Фонтан «четырех рек»

Тайный смысл композиции Бернини

Движения и присущие каждому действующему лицу атрибуты не случайны. Присмотритесь к фигуре Дуная. Она развернута к фамильному гербу понтифика, что демонстрирует, таким образом, авторитетность христианской религии в мире. Аллегория реки Ла-Плата изображена с мешочком серебряных монет, символизирующих серебряный цвет ее вод. Нил, представитель Африки, покрывает голову тканью, указывая на неизведанность своих источников, а Ганг держит в руках весло, показывая, таким образом, развитую навигацию по своим водам.

Аллегория Дуная

Однако существует и другая негласная интерпретация заложенного в композицию смысла. Фонтан Четырех Рек Бернини, построенный напротив церкви Святой Агнессы, над фасадом которой трудился Борромини, явный тому пример. Этот Фонтан называют одним из самых «кричащих» произведений Бернини в сторону Борромини.

Соперничество между двумя гениями становится очевидным, если хоть немного изучить работы мастеров. Говорят, что Бернини осмеял работу своего соперника, да еще и закрепил это в камне.
Например, фигура Нила, который покрывает голову тканью, чтобы не видеть столь несуразного, по мнению Бернини, произведения Борромини.

Аллегория Нила

Еще интереснее изображена Ла-Плата: откинувшаяся назад фигура выставляет вперед одну руку, как бы опасаясь, что церковь может рухнуть. Игра таких смысловых интерпретаций прослеживается буквально в каждой детали, стоит только немного пофантазировать.

В Риме можно встретить довольно много таких примеров их творческого соперничества, где прослеживаются откровенные выказывания преимущества одного мастера перед другим. И иногда даже с оттенками пренебрежения.

Описание фонтана четырёх рек в Риме

Главной концепцией фонтана является воплощение католицизма на четырёх материках света (к моменту возведения сооружения Австралия была неизвестной землёй для европейцев). Фонтан представляет собой большую травертиновую скалу, из которой бьют струи воды. По углам каменной плиты восседают выразительные, гигантские мускулистые человеческие фигуры из мрамора. Они воплощают в аллегорической форме известные крупные реки XVII века. Это Нил, Ганг, Дунай и Рио-дела-Плата.

Скульптуры окружены фигурами животных и растений, соответствующих представленным континентам. Губастый дикарь, сидящий рядом со змеёй и крокодилом, опирается локтем на несметные сокровища в виде серебряных монет. Данный образ характеризует природные богатства южноамериканской реки Рио-дела-Плата. Фигура, неподалёку от которой можно увидеть льва и пальму, символизирует Нил. Примечательно, что в то время истоки африканской реки были ещё неисследованные. Поэтому лицо скульптуры символично закрыто тканью.

Реку Ганг представляет мужчина с веслом, вокруг которого обвился дракон. Фигура демонстрирует бурное развитие судоходной навигации южноазиатского региона. Мраморный гигант, повёрнутый лицом к рельефному свитку с гербом папы Римского на вершине скалы, олицетворяет реку Дунай. Таким образом, подтверждается авторитет христианства в мире. В основании скалы можно увидеть лошадь, выскакивающую на цветущую европейскую равнину.

В центре бассейна установлен шестнадцатиметровый гранитный обелиск, пирамидальную вершину которого украшает изображение герба Иннокентия X — голубь с оливковой ветвью. Пилон считается одним из древних памятников Рима. Его специально привезли из Египта для украшения спортивного стадиона при императоре Максенции в 309 году. Вокруг монумента проводились скачки на колесницах. Позднее обелиск раскололся на несколько частей. Длительное время он находился среди обломков античного римского района. В 1649 году по инициативе Иннокентия X памятник был отреставрирован и буквально собран по кускам.

Как добраться

Фонтан Четырех рек расположен в историческом центре Рима. Он находится в небольшом отдалении от остановок транспорта, однако прогулка до него доставит удовольствие.

На общественном транспорте

От основных станций метро до фонтана можно доехать на автобусе. Со станции на площади Барберини (Piazza Barberini) следует автобус № 492. От станции Termini (линия, А) автобус № 70. От станции Colosseo (линия В) следует автобус № 87. Также до площади Навона можно добраться на автобусах маршрутов № 30, 81, 116 и 628.

Схема проезда от площади Барбени до площади Навона на автобусе №492

На такси

В Риме, впрочем, как и в любом туристическом городе, следует пользоваться услугами только легальных такси. Это белые машины с наклеенным номером лицензии. Вызвать такси можно по телефону, через приложение или сесть в машину на официальной стоянке. В Риме работает Uber, местные популярные такси — Cooperative Radiotaxi, Cosmo, La Capitale.

Видео Фонтан четырех рек

Скульптуры Бернини

Основоположник и величайший скульптор эпохи барокко, один из самых ярких и талантливых мастеров, Микеланджело 17 века — так называли современники Лоренцо Бернини, скульптуры которого отличаются неповторимостью и невероятной одухотворенностью. Мрамор становился мягким воском в руках этого мастера, с его помощью он передавал телесное тепло, шелест листьев и шелковистость волос.

Его статуи всегда находятся в движении, очень эмоциональны, «умеют дышать и говорить». Первые его работы, в которых еще присутствуют черты Ренессанса, находятся в Галерее Боргезе: «Давид», «Аполлон и Дафна» и др.

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини создали «лицо» итальянской столицы эпохи барокко. Они находятся в Риме всюду в виде фонтанов и изваяний, украшающих храмы и дворцы. Столица Италии стала музеем работ этого величайшего мастера.

Знаменитое произведение мастера, созданное уже в стиле барокко, — это статуя-алтарь «Экстаз Святой Терезы» для римской церкви Санта-Марии-делла-Виттории (1652). Святую скульптор изобразил в момент, когда к ней спустился улыбающийся ангел с небес. В руках у него — стрела божественной любви, которой он старается поразить сердце женщины в одеждах монахини. Споры о том, какую именно любовь изобразил скульптор (земную или небесную), продолжаются уже несколько столетий.

Последняя работа Бернини — прекрасная статуя Блаженной Людовики Альбертони, выполненная для капеллы церкви Сан-Франческа-а-Рипа (1671-1674). Она изображает женщину, в состоянии религиозного экстаза ожидающую смерти. Фигура Людовики сделана из белого мрамора, а остальные части — из красного со светлыми прожилками.

Римское барокко

1623 год стал переломным для Бернини, его творчества и размаха его деятельности. В этот год очередным Папой Римским стал кардинал Маффео Барберини. Жизнь Бернини складывалась так, что успешность его работы во многом зависела от того, насколько благоволил ему глава Католической церкви. И это можно понять: масштаб таланта художника был так велик, что ареной его деятельности становился весь Рим!

Скульптура кардинала Маффео Барберини

Именно Барберини (папа Урбан VIII) привлек Джованни к обновлению облика Вечного города. Парадные фонтаны, лестницы, палаццо, целые кварталы — все это стало объектом творчества. Но не только.

Примерно в эти годы Бернини начинает работу, которой были посвящены не просто годы — десятилетия его жизни. Он много трудился над совершенствованием внутреннего убранства Собора Святого Петра в Ватикане — одного из главных, если не главного католического собора. Настоящим шедевром стал балдахин над могилой Святого Петра.

Это время стало периодом рождения римского барокко — стиля, который любил выразительность, эффектность, само название которого происходит от итальянского слова «вычурный». Творения Бернини были действительно ярчайшим воплощением этого стиля. Казалось, они дышали, словно живые, но дышали страстями. В них не было спокойствия — было то напряжение чувств, тот порыв, которые свойственны нам лишь в яркие мгновения жизни.

Знаменитые римские фонтаны

Началом украшения Рима оригинальными проектами с фонтанами послужила сделанная совместно с отцом знаменитая «Баркаччо» («Лодочка») на Испанской площади. Этот фонтан стал первым образцом, который строился не по стандартной форме бассейна. «Баркаччо» — воплощение в камне римской легенды о случившемся в 1598 году наводнении, когда воды реки Тибр прибили к берегу затонувшую грузовую лодку.

По проектам Бернини в Риме было построено множество фонтанов, а сам Вечный город с тех пор стали именовать городом фонтанов. Сейчас их насчитывается 280, а раньше было 800.

Самые знаменитые и прекрасные фонтаны Лоренцо Бернини:

  • Фонтан Четырех Рек, задуманный вначале как дополнение к обелиску из Александрии. Располагается на площади Навона. Обнаженные мужские фигуры размещены вокруг обелиска и символизируют 4 реки всех континентов: Дунай (Европа), Ганг (Азия), Ла-Плата (Америка) и Нил (Африка). В окружение каждой скульптуры для колоритности добавлены некоторые представители флоры и фауны конкретного континента.
  • Фонтан «Тритон» (1643) является украшением площади Барберини и представляет собой статую сына Посейдона (морского бога), изображенного в виде полурыбы-получеловека. Под ним находится морская раковина, ниже — дельфины, удерживающие ее на своих хвостах. Между ними скульптор расположил герб семьи Барберини (с пчелами) и атрибуты власти папы римского (тиара и ключи от Рая).
  • Небольшой и изящный фонтан Пчел (1644) выполнен в виде раскрытой раковины, стоящей на каменном основании. Между створками находятся три пчелы, которые наполняют ее водой. На раковине также выбито имя папы римского Урбана VIII, который заказал архитектору этот фонтан. С этим объектом в 2004 г. случилось неприятное происшествие — психически ненормальный приезжий разбил голову одной пчелы, попутно испортив еще несколько памятников Рима.
  • Самый грандиозный фонтан, выполненный по проекту Бернини Лоренцо — Треви (1672), расположенный в центральной части города. Вода в него поступает из источника. Большая скульптурная композиция является фасадной частью Палаццо Поли. Центральная его фигура — статуя Нептуна, вокруг которой располагаются различные морские мифические существа, гроты. В темное время суток фонтан очень красиво подсвечен.

История площади

В 80 году нашей эры в Риме был сооружен стадион Домициана. Данная постройка – презент императора Тита Флавия горожанам. Зачастую она была задействована для прохождения спортивных мероприятий. Второе имя стадиона – арена Агонов (от древне греческого «ἀγών» — «соревнование»). Как раз данному термину Piazza Navona в Риме и обязана своим наименованием. В первые столетия нашей эры стадион именовали «campus agonis», ближе к Средним векам данный термин преобразовался в «n’agone». В результате имя сократили до «navona». Так площадь получила свое название.

Сооружение было роскошно украшено внутри и снаружи. В арках возле стадиона находились лоточная торговля и увеселительные заведения. Любопытен тот факт, что один из домов терпимости у стадиона в дальнейшем преобразовался в храм.

Площадь Навона в раннехристианский период

На северной стороне площади Навона находится храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре.

  1. Церковь, возведенная во славу Девы Марии, построили на развалинах стадиона Домициана в 12-м веке.
  2. Средства на сооружение церкви на площади Навона завещал монарх Фердинанд III Кастильский.
  3. С 16-го по 17-го столетия базилика обладала статусом национальной испанской церкви в Риме.
  4. В 19-м веке с помощью стараний папы Льва XIII храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре была восстановлен.
  5. Вход в здание был перемещен с внутренних столичных улиц на Piazza Navona.

Храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре

Убранство церковного алтаря и множество картин в храме созданы живописцем эпохи Ренессанса Франциско де Костелло.

Piazza Navona в эпоху барокко

Площадь Навона в Риме – наиболее видный пример барокко, который возможно отыскать в Риме. Эпоха барокко в данном столичном уголке наступила благодаря семейству Памфили. Еще в завершение 15-го столетия один из членов данного семейства приобретет 3-и старинных дома, располагающихся на площади Навона.

Через полтора века Джамбаттиста Памфили получает сан папы римского и берет себе имя Иннокентий X. Папа замыслил возвести семейный дворец в южной части площади Навона. С данной целью он пригласил барочного архитектора – Джироламо Райнвльди. С помощью данного мастера палаццо Памфили обзавелся таким элегантным фасадом.

Палаццо Памфили и храм святой Агнессы

Внутреннее убранство дворца было поручено Франческо Борромини. Папа подарил восхитительный римский особняк собственной родственнице — Олимпии Майдалькини. Палаццо Памфили может гордиться 23 залами и отличной галереей, пролегающей через целый 1-ый этаж особняка. Своды галереи в 1651 году были украшены фресками кисти Пьетро да Кортона. А в 1672 году к зданию дворца пристроили храм святой Агнессы, в которой был упокоен папа Иннокентий X. В настоящее время в здании дворца на площади Навона находится посольство Бразилии.

Внутреннее убранство дворца

Легенда об Агнессе Римской

Piazza Navona стала центром одной легедны. Бытует увлекательная история о жизни римской девушки, которую звали Агнесса. Невероятной красоты дева жила в Риме в 3-м столетии нашей эры, она приняла христианство и собиралась целиком посвятить себя церкви. К несчастью, в нее влюбился римский префект, который и думать не желал об отказе.

Разгневанный на праведную Агнессу, чиновник приказал обнажить ее и послать в подобном виде в дом терпимости, что преуспевал у стадиона Домициана. Защитники не бросили Агнессу в сложный час, ее распущенные волосы дали возможность спрятаться от жадных глаз толпы. Ангелы спустили на землю белоснежное облачение, в которое оделась верующая христианка. В публичном доме девушка тоже оставалась под укрытием веры, все римляне с посрамлением уходили из комнаты пленницы.

Сант-Аньезе-ин-Агоне

В январе 304 года непреклонная римлянка приняла мученическую смерть от рук солдат.

Сант-Аньезе-ин-Агоне – изящная белоснежная базилика, исполненная в стиле барокко. Фасад храма смотрит на Piazza Navona, зовя туристов зайти внутрь. Голова святой Агнессы хранится в храме как высокочтимая реликвия.

История создания

История создания многочисленных фонтанов на территории итальянской столицы уходит корнями в историю Древнего Рима, когда 11 акведуков давали возможность полностью обеспечивать римлян водой. Уже в те далекие времена начинали создавать большие и малые фонтаны, призванные утолять жажду и заодно украшать площади древнего города. В эпоху ренессанса на новой волне возрождения Рима папы принялись восстанавливать заброшенные акведуки и обустраивать новые фонтаны, которые украшали не только римские площади, но и благородные дворцы знатных особ.

Большинство этих архитектурных сооружений, из которых струится и капает вода Тибра, представляют собой мифические образы, а также олицетворяют обитателей морей и их глубин. Фонтаны Рима вдохновляют своей красотой поэтов и музыкантов, режиссеров и художников, скульпторов и архитекторов. Под впечатлением журчащих струек воды и сверкающих в лучах средиземноморского солнца падающих капель итальянский композитор Отторино Респиги в 1916 году создал симфоническую поэму «Фонтаны Рима».

Колизей, Римский форум, Палатинский холм с одним билетом – 20 €Вход ко времени в собор Святого Петра с аудиогидом – 19,50 €Быстрый вход в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу – 30 €Без очереди: музеи, Сикстинская капелла, собор Святого Петра – 47,10 €Обзорная экскурсия на автобусе hop-on hop-off – 14 €Билет на автобус по Риму: на 24, 48 или 72 часа – от 28 €Собор Святого Петра с подъемом на купол и посещением крипты – 45 €

Что хотел выразить мастер скульптурой

Настоящее чудо архитектуры поражает не только красотой, оно наделено глубочайшей смысловой нагрузкой, особенно проявляющейся в вечернее время. Умело созданная внутренняя подсветка совершает чудо: фигуры «оживают», и невольно становишься участником иллюстрированного божественного постулата. Незаметно для себя погружаешься в Книгу Бытия, которая говорит о реке мироздания, вытекающей из Эдема и растекающейся в четырех направлениях. Приходит осознание, что реки являются связующим звеном между человеком и райским садом. Гениальность художника превзошла ожидания: в театрально созданной скульптуре фонтана он отобразил картину сотворения мира.

Какой запах у Рима

Римские улочки — это не только ожившие легенды. Радушно приглашают приезжих маленькие кафе и недорогие ресторанчики, откуда доносится запах мяса и настоящей итальянской хрустящей пиццы. В кафешки захаживали Гоголь, Байрон, Гете, в толстой гостевой книге еще остались записи коронованных особ.В Париже чувствуется запах жареных каштанов и дождя, Москва пахнет выхлопными газами и деньгами. А чем пахнет Рим? Не выращивая ни единого зернышка, он пропитан кофейным запахом, дразнящим на каждом шагу. Утро горожан начинается с приветливой улыбки, ясного неба и чашечки крепкого ароматного кофе. Разве откажешься от такого начала? Потом можно насладиться пастой феттучини или ригатони с сыром и яйцом, попробовать ягненка с артишоками, понять, что вкуснее итальянского мороженого ничего нет на свете.

Лучшей поездкой в веселую, светлую, легкую и музыкальную, живую и невероятно красивую Италию может быть только еще одна поездка. Поэтому, познакомившись с фонтаном «Четырех рек», не забудьте бросить в него монетку, чтобы непременно вернуться туда. Прожив в стране более 5 лет, Гоголь писал: «Влюбляясь в Рим медленно и понемногу, влюбишься на всю жизнь».

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Фонтан 4 рек — аллегории и образы

Фонтан «Четырех Рек» состоит из большой эллиптической ванны, в центральной части которой установлена многофигурная мраморная композиция, являющаяся своеобразным оплотом для громадного обелиска. Сама же стела, изготовленная во времена ранней империи и долгое время украшавшая Цирк Максенция, представляет собой копию древнеегипетского обелиска.

Фонтан Четырех Рек. Фрагмент

Колоссальные статуи, вырубленные из белого мрамора, олицетворяют главные реки четырех известных на момент создания фонтана континентов:

  • Нил, являющийся самой большой рекой Африки;
  • Ганг – водный гигант Азии;
  • Дунай, раскинувшийся по территории Европы;
  • Ла-Плата, находящаяся в Америке.

Данные аллегории были выполнены учениками великого Бернини, а именно: Джакомо Антонио Фанчелли, Клодом Поуссин, Антонио Раджи и Франческо Баратта. Талантливые скульпторы не только качественно справились с поставленной задачей, но и отлично смогли передать динамику и эмоциональный фон композиции, задуманные автором проекта.

Фигура льва

Кроме этого, в декоративном убранстве фонтана присутствуют семь животных, не считая венчающего обелиск голубя, держащего в клюве оливковую ветвь – геральдический символ фамилии Памфили. Идея Бернини, наделившего скульптурную композицию разнообразием флоры, заключалась в представлении зрителю такого себе мира, полного жизненной силы и энергии. Мастер создал не только пейзаж, наполненный всевозможными животными и растениями, но и сумел передать атмосферные явления. Если присмотреться к пальме, расположенной между аллегориями Ганга и Нила, то можно заметить, как ветер треплет ее листья.

Аллегории Ганга и Нила

История площади Навона в Риме

История Пьяцца Навона восходит еще с античных времен при великом Юлии Цезаре. В честь большого праздника он построил кратковременный стадион для атлетов. А уже при императоре Домициане в 1 веке н.э. площадь стадиона значительно расширилась (стала даже больше, чем знаменитый Колизей). Вместимость увеличилась до 15 тысяч зрителей. Здесь продолжались устраиваться спортивные соревнования. Также именно на этом месте состоялась праздничная игра в честь свадьбы сына Каракаллы и Плавтины.

Менялось также и название. В античные времена стадион был известен как «Circus Agonalis» (арена для соревнований). Считается, что в разные периоды название менялось на «in agone», на «navone» и в конечном итоге изменилось на «navona».

Факты о фонтане Тритона

Фонтан Тритона, как и другие фонтаны Рима, питает акведук Аква Фелис. В момент открытия Тритон выдувал из своего горна-раковины куда более мощную струю воды, чем сейчас. Шум ниспадающей воды был таким впечатляющим, что фонтан стали называть Тритон Ревущий.

По мнению искусствоведов, умиротворяющий водную стихию Тритон имеет символичное значение для Рима — города, пережившего не одно разрушительное наводнение, вызванное разливами Тибра. Таким образом, фонтан стал своего рода защитником Вечного города, неся римлянам мир и покой.

Фонтан Тритона является центральной композицией площади Барберини. Очень эффектно он смотрится вечером, когда включается красивая подсветка.

鄭人豪

В 2013 г. была проведена полная реставрация памятника. После снятия всех известковых отложений скульптурная композиция предстала перед римлянами и многочисленными туристами в том виде, в каком она была задумана автором — ослепительно белой.

Фонтан Пчел

На той же площади находится еще один фонтан, созданный Бернини по заказу папы Урбана VIII — фонтан Пчел. Этот небольшой фонтан, задуманный как продолжение фонтана Тритона, должен был служить для обслуживания частных лиц, как гласит надпись на нем. Из него поили лошадей. Сейчас он является питьевым.

Фонтан Пчел изображает открытую раковину, по которой спускаются к воде три пчелы — символы семьи Барберини.

Маленькие секреты фонтана Треви

Фонтан Треви из той категории достопримечательностей Вечного города, которые открыты 24 часа в сутки и бесплатны для всех желающих. Но, как и всему бесплатному и популярному, фонтану обеспечен туристический аншлаг. Иногда вся площадь Треви так забита людьми, что к фонтану просто невозможно подойти (в этой толпе весьма ловко орудуют карманники).

Если вы приехали в Рим в разгар туристического сезона, подумайте о том, чтобы проснуться рано-рано утром и насладиться видом самого красивого фонтана Рима до нашествия толп. Так вы сможете рассмотреть каждую его деталь в тишине и спокойствии. Отличный повод для раннего подъема – фотосессия в Риме или обзорная экскурсия на рассвете. 

Также подумайте о том, чтобы посетить фонтан Треви после наступления темноты. В магической вечерней подсветке Треви особенно роскошен, а мрамор кажется живым и пластичным.

Необычные экскурсии, квесты, фотосессии. Напишите нам в WhatsApp!

Больше интересных статей об Италии:

Вечерний Ватикан в 2021 году: в музеи Ватикана после 19.00

500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи. Список мероприятий в 2019 году

Акция от WowItaly: всем по Риму!

Бурано, Венеция. Как добраться, что посмотреть

Замок Святого Ангела в Риме в 10 занимательных фактах

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии 🙂

  • 53
    Поделились

Место на карте города

Выбор места для строительства Четырёх фонтанов был неслучайным.

Перекрёсток на вершине Квиринальского холма существовал ещё на картах Древнего Рима. Он был точкой, через которую проходила одна из самых важных дорог города — Альта-Семита (Alta Semita), ведущая от Коллинских ворот (Porta Collina) в Сервиевой стене к Храму рода Флавиев (Tempio della gens Flavia).

Район, заброшенный в период Средневековья, в XVI в. стал быстро застраиваться богатыми особняками, при этом, известный в античности перекрёсток оставался в плане Рима на том же месте.

В то время он был образован улицами, известными как Via Porta Pia (современные Via del Quirinale — Via XX Settembre) и Via Felice (современная Via delle Quattro Fontane). Первая возобновляла маршрут древней Альта-Семита, а вторая вела от церкви Тринита-деи-Монти (Trinita dei Monti) к базилике Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore).

Фонтан Четырех рек в Риме: краткое описание

Фонтан 4 рек — самый знаменитый фонтан Рима наряду с ди Треви. Это лучший из гейзеров, созданных Лоренцо Бернини.

Фонтан Четырех рек на площади Навона

Расположен в центре людной пьяцца Навона, одной из красивейших площадей города. Каскад символизирует четыре мировые реки и украшен античным обелиском.

  • Архитектор: Джованни Лоренцо Бернини
  • Какие реки символизирует фонтан: Нил, Ганг, Дунай, Ла-Плата
  • Дата создания: 1648 – 1651 годы
  • Кто создавал фонтан: ученики Бернини по его рисункам
  • Где находится фонтан Четырех рек: на площади Навона в центре Рима
  • Адрес: пьяцца Навона, 00186, Рим
  • Архитектурный стиль: барокко
  • Материал: белый каррарский мрамор, один из самых ценных сортов мрамора. Добывается в итальянском городе Каррара в Тоскане

Проект фонтана «Четырех рек»

Фонтан Четырех рек — один из самых красивых в Риме!

Для того чтобы украсить площадь в районе дворца, папа решает установить обелиск, как символ победы христианства над язычеством. А чтобы придать ему большей помпезности, окружить обелиск фонтаном. Объявили конкурс.

Естественно, после громкого скандала Бернини не включен в число соискателей. Но, желая вернуть себе доброе имя, он все-таки делает макет будущего фонтана «Четырех рек». А пока перебивается мелкими заказами. Влиятельный кардинал Карнало, прекрасно зная работы Бернини, все же заказал ему для церкви Санта-Мария-делла-Виттория скульптуру Святой Терезы. «Экстаз святой Терезы» очень понравилась кардиналу. Весьма вероятно, что именно кардинал Карнало помог получить заказ на строительство фонтана, пронеся в гостиную папы Иннокентия X, готовый макет.

Когда папа увидел его, он настолько был восхищен, что ни о каком другом проекте не могло идти речи. Выбор был сделан. Фонтан «Четырех рек» был установлен в 1651 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector