Легенды, секреты и подземелья собора святой софии (мечети ayasofya-i kebîr câmi-i)

Архитектура Софии Киевской, некрополь

Софийский собор построен из бутового камня и плинфы. Ряды камня и плинфы чередуются. Арки и своды построены без камня. Цементирующим веществом является известковый раствор с примесью песка и цемянки (толченого кирпича). В стены собора в верхней части вмурованы керамические кувшины-голосники. Таким образом, облегчена конструкции стен и улучшена акустики в помещении храма.

Первоначально София имела пять апсид и пять куполов. Стены ее были оштукатурены. С запада и севера храм окружали открытые галереи.

София строилась в византийском стиле, но она еще изначально не была похожа на другие византийские церкви, а после перестроек и достроек превратилась в полностью оригинальный неповторимый архитектурный шедевр.

Современные размеры собора таковы: длина 37, ширина 55, высота 29 метров. Он имеет два этажа и девять апсид. Венчают собор 19 куполов, из которых 8 имеют старинную сферическую форму, а 11 – барокковую грушевидную.

Интерьер храма сохранился еще с 11 века, за исключением отдельных частей. С того же времени сохранились 3000 кв. метров фресок и 260 кв. метров мозаики. Мозаики храма, в которых использовано 177 оттенков цветов, имеют огромную ценность. Особенно это касается шестиметрового изображение Богородицы Оранты (той, что молится), которое сохранилось до нашего времени практически без реставрационных работ. Стену, на которой расположено изображение называют «Нерушимой стеной», ведь она оставалась абсолютно целой даже в худшие для Софии времена. Никто из захватчиков, которые в разные времена захватывали Киев, не поднял руки на Оранту. Можно только представить удивление путешественников, которые заходили в полуразрушенный собор и видели перед собой эту величественную мозаику.

Недавно на втором этаже собора разместили еще одну уникальную мозаику – панно «Взгляд в вечность», изготовленное из 15 тысяч писанок.

Некрополь

Огромную ценность для украинского народа имеет некрополь Софии Киевской, древнейшим погребением которого является саркофаг Ярослава Мудрого. Сегодня среди ученых нет единого мнения относительно происхождения саркофага и его возраста. По одной из главных гипотез саркофаг был изготовлен в Херсонесе в 9 веке. В нем собирались захоронить мощи великомученика Климента Римского. В Киев саркофаг привез Владимир Великий, а в 1054 году он стал гробницей Ярослава. Вес саркофага 6 тонн.

Саркофаг Ярослава Мудрого неоднократно открывали. Сначала это делали еще в русские времена. Видимо именно тогда рядом с Ярославом был положен скелет

неизвестной женщины возрастом около 50 лет и мужской череп (вместо женского). В те же времена гробница была ограблена (кроме костей в саркофаге ничего нет).

Для научных исследований саркофаг открывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и 2009 годах. Научные исследования почти доказали, что мужской скелет принадлежит Ярославу Мудрому. Сейчас его в гробнице нет — тело великого князя исследуется.

Кроме Ярослава в Софийском соборе похоронены митрополиты Киевские: Кирилл II (1282 г.), Святой Макарий (1497 г.), Сильвестр Косов (1657 г.), Гедеон Четвертинский (1690 г.), Рафаил Заборовский (1747 г.) и др. В трапезной хранится саркофаг-гробница княгини Ольги, который перенесен из Десятинной церкви.

Символичность собора

Собор спроектирован в неовизантийском стиле, и он действительно повторяет общую структуру храма св. Софии в Константинополе. Хотя он немного уже и выше своей «старшей сестры» Софии, во всех основных элементах (центральный купол с многочисленными окнами, внутренние арки, столбы и пилоны, боковые полукупола) два этих здания очень схожи. Как и в соборе св. Софии, в кронштадтском храме росписи и мозаики выполнены в византийском стиле.


Собор св. Николая (слева) и собор св. Софии (справа). /Фот: silver-ring.ru, пользовтаель pink_mathilda

По задумке Василия Косякова, в этом соборе все символично. Посетитель может одновременно познакомиться и с историей христианства и с историей морского флота, да и вообще, здесь все пропитано морским духом.


У храма много интересных деталей. Например, светильник в виде якоря/Фото: arch-heritage.livejournal.com

Интерьер представляет собой сочетание неба и моря. Поэтому купол расписан звездами на небесно-синем фоне, где также изображен лик Спасителя, а мраморный пол украшен фигурами обитателей моря. Вход «охраняют» рыбы, которые можно видеть на массивных дверях и на полу. А на фризах большого купола храма – 12 лепных якорей и спасательные круги.


Пол храма. /Фото:foma.ru

Рыбы на дверях. /Фото: temples.ru, Ольга Савичева

Главные образы при оформлении собора выбраны тоже не случайно. Святитель Николай, именем которого назван храм – как известно, покровитель моряков. Апостолы Петр и Павел напоминали об отце русского флота Петре. Святой Иоанн Рыльский считался святым покровителем Иоанна Кронштадтского. Ну а южный фасад собора украшает мозаика с изображением святителя Митрофания Воронежского, который в свое время поддержал Петра I в его начинаниях.

Святые покровители храма. /Фото:Nina Karyuk, fotokto.ru

Собор Святой Софии: наш отзыв про музей

Сперва надо выстоять довольно большую очередь за билетами, а потом еще такую же очередь на вход в сам собор. Мы были внутри Святой Софии несколько раз: под новый год 31 декабря в районе обеда и в мае в будний день после обеда. Каждый раз пришлось стоять в очереди около получаса.

Очередь в Айя-Софию зимой …… и веснойСтоим за билетами в музей

Рядом продают вкусную кукурузу, можно подкрепиться пока стоишь в очереди. Очень удобно

Кукуруза — тоже символ Стамбула Вкусная горячая кукуруза

При входе в Собор тщательно проверяют сумки и пропускают через металлоискатель, как в аэропорту.

На территории Святой Софии

Святая София поражает своими размерами. Длина собора 81м, ширина 72 м. Свет внутрь поступает через 40 окон, из-за большого количества света кажется, что купол парит в воздухе.

Можно подняться на второй уровень, на галереи  и осмотреть Айя-Софию сверху.

Фрески и мозаика Айя-Софии представляют большой интерес, многие из них сохранились до наших дней.

Одна из достопримечательностей Святой Софии – плачущая колона. В отверстие надо засунуть палец, загадать желание и прокрутить палец на 360 градусов. Желание должно сбыться!

Плачущая колона, здесь загадываем желание:)

Собор такой огромный, что по нему можно гулять долго. Нам очень понравился Собор Святой Софии в Стамбуле: он поражает размерами и в нем чувствуется очень сильная энергетика.

Если есть желание, можно взять индивидуальную экскурсию с гидом по Айя-Софии и другим достопримечательностям города.

А мы под впечатление выходим на улицу, на площадь между двумя святынями: Святой Софией и действующей Голубой мечетью. Здесь всегда многолюдно. Даже зимой на площади высажены цветы и зеленые деревья, включен фонтан.

Вот такой он — декабрь в Стамбуле!Зеленый Стамбул в декабре

А летом еще лучше: можно лежать на траве и наблюдать за суматохой вокруг

Очень радует то, что в Стамбуле на газонах разрешают сидеть и лежать. Не то, что в России

А вечером Святая София красиво освещается. На площади включают свето-музыкальный фонтан.

Если вы планируете посетить Стамбул, советую забронировать отель заранее. Лучше всего жить в районе Султанахмет, в пешей доступности от Айя-Софии.

Полезные статьи по Стамбулу

— Что посмотреть в Стамбуле за три дня: варианты маршрутов по городу

— Новый аэропорт Стамбула

— Как из аэропорта Стамбула Сабиха Гекчен добраться в город

— Где остановиться в Стамбуле: районы Стамбула, выбор оптимального района исходя из целей посещения города

— Отели в Стамбуле: особенности бронирования отелей в Стамбуле. Цены на отели в Стамбуле. Рекомендую отели в Стамбуле разной ценовой категории

Приятного отдыха в Стамбуле!

Архитектурные особенности

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов — которые в дальненйшем получили большое распространение в мировой архитектуре. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовымиколоннами, вывезенными их храмов Малой Азии и Египта; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей (см. раздел ).

Архитектурные особенности

? плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник
(75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний —
широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным
средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система
собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.

Vkontakte User @ Vkontakte

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по
углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и
покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого
отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству
примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с
полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками
ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной
апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде
полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из
них средняя, представляющая вверху не полусферический, а
обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в
пристроенные к храму внутренний и внешний притворы
(esonartex и exonartex), впереди которых некогда
находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с
колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с
боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими
арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в
подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи
гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол,
заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме
этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько
рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по
пяти окон в больших и малых нишах.

Vkontakte User @ Vkontakte

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких
столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8
зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма
также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции,
так и орнаменты). Благодаря своей величественной архитектуре и
убранству

.istanbul |32 — ]babi] @ Flickr

Шаблон:Начало
цитаты

главное святилище всего государства внушало мысль о мощи
Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма,
рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки
интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие
церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в
купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены
характерные для византийского искусства 6 в. тенденции к
грандиозности, величественной пышности и торжественности. Шаблон:Конец
цитаты

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая
колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить
руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно
обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый
жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои
штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно
видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана
на четырёх больших щитах овальной формы.

Hagia Sophia, Istanbul, Turkey — vvctcom @ Flickr

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити,
оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее
древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из
охраняемых достопримечательностей (см. раздел Рунические
надписи).

Vkontakte User @ Vkontakte

Собор для моряков

Вопрос о том, чтобы в Кронштадте появился величественный «храм для моряков» поднимался в России еще с 1830-х. Высочайшее разрешение на сбор средств для возведения собора было принято только к концу XIX века, когда ходатайство подал вице-адмирал Николай Казнаков.


Авторский эскиз./Фото:foma.ru

Авторский эскиз./Фото:foma.ru

В качестве места для возведения храма выбрали Якорную площадь.

Купол было решено делать настолько высоким, чтобы на него и венчающий его крест могли ориентироваться приближавшиеся к Кронштадту морские суда.Первоначальный проект, выполненный архитектором А.Томишко, морякам не понравился, хотя его и одобрил император. Тогда проект было поручено сделать Василию Косякову, работавшему над созданием храма совместно с инженером Александром Викселем.
Именно по этому проекту и возведен собор.Было решено, что храм будет построен по образу и подобию собора св. Софии в Константинополе. Перед проектированием Косяков специально ездил в Турцию делать замеры Софийского храма.

Собор святой Софии. / Фото:Arild Vаgen


 Собор св. Николая и Собор св. Софии /Фото: foma.ru

Перед постройкой Морского собора был отслужен молебен, который совершил лично Иоанн Кронштадтский.

На состоявшейся в мае 1903-го торжественной закладке собора присутствовала царская семья. После молебна прогремел салют. Затем император Николай II вместе со своим окружением высадил вокруг будущего храма молоденькие дубы.

Строительные работы. /Фото:kronshtadtsobor.ru

О важности возведения этого собора для моряков говорят суммы, которые люди давали на его постройку. Так, 280 тысяч рублей пожертвовали моряки разных чинов (от матросов до адмиралов) со всех российских флотов, 2 тысячи собрал экипаж канонерской лодки «Храбрый» на запрестольный крест, 2800 тысяч – портные портовой швальни на мозаичную икону, 700 рублей пожертвовал Иоанн Кронштадтский

Офицерские жены на свои деньги купили и вручную вышили для ступеней храма серебром и жемчугом ковры. Из госказны было выделено 1, 7 млн. рублей и еще 1450 рублей поступило из бюджета Кронштадта на хоругви.

Храм в Кронштадте. /Фото:excursspb.ru/

История Айя-Софии

Сегодня известно, что первые постройки храма датированы 324 годом, это времена правления императора Констанция. На протяжении двух столетий церковь дважды горела и вновь отстраивалась в виде базилик. Храм известен в истории тем, что император Феодосий І лично ввел туда Григория Богослова, назначенного архиепископом Константинополя. Сегодня достоверно неведомо, как выглядел Собор Св Софии в те времена.

В 532 году, после очередного пожара, император Юстиниан приказал выстроить грандиозную церковь на месте сгоревшей. Были скуплены близлежащие к храму земли и уничтожены все постройки на них. Новую церковь строили 10 тысяч рабочих, используя лучший мрамор со всей Византии. Привезли 8 порфировых колонн и столько же из зеленого мрамора. Также в отделке использовали золото и слоновую кость.

Освятил церковь в 537 году патриарх Мина. Храм обслуживали более пяти сотен служителей. В дальнейшем собор Святой Софии частично рушился в результате землетрясений.

В 1054 году именно в этом храме произошло событие, которое положило начало разделению церквей на православную и католическую. Речь идет об отлучении от церкви константинопольского патриарха Михаила Керуллария.

Последнее богослужение в качестве православного храма проводилось в 1453-м. В том же году святыню захватили турки. Султан Мехмед II Завоеватель переделал ее в мечеть, надстроил один минарет. Старинные мозаики на стенах забелили, а поверху написали суры из Корана. Потом пристроили еще 3 минарета, минбар, а султаны Селим II и Мурад III пристраивали также тяжелые контрофорсы.

Византийские фрески были покрыты слоем штукатурки и обнаружены веками позднее в ходе реставрационных работ.

Первую существенная реставрацию Айи-Софии осуществили в 1847 году по приказу Абдул-Меджида I.

В 1935 году Кемаль Ататюрк подписал указ о переводе собора в статус музея. “Современная Турция – светская страна”, – гласил девиз Ататюрка. Это был символический жест, определяющий дальнейшую политику государства.

В 2018 году в турецком суде рассматривалось ходатайство о возвращении Айя-Софии статуса мечети, но судьи его отклонили.

В 2020 году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган решил превратить собор в мечеть в надеждах, что это поможет сплотить электорат страны вокруг его Партии справедливости и развития. Согласно соцопросам, рейтинг ПСР заметно упал во время эпидемии коронавируса.

Для многих сторонников президента собор Софии являлся символом завоевания Константинополя османами. Возвращение статуса мечети служило бы им примером превосходства ислама над христианством.

Судебные разбирательства начались в июне и прошли практически молниеносно. 10 июля 2020 года Госсовет Турции упразднил решение Ататюрка о превращении собора в музей и президент сразу же смог подписать указ об изменении статуса Софии.

Краткая история собора Айя-София в Стамбуле

  • Собор Айя-София построили 15 веков назад (532-537 годы) по приказу византийского императора Юстиниана (этот император, как ни странно, происходил из крестьян). Он хотел, чтобы собор был главным зданием столицы (тогда еще Константинополя) и чтобы он подчеркивал мощь империи. Между прочим, мы бы не увидели сейчас Айю-Софию в Стамбуле, если бы не случилось народное восстание «Ника». Во время этого очень кровавого бунта (на Ипподроме было убито около 35 тысяч горожан) сгорела одноименная церковь, на месте которой и построили собор. Надо сказать, что ещё раньше здесь тоже стояла церковь: она тоже сгорела и тоже называлась Святая София. А ещё раньше тут располагалась торговая площадь. По сути, место, где сейчас стоит собор Айя-София в Стамбуле, – это самое сердце древнего Константинополя и всей Византийской империи.
  • Юстиниан хотел, чтобы его творение было поистине грандиозным. Чтобы расширить место для строительства, он скупил близлежащие земельные наделы и снес строения, которые на них были. Император пригласил двух лучших архитекторов, которые проявили себя при строительстве храма, известного сейчас как Малая Айя-София. Надо сказать, что «маленькая София» послужила прообразом будущего «большого» собора.

Интерьер собора Айя-София. Вид с верхней галереи.

На строительство ушло 130 тонн золота, что составляло три готовых бюджета страны! В течение почти 6 лет каждый день здесь работали 10 000 строителей. Мрамор разных видов везли изо всех уголков империи. А ещё отовсюду свозили части древних построек, которые тоже применяли при строительстве. Например, из города Эфеса (из храма Артемиды, который поджёг Герострат, чтобы прославиться) привезли 8 колонн из зелёного мрамора, а из Рима – 8 колонн из храма Солнца. Также в конструкции использовались очень крепкие, но облегченные кирпичи, сделанные из материала с острова Родос. В отделке использовали слоновую кость, серебро и много золота. Говорят, что Юстиниан желал всё внутреннее пространство покрыть золотом от пола до потолка. Однако астрологи уговорили его этого не делать, предсказав, что после него будут «слабые правители», которые разрушат собор, когда будут его разворовывать.

Низко висящие люстры были добавлены при османах.

  • В основании собор представляет собой прямоугольник 76х68 метров. Высота купола достигает 56 метров, а его диаметр – 30 метров. Толщина стен доходит местами до 5 метров. Для прочности кладки в раствор добавляли экстракт листьев ясеня.
  • В лучшие времена в соборе «работали» 600 священнослужителей.
  • В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами во время четвертого крестового похода. Этот поход, к сожалению, является позорным пятном в мировой истории. Согласитесь, очень странно, как могло так случиться, что участники крестового похода, целью которого изначально было направиться в Египет для якобы религиозной войны против мусульман, захватили и опустошили христианский город – город братьев по вере. Константинополь был полностью разграблен, и, разумеется, собор Айя-София пострадал не менее. Крестоносцы унесли с собой все драгоценности и священные реликвии. Считается, что 90% христианских реликвий, которые есть сейчас в Европе, были вывезены во время этого похода.

Диаметр главного купола 30 метров.

  • Последняя христианская служба прошла в соборе в ночь на 29 мая 1453 года. Присутствовал сам император со своей свитой.
  • На другой день собор разграбляли турки, захватившие Константинополь под предводительством султана Мехмеда II Завоевателя (Фатиха). Впоследствии собор переделали в мечеть, пристроив к нему минареты. Мозаики внутри мечети оказались скрыты под слоем штукатурки – это их и спасло. Собор выполнял роль мечети 500 лет и стал прототипом для многих мечетей Стамбула, например, для Голубой мечети, которая расположена поблизости, и для мечети Сулеймание, которая построена в Базарном квартале.
  • В 1935 году по распоряжению президента Ататюрка мечети был присвоен статус музея. Штукатурка, скрывающая мозаики, была убрана. Сейчас музей активно реставрируется.

Мозаика на полусводе над михрабом: Дева Мария и младенец Иисус (867 г.).

Это интересно: Рыбный рынок Каракёй в Стамбуле — разъясняем детально

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector