Три софии
Содержание:
- История
- Детский музей Полоцка
- История Софийского собора в Полоцке
- СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В ПОЛОЦКЕ
- Колокола князя Всеслава
- PS
- Почему соборы носят имя Святой Софии?
- «Со своих глядит на мир колоколен…»
- Всеслав Чародей и полоцкие колокола
- Между двух конфессий
- Почему Иван Грозный подарил реликвию Полоцкой Софии
- Софийский собор в Полоцке — самая древняя святыня Белоруссии
- История основания обители
- Важные факты о соборе
- Горел и возрождался из руин
- Топ достопримечательностей (29)
- Оригинальная постройка
История
Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.
После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора 11 в. остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 м. При возведении собора в 11 в. в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в 11 веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.
После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.
В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.
В 1705 году, во время Северной войны 1700—1721 годов, произошел визит в собор царя Петра I.
Макет первоначального облика Софийского собора
Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, Пётр вторгся в принадлежавший униатам собор, где хранились мощи Иосафата Кунцевича, пьяным и с солдатами. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: Eodem anno , mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам убил 4 базилиан в Полоцке»).
По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов».
11 июля 1705 года, после инцидента, собор был закрыт российской армией. Первоначально Пётр I намеревался передать собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии.
В притворе храма был размещен пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.
Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.
После церковного собора 1839 года, открывшегося в стенах храма, собор стал православным.
В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.
В 1985 году в соборе чехословацкой органостроительной был сооружён орган. Первый концерт был дан 2 мая 1985 года органистом Олегом Янченко.
Детский музей Полоцка
Экспонаты этого музея, расположенного в архитектурном памятнике конца XIX – начала XX веков, не только можно, но и нужно трогать.
На 208 квадратных метрах находится почти тысяча самых разных предметов. Механические часы, весоизмерительные приборы, старинные марки, самовары, поддужные колокольчики, пластинки и проигрыватели – для нынешних детей это загадочные вещи, об истории происхождения и назначении которых детям рассказывают экскурсоводы музея.
Вторя часть экспозиции – это игрушки и детские книги авторства Барто, Чуковского и других классиков советской литературы. Все можно полистать, со всем можно поиграть.
Есть отдел, посвященный эпохе Великих географических открытий. Часто проходят выставки частных коллекционеров – провести такую выставку может любой желающий.
22 ответа на вопрос, куда поехать, чтобы и малышне было весело, и родители не заскучали.
История Софийского собора в Полоцке
Этот старинный памятник православия внесён в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И правда, храм имеет поистине особенную
и символичную архитектуру. Построен в городе Полоцк на берегу Западной Двины ещё в ХI веке. А в середине XVIII в. его был основательно перестроен по проекту известного архитектора Яна Глаубица. Стиль назывался – виленское барокко.
К сожалению, до наших дней от древнего храма остались лишь фрагменты кладки, древний фундамент, части апсиды, стен, столбов, а также фресковые росписи. Но всё же и сегодня собор поражает своей нереальной красотой и величием.
Полезные статьи:
В трудные минуты жизни при зажженной церковной восковой свече читайте…
В трудные минуты жизни при зажженной церковной восковой свече, прижимая к груди образ Пресвятой Богородицы, читайте:«О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба твоего, от напрасным клеветы, от всякия беды и напасти и… Читайте далее
Секреты успешного брака
1. Похвала
Ни один брак не может быть успешным, если супруги не ценят друг друга. Каждый человек, время от времени нуждается в поощрении, и ничто не убивает любовь быстрее, чем непрестанные упреки.2. Прощение
Без прощения не может быть счастливого брака. Когда семейные п�… Читайте далее
ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ОБИДНО?
Что делать когда обидно и когда не можешь справиться с обидой? Как-то оптинский старец Никон получил письмо с оскорблениями и руганью. У старца мелькнула мысль: «А кто это мог написать? От кого письмо? » Но он тут же взял себя в руки: «Никон, это не твое дело, не надо допытывать… Читайте далее
ПРТИЧИ
Я просил у Бога забрать мою гордыню, и Бог ответил мне:
— Нет! Гордыню не забирают, от неё отказываются.
Я просил у Бога даровать мне терпение, и Бог ответил:
— Нет! Терпение не дают, а приобретают в испытаниях.Я просил у Бога даровать мне счастье, и Бог сказал:
Нет! Даётс�… Читайте далее
Интересным есть и тот факт, что точную данного храма планируют построить в другом не менее знаменитом городе Беларуси – Витебске. Полоцкий каменный собор появился уже после своих “собратьев ” в Киеве и Новгороде и стал четвёртым храмом в мире, построенным в честь Святой Софии.
Периоды исторического архитектурного и духовного становления храма:
1044 – 1066 года – возведение византийскими мастерами и горожанами по распоряжению князя Всеслава Чародея;макет собора XI века, выполненный согласно византийских канонов и в лучших традициях полоцкого зодчества, располагается в Верхнем замке, что как нельзя точнее “говорит” о роли церкви в государстве;великий православный и культурно-просветительский центр, в котором находились: библиотека, архив, казначейство, магистрат, а также хранились религиозные святыни и устраивались приемы высокопоставленных послов;1596 год – храм передан униатской церкви, проведено восстановление после пожаров, сняты верхушки угловых боевых башен крепостной части;времена Северной войны – использование в составе склада амуниции и боеприпасов;Отечественная война 1812 года – в специально сделанной нише стены собора хранилась самая одна из самых известных и почитаемых во всём православном мире священных реликвий – Крест Евфросинии Полоцкой;1913 год – проведение реставрационных работ образов, сохранившихся на стенах храма;Великая Отечественная война – размещение гарнизонный костела немецких войск.
Обязательно к прочтению: Спасо-Преображенский монастырь Муром
Софийский собор – это не просто историческая и архитектурная ценность, почитаемая православными людьми во всё мире, это величайший оплот духовной жизни, который по своей значимости не уступает многим известным храмам. Он несёт в себе главное, к чему стремиться каждый истинный христианин – вечную непоколебимую веру и Божью благодать, которой нет конца и края в этом мире, на этой земле.
СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В ПОЛОЦКЕ
СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В ПОЛОЦКЕ — памятник архитектуры XI—XVIII веков, самая первая каменная постройка на территории Белоруссии.
Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.
После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI в. остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 м. При возведении собора в XI в. в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.
После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.
В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.
11 июля 1705 года, во время Северной войны 1700—1721 годов, собор был закрыт российской армией (царь Пётр I передал собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии).
Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, пьяный Пётр I вторгся вместе с солдатами в Собор Св. Софии в Полоцке, принадлежавший униатам, где хранились мощи Иосафата Кунцевича. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: «В том же году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам убил 4 базилиан в Полоцке».
По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов».
Во время Северной войны 1700—1721 годов в притворе храма размещался пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.
Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.
После церковного собора 1839 года, открывшегося в стенах храма, собор стал православным.
В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.
В 1985 году в соборе чехословацкой органостроительной фирмой «Rieger Kloss» был сооружён орган. Первый концерт был дан 2 мая 1985 года органистом Олегом Янченко.
Сейчас собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.
Колокола князя Всеслава
Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.
Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:
Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли
Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду
PS
Юрий Визбор в известной песне точно подметил — Полоцк «со своих глядит на мир колоколен». Глядит уже без малого тысячу лет. Единое историческое пространство восточных славян не прервется, пока стоят на берегах Днепра, Волхова и Западной Двины три величественные Софии.
Почему соборы носят имя Святой Софии?
Мученица София — одна из самых почитаемых христианских святых. По одной из версий ее жития, во II в. в правление римского императора Адриана в Медиолане (совр. Милане) благочестивая вдова София воспитала в почтении к христианской вере трех дочерей — Веру, Надежду и Любовь. За то, что они открыто исповедовали учение Христа, римские власти на глазах у матери предали их пыткам, а затем мучительной казни. София погребла тела дочерей и скончалась на третий день.
Почитание мучениц широко распространилось в христианской церкви. Если имена дочерей в болгарских, а затем и древнерусских текстах были переведены на славянский язык, то София осталась в греческом варианте, хотя известно и написание ее имени как Премудрость.
Именно Премудрости Божией и посвящен культ св. Софии, который уже в VI столетии был ознаменован сооружением в ее честь величественного собора в Константинополе. Десять веков, вплоть до постройки храма Св. Петра в Риме, он был самым большим храмом христианского мира.
«Со своих глядит на мир колоколен…»
4 июля 1944 г. Красная армия освободила Полоцк.
- Гордиенко Э. Свет новгородской Софии // Родина. 2007. N 6. С. 40.
- Дук Д. Полоцку — 1150: истоки государственности на белорусских землях // Родина. 2012. N 9. С. 67.
- Габрусь Т.В. Полоцкий Софийский собор и полоцкая школа зодчества Хїї в. // Полоцк и Полоцкое княжество (земля) в їХ-Хїїї вв., летопись древних слоёв, Полоцк и его округа в XIV-XVIII вв., ремесло, денежное обращение и торговые связи Полоцка в Средневековье (по данным археологии, нумизматики и письменных источников), культура и просвещение в средневековом Полоцке. Минск, 2012. С. 421; Иоаннисян О.М. От Десятинной церкви до Софии Полоцкой (о становлении древнерусского зодчества) // ГЄсторыя Є археалогЄя Полацка Є Полацкай зямлЄ: матэрыялы VI МЄжнароднай навуковай канферэнцыЄ (1-3 лЄстапада 2012 г.). Ч. 1. Полацк, 2013. С. 120-144.
- Алексеев Л.В. Западные земли домонгольской Руси: очерки истории, археологии, культуры. Кн. 2. М., 2006. С. 76.
- Марзалюк ї. ГЄстарычная самаЄдэнтыфЄкацыя насельнЄцтва БеларусЄ Хї-ХVII стст. // ГЄстарычны альманах. Т. 5. Гародня, 2001. С. 5-6.
Всеслав Чародей и полоцкие колокола
Достроил собор самый знаменитый правитель Полоцка Всеслав Чародей, который по некоторым сведениям не являлся примерным христианином, а по некоторым легендам, вообще был ведьмаком-оборотнем. Именно с этим связана интересная история.
Полоцкий князь Всеслав Брячиславович
Как-то князь Всеслав, в году так 1066, отправился в небольшую военную экспедицию, то ли очередной раз пленников среди радимичей набрать, то ли ограбить города Туров и Заславль – являющихся киевскими вассалами, не в этом суть. В городе не было, ни его, ни дружины «а воинов тех две тысячи, шлемы у них золоченые, кольчуги серебренные, а кони степные половецкие, на которых и хану не стыдно в поход отправится».
Летучая дружина полоцкого князя
В это время очередной варяжский военачальник новгородского войска решил по легкому пограбить Полоцк. Что ему и удалось, среди остального были украдены и знаменитые колокола полоцкой Софии, отлитые в Византии и стоившие Всеславу 3000 гривен золотом, что примерно составляло ежегодный доход среднего древнерусского княжества.
Возможно будет интересно: экскурсия в Полоцк.
Кроме того с колоколами была связано предание, что Всеслав слышит полоцкие колокола в любом месте, хоть в Киеве, хоть в Смоленске. Поэтому в то время никто и не удивился, что не успела довольная новгородская дружина отпраздновать дома богатую добычу, как у стен появились стальные ряды войска Всеслава Чародея. Закончилось всё полным разорением Новгорода и угоном его жителей в рабство, и новенькая новгородская София, лишилась уже своих колоколов и ценностей, которые не успели спрятать священники. А полоцкие колокола были водружены на своё место, чтобы и в дальнейшем могли предупреждать своего князя об опасности.
Между двух конфессий
Сложная судьба ждала церковь впоследствии. Несколько раз она страдала от больших пожаров. Менялась власть и зданию отводилась новая особая роль. Брестская церковная уния в 1596 году передала храм униатам. Так, в конце 16 в. он стал греко-католическим, был видоизменен его облик. Затем в ходе русско-польской войны он перешел к православной церкви, а в 1667 опять к униатам.
Но не только архитектура подверглась разрушениям и «репрессиям». Православное население было обеспокоено слишком большим давлением католических священников. Это вылилось в несколько тяжелых событий 17 в. и начала 18 века. Религиозные распри приводили не только к смене конфессий, но и к кровопролитию. Одна из таких трагедий, произошедшая в 1705 году, связана с именем Петра Первого.
Взрыв порохового склада привел к разрушению собора в 1710 году. Лишь в 1738-1950 годах перестраивать сооружение взялся архитектор Иоганн (Ян) Кристоф Глаубиц. В 1812 г. Наполеон, как и русский царь, не проявил уважения к церкви. В этих стенах он устроил конюшню. В 1839 году собор вновь стал православным. Перед Первой мировой войной его обновили, отреставрировали. В музей краеведения здание превратилось благодаря атеистической и просветительской идеологии советского строя в 20-е годы 20 в. Немцы, оккупировавшие эти земли, использовали здание как костел.
БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Костел Божьего тела в Несвиже
Почему Иван Грозный подарил реликвию Полоцкой Софии
Вторая история связана с именем Ивана Грозного. Жестокий русский царь испытывал особые чувства к главной православной святыни Беларуси – крестом Ефросиньи Полоцкой, который хранился в Спасо-Ефросиньевском женском монастыре с момента его изготовления до 1222 года. Но во время очередной полоцко-смоленской междуусобицы, он попал в Смоленск, где после присоединения этого города к ВКЛ, крест имел статус главной православной реликвии Великого княжества Литовского.
Святая реликвия Беларуси
Но отец Ивана Грозного – Василий III в 1514 году штурмом взял Смоленск и перевез артефакт в Москву. Здесь он попадает в руки Елены Глинской, дочери брестского старосты, жены московского царя, которая считала этот крест самой главной православной реликвией. И это же отношение она передала своему сыну Ивану Васильевичу.
Московский царь Иван Грозный, по свидетельству современников не расставался с эти крестом никогда. Иногда носил его на груди, постоянно целовал и молился. В 1563 году московские войска осаждают Полоцк. В это время в Софийском соборе Полоцка, собирается так называемая «пятая колонна» состоящая из московских купцов, священников московской автокефальной церкви, сторонников митрополита Макария, и местных жителей, которым была обещана награда. В Полоцкой Софии открыто проводится молебен во славу царя Ивана и московских войск.
Возможно будет интересно: экскурсия в Софийский Собор.
В этот раз Полоцк Ивану Грозному удалось взять. Но взятие города, было отмечено огромным количеством жутких злодеяний, о которых выжившие иностранцы писали с диким ужасом и спустя десятки лет. Все виды казней, которые был способен выдумать средневековый изощренный мозг, были применены к жителям крупнейшего города ВКЛ на восточных рубежах.
Иван Грозный в Полоцке
Горожане были вырезаны полностью, за исключением тех, кто находился в Софийском Соборе Полоцка. И когда царь подъехал со своими телохранителями и зашел внутрь церкви, он внезапно начал срывать с себя одежду, а потом и большой деревянный крест и все присутствующие в храме увидели ярко-красный ожог на теле Ивана Грозного в виде креста. А сам Крест Ефросиньи упал на сорванную рубаху царя и начал кровоточить. Царь понял, что православная святыня отвергла его, и в ужасе покинул храм. А крест остался в Софийском Соборе.
Но именно деятельность московских священников во время Ливонской Войны, привела к реформации церкви в Великом Княжестве Литовском. Церкви по Брестской унии становятся подчиненными Киевского униатскому митрополиту, а службы начинают проводить на белорусском языке, открываются учебные заведения для подготовки священнослужителей из числа разночинцев ВКЛ. Большинство православных священников, кроме самых ярых фанатиков становятся униатами. Такая же перестройка происходит и в католической церкви Беларуси, большинство костелов становятся протестантскими соборами, и латынь в богослужениях заменяет белорусский язык.
Неразгаданные загадки полоцкой Софии
Святая София становится униатским собором, здесь располагается кафедра епископа, но святой Крест Ефросиньи находится в центре храма, чтобы любой желающий, любой веры мог прикоснуться к святыни. В Полоцк ездят, поклониться святому артефакту не только жители Гродно, Киева, Минска, Вильно, но и тайком пробираются гости из Москвы, Пскова, Новгорода. От огромных приношений приход Святой Софии становится одним из самых богатых христианских церквей Европы. При нем действует две школы, больница, приют, мастерские, библиотека. Но всё великолепие закончилось после визита в храм русского царя Петра Первого. Но об этом будет вторая часть на Welcome-Belarus.RU.
Софийский собор в Полоцке — самая древняя святыня Белоруссии
- Адрес: Республика Беларусь, г. Полоцк
- Дата первоначального строительства: 1030 — 1060 годы
- Дата разрушения собора: 1710 год
- Дата восстановления: 1738 -1750 годы
- Архитектор: Иоганн Глаубиц
- Координаты: 55°29’10.9″N 28°45’30.7″E
В самом центре Полоцка, на высоком холме возвышается белоснежный Софийский собор. Несмотря на то, что храм сохранился до наших дней со значительными изменениями, с его судьбой неразрывно связано 10 веков белорусской истории.
Именно на этом холме был возведен Верхний замок с укреплениями, а вокруг него — торгово-ремесленные посады. На рубеже X — XI веков полоцкое городище было перенесено к месту впадения речки Полоты в Западную Двину. На этом месте Всеслав Брячиславич по прозвищу Чародей воздвиг собор св.
Софии, ставший первой каменной постройкой на территории Белоруссии. С 1030 по 1060 годы на высоком берегу Западной Двины вырос монументальный храм с семью главами, тремя алтарными апсидами и княжескими хорами, на которые можно было подняться по лестничной башне. Возводя храм во имя св.
В ходе перестроек XV века Полоцкий Софийский собор приобрёл облик мощной крепости с массивными (около 2 метров толщиной) стенами. После того как часть Речи Посполитой в 1596 году приняла Брестскую унию, храм св. Софии перешёл во владение греко-католиков. В 1607 году в Полоцке бушевал большой пожар, не миновавший и Софию Полоцкую.
В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, противник православия, взялся за восстановление храма: он повелел «укоротить» украшавшие церковь купола, чтобы они не напоминали о прошлом.
Кунцевич жестокими мерами насаждал греко-католичество в пределах полоцкой епархии.
В 1623 году православные представители русских городов подали жалобу в Варшавский сейм на притеснения со стороны архиепископа.
Не выдержав притязаний, православные убили Кунцевича в ходе Витебского восстания 1623 года и сбросили его окровавленное тело в Западную Двину. В ответ на бунт полоцкое правительство приговорило 100 человек к смертной казни. Колокола, по сигналу которых началось восстание, были перелиты в один большой колокол в память о Иосафате Кунцевиче.
Прах Кунцевича, привезенный по реке в Полоцк, обрёл покой в Соборе св. Софии.
Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора
Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов.
Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах.
В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко.
Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами.
История основания обители
Полоцкий Собор поставили у правого побережья Западной Двины города Полоцк в 11 веке. В середине 18 столетия церковь реставрировали по проекту Яна Глаубица в стиле виленского барокко. Изначально сооружение отстраивалось по мотивам монументального древнерусского зодчества с элементами романского стиля.
Софийский собор в Полоцке, Беларусь
Храм расположен по сторонам света. На юге стоят возвышающиеся остроконечные башни высотой в 50 метров. Они символизируют объединение католической и православной церкви. Толщина стен составляла 1,45 м. Они были выложены из бутового камня, который чередовался с кирпичом по технике полосатой кладки. Образовалась двухцветная гамма, свойственная местной школе искусства.
В конце 15-начале 16 века сооружение перестроили в пятибашенный собор оборонительного вида. В 1620 году церковь претерпела существенные изменения. Происходило ее восстановление. В то время архиепископом служил Иосафат Кунцевич, мощи которого покоятся в католическом соборе Святого Петра в Ватикане.
Во время Северной войны с 1700 до 1721 года в церкви размещался пороховой склад русской армии. В 1710 году его взорвали, но была уничтожена лишь одна стена — алтарь слева.
Важно: За свою историю храм горел несколько раз. Претерпевала изменения принадлежность веры — от православия к униатам и обратно. Общее количество основательных перестроек Полоцкого Собора насчитывает 6 реставраций
В последний раз его меняли в 18 веке
Общее количество основательных перестроек Полоцкого Собора насчитывает 6 реставраций. В последний раз его меняли в 18 веке.
Важные факты о соборе
- Он является древнейшей постройкой из камня на территории республики Беларусь.
- ЮНЕСКО включило его в предварительный список объектов Всемирного наследия.
- Познакомиться с ним помогает аудиогид на нескольких языках (выбрать можно белорусский, русский, английский, китайский).
- Здесь создан концертный зал, в 1985 г. установлен орган. За год организуют более трехсот концертов, фестивалей, культурных мероприятий.
Стоит прогуляться и по прилегающей территории. Здесь есть еще одна реликвия: Борисов камень. Огромный валун, с нанесенными на него надписями и крестами, играл когда-то роль пограничного столба во владениях князя.
Горел и возрождался из руин
Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым. И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы. В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.
Софийский собор на территории новгородского Кремля. Заложен в 1045 году по велению князя Владимира, сына Ярослава Мудрого. Фото: РИА Новости
Топ достопримечательностей (29)
по алфавиту
по популярности
Музей белорусского книгопечатания3
Музей белорусского книгопечатания в Полоцке был открыт 8 сентября 1990 года к
500-й годовщине со дня рождения белорусского первопечатника, философа,
просветителя Белоруссии Франциска Скорины. Экспозиция музея располагается в
бывшей Братской школе Полоцкого Богоявленского монастыря.
Музей традиционного ручного ткачества Поозерья3
Музей традиционного ручного ткачества Поозерья открылся в 1998 году в городе
Полоцке. Музей ставит задачи сбора информации о древнейшем традиционно женском
белорусском прикладном искусстве – ручном ткачестве, прядении, вышивке,
плетении.
Бывший иезуитский монастырь2
Иезуитский коллегиум в Полоцке был основан в XVI веке в царствование Стефана
Батория. Полоцк – традиционно православный город был захвачен в ходе Литовской
войны в 1579 году. Для того, чтобы утвердить в нем католичество – основную веру
Великого княжества Литовского, король обратился к иезуитскому духовенству с
просьбой основать в Полоцке монастырь и коллегиум.
Покровская церковь2
Покровская церковь, или храм Покрова Пресвятой Богородицы, был построен в
Полоцке в 1781 году при кладбище. Небольшая деревянная церквушка вскоре
приобрела большую популярность и стала выполнять роль собора.
Художественная галерея2
Художественная галерея размещается в одном из корпусов бывшего иезуитского коллегиума, памятника архитектуры XVIII в. Общая площадь музея составляет 900 кв.м. В экспозиции галереи представлены коллекции культового прикладного искусства XII–XIX вв.
Музей истории архитектуры Софийского собора1
Музей истории архитектуры Софийского собора находится в храме, построенном на
месте когда-то взорванного древнего Софийского собора.
В год крещения Руси были заложены три Софийских собора в трех главных русских
городах – Киеве, Новгороде, Полоцке.
Памятник двадцати трем воинам-гвардейцам1
Памятник 23 воинам-гвардейцам установлен в 1989 году. Памятник представлен в виде группы солдат, противостоящих противнику, и стела с именами погибших, с вершины которых в небо улетают бронзовые журавли.
Памятный знак «Полоцк – географический центр Европы»1
Памятный знак «Полоцк – географический центр Европы» был установлен во время
празднования дня города Полоцка 31 мая 2008 года. Во время торжественного
открытия памятного знака, мэру Полоцка Владимиру Точило был вручен сертификат с
точными расчетами координат географического центра Европы.
Часовня в память погибшим в Афганской войне1
Часовня-памятник воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане,
установлена в городе Полоцке в тихом мирном сквере на проспекте Франциска
Скорины.
Более 300 молодых ребят жителей Полоцка воевали в Афганистане.
Всего: 29
Загрузить еще…
Осталось: 9
Оригинальная постройка
Возведение храма связано с переносом центра города со старого городища. Оригинальное здание собора не сохранилось, остались его фрагменты: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Архитектурное решение полоцкого Софийского собора сходно с одноимёнными храмами Киева и Новгорода. Это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5,85 метра.
К храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел 7 глав. 4 купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имели свои главы, что создавало свой композиционный образ общего вида. Главные отличия от Киева и Новгорода — это отсутствие галерей. Храм имел три апсиды, а не пять. Княжеские хоры открывались в центральное помещение двойными арками, опирающимися на 1 промежуточный столб. Есть вима (дополнительное членение в апсидной части подкупольного пространства), характерная для Византии.
Храм, подобно новгородскому, был расписан только фресками, тогда как в Киеве сочетались фресковая и мозаичная декоративная отделка храма. Строительством всех трех храмов, вероятно, занималась приглашённая из Константинополя артель. Главная идея храма — это вхождение жителей Полоцкой земли во Вселенскую церковь, напоминание о Софийском Соборе Константинополя, символ могущества княжеской власти.