Базилика санта-кроче

Храм Минервы

Остатки разрушенной временем базилики Рима находятся на улице Джолитте. Сейчас рядом с храмом проложены железнодорожные пути.

Можно рассмотреть часть зала под куполом, в основании которой двенадцатиугольник с полукруглыми нишами по сторонам.

Сохранились десять окон большого размера, ставших колоннами, чтобы укрепить здание.

Во время раскопок здесь найдены скульптуры. Среди которых:

  • две статуи магистрата (сейчас в коллекции Капитолийских музеев);
  • статуя Минервы, по имени которой и был назван храм.

Наши советы по Риму:

  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
  • Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
  • Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
  • Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.

История и архитектура базилики Санта Кроче

По преданию, древняя церковь была основана святым Франциском Ассизским в период его пребывания во Флоренции в начале XIII в. Строительство нового каменного здания началось в начале XIV столетия на пожертвования богатых флорентийцев. Освящение культового сооружения состоялось в 1443 (1444) году. В дальнейшем базилика не раз подвергалась реконструкциям, поэтому в ее облике отчетливо различаются элементы готики, неоготики и ренессанса.

Мраморный фасад с бросающейся в глаза шестиконечной звездой Давида и изображенной внутри нее монограммой Христа был выполнен архитектором Никколо Матасом во второй половине XIX столетия (1857-85 гг.). Именно благодаря его усилиям данный элемент декора красуется на католической церкви сегодня. Две кампанилы высотой около 80 метров появились чуть раньше.

Внутреннее пространство церкви Санта Кроче разделено на три нефа рядами соединенных полуарками колонн. Длина центрального нефа составляет более 115 метров, общая протяженность трансепта достигает почти 74 метра. Здание в плане имеет Т-образную форму.

В 1865 году в центре Пьяцца Санта Кроче была установлена монументальная скульптура Данте работы Энрико Пацци. В 1968 году ее перенесли на новое место – слева от центрального фасада базилики. Постамент украшают флорентийские львы Марцокко и гербы итальянских городов.

ДЛЯ СПРАВКИ

На Виа Джузеппе, примыкающей к базилике со стороны северного фасада, находится знаменитая Школа кожи, созданная в 1950 году при поддержке монахов Санта Кроче для обучения детей-сирот навыкам кожевенного ремесла. Сегодня в ее стенах создаются коллекции сумок ручной работы и организовываются экскурсии, в ходе которых участники знакомятся с процессами изготовления изделий, историей школы и выставкой.

Достопримечательности

Главное впечатление от базилики сегодня создает реконструкция в стиле барокко XVIII века фасада и интерьера.

Тем не менее, здесь можно увидеть:

фрески на апсиде XV века, где изображено Обретение Животворящего Креста

неф и напольное покрытие XII века

8 гранитных колонн в нефе, которые использовались в оригинальной церкви IV века

истинный крест с надписью.

Часовня св. Елены.

Легенда гласит, что святая Елена в IV веке, во время своего путешествия по святой Земле, обнаружила истинный крест, на котором был распят Иисус и другие реликвии. И тогда ей пришла идея построить храм в Риме для паломников, которые не могли поехать в Иерусалим.

Расположена она вниз по лестнице от главного алтаря. Часовня и две смежные комнаты являются частью императорского дворца.

В первой комнате есть статуя Святой Елены, которая была преобразована со статуи языческой богини Хелен с добавлением креста.

Григорианская часовня

Рядом с часовней Елены находится григорианская часовня, построенная в XV веке. Она разработана как зеркальное отображение часовни св. Елены. Мраморный рельеф был добавлен в XVII веке, а алтарь святого Григория содержит знаменитый реликварий.

Туринская плащаница

Туринская плащаница представляет собой очень древнее льняное полотно длинной более чем в четыре метра, на котором имеются золотистые нерукотворные отпечатки обнаженного, жестоко истерзанного Человека.

На этой ткани имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг к другу голова к голове.

В углу стоит статуя Иисуса, которая была разработана на основе портрета из плащаницы.

Святыня Антониетты Мео

У основания лестницы есть святыня, где содержатся останки святой Антониетты Мео. Это особая часовня и небольшой музей, посвященный маленькой Преподобной.

Данный титул сопровождает ее с 2007 года, когда Папа Бенедикт XVI признал в особом декрете героические добродетели маленькой римлянки, самой молодой из всех почитаемых в истории Церкви.

Она была маленькой, но зрелой свидетельницей Евангелия, и от нее могут многому научиться дети и взрослые, воспитатели и катехизаторы.

В Риме Антониетту почитают больше всего дети, часто навещающие свою святую сверстницу в соборе Пресвятого Креста. Здесь хранятся игрушки и одежда Антониетты и ее письма.

Статуя Свободы

Фредерик Бартольди, выдающийся французский скульптор, создатель статуи Свободы в нью-йоркской гавани жил во Флоренции в 1870 году.

В это же время флорентиец Пио Феди приступает к созданию статуи Свободы Поэзии. Сходство между двумя статуями поразительно.

Гробницы известных людей

В Базилике Санта-Кроче обрели вечный покой:

  • Астроном Галилео Галилей;
  • Мыслитель Никколо Макиавелли;
  • Изобретатель беспроводного телеграфа Гульельмо Маркони;
  • Архитектор Леон Баттиста Альберти;
  • Композиторы Михаил Огинский и Джоаккино Россини;
  • Драматург Викторио Альфери;
  • Скульптор и живописец Микеланджело Буонаротти;
  • Философ Джованни Жентиле;
  • Поэт Уго Фосколо;
  • Жена и дочь Йозефа Бонапарта – старшего брата императора Франции.

Также в базилике находятся кенотаф Данте Алигьери и мемориальная доска физика Энрико Ферми.

На площади возле храма поставлен памятник автору Божественной комедии. Также на ней проводятся городские фестивали и концерты, а также соревнования по флорентийскому футболу.

Кроме надгробий, здесь находятся многие шедевры живописи. Например, капелла Перуцци, где изображено житие Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Здесь же – капелла Барди и житие Франциска Ассизского, обе работы принадлежат Джотто (1320 – 1325).

Витражи в капелле Веллути созданы по эскизам Якопо ди Ландино. Капелла Барончелли знаменита фресками Таддео Гадди, а капелла Медичи – работа архитектора Микелоццо.

Как добраться

Церковь Санта Кроче находится на одноименной площади, почти в самом центре Флоренции. Удобней всего добираться до нее пешком. Но также можно доехать на общественном транспорте. На автобусе С3 до остановки Magliabechi, она находится непосредственно у церкви. Чуть дальше, примерно в паре минут ходьбы от площади, находится остановка Verdi, до нее ходит автобус С1. И еще примерно в пяти минутах ходьбы по улицам Via dell’Agnolo и Via dei Pepi расположена остановка Agnolo. До нее ходит самое большое количество автобусов: № 14, 23 и C2. Карта с маршрутами общественного транспорта Флоренции.

Если вы предпочитаете передвигаться на автомобиле, то можно воспользоваться службой поиска такси по городу — Taxi Florence. Имейте в виду, что на улице ловить машину не принято, лучше позаботиться об этом заранее. Парковки рядом с Санта Кроче нет.

Строительство

Оригинальный кирпичный фасад (до украшения Никколо Матаса в стиле неоготики 1860-х годов )

Базилика — самая большая францисканская церковь в мире. Наиболее примечательной особенности его шестнадцать часовен , многие из них украшены фресками по Джотто и его учениками, и ее гробницы и кенотафы . Легенда гласит, что Санта-Кроче был основан самим Святым Франциском . Строительство нынешней церкви, чтобы заменить старое здание, было начато 12 мая 1294 года, возможно, Арнольфо ди Камбио , и оплачено некоторыми из самых богатых семей города. Он был освящен в 1442 году папой Евгением IV . Дизайн здания отражает строгий подход францисканцев. План этажа представляет собой египетский крест или крест Тау (символ Святого Франциска) длиной 115 метров с нефом и двумя проходами, разделенными рядами восьмиугольных колонн. К югу от церкви находился женский монастырь , часть построек которого сохранилась.

В главном монастыре Primo Chiostro находится Cappella dei Pazzi , построенная в качестве капитула и построенная в 1470-х годах. Филиппо Брунеллески (который спроектировал и выполнил купол Дуомо) участвовал в его дизайне, который остался строго простым и лишенным украшений.

В 1560 году экран хора был удален как часть изменений, вызванных Контрреформацией, и интерьер перестроил Джорджо Вазари . В результате было повреждено убранство церкви, и большая часть алтарей, ранее находившихся на экране, была утеряна. По приказу Козимо I Вазари оклеил фрески Джотто и установил несколько новых алтарей.

Колокольня была построена в 1842 году, заменив более раннюю, поврежденную молнией. В нео-готическом мраморный фасад датируется 1857-1863. Еврейский архитектор Никколо Матас из Анконы спроектировал фасад церкви, добавив в композицию выдающуюся Звезду Давида . Матас хотел, чтобы его похоронили вместе со своими сверстниками, но, поскольку он был евреем, он был похоронен под порогом и удостоен чести.

В 1866 году комплекс стал государственной собственностью, поскольку правительство подавило большинство религиозных домов после войн, которые привели к независимости и единству Италии.

Museo dell’Opera di Santa Croce располагается в основном в трапезной , а также за пределами монастыря. Памятник Флоренс Найтингейл стоит в монастыре, в городе, в котором она родилась и в честь которого была названа. Брунеллески также построил внутренний монастырь, построенный в 1453 году.

В 1940 году во время безопасного укрытия различных работ во время Второй мировой войны Уго Прокаччи заметил, что из церкви выносят полиптих Бадиа . Он рассудил, что это было удалено из Badia Fiorentina во время наполеоновской оккупации и случайно повторно установлено в Санта-Кроче. Между 1958 и 1961 годами Леонетто Тинтори удалил слои побелки и краски со сцен в капелле Перуцци Джотто, чтобы показать свою оригинальную работу.

В 1966 году река Арно затопила большую часть Флоренции, включая Санта-Кроче. Вода попала в церковь с грязью, загрязнениями и мазутом. Ущерб, нанесенный зданиям и сокровищам искусства, был серьезным, на ремонт потребовалось несколько десятилетий.

Сегодня в бывшем общежитии францисканских монахов находится Scuola del Cuoio (Кожаная школа). Посетители могут понаблюдать за тем, как ремесленники создают кошельки, бумажники и другие изделия из кожи, которые продаются в соседнем магазине.

Ремонт

Базилика проходит многолетнюю программу восстановления при поддержке Агентства гражданской защиты Италии. 20 октября 2017 года отель был закрыт для посетителей из-за падения кирпичной кладки, в результате чего погиб турист из Испании. Базилика была временно закрыта во время проверки устойчивости церкви. Министерство культуры Италии заявило, что «магистраты проведут расследование, чтобы понять, как произошел этот драматический факт и есть ли обязанности по техническому обслуживанию».

Усыпальница великих людей

Церковь Санта-Кроче во Флоренции называют иногда главным пантеоном (усыпальницей) города. И это действительно так: многие знаменитые итальянцы нашли здесь свое последнее пристанище. Причем большинство из них сами завещали это. Многие гробницы богато декорированы, их изготовлением тоже занимались известные мастера-скульпторы. Кто упокоился в базилике:

Гробница ученого Галилео Галилей в базилике Санта Кроче (Флоренция)

ученый Галилео Галилей,
художник Микеланджело (самая известная работа – роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане),
философ, писатель и политический деятель Никколо Макиавелли,
композитор Джоаккино Россини (написал оперу «Севильский цирюльник»),
скульптор Лоренцо Бартолини,
изобретатель Гульельмо Маркони (первым провел сеанс радиосвязи с помощью азбуки Морзе).

В базилике Санта-Кроче (Флоренция) находится также гробница Данте, автора поэмы «Божественная комедия». Но в отличие от усыпальниц других знаменитостей, она пуста! С этим связана поучительная история. В свое время, когда Данте Алигьери жил во Флоренции, он занимался политикой, критиковал правительство города и ратовал за ограничение власти императора. За что и был изгнан жителями Флоренции из города. Данте много странствовал, но конец жизни провел в итальянском городе Равенна, где, кстати, и написал «Божественную комедию». После его смерти флорентинцы решили увековечить память знаменитого поэта и установили его гробницу в базилике Санта-Кроче. Но жители Равенны вернуть останки Данте на родину не захотели. Тяжба продолжалась достаточно долго, но все осталось по-прежнему. И гробница Данте стоит пустая. А все потому, что не надо изгонять человека из-за его политических взглядов!

Что посмотреть

Безусловно, Базилика Санта-Кроче считается одной из наиболее популярных во Флоренции. Путешественники желают заглянуть сюда не лишь для того, чтобы узреть гробницу Микеланджело, Галилео и остальных выдающихся уроженцев Флоренции, но и налюбоваться бесчисленными живописными фресками, в том числе труды Джотто.

В Базилике Санта-Кроче, как в Римском Пантеоне, царствует уникальная обстановка душевного спокойствия и тишины. В светлые дни, солнечные проблески невероятно привлекательно переливаются сквозь бесчисленные витражные окна.

Базилика Санта-Кроче изображает собой галерею известнейших фресок и статуй, сделанных Джотто, Донателло, Джованни да Милано, Антонио Канова, Таддео Гадди, Бернардо Росселлино и иными италийскими архитекторами и живописцами.

В Базилике Санта-Кроче особо приковывает внимание превосходный алтарь, созданный Джерини. Его скрашивает картина Мадонны со Святыми

На алтаре высится распятие труда Чимабуэ.

Не менее приметной считается неописуемо шикарная кафедра труда Бенедетто де Майано, сотворенная им в 1472 году. Кафедра декорирована бесчисленными барельефами, рассказывающими о жизни Св. Франциска Асисского. Собор еще известен своими шестнадцатью часовнями.

Так, в Большой капелле стены декорированы фресками Аньоло Гадди «Обретение Св. Креста». Роспись капелл Барди и Перуцци исполнил известный Джотто. К сожалению, многочисленные труды Джотто не выжили в период чумы, когда собор применялся в качестве лазарета, а его стены были побелены.

В капелле Барди можно увидать обрисовки из жизни Св. Франциска Асисского. Часовня Медичи была украшена Микелоццо по заказу Козимо I

В этом месте сразу обращает на себя внимание терракотовая скульптура Мадонны с ребенком произведение италийского архитектора Андреа делла Роббиа

Часовня Пацци, размещенная во внутреннем дворе собора, оформлена прославленным италийским умельцем Брунеллески. В часовне Барди ди Вернио располагается уникальный деревянный крест, сделанный Донателло.

Базилику Санта-Кроче нередко именуют Пантеоном Флоренции, так как в этом месте похоронены известные жители данного городка. В общем, в Базилике насчитывается примерно 300 гробниц общественно-политических и культурных деятелей Флоренции. Более того, храм Св. креста считается первой похоронной базиликой эпохи Ренессанса. Гробницы в храме кажутся как мраморная кровать, на которой представлена фигура покоящегося в ней флорентийца. Сверху саркофага располагается свод с двумя колоннами. При этом каждая усыпальница представляет собой истинное произведение искусства работы того или иного италийского умельца.

В Базилике Санта-Кроче похоронены Галилео Галилей, Леон Баттиста Альберти, Микеланджело Буонаротти, Никколо Макиавелли, Лоренцо Бартолини, Фосколо, Джоаккино Россини, Маркони, Витторио Альфьери, Джоаккино Россини, Гульельмо Маркони, Энрико Ферми.

Еще в Базилике Санта-Кроче находится могила Данте Алигьери. Могила была построена в 1829 году. Останки же знаменитого поэта 13-14 столетий располагается в Равенне, хотя Данте был гражданином Флоренции.

Распятие Микеланджело

В церкви Санто Спирито хранится одна из самых ранних работ Микеланджело Буонарроти. Начинающий семнадцатилетний скульптор, после смерти своего опекуна и покровителя Лоренцо Медичи Великолепного, в 1492 году перебрался жить в монастырь Санто Спирито. Здесь, с согласия настоятеля, он имел возможность изучения анатомического строения тела на трупах людей, скончавшихся в монастырской больнице. Благодаря этому бесценному опыту Микеланджело стал непревзойденным мастером в представлении каждой мельчайшей детали человеческой плоти. В качестве благодарности за гостеприимство молодой художник изваял деревянное распятие, которое размещалось над главным алтарем вплоть до французской оккупации, после чего считалось потерянным.

Распятие Микеланджело в ризнице церкви Санто Спирито Sailko / Wikimedia Commons

На самом деле, чтобы скрыть происхождение уникального художественного артефакта, его переместили в одну из часовен церкви. После Рисорджименто, с подавлением религиозных общин и монастырей, «Распятие» Микеланджело более века экспонировалось в музее Casa Buonarroti. Сегодня оно находится в ризнице церкви Санто Спирито.

Шедевры церкви Санто Спирито

Несмотря на аскетичный экстерьер, внутри церкви находятся многочисленные произведения искусства эпохи Возрождения. При входе, на внутреннем фасаде, сохранились оконные витражи XV века с Пятидесятницей, изготовленные в соответствии с оригинальным дизайном Пьетро Перуджино (1448-1523). Знаменитый художник умбрийской школы обучался в мастерской Андреа дель Верроккьо при дворе Медичи вместе с Леонардо да Винчи, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли и другими. Большинство произведений, которые он сделал во Флоренции, были утеряны, тем не менее, некоторые из его работ были воплощены в витражи.

Витраж окна церкви Санто Спирито Sailko / Wikimedia Commons

Главный алтарь, расположенный в пересечении центрального нефа и трансепта базилики, покрыт великолепным киворием с ажурным куполом. Построенный из полихромного мрамора в стиле барокко скульптором Джованни Каччини в сотрудничестве с Герардо Сильвани и Агостино Убалдини в 1599-1607 гг., он украшен мраморными скульптурами и инкрустациями из бронзы и резного камня.

Интерьер церкви Санто Спирито Sailko / Wikimedia Commons

По всему периметру внутреннего пространства в форме идеального латинского креста расположены 38 боковых часовен, принадлежавшие знатным флорентийским семьям района Олтрарно. Богато украшенные капеллы, для оформления которых были привлечены знаменитые скульпторы и художники, сегодня являются настоящим музеем произведений искусства эпохи Возрождения

При посещении церкви Санто Спирито особое внимание следует обратить на:

  • надалтарную картину Алессандро Аллори «Христос и Блудница» (1577) находящуюся в капелле Фрескобальди – пятой часовне придела за киворием;
  • запрестольный образ «Десять тысяч мучеников горы Арарат» (1574) Алессандро Аллори в капелле Питти – четвертой часовне придела за киворием. Предел алтаря украшен панелями с изображением членов семьи Питти и редким изначальным видом на Палаццо Питти до его расширения Медичи;
  • полиптих «Мадонна с младенцем и четырьмя Святыми» (ок. 1345) флорентийского художника Мазо ди Бианко, являвшимся творческим последователем Джотто. Написанная на доске картина, присутствовавшая еще в старой базилике, находится во второй часовне придела за киворием в капелле Веттори;
  • копию ватиканской скульптуры Микеланджело «Пьета» работы скульптора Нанни ди Баччо Биджи (1545), находящейся во второй часовне правого нефа;
  • копию еще одной знаменитой скульптуры Микеланджело «Христос делла Минерва», выполненную Таддео Ландини (1579) и расположенную во второй часовне левого нефа;
  • алтарную картину Микеле ди Ридольфо дель Гирландайо (1503-1577) «Мадонна, Святая Анна и святые» в пятой капелле левого нефа;
  • шедевр Филлиппо Липпи «Pala Nerli» (Мадонна с младенцем и Святыми), написанный маслом по дереву и датируемый 1485-1488 гг. Алтарная картина находится в капелле Нерли, расположенной в пятой часовне правого трансепта базилики.

Мадонна с младенцем (1485-88). Филиппо Липпи Sailko / Wikimedia Commons

Палаццо Антеллези

По бокам — старинные здания, почти все XIV в., на одном
сохранились прекрасно видные фрески (1620). Это Палаццо Антеллези, фрески на
котором выполняла целая команда художников (точнее — чертова дюжина). А для
того чтобы потом никто не переругался из-за авторства, список живописцев
написали прямо на стене и доверили держать Ангелу. Что он и делает почти 400
лет.

Но главное, конечно, сама церковь, спроектированная в свое
время еще Арнольфо ди Камбио (1294) в типичном стиле церквей ордена святого
Франциска с обязательным для францисканцев перекрытием стропильного типа. Не
сказать, что очень красиво, зато запоминается и абсолютно конструктивно.

литература

отсортировано в алфавитном порядке по авторам / редакторам

  • Августовский рейв: Christiformitas. Исследования францисканской иконографии флорентийского Треченто на примере бывшего цикла ризниц Таддео Гадди в Санта-Кроче (= рукописи по истории искусства в издательстве Вернера 2). Wernersche Verlagsgesellschaft, Worms 1984, ISBN 978-3-88462-901-7
  • Госберт Шюсслер: Провокационный образ Страстей: распятие Донателло работы С. Кроче. В: Карл Мезенедер (ред.): Спор об изображениях. От Византии до Дюшана. Reimer, Берлин 1997, ISBN 3-496-01169-6 , стр. 49-72.
  • Рольф Томан (ред.): Искусство итальянского Возрождения. Архитектура — скульптура — живопись — рисунок. Könemann, Cologne 1994. ISBN 3-89508-054-3.
  • Манфред Вундрам : Путеводитель по искусству Флоренции . Reclam, Штутгарт, 1993. ISBN 3-15-010385-1 , стр. 165-184.
  • Клаус Циммерманнс: Флоренция. Европейский центр искусства. История, памятники, коллекции . DuMont, Кельн, 1984. ISBN 3-7701-1441-8 . 6-е издание: 1990 г.

Главный алтарь

Стены главного алтаря расписаны фресками Аньоло Гадди (ок. 1380—1390) на тему обретения Креста Господня. Сюжеты фресок в основном следуют «Золотой легенде» Иакова Ворагинского и послужили образцом для множества последующих живописных циклов на данную тему.

На правой стене (сверху вниз):

На левой стене (сверху вниз):

По словам Вазари, на последней фреске Аньоло Гадди изобразил самого себя, в образе мужчины с бородкой в красном плаще с капюшоном у правого края фрески (фото).

На этой же фреске имеется и ряд других тщательно выписанных лиц с отчетливой индивидуальной характеристикой, которые предположительно трактуют как портреты отца Аньоло — Таддео Гадди (фото) и членов семейства Альберти (англ.), заказчиков росписи (фото).

На других фресках особой тонкостью и красотой письма выделяются, в частности, лица главных женских персонажей — царицы Савской (фото) и Святой Елены (фото).

На фресках имеется множество занимательных второстепенных деталей, бытового или сказочного характера. Так на фреске «Святая Елена находит три креста; Крест Господень исцеляет умирающую» в левом верхнем углу можно видеть льва, сидящего в пещере на горе, перед ним заяц или кролик, на деревьях разнообразные птицы, в реке утки и цапля, далее монах, достающий воду из колодца, белка на дереве, другой монах, который ловит удочкой рыбу с моста, возвращающийся лесоруб с топором, на которого лает собака и гогочут гуси и т. д.

Также Аньоло Гадди является автором витражей окон главного алтаря (фрагм. 1, фрагм. 2).

В алтарном полиптихе (фото) на центральной панели изображена Мадонна с младенцем работы Никколо ди Пьетро Джерини (англ.). На боковых панелях работы Джованни дель Бьондо (англ.), Нардо ди Чоне и неизвестных художников — великие учителя (отцы) латинской церкви (слева направо) — святые Амвросий, Григорий Великий, Августин и Иероним. Над ними — евангелисты (слева направо) Матфей, Марк, Иоанн и Лука и их символы — человек (ангел), лев, орел и бык.

Над полиптихом находится монументальное Распятие, автор которого, неизвестный по имени, условно определяется как Мастер Фильине (итал.).

В парусах свода — Христос, евангелисты и Святой Франциск (фото).

Реставрация фресок выполнялась в 1947 и 2005—2011. Информация, касающаяся последней реставрации (в частности, детальные фотографии всех основных фресок), доступна на сайте Opera di Santa Croce. Любопытно, что во время последней реставрации среди орнаментов были обнаружены два маленьких портрета реставраторов 1947 года (фото).

Реставрация витражей производилась в 2008, распятия — 2012.

Реликвии храма

В базилике хранятся многие чтимые святыни христианского мира, к которым в Средние века паломники проделывали большой и тяжелый путь пешком. Среди них есть:

  • Реликвии Страсти. Это ценные вещи, связанные со страстями Христовыми. В церкви хранятся 3 фрагмента Истинного креста, часть тернового венца и гвоздь, пронзивший тело Иисуса. Это самые первые реликвии, доставленные Еленой в Рим. Кроме них, за столетия были собраны несколько менее значимых, но не менее ценных вещей: фрагменты грота в Вифлееме, Гроба Господнего и Колонны бичевания, а также фаланги пальцев святого Фомы, которыми последний касался воскресшего Христа. 
  • Titulus Crucis. Это части таблички, найденные в 1492 году, которая была пригвождена ко кресту во время распятия. На них есть фрагменты надписи «Иисус, Царь Иудейский» на 3 языках – иврите, греческом и латыни. Многие годы ученые и теологи спорят о ее происхождении, больше склоняясь к версии, что это все же копия. Но к единому мнению ученые мужи так и не пришли.

Реликвии выносятся на всеобщее обозрение нечасто и лишь в определенные дни, так что увидеть их не так то просто. Также по соседству с реликвиями хранятся мощи Досточтимой Антониетты Мео, или же Неннолины. Это девочка, умершая в 1937 году в возрасте 7 лет. Она была больна остеосаркомой, но воспринимала потерю ноги как жертву Господу для спасения грешников. Кроме того, она писала письма и стихи Богу, видела видения. Эта девочка вскоре может стать самой молодой святой в истории католической церкви, сейчас ведется процес беатификации. 

История и архитектура базилики Санта Кроче

По преданию, древняя церковь была основана святым Франциском Ассизским в период его пребывания во Флоренции в начале XIII в. Строительство нового каменного здания началось в начале XIV столетия на пожертвования богатых флорентийцев. Освящение культового сооружения состоялось в 1443 (1444) году. В дальнейшем базилика не раз подвергалась реконструкциям, поэтому в ее облике отчетливо различаются элементы готики, неоготики и ренессанса.

Мраморный фасад с бросающейся в глаза шестиконечной звездой Давида и изображенной внутри нее монограммой Христа был выполнен архитектором Никколо Матасом во второй половине XIX столетия (1857-85 гг.). Именно благодаря его усилиям данный элемент декора красуется на католической церкви сегодня. Две кампанилы высотой около 80 метров появились чуть раньше.

Внутреннее пространство церкви Санта Кроче разделено на три нефа рядами соединенных полуарками колонн. Длина центрального нефа составляет более 115 метров, общая протяженность трансепта достигает почти 74 метра. Здание в плане имеет Т-образную форму.

В 1865 году в центре Пьяцца Санта Кроче была установлена монументальная скульптура Данте работы Энрико Пацци. В 1968 году ее перенесли на новое место – слева от центрального фасада базилики. Постамент украшают флорентийские львы Марцокко и гербы итальянских городов.

ДЛЯ СПРАВКИ

На Виа Джузеппе, примыкающей к базилике со стороны северного фасада, находится знаменитая Школа кожи, созданная в 1950 году при поддержке монахов Санта Кроче для обучения детей-сирот навыкам кожевенного ремесла. Сегодня в ее стенах создаются коллекции сумок ручной работы и организовываются экскурсии, в ходе которых участники знакомятся с процессами изготовления изделий, историей школы и выставкой.

Архитектурные особенности

За 8 веков своей истории церковь много раз достраивалась и меняла облик. Но не было случаев, когда её перестраивали полностью.

Яркой особенностью этой готической базилики являются 16 капелл или часовен. Они созданы специальными перегородками здания или пристроены снаружи.

Капеллы строились по заказу богатых семей. Так, к примеру, одна из крупнейших – это капелла Пацци. Ее построил Брунелески. И это единственное здание, связанное с Пацци, которое сохранилось во Флоренции.

Пацци – знаменитый древний дворянский род, участвовавший в заговоре против Медичи.

Внезапная деталь фасада здания – звезда Давида. Немного странно для христианской церкви, не правда ли?

Дополнительный шик внешнему облику здания придает розовый мрамор.

Жутких денег стоила полная облицовка здания таким мрамором. Поэтому полностью покрыт им только Дуомо.

У все же остальных церквей Флоренции мраморное одеяние заканчивается, завернув за угол. И там начинается обычный кирпич. Для облицовки нанимались, архитекторы из разных стран. Отделкой Санта-Кроче занимался еврей Матас. Он как раз и принес звезду Давиду в качестве декора.

Практическая информация для посетителей

Собор как музей работает круглый год и в будни, и в выходные. Только время посещения может меняться в зависимости от сезона и дня недели. Билет для взрослых посетителей стоит 8 евро, для детей от 11 до 17 лет – 6 евро, а малыши до 11 лет могут прийти сюда бесплатно. Для группового посещения предусмотрены скидки. На входе стоит взять план базилики, чтобы не упустить какую-нибудь достопримечательность.

Если вы посетите эту церковь, точно останетесь под впечатлением! Интересная архитектура, декор, бесценные произведения искусства – все это великолепие сосредоточено в одном месте, в базилике Санта-Кроче.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector