Зимний дворец в санкт-петербурге
Содержание:
- Что входит в состав музея «Государственный Эрмитаж», цены и режим работы
- Экскурсия по Зимнему дворцу
- Описание достопримечательности
- Архитектурные особенности и колорит
- Обилие зимних дворцов
- История строительства
- Эрмитаж
- Дворец Меншикова
- Интересные факты
- Туры в Санкт-Петербург с посещением Зимнего дворца / Эрмитажа
Что входит в состав музея «Государственный Эрмитаж», цены и режим работы
Крупнейшие музеи Санкт-Петербурга принадлежат государству и для удобства управления они объединены в комплексы. За основу берется главная достопримечательность и к ней относят несколько других, в той или иной степени относящейся по смысловому содержанию объектов. Достопримечательности иногда объединяют в один музейных комплекс в связи с размещением там не поместившихся экспонатов в главном здании. Поэтому к Эрмитажу также относится, в частности, дворец Меншикова и Главный штаб.
Для обычного туриста это означает только одно, покупать билеты в рамках музейного комплекса можно в одном месте, а иногда и со скидкой, если брать абонемент на несколько экспозиций сразу.
Рассмотрим, вкратце, что же входит в музейный комплекс «Эрмитаж».
Зимний дворец и главный музейный комплекс
Зимний дворец — это и есть то самое всем известное здание на Дворцовой площади напротив Главного штаба. Бывшая зимняя резиденция царей.
Помимо Зимнего дворца в Главный музейный комплекс входят рядом стоящие здания:
- Большой (Старый) Эрмитаж
- Малый Эрмитаж
- Новый Эрмитаж
- Эрмитажный театр
- Запасной дом Зимнего дворца – Лабораторно-хранительский и административный корпус.
Время работы с 11:00 и до 19:00 во вторник, четверг и воскресенье, и до 20:00 в среду, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.
Стоимость билета — 500 рублей. Есть льготы. Имеется два маршрута. Об этом подробнее далее в статье.
Главный штаб
Второй по величине музейный комплекс, входящий в состав Эрмитажа. Находится на Дворцовой площади, 6/8, напротив Зимнего дворца. Вход в музей с Дворцовой площади левее арки Главного штаба (если стоять лицом к арке).
Главный штаб
График работы такой же как и у комплекса Зимний дворец: с 11:00 и до 19:00 во вторник, четверг и воскресенье, и до 20:00 в среду, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.
Билет стоит 500 рублей.
Посещение по сеансам, рассчитанным на 2 часа: 11.00, 11.30, 12.00, 12.30, 13.00, 13.30, 14.00, 14.30,15.00, 16.00, 16.30, 17.00. Вечерние сеансы по средам, пятницам и субботам в 17.30 и 18.00.
Дворец Меншикова
Дворец Меншикова находится по адресу Университетская набережная, 15. Метро Василеостровская, автобусы 7 и 24, троллейбусы 1, 10 и 11.
Здание построено в 1710–1727, архитекторы Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель.
Работает во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.
Цена билета — 600 рулей.
Зимний дворец Петра I
Находится рядом с Зимним дворцом (Дворцовая набережная, 34) в здании Эрмитажного театра.
График работы: во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.
Билет стоит 600 рублей.
Музей Императорского фарфорового завода
Находится по адресу проспект Обуховской обороны, дом 153 на территории бывшего Императорского фарфорового завода. 500 метров от метро Ломоносовская.
Открыт во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.
Билет стоит 300 рублей.
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»
Находится по адресу Заусадебная улица, д. 37А.
Время работы: все дни кроме понедельника с 10:30 до 18.00.
Билет стоит 600 рублей.
Биржа
Известное здание Биржи на стрелке Васльевского острова также относится к Государственному Эрмитажу. Адрес: Биржевая площадь, 4. Здание построено в 1805-1810, архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон.
Центры и представительства Государственного Эрмитажа
У Эрмитажа есть свои представительства в других городах России и за рубежом:
- «Эрмитаж-Амстердам», Нидерланды;
- «Эрмитаж- Италия», Венеция, Италия;
- «Эрмитаж-Выборг»;
- «Эрмитаж-Казань».
Масштаб коллекции Эрмитажа — цифры говорят сами за себя
По данным на лето 2021 года Эрмитаж может похвастаться следующими цифрами:
- Общая площадь помещений Эрмитажа — 233 345 кв.м., из них для выставок 100 000 кв.м.
- Количество предметов изобразительного и прикладного искусства — 1 014 806 штук.
- Количество памятников нумизматики — 1 125 975 штук.
- Количество археологических памятников — 808 695 штук.
- Количество образцов оружия — 14 016 штук.
- Другие исторические экспонаты — 214 771 штук.
Экскурсия по Зимнему дворцу
За один день осмотреть все комнаты Дворца не получится.
Нужно заранее продумать, что нужно посмотреть.
На первом этаже находятся археологические находки, обнаруженные по всей России. Любопытно посмотреть комнаты дочерей Николая I, из них можно полюбоваться Невой. В передней части расположены находки палеолита.
Гостиная со стрельчатыми окнами украшена рельефами с изображением растительности. Потолок гостиной и арки богато увенчан толстощёкими амурами, крылатыми ангелочками. Здесь демонстрируются предметы неолита и раннего периода бронзы. Рядом находятся комнаты, где собраны керамика, украшение и оружие, привезённое из Скифии.
На втором этаже обустроены Тронный, Большой и Петровский залы, часть комнат, где проживала семья императора. Там экспонируются предметы искусства, произведённых в западной части Европы.
На третьем этаже расположены предметы, привезённые из Азии.
На бывшей гауптвахте собраны предметы народностей Алтая и Сибири. Среди экспонатов находится самый древний ковёр с ворсом. Его соткали ещё за 4-5 столетий до нашего времени.
Полезней самим посетить Зимний дворец.
Студентов, малышей и пенсионеров с пропиской в России пропускают бесплатно. Но желающих много, можно не попасть в число счастливчиков.
Здесь можно купить экскурсию по залам Эрмитажа.
Описание достопримечательности
Сохранившийся до настоящего времени Зимний Дворец — яркий образец архитектуры в стиле елизаветинского барокко. Выдающимся представителем этого направления стал Растрелли, поэтому иногда стиль называют растреллиевским.
Для него характерны:
- большие масштабы строительства;
- пышное убранство интерьеров;
- роскошная отделка фасадов с применением позолоты;
- праздничный характер строений.
Архитектурные особенности
Высота трехэтажного здания – 23,5 м, длина фасада со стороны Невы – 210 м, со стороны Адмиралтейства – 175 м.
С высоты птичьего полета четко видно, что императорский дворец – это комплекс из нескольких построек, замкнутых в прямоугольник, приближенный к квадрату. Пространство между ними занимает Большой внутренний двор.
С фасадами корпусов Растрелли будто поиграл, меняя расстояние между многочисленными колоннами. Они то собираются в живописные группы, то расступаются, открывая украшенные оригинальными наличниками окна и плоскости стен.
Наиболее интересным с точки зрения архитектуры является Южный фасад со стороны Дворцовой площади. Вход здесь оформлен в виде трехпролетной Триумфальной арки. Еще более высокой и значимой ее делают расположенные по бокам парные колонны.
Северный фасад при этом кажется более спокойным. Череда окон перемежается все с теми же колоннами на протяжении всей длины здания. Всего здесь 1476 окон.
Декоративные элементы и цветовая гамма
Елизаветинское барокко – это роскошь и обилие лепного декора. Последний резчики делали вручную на строительной площадке. Так, на фасадах можно увидеть:
- львиные головы и маски;
- причудливый растительный орнамент;
- рокайли – лепной декор в виде морских раковин;
- картуши.
Все эти элементы входят в композиционное украшение окон. Специалисты насчитывают 22 варианта их оформления.
По периметру крыши расположено 176 античных ваз и статуй. Они призваны скрыть печные трубы и усложнить рельеф здания.
Фасады санкт-петербургской достопримечательности 10 раз меняли цвет. Свой нынешний вид они приобрели лишь в середине XX века. Их первоначальный цвет — теплая охра, разбавленная белоснежными лепными элементами.
В середине XIX века охра становится плотнее, а декор приобретает светлый оттенок. Чуть позднее гамма меняется на красноватую охру и светлый терракот. Такими фасады сохраняются до 1920 года.
После этого здание ожидает череда экспериментов. Серая, коричнево-серая, оранжево-белая — цветовые гаммы сменяли друг друга с удивительной скоростью. Лишь в 1947 году принимается решение об использовании трех основных цветов:
- изумрудный — для стен;
- белый — для колонн, карнизов и оконных наличников;
- охра — для капителей, картушей и лепных декоративных элементов.
Интересно, что некоторые сотрудники Эрмитажа считают, что современный облик Зимнего дворца не соответствует его художественному образу, созданному Растрелли.
Оформление интерьеров
Пожар 1837 года уничтожил интерьеры, созданные при Елизавете Петровне. Уцелели лишь некоторые несущие стены. Реставрация, которой руководил В. П. Стасов, заняла около двух лет. Были заменены перекрытия, в большом количестве использованы металлические элементы. Художественное убранство проектировал А. П. Брюллов.
Каждый зал Зимнего дворца имеет определенное назначение и уникален по оформлению. Объединяет их роскошный декор, в котором главная роль отдана кружеву лепнины и позолоте.
Особенный интерес вызывают интерьеры нескольких залов.
- Входная (Иорданская) галерея и парадная лестница. Поражает большим количеством белоснежных колонн и пилястров. Однако большая часть роскоши досталась именно лестнице. Это позолоченная лепнина ручной работы, мрамор и прекрасное естественное освещение от множества окон.
- Зал искусства Италии (XIII-XV вв.). Оригинальность оформлению придает сочетание лепнины, позолоты, натуральной древесины ценных пород и ручной росписи.
- Малый тронный зал. Посвящен Петру I. Барельефы на потолке изображают его успехи в Северной войне, помещение украшено гербами и вензелями императора, коронами, двуглавыми орлами.
- Золотая гостиная императрицы Марии Александровны. Ее отличает обилие позолоты, ручная роспись, дорогие шелковые ткани с вплетенной металлической нитью, сложные лепные орнаменты. Эта роскошь производит сильное впечатление на современников.
Зимний дворец — удивительная достопримечательность Санкт-Петербурга, которую невозможно осмотреть «на бегу». Величие этого здания складывается из множества уникальных деталей, которые нужно увидеть, понять, прочувствовать. Только в этом случае можно по-настоящему прикоснуться к истории.
Архитектурные особенности и колорит
Дворец выстроен в форме каре. Оно образовано флигелями, фасадами и внутренним двором. Все помещения и фасады отличаются пышной отделкой. Главный фасад обращен к площади, его украшает арка. Ритм дворцовых колонн характеризуется изменчивостью, ризалиты сильно выступают вперед — эти и другие черты здания создают впечатление динамики, а также придают дворцу еще больше торжественности и величественности.
Как уже было упомянуто выше, в середине XVIII столетия дворец являлся самым высоким строением в городе (среди жилых зданий). В 40-е годы XIX века вышел императорский указ, запрещающий строительство таких домов, которые превосходили бы по высоте императорскую резиденцию. Точнее, указ устанавливал «границу высоты» для зданий — примерно двадцать три с половиной метра (одиннадцать саженей). Именно такова высота дворца. Одно из последствий этого указа оказалось таким: с любой из крыш старой (центральной) части города сегодня видна практически вся северная столица России.
Отдельно нужно сказать несколько слов о колористической гамме дворца. За время его долгой истории она менялась несколько раз. Сегодняшний облик здания, хоть уже и стал привычным для горожан, не соответствует первоначальному замыслу архитектора. Некоторые современные искусствоведы и архитекторы высказываются за возвращение зданию его первоначального колористического облика.
Обилие зимних дворцов
Свадебные палаты Петра I
Первый в Петербурге. На участке между Невой и Миллионной улицей,там где сейчас базируется Эрмитажный театр. Именно здесь в 1708 году построили первый в городе так называемый «Зимний дом» — небольшой по своим размерам,двухэтажный,из дерева и с высоким крыльцом.
Спустя 4 года к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны губернатор Санкт-Петербурга Александр Меншиков построил каменный дворец — Свадебные палаты Петра I.
Первый дворец — Свадебные палаты
Public domain/wikipedia.org
Дворец Петра I
В 1716 году царь Петр I отдал приказ построить новый Зимний дворец. Его возведением занялся архитектор Георг Маттарнови. Сооружение решили возвести на «Зимнедомном канале» — на углу Невы и Зимней канавки. Уже к 1720 году император со всем своим семейством переехал в новый дворец. Там же в 1725 году он умер.
Второй дворец -Зимний дворец Петра I
Public domain/wikipedia.org
Дворец Анны Иоанновны
После своего восхождения на престол в 1730 году,императрица Анна Иоанновна задумалась о расширении дворца. На следующий год после коронации она поручила его перестройку Франческо Растрелли.
По проекту архитектора,дворец занимал бы территорию собственности графа Апраксина,Морской Академии и некоторые другие существующие постройки. Все эти здания выкупили и снесли. Строительство началось в 1732 году и завершилось спустя 3 года. Императрица переехала туда на постоянное жительство.
Третий дворец -Анны Иоанновны
Public domain/wikipedia.org
Фасады здания были направлены на Неву,Адмиралтейство и Дворцовую площадь. На четырех этажах уместились 70 парадных залов,более 100 спален,галерея,театр,большая капелла,служебные и караульные помещения,комнаты дворцовой канцелярии. Почти сразу после своего переезда Анна Иоанновна начала пристраивать к дворцу технические помещения,конюшни и сараи.
Сооружать пристройки продолжили и при следующей императрице,Елизавете Петровне. К 1750 году дворец стал пестрым и грязным. Только 1 января 1752 года императрица приказала создавать пристройки в едином стиле.
Чтобы уместить их все,пришлось вновь выкупать участки по соседству. Архитектор пристраивал новые корпуса,а в конце 1752 года Елизавета Петровна загорелась идеей увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров. Проект Зимнего дворца нужно было переделать настолько,что архитектор предложил строить его в новом месте с нуля.
Последний Зимний дворец
Императрица подписала новый проект 27 июня 1754 года.
К тому же,9 марта 1755 года Сенат постановил выслать в Петербург дополнительную рабочую силу: каменщиков,плотников,столяров,литейщиков и других. Для повышения спроса на должности потенциальным кандидатам сулили три рубля. Но по приезду людям приходилось соглашаться на любые условия — вернуться обратно самостоятельно не представлялось возможным.
Елизавета Петровна до окончания строительства не дожила. Частично работу принимал Петр III — 6 апреля 1762 года. Однако летом 1762 года правителя свергли с престола,строительство закончилось только при Екатерине II.
Общая площадь дворца составила порядка 60 тысяч кв.м. В самом здании уместилось около 1,5 тысяч комнат. Архитектора Растрелли,который занимался проектированием,с работы сняли. Отделкой интерьеров дворца при новой императрице занимались уже другие иностранные архитекторы под руководством Бецкого. По окончанию строительства дворец имел желтые оттенки в окраске. В середине XIX века появились красные оттенки.
История строительства
Идея создания особого здания, выполняющего роль царской резиденции, зародилась в первые годы после закладки северной столицы. Строительство Зимнего дворца осуществлялось в несколько этапов с 1711 по 1764 гг. Современный облик, в стиле русского барокко, дворец приобрел по проекту Б.Растрелли. До 1904 г. в помещениях проживала в зимнее время императорская семья, и размещались дворцовые службы.
Николай II распорядился перебазировать резиденцию в Царское Село. Во время 1-ой мировой войны дворец переоборудовали под нужды госпиталя, находившегося под патронатом цесаревича Алексея. После февральского переворота 1917 г. комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советская власть передала Зимний дворец в ведение музея революции, а позже Государственного Эрмитажа.
Свадебные палаты Петра Великого
По приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой в 1708 г. был построен дом в 2 этажа из дерева. Своей черепичной крышей и высоким крыльцом здание напоминало голландскую архитектуру. В качестве подарка к бракосочетанию царя с Екатериной Алексеевной, Александр Меньшиков преподнес так называемые Свадебные палаты. Они были сооружены из камня в 1712 г. на месте прежней резиденции.
Зимний дворец Петра I
За возведение нового здания, по распоряжению Петра I, взялся архитектор Г.Маттарнови. Место было выбрано в излучине Зимней канавки и Невы. Работы продолжались 4 года (1716 -20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания царской семьи в зимнее время года, откуда и произошло его наименование. В апартаментах Зимнего дворца скончался Петр Великий в 1725 году.
Зимний дворец Анны Иоанновны
В 30-х гг. 18 в. Растрелли спланировал переустройство резиденции, согласно пожеланиям императрицы Анны Иоанновны. Площадь участка для стройки была увеличена. Новое сооружение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны:
- на Адмиралтейство
- на Дворцовую площадь
- на Неву
Дом был завершен в 1735 г. Новый дворец отличался масштабами. В нем имелись:
- 70 парадных залов
- 100 спален
- комнаты дворцовой канцелярии
- караульные помещения
- галерея
- капелла
- театр
- лестницы
Вплотную к главному корпусу примыкали служебные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитектор настаивал на выборе другого участка для строительства. Императрица не захотела переезжать в иное место, потому приняла решение возводить корпус заново.
Четвёртый (временный) Зимний дворец
В 1754-55 гг. сооружен временный дворец по проекту Растрелли. Его возвели у пересечения набережной Мойки и Невского проспекта. Комплекс просуществовал 7 лет, до 1762 г. Параллельно в этот период строилось основное здание современного Зимнего дворца.
Пятый (существующий) Зимний дворец
Постройка нынешнего Зимнего дворца началась при Елизавете Петровне и завершилась после воцарения Екатерины II. К созданию архитектурного ансамбля были привлечены:
- Б. Растрелли
- Ю. Фельтен
- Ж. Валлен-Деламот
- А. Ринальди
- И.И.Бецкой
Площадь всех внутренних помещений дворца составила 60 тыс. кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась обустроить часть помещений для размещения коллекции живописных полотен, включающую 317 картин европейских художников. Для них выделили отдаленные апартаменты, которые стали именовать «Местом уединения» (по фр. Эрмитаж). Отделкой апартаментов занимались Д. Кваренги и И. Старов.
В первой половине 19 вв. были оборудованы новые залы:
- Аполлонов
- Георгиевский
- Фельдмаршальский
- Петровский
- Гербовый
Кроме того, оформлены 2 галереи – Мраморную и Военную.
Пожар
Грандиозный пожар, бушевавший в течение трех дней в декабре 1837 г., практически полностью уничтожил внутреннее убранство дворца. Кроме того, сильно пострадали мебель, утварь, картины.
Работы по восстановлению здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством сооружение укрепили, перекрыли новой кровлей, воссоздали дизайн апартаментов. Реконструкция продолжалась 2 года.
Эрмитаж
Императорский Эрмитаж, сегодня его статус изменился на Государственный, это музейный комплекс из 5 зданий. Он входит в число двадцати самых посещаемых музеев в мире. Представим лишь несколько фактов о богатейшей музейной экспозиции: в залах представлено более 3 миллионов единиц произведений искусства и прикладного творчества высокой художественной ценности, нумизматических шедевров, оружия и архитектурных памятников.
История музея, получившего мировую славу, началась с коллекции Екатерины Великой. Частное собрание шедевров искусства размещалось в «уединенном месте» и в дань моде той эпохи, в 1764 году, именовалось Эрмитажем. Сегодня обширная коллекция размещена в Главном здании и филиалах, где представлены шедевры мирового искусства, история императорского рода Романовых, коллекции отдельных исторических периодов, стран, и мастеров, талант которых признан во всем мире.
Любопытный факт: на службе Эрмитажа находятся 50 эрмитажных котов, охраняющих залы музея от главной беды северной Пальмиры – нашествий грызунов. Существует даже специальный праздник «День эрмитажных котов», который входит в официоз праздничных дат музея.
Дворец Меншикова
Дворец является филиалом Эрмитажа, был построен для приближенного Петра I – графа А. Д. Меншикова в 1720-х годах. Александр Данилович был первым губернатором города и соратником Петра I.
После обвинения Меншикова в государственной измене в 1727г дворец поступил в казну и в 1731г модернизирован и передан Кадетскому корпусу.
Дворец Меншикова уникален, в нем великолепные интерьеры Петровской эпохи — он отличаются от других дворцов Санкт-Петербурга.
Как доехать
Адрес : Университетская набережная, 15, №7, Василеостровский район.
Остановка: Университет (Университетская набережная)
Троллейбусы: 7, 10, 1, 11.
Автобусы: 6,7, 24, 47.
Метро: Василеостровская станция.
Цена и режим работы
Входной билет — 300 руб., полный билет — 500 руб.
вт, чет, суб, воск: с 10:30 до 18:00.
ср, пят: с 10:30 до 21:00.
Выходной день — понедельник.
Интересные факты
- Высокая резиденция. Долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в столице. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в городе здания выше императорской резиденции.
- Масштабы впечатляют. Гигантский дворцовый комплекс, в котором около 1500 комнат, занимает площадь 60 000 квадратных метров. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Для подсобных помещений и жилья рабочим отводились отдельные комнаты.
- Особая кровля. Известно, что Николай II любил гулять на крыше вместе со своей семьей. А Екатерина II на мансарде дворца устроила обсерваторию, которую полностью разобрали в 1826 году по причине ветхости. Для украшения балюстрады использовали статуи, вырезанные из камня по эскизам Растрелли. Всего для оформления Зимнего замка было изготовлено 176 статуй из пудостского камня. Помимо декоративного предназначения, скульптуры носят функциональный характер. Они закрывают печные трубы.
- Уловка императора. После окончания строительства Зимнего дворца строительный мусор заполонил всю площадь перед замком. Для его уборки рабочим понадобилось бы несколько недель. Но император издал указ, в котором разрешалось каждому жителю города взять с площади все, что там было. Задумка Петра оказалась удачной: уже на следующий день на площади ничего не осталось.
- Фронтонные часы. Часы появились на южном фронтоне дворца в 1796 году. Смонтировал их сложный механизм и следил за исправностью хода гениальный изобретатель И. П. Кулибин. Император Павел I узнал, что пожилой гений сам поднимается на чердак, дабы проверить механизм часов. За это Павел I выдал Кулибину жалованье размером в 1200 рублей за каждый год работы. К сожалению, эти часы сгорели при пожаре в 1837 г.
- Хвостатые охранники. Немалый интерес проявляют туристы и к галерейным охранникам — котам. Они появились во дворце по требованию Елизаветы Петровны, которая для борьбы с грызунами выписала их из Казани. Они были поделены на комнатных и придворных сотрудников. Сегодня во дворце обитают 50 кошек, каждая из которых имеет свой паспорт, ветеринарную карточку и считается «специалистом по ловле крыс». Если животных становится больше, их раздают неравнодушным гражданам города. Про котов был снят фильм немецкого режиссера Яна Хенрика Древса «360° GEO-репортаж: Эрмитаж — дворец котов». А американская писательница Мэри Энн Аллин была настолько впечатлена, что написала книгу «Анна и кошки. Приключения в Эрмитаже».
- Музейное достояние. Зимний дворец входит в двадцатку самых посещаемых музеев. За всю историю существования комплекса в Эрмитаже собрана самая крупная коллекция произведений мировой культуры и искусства. Музейный комплекс хранит самую большую коллекцию полотен Рембрандта. В Эрмитаже 6 огромных зданий, расположенных вдоль Невы. Чтобы увидеть все, что есть в музее, не хватит и нескольких месяцев.
- Во время войны подсобные комнаты и подвалы служили бомбоубежищами. В нескольких помещениях дворца от обстрелов и бомбежек скрывались порядка 2000 человек. Здесь же укрывали некоторые музейные коллекции Эрмитажа. Повреждения от немецких войск получили Малый тронный зал, Гербовый зал и Иорданская лестница. На реставрацию дворца понадобилось 6 месяцев после победы над вражескими войсками.
Зимний дворец — олицетворение целой эпохи правления императоров. Это поистине легендарное сооружение, которое является символом Санкт-Петербурга и главной его достопримечательностью. Впечатления от посещения и погружения в историю дворца остаются на всю жизнь.