское время проходит рынок — Befana di piazza Navona, где продаются в основном игрушки. Круглый год площадь посещает множество туристов.
Палаццо Браски
Дворец Браски – это типичное здание XVIII века, построенное в стиле неоклассицизма, набирающего в то время популярность в Европе. С 1952 года в Палаццо Браски расположился Музей Рима.
Дворец Браски был возведен в 1790 году на месте снесенного здания XV века — дворца Орсини по приказу Джовани Анжелико Браски, ставшего впоследствии Папой Пием VI. Здание построено Козимо Морелли, который и внес в архитектуру нового дворца новомодное веяние – неоклассицизм.
В годы французской интервенции строительство было прекращено и возобновилось только в 1802 племянником изгнанного папы – Луиджи Браски Онести. После смерти Луиджи Онести финансовое положение его семьи серьезно ухудшилось, что вынудило его наследников в 1871 году продать фамильный дворец итальянскому правительству.
В годы правления Муссолини во дворце находилась Республиканская фашистская партия Италии, а после Второй Мировой войны и вплоть до 1949 года в Палаццо Браски поселяли людей, пострадавших от войны. После перехода прав владения от военных к гражданскому правительству, во дворце решили разместить музей средневековой истории, который был открыт в 1952 году.
Музей Рима
Центральный вход в Палаццо Браски находится на улице Виа Сан Панталео. Из вестибюля наверх поднимается лестница с колоннами из галереи императора Калигулы, ведущая в небольшую часовню.
Основная экспозиция музея посвящена различным сторонам жизни Рима со средних веков до XX века и включает в себя более ста тысяч экспонатов. Также в музее находится городской фотоархив и кабинет печати. Периодически проводятся различные культурные мероприятия и частные выставки.
Маленькие секреты фонтана Треви
Фонтан Треви из той категории достопримечательностей Вечного города, которые открыты 24 часа в сутки и бесплатны для всех желающих. Но, как и всему бесплатному и популярному, фонтану обеспечен туристический аншлаг. Иногда вся площадь Треви так забита людьми, что к фонтану просто невозможно подойти (в этой толпе весьма ловко орудуют карманники).
Если вы приехали в Рим в разгар туристического сезона, подумайте о том, чтобы проснуться рано-рано утром и насладиться видом самого красивого фонтана Рима до нашествия толп. Так вы сможете рассмотреть каждую его деталь в тишине и спокойствии. Отличный повод для раннего подъема – фотосессия в Риме или обзорная экскурсия на рассвете.
Также подумайте о том, чтобы посетить фонтан Треви после наступления темноты. В магической вечерней подсветке Треви особенно роскошен, а мрамор кажется живым и пластичным.
Необычные экскурсии, квесты, фотосессии. Напишите нам в WhatsApp!
Больше интересных статей об Италии:
Вечерний Ватикан в 2021 году: в музеи Ватикана после 19.00
500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи. Список мероприятий в 2019 году
Акция от WowItaly: всем по Риму!
Бурано, Венеция. Как добраться, что посмотреть
Замок Святого Ангела в Риме в 10 занимательных фактах
Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии 🙂
- 53
Поделились
История площади
В 80 году нашей эры в Риме был сооружен стадион Домициана. Данная постройка – презент императора Тита Флавия горожанам. Зачастую она была задействована для прохождения спортивных мероприятий. Второе имя стадиона – арена Агонов (от древне греческого «ἀγών» — «соревнование»). Как раз данному термину Piazza Navona в Риме и обязана своим наименованием. В первые столетия нашей эры стадион именовали «campus agonis», ближе к Средним векам данный термин преобразовался в «n’agone». В результате имя сократили до «navona». Так площадь получила свое название.
Сооружение было роскошно украшено внутри и снаружи. В арках возле стадиона находились лоточная торговля и увеселительные заведения. Любопытен тот факт, что один из домов терпимости у стадиона в дальнейшем преобразовался в храм.
Площадь Навона в раннехристианский период
На северной стороне площади Навона находится храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре.
- Церковь, возведенная во славу Девы Марии, построили на развалинах стадиона Домициана в 12-м веке.
- Средства на сооружение церкви на площади Навона завещал монарх Фердинанд III Кастильский.
- С 16-го по 17-го столетия базилика обладала статусом национальной испанской церкви в Риме.
- В 19-м веке с помощью стараний папы Льва XIII храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре была восстановлен.
- Вход в здание был перемещен с внутренних столичных улиц на Piazza Navona.
Храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре
Убранство церковного алтаря и множество картин в храме созданы живописцем эпохи Ренессанса Франциско де Костелло.
Площадь Навона в Риме – наиболее видный пример барокко, который возможно отыскать в Риме. Эпоха барокко в данном столичном уголке наступила благодаря семейству Памфили. Еще в завершение 15-го столетия один из членов данного семейства приобретет 3-и старинных дома, располагающихся на площади Навона.
Через полтора века Джамбаттиста Памфили получает сан папы римского и берет себе имя Иннокентий X. Папа замыслил возвести семейный дворец в южной части площади Навона. С данной целью он пригласил барочного архитектора – Джироламо Райнвльди. С помощью данного мастера палаццо Памфили обзавелся таким элегантным фасадом.
Палаццо Памфили и храм святой Агнессы
Внутреннее убранство дворца было поручено Франческо Борромини. Папа подарил восхитительный римский особняк собственной родственнице — Олимпии Майдалькини. Палаццо Памфили может гордиться 23 залами и отличной галереей, пролегающей через целый 1-ый этаж особняка. Своды галереи в 1651 году были украшены фресками кисти Пьетро да Кортона. А в 1672 году к зданию дворца пристроили храм святой Агнессы, в которой был упокоен папа Иннокентий X. В настоящее время в здании дворца на площади Навона находится посольство Бразилии.
Внутреннее убранство дворца
Легенда об Агнессе Римской
Piazza Navona стала центром одной легедны. Бытует увлекательная история о жизни римской девушки, которую звали Агнесса. Невероятной красоты дева жила в Риме в 3-м столетии нашей эры, она приняла христианство и собиралась целиком посвятить себя церкви. К несчастью, в нее влюбился римский префект, который и думать не желал об отказе.
Разгневанный на праведную Агнессу, чиновник приказал обнажить ее и послать в подобном виде в дом терпимости, что преуспевал у стадиона Домициана. Защитники не бросили Агнессу в сложный час, ее распущенные волосы дали возможность спрятаться от жадных глаз толпы. Ангелы спустили на землю белоснежное облачение, в которое оделась верующая христианка. В публичном доме девушка тоже оставалась под укрытием веры, все римляне с посрамлением уходили из комнаты пленницы.
Сант-Аньезе-ин-Агоне
В январе 304 года непреклонная римлянка приняла мученическую смерть от рук солдат.
Сант-Аньезе-ин-Агоне – изящная белоснежная базилика, исполненная в стиле барокко. Фасад храма смотрит на Piazza Navona, зовя туристов зайти внутрь. Голова святой Агнессы хранится в храме как высокочтимая реликвия.
Piazza Pretoria, Палермо
Пьяцца Претория многим известна как “Площадь Стыда”, а все благодаря фонтану, расположенному в самом центре этой площади. Дело в том, что все скульптуры, находящиеся на просторах этой замечательной конструкции, изображены абсолютно обнаженными, что благочестивым местным жителям приходится весьма не по душе.
Сам фонтан представляет собой комплекс бассейнов, соединяющихся мостовыми лестницами, а на вершине сей конструкции возвышается основной фонтан, и, конечно же, по всему пространству размещены вышеупомянутые скульптуры мифических героев и аллегорий.
Мы надеемся Вам понравилась наша подборка самых исключительных и восхитительных площадей солнечной Италии.
Церкви на площади Навона
Особой достопримечательностью площади Навона являются расположенные практически напротив друг друга две знаменитые церкви Рима: Сант Аньезе ин Агоне, поражающая своей роскошной барочной архитектурой, и церковь Санта Мария дель Сакро Куоре, которая изначально была обращена к исторической площади своей тыльной стороной.
Церковь Богородицы Святого Сердца
Адрес: Пьяцца Навона, вход находится со стороны Corso del Rinascimento, 27
Посещение: пн-сб 06:45-12:00 и 17:00-19:00; вс 08:00-12:00 и 16:30-19:00
Скромный фасад церкви Nostra Signora del Sacro Cuore, лишенный архитектурных излишеств, обычно мало интересует туристов, посещающих площадь Навона. Тем не менее, этот католический храм имеет довольно древнюю интересную историю. Первое здание на этом месте было возведено в XII веке на руинах стадиона Домициана по воле сына короля Кастилии Фердинанда III инфанта Энрике де Кастилья (1230-1303), основавшего при храме приют для испанских паломников. В 1440 году каноник Севильского кафедрального собора Альфонсо де Парадинас за личные средства перестроил церковь, поручив проект архитектору Бернардо Росселлино, и с 1506 года она стала национальной церковью Королевства Кастилии в Риме вплоть до начала XIX века. В 1818 году она была оставлена испанцами в пользу церкви Санта Мария ди Монсеррато, куда перенесли большинство произведений искусства, погребальных памятников и некоторые из алтарей. Долгое время здание использовалось в качестве муниципального склада, пока 1878 году не было продано миссионерам Ордена Святого Сердца.
Церковь Nostra Signora del Sacro Cuore Lalupa / Wikimedia Commons
В конце XIX века папа Лев XIII потребовал капитально отремонтировать находившийся на грани разрушения храм. При этом его главный вход был перенесен на площадь Навона, а в 1931 году, чтобы освободить место для новой улицы Корсо дель Ринасименто (проходящей параллельно Пьяцца Навона), апсида и трансепт церкви были снесены. Тем не менее, в здании XVI века до наших дней сохранились некоторые произведения эпохи Возрождения, в том числе мраморная стена серлианы за главным алтарем работы Пьетро и Доменико Росселли, фрески Пеллегрино Аретузи и Чезаре Неббиа, а также великолепная часовня Cappella di San Giacomo флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло.
Церковь Сант Аньезе ин Агоне
Адрес: Via di Santa Maria dell’Anima, 30/A, вход со стороны Пьяцца Навона
Посещение: вт-вс 09:00–12:30 и 15:30–19:00. Закрыто: понедельник.
Находящаяся перед Фонтаном Четырех рек церковь Святой Агнессы посвящена девушке, которая, согласно традиционной версии, была замучена в возрасте двенадцати лет на располагавшемся здесь стадионе Домициана во времена преследования христиан при императоре Диоклетиане.
Церковь Сант Аньезе ин Агоне Fczarnowski / Wikimedia Commons
Церковь Сант Аньезе ин Агоне, проект которой разработал в 1652 году архитектор Джироламо Райнальди по заказу папы Иннокентия X, должна была стать своего рода частной часовней понтифика, примыкающей к его семейному дворцу, построенного рядом. В 1653-1657 году работы возглавил Франческо Борромини, который частично изменил первоначальный проект предшественника возведением великолепного вогнутого фасада церкви с тремя входными порталами и двумя колокольными башнями.
Интересный факт
У жителей Рима существует красивая легенда, связанная с непримиримым соперничеством между Борромини и Бернини. Народная молва гласит, что одиозные позы скульптурных фигур фонтана Четырех рек, сделанные Бернини, указывают на недопустимую фривольность Борромини в архитектурном облике возведенного католического храма. Так, символизирующая Рио делла Плата статуя поднимает руку, опасаясь обрушения церкви, а символизирующая Нил фигура даже закрывает лицо, чтобы не видеть безобразное творение архитектора-выскочки. Однако стоит учитывать, что это всего лишь легенда, поскольку фонтан на площади Навона был построен ранее, между 1648 и 1651 гг., а Борромини возглавил строительную площадку Сант Аньезе около 1653 года.
Тематические экскурсии:
Рим на ладони в компании римлянина
Погрузиться в прошлое Вечного города на фоне панорам с трех смотровых площадок-холмов
€150 за экскурсию
Подробнее >>
Прикоснуться к истории главного католического храма в мире
€132 за экскурсию
Подробнее >>
Секреты Рима: история, теология и геральдика
Открыть неординарное в 12 главных памятниках, найти скрытые объекты и погрузиться в тайны Ватикана
€150 за экскурсию
Подробнее >>
Фонтаны
Пьяцца Навона в Риме украшена тремя барочными фонтанами.
Фонтан Четырех Рек
По центру площади размещен Фонтан Четырех Рек (Fontana dei Quattro Fiumi), в котором плещутся воды древнего римского акведука. Его построил в 1648-51 гг. Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).
Изначально в центре площади был установлена имитация древнеегипетского обелиска. Таким образом, семья Памфили пыталась придать больше значимости своим владениям. Затем талантливый архитектор нашел способ, как выигрышно обыграть 16 метровый каменный столб. Изящный барочный фонтан украсили статуи речных божеств, покровительствующих Нилу, Дунаю, Гангу и Ла-Плате.
Бернини против Борромини
Подлинным украшением площади служит храм Святой Агнессы, искусно декорированный барочной вязью. Базилика была построена по архитектурному проекту Франческо Борромни (Francesco Borromini). Напротив фасада церкви находится наиболее впечатляющий из трех источников – Фонтан Четырёх Рек. Одно время Борромини и Бернини работали совместно, пока борьба за влиятельных заказчиков не расстроила их сотрудничество.
Среди римских гидов популярна легенда о том, что конкуренты сумели воплотить свою неприязнь в декоре столичных достопримечательностей. Скульптуры мужей, воплощающих четыре реки, якобы демонстративно отворачиваются от фасада церкви. А статуя святой Агнессы осуждающе взирает со своей высоты на скульптурную группу знаменитого фонтана.
На самом деле фонтан был построен на 21 год раньше, чем церковь. Злой умысел со стороны Бернини – явная выдумка. Как, впрочем, и чрезмерная строгость лика Агнессы Римской. Хотя, стоит признать, легенда вышла весьма занимательная.
Фонтан Нептуна
На севере площади Навона красуется Фонтан Нептуна (Fontana del Nettuno). Его в 1574 году построил Джакомо дела Порта (Giacomo della Porta). Первоначальное воплощение фонтана было скромным и не содержало никаких украшений. Лишь в конце XIX века простой каменный бассейн, наполненный водой, был декорирован. Мощная фигура морского бога, разящего своим трезубцем осьминога, добавила характера городскому водоему. Авторство скульптурной группы фонтана Нептуна принадлежит зодчему Антонио делла Бита (Antonio della Bitta).
Фонтан Мавра
В южной части площади находится Фонтан Мавра (Fontana del Moro). Данный рукотворный водоем появился в 1576 году по проекту архитектора Джакомо дела Порта. Изначально в водах фонтана было установлено четыре каменных тритона. Однако в 1654 году фонтан Мавра подвергся переработке мастером Бернини.
По заказу Олимпии Майдалькини фонтан приобрел больше светского лоска. По центру фонтана выросла фигура мавра, состязающегося с дельфином.
Постройки на площади
Фонтаны
На площади находятся три фонтана (ранее на площади находился также и четвёртый фонтан — большая античная мраморная ванна:376):
- фонтан Мавра — фонтан в южной части площади. Первоначально фонтан был без фигур (конец XVI века), позднее скульптуру мавра изготовил Бернини.:376, остальные фигуры относятся к XIX веку.
- фонтан Нептуна в северной части площади. Фонтан Нептуна, установленный на площади в конце XVI века, также был без скульптур, Нептун и окружающие его фигуры датируются XIX веком.
- В центре площади — фонтан четырёх рек (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) работы Бернини, 1647—1651 года: египетский обелиск в окружении статуй, символизирующих главные реки четырёх частей мира — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату. Над скульптурами по эскизам Бернини работали Франческо Баратта, Антонио Фанчелли, Андреа Ломбардо, Клаудиус Адам. Лев и бегемот изготовлены Лаццаро Морелли также из белого мрамора.
Обелиск (16. 54 метра) был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу Домициана. Иероглифы были нанесены уже в Риме: гимн императору Домициану и обожествлённым Веспасиану и Титу. После строительства цирка Максенция на Аппиевой дороге, он был установлен посредине арены. Обелиск находился среди развалин цирка до 1651 года, пока папа Иннокентий X не приказал его перенести на площадь. Античный постамент обелиска так и не был найден. Современный постамент изготовлен из красного гранита. Вершину обелиска украшает металлический голубь с оливковой веточкой — гербовой знак семьи Памфили.