Московский кремль. большой кремлевский дворец. теремной дворец…

Сенатский дворец

Сенатский дворец был построен в неоклассическом стиле по указу Екатерины II в 1776-1787 годах знаменитым архитектором Матвеем Казаковым. Трехэтажное желтое здание украшает купол, над которым развевается российский флаг. Когда-то его украшала императорская корона, а позже флаг СССР.

Проект дворца необычен — в форме равнобедренного треугольника со срезанными углами и внутренним двором. Главное украшение дворца — ротонда с круглым Екатерининским залом, увенчанная огромным куполом. Купол Сенатского дворца хорошо виден на Красной площади, он возвышается над кремлевской стеной за мавзолеем Ленина.

В Сенатском дворце императорская семья не жила, использовала для этого Большой кремлевский дворец. В здании размещались различные учреждения: Окружной суд, Судебная палата и другие, здесь была квартира московского окружного прокурора, служебная квартира министра императорского двора. После революции в 1918 году сюда въехало советское правительство. На третьем этаже Сенатского дворца размещалась квартира Ленина, где он жил с женой Надеждой Крупской и сестрой Марией Ульяновой.

В Сенатском дворце жил Сталин с детьми, куда он переселился после самоубийства жены Светланы Алилуевой, здесь были квартиры Хрущева, Брежнева, Горбачева. Тут размещался рабочий кабинет Бориса Ельцина, сейчас во дворце рабочая резиденция Путина, которая разделяется на деловую и представительскую. В Сенатском дворце проходят протокольные мероприятия и международные встречи.

Сени, ведущие во внутренние покои Теремного дворца

Строительство этого уникального дворца началось в 1635 году под руководством талантливейших мастеров русского зодчества Бажена Огурцова, Трефила Шатурина, Антипа Константинова и Лариона Ушакова. Каменный дворец построен по типу русского деревянного дома, узнаваемые черты которого проявляются и в планировке, и в экстерьере. Здесь в полной мере проявился талант зодчих: ограниченные пространством и близостью соседних построек, они сумели создать шедевр архитектурного искусства. Этажи поднимаются ступенчатыми ярусами, наподобие пирамиды, а «золотой верх» здания находится на уровне четвертого этажа современного здания.

Большой кремлевский дворец

Большой кремлевский дворец (БКД) был построен по указу Николая I в 1838 — 1849 годах группой русских архитекторов под руководством Константина Тона в русско-византийском стиле. Его фасад украшен резным белокаменным декором и обращен в сторону Москва-реки, дворец протянулся с запада на восток на 120 метров, его высота 47 метров. Снаружи дворец выглядит трехэтажным, но по факту состоит из двух этажей. Это связано с тем, что парадные залы получили сразу два ряда оконных проемов.

В дворцовый ансамбль Большого кремлевского дворца включены Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви и Оружейная палата. Владимирский зал является временным мостом между историческими эпохами и соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца с Грановитой палатой и Теремным дворцом.

Владимирский зал Большого кремлевского дворца

Во дворце, поражающим роскошью интерьеров, около 700 комнат, 5 парадных орденских залов: Екатерининский, Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский. В Андреевском зале проводятся инаугурации российского президента. Екатерининский зал используется для встреч с иностранными делегациями и проведением переговоров.

Андреевский зал Большого кремлевского дворца

Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время ее пребывания в Москве, императорские жилые покои назывались Собственная половина. В 1913 году во дворце проходили торжества в честь 300-летия дома Романовых. После революции здесь поселились члены советского правительства. Великолепные Андреевский и Александровский залы были перестроены в 1933-1934 годах в зал заседаний Верховного совета СССР с партером и балконами. В 1939 году на месте императорских тронов были установлена огромная скульптура Ленина из белого мрамора и трибуна для выступлений. Зал заседаний вмещал в себя около 5,5 тысячи человек.

Зал заседаний Верховного совета СССР

Первый съезд КПСС прошел здесь в 1934 году — это был знаменитый XVII съезд, вошедший в историю, как Съезд расстрелянных, так как большая часть делегатов была репрессирована в годы Большого террора. В 1956 году здесь прошел XX съезд КПСС, на котором Хрущев прочитал свой доклад «О культе личности и его последствиях». В 1990 году в зале заседаний прошел Первый съезд народных депутатов РСФСР. По указу Бориса Ельцина в 1994—1999 годах исторический облик Андреевского и Александровского залов был восстановлен по сохранившимся чертежам, в том числе царское место с императорскими тронами.

Георгиевский зал Большого кремлевского дворца

Георгиевский зал дворца является самым большим (длина — 61 метр, ширина — 20,5 метров) и первым залом в парадной анфиладе дворца. Здесь проходило торжество по случаю Победы в 1945 году, здесь отмечали полет Гагарина в космос в 1961 г., в зале проходят приемы, банкеты, встречи президента РФ с иностранными делегациями. Георгиевский зал является залом военной славы, на его стенах выгравированы имена кавалеров Георгиевского ордена и наименования более 500 полков, экипажей и батарей, получивших Георгиевские знамена.

Сейчас дворцовый комплекс, кроме Оружейной палаты, действующая резиденция президента России, где проводятся официальные мероприятия. Посетить Большой кремлевский дворец можно только в составе экскурсии по предварительной записи, постоянных сеансов для его просмотра нет.

Архитектура и планировка[править | править код]

Картина Василия Поленова «Теремной дворец. Выход из покоев на Золотое крыльцо», 1877 год

Стилевые черты

Пятиэтажный дворец Михаила Фёдоровича был крупным и монументальным сооружением. В его облике соединились элементы древнерусского стиля с итальянским зодчеством. Наряду с традиционными приёмами декоративного убранства — ширинками, орнаментальной плетёнкой, изразцами, резным золочёным гребнем на коньке крыши — архитекторы дворца применяли классические ордерные формы. Ярусная ступенчатая композиция с открытыми гульбищами, площадками и лестницами сохраняет черты хоромных построек древнерусского зодчества. Тем не менее, это был новый тип каменного строительства с характерной для дворцов более позднего времени анфиладой внутренних помещений.

Дворец выстроен из кирпича, отдельные его элементы — пилястры, оконные наличники, дверные порталы, парапеты гульбищ — выполнены из белого камня. Архитектура строения выглядит нарядной благодаря резным наличникам окон с треугольными фронтонами, широким карнизам из цветных изразцов четвёртого этажа и Теремка, парапетам гульбищ, ширинки которых также украшены многоцветными изразцами. Пилястры, расположенные в простенках между окнами, использованы в декоративных целях. Многие мотивы внешнего убранства украшены резьбой в виде переплетающихся трав, цветов, плодов и изображением геральдических орлов, птиц, масок. Дворец с золочёной кровлей выделялся в XVII веке среди прочих строений и был неотъемлемой частью кремлёвского дворцового ансамбля.

Внутренняя организация

Интерьер палаты дворца, 2007 год Теремной дворец имел два яруса (подклети XVI века и дворец XVII века) или пять этажей, у каждого из которых было свое предназначение. Два нижних этажа были отведены под хозяйственные службы. В цокольном этаже располагался Сытный дворец с 30 подвалами, оставшимися, как и второй этаж от Постельных палат дворца Ивана III. Здесь хранились продовольствие, соль, свечи и прочие запасы, необходимые для обеспечения жизни царского двора. На втором этаже размещались мастерские палаты Московского Кремля, в которых работали оружейники, ювелиры, серебряники, мастера резьбы, высокой горельефной чеканки, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и другие

Основными помещениями Теремного дворца в XVII веке были третий и четвёртый этажи, где находились царские покои и комнаты детей. На уровне третьего этажа были расположены два верхних каменных двора, один из которых соединял Царский дворец с домовыми церквями и Боярской площадкой, а другой был связан с церковью Рождества Богородицы и хоромами царицы.

В Теремном дворце было печное отопление. Изразцовые печи дворца представляли особый предмет интерьера и были украшены многоцветной глазурованной плиткой различного цвета и формы. Печи XVII века не сохранились, и по их аналогам, найденным автором проекта реставрации Фёдор Солнцевым, в 1835—1837 годах были установлены новые образцы, четыре из которых находятся в царских покоях.

Перед входом во дворец с востока располагался каменный двор, или Верхоспасская площадка, получившая название от царской домовой церкви Спаса «на Сенях». С Верхоспасской площадки на второй этаж дворца вело Золотое крыльцо, служившее парадным входом в царские покои. Крыльцо было расписано золотом и красками и увенчано пирамидальным шатром. Во время перестройки дворца в XIX веке над Верхоспасской площадкой было устроено перекрытие, в результате чего Золотое крыльцо оказалось во внутреннем помещении. У крыльца поставили двух каменных львов, держащих щиты с вензелями Николая I.

Московский Кремль — вехи истории

Во II веке до нашей эры на территории современного Кремля находились финно-угорские поселения. Предположительно в этот период было возведено первое укрепление, которое могло послужить прародителем столичной крепости.

Крепость в XII-XVI веках

В летописях от 1156 года упоминается оборонительное сооружение протяженностью почти в километр и площадью около 3 га, окруженное рвом и земляным валом. Уже тогда оно служило защитой Москве.

В XII-XIV веках Московское княжество страдало от вражеских набегов, а Кремль неоднократно разрушался, горел, реставрировался. Именно поэтому в период властвования Дмитрия Донского его деревянные стены и башни постепенно заменили на каменные. К середине XV века территория крепости увеличилась и помимо оборонительных построек там появились: княжеское подворье, церковь, монастырь.

Белый камень (известняк) также оказался недолговечным, и в конце XV-начале XVI века укрепление начали реставрировать. Для работ привлекли итальянских мастеров, которые отстроили новый Великокняжеский дворец, церкви, соборы и кремлевские башни из красного обожженного кирпича. Общая площадь Кремля в этот период увеличилась до 27,5 га, а геометрия приблизилась к современному неправильному треугольнику.

Крепость в XVIII-XXI веках

В XVIII веке Кремль перестал быть царской резиденцией, так как Петр I переехал в Петербург. При Елизавете Петровне часть застройки разрушили, уничтожив некоторые памятники русской архитектуры. Ни один из планов масштабной реконструкции крепости не был реализован.

В 1812 году Москва была захвачена войсками Наполеона. Однако буквально через день полководцу пришлось бежать из горящей столицы. В процессе отступления крепость была заминирована и взорвана. Восстановление ее построек и инфраструктуры заняло около 20 лет.

В советский период истории московского Кремль вновь стал резиденцией вождей государства, однако это вовсе не означало его расцвет. Архитектурный ансамбль был разрушен почти наполовину: снесли часовни у надвратных икон, царские памятники, церкви и монастыри. Часть сооружений переоборудовали в административные корпусы, вместо двуглавых орлов их украсили золочеными звездами.

В 1960-1970-х годах главную крепость государства начали реставрировать. В 1991 году Кремль становится президентской резиденцией, а также политическим и культурным центром Москвы.

Архитектура и планировка

Стилевые черты

Пятиэтажный дворец Михаила Фёдоровича был крупным и монументальным сооружением. В его облике соединились элементы древнерусского стиля с итальянским зодчеством. Наряду с традиционными приёмами декоративного убранства — ширинками, орнаментальной плетёнкой, изразцами, резным золочёным гребнем на коньке крыши — архитекторы дворца применяли классические ордерные формы. Ярусная ступенчатая композиция с открытыми гульбищами, площадками и лестницами сохраняет черты хоромных построек древнерусского зодчества. Тем не менее, это был новый тип каменного строительства с характерной для дворцов более позднего времени анфиладой внутренних помещений.

Дворец выстроен из кирпича, отдельные его элементы — пилястры, оконные наличники, дверные порталы, парапеты гульбищ — выполнены из белого камня. Архитектура строения выглядит нарядной благодаря резным наличникам окон с треугольными фронтонами, широким карнизам из цветных изразцов четвёртого этажа и Теремка, парапетам гульбищ, ширинки которых также украшены многоцветными изразцами. Пилястры, расположенные в простенках между окнами, использованы в декоративных целях. Многие мотивы внешнего убранства украшены резьбой в виде переплетающихся трав, цветов, плодов и изображением геральдических орлов, птиц, масок. Дворец с золочёной кровлей выделялся в XVII веке среди прочих строений и был неотъемлемой частью кремлёвского дворцового ансамбля.

Внутренняя организация

Теремной дворец имел два яруса (подклети XVI века и дворец XVII века) или пять этажей, у каждого из которых было свое предназначение. Два нижних этажа были отведены под хозяйственные службы. В цокольном этаже располагался Сытный дворец с 30 подвалами, оставшимися, как и второй этаж от Постельных палат дворца Ивана III. Здесь хранились продовольствие, соль, свечи и прочие запасы, необходимые для обеспечения жизни царского двора. На втором этаже размещались мастерские палаты Московского Кремля, в которых работали оружейники, ювелиры, серебряники, мастера резьбы, высокой горельефной чеканки, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и другие

Основными помещениями Теремного дворца в XVII веке были третий и четвёртый этажи, где находились царские покои и комнаты детей. На уровне третьего этажа были расположены два верхних каменных двора, один из которых соединял Царский дворец с домовыми церквями и Боярской площадкой, а другой был связан с церковью Рождества Богородицы и хоромами царицы.

В Теремном дворце было печное отопление. Изразцовые печи дворца представляли особый предмет интерьера и были украшены многоцветной глазурованной плиткой различного цвета и формы. Печи XVII века не сохранились, и по их аналогам, найденным автором проекта реставрации Фёдор Солнцевым, в 1835—1837 годах были установлены новые образцы, четыре из которых находятся в царских покоях.

Перед входом во дворец с востока располагался каменный двор, или Верхоспасская площадка, получившая название от царской домовой церкви Спаса «на Сенях». С Верхоспасской площадки на второй этаж дворца вело Золотое крыльцо, служившее парадным входом в царские покои. Крыльцо было расписано золотом и красками и увенчано пирамидальным шатром. Во время перестройки дворца в XIX веке над Верхоспасской площадкой было устроено перекрытие, в результате чего Золотое крыльцо оказалось во внутреннем помещении. У крыльца поставили двух каменных львов, держащих щиты с вензелями Николая I.

Благовещенский собор

Архитектурный талант русских зодчих проявился при строительстве Благовещенского собора, который считался домовым храмом московских князей и был местом крещения и венчания государей. Возводился этот собор на протяжении 5 лет с 1484 по 1489 годы под руководством псковских мастеров Кривцова и Мышкина. Для того, чтобы поднять белокаменные стены новой постройки, они разобрали стоявшую тут же одноименную старинную деревянную церковь, над внутренним убранством которой работали средневековые художники Прохор с Городца, Андрей Рублев и Феофан Грек.

Сохранив подклет от прежнего храма, архитекторы обрамили величественную постройку крытыми галереями, называемыми папертями. Восточная галерея соединяла Благовещенский собор с Большим Кремлевским дворцом, южная вела в Казенную палату, а северо-западная выходила на Соборную площадь и служила парадным входом в храм. Украсив фасад традиционными элементами русского декора и использовав при строительстве центральной части ступенчатую систему сводов, зодчие увенчали Благовещенский собор тремя куполами.

Свой нынешний вид с девятью сверкающими на солнце главами-луковицами собор приобрел после реконструкции 1547 года. Тогда же по приказу Ивана Грозного его купола и кровля были покрыты золоченой медью, из-за чего храм стал именоваться «златоверхим». В наши дни на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы патриарх Московский и Всея Руси совершает в соборе особое богослужение, после чего со ступеней храма выпускает в небо белых голубей.

Свод потолока престольного кабинета

В центре изображение Христа-Пантократора на престоле. Здесь Он воспринимается как Царь Небесный и как Судия. Такие композиции весьма широко распространены в монументальной живописи. Особенно любили такие изображения в Византи, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти. Византия часто рассматривала небесную и земную иерархии, как зеркальные по отношению друг к другу. В раскрытом Священном Писании слова: «Вся мне предана суть Отцем моим..», напоминая о вверенности земной власти и ответственности за нее — свыше.

Варварство Наполеона

В 1812 году здесь располагался штаб императора Наполеона. Именно тогда погибла старинная обстановка Теремного дворца: французы поломали и сожгли большую часть мебели, вместе с их уходом исчезли драгоценные ткани и серебро, украшавшие комнаты.

Наполеон находился здесь 38 дней. Уходя 7 октября 1812 года (по старому стилю), приказал маршалу Мортье взорвать Кремль. Под фундамент было заложено 180 000 фунтов пороха (90 000 килограммов). По замыслу Наполеона Кремль должен был сложиться в огромную яму-воронку. Взрыв намечался в ночь на 12 октября, но начался сильный ливень, под его прикрытием кремлевским партизанам удалось обезвредить самые опасные боеприпасы. Конечно, не все…

В результате страшных взрывов была разрушена часть южной стены, упала в реку Водовзводная башня, сильно пострадал Арсенал, где хранились порох и оружие. Двадцать лет — с 1815 по 1835 год — восстанавливали стены и башни. Но главные постройки Кремля и стены сохранились…

Что касается внутреннего убранства Теремного дворца, оно было восстановлено при реставрации 1836-1849 годов, которой руководил Ф.Ф. Рихтер. Он старался воспроизвести в обстановке и декоративном облике интерьеров мотивы русской старины. Конечно, они уступают в сложности убранству покоев государя в XVII веке, когда стены палат покрывались золочеными кожами, атласными и парчовыми тканями, а дворец был убран драгоценными коврами и наполнен чудесной золотой и серебряной утварью.

Дневной сон по расписанию

Палату называли Соборной, или Думной. Она была местом, где работал наш древний парламент — Боярская дума. Нынешняя Государственная Дума насчитывает 450 депутатов. Боярская была существенно поменьше, в среднем около 20 персон. И являлась высшим советом при князе, а с 1547 года — при царе. Ее деятельность носила законно-совещательный характер, а состояли в ней бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Аристократический элемент занимал в Боярской думе господствующие позиции. Параллельно думцы служили и в администрации, занимая правительственные должности. Одни из них управляли приказами, другим поручались воеводства.

О том, как велись дела в думе, известно мало. Собирались поутру, часов в семь, работали до полудня. Затем ехали домой, обедали, отдыхали (дневной сон обязателен для всех). К четырем часам возвращались на работу, потом опять перерыв, а вечером собирались снова. Иногда заседания тянулись до одиннадцати часов ночи. По свидетельству современников, в XVI веке заседания думы проходили три раза в неделю, понедельник, среду и пятницу, а в XVII веке — почти ежедневно. Председательствовал царь, а в его отсутствие один из бояр — первосоветник. Утренние часы государь зачастую проводил со своими думными, а вечернее время посвящал личным делам.

В Думной палате обсуждались указы. В следующей, Престольной, они утверждались царем.

Туда мы и направимся. Тем более что это главная палата Теремного дворца.

Царь Феодор Иоаннович

Надпись: Благоверный и христолюбивый, Богом венчанный, Великий государь Царь и Великий князь Феодор Иоаннович, всея России самодержец

В третьем простенке между окон стены к церкви Благовещения — царь Федор Иванович «сидит в златом царском месте на престоле, на главе его венец царский с крестом без опушки, весь камением и жемчугом украшен; исподняя риза его порфира царская златая, поверх порфиры наложена по плечам холодная одежда с рукавы, застегнута об одну пуговицу; по той одежде по плечам лежит диадима с дробницами; около шеи ожерелье жемчужное с каменьи; через диадиму по плечам лежит чепь, а на чепи, напереди крест; обе руки распростерты прямо, в правой руке держит скипетр, а в левой державное, яблоко».

«С правую сторону подле места его царского стоит правитель. Борис Годунов в шапке мурманке; на нем одежда верхняя с рукавы, златая, на опашку, а исподняя златая ж долгая; а подле него стоят бояре в шапках и в колпаках, верхние на них одежды на опашку. Над ними полата, а за полатою видеть соборная церковь. И по другую сторону царского места также стоят бояре и над ними полата». Забелин Е.И.

Отрывок, характеризующий Теремной дворец

– Что случилось? – спросил Пьер, входя к Марье Дмитриевне. – Хорошие дела, – отвечала Марья Дмитриевна: – пятьдесят восемь лет прожила на свете, такого сраму не видала. – И взяв с Пьера честное слово молчать обо всем, что он узнает, Марья Дмитриевна сообщила ему, что Наташа отказала своему жениху без ведома родителей, что причиной этого отказа был Анатоль Курагин, с которым сводила ее жена Пьера, и с которым она хотела бежать в отсутствие своего отца, с тем, чтобы тайно обвенчаться. Пьер приподняв плечи и разинув рот слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – Этого Пьер не мог понять и не мог себе представить. Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему всё таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения, и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость. – Да как обвенчаться! – проговорил Пьер на слова Марьи Дмитриевны. – Он не мог обвенчаться: он женат. – Час от часу не легче, – проговорила Марья Дмитриевна. – Хорош мальчик! То то мерзавец! А она ждет, второй день ждет. По крайней мере ждать перестанет, надо сказать ей. Узнав от Пьера подробности женитьбы Анатоля, излив свой гнев на него ругательными словами, Марья Дмитриевна сообщила ему то, для чего она вызвала его. Марья Дмитриевна боялась, чтобы граф или Болконский, который мог всякую минуту приехать, узнав дело, которое она намерена была скрыть от них, не вызвали на дуэль Курагина, и потому просила его приказать от ее имени его шурину уехать из Москвы и не сметь показываться ей на глаза. Пьер обещал ей исполнить ее желание, только теперь поняв опасность, которая угрожала и старому графу, и Николаю, и князю Андрею. Кратко и точно изложив ему свои требования, она выпустила его в гостиную. – Смотри же, граф ничего не знает. Ты делай, как будто ничего не знаешь, – сказала она ему. – А я пойду сказать ей, что ждать нечего! Да оставайся обедать, коли хочешь, – крикнула Марья Дмитриевна Пьеру. Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому. – Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю. Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную. – Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже. – Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.

Государственный Кремлевский дворец (Кремлевский дворец съездов)

Еще одним архитектурным произведением, к строительству которых не были причастны ни итальянцы, ни немцы, является Государственный Кремлевский дворец, появившийся на территории исторической Москвы в 1961 году. Инициатором строительства выступил Никита Хрущев, а воплощать его идею должна была группа из 8 советских зодчих под руководством Михаила Посохина, которые всего за 16 месяцев возвели общественное здание на 6000 мест. Чтобы выполнить данное задание и не нарушить действующего на территории Кремля ограничения по высоте, архитекторы увеличили внутреннее пространство дворца за счет его углубления на 15 м. Облицованный анодированным алюминием и уральским мрамором, данный объект советской культуры первоначально назывался Кремлевским дворцом съездов, где проводились партийные собрания. В наши дни он превратился в главную концертную площадку страны, а также место проведения традиционных новогодних елок.

Как добраться до Потешного дворца Кремля

Увидеть дворец можно со стороны Александровского сада, доехать до него можно на метро, ближайшие станции — «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад». На наземном транспорте можно доехать до остановки «Метро Библиотека имени Ленина».

Схема московского метрополитена

Ближе удастся рассмотреть дворец на территории Кремля, для этого необходимо приобрести билет на ее посещение, кассы музея находятся в Александровском саду.

Еще один вариант добраться до достопримечательности — поездка на такси, пользуются популярностью приложения Везет, Яндекс.Такси, Максим, Gett, Ситимобил.

Территория Кремля, видео:

Краткая история

Россия — огромная страна, и в каждом её уголке всегда найдутся вещи, интересные взгляду любознательного путешественника. Но особое место для приверженцев исторических экскурсов занимает столица Российской Федерации — Москва.

К одной из красивейших достопримечательностей российской столицы по праву относится Теремной дворец входящий в комплекс строений, известных как Московский Кремль. Теремной дворец был возведен в первой половине XVII столетия (закончен в 1636 году) 4-мя авторитетными в то время мастерами-архитекторами: Огурцовым, Константиновым, Шарутиным и Ушаковым.

Однако при постройке Теремного Дворца использовались и сохранившиеся части старых строений — в частности, царские палаты, созданные ещё для Ивана 3-го, и Мастерские палаты ХVI века. Открытая площадка, окружающая терема по периметру, образовалась по причине отступа в их надстройке на основание стен предыдущего строения.

Архитектурный ансамбль Кремля

Краснокирпичный Кремль Москвы — один из самых крупных архитектурных ансамблей современности. Все его элементы представляют собой историческую ценность и имеют особый архитектурный облик.

В плане стены Кремля образуют неправильный треугольник. Их протяженность составляет 2 235 м, высота колеблется в пределах 5-19 м, а толщина достигает 6,5 м. Вдоль крепостных стен сохранилось 20 башен, самая высокая из которых — Троицкая — достигает 79 м.

Также архитектурный ансамбль составляют:

  • Площади — Ивановская, Соборная, Сенатская, Троицкая, Дворцовая.
  • Соборы — Архангельский, Верхоспасский, Благовещенский, Успенский.
  • Церкви — Ризположения, Рождества Богородицы на Сенях, Двенадцати апостолов, Теремные.
  • Дворцы — Большой Кремлевский, Теремной, Государственный Кремлевский, Сенатский, Потешный.
  • Другие здания Кремля — Арсенал, Грановитая и Царицына палата, Патриаршие палаты (все три входят в дворцовый комплекс), Сенат, Военная школа им. ВЦИК, Оружейная палата.

Также на территории Кремля можно увидеть собрание артиллерийских орудий (пушек, гаубиц, мортир и др.) и знаменитый Царь-колокол.

Украшением крепости служит Тайницкий сад с Большим Кремлевским сквером. Объект охраняется ЮНЕСКО.

На территории сада произрастает около 2 000 многолетних растений. Некоторые из них относятся к редким. Для охраны от городских ворон и голубей в саду держат хищных птиц — соколов, филинов, ястребов.

Колокольня Иван Великий

Архитектурный ансамбль колокольни «Иван Великий» включает в себя разновременные постройки: столп колокольни «Иван Великий», Успенскую звонницу и Филаретову пристройку.

Колокольня высотой 60 метров была построена в 1505–1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным на Соборной площади вместо белокаменной церкви Иоанна Лествичника. Отсюда и название колокольни — Иван Великий, великий из-за ее размеров. Размеры колокольни были увеличены до 81 метра по указу Бориса Годунова в конце ХVI века — был пристроен третий ярус. Это было самое высокое здание на Руси в течение двух столетий. В 1812 году французские войска пытались взорвать колокольню, Успенская звонница и Филаретова пристройка были разрушены, воссозданы в 1814–1815 годах.

Сейчас в колокольне находится музей истории архитектуры Московского кремля. Поднявшись на открытую площадку высотой 25 метров (137 ступеней) можно полюбоваться видами на Московский Кремль.

Краткая история

Россия — огромная страна, и в каждом её уголке всегда найдутся вещи, интересные взгляду любознательного путешественника. Но особое место для приверженцев исторических экскурсов занимает столица Российской Федерации — Москва.

К одной из красивейших достопримечательностей российской столицы по праву относится Теремной дворец входящий в комплекс строений, известных как Московский Кремль. Теремной дворец был возведен в первой половине XVII столетия (закончен в 1636 году) 4-мя авторитетными в то время мастерами-архитекторами: Огурцовым, Константиновым, Шарутиным и Ушаковым.

Однако при постройке Теремного Дворца использовались и сохранившиеся части старых строений — в частности, царские палаты, созданные ещё для Ивана 3-го, и Мастерские палаты ХVI века. Открытая площадка, окружающая терема по периметру, образовалась по причине отступа в их надстройке на основание стен предыдущего строения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector