Налоги в японии: особенности налогообложения граждан, размер ндс, ставки на прибыль, недвижимость и транспорт

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система – совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фондафинансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

В Японии более 64 % всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, остальные — за счет местных налогов. Значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов — это как бы зеркальное отражение их сбора: примерно две трети финансовых ресурсов расходуется на местные нужды, а остальные средства идут на выполнение общегосударственных функций. Доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строятся не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют около 85% и неналоговые средства — 15%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года. Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, все остальные устанавливает местный парламент.

Другие страны

В сравнении с другими странами налоги в Японии на 2021 год намного выше. В США максимальная налоговая ставка составляет 28 % в то время, как в Японии (даже после налоговых реформ, упростивших шкалу налогов и снизивших процент) она составляет 65 %.

Налоги с юридических лиц составляют 37 % для стандартных фирм и 28 % для малого бизнеса. Владельцы фирм должны занести сведения о доходах в специальную форму и предоставить в налоговое управление не позднее, чем через 2 месяца после того, как закончится финансовый год фирмы.

У простых людей налоги высчитывают из зарплаты. Если нет дополнительных доходов, декларацию можно не подавать. Однако годовой доход при этом не должен превышать 15 миллионов йен.

В Японии, конечно, отсутствует коррупция и люди никогда не позарятся на чужое, но не каждому человеку, который самостоятельно подает декларацию, можно доверять. Поэтому налоговые управления время от времени делают выборочные проверки правильности заполнения декларации. Особо злостных неплательщиков инспектируют — такие инспекции могут проводиться только по решению суда. После таких решений фирмы обыскивают, налагают арест на конторские книги и принимают меры, чтобы выяснить реальное финансовое положение фирмы.

Сравнение с другими странами

Размер налогов в Японии существенно превышает показатели других развитых стран. К примеру, в Соединенных Штатах самая серьезная ставка для граждан составляет 28%, в то время как в островной империи она может достигать 65%.

Крупные японские компании отдают в бюджет до 37 процентов, а предприятия малого бизнеса – только 28.

Юрлица обязаны подавать ежегодно декларации. Составляют их в течение 2 месяцев, отсчитываемых с момента завершения налогового периода.

Обычным людям, получающим зарплату, как и у нас, расчетом сборов заниматься не приходится – все делает бухгалтерия предприятия. Если у них отсутствуют дополнительные доходы, то оформление декларации не требуется, при условии, что заработок составит не более 15 000 000 в год.

Обязательная верификация фактических и учтенных доходов не производится. Проверки осуществляют случайным образом. Исключение составляют лишь те, кто ранее был уличен в уклонении от налогов, но для этого требуется разрешение суда.

Система налоговых льгот и субсидии

Для своих плательщиков и лиц, представляющих определенные социальные категории, налоговый кодекс предусматривает льготы сроком до 5 лет.

Япония предлагает разнообразные субсидии и стимулы для привлечения иностранных инвестиций. Для предприятий, создающих региональные штаб-квартиры или научно-исследовательские центры и проекты, которые потенциально открывают возможности трудоустройства в особых зонах восстановления, меры правительства более чем благоприятные.

В Японии можно получить налоговый кредит с минимальным процентом, скидки на расходы в рамках исследований и разработок. Субсидии также покрывают затраты, связанные с оборудованием и арендой объектов.

Местный уровень

Взаимоотношения центральных и местных органов власти в финансовой сфере определяются специальными законами. Несмотря на постоянный рост объемов местных сборов их не хватает на финансирование всех местных нужд, поэтому часть расходов финансируется из центрального бюджета.

Для покрытия дисбаланса между потребностями и возможностями местных бюджетов налоговые поступления перераспределяются. Так, регионы получают по 32% от подоходного налога, налога на спиртное и налога на юридических лиц. С налога на табак государство передает регионам 25%, а с налога на потребление – 24%. В отличие от целевых субсидий и дотаций полученные доли налогов местные органы используют по своему усмотрению. Кроме того, существует система «уступаемых налогов», когда специальные национальные налоги, например на содержание сети дорог, передаются местным органам власти. Налогообложение в Японии организовано таким образом, что в структуре расходов граждан уплата налогов редко превышает 20%.

Для развитых стран это достаточно низкий уровень. Причем при нехватке средств правительство предпочитает брать взаймы, а не повышать налоги для своих граждан. По этой причине государственный долг Японии составляет порядка 200% ее годового ВВП.

Существуют местные налоги:

  1. На проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%.
  2. За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 3% потребительскому налогу.
  3. Владелец автомобиля вынужден платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.

Штраф за неуплату

В современном НК РФ установлены объекты налогообложения и плательщики, то есть резиденты и соответственно, нерезиденты. Это говорит о том, что уровень ответственности за нарушение правил касается всех, получающих прибыль от имущества.

По той причине, что нанявший иностранца руководитель предприятия, выступает его налоговым агентом, он должен выполнять положенные функции. Осуществляется перечисление налогов с полученных доходов. Соответственно погашаются назначенные штрафы за нарушения в данной области.

Если гражданин, который считается нерезидентом, не зарегистрировал свои доходы и не перечислил их в казну, на него будет возложена финансовая и административная ответственность. В особо серьезных случаях будет положена уголовная ответственность. Попытка избежать наказания через выезд из России не принесет нужного результата.

Долги по налоговым отчислениям строго проверяются и регулируются законодательством. У России заключено множество официальных соглашений с иными государствами. Они направлены на содействие в международных фискальных, а также стандартных административных разбирательствах. Подобные договора и соглашения регулируют вопросы, напрямую связанные с двойными отчислениями налогов.

Местный уровень

Взаимоотношения центральных и местных органов власти в финансовой сфере определяются специальными законами. Несмотря на постоянный рост объемов местных сборов их не хватает на финансирование всех местных нужд, поэтому часть расходов финансируется из центрального бюджета.

Для покрытия дисбаланса между потребностями и возможностями местных бюджетов налоговые поступления перераспределяются. Так, регионы получают по 32% от подоходного налога, налога на спиртное и налога на юридических лиц. С налога на табак государство передает регионам 25%, а с налога на потребление – 24%. В отличие от целевых субсидий и дотаций полученные доли налогов местные органы используют по своему усмотрению. Кроме того, существует система «уступаемых налогов», когда специальные национальные налоги, например на содержание сети дорог, передаются местным органам власти. Налогообложение в Японии организовано таким образом, что в структуре расходов граждан уплата налогов редко превышает 20%.

Для развитых стран это достаточно низкий уровень. Причем при нехватке средств правительство предпочитает брать взаймы, а не повышать налоги для своих граждан. По этой причине государственный долг Японии составляет порядка 200% ее годового ВВП.

Существуют местные налоги:

  1. На проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%.
  2. За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 3% потребительскому налогу.
  3. Владелец автомобиля вынужден платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.

ННУ – Национальное налоговое управление

Действующая система налогообложения в Японии была сформирована еще в 1950 году. С того времени в нее было внесено лишь несколько организационных и законодательных изменений, но в целом она осталась такой, как и прежде.

За налогами в Японии следит Национальное налоговое управление, которое является структурным подразделением Министерства финансов. Национальное налоговое управление обычно занимается начислением налогов, их сбором и пресекает случаи неуплаты всех частных и государственных ведомств. Также начисляет косвенные сборы и налоги, такие как потребительский налог, алкогольный, табачный, бензиновый и т. д. В общем, ННУ заведует всеми налогами во всех сферах человеческой жизнедеятельности, за исключением таможенных пошлин и корабельных сборов.

Штраф за неуплату

В современном НК РФ установлены объекты налогообложения и плательщики, то есть резиденты и соответственно, нерезиденты. Это говорит о том, что уровень ответственности за нарушение правил касается всех, получающих прибыль от имущества.

По той причине, что нанявший иностранца руководитель предприятия, выступает его налоговым агентом, он должен выполнять положенные функции. Осуществляется перечисление налогов с полученных доходов. Соответственно погашаются назначенные штрафы за нарушения в данной области.

Если гражданин, который считается нерезидентом, не зарегистрировал свои доходы и не перечислил их в казну, на него будет возложена финансовая и административная ответственность. В особо серьезных случаях будет положена уголовная ответственность. Попытка избежать наказания через выезд из России не принесет нужного результата.

Долги по налоговым отчислениям строго проверяются и регулируются законодательством. У России заключено множество официальных соглашений с иными государствами. Они направлены на содействие в международных фискальных, а также стандартных административных разбирательствах. Подобные договора и соглашения регулируют вопросы, напрямую связанные с двойными отчислениями налогов.

Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов

Иностранцы — лица, не являющиеся гражданами РФ, но либо имеющие подтверждение наличия гражданства другого государства, либо не способные такое гражданство подтвердить.

Находиться в РФ они могут по трем основаниям (п. 1 ст. 2 закона «О правовом положении иностранных…» от 25.07.2002 № 115-ФЗ):

  • постоянное проживание, для которого необходимо оформление вида на жительство;
  • временное проживание, при котором оформляется документ, разрешающий проживание;
  • временное пребывание, когда лицо въезжает в РФ по визе или без ее оформления с получением миграционной карты и оформлением документа, дающего право на работу.

Подробнее об этих основаниях читайте в нашем материале.

Заниматься трудовой деятельностью иностранцы могут:

  • по трудовому или ГПХ договору;
  • как ИП.

Для временного осуществления деятельности иностранцу требуется наличие разрешения на работу (если он прибыл по визе) или патента (если виза не требуется). Срок временного пребывания в России будет определять срок действия соответствующего документа. Этот срок может продлеваться.

Не делает исключений в части обязательности страхования и, соответственно, в отношении начисления страховых взносов с иностранцев в 2020–2021 годах:

1. Ни п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном…» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, устанавливающий необходимость обязательного пенсионного страхования (ОПС) для всех лиц, работающих как по договорам (трудовому или ГПХ), так и в качестве ИП, кроме временно находящихся в РФ высококвалифицированных специалистов.

3. Ни ст. 10 закона «Об обязательном медицинском…» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, определяющая необходимость оформления обязательного медстрахования (ОМС) для лиц, работающих по договорам (трудовому или ГПХ) или являющихся ИП, но не относящихся к иностранным специалистам высокой квалификации или к временно пребывающим в РФ иностранцам.

То есть страховые взносы на выплаты иностранцам должны начисляться. Но у этих начислений есть свои нюансы, зависящие от категории плательщика взносов, основания пребывания иностранца в России и квалификации иностранного специалиста.

Сравнительный анализ налоговых систем

Российскому туристу, по большей части, не важно, какие налоги в Японии платят постоянные жители страны. Однако даже временно пребывающих в стране гостей коснется как минимум один вид сборов – за выезд за границу Станы восходящего солнца

В России аналог такому виду платежей отсутствует.

Тем иностранцам, кто постоянно или длительно проживают в Японии, понадобится помощь профессионального бухгалтера, если они получают доход на ее территории или переводят сюда заработанные за границей средства. Этот принцип основан на системе международных соглашений, участником которой является и Япония.

По состоянию на 2021 год страна подписала 74 конвенции, которые охватывают 131 юрисдикцию в разных государствах Европы, Азии, Африки, Океании, обеих Америках и Австралии.

Сильно отличаются и принципы взимания НДФЛ в Японии и РФ, где процент фиксированный и равен всего 13 %. А вот для европейских стран прогрессивная шкала является обычной практикой и получатели высоких доходов также вынуждены отдавать до половины заработанного.

Узнаваемыми являются также налог на потребление (аналог НДС), акцизные сборы и взносы, связанные с приобретением и переходом имущества от одного владельца к другому.

А вот сбор, который начисляется префектурами на доходы постоянных жителей (особенно уравнительная часть), в большинстве развитых стран не применяется. Японские власти определили, что эти платежи должны быть направлены на реконструкцию страны после последствий войны и для нивелирования угроз от стихийных бедствий.

Законные положения

Трудовая деятельность граждан иных стран не считается произволом. Она имеет вполне законные обоснования. В 114-ФЗ от 15.08.1996 прописаны правила проезда через границы России. Здесь указано, что после приезда без официального разрешения, приглашения или визы, человек должен прописать цель трудоустройства в миграционной карте. Если же иностранец въезжает по одной из виз, ему потребуется получить приглашение или сама виза должна быть специальной – рабочей.

Еще одним важным законом считается No 115-ФЗ от 25.07.2002. В данном положении прописана информация об иностранцах и их статусе. Одновременно с этим здесь можно изучить особенности трудоустройства в российском хозяйстве.

Система поощрений

В Японии существует довольно хорошо развитая система поощрений как национальных, так и иностранных инвестиций, основные цели которой можно свести к созданию благоприятных условий для дальнейшего развития осуществляемой в рамках национальной экономики структурной перестройки, а также для ускорения экономического роста относительно менее развитых регионов страны

Для иностранной предпринимательской деятельности в Японии наиболее важное значение имеет система поощрения инвестиций в периферийных районах страны. Многие иностранные предприниматели, имеющие значительный опыт работы на японском рынке, знают, что организация производственной деятельности в таких районах требует не только намного меньших затрат, но может быть осуществлена в более сжатые сроки и относительно проще

Основными средствами поощрения инвестиций, желательных с точки зрения содействия решению стоящих перед страной экономических задач, являются налоговые льготы, субсидии и финансовые льготы.

Система налоговых льгот

Система налоговых льгот, действующая в настоящее время, базируется на различных рода законах о региональном развитии и заключается в основном в мероприятиях по уменьшению или даже полному освобождению от обложения местными налогами.

Субсидии

Субсидии подразделяются на национальные и местных органов самоуправления. Национальные субсидии применяются при переносе производственных мощностей из «промышленно избыточных» регионов и при создании социальной инфраструктуры и инфраструктуры защиты окружающей среды: величина субсидии от размеров расширения или вновь построенных заводских площадей. Система при субсидировании региональной занятости основывается на дотациях — от 18 тыс. до 29 тыс. иен в месяц — на каждого работника, который получает работу в регионах с малой степенью занятости в результате строительства новых или расширения действующих производственных или иных мощностей и дается сроком на один год.

Поделиться Facebook

VK

Tumblr

Слово за «Двадцаткой»

Следом за «Большой семеркой» инициативу по введению единого минимального налога на прибыль для крупных компаний рассмотрит и «Большая двадцатка». Это клуб правительств и глав центральных банков государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой (The Group of Twenty, G20).

В состав G20 входят Россия, Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Евросоюз, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР и Япония.

По данным Reuters, рассмотрение инициативы пройдет в рамках встречи министров экономики G20. Она назначена на 9-10 июля 2021 г. и состоится в Венеции (Италия).

Краткая характеристика Японии

Япония – островное государство на востоке Евразии. Ее территория состоит из $6852$ островов, объединенных в Японский архипелаг. Но $97$% площади страны приходится на четыре крупнейших острова – Хонсю, Хоккайдо, Сикоку и Кюсю. Большая часть островов имеют гористый рельеф и принадлежит к островам вулканического происхождения. Отрицательным физико-географическим фактором является расположение Японии в сейсмически активной зоне «Тихоокеанского огненного кольца».

Япония – древнее государство с многовековой историей формирования и развития. В настоящее время это конституционная монархия. По форме устройства и государственному режиму Япония представляет собой сегодня демократическое децентрализованное унитарное государство делящееся на $47 $префектур.

Страна входит в группу великих экономических держав («большая шестерка») и характеризуется очень высоким уровнем жизни. Японии принадлежит третье место в мире по номинальному внутреннему валовому продукту. Страна имеет высокотехнологическую многоотраслевую промышленность и высокоразвитое сельское хозяйство. Ведущими отраслями экономики являются современные отрасли машиностроения (электроника и электрорадиотехника, все отрасли транспортного машиностроения), химическая промышленность, энергетика, металлургия.

Приоритетами в развитии экономики были сделаны акценты на высококвалифицированные кадры и внедрение передовых научных разработок в производство. После Второй мировой войны Япония резко сократила военные расходы, направив средства на развитие экономики. Проводилась политика активных покупок патентов на всевозможные промышленно-технические разработки и технологии. Это позволила стране сэкономить средства на собственные разработки.

В послевоенный период (с $1945$ по $1975$ годы) Япония четырежды полностью обновляла свой станочный парк в промышленности. Это позволило существенно повысить производительность труда и качество продукции. Японские товары отличались высокой конкурентоспособностью. Японии удалось существенно потеснить на мировых рынках США.

Льготы

Также в Японии существует льготная система по налогообложению. Получить скидку на уплату налогов можно по различным причинам:

  1. Чтобы налогообложение было справедливым для разных категорий граждан, государство ввело специальную скидку, которая уменьшает налогооблагаемый доход. Такой скидкой могут воспользоваться наемные работники, продающие свой труд. Скидка равна сумме персонального расхода.
  2. Доходы от бизнеса можно поделить по целям для налогообложения. При заполнении декларации разрешается вычитать из дохода стоимость подготовки декларации, но не больше, чем 100 тысяч йен.
  3. Такие доходы, как разница в арендной плате за предоставленное государством жилье, могут получить работающие люди или предприниматели.
  4. В Японии поощряются семьи, в которых работают двое супругов и получают примерно одинаковый доход. Если работает кто-то один, то семья несет более тяжелое налоговое бремя.

Виды налогов

Сегодня существует около 50 налогов в Японии. Основными налоговыми поступлениями в государственную казну являются подоходные и налоги с юридических лиц. Что касается подоходного налога в Японии, то он взимается со всех доходов, которые получает человек: не имеет значения, официальные они или нет.

Также японцы обязаны платить налог на наследство, которое получают после смерти знакомого или родственника, составившего на их имя завещание. В стране Восходящего солнца взимается также налог на дарение, дополняющий налог на наследство.

Потребительский налог составляет 3 % от цены товара или услуги. Он считается косвенным, так как включен в стоимость товара и оплачивается покупателем. Потребительский налог не распространяется на приобретение или продажу земельного участка, оплату коммунальных услуг, плату за поступление в школу, за осмотр в больнице и за погребение. Однако существует еще несколько видов косвенных налогов, о которых не распространяются, к примеру, стоимость алкогольных напитков включает 44 % налога.

Виды сборов

По состоянию на сегодня, в Стране восходящего солнца действует 50 разных сборов. Наполнение государственного бюджета производится, прежде всего, за счет местного НДФЛ и налогов с прибыли компаний. Причем подоходный обязаны платить все, кто получает хоть какие-то деньги. Тут не имеет значения, официально трудится человек или же нет.

Наследство или передача собственности в дар также подлежит налогообложению. Размер его зависит от стоимости отчуждаемого имущества.

Сверх цены каждой приобретенной единицы товара, покупатель обязан внести еще 3 процента потребительского сбора. В отличие от США, он разу включается в стоимость, так что гражданам не приходится высчитывать все самостоятельно. Данный налог не берется с купли-продажи земли, коммуналки, медицинских и похоронных услуг, а также с платы за обучение ребенка. При этом есть очень высокий акциз на алкоголь – он составляет 44 процента от стоимости конкретного напитка.

Для каких доходов сохраняется ставка 13%

Есть три вида доходов, для которых комбинированная ставка «650 тыс. руб. + 15%» не применяется независимо от суммы выплаты. К ним относятся:

  • доходы от продажи недвижимого имущества (кроме ценных бумаг) или долей в нем;
  • доходы в виде стоимости имущества (кроме ценных бумаг), полученного в порядке дарения;
  • подпадающие под налогообложение страховые выплаты по договорам страхования и выплаты по пенсионному обеспечению.

Важная деталь: ставка НДФЛ в размере 13%, которая не зависит от величины указанного дохода, предусмотрена только для резидентов РФ. Об этом сказано в новом пункте 1.1 статьи  НК РФ.

Налоги на ведение бизнеса

Корпоративный налог Японии в паре с подоходным налогом с физических лиц обеспечивают около 70% поступлений в государственный бюджет. Все международные корпорации, получающие прибыль в Японии, обязаны платить налоги в этой стране.

В частности, налогообложению подлежат:

  1. Процентные доходы с ценных бумаг государства и корпораций.
  2. Проценты, начисляемые на займы, выданные субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность в стране.
  3. Дивиденды от акций.
  4. Встречное удовлетворение за использование движимого и недвижимого имущества.
  5. Все виды вознаграждений (зарплаты, премии и т.п.) за оказание услуг в стране.
  6. Пенсии и выходные пособия.
  7. Доходы от передачи авторских и патентных прав.
  8. Доходы от сдачи в аренду оборудования и машин.
  9. Доходы от рекламной деятельности.
  10. Прибыль от погашения японских облигаций.
  11. Распределение прибыли.
  12. Доходы от хозяйственной деятельности.

Все эти доходы считаются прибылью, и это еще не полный список. Налог в Японии на прибыль, в зависимости от объема облагаемой прибыли, может составлять для местных компаний от 22 до 30%, а для иностранных юридических лиц – от 29,33 до 40,87%.

Органы налогообложения

Основным внешним органом японского Министерства финансов является Национальное управление. Под его контролем находится 12 бюро по разным регионам страны. Чтобы осуществлять администрирование были созданы 525 органов, контроль над которыми обеспечивают региональные бюро.

Национальные органы

Оценивает доходы и обеспечивает правильный сбор вычетов управление по налогам. Свою работу управление начало 1.06.1949. Его основная функция – обеспечить беспрепятственное выполнение своих обязанностей всем налогоплательщикам и отвечать за должный учёт, прозрачность и эффективность выполнения своих обязательств.

Организация имеет трехуровневую структуру, которая включает:

  1. Головной офис.
  2. Региональные бюро.
  3. Другие органы.

Из четырёх отделов состоит и Кокудзэй-тё – штаб-квартира организации:

  1. Секретариата комиссара.
  2. Налогового департамента.
  3. Отдела по уголовному розыску и экспертизы.
  4. Управления сборами.

На заметку: отдел угрозыска и экспертизы занимается изучением налогов потребителей. В их число входят все, начиная от простых граждан и заканчивая крупными предприятиями. Отдел также проводит расследования при выявлении случаев уклонения от налогов.

Местные органы

Местные отделения налогового управления являются административными органами. Их создание было направлено на обеспечение сборов внутренних налогов и совершение тесного контакта с плательщиками. Обязанности службы – оценка и работа по сбору уплат в пределах того региона страны, за который она несёт ответственность.

Структура организации зависит от масштабов региона. В каждом местном управлении имеются такие отделы:

  • управление доходами;
  • имущественный отдел;
  • отдел корпораций;
  • сбор налогов;
  • отдел для физических лиц.

Какие налоговые органы действуют в Японии

Несмотря на то что Япония – это унитарное государство, страна имеет хорошо развитое местное самоуправление, обладающее значительными полномочиями, в том числе и в плане введения различных налогов и их сбора. Фактически налоговые поступления в центральный и местные бюджеты примерно равны: соотношение собранных средств составляет примерно 53 на 47% в пользу центрального бюджета.

Особенности налоговой системы Японии обусловили формирование двухуровневой системы налоговых органов.

Национальный уровень

На общегосударственном уровне налогообложение в стране находится в ведении Министерства финансов. В его структуру входят два подразделения: Налоговое бюро и Бюро по таможенным сборам и тарифам. Эти подразделения занимаются в первую очередь вопросами планирования налоговой политики государства. Реализацией этой политики непосредственно занимается Национальное налоговое управление (ННУ), которое также входит в состав Министерства финансов страны.

ННУ – очень мощная организация, имеющая в своем штате 56 466 сотрудников, распределенных между центральным аппаратом, 12 региональными налоговыми бюро, Региональной налоговой инспекцией на острове Окинава и 524 налоговыми инспекциями. Кроме того, в состав ННУ входит собственный колледж и Национальный налоговый трибунал, в котором можно обжаловать неверное начисление сборов. Именно эта организация и осуществляет налоговый контроль в Японии.

Все структурные подразделения ННУ разбиты на три отдела:

  1. Отдел по налогообложению.
  2. Отдел по сборам налогов.
  3. Отдел, занимающийся проверками и расследованиями в случаях, связанных с уклонением от налогообложения.

Практической работой по выявлению нарушений в налоговой сфере и их пресечению руководит именно последний отдел. С этой целью в него входят подразделения по аудиту, расследованию и международному сотрудничеству в сфере борьбы с налоговыми нарушениями.

При подготовке законодательных изменений в сфере налогообложения тесно сотрудничают Государственная налоговая комиссия при премьер-министре, аналогичная комиссия правящей партии либерал-демократов и Штаб по проведению структурных реформ, возглавляемый премьер-министром страны. Ужесточение налоговой политики и налоговые льготы в Японии находятся в ведении этих трех организаций. В сфере сбора средств основной организацией является Министерство финансов.

Каждый вид сборов в Стране восходящего солнца регламентируется отдельным законом. Следует учесть, что законы в этой области весьма объемны и трудны для понимания непрофессионалами, поэтому в стране действует институт уполномоченных налоговых консультантов. Это лицензированные специалисты, которые на платной основе готовят и подают большую часть отчетных налоговых документов в стране. Уполномоченные консультанты по сборам обслуживают как физических, так и юридических лиц.

Местный уровень

Взаимоотношения центральных и местных органов власти в финансовой сфере определяются специальными законами. Несмотря на постоянный рост объемов местных сборов их не хватает на финансирование всех местных нужд, поэтому часть расходов финансируется из центрального бюджета.

Для покрытия дисбаланса между потребностями и возможностями местных бюджетов налоговые поступления перераспределяются. Так, регионы получают по 32% от подоходного налога, налога на спиртное и налога на юридических лиц. С налога на табак государство передает регионам 25%, а с налога на потребление – 24%. В отличие от целевых субсидий и дотаций полученные доли налогов местные органы используют по своему усмотрению. Кроме того, существует система «уступаемых налогов», когда специальные национальные налоги, например на содержание сети дорог, передаются местным органам власти.

Налогообложение в Японии организовано таким образом, что в структуре расходов граждан уплата налогов редко превышает 20%. Для развитых стран это достаточно низкий уровень. Причем при нехватке средств правительство предпочитает брать взаймы, а не повышать налоги для своих граждан. По этой причине государственный долг Японии составляет порядка 200% ее годового ВВП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector