Неповторимый замок святого ангела в риме

Статуи на Мосту святого Ангела

В 1450 году во время празднования «юбилейного года» (святой год, в течение которого допускалась возможность особого отпущения грехов) из-за большого скопления паломников на Мосту святого Ангела не выдержали балюстрады, и 172 человека погибли в давке и водах Тибра. После этого, чтобы обеспечить широкий проход к мосту были снесены несколько домов и старая Триумфальная Арка. В память о трагическом событии по обе стороны моста были сооружены две капеллы, освящённые именем Марии Магдалены и святых младенцев. В 1535 папа Климент VII заменил капеллы на скульптуры апостолов Петра и Павла, к которым впоследствии были добавлены статуи Адама, Ноя, Авраама и Моисея (до наших времён не дошли). Павел изображён с мечом и книгой, а Пётр — с книгой.

В XVII веке папа Клемент IX предоставил выполнение большого заказа на изготовление декора для моста великому Бернини. В 1668 году Бернини и его ученики создали новый парапет и десять статуй ангелов, каждый из которых олицетворял Крёстные Страдания Спасителя. В руках у каждого ангела находится по одному из орудий, которые вызвали страдания Христа. Также на каждой скульптуре присутствует по одной цитате из священных писаний. Две скульптуры из десяти выполнил сам мастер Бернини, однако они были настолько прекрасны, что папа приказал установить их в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, а на мосту установить копии.

Статуи Бернини

  • Ангел с Терновым венцом — надпись на скульптуре: In aerumna mea dum configitur spina (я согбен в моём страдании, в то время как шипы крепятся на мне);
  • Ангел с картушем с надписью INRI — аббревиатура расшифровывается как «Иисус Назарянин Сын Иудейский». Надпись на скульптуре: Regnavit a ligno deus (Бог царствовал с древа).

Статуи учеников Бернини

  • Ангел с колонной бичевания — в руках у ангела фрагмент колонны, к которой Христос был привязан во время допроса у Понтия Пилата. Надпись на скульптуре: Tronus meus in columna (И престол мой на колонне);
  • Ангел с кнутом — в руках у ангела кнут, которым бичевали Христа во время допроса у Понтия Пилата. Надпись на скульптуре: In flagella paratus sum (Я готов к кнуту);
  • Ангел с крестом — в руках у ангела крест, на котором распяли Спасителя. Надпись на скульптуре: Cuius principatus super humerum eius (Чье правление будет на плечах его);
  • Ангел с губкой — вместо воды для утоления жажды Христу подавали губку смоченную уксусом. Надпись на скульптуре: Potaverunt me aceto (И в жажде моей поили меня уксусом);
  • Ангел с копьём — в руках у ангела копьё, которым солдат умертвил Христа. Надпись на скульптуре: Vulnerasti cor meum (Ты предавший сердце моё);
  • Ангел с гвоздями — в руках у ангела гвозди, которыми был распят Христос. Надпись на скульптуре: Aspiciant ad me quem confixerunt (И они воззрят на Него, которого пронзили);
  • Ангел с Судариумом — в руках у ангела кусок материи, которым отёрли и накрыли лицо Спасителя после снятия с Креста. Надпись на скульптуре: Respice faciem Christi tui (Посмотри на лицо Христа твоего);
  • Ангел с игральными костями и одеянием — у ангела в руках одежда Христа, которую солдаты поделили между собой игрой в кости. Надпись на скульптуре: Super vestem meam miserunt sortem («На одеждах моих бросали жребий).

Замок Сан Анджело

Рим. Замок Сан Анжело

Улица Муссолини привела нас к одному из сооружений Древнего Рима, замку Сан Анджело. Еще в 133 г. император Адриан задумал построить усыпальницу для своей семьи. Когда строительство было завершено, это строение стало мавзолеем, в котором были погребены несколько поколений императорской династии. Изначально здание украшалось огромной статуей императора Адриана в образе бога Гелиоса. Позднее, когда при Аврелиане была построена стена вокруг Рима, Замок Сан Анджело был включен в нее в качестве бастиона и стал выполнять оборонительную функцию. Свое нынешнее название замок получил в 590 г. во время тяжелейшей эпидемии чумы в Риме. Папе Григорию I было видение: он увидел на вершине замка архангела Михаила, который возвестил об окончании чумы. С тех пор замок стали называть Сан Анджело, а на вершину установили фигурку ангела.

Рим. Мост и замок Святого Ангела

Затем были времена, когда это сооружение служило крепостью и укрытием для римских пап. До наших дней сохранилась стена с коридором, ведущим из Ватикана в замок Сан Анджело. По ней папа Климент VII бежал от войск Карла V. Побывало это здание и тюрьмой, в которую даже был заключен известный итальянский скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини. Он остался единственным узником замка Сан Анджело, который сумел сбежать из заключения. Именно этот мастер является автором скульптуры Персея с головой Медузы, установленной на площади Синьории во Флоренции. Кроме того, в этой тюрьме сидели Джордано Бруно и Галилей.

Замок Сан Анджело можно увидеть во множестве фильмов, в том числе в «Ангелах и Демонах», снятых по произведению Дэна Брауна. В начале XX века этот замок сделали музеем. Теперь туристы могут полюбоваться роскошными покоями римских пап, старинным оружием и подняться на стену, с которой открываются потрясающие виды на Рим.

Архитектурный ансамбль замка Святого Ангела гармонично дополняет одноименный мост, также построенный императором Адрианом, для подхода к мавзолею.

Рим. Мост Сан-Анджело

Он в значительной степени сохранился до наших дней. В XV веке один из его сводов обрушился, приведя к значительным жертвам. С тех пор одна из ближайших улиц получила название Виа дель Панико. В XV и XVI веках на мосту появились фигуры апостолов Петра и Павла.

Рим. Ангел на мосту

А позднее знаменитый итальянский скульптор Д.Л. Бернини установил здесь десять ангелов, которые до сих пор поражают мастерством исполнения. Сейчас на этом мосту любят устраивать свадебные фотосессии.

Рим. Ангелы на мосту

Музей Замка Святого Ангела

В 20-м веке музей приобрел статус Национального музея замка Святого Ангела. В нем хранится большая коллекция картин, скульптур, военных реликвий и средневекового огнестрельного оружия

Особенно интересно побродить по замку ночью — это из числа неординарных впечатлений, которые можно получить в Риме — поэтому стоит обратить внимание на внеплановые открытия замка для посещения после захода солнца

Самые известные залы

Каждый зал представляет из себя отдельную часть Римской истории. Благодаря раскопкам, проводившимся несколько раз внутри здания, коллекциям музея и подаренным частными лицами коллекциям, можно раскрыть для себя тайны его долгой загадочной жизни.

Дворик Спасителя

Из этого места начинается любая экскурсия по замку. Это узкий дворик, название которого происходит от стоящего в нем мраморного бюста Христа периода XV века. Здесь находятся так же апартаменты папы Бонифация XI, внутренний Двор казней, где свершались смертные приговоры, и Капелла святого Распятия, где приговоренные могли прочитать последнюю молитву и где сегодня находится книжный магазин музея.

Мавзолей Адриана

Самым древним местом замка является усыпальница Адриана, которая находится на три метра ниже, чем нынешний первый этаж. Спуститься в нее можно по железной лестнице. Зал Урн — это сердце всего строения, в нем хранятся императорские останки. Нетрудно догадаться, что время унесло все свидетельства его былого великолепия, но привлекает в этот зал в большей степени символизм его значения.

Тюрьмы

Одна из самых ужасных частей замка — это тюрьмы, маленькие и узкие ниши, в которые попадали кардиналы, планировавшие заговоры против Папы, а также гуманисты, идеи которых были неудобными для церкви. Среди самы известных узников замка были философ и астроном Джордано Бруно, попавший в тюрьму за ересь, его коллега астроном и ученый физик Галилео Галилей, также не угодивший церкви инакомыслием, Беатриче Ченси, жертва интриг, осужденная на казнь из-за убийства отца, архитектор и музыкант Бенвенуто Челлини, обвиненный в воровстве.

Во время осады Замок должен был обеспечить автономность на длительный период, поэтому на территории тюрем установлены 83 контейнера для оливкового масла и силосы для зерна.

Далее находится Двор Ангела, получивший свое название благодаря статуе Архангела Михаила, установленной здесь в 1747 году. Отсюда можно посетить различные папские резиденции с их внутренними двориками и прекрасными итальянскими садами, в которых они гуляли.

Двор Александра VI

Двор Александра VI известен под разными названиями — Двор Масла, потому что отсюда можно было напрямую попасть в двор с контейнерами для масла, Двор колодца, благодаря расположенному здесь великолепному колодцу, или Театральный Двор, он так же служил местом театральных постановок.
Этот двор переходит в Двор Леона X, с небольшим и ухоженным итальянским садом, и в комнаты папы Климента VII, с его личной ванной комнатой, считавшейся статус символом того времени, напоминающей о великолепии императорского Древнего Рима и его бань.

Крытая галерея

Крытая галерея интересна тем, что в этой части замка можно проследить его археологическую историю. Здесь собраны архитектурные фрагменты и скульптуры, которые принадлежали зданию в различные исторические периоды. Эта старинная крытая дорожка, по которой римские папы могли гулять даже в плохую погоду, ведет к небольшим комнатам, где жил Пий IV, позже превращенные в роскошные камеры для особых заключенных. Есть еще и Открытая галерея, где сегодня хранится интересная коллекция оружия различных видов.

Зал Паолина

Зал Паолина — один из наиболее богато убранных залов всего замка, известный своими с драгоценными и изысканными украшениями, росписями и фресками. Он переходит в зал Персея, названный так в честь изображенного в нем героя. Интерьер полностью меблирован, но мебель его не отображает реальный исторический контекст, присущий тому времени. Как и в парадном Зале Амура и Психеи интерьер был организован весьма произвольно в соответствии с идеями реставраторов, а не его исторической реальности.

Сокровищница

Здесь в XV-XVI веках хранились сокровища римских пап, затем она стала одной из комнат, которая на протяжении многих лет использовалась в качестве тюрьмы, о чем свидетельствуют выгравированные надписи на шкафах. Комната Калиостра вспоминает знаменитого узника замка, графа Калиостро. Богато украшенные резиденции пап переходят в знаменитую террасу с Ангелом, вдохновившую композитора Пуччини, на трагическую финальную сцену своей оперы Тоска.

На террасе установлены большая статуя Ангела, отлитая в 1752 году на замену предыдущей, и колокол осужденных, оглашавший римлянам о чьем-то смертном приговоре.

Строительство Замка

Стены здания были очень крепкими, что даже по ним могла проехать груженая повозка. В случае, если бы возникла экстренная ситуация для Папы Римского, и ему потребовалось бы укрытие, с этой целью были построены специальные спальни и комнаты, украшенные фресками, а к самому замку пристроены папские лоджии.

К середине 15 века для повышения оборонительной эффективности замка, были сооружены бастионы угловой формы, а также вырыт огромный ров.

Бастионы носили имена 4 апостолов:

  • 1. Марка;
  • 2. Матвея;
  • 3. Луки;
  • 4. Иоанна.

В 16 веке на самой верхней точке замка была возведена статуя Ангела, сделанная из камня. Позже ее отлили в виде бронзовой скульптуры, т.к. камень разрушился во время удара молнии. В конце шестнадцатого века замок стал использоваться в качестве тюрьмы для особо важных заключенных.

Заключенный в Замке Аристотель Фиораванти

Известно имя еще одного заключенного, чья судьба изменилась после попадания в тюрьму, — Аристотель Фиораванти. Он являлся известным итальянским инженером, но был обвинен по ложному доносу в подделке золотых монет, в результате чего был заточен в замок Ангела на 9 месяцев.

Доказать свою невиновность ему не удалось. Отсидев положенный срок, он вышел на свободу, но был лишен прав и привилегий, когда-то данных ему. После выхода на свободу, Аристотель принимает решение уехать в Москву, где он становится проектировщиком Успенского собора.

Также он принимал участие в военных походах Ивана III. Спустя много лет, Фиораванти все-таки решил вернуться на родину, но опять попал в тюрьму. И лишь после изъявления желания служить отчизне верой и правдой, его отпустили.

Знаменитые узники Замка Святого Ангела

Сменявшие друг друга понтифики использовали, также, и подвалы своей резиденции, которые стали местом последнего пристанища для особых преступников. В разные годы узниками замка были:

Джованни Батиста Орсини – итальянский епископ и кардинал, принадлежавший к роду одной из самых влиятельных семей Рима. Обвиненный в заговоре против Папы Александра VI Борджиа и попытке отравления, года он был брошен в Замок Сант Анджело. Зная слабость Борджиа к драгоценностям, семья Орсини пыталась выкупить приговоренного к смерти кардинала. Приняв в дар огромную жемчужину, Папа, тем не менее, отравил узника;

Бенвенуто Челлини – итальянский художник, скульптор и ювелир, один из участников осады крепости 1527 года. Через несколько лет, сблизившись с верхушкой Ватикана, он получил высокую должность управляющего при монетном дворе папы, однако вскоре был обвинен в воровстве и брошен в застенки крепости. Доскональное знание всей структуры замка Сант Анджело, расположения коридоров и помещений помогло Челлини осуществить побег – единственный за всю историю;

Беатриче Ченчи – молодая девушка, ставшая жертвой гнусных интриг. Обвиненная вместе с мачехой и братом в убийстве собственного отца, неоднократно насиловавшего юную Беатриче, она была казнена через отсечение головы в 1599 году. Отказ папы смягчить приговор рассматривался современниками как желание заполучить огромное состояние семейства Ченчи в пользу Святого престола, которое по закону переходило в собственность церкви при отсутствии прямых наследников;

Джордано Бруно – астроном и философ, проведший в заточении долгие шесть лет. Церковь требовала отречься от его метафизических воззрений и исследований в области реальности бытия, однако так и не дождалась покаяния. Святая инквизиция, обвинив Джордано в ереси, приговорила его к сожжению на костре. Знаменитые слова – «Я умираю мучеником добровольно!», сказанные им перед казнью в феврале 1600 года, на все времена засвидетельствовали непреклонность убеждений ученого;

Джузеппе Бальзамо – известный как граф Калиостро. Знаменитый мошенник и авантюрист был арестован в ночь на года и заключен в замок. Выдвигаемые против него особо тяжкие обвинения – богохульство и масонство, предусматривали Святой инквизицией смертную казнь. Обратившись с покаянием к Папе Пию VI, граф был «помилован» и переведен в крепость Сан Лео, расположенную в тосканской провинции Эмилья-Романия. Там он и провел в заключении остаток своих дней.

Одними из последних узников Замка Святого Ангела в середине XIX века были патриоты всеобщего национального движения Рисорджименто, боровшиеся против австрийского господства и за объединение государства, которые требовали присоединения Рима к Итальянскому Королевству. Летом 1871 года, после того как Рим был провозглашен столицей, Папа Пий IX заявил, что он стал вечным пленником итальянского государства. Новая власть упразднила папскую тюрьму, отдав Замок Святого Ангела под юрисдикцию военного министерства, устроившего в нем военную тюрьму и казармы.

Джованни Батиста Орсини – итальянский епископ и кардинал, принадлежавший к роду одной из самых влиятельных семей Рима. Обвиненный в заговоре против Папы Александра VI Борджиа и попытке отравления, года он был брошен в Замок Сант Анджело. Зная слабость Борджиа к драгоценностям, семья Орсини пыталась выкупить приговоренного к смерти кардинала. Приняв в дар огромную жемчужину, Папа, тем не менее, отравил узника;

Белокурый Тибр, мост, ангелы и привидения

«Белокурый Тибр», как называли его римляне из-за цвета осадочных пород, что вымывает его приток Аниен недалеко от Рима. Тибр никогда не был особенно широк, но был весьма коварен во время весенних и осенних паводков. Еще два столетия назад река могла превратить нижние части города в обширное болото, во время катастрофического наводнения 1598 года запросто можно было утонуть около Пантеона и на Пьяцца Навона, а в древнем Риме часть Форума затоплялась после каждого ливня.

Чтобы избежать подобных бедствий, своевольный Тибр в XIX веке заключили в тюрьму из массивных насыпных стен, идущих вдоль берегов.

Но мосты через реку в качестве связующего звена появились еще в античные времена. Сегодня Тибр пересекают 25 мостов, самый старый из них от современности отделяет 2300 лет истории. Многие из древних мостов облицованы травертином, который — удивительный факт! — с возрастом становится все белее. Под прямыми солнечными лучами такая белизна производит впечатление ослепительной.

Мост Сант-Анджело — самый красивый из мостов Рима и более прочих овеянный легендами. На сегодня он — единственный пешеходный мост. С пятью каменными арками, шириной 9 метров и длиной 130 метров от одного до другого берега — того, на котором нас ждет Замок Святого Ангела. Конечно, как же тогда еще мосту называться, как не Ponte Sant’Angelo!

Я склоняюсь над белым парапетом, в желтовато-мутной глади воды отражаются ангелы. Немало таких, кто полагает, что свое название мост получил в честь статуй. Но не стоит спешить с выводами, ангелы не всегда стояли здесь…

Две тысячи лет назад эту излучину реки облюбовал император Адриан для своего мавзолея. Это сейчас Тибр протекает по центральным кварталам Рима, а тогда правый берег реки был пуст — гробницы не допускались в пределы города. Неугомонный император, чье полное имя было Публий Элий Адриан, чтобы проложить путь к своему будущему мавзолею, построил мост Элий. И он все еще исправно служит римлянам. Прочность этого каменного моста действительно необыкновенная: ни одному потопу Тибра не удалось сломать или повредить его.

В четвертом веке нашей эры была построена базилика Святого Петра, главный путь к которой проходил через Элийский мост. И мост получил новое имя, став мостом Святого Петра. А потом в 590 году произошло чудесное явление архангела на вершине бывшего мавзолея, после чего величественная гробница стала Замком Святого Ангела, а ведущий к нему мост переименовали в Понте Сант-Анджело.

Впоследствии мост сочли подходящем местом, где можно в назидание горожанам выставлять трупы казненных преступников. Так в 1500 году состоялась первая «экспозиция». Тогда на мосту покачивались 18 тел повешенных — по девять с каждой стороны. Идея понравилась, и весь XVI век мост демонстрировал тела казненных и отрубленные головы.

Здесь рассталась с жизнью жертва несправедливости — юная Беатрис Ченчи. Говорят, что ночью, накануне каждой годовщины смерти бедняжки, по мосту проходит призрак женщины в белом платье. Фантом держит в руках свою голову с длинными волосами и подметает ими каменную мостовую.

Есть еще один трагический эпизод, связанный с историей моста. Произошел он в 1450 году, во время так называемого «святого» или «юбилейного» года. Подобное событие в католической церковной жизни происходит редко — раз в четверть века. По этому случаю в Риме собралась невероятная масса народа, желающего получить на льготных условиях полное отпущение грехов.

Празднование близилось к концу, когда случилась ужасная катастрофа. В субботу 19 декабря воодушевленные людские толпы, пополнив доходы папской казны и получив полное отпущение грехов плюс благословение папы Николая V, возвращались из собора Святого Петра. И вдруг под напором паломников рассыпался парапет моста… В образовавшейся давке и в холодной воде Тибра погибли без малого двести человек.

В 1527 году на мосту разместились мраморные апостолы Петр и Павел, а десять ангелов, что украшают мост, появились позже — в 1668 году по заказу папы Климента IX. Их создал великий скульптор Джан Лоренцо Бернини со своими учениками. Каждый ангел держит один из символов страстей господних: гвозди, терновый венец, кнут для бичевания и так далее. Даже в самый тихий день, когда нет ни малейшего шевеления воздуха, одежду этих ангелов словно обдувает какой-то средневековый ветер…

https://youtube.com/watch?v=v80Y7IMvK6I

Рим — интересный город, но его Замок Святого Ангела способен ошеломить каждого. Не правда ли, друзья? До скорой встречи!

Рубрика: Италия

История появления памятника архитектуры в Риме

Перед тем, как гиды рассказывают туристическим группам о строительстве Замка Святого Ангела, они предупреждают, что изначально эта постройка была возведена как усыпальница, и ничего общего со словом «замок» она не имела. Еще в далеком 130 году нашей эры император Адриан, чувствовавший приближение смерти, приказал возвести большой мавзолей, где по его завещанию должны были в каменных гробах покоиться его останки и останки всех членов его семьи.

Вид на замок с моста Элио

Усыпальницу было решено построить не в самом Риме, а на противоположном берегу реки Тибр. Для того чтобы тела умерших и провожающие их родственники не переправлялись через реку на лодках, было сразу решено связать усыпальницу с Марсовым полем при помощи каменного моста, названного Элио. Увы, дожить до конца строительства своего последнего пристанища Адриану не удалось. Он умер в 138 году, а усыпальница, в которой хоронили всех императоров до 217 года, была завершена через год. Завершением работ руководил Антонин Пий, который отдал приказ в 139 году перенести бренные останки Адриана в его мавзолей. Последним императором, который был похоронен в усыпальнице, стал легендарный Семптий Север. После его похорон об усыпальнице забыли, каменные гробницы императоров покрывались пылью в течение 60-ти последующих лет.

Как уже говорилось выше, усыпальница была построена за пределами Рима, поэтому ее стратегическое значение было трудно переоценить. Первым это понял император Аврелиан уже в III веке, который постоянно был вынужден с войсками защищать Рим от набегов варваров и вандалов. Он принял решение возвести вокруг усыпальницы крепостную стену, которая превратила мавзолей Адриана в неприступный бастион. Набеги на Рим участились в 400 – 500хх годах нашей эры

Римляне отважно боролись с неприятелем и укрывались от него за крепостной стеной. На головы захватчиков лилась расплавленная смола, скидывались огромные камни

Если метательного оружия не хватало, смерть завоевателем несли и статуи, покоившихся в усыпальнице императоров.

Вид на замок и Элиев мост с набережной реки Тибр

«Когда же, и в честь чего этот бастион получил название Замок Святого Ангела?», — может задать вопрос гость Рима, любующийся прекрасным сооружением. В 590 году на Рим обрушивались напасти за напастями. Одной из бед была страшная эпидемия «моровой язвы», которую современные ученые назвали бы эпидемией чумы. Справиться с ней в те времена не могли, в городе люди, покрытые язвами, падали замертво прямо на улицах. Казалось, «вечный город» погибнет. Существует древняя легенда, согласно которой папа Григорий Великий вместе с верующими прошел через весь город и молился Богу, чтобы тот остановил эпидемию. Когда папа и толпа народа шли по мосту Элио, на крышу замка и спустился тот самый ангел. Это был архангел Михаил. Прямо на крыше усыпальницы-крепости он вложил перед верующими меч в ножны и исчез. Как можно было истолковать такое чудесное явление? Конечно же, как проявление божьей милости. Удивительно, но, практически сразу же, эпидемия в Риме остановилась.

В честь архангела Михаила выполнили статую, которую установили на месте его явления. Забегая немного вперед, хотелось бы сказать, что затем эта скульптура была перенесена в сад, а вот статуя, которая в наши дни венчает замок, была сделана лишь в 1753 году известным на тот период времени архитектором Пьетро ван Верскаффельтом. Перед ним стоял вопрос, как сделать так, чтобы ангел смотрелся убирающим меч в ножны, а не достающим его. Решение нашлось практически сразу же: ангел, держа за рукоятку меч, смотрит на него, что никогда не сделает воин, достающий меч перед противником. Интересен тот факт, что один скульптор перед ван Верскаффельтом уже делал статую для крыши замка, однако его ангел не смотрел на ножны, а лишь миролюбиво взирал с высоты. Незадолго после водружения первой статуи ее поразила молния, видимо, высшие силы видели не такой статую архангела Михаила.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector