Минск. кафедральный собор сошествия святого духа
Содержание:
- История
- Как Поганая лужа стала Чистыми прудами
- Чудотворная икона Божией Матери
- Информация для паломников
- Архитектура Свято-Духова собора Минска
- История храма: «переход» из католичества в христианство, существование в советскую эпоху и период оккупации
- Кафедральный православный собор
- Свято-Духов собор интерьер
- Чудотворные святыни белорусского народа
- Кафедральный собор Сошествия Святого Духа (Кафедральны сабор Сашэсця Святога Духа)
- Как доехать до Петро-Павловского собора Минска
- Святыни и престольные праздники
- LiveInternetLiveInternet
История
История собора начинается в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря. В 1852 году монастырь был переведён в Несвиж. С 1860 года прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус.
В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года. Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено года. А через несколько дней 1 ноября этого года был освящён правый придел храма во честь святых Мефодия и Кирилла.
Монастырь просуществовал до 1922 года. Собор был закрыт в первые годы советской власти. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Белоруссии. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко). Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города — Петропавловский собор, который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.
После открытия в 1942 году церковь больше не закрывалась. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в храм была перенесена чудотворная Минская икона Пресвятой Богородицы. В 1947 году над собором установили кресты. В первой половине 1950-х годов во внутренней части храма был проведён капитальный ремонт. В 1968 году в южной части собора установили престол в честь Казанской иконы Божией Матери, а в северной части установили раку с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой; в криптовой части собора обустроили придел в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла (сегодня он действует как крестильная церковь). В 1961 года Свято-Духову храму был присвоен статус кафедрального собора Минской епархии.
Во времена «перестройки», в конце 80-х годов ХХ века протоиереем в храме служил кандидат богословский наук Евгений Грушецкий, который считался одним из лучших священников Минского кафедрального Свято-Духова собора. В 1988 году при его участии отмечалось 1000-летие Крещения Руси.
года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.
Как Поганая лужа стала Чистыми прудами
Так вот, построил себе граф Меншиков огромный дом на улице Мясницкой. Как-то негоже такому большому человеку жить рядом с Поганой лужей, как называли тогда близлежащее небольшое озерцо, служащее для сбрасывания отходов.
И вот, по приказу Александра Меншикова, Поганый пруд в самый короткий срок был очищен. Запретив сбрасывать в него всякий мусор и тому подобное, граф переименовал это местечко на свой новый лад. И в Москве появились Чистые пруды, за что Александру Даниловичу большое спасибо!
Но это только одна, общепринятая версия. Она не единственная и достаточно спорная. Если покопаться, внимательно рассмотреть карту Москвы тех лет, то проявятся несовпадения и вопросы.
Начнём с того, что поместье Меншикова располагалось относительно далеко от Чистых прудов, чтобы «мозолить» глаз графу. Тем более, что водоём там сейчас один, а из названия явно следует, что их было несколько.
Второе, вряд ли власти Москвы позволили бы кому-то безнаказанно сбрасывать в воду города трупы животных. И ведь это не один человек имеется ввиду. Представляете, что было бы с небольшим (относительно, конечно) озерцом со стоячей водой! А запах?!
И самое важное. В годы правления Петра 1 на этом месте проходила городская оборонительная стена, окружавшая, как тогда говорили, Белый город
Построили её в 1585 году. Это была 10-метровая стена с 27 башнями и 10 воротами белого цвета. Возможно, это стало причиной названия Белого города.
В том месте, о котором идет наше повествование, Белая стена пересекалась с улицей Мясницкой. И на этом пересечении стояли известные Мясницкие ворота. Они отражены на картине Васнецова А.М. «У Мясницких ворот Белого города в XVII веке». Позже ворота снесли, осталось лишь название «Мясницкая Площадь».
Сейчас на этом месте стоит вестибюль станции метро «Чистые Пруды». А фрагмент фундамента бывшей Белой Стены сохранился на Хохловской площади. Так что именно на привычном нам месте водоема быть не могло.
Есть еще возможная причина переименования прудов. На этой территории проживали, в основном, люди, служившие непосредственно царю. И эта земля никаким налогом не облагалась, в отличие от «чёрной » земли ремесленников, торговцев. Так вот, эта стена была снесена только при Екатерине. Так что никаких прудов — ни поганых, ни чистых — здесь не было и быть не могло.
Но Меншиков действительно очистил какие-то пруды в Москве, об этом есть конкретная запись в исторических документах. Да, но это были, видимо, другие пруды поближе к его имению, но не те, которые сегодня именуются Чистыми. Есть исторические сведения, что нынешний водоем был выкопан уже после пожара Москвы 1812 года.
Чудотворная икона Божией Матери
Самая ценная реликвия
— чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.
История этого дивного образа восходит к евангельским временам. По преданию, в числе многих других написал ее святой апостол и евангелист Лука.
На протяжении многих столетий она находилась в Византии. Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Пять столетий эта икона находилась в Киеве. В XY в. во время татарского нашествия на Киев икону бросил в Днепр татарин, сняв с нее украшения.
Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на реке Свислочь против замка, где по «необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г.
была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет» (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы). С 1616 г. икона находилась в униатской церкви Святого Духа, входящей в комплекс базилианского мужского монастыря (с конца XYIII в — Петропавловский православный кафедральный собор). С 20-х годов ХХ в икона хранилась в музее до передачи ее в нынешний кафедральный собор Святого Духа. (Во время войны икона находилась в Петропавловском соборе).
В честь явления иконы Божией Матери в нашем городе ежегодно происходит торжественное служение и Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.
Информация для паломников
Костел Святого Духа в Минске проводит богослужения каждый день. С понедельника по субботу включительно служба начинается в 7 утра. В воскресенье и в праздничные дни литургия начинается в 6 утра.
Закачиваются служения с понедельника по субботу в 23.00, в воскресенье и праздничные дни — по окончании вечернего богослужения.
Совет! В храме всегда есть дежурный священник, который может ответить на все вопросы о Боге, вере и церкви. Его часы приема с 11-17 ежедневно.
Адрес: Минск, ул. Кирилла и Мефодия, д. 3.
Координаты GPS: 53.904714, 27.551741.
От станции метро «Немига» можно доехать к храму Святого Духа общественным транспортом: автобусом под номером 91, 57, 38.
Минский Свято-Духов кафедральный собор
Архитектура Свято-Духова собора Минска
Здание Свято-Духова собора в свое время строилось для католического монастыря ордена бернардинок. Потому он не очень похож на привычный нам православный храм.
Собор представляет собой трех-нефную базилику, являющуюся «базовой» для белорусских католических и униатских церквей. Западный фасад завершают две многоярусные башни, оформленные пилястрами, арочными нишами и пролетами. Фронтон между ними напоминает щит с криволинейным контуром.
В облике собора сочетаются два направления барокко. Одно из них — сарматское, распространившееся на территории Великого княжества Литовского в XVII — начале XVIII века. Как отмечает белорусский искусствовед Т. Габрусь, этому архитектурному направлению свойственны «выразительная массивная пластика форм» и сочетание элементов Ренессанса, готики и романского стиля. Внешний вид таких храмов подчеркнуто строг, декор не отличается пышностью.
При перестройке собора использовали элементы Виленского барокко — стиля более легкого и пышного. Он стал популярным в середине XVIII века — особенно в среде гре-кокатоликов. А поскольку на белорусской земле преобладали именно униаты, их предпочтения повлияли и на сугубо «католических» зодчих.
На территории Белоруссии сохранилось множество памятников сарматского и Виленского барокко. Среди них — Фарный костел в Новогрудке, костел бернардинок в Слониме, Софийский собор в Полоцке, Богородице-Рождественский собор в Глубоком, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах…
Свято-Духов собор состоит из основного храма и двух приделов — южного (во имя Кирилла и Мефодия) и северного (во имя великомученицы Варвары). Стены украшены множеством мозаик и витражей.
Саша Митрахович 07:57
История храма: «переход» из католичества в христианство, существование в советскую эпоху и период оккупации
Первое упоминание о православной церкви, Козьмодемьяновской, относится к началу XV в. Небольшой деревянный храм возвышался на одноименной горе и имел при себе духовное училище.
Находился он при монастыре, посвященном бессеребренникам Косме и Дамиану. Монашеская община на окраине города была хорошо укреплена и при необходимости могла держать оборону от неприятеля.
На фото изображение на стяге святых бессребренников Космы и Дамиана. Именно им был посвящен мужской монастырь с Козьмодемьяновской деревянной церковью, находящиеся на месте современного собора. Впервые они были упомянуты в XV в.
В начале XVII в. настал период польского владычества и засилия церковной унии. Монашеская обитель, наряду с несколькими десятками других храмов были насильно присвоены униатами. На фоне этого поднялась целая волна протестов недовольных горожан.
В свете описанных событий местные жители наотрез отказывались посещать конфискованные церкви. Как следствие, у римско-католической церковной власти не было средств на содержание бывших православных храмов.
Выходом стало передача отобранных сооружений католическим монашеским общинам.
Свято-Духов храм стал собственностью женского римско-католического ордена бернардинок.
В период сильных пожаров, свирепствовавших с 1633 по 1642 гг., деревянный монастырский комплекс Космо-Дамиановского монастыря был полностью уничтожен. На его землях орден бернардинок построил храм, здание которого сохранилось до наших дней.
Пожары были часты, разрушительны и оставляли после себя огромные разрушения. После очередного, вспыхнувшего в 1835 г., выгоревшим оказался внушительный участок города.
Пожар возник во время ярмарки и первым загорелся монастырь бернардинок. Пожарные команды бездействовали, позволив погибнуть в пламени центральной части города.
К этому моменту монашеский орден женщин-бернардинок в Минске был довольно немногочислен. Поэтому обитель восстанавливать не стали. Оставшихся монахинь просто перевезли в г. Несвиж., вместе с их имуществом. Здание осталось пустовать.
На старинном фото 1863 г. на фоне города возвышается каменное здание Свято-Духова храма, построенное монашеским орденом бернардинок. Позднее оно было передано православной церкви и дошло в почти неизменном виде до наших дней
В 1860 г. строение вернулось православной церкви и было приведено в порядок. В этот же год храм был освящен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В нем проводили богослужения для учеников Слуцкой духовной семинарии, переведенной в Минск.
Во второй половине XIX в. церковь Кирилла и Мефодия имела плачевный вид и требовала основательных ремонтных работ. И в 1869 г. архиепископ Александр (Добрынин) выхлопотал из казны немалую по тем временам сумму – 13 тыс. рублей.
Половина средств пошла на восстановление храма и нового иконостаса, а остальные – на прилегающую территорию. Все это должно было отойти вновь открытому мужскому православному монастырю.
За 1 год удалось восстановить церковь.
Работы были завершены в кратчайшие сроки. Уже в конце 1870 года главный престол православного храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа, а правый придел – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Из Слуцка перевели монахов древней Свято-Троицкой обители вместе с собственной библиотекой, ризницей и прочим имуществом. Среди прочего можно назвать такие святыни как: древнее Евангелие, икона святителя Никиты с частичкой мощей и кресты с мощами других святых.
Во время советской власти храм использовался как спортивный зал, архив и даже в качестве пересыльной тюрьмы для раскулаченных. Здание пришло в упадок
Во время советской власти монастырь закрыли. Церковная утварь по большей части была конфискована и утрачена бесследно. В храме устроили спортивный зал для команды пожарных. Затем в нем на некоторое время «поселился» архив.
В период раскулачивания часть здания использовалась в качестве пересыльной тюрьмы.
В годы Великой Отечественной войны службы в церкви возобновились, а также снова начал функционировать Свято-Духов мужской монастырь.
Несмотря на последующие трудности, службы продолжались и по окончанию военного времени. А затем приход дождался и капитального ремонта, после которого еще больше похорошел и заиграл новыми красками.
Во время Великой отечественной войны богослужения возобновились. А после окончания оккупации Свято-духов храм дождался ремонта и восстановления. Теперь она поражает своей красотой снаружи и изнутри
Кафедральный православный собор
Рекомендовать место
3
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа — главный храм белорусского экзархата Русской Православной церкви. Изначально в здании, построенном в стиле белорусского барокко, находился православный монастырь Космы и Демьяна. Но в середине XVII века, когда повсеместно стала распространяться церковная уния, монастырь был частично разрушен и на его месте возведен католический собор, в котором разместился орден бернардинок. Только в 1945 году храм был снова возвращен православной церкви.
Главной реликвией считается чудотворная икона Минской Божьей Матери, находящаяся слева от царских ворот в резиденции кафедры Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Считается, что икона была написана евангелистом Лукой и долгое время она находилась в Византии, а после князь Владимир привез ее в Киев. Во время татарского нашествия с иконы были украдены все украшения, а сам лик брошен в воды Днепра. Но икона уцелела и чудесным образом явилась в Минске на одном из берегов Свислочи.
Другими реликвиями храма являются нетленные мощи святой Блаженной Софьи Слуцкой и частицы мощей Святой великомученицы Варвары. В криптовой части собора находится крестильный храм имени святых Кирилла и Мефодия.
Координаты: 53.90500000,27.55611100
Свято-Духов собор интерьер
Основное помещение собора Святого Духа отделяет от западного входа достаточно большой притвор. Здесь можно увидеть многочисленные картины на библейские сюжеты, а также Распятие. Непосредственно над входом в главный храм Сошествия Святого Духа — лик Спасителя. До сих пор сохраняются и следы польского прошлого. Так, на стене нельзя не заметить Ченстоховского образа Божией Матери, самого почитаемого в Польше (в том числе православными).
Пространство храма делится натри нефа шестью колоннами. Средний неф, в соответствии с традициями католического церковного зодчества, существенно шире и выше других, он завершается пятигранной апсидой. Форма окон и многочисленные витражи также напоминают о католическом прошлом собора. Освещается храм, помимо естественного света из многочисленных окон, с помощью десятка огромных паникадил.
При всех признаках «польского» духа очевидно, что перед нами именно православный храм. Со стены на прихожан «смотрит» образ преподобного Иова Почаевского. Пройдя ближе к алтарю, мы увидим Казанскую икону Божией Матери, изображения святой равноапостольной княгини Ольги, преподобного Серафима Саровского, причисленного к лику святых при последнем российском императоре Николае II. Отметим также почитаемых в Белоруссии туровских святых и не менее почитаемую Оршанскую икону Божией Матери.
Алтарь оформлен в голубых тонах, за ним можно увидеть мозаичные образы синих и белых тонов; слева — чудотворная Минская икона Божией Матери. В северной части собора почивают мощи святой праведной Софии Слуцкой. Над входом располагаются хоры.
К особенностям внутреннего убранства Свято-Духова храма относится обилие резных образов. Это и славянский просветитель Кирилл, держащий в руках азбуку (рядом с ним — ангелы), и креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, и апостолы Петр и Павел.
Доступ в основной храм периодически закрывают. В это время молитвенная жизнь сосредотачивается в северном приделе, освященном во имя великомученицы Варвары. Вход в него осуществляется из притвора. Отметим здесь образ святой Варвары, крупное изображение апостола Петра, а также икону с изображением тринадцати белорусских святых.
Южный придел, освященный во имя святых братьев Кирилла и Мефодия, сегодня играет роль крестильного храма. Его внутреннее убранство скромнее, нежели убранство главной церкви Святого Духа и придела святой Варвары.
Саша Митрахович 08:17
Чудотворные святыни белорусского народа
Минский образ Пресвятой Богородицы
Многочисленные святыни хранятся в храмовых стенах. Самая главная из них — Минская икона Божьей Матери. Ее история насчитывает почти 20 столетий!
По легенде, написал её ещё в 1-м веке апостол Лука. Долгие годы она хранилась в Византии, затем в одной из церквей Киева.
Во время одного из набегов монголо-татар на Киев, один из варваров снял с иконы все богатые украшения, а её бросил в воду — в Днепр.
Но икона — целая и невредимая — какими-то чудесными, неизведанными путями спустя некоторое время оказалась в Минске, в реке Свислочь. Там, по исходившему от неё сиянию, образ заметили и отнесли в одну из церквей города.
Произошло это в далёком 1500 году. Долгий путь — из одной церкви в другую — пришлось пройти иконе, пока она, наконец, не попала туда, где, по-видимому, и должна быть: в Минский Свято-Духов кафедральный собор. Там она хранится и до сих пор.
Праздник и день почитания Минской иконы Пресвятой Богородицы 26 августа (или 13 августа по старому стилю).
Чудотворные иконы
В Святодуховском кафедральном соборе Минска огромное количество икон. Это Спаситель, Божия Матерь, различные православные святые.
Здесь же я хочу упомянуть лишь о двух из них, которые особо почитаются православными верующими. Эти образы не просто написаны на холсте, но рядом с ними находятся частички чудотворных мощей этих святых.
Удивительно, но в Минском соборе самые почитаемые образы — женские.
Вот и на этих иконах изображены святая мученица Людмила, жившая в 10 веке, а также преподобная мученица великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, которые также приняли мученическую смерть, но уже в начале 20-го века.
Почитание святой Елисаветы в Белоруссии очень заметно. Ведь еще в Минске находится удивительный женский монастырь, главный храм которого освящен в честь именно этой преподобной. Приглашаю на экскурсию: «Свято-Елисаветинский женский монастырь».
Святые мощи
Ещё одна особо чтимая святыня белокаменного собора — это нетленные мощи святой Софии Слуцкой. После ранней смерти родителей, маленькую Софию стал воспитывать опекун.
Богатство девушки позже стало поводом для ссоры между ним и отцом жениха Софии — воином из рода Радзивиллов.
Чтобы не допустить войны между ними и кровопролития, в котором мог пострадать простой народ, София горячо и много молилась. Прошения были услышаны Господом, и дело закончилось миром. Но выйдя замуж, княгиня умерла при родах.
Говорят, что она помогает всем, кто молит её о чистой, взаимной любви.
Интересно, но ее история напомнила мне жизнь еще одной православной святой, которая также была обычной женщиной: любила своего мужа, рожала и воспитывала детей, занималась благотворительностью. Речь идет о святой Иулиании Муромской, чьи нетленные мощи хранятся в Никольском храме города Муром.
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа (Кафедральны сабор Сашэсця Святога Духа)
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа возвышается в старинной части Минска — в Верхнем Городе. Главный храм Русской Православной церкви в белорусском экзархате отличается богатой и довольно запутанной хроникой.
В 1633–1642-х гг. храм возвели для нужд женского бернардинского католического монастыря. Спустя столетие оно сильно пострадало при пожаре 1741 года, после чего существенно перестроено. Сейчас с северо-восточной стороны к храму примыкает корпус в два этажа в виде буквы «П».
Согласно инвентарной описи за 1784 год, чуть в стороне от места, где стоит собор, ранее располагался православный Космодемьяновский мужской монастырь. В начале 17-го века польские власти передали его униатам.
В 1852-м году женский монастырь был упразднен из-за небольшого числа живших там монахинь, оставшиеся бернардинки переселились в Несвиж, а в 1864-м году строение конфисковали в наказание за причастность католиков к Январскому восстанию. В результате этого события собор перешел к православным.
В 1869-м году архиепископ Минский и Бобруйский Александр (Андрей Васильевич Добрынин в миру) ходатайствовал о дополнительной денежной помощи на починку собора и соседствующих с ним зданий для создания мужского православного монастыря. В итоге на эти нужды предоставили тринадцать тысяч рублей, значительная для того времени сумма. Часть денег потратили на восстановление храма и строений монастырского корпуса, а также чтобы обустроить иконостас.
Монастырь открыли в самом начале 1870-го года, его братией стали монахи, прибывшие из Свято-Троицкого монастыря в Слуцке, с собой они перевели значительную часть его достояния, в том числе свои ризницу, древнее евангелие и библиотеку.
Весной 1870-го года Синод предписал называть монастырь Свято-Духовным. В конце октября этого же года в честь Сошествия Святого Духа освятили главный престол, а через неделю был освящен правый боковой алтарь в честь св. братьев Кирилла и Мефодия.
С приходом советской власти собор закрыли. Богослужение возобновилось уже во время оккупации Белоруссии немцами. Храм подготовили к службе, и его освятил Филофей (Нарко), епископ Могилевский и Мстиславский.
После освобождения города власти СССР очень быстро распорядились закрыть Петропавловский собор — к тому моменту кафедральный православный храм Минска, в результате новым главным храмом Минской епархии стал Свято-Духовный собор.
В иконостасе этого храма имеются образцы иконописной школы Московской духовной академии, однако особенно важной святыней стала Минская икона Пресвятой Богородицы, которую внесли из закрытого после войны Петропавловского собора. Кроме этого в храме имеется рака, где хранятся нетленные останки святой благоверной Софии Слуцкой, княгини, покровительствовавшей монастырям православных в Великом княжестве Литовском
Как доехать до Петро-Павловского собора Минска
Подробная информация о том, как доехать до Петро-Павловского собора, приведена здесь.
Проезд общественным транспортом:
от ст. метро «Немига» пройти к собору 300 метров.
На автомобиле:
- От Октябрьской площади по просп. Независимости в сторону ГУМа, через 320 м влево, на ул. Ленина, через 800 м круто вправо, затем снова вправо, на ул. Немига, к Петро-Павловскому собору.
- С МКАД (53-й километр) на Логойский тракт и ул. Я. Коласа. Через 2,8 км, перед площадью Я. Коласа влево, затем вправо, на просп. Независимости, через 1,8 км вправо, на ул. Я. Купалы, через 800 м влево, на ул. Максима Богдановича и ул. Немига, к собору.
Святыни и престольные праздники
Иконостас содержит множество чудотворных икон, самая известная икона Минской Божьей Матери (1500 год).
По преданиям автором образа был апостол Лука евангельских времен. Икона находилась в Византии до тех пор, пока князь Владимир не привез ее в Киев в Десятинную церковь, после татарского нашествия образ был выброшен в Днепр. Чудесным образом икона нашлась жителями Минска и переходила с одной церкви в другую, пока в 20 годах ХХ столетия стала святынею собора Святого Духа.
На заметку! Ежегодно проходит Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.
Паломники приходят поклониться к мощам святой Софии Слуцкой.
Биография княгини Софии Слуцкой сложная для восприятия. Оставшись сиротой в 1 год, мама умерла в тот же год, что и родилась девочка, отец умер через год после ее рождения, опекой над ней переходила от одних родственников к другим. В 11 лет она уже была засватана за князя. По исполнению 15 лет вышла замуж, и семейная жизнь с князем была нелегкой. Умерла во время родов в возрасте 26 лет. Ребенок родился также мертвым.
Икона праведной Софии, княгини Слуцкой
Почему ж ее называли святой? Во времена унии с Римом именно она выступила в защиту и сохранность православной святыни г. Слуцка. По ее просьбе супруг ходатайствовал у короля Польши воспрещение православных принуждать к унии. Благодаря ей Слуцк сохранил чистоту и неприкосновенность православия.
Менее известные святыни:
- священный образ великомученицы Варвары;
- чудотворные частицы мощей княгини Людмилы. Княгиню Людмилу почитают как покровительницу бабушек, матерей и христианских наставников.
- святые частички останков Непорочной Елисаветы. Елисавета решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создала в Москве обитель труда, милосердия и молитвы;
- мощи Святой Софии.
Основной престольный праздник — День Святого Духа. Время проведение- следующий понедельник за Пятидесятницей.
LiveInternetLiveInternet
автор ОЛЬГА КРУТЯКОВА
В юности меня всегда удивляло, почему эта красивая церковь стоит так странно — боком к улице, со входом, почти развернутым в жилой дом?.. Только став старше, узнала долгую историю Петропавловского собора, и многое стало понятно. И радостно, что старейший минский каменный храм дожил до наших дней.
300w» width=»600″ />
Совсем недавно, кстати, зданию исполнилось ни много, ни мало 400 лет. История собора начинается в 1611 году, когда княгиня Авдотья Друцкая-Горская, вдова королевского маршалка Богдана Стеткевича, особой грамотой подарила православным верующим — как сейчас сказали бы риэлтеры — участок под застройку на улице Юрьевской. Как сказано в документе, «аж до озера реки Свислочи прилеглый».
А Юрьевская, ныне Раковская – это же одна из самых престижных улиц старого Менска!
Имена остальных 52-х горожан — основателей и жертвователей Свято-Петропавловского собора и одноименного мужского монастыря, также дошли до нашего времени. Их полный список хранится в алтаре собора.
Надо отметить, что к тому моменту в Минске сложилась уникальная ситуация: после подписания в 1596 году Брестской унии, в нашем городе не осталось ни одной православной церкви или монастыря. Разъехались и православные священники. А вот люди, верные православию, остались. И чтобы исправить возникшую несправедливость, было решено построить храм и при нем мужской монастырь святых Петра и Павла.
Тот вид, который мы можем видеть и сегодня, храм приобрел к 1630 году. Именно такой вид зданию вернули во время реставрации в 1979-1984 годах.
Первые годы истории строительства храма сохранили парочку любопытных деталей, характеризующих религиозную толерантность знати тех времен, да и минчан в целом.
Так, стать патронами будущего православного братства святых Петра и Павла княгиня Авдотья поручила аристократам-кальвинистам Янушу Радзивилу, Яну Огинскому и Мартину Володковичу.
Или вот еще: во время реставрации в фундаменте были найдены остатки еще двух башен, что позволило исследователям предположить, что поначалу церковь планировали строить как храм-крепость. Однако король Владислав IV Ваза посчитал это лишним.
А когда почти век спустя, во время пребывания в Минске гетмана Мазепы казаки взялись грабить монастырь, то на защиту православного братства встало все население города, невзирая на вероисповедание.
Однако время шло, и к моменту присоединения Минска к Российской империи монастырь пришел в упадок — здесь осталось всего пять монахов. И это при том, что Петропавловский был единственным православным храмом в Минске и Минской области.
Бедственным положением монахов озаботилась Екатерина II, после чего храм был снова обустроен. Тогда же, в честь императрицы, храм переосвятили в Свято-Екатерининскую церковь.
300w» width=»600″ />
Во время войны с Наполеоном Минск был занят французскими войсками, которые приспособили храм под лазарет и склады.
А затем вновь наступило время «тучных лет». Виленский губернатор Муравьев, известный в истории прозвищем «Вешатель», в 1870 году затеял ремонт Екатерининского собора и придал ему черты ярославльско-суздальского зодчества, полностью изменившего вид старинного храма. В таком облике собор оставался до начала Второй мировой войны.
Кое-что от муравьевского ремонта дошло и до наших дней — это ограда и небольшой домик за храмом, слева.
И хотя с приходом большевиков к власти собор был закрыт, во время фашистской оккупации он начал службы, продолжавшиеся до 1945 года. А затем — почти полвека нецелевого использования. Внутреннее пространство храма бетонными перекрытиями разделили на четыре этажа, где сначала поселили людей, а потом устроили архив.
В 1979 году началась реставрация, был снесен поздний притвор, восстановлена разрушенная во время войны северная башня. К тому времени совершенно поменялась древняя Немига — снесли многие дореволюционные дома, улица расширилась, еще спустя несколько лет стеной выросла многоэтажка, где сейчас расположен ТД «На Немиге».
300w» width=»600″ />
Вот так сложилась история города, что старинный собор вернул свой первоначальный вид, однако место, где он стоял более 300 лет, неузнаваемо изменилось.
При подготовке использовались материалы прихода Петропавловского собора и экскурсии Сергея Харевского во время «Фэста экскурсаводаў».
Фото:
minsk-old-new.by, tobelarus.ru, news.21.by