Шувaлoвский дворец

Шуваловский дворец (Музей Фаберже) — выставки

Адрес СПб, наб. реки Фонтанки, д. 21
Район Центральный район (Санкт-Петербург)
Метро Гостиный двор (528 м построить маршрут до метро) , Невский проспект (894 м пройти от метро)
Телефон +7 (812) 333-XX-XX показать
Сайт http://fabergemuseum.ru
Работает пн-вск: с 10:00 до 20:45; санитарный день – первая среда месяца
Цена входа, будние дни, выходные 450
Теги дворец
Критерии Интерактивные музеи, Государственные музеи, Музеи декоративно-прикладного искусства
Сообщить о неточности и увеличить число посетителей

Дата открытия на сайте: 07.11.2008,последнее изменение 17 мая 2020 г.

Виртуальные 3D туры по любому заведению на Google и Яндекс картах. Заказать

Первыми владельцами дворца были граф и графиня Воронцовы. В 1799 году дворец выкупает супруга гофмейстера Д.Л. Нарышкина – Мария Антоновна. Будучи большим ценителем и любителем искусства, Нарышкин приобретал для своего «Музеума» в Петербурге картины знаменитых мастеров всех стран, мраморные скульптуры, предметы античного искусства, оружие, коллекции редких камней, монет, драгоценных табакерок, часов и многое другое, что представляло художественную ценность. Здесь бывали А.Пушкин, П. Вяземский. И.Крылов. Н.Карамзин, К.Брюллов. Кроме того, посещения этого особняка императором Александром I, делали «Нарышкинский» дом центром, где в атмосфере постоянного праздника собирался весь цвет петербургского общества

В 2013-м завершилась реставрация Шуваловского дворца – знаменитого памятника архитектуры конца XVIII века и одного из самых модных мест Петербурга XIX века. Дворцу была возвращена былая красота. В Шуваловском дворце фонд разместил постоянно действующую экспозицию — Музей Фаберже, который создан из собственных собраний господина Вексельберга, в частности, коллекции пасхальных яиц Фаберже, которую Вексельберг приобрел у семьи Форбс в 2004 году.

Музей Фаберже

Музей Фаберже является частным. После открытия он стал первым в России негосударственным музеем федерального масштаба.

История музея берёт начало с 2004 года, когда российский предприниматель Виктор Вексельберг приобрел знаменитую коллекцию изделий фирмы Фаберже, принадлежавшую наследникам американского медиамагната Малкольма Форбса.

Тогда коллекция насчитывала более 200 предметов, включая 9 уникальных пасхальных яиц, созданных Карлом Фаберже для двух последних русских императоров. Приобретя коллекцию на торгах (всю целиком) Виктор Вексельберг спас коллекцию как единое целое и вернул уникальные предметы на родину — в Россию, для того чтобы сделать их доступными для публики.

В последующем коллекцию Фаберже дополнили и другие предметы знаменитых русских ювелиров 19 — начала 20 века, собираемые в течение 10 лет по всему миру: в Европе, Азии, Северной и Южной Америках.

Таким кропотливым образом удалось создать бесценное собрание русского ювелирного искусства.

Сегодня в центре коллекции лежит крупнейшая в мире коллекция изделий фирмы Фаберже, насчитывающая более 1000 единиц: так называемые фантазийные предметы, ювелирные украшения и аксессуары, парадное серебро, драгоценную галантерею и интерьерные вещи.

Также в музее находятся и другие драгоценные предметы, связанные с историей Дома Романовых: вещи личного обихода и официальные «кабинетские» подарки, поднесенные выдающимся людям того времени от лица русского императора.

Помимо этого в музее Фаберже экспонируются коллекции русского фарфора 19 века, эмали, камнерезные изделия, русские иконы, живопись и серебро.

— пасхальное яйцо «Курочка». Первое яйцо императорской серии, подарок императора Александра III супруге — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885, фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин;

— пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

— пасхальное яйцо «Бутон розы». Подарок Императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1895 года. Санкт-Петербург, 1895, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

— пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюры И. Цейнграфа;

— пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897, Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, копия кареты изготовлена Г. Штайном;

— пасхальное яйцо-часы «Петушок». Подарок Императора Николая II матери — вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1900 года. Санкт-Петербург, 1900, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

— пасхальное яйцо «Лавровое дерево». Подарок Императора Николая II матери — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911, фирма К. Фаберже;

— пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911, фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрём, художник-миниатюрист В.Зуев;

— пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия». Подарок императора Николая II матери — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1916 года. Петроград, 1916, фирма К. Фаберже.

Как добраться до музея Фаберже

Музей расположен неподалеку от пересечения Невского проспекта с набережной реки Фонтанки.

Ближайшая станция метро — «Гостиный двор». От нее — семь минут пешей прогулки по Невскому до Аничкова моста, затем нужно, не переходя на другой берег, повернуть налево и пройти еще пару шагов до входа во дворец.

От станции «Маяковская» и «Площадь Восстания» идти пешком примерно 15 минут.

Схема линий метро Санкт-Петербурга

Также неподалеку располагается остановка автобусов и троллейбусов (схема маршрутов электротранспорта Санкт-Петербурга).

Альтернатива общественному транспорту — такси. У уличных таксистов цены, как правило, необоснованно завышенные, поэтому лучше заказывать машину через мобильные приложения, такие как Яндекс. Такси, Maxim и Uber.

Путь от станции «Гостиный двор» до музея Фаберже

Видео

Тайны «Желтой дачи»

Мы заглянули на «Желтую дачу». Деревянная, с резными деталями, она напоминает то ли готический дворец, то ли сказочный русский терем. Находится она прямо напротив дворцового комплекса. Ее современный адрес — Шуваловский парк, 13-15. 

Постройка эта — след «дачной лихорадки», охватившей Парголовское имение Шуваловых во второй половине XIX века. Построил «Желтую дачу» известный петербургский архитектор Максимилиан Егорович Месмахер для своего брата Георга. Первый проект дачи датирован 1870-ми годами, однако год завершения строительства – 1902 – указан на флюгере, вместе с инициалами владельца «GM».

В архиве музея ВНИИТВЧ хранятся уникальные архивные документы по этому зданию, переданные туда историком архитектуры Татьяной Евгеньевной Тыжненко, автором книги о Максимилиане Месмахере. Сопроводительная записка гласит: «Приношу в дар 2 документа на землевладение Г. Месмахера и постройку дачи 1899 и 1909 г. Желаю удачи музею и хочу быть полезна ему. С почтением».

Первый документ, от 25 января 1899 года: «отставной статский советник Георг Георгиевич Месмахер и поверенный Высочайше учрежденного Опекунского Управления над имениями и делами Князя Михаила Андреевича Воронцова, графа Шувалова, Великобританский подданный Николай Егорович Кларк заключили этот контракт в следующем: Я, Месмахер, взял в арендное содержание принадлежащее князю Воронцову графу Шувалову и находящиеся 2-го стана, С-Петербургского уезда, в Парголовском имении его, у «Вторых» или «Красных» ворот Шуваловского парка, напротив дач г.г. Буренина и Рейна…».

Второй документ, от 16 сентября 1909 года: «Мы, нижеподписавшиеся: доверенности Статс-Дамы, Графини Елизаветы Андреевны Воронцовой-Дашковой, артиллерии Подполковник (в отставке) Алексей Петрович Акинин и отставной Статский Советник Георг Георгиевич Месмахер заключили настоящий контракт…»

 Дача Георга Месмахера, или «Желтая дача»

(источник — spbhi.ru)

Что же касается нынешней жизни дома Месмахера, то на протяжении последних лет сторож и фактически хранитель дома Месмахера – заядлый рыбак по имени Марат. Как бы то ни было, но он уже тоже стал персонажем из истории шуваловской усадьбы.

— Раньше работал в охране ВНИИТВЧ, — рассказал Марат. — Потом мне дали возможность – сказали: хочешь – живи в этом доме, только стереги его, как зеницу ока, и ни в коем случае никого сюда не пускай.

По словам Марата, отпугивать непрошенных гостей ему приходится постоянно. То бомжей, то любителей пофотографировать старину, то какие-то киношники с треногой пытались забраться…

— Однажды внутрь хотели попасть – говорят, снимали дипломную работу про Гарри Поттера. Все равно не пустил. Бывают просто «тихие» любители старины – просят им показать дом внутри. И все равно никого не пускаю, — говорит Марат.

— Несмотря на сегодняшнее неприглядное состояние дачи Георга Месмахера, есть люди, которые заинтересованы в ее приобретении, — отметила советник гендиректора по строительству и реставрации ВНИИТВЧ Инна Пухальская. – Они понимают архитектурную и историческую ценность этого здания, готовы его восстановить и приспособить под современное использование. Это может быть ведомственный дом отдыха, штаб-квартира какого-нибудь творческого или спортивного союза, мини-отель или просто дача для отдыха на природе.

Faberge Museum

To purchase tickets in advance of your visit please click here.

World’s largest collection of works by Faberge is at the Shuvalov Palace in St. Petersburg.

About the Museum

Faberge Museum in St. Petersburg was founded to preserve, study, and promote Russia’s cultural heritage as well as to develop the city’s extensive network of museums. The museum’s collection contains the world’s largest collection of works by Carl Faberge, including nine of the famous Imperial Easter Eggs, regarded not only as the finest jeweled works of art, but also as unique historical artifacts. The museum’s collection also includes decorative and applied works made by the Russian masters of the late 19th and early 20th centuries. The museum is located in the Shuvalov Palace on the Fontanka River — one of the most beautiful palaces in St. Petersburg.

21, Fontanka River Embankment, St. Petersburg, Russia.

+7 (812) 333 26 55

Be the first to receive notification of Museum news and events.

Successful purchase

You will be notified of the details of the delivery from our manager soon. Thank you for your choice!

Несмотря на внешнюю скромность Шуваловский дворец можно назвать одним из наиболее интересных архитектурных памятников Северной столицы. Этот дом имеет большое культурное значение, поскольку связан со многими историческими личностями нашей страны. Шуваловский дворец на набережной реки Фонтанки был построен неизвестным архитектором в конце 18 века и сначала принадлежал графу Воронцову. Чуть позже, в начале 19 века, здесь поселилась семья графа Нарышкина.

Новые хозяева любили светский образ жизни и сразу же стали перестраивать особняк под себя. Так в Шуваловском дворце появились музей и огромный танцевальный зал. Этот особняк славился своими балами. Таких пышных балов и маскарадов, как у Нарышкиных, в Петербурге больше не было нигде. Сюда съезжались танцевать самые известные люди города — Державин, Пушкин, Крылов.

У Нарышкиных был самый большой в стране оркестр роговой музыки, который часто давал концерты в Шуваловском дворце.

Главным гостем здесь всегда считался император Александр I. Дело в том, что Мария Антоновна, жена Дмитрия Нарышкина, была фавориткой императора. Об этом пикантном факте знали все включая хозяина дома. По сути, Мария Антоновна жила на два дома. Нарышкины имели шестерых детей, но лишь одну дочку Дмитрий Львович считал своей родной. Отцом остальных ребят был Александр I. Интересно, что Нарышкин и Александр I не были врагами. Дмитрий Львович одинаково любил всех детей, а император в свою очередь оставил главе семейства приличную сумму на воспитание подрастающего поколения.

Впоследствии Нарышкины покинули Северную столицу, и в доме поселились их родственники, продолжившие традиции шумных балов. Интересно, что именно в Шуваловском дворце свое совершеннолетие праздновал Александр II. В тот день на бал приехала почти тысяча человек.

Чуть позже Софья Львовна Нарышкина вышла замуж за Петра Шувалова. С того времени здание стали называть по фамилии нового хозяина. По просьбе главы семьи архитектор Ефимов начал реконструкцию дома. Стоит отметить, что за все время своего существования дворец так часто перестраивали, что теперь уже неизвестно, как он выглядел в самом начале.

После революции дворец национализировали и открыли здесь музей быта. Через несколько лет его упразднили, а прекрасные коллекции живописи, фарфора, серебра и фаянса передали Эрмитажу. Позже в здании Шуваловского дворца находились разные организации, в том числе Дом печати, Дом инженерно-технических работников и Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран. Сейчас здесь расположен Центр международного сотрудничества.

История Шуваловского дворца в Санкт-Петербурге

Точную дату постройки одного из самых красивых исторических зданий Санкт-Петербурга, дворец Шувалова на набережной реки Фонтанки, дом 21, определить не удается.

Первыми владельцами дворца были граф и графиня Воронцовы. В 1799 году дворец выкупает супруга гофмейстера Д.Л. Нарышкина – Мария Антоновна. Будучи большим ценителем и любителем искусства, Нарышкин приобретал для своего «Музеума».

В 1844 г. в связи с предстоящей свадьбой наследницы дома Софьи Львовны Нарышкиной и Петра Павловича Шувалова началась перестройка дворца, продолжавшаяся вплоть до 1859 года.

После свадьбы в 1846 году Нарышкиной Софьи Львовны и  графа Петра Павловича Шувалова закончился «Нарышкинский» период дворца на Фонтанке и начался «Шуваловский».

После революции 1917 года дворец графини Шуваловой был национализирован 1 августа 1918 года. С 1919 по 1925 годы в Шуваловском дворце был открыт Музей дворянского быта.

В 1963 году было принято решение об открытии в Шуваловском дворце Дома дружбы и мира с народами зарубежных стран. Дворец почти 30 лет существовал без капитального ремонта и постепенно разрушался.

Интересные факты:

Дворец, построенный для графа Шувалова в середине XVIII века, занимал все пространство от Итальянской улицы до Невского проспекта по соседству с Летним дворцом императрицы Елизаветы Петровны. Это был один из самых роскошных петербургских дворцов того времени. Позже этот комплекс был несколько раз перестроен и окружен другими строениями, однако, центральный трехэтажный дворец и по сей день сохранил свое значение памятника барочного зодчества, несмотря на более поздние архитектурные добавления в стиле классицизма.

Характерная деталь оформления здания — объемная центральная часть. Этот трехгранный ризалит на главном фасаде, декорированный с внешней стороны полуколоннами, скрывает за собой восьмиугольный зал по центру второго этажа. Остальные черты елизаветинского барокко проявляются в виде 

фронтона лучковой формы и антаблемента над колоннами. Все эти детали декоративного оформления фасада прекрасно прорисованы.



Внутри дворца сегодня сохранилась оригинальная отделка вестибюля, украшенного низкими колоннами с капителями. Интерьеры щедро оформлены лепниной, правда, большая часть этого декора — уже следы перестроек здания в XIX веке.

Известно, что во дворце часто гостил М. В. Ломоносов, вместе с графом Шуваловым они обсуждали планы создания Московского университета. Также, после учреждения Академии художеств, пока она не обзавелась собственным зданием, ее студенты первое время обучались в Шуваловском дворце.

Из-за дворца И. И. Шувалова нынешняя Малая Садовая улица одно время (в 1781-1829 годы) именовалась Шуваловским переулком.

После того как с воцарением Екатерины II граф И. И. Шувалов был отлучен от двора и уехал из России, в конце XVIII века дворцом поочередно владели вельможи И. С. Барятинский и А. А. Вяземский, благодаря чему петербуржцы прозвали этот дворец «генерал-прокурорским домом». С 1797 года дворец переходит во владение казны и здесь размещается министерство юстиции России. После революции 1917 года в здании расположился Музей гигиены.

Дворец И. И. Шувалова включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Итальянская улица, 25.

Дворец И. И. Шувалова на карте:

Как добраться:
Дворец находится на Спасском острове между Итальянской, Садовой и Малой Садовой улицами.

Ближайшая станция метро — «Гостиный Двор». Наземный транспорт — остановки «Манежная площадь», «Инженерная улица».

Коллекция

Коллекция представляет крупнейшее в мире собрание работ фирмы Фаберже, основанной в 1842 году. Более 4 тысяч единиц хранения относятся ко всем направлениям известной на весь мир фирмы: ювелирные украшения, пасхальные шедевры, иконы, памятные вещи, фарфор, сувениры, столовое серебро.

Многие из произведений искусства принадлежали императорской фамилии и европейским монархическим дворам. Самые ценные предметы в коллекции — девять пасхальных яиц, подаренных в своё время императорам Александру III и Николаю II. Всего было создано 71 яиц, из которых 54 являются императорскими. Подробнее о шедеврах коллекции.

Помимо работ Фаберже представлены украшения выдающихся русских ювелиров — Овчинникова, Хлебникова и других.

Юлия

Выставочные залы дворца Шувалова

Шуваловский дворец — один из красивейших петербургских дворцов. Прежде чем в его стенах разместился музей, была проведена масштабная многолетняя реставрация здания — первая за всю его 200-летнюю историю. Площадь дворца — приблизительно 4 700 квадратных метров.

Каждая экскурсия по музею начинается с роскошной парадной лестницы, построенной в первой половине XIX века. С боков её окружает галерея с нишами для демонстрации скульптур, а сверху возведен богато украшенный лепниной купол.

Юлия

Вся коллекция размещается в 10 залах на втором этаже:

  • Рыцарский зал — это кубки, посуда, шкатулки и другие предметы из серебра и фарфора, которыми одаривали победителей военных кампаний. Стены зала обрамляет барельеф, изображающий рыцарский поединок.
  • Красная гостиная — второй выставочный зал. Хранит в себе лучшие образцы русского художественного серебра XVIII — начала XX веков, изготовленные ювелирами Фаберже и других мастерских.
  • Синяя гостиная — главный выставочный зал музея, где выставлены всемирно известные пасхальные яйца Фаберже. Каждый из экспонатов — это подлинный шедевр ювелирного дела со своей историей.
  • Золотая гостиная — бывшая столовая, а ныне хранилище императорских подарков. Основа экспозиции — сувениры от фирмы Фаберже, золотые табакерки с государственной символикой и портретами русских императоров.

Юлия

  • Аванзал — это собрание ювелирных украшений, аксессуаров и предметов быта. Особенность коллекции заключается в утраченной технологии мастеров Фаберже — покрытии эмалью-гильоше с богатейшей цветовой палитрой.
  • Белая и Голубая гостиные — здесь представлены эмалированные изделия, выпущенные ювелирной фирмой Павла Овчинникова, а также русский фарфор XIX века.
  • Выставочный зал — бывший домашний музей Шуваловых. Сегодня здесь размещаются резные каменные изделия XIX–XX веков и полотна русских художников XIX века, включая работы Ивана Айвазовского и Василия Поленова.
  • Готический зал — он же кабинет графа Шувалова. Здесь бережно хранится наследие русских иконописцев — иконы XVI–XX веков, обрамленные в серебряные оклады лучшими ювелирами столицы.
  • Верхняя буфетная — обитель живописи русских и французских художников-импрессионистов конца XIX — начала XX веков. Среди экспонатов также присутствуют фарфоровые изделия, в том числе дворцовая ваза с росписью Ф. И. Красовского.

Музей Истории Аничкова Дворца

Работает в помещениях, где ранее располагался личный музей императора Александра III. Богатейшая экспозиция рассказывает об истории роскошного дворца и его обитателей от момента постройки до наших времен.

Сохранились экспонаты из императорского музея.

Другая часть экспозиции посвящена деятельности бывшего Дворца пионеров (ныне – ГОУ «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных»). Здесь выставлены документальные свидетельства успешной работы педагогов по выявлению и развитию повышенных способностей у детей – олимпийские медали, спортивный инвентарь чемпионов, которые начали свой путь во Дворце пионеров.

Фото и описание

Во второй половине 18 века началась застройка правого берега реки Фонтанки – от Симеониевского до Аничковского моста. Однако угловой участок между Итальянской улицей и набережной реки долгое время оставался пустым. На соседнем участке, который был в то время во владении графини Воронцовой, по проекту неизвестного архитектора был возведен двухэтажный дом с восьмиколонным портиком. В 1799 г. его, а заодно и пустующий поблизости участок, приобрела Мария Антоновна Нарышкина, жена гофмейстера Д.Л. Нарышкина.

Практически сразу после смены владельцев (ранее хозяином дворца была графиня Воронцова) особняк начали перестраивать. Нарышкины вели светский образ жизни, любили устраивать балы, концерты, представления, а потому очень скоро к зданию дворца был пристроен «муземиум» и большой танцевальный зал, украшенный рядами колонн, облицованных искусственным мрамором. Между ними находились скульптурные панно, посвященные Троянской войне.

Это место очень быстро стало пользоваться большой популярностью у людей высшего света Санкт-Петербурга. В некоторых мемуарах той поры говорилось, что во дворце на увеселительные мероприятия собиралось иногда до 1000 человек. На балах у Нарышкиных бывали Крылов, Пушкин, Державин, Вяземский. Часто на увеселительные представления и танцевальные вечера приходил сам император Александр I. Причем ходили упорные слухи, что он являлся не только почетным гостем, но и личным другом хозяйки дома. Гофмейстер Д.Л. Нарышкин, подогревая сплетни, из 6 детей признавал родной только одну из дочерей – Марину.

Пока особняк находился во владении семейства Нарышкиных, его перестраивали множество раз. В середине XIX века девица из семейства Нарышкиных вышла замуж за П.П. Шувалова. Дворец перестроили вновь. Реконструкцию вели почти 10 лет. После завершения всех работ особняк стали называть Шуваловским дворцом. В нем появился Белоколонный зал, который был самым большим в Санкт-Петербурге. Прежние традиции вечеров, балов, званных обедов и ужинов остались. Теперь они были даже многолюднее и грандиознее.

Авторство проекта фасада перестроенного дворца принадлежит архитектору Н.Е. Ефимову. Декор парадных залов выполнен Симоном. В оформлении Золотой гостиной мастер применил сложнейшие деревянные дверные и оконные обрамления. Сферический потолок украшен орнаментальной лепкой и великолепной росписью. Красная гостиная отделана полированным темным орехом. В других залах и комнатах видны готические мотивы, например в Рыцарском зале, где во фризе изображены сцены турниров.

После Октябрьской революции в здании Шуваловского дворца расположили Музей быта. В 17 залах экспонировались коллекции фарфора, фаянса, резной кости, серебра, картин. В 1925 г. коллекция была передана музеям города и Эрмитажу. Музей упразднили. В начале 30-х годов во дворце поместили Дом инженерно-технических работников.

Во время войны в 1941 году в перекрытие колонного зала попала зажигательная бомба. Зданию был нанесен серьезный ущерб. После войны дворец был отреставрирован и реконструирован для новых нужд. Здесь появилось кафе, комнаты отдыха, кабинеты, выставочные залы. Проект реконструкции принадлежит М. Плотникову. После завершения всех работ в бывшем Шуваловском дворце состоялось открытие Дома дружбы и мира с народами зарубежных стран.

Малый мраморный дворец (особняк Н. А. Кушелева-Безбородко)

Построен в конце XVIII века. В середине XIX века перестроен по приказу нового владельца – графа Кушелева-Безбородко.

Получил название Малого мраморного дворца, поскольку был вторым особняком города, облицованным мрамором снаружи. При здании был сад с фонтанами, Театральный флигель, галереи, зимний сад.

В 70-х годах XIX века был приобретен для великого князя Николая Константиновича. Малый мраморный дворец считался одним из самых красивых. Многие гости отмечали изысканность и необычность его интерьеров.

При новых хозяевах были застроены сад и оранжереи, а после Октябрьской революции дворец занял НИИ охраны труда.

В настоящее время в здании находится Европейский университет.

Музей Фаберже и интерьеры Шуваловского дворца

Посетив музей Фаберже, можно не только прикоснуться к уникальной коллекции, но также и прогуляться по отреставрированным помещениям бывшего Шуваловского дворца, интерьеры которого впечатляют уже сами по себе.

Парадная лестница

Парадная лестница была выстроена в 1840-х годах Николаем Ефимовичем Ефимовым на месте главного проезда и окаймлена галереей для демонстрации скульптуры. Позднее архитектор Рудольф Богданович Бернгард возвел над лестницей роскошный декорированный лепниной купол.

Рыцарский зал

В зале представлена военная тема в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которая объединяет акварели Карла Карловича Пиратского и Петра Ивановича Балашова, с изделиями фарфора и предметами из серебра.

Рыцарский зал получил название по фризу с изображением средневекового рыцарского турнира.

Красная гостиная

Красная гостиная отведена под коллекцию русского художественного серебра 18 — начала 20 веков. В отдельных витринах представлены выдающиеся произведения лучших столичных фирм (К. Фаберже, П. Сазикова, Никольса и Плинке, братьев Грачевых, Тигельштейна), носивших высокое звание Поставщиков Высочайшего Двора.

Синяя гостиная

В центральной гостиной дворца представлены императорские пасхальные яйца, принадлежавшие последним Романовым. Именно эти изделия, каждое из которых имеет свою уникальную историю, прославили фирму Фаберже на весь мир.

Золотая гостиная

В зале представлены царские подарки, objets de fantaisie фирмы Фаберже и презентационные коробки.

Значительная часть экспонируемых в Золотой гостиной предметов связана с представителями династии Романовых и их родственниками за границей.

Особого внимания заслуживают фантазийные произведения, выполненные мастерами фирмы Фаберже, и золотые коробки с портретами российских императоров.

Аванзал

В Аванзале представлена коллекция предметов быта состоятельных людей, демонстрирующая богатую цветовую палитру эмалей-гильоше, и драгоценные ювелирные украшения — в наименьшей степени сохранившаяся часть наследия фирмы Фаберже.

Белая и Голубая гостиные

В залах представлен русский фарфор 19 века. Белая гостиная открывает тему русского эмальерного искусства предметами из мастерских Павла Овчинникова.

Выставочный зал

В Выставочном зале, который при первых Шуваловых назывался «Большим кабинетом» и в котором находился домашний музей, сегодня экспонируются камнерезные изделия фирмы Фаберже и живописные полотна русских мастеров 19 столетия.

Готический зал

В Готическом зале, некогда бывшем кабинетом графа Петра Шувалова, собрана коллекция русских икон 16-20 веков, большая часть из которых украшена богатыми драгоценными окладами известнейших ювелиров Москвы и Петербурга.

Верхняя буфетная

В Верхней буфетной собраны картины русских и французских мастеров конца 19 — начала 20 вков, имена которых связаны с импрессионизмом и неоимпрессионизмом.

Особого внимания заслуживают произведения Пьера Огюста Ренуара и выдающегося русского импрессиониста — Константина Коровина.

В зале также представлены образцы русского фарфора, ведущее положение среди которых занимает дворцовая ваза с росписью Федора Ивановича Красовского.

Бежевый зал

В Бежевом зале можно составить представление о формах и фасонах посуды, имевшей хождение в быту императорской России. Также как и представленные в зале портсигары, они демонстрируют различные техники обработки серебра и декорирования эмалями.

Воронцовский дворец

Дворец в стиле барокко, выстроенный по проекту Ф. Растрелли для вице-канцлера Империи М. Воронцова в середине XVIII века.

Фасады и интерьеры особняка отделывались с большим размахом и роскошью. Однако, Воронцов прожил в этом доме совсем недолго.

После отъезда канцлера за границу дом перешел в казну.

За полтора столетия во дворце был и гостевой дом, и резиденция мальтийского ордена, и торговые помещения, и даже пажеский корпус. В этот период были утрачены роскошные интерьеры.

В советское время здание занимали различные организации, потом его передали суворовскому училищу.

В настоящее время ведутся работы по реставрации мальтийской капеллы.

Дворец Белосельских-Белозерских

Последний частный дворец Невского проспекта.

Построен для представителей одного из древнейших русских дворянских родов. Считается одним из лучших образцов аристократического дома середины XIX века.

Переделан из особняка в стиле ампир, который был построен в начале того же века. Также были изменены и интерьеры.

В 1884 году дворец был выкуплен казной для брата Александра III, Сергея, и получил название Сергиевского.

После Октябрьской революции в здании находился райком партии. Впоследствии прекрасно сохранившийся особняк передали Комитету по культуре.

Интерьеры дворца, картины, мебель и отделка  сохранены почти без изменений.

«РОСТЕХ» — это перспективно

Впрочем, ВНИИТВЧ – это все-таки не только уникальные исторические здания, в стенах которых он расположен уже почти семьдесят лет. Это — мощный научный центр с непростой судьбой, трудным настоящим, но, хочется надеяться, оптимистичным будущим. Чем же сегодня живет ВНИИТВЧ?

 Генеральный директор ВНИИТВЧ Петр Яременко. Фото предоставлено ВНИИТВЧ.

Генеральный директор института Петр Яременко:  — До конца 1980-х годов это был процветающий институт, в его научно-производственную площадку входило пять заводов, которые выпускали серийную продукцию, разрабатывавшуюся в институте. Наши заводы были на Урале, на Украине, в Армении, под Москвой. Все они потом стали акционерными обществами и живут сами по себе. На 1990-й год институт и пять опытных заводов насчитывали порядка 10 тысяч сотрудников. Сейчас во ВНИИТВЧ немногим более ста сотрудников. В нашем распоряжении сегодня есть только опытное производство, которое находится здесь, на территории института. Мы можем изготавливать тут штучные экземпляры по индивидуальным заказам. 

Нашими наработками пользуются фактически во всем мире, но о том, что изобретения были сделаны у нас, как-то забывают. Далеко ходить не надо: сегодня в каждой кухне есть микроволновая печь. А первое такое устройство было изобретено здесь, в нашем институте, еще в 1965 году.

Уверен: еще как минимум лет пятьдесят институт будет востребованным, а если мы перейдем на альтернативные источники энергии, которые будут преобразовываться в электричество, то наши разработки будут все более и более актуальными. Токи высокой частоты – это не только атомные станции, ТЭЦ, ГЭС и тому подобное. Все то, что создает электричество, может быть использовано в токах высокой частоты. А от закалки металла никто никогда не откажется. Это одна из основных, на сегодняшний момент, возможностей сделать металл как можно более прочным. До тех пор, пока металл будет использоваться в любом производстве, работа над изменением свойств металла никуда не денется.

Поэтому, институт занимается не только закалкой металла, но и разработками ультразвуковых установок, позволяющих получать новые свойства металлов, применяемых, в том числе, и в медицине. Давным-давно мы разработали ультразвуковые скальпели. Первый ультразвуковой скальпель для микрохирургии глаза был создан именно у нас, а никак не в Германии. Над выращиванием кристаллов весь мир работает по наработкам нашего института. У нас еще продолжают трудиться люди, которые отдали институту всю свою жизнь. У нас есть уникальные специалисты, равных которым нет во всем мире. Их опыт и знания ни в коем случае не устарели. 

Наша структура следующая: ВНИИТВЧ – акционерное общество. Акции сейчас передаются госкорпорацией «Ростех» в управление холдингу «РТ-Химкомпозит». Это 100% дочернее предприятие ГК «Ростех», оно руководит жизнью предприятия.

Какие у ВНИИТВЧ перспективы на ближайшие годы? Есть несколько направлений – индукционный нагрев, высокочастотная закалка, ультразвуковая очистка. Эти направления развивались здесь много лет, они и сегодня востребованы. Мы сейчас максимально продвигаем кооперацию внутри нашего Холдинга. Чаще всего ВНИИТВЧ выполняет работы, больше похожие на научно-исследовательские. Причем такие, которые никто никогда не делал, а мы за них беремся.

«Ростех» рассмотрел план финансового оздоровления ВНИИТВЧ на 2017-2021 годы. Он подразумевает оптимизацию имущественного фонда, оптимизацию расходов, увеличение заказов по тем моментам, которые мы можем сделать в части серийного изготовления, увеличение кооперации с предприятиями ГК «Ростех».

Мы налаживаем работу с институтами: нашими площадками всегда были Политехнический институт и ЛЭТИ. Ведем переговоры о привлечении к нам молодых специалистов. Перспектива работать внутри комплекса «Ростеха» — очень хорошая. Это крупнейшая в России государственная корпорация, и работа в ней так же престижна, как в «Газпроме» или «Лукойле». Мы можем гарантировать интересную работу, возможность развиваться в научном плане, здесь очень много шансов получить научную степень. Здесь есть широкий простор для научно-производственной работы.

Дворец Шувалова

Дворцовый комплекс, расположенный по соседству с летним дворцом императрицы Елизаветы Петровны (не сохранился) построен для молодого фаворита царицы И. Шувалова в середине XVIII века.

Главное здание дворцового комплекса – трехэтажный особняк в стиле барокко. Здание отличалось необычными для того времени архитектурными решениями и обилием украшений.

После прихода к власти Екатерины II Шувалов вынужден был уехать в Европу. Дворец сменил множество хозяев, в его стенах располагались имперские и советские учреждения.

В настоящее время дворцовый ансамбль перестроен, интерьеры практически не сохранились.

Дорогие друзья, я очень надеюсь, что эта подборка поможет вам спланировать свое самостоятельное путешествие и отлично провести время.

А у меня на сегодня все, я благодарю вас за внимание, всем пока!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector