Мраморный дворец в санкт-петербурге

Как добраться до Мраморного дворца

Уникальный памятник архитектуры 18-го века находится в самом сердце исторического квартала Санкт-Петербурга на Дворцовой набережной Невы (ул. Миллионная, 5/1). Самостоятельно добраться до местной достопримечательности можно несколькими способами. Благодаря удобной транспортной развязке и хорошо налаженной работе муниципального транспорта туристы не заблудятся по пути в Мраморный дворец.

Точный адрес: Миллионная ул., 5/1, Санкт-Петербург, Россия, 191186.

От аэропорта Пулково:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом №39Э ехать одну остановку до ст. м. Московская. Время в пути — 30 мин.

    Метро:по 2 линии «Парнас» ехать 7 остановок до ст.м. Невский проспект. Время в пути — 13 мин.

    Пешком:1,5 км.

  • Вариант 2

    Автомобиль:на северо-запад по Пулковскому шоссе, затем по КАД и ЗДС. Расстояние — 28 км.

От Московского ж/д вокзала:

  • Вариант 1

    Автобус:от остановки Площадь Восстания маршрутом №11 ехать 2 остановки до ст.м. «Гостиный двор», время в пути — 6 мин.

    Автобус:пересесть на остановке пр. Невский на маршрут №49, ехать 3 остановки до пл. Суворова. Время в пути — 6 мин.

    Пешком:350 м.

  • Вариант 2

    Автомобиль:направляться на запад по пр.Невский. Расстояние — 4,9 км.

История строительства

Идея строительства дворца возникла у Екатерины II, когда она решила отблагодарить своего фаворита, графа Г. Орлова за сподвижничество в государственных делах и за его роль в восхождении императрицы на престол. Во времена царствования Петра I на этом месте находилось здание Почтового двора, впоследствии сгоревшее в первой половине 18 в. Именно здесь, на набережной Невы, 10 октября 1768 г. началось возведение будущего архитектурного шедевра А. Ринальди, известного итальянского архитектора.

Сложность строительства

17 лет (1768-85 г) кропотливого труда архитекторов (Ринальди и Егоров), скульпторов, каменщиков, резчиков было потрачено на создание изумительной постройки, достойной восхищения. Ринальди нужно было на сложном участке строительства не только соблюсти красную линию в соответствии с другими зданиями, выходящими фасадами на Дворцовую набережную, но и добиться гармоничного «вписания» дворца в их общий ряд.

Поэтому в качестве стройматериала выбрали гранит, которым отделана набережная, и здание стало естественным её продолжением. Почти перед окончанием стройки Ринальди получил серьёзные травмы, упав со строительных лесов, и покинул Россию. Екатерина неоднократно приезжала смотреть, как продвигается возведение дворца и лично раздавала награды рабочим.

Реконструкция

В советское время в Мраморном дворце организовали музей В. И. Ленина, а после перестройки здание было передано Русскому музею, по инициативе которого провели масштабную реконструкцию, вернувшую прежний вид внутренних интерьеров дворцовых помещений. Понимая бесценное значение истинного шедевра архитектуры, специалисты-искусствоведы, художники и скульпторы поставили перед собой цель – восстановить непревзойдённую аутентичность интерьеров дворца. Из бюджета страны на первый этап реконструкции было выделено более 150 млн. рублей, реставрационная работа велась тщательно и скурпулёзно.

Интерьеры и внутреннее убранство

Войдя во дворец, бросается в глаза шикарная мраморная Парадная лестница. Изначально друг напротив друга располагались пять окон в виде арок и пять зеркал такой же формы. Лестница построена в стиле Людовика XIV. Поднявшись по лестнице на следующий этаж можно было попасть в Белый зал для танцев и Золотой зал.

Обустроены залы в том же стиле, что и лестница. На потолок Белого двухсветного зала нанесена картина «Смерть похищает Поэта».

Покрытие пола декорировано перламутром. Рядом с Танцевальным залом находился большой Кабинет, который являлся воспроизведением кабинета Карла V в Бельгии. Там держалась целое собрание снаряжения рыцарей. На этом же этаже была Бильярдная.

На потолке был витраж из стекла, который служил освещением помещения.  Гостиная выполнена из саксонского фарфора. Каждый зал отличался стилем от ренессанса до рококо.

Пристройки были соединены с самим дворцом Курительной Турецкой комнатой и Галереей. В пристройках тоже были шикарно отделанные залы. Отдельно отметим Зимний сад, в котором стоял великолепный фонтан. Пройдя сквер можно попасть в Пименовскую галерею и насладиться скульптурами Пименова «Преображение Господне» и «Воскресение».

Далее следовала Елизаветинская зала, исполненная в барокко. Немного в стороне большая библиотека с дубовой мебелью и Театральный флигель.

На главной лестнице она установила шкуру медведя, некогда сраженного Александром II. Пименовскую галерею Юрьевская перестроила в церковь с иконостасом мужа. Предметы, связанные с его памятью позже были перевезены во Францию, а ещё позднее в Ниццу.

Во дворце установлено много скульптур. Здесь можно увидеть различные статуи, лепные украшения и кашпо. Ещё Николай Александрович Кушелев-Безбородко украсил интерьеры дворца огромной коллекцией картин. Позже их передали в Эрмитаж.

Внутреннее убранство

Один из наиболее красивых интерьеров – Мраморный зал – поражает разнообразием отделки из всевозможных видов мрамора: греческий, карельский, итальянский, уральский, а также прибайкальский лазурит.

Парадная лестница – ещё одна яркая достопримечательность этого места. Декорирована статуями авторства Федота Шубина: в нишах прячутся скульптуры «День», «Ночь», «Утро» и «Вечер», а также Осеннее и Весеннее равноденствия. Барельефы выполнены из белого греческого мрамора: они изображают трофеи и величественных орлов с фестонами в мощных клювах. Также в здании есть барельеф с портретом главного архитектора – Антонио Ринальди.

Над оформлением интерьеров трудилось множество мастеров. Живописец Стефано Торелли расписал плафон в Мраморном зале, подарив дворцу «Свадьбу Купидона и Психеи». Ф. И. Шубин и М. И. Козловский создали скульптурные портреты и множество барельефов для Орловского и Мраморного залов.

История создания Мраморного дворца в Петербурге

Не секрет, что у Екатерины Второй была бурная и насыщенная личная жизнь. Главным фаворитом монаршей особы всегда был Григорий Орлов. Именно для него царица приказала строить Мраморный дворец. Целый дворец должен был быть презентован, как подарок любимому.

До начала строительство дворца на данном месте возвышался Почтовый двор, архитектором которого был Трезини. Позже до 1737 года на месте двора действовал манеж. Уже в 1769 году императрица отдала приказ убрать остатки манежа, от которого осталось одно пепелище, чтобы заложить там фундамент прекрасного подарка фавориту.

Антонио Ринальди был выбран зодчим этого строительства. Поскольку Орлов трепетно относился к Екатерине, он решил сделать ей ответный презент. Он подарил императрице особый бриллиант за 460 тысяч рублей (в те времена огромные деньги). Говорят, что на возведение Мраморного здания ушло немного больше.

Мраморные плиты и куски мрамора везли к этой стройке из Италии, Греции, а также из каменоломен России. В строительстве были задействованы примерно 300 человек.

Некоторые историки считают, что эскиз дворца набросала сама Екатерина. Она следила за ходом работ очень скрупулезно. Проверяла все этапы от фундамента до крыши здания.

Турецкая баня, часовня, кабинеты, залы, библиотека, гостевые и гостиные, спальни и бальная комната – все это входило в инфраструктуру дворца изначально.

По иронии судьбы граф Орлов скончался, не увидев окончания стройки. Перед смертью он уже не являлся фаворитом императрицы. Поэтому вопрос о том, кому бы достался дворец, останься Орлов в живых, является спорным.

Далее дворцом владел Константин Романов. После переворота ценности здания были отданы Эрмитажу. Время от времени дворец менял владельцев. Там работал Наркомат просвещения, были бюро Краеведения и управление музеями. В 1992 году дворцовые площади были отданы для нужд Русского музея.

Легенды и предания

Как и все значительные архитектурные памятники, история Мраморного дворца окружена мифами. Одно из преданий гласит, что при закладке фундамента в него замуровали ящик, доверху набитый царскими монетами. Хотя точных сведений об этом нет, но слухи о таинственном ящике продолжают жить. Существует легенда о том, почему императрица отбирала подаренный Константину Павловичу дворец. Якобы за то, что тот, будучи 16-летним, стрелял из пушки живыми крысами, пугая свою юную жену. Одна из легенд повествует о потайной двери, через которую Екатерина проникала на свидание с Орловым, когда ещё шло возведение дворца.

Мраморный зал

Главная комната дворца — Мраморный зал, сохранивший старинное каменное убранство XVIII века.

Антонио Ринальди умело сочетал оттенки розового и вишневого тивдийского (карельского) мрамора, желтовато-серого уральского, зелёного и жёлтого итальянского камня.

По периметру всего зала в арках над пилястрами первого яруса расположены круглые барельефы на тему «Жертвоприношение», придающие нынешнему двусветному залу изысканность и гармоничность. Старинные наборные двери украшены золоченой бронзой.

Богато оформлена западная сторона зала. Дорогой камень ляпис-лазурь, привезенный из Прибайкалья, использован как фон для двух белокаменных рельефов. Композиции «Возвращение Рагула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим от галлов» выполнены скульптором Михаилом Козловским. Сюжеты взяты из истории Пунических воин Древнего Рима. Они повествуют о долге, верности Отечеству, самопожертвовании и великодушии античных полководцев.

Композиции помещены в золочёные бронзовые рамы. Сверху и снизу — гирлянды с фигурами орлов и скрещенные ветви пальмы и дуба, высеченные из белого итальянского мрамора.

В Картинной галерее дворца (юго-восточная часть дома) находилось более двухсот живописных работ Рембрандта и Тициана, Рафаэля и других мастеров. В юго-западной части были устроены Греческая и Турецкая бани. На третьем этаже располагались жилые покои, Зал для игры в мяч находился в корпусе по Мраморному переулку.

Архитектурные особенности

Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, кажется, что он вырос из гранита Невы. Серо-розовый гранит и стены здания перекликаются с цветом питерского неба. Здание отстроено в стиле раннего классицизма русской архитектуры второй половины XVIII века.

Внешнее строение дворца

Дворец имеет сложную форму. Главный вход – во дворе и обращен к саду. Над входом надпись: «Здание благодарности».

Восточный фасад увенчан изящной часовой башней, украшенной мраморными вазами. В ней находятся дворцовые куранты. Фасад щедро декорирован колоннами, пилястрами – вертикальными выступами в стене.

По сторонам расположены две мраморные аллегорические статуи «Щедрость» и «Верность» работы Ф.И. Шубина. Интерьеры дворца украшают более 40 работ этого архитектора. Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой, размещенной на гранитных столбах с мраморными вазами.

В 1780 году в восточной части участка построили Служебный корпус, в котором находились конюшни, манеж, каретник, сенные сараи. На первом этаже располагались кухни, котельная, церковь, машина для подачи воды в парадные бани. На втором этаже – ванная, парная, зал для игры в мяч.

Западная часть, предназначенная для хозяйственных нужд, была закрыта лицевыми фасадами корпусов, расположенных на Миллионной улице.

На ограде, соединяющей служебный флигель с дворцом, – рельефные фризы «Служение лошади человеку».

Наружные фасады

Главная художественная ценность дворца – наружные фасады, отделанные природным камнем. Цокольный этаж облицован розово-красным тивдийским гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Два верхних этажа декорированы светло-серым гранитом.

Толщина стен дворца – 1,5-2метра. Высота здания от 12 до 22 метров. Колонны, выполненные из розового мрамора, ритмично чередуются с оконными проемами. Наличники окон изготовлены из серого рускеальского мрамора. Между окнами второго и третьего этажей – рельефные воздушные беломраморные гирлянды.

В архитектуре здания заметны черты барокко: изящная вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый ажурными вазами, сложная конфигурация парадной лестницы.

Для отделки фасадов и интерьеров использовали 32 сорта мрамора. Огромные глыбы камня доставляли по Неве из карьеров около Ладожского и Онежского озер. Белый мрамор везли из Италии.

Северные и южные фасады, обращенные на набережную Невы и Марсово поле, рассчитаны на восприятие с большого расстояния.

Ограждения балконов выполнены из мрамора с золочеными бронзовыми балясинами, невысокими фигурными столбиками в виде миниатюрных колонн. По всему периметру фасадов – вазы из серого доломита, прочного просвечивающегося камня со стеклянным блеском.

Достопримечательности рядом

Мраморный дворец располагается в центре города, так что он окружён множеством интересных достопримечательностей:

  • Совсем рядом находиться Марсово поле, на котором произошло немало исторических событий;
  • Неподалёку располагается Летний сад, в котором собрано множество скульптур, а также симпатичный Чайный Домик. Особенно красиво весной и летом;
  • Рядом — Михайловский сад, а по другую сторону – Русский музей;
  • Неподалеку расположился Всероссийский музей А. С. Пушкина.

Мраморный дворецпережил длинную и интересную историю, чудом сохранив в себе исторические интерьеры и некоторые части фасадов. Удивительное и во многом уникальное архитектурное строение поражает своей изысканностью и разнообразием материалов и фасадов.

Туристы со всего света съезжаются взглянуть на роскошь залов и богатство убранства. И не зря: исторических объектов остаётся всё меньше, ведь время берёт своё: необходимо стремиться застать эту первозданную красоту.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 896 times, 1 visits today)

Этапы реставрации

Вначале реконструкции подверглись 4 парадных зала, где размещались экспонаты Музея В. И. Ленина (последние нашли своё место в других музеях). Опытные реставраторы постарались «воскресить» уникальный паркет Ринальди (из 15 пород дерева), выразительные лепные элементы декора морской тематики: якоря, дельфины, морские коньки, силуэты кораблей, которые воссоздавались по рисункам 19 в. Настоящим чудом реставрации можно назвать восстановление «зелёного» паркета из 7 пород дерева.

В Гостиной ввернули к жизни настенную живопись и полностью воскресили прежний облик интерьеров. В Знамённом зале воссоздали лепной декор свода, очистили от краски искусственный мрамор, заново уложили паркет в первозданном виде. Кропотливо сложные работы проводились в Ротонде по реконструкции каминов, очистке облицовки из искусственного мрамора на стенах, реставрации наборного паркета. Более 2 десятилетий длилась реставрация знаменитого сооружения, но работы продолжаются.

Залы Мраморного дворца

Лаковый зал – отделан деревом, а стены его украшают резные панно с картинами подвигов Александра Великого. Ранее потолок был украшен плафоном «Суд Париса», который создал И. Крис, но позднее его перенесли к парадной лестнице.

Истинным шедевром является Мраморный зал с его потрясающим скульптурным убранством.

Стены поделены четырнадцатью парами каннелированных пилястр из тивдийского красного мрамора. Их венчают позолоченные капители и базы. На гирляндах, сидят белые каменные орлы.

«Собранный зал» был посвящен Екатерине II. Бархатные стены венчают вензеля императрицы, а под резным балдахином находится её величавый портрет. Прямо перед ним располагается пьедестал с вазой, оформленной военными трофеями.

Примечателен также Китайский зал, который был оформлен в модном в те времена стиле шинуазри. Выполнял функцию парадной столовой: здесь нередко проходили всяческие важные приёмы.

Белоколонный зал – из названия понятно, что является главной его особенностью. Выглядит богато и утонченно, сейчас проводят торжественные мероприятия: корпоративы, юбилеи и свадьбы.

Внешнее и внутреннее убранство Мраморного дворца

Мраморный дворец построен в стиле раннего классицизма и отличается богатством внутренней отделки, которая должна была подчеркивать силу и мужественность его владельца.

Особую выразительность дворцу придает сочетание отделочных камней разного цвета и фактуры. 32 сорта мрамора, гранит, агаты пошли на внешнюю и внутреннюю отделку дворца. Белый мрамор был привезен из Италии – это было дешевле, чем транспортировать его из Сибири. Другие сорта мрамора добыты из каменоломен Карелии и Эстляндии, белый мрамор для скульптур – с островов Греческого архипелага, агаты – с Урала. Медная кровля была изготовлена в Сестрорецке и была настолько качественной, что прослужила без ремонта около 150 лет.

Цокольный этаж отделан розовым гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Верхние этажи облицованы сердобольским гранитом серого цвета. Портик сделан из розового тивдийского мрамора.

Мраморный дворец со стороны Невы

Толщина стен дворца составляет 1,5-2 метра. Общая высота здания – 22 метра, высота коринфского ордера верхних этажей – 12,5 метров.

Главный фасад дворца обращен в сторону сада, где прежде проходил Красный канал (впоследствии зарытый), соединявший Неву с Мойкой. Над входом во дворец написано: «Здание благодарности». Наверху – башенка с часами, по сторонам которой установлены фигуры Верность и Щедрость работы Ф.И.Шубина.

Башня с часами и статуи

Парадная лестница, по замыслу Ринальди, продолжала каменную отделку фасадов дворца. Её отличает сдержанность оформления. Статуи Утро, День, Вечер и Ночь символизируют детство, юность, зрелость и старость. Между II и III этажами установлены скульптуры Весеннего и Осеннего равноденствия. На потолке – панно немецкого живописца И.Криста «Суд Париса».

Парадная лестница

На первом этаже дворца располагались кухни, котельная, другие служебные помещения, а также церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Парадная лестница ведет на второй этаж, где находятся анфилады парадных залов: Лаковый зал, Царская гостиная («Собранный зал»), Галерея (Орловский зал), Китайский зал и Мраморный зал. За ними – личные покои Григория Орлова.

Лаковый зал отделан деревом. Его стены украшали деревянные резные панно, изображающие подвиги Александра Великого (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Первоначально потолок украшал живописный плафон И.Криса «Суд Париса», впоследствии перенесенный на Парадную лестницу.

«Собранный зал» посвящен Екатерине Великой. Бархат стен украшен вензелями императрицы. Под резным балдахином с короной находится парадный портрет императрицы, перед которым установлен пьедестал с вазой, украшенной военными трофеями.

Картинная галерея расположена в юго-восточной части дворца. Здесь представлены 206 работ, среди которых – картины кисти Рембрандта, Тициана, Рафаэля. В портретной находился 91 портрет всех представителей дома Романовых и правящих европейских монархов того времени. Кроме того, здесь были конные портреты братьев Орловых.

Китайский зал был отделан в модном в то время стиле шинуазри и выполнял функции парадной столовой.

Мраморный зал – самое роскошное помещение Мраморного дворца. По проекту А.Ринальди он был односветным, был перестроен в двухсветный А.Брюлловым. Его стены отделаны различными сортами мрамора и украшены барельефами, первоначально изготовленными для Исаакиевского собора. Потолок украшает живописный плафон «Свадьба Амура и Психеи» работы С.Торелли.

Мраморный зал, фото из интернета

Другие, не менее интересные залы дворца — Белый зал, Греческая галерея, Дубовая галерея, Зимний сад. Кроме того, на втором этаже располагались жилые покои и служебные помещения, в числе которых были ванная, парная, зал для игры в мяч.

Парадная лестница

Современная концепция – пропаганда искусства

Сегодня самое красивое здание северной столицы, переданное Русскому музею – центр демонстрации произведений «русского искусства в сочетании с мировыми тенденциями. Здесь посредством постоянных и временных экспозиций и выставок широко представлены предметы живописи, скульптуры и других жанров. Регулярно организовываются разнообразные тематические экспозиции:

  • Коллекция братьев Ржевских (шедевры графики, живописи, скульптуры, предметы прикладного искусства – всего 503 экземпляра).
  • Константин Романов – поэт Серебряного века (в аутентичной обстановке его кабинета и Музыкальной гостиной).
  • Музей Людвига (произведения немецкого классического искусства 19-21 в).
  • Диалог немецких скульпторов Э. Барлаха и К. Кольвица с русскими современниками (220 произведений модернистов и работы российских мастеров).

Помимо этого, постоянно проводятся временные выставки, демонстрирующие мировое искусство.

Что посмотреть

Мраморный дворец — неотъемлемая часть панорамы Дворцовой набережной. Это первый в городе объект, облицованный натуральным гранитом. Масштабы подготовительных работ и величие готового дворца трудно переоценить. Даже если не входить вовнутрь, можно получить настоящее эстетическое удовольствие от любования внешним обликом архитектурного памятника в мраморе.

Дворцовая набережная — одна из визитных карточек Санкт-Петербурга

Экстерьер

Перед тем, как переступить порог мраморной обители, рекомендуется уделить особое внимание фасаду. Отделка здания — уникальная

В ней использовались элитные и редкие сорта материала — 32 разновидности гранита. Разнообразие оттенков создает гармоничную архитектурную картину всего строения.

При отделке фасада было использовано 32 вида гранита

Главный фасад выходит в парк, который замыкается на противоположной стороне служебным корпусом. На набережную Невы смотрит боковой фасад. Для строительства верхних этажей применялся серый гранит из окрестностей Сердоболя. На цокольных этажах установлены розовые гранитные плиты, привезенные из Выборга. Этот материал визуально похож на облицовку набережной Невы, поэтому объект из мрамора идеально вписывается в ансамбль.

Визуально оформление Мраморного дворца перекликается с отделкой набережной Невы

Украшением строгих стен выступают полированные пилястры нежно-розового цвета. Натуральный материал выгодно играет в лучах, отражающихся от медной кровли. В отличие от лаконичных и сдержанных боковых фасадов, центральная часть выполнена мягкой пластикой с некоторым оттенком барокко. Здесь пилястры заменяют колонны, выполняющие дополнительную поддержку аттику с башенкой и часами.

Интересные факты

По некоторым источникам известно, что первый набросок дворца сделала сама Екатерина.

В фундамент дворца был замурован ящик с золотыми монетами.

По легенде говорится, что со стороны Мраморного переулка есть потайная дверь, якобы через нее ходили на свидание граф Григорий Орлов и Екатерина.

Согласно указу от 20 декабря 1849 года Мраморный дворец именуется «Константиновским».

На территории дворца в 1883 году появился первый телефон.

В день открытия музея 1937 году 8 ноября у входа был установлен броневик, именного с него Ленин выступал в день прибытия в Петроград. В 1992 году броневик был отправлен в Артиллерийский музей.

Внешнее оформление Мраморного дворца

Для облицовки привозили материал, добытый в карьерах около Ладожского и Онежского озёр. А белый мрамор доставляли из Италии. Это было дешевле, чем везти его с Алтая или Урала.

Екатерина II ценила мастерство выдающегося зодчего Ринальди, и по её распоряжению в нише при входе в здание установили скульптурный портрет великого зодчего.

Построенный дворец будто вырастал из гранита Невы. Серо-розовые гранитные и мраморные стены перекликаются с цветами питерского неба.

Над входом установлена надпись «Здание благодарности». Здание увенчано башенкой с часами. А по сторонам от башни — две фигуры, выполненные Ф.И. Шубиным: справа — «Верность» с печатью в руках, слева — «Щедрость» с рогом изобилия. В залах Мраморного дворца — почти 40 работ скульптора.

Центральный фасад декорирован мраморными рельефами с военной арматурой. Повсюду господствует камень и металл.

Антонио Ринальди сумел создать дворец, служивший городским домом и одновременно дворянской загородной усадьбой. Линии южного, западного и северного фасадов органично вошли в городскую застройку, а со стороны двора мы видим дворянскую усадьбу с парадным двором, садом и оградой.

Западная часть дворца имела тот же план, что и парадная сторона, но была закрыта фасадами зданий соседних улиц.

Скульптуры мраморного дворца

Архитектурное строение включает в себя множество композиций. В основном скульптурные работы выполнял мастер Ф. И. Шубин. Всего здесь находиться около 40 его произведений, включая знаменитые Верность и Щедрость по разным сторонам от часовой башни. Он украсил парадную лестницу статуями, посвященными четырем временам суток и весеннему и осеннему равноденствиям.

Не менее знамениты барельефы «Жертвоприношение», которые А. Ринальди изначально создал для Исаакиевского собора.

Также особенно примечательна мраморная фонтанная группа, которую назвали «Путто с веткой» — к сожалению, автор остался неизвестным.

История Мраморного дворца

Мраморный дворец Екатерина II подарила своему фавориту графу Орлову за его усердную службу и участие в событиях 1762 года.

В результате дворцового переворота 28 июля 1762 года император Пётр III был свергнут, и на престол с помощью братьев Орловых взошла Екатерина II.

Григорий Орлов в тридцать один год возглавил артиллерию российской армии, он был удостоен звания генерал-фельдцейхмейстера. Оставаясь на службе до конца своих дней, был награжден многими высокими наградами, среди которых — орден Святого Андрея Первозванного и орден Святого Александра Невского.

Большую роль Григорий Орлов сыграл и в прекращении бунта 1771 года, вызванного эпидемией чумы в Москве. За подарок граф отблагодарил императрицу большим бриллиантом в 189,62 карата.

Он умер в 1783 году в возрасте 48 лет, так и не дождавшись окончания строительства.

Екатерина II выкупила дом у наследников графа и подарила его внуку — Константину Павловичу Романову. Архитектор Иван Старов выполнил ремонт и отделку ряда интерьеров к свадьбе великого князя.

Позже под руководством придворного архитектора Андрея Воронихина прошла перестройка жилых комнат дворца.

Мраморный дворец принадлежал ещё двум Константинам — второму сыну Николая I — Константину Николаевичу и его внуку Константину Константиновичу.

В середине XIX века проведена перестройка здания по проекту Александра Брюллова. После всех перестроек изменений первоначальный вид интерьеров был утрачен.

В 1992 году Мраморный дворец становится филиалом Русского музея. С этого времени проходит восстановление интерьеров исторического здания.

Императорские Дворцы Санкт- Петербурга

Дворцовая набережная 
(фактический адрес — Миллионная 5Б)

Мраморный Дворец(Константиновский)

Мраморный дворец  -одна из жемчужен Петербурга. Свое название он получил потому, что при его отделке были использованы 32 разноцветных сорта мрамора, которые свозили к месту строительства прямо по Неве. Строительство дворца, начатое в 1768 году, продолжалось 17 лет, до 1785 года. Екатерина Великая заказала Ринальди этот дворец для своего фаворита, графа Григория Орлова, однако бедный Орлов так и не смог там пожить — умер до окончания строительства. Екатерина в 1796 году дарит дворец своему второму внуку, Константину, но вскоре забирает его после того, как внучек палит в коридорах из пушек а жена, Анна Федоровна, вынуждена прятаться в вазу..Потом ненадолго дворец передали  тоже бывшему фавориту Екатерины, польскому королю Станиславу Понятовскому, тут он и умер, а позже тут держали лидера польского восстания Костюшко.Затем дворец вновь перешел к Константину Павловичу, вплоть до его отречения от престола, когда он снова перешел в казну.
В 1832 появляется новый хозяин, Великий князь Константин Николаевич, сын Императора Николая I. При нем была предпринята капитальная реконструкция дворца, порученная придворному архитектору А. Брюллову. А. Брюллов не имел выбора — реставрировать дворец или переделывать его: уже в 1830 году, несмотря на постоянные ремонтно-реставрационные работы, здание находилось в аварийном состоянии, а сохранившаяся отделка, вплоть до дверных полотен и паркета, была демонтирована. Архитектор не внес изменений в оформление фасадов здания и сохранил, в основном, планировку его помещений. По проектам А. Брюллова заново оформлялись интерьеры залов Мраморного дворца, при этом отдавалось предпочтение позднему Ренессансу, готике, рококо и классицизму. 29 декабря 1849 дворец официально именуется «Константиновским» и переходит в потомственное владение Константина Николаевича. В 1888 году владельцем дворца становится сын Константина Николаевича, Великий князь Константин Константинович. Он с семьей поселился на первом этаже, с окнами на Миллионную. Для него в 1880—1890-е годы создается на первом этаже ряд апартаментов: Английский кабинет, Готическая музыкальная гостиная, Нижняя библиотека. Константин Константинович — известный русский поэт Серебряного века, подписывавший свои произведения криптонимом «К.Р.», был и замечательным переводчиком произведений Гете, Шиллера, Шекспира.Мраморный дворец при Константине Константиновиче стал центром культурной жизни столицы: в его залах проходили музыкальные вечера, на которых собирался интеллектуальный цвет столицы, читались и обсуждались лучшие произведения иностранных и русских авторов, ставились спектакли, в которых принимали участие сам Константин Константинович, его жена, Великая княгиня Елизавета Маврикиевна, и их дети.  Во дворце свободно помещалась многочисленная семья Константина Константиновича а также его холостой брат, Великий князь Дмитрий Константинович. По сути он был последним хозяином дворца.

Дворцовая набережная. Первое слева здание — Мраморный дворец
 

Так была украшена флагами Дворцовая набережная при торжествнном  перезахоронении праха Императрицы Марии Феодоровны в сентябре 2006, слева — Мраморный дворец

Музей Людвига в Русском музее

Известные немецкие коллекционеры, супруги Петер и Ирэна Людвиг в 1995 году передали в дар Русскому музею коллекцию из 118-и произведений современных художников Европы, Америки и России, из которых и сложилась настоящая экспозиция.

Во второй половине XX века в советском искусстве доминировало художественное направление социалистический реализм. Произведения советского неофициального и западного искусства практически увидеть было невозможно, что и стало причиной дара супругов Людвиг Русскому музею.

Это единственное собрание интернационального современного искусства с постоянной экспозицией в России. Впервые посетители могут увидеть в Мраморном дворце подлинники произведений классиков поп-арта.

Собрание включает картины Энди Уорхола, Тома Вессельмана, Класа Ольденбурга, Роя Лихтенштейна и Джеймса Розенквиста.

Американский гиперреализм выражен в работах Роберта Бехтле, Ральфа Гоингса и Джеффа Кунса. Немецкое искусство второй половины XX века отражено в коллекции работ Йозефа Бейса, неоэкспрессионистов Георга Базелица, Маркуса Люпертца и Ансельма Кифера.

Один из ценных даров Петера и Ирэне Людвиг — картина Пабло Пикассо, написанная в 1969 году, «Большие головы». Это единственное в Санкт-Петербурге произведение позднего периода мастера (после 1917 года).

Один из разделов музея Людвига — искусство советских и восточноевропейских неофициальных художников, произведения которых не выставлялись в российских музеях. Картина «Сад» — работа лидера московского концептуализма Ильи Кабакова.

Современное состояние

С 1994 года во дворце регулярно проходят художественные выставки, встречи, концерты. Здесь открыты постоянно действующие экспозиции:

  • Русское искусство в контексте искусства мирового.
  • Иностранные художники в России 18-19 веков.
  • Музей Людвига в Русском музее.
  • Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских
  • Константин Романов – поэт Серебряного века.

Также регулярно проводятся выставки работ современных российских и зарубежных художников. Супруги Питер и Ирэне Людвиг передали в дар музею произведения российских и зарубежных художников XX века из своего собрания.

В 1998 году Русскому музею передали свою коллекцию петербуржские собиратели братья Ржевские, в течение полувека хранившие произведения русской живописи. Среди них работы Айвазовского, Клевера, Дубовского, Машкова, Кончаловского, Кустодиева.

Особенно редкая часть коллекции – часы каминные, напольные и дорожные, выполненные разными часовыми мастерами 18-19 веков. Все часы с уникальными часовыми механизмами, с боем, исполняют несколько мелодий, с интересным декоративным оформлением циферблата и корпуса.

Большая часть коллекции представляет графику, скульптуру, мебель, осветительные приборы, художественную бронзу. В 2015 году Банком России выпущена памятная монета номиналом 25 рублей, посвященная Мраморному дворцу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector