Особенности трудовой миграции

Последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов

В мировом масштабе миграция рабочей силы – это выгодно, поскольку позволяет людям приносить максимальную пользу на мировом рынке труда, независимо от страны рождения. Вместе с тем принимающие и экспортирующие мигрантов страны испытывают в связи с миграцией трудовых ресурсов как положительное, так и негативное влияние.

Последствия трудовой миграции для страны-реципиента:

  • Плюсы:
    • поступление квалифицированной рабочей силы приводит к росту производства и ускорению темпов роста экономики;
    • за счет въезда квалифицированных специалистов и ученых достигается экономия на тратах, которые были бы потрачены на образование и подготовку профессионалов;
    • специалисты высокой квалификации, владеющие языком принимающей страны, сразу стают налогоплательщиками, что также выгодно для государства-реципиента;
    • экономия и повышение конкурентоспособности продукции за счет более дешевой иностранной рабочей силы;
    • мигранты служат своеобразным амортизатором на случай возникновения безработицы, поскольку являются первыми претендентами на увольнение;
    • улучшение демографической ситуации страны.
  • Минусы:
    • социальные конфликты;
    • обострение межгосударственных проблем;
    • рост преступности.

В стране-доноре, отдающей рабочую силу, наблюдаются следующие эффекты:

  • Преимущества миграции:
    • снижается уровень безработицы;
    • отсутствие затрат на повышение квалификации кадров, ознакомление их с передовыми технологиями и обучение профессиональным навыкам;
    • пополнение бюджета за счет перевода денежных средств от эмигрантов.
  • Минусы экспорта трудовых единиц:
    • уменьшение количества налогоплательщиков;
    • отток высококвалифицированной рабочей силы, замедляющий научно-технический прогресс.

Регулирование трудовой миграции нацелено на усиление положительных и уменьшение отрицательных эффектов процесса, и состоит в разумном управлении и контроле въезда-выезда из страны трудоспособного населения. Так, одним из способов регулирования миграции является введение ограничений на въезд трудовых мигрантов.

Например, прием мигрантов на работу в 2021 году в Российской Федерации будет сокращен. Планируется привлечь больше специалистов из области горных, горно-капитальных, ремонтно-строительных работ, чтобы удовлетворить спрос работодателей при подготовке к чемпионату мира по футболу FIFA и выполнении других проектов.

Мировые практики трудовой миграции

В современном мире можно встретить массу всевозможных программ относительно профессиональной миграции. Крупные державы в одностороннем порядке диктуют собственные условия, законы к соискателям, желающим найти лучшую жизнь. Наиболее частыми требованиями являются средняя возрастная планка в пределах 3-45 лет, владение иностранным языком, отсутствие проблем с законом и наличие востребованной специальности. Отметим, что международная миграция трудовых ресурсов является очень непростым и запутанным вопросом, в котором разобраться своими силами сложно. Поэтому за разъяснением интересующих аспектов лучше обращаться к экспертам или опытным юристам, разбирающимся в этой сфере законодательства. Профессионал расскажет, какие есть нюансы, положительные и отрицательные стороны переезда, а также посоветует наиболее оптимальные направления трудоустройства.

В послевоенное время европейские державы столкнулись с проблемами в сфере экономики и благосостояния граждан. Разруха и опустошенность не вселяли оптимизма в людей, которые не верили в светлое будущее на родине. Наряду с этим, на фоне упадка запада, капиталистическая Америка остро нуждалась в притоке свежей рабочей силы. США являлась первой державой, принявшей советские и европейские трудовые ресурсы.

И по сегодняшний день международная трудовая миграция в Америке является основным фактором, обуславливающим серьезный приток населения. Поскольку соискателей счастья достаточно много, США пришлось на государственном уровне принять ряд мероприятий, исключающим нелегальное пребывание переселенцев на своей территории. Примечательно, что невероятно серьезной проблемой для американцев является незаконное пересечение границы жителями Мексики.

Не меньшая международная миграция трудовых ресурсов наблюдается и в развитой Канаде. В ней сосредоточена самая крупная и сплоченная диаспора в мире

Акцентируем внимание на том, что граждане Украины, Казахстана, России и других стран, входящих ранее в СНГ, живущие здесь на протяжении многих лет и поддерживающих национальные культурные исторические традиции, стараются оказывать помощь вновь прибывшим переселенцам

Трудовая миграция Канады условно может быть разделена на две категории, в том числе образованные и высококвалифицированные работники, имеющих редкую и востребованную профессию, а также представители низкооплачиваемой профессии. Не менее популярным направлением для россиян является Новая Зеландия и Австралия.

Не так давно появилось еще одно направление, куда переориентировалась международная трудовая миграция. Многие западноевропейские державы, особенно те, которые вступили в ЕС, вывели собственную экономику на новый уровень, повысили качество и уровень социальных обязательств. Подобные изменения стали лакмусовой бумагой для мигрантов из нашей страны и государств, членов СНГ.

Последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов

В мировом масштабе миграция рабочей силы – это выгодно, поскольку позволяет людям приносить максимальную пользу на мировом рынке труда, независимо от страны рождения. Вместе с тем принимающие и экспортирующие мигрантов страны испытывают в связи с миграцией трудовых ресурсов как положительное, так и негативное влияние.

Последствия трудовой миграции для страны-реципиента:

  • Плюсы:
    • поступление квалифицированной рабочей силы приводит к росту производства и ускорению темпов роста экономики;
    • за счет въезда квалифицированных специалистов и ученых достигается экономия на тратах, которые были бы потрачены на образование и подготовку профессионалов;
    • специалисты высокой квалификации, владеющие языком принимающей страны, сразу стают налогоплательщиками, что также выгодно для государства-реципиента;
    • экономия и повышение конкурентоспособности продукции за счет более дешевой иностранной рабочей силы;
    • мигранты служат своеобразным амортизатором на случай возникновения безработицы, поскольку являются первыми претендентами на увольнение;
    • улучшение демографической ситуации страны.
  • Минусы:
    • социальные конфликты;
    • обострение межгосударственных проблем;
    • рост преступности.

В стране-доноре, отдающей рабочую силу, наблюдаются следующие эффекты:

  • Преимущества миграции:
    • снижается уровень безработицы;
    • отсутствие затрат на повышение квалификации кадров, ознакомление их с передовыми технологиями и обучение профессиональным навыкам;
    • пополнение бюджета за счет перевода денежных средств от эмигрантов.
  • Минусы экспорта трудовых единиц:
    • уменьшение количества налогоплательщиков;
    • отток высококвалифицированной рабочей силы, замедляющий научно-технический прогресс.

Регулирование трудовой миграции нацелено на усиление положительных и уменьшение отрицательных эффектов процесса, и состоит в разумном управлении и контроле въезда-выезда из страны трудоспособного населения. Так, одним из способов регулирования миграции является введение ограничений на въезд трудовых мигрантов.

Например, прием мигрантов на работу в 2019 году в Российской Федерации будет сокращен. Планируется привлечь больше специалистов из области горных, горно-капитальных, ремонтно-строительных работ, чтобы удовлетворить спрос работодателей при подготовке к чемпионату мира по футболу FIFA и выполнении других проектов.

Причины и последствия переселения

Причин, по которым люди покидают насиженные места, множество. Чаще всего, мигранты стремятся улучшить свое материальное благосостояние, поэтому выбирают для переезда страны с развитой экономикой. Замечено: чем активнее в государстве происходит экономический рост, тем большее число переселенцев стремится на его территорию.

Перечень факторов миграции:

  • улучшение материального обеспечения;
  • изменение климатических условий;
  • развитие профессиональных навыков;
  • обучение;
  • невозможность проживания на родине (экологическая катастрофа, военные действия).

Правовое регулирование

Договоры системы ООН

Формальный статус трудового мигранта определяется «Конвенцией МОТ о работниках-мигрантах», изначальная версия которой принята в 1939 году, и была пересмотрена в 1949 году (пересмотренная версия вступила в силу в 1952 году). В 1975 году была принята «Конвенция о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения», вступившая в силу в 1978 году.

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 года. Вступила в силу 1 июля 2003 года.

Договоры в рамках СНГ

«Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» (1994) и протокол о внесении изменений и дополнений в данное соглашение (2005).

«Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств — участников Содружества Независимых Государств», принята в 2008 году, на 2009 год в силу пока не вступила.

Договоры Совета Европы

«Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов», принята 24 ноября 1977 года, вступила в силу 1 мая 1983 года.

— статья 19.

Причины трудовой миграции по всему миру

Существуют различные причины, по которым населению приходится прибегать к трудовой миграции. Это могут быть особенности социума и быта, экологический фактор, сложная политическая обстановка и т.д. В большинстве случаев мигрант просто не может прокормить себя и свою семью, что вынуждает его колесить по всему миру в поисках достойного заработка. В некоторых случаях опытные специалисты стремятся достичь максимального карьерного роста, и поэтому отправляются за рубеж.

Соответственно, наблюдалась острая нехватка рабочей силы. Поэтому демобилизованных солдат из приграничных государств приглашали на работу в крупные предприятия, упростив при этом правила пересечения границы. Такое активное государственное вмешательство в вопросы трудовой миграции было особенно заметно в послевоенной Франции – были сняты практически все ограничения на въезд мигрантов. В этом случае был принят соответствующий закон о внешней трудовой миграции, который помог эффективно решить вопрос.

На первом месте стоят экономические причины трудовой миграции. Как известно, всего несколько доминирующих стран владеют большей частью мировых ресурсов, в то время как более отсталые регионы обречены на нищету. Именно такое положение дел вынуждает мигрантов отправляться за рубеж в поисках заработка. Далеко не каждое правительство принимает меры регулирования трудовой миграции на государственном уровне, поэтому решение данной проблемы появится еще не скоро.

Трудовые ресурсы России и международная трудовая миграция

Численность трудовых ресурсов России имеет тенденцию к сокращению. Численность экономически активного населения в феврале 2012 г. составляла 74,7 млн человек, или около 53% от общей численности населения страны. В их числе 69,9 млн человек (93,5% экономически активного населения) были заняты в экономике и 4,8 млн человек (6,5% экономически активного населения) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения официально были зарегистрированы в качестве безработных 1,3 млн человек.

Средний возраст безработных — 35 лет. Молодежь до 25 лет составила среди безработных 26,8%, лица в возрасте 50 лет и старше — 17,2%. Средняя продолжительность поиска работы безработными в феврале 2012 г. составила: у женщин — 8,3 месяца, у мужчин — 7,9 месяца.

К регионам с высоким уровнем безработицы относят Ивановскую, Псковскую, Ярославскую, Костромскую, Архангельскую области, Ингушскую и Удмурдскую республики, Республику Калмыкия, Ненецкий автономный округ. Потенциалом роста безработицы является неполная занятость (работа неполную неделю, отпуска без сохранения заработной платы).

Предполагается, что численность населения в трудоспособном возрасте до 2025 г. уменьшится не менее чем на 10 млн (экспертная оценка). Резервы повышения уровня экономической активности в молодом и старшем возрастах фактически исчерпаны.

Подготовка трудовых ресурсов в России включает два этапа:

  1. систему традиционного образования (школа, колледж, вуз (бакалавриат, магистратура), аспирантура);
  2. фирменную подготовку (профессиональная переподготовка, повышение квалификации через учебные центры на производстве).

Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством. Единственным реальным источником пополнения населения и трудовых ресурсов в будущем может быть только иммиграция.

Более высокий уровень жизни населения в России по сравнению с другими странами СНГ — один из факторов, способствующих притоку в нее иностранных трудовых мигрантов.

Другим фактором притока трудовых мигрантов в Россию является устойчивый спрос на иностранные трудовые ресурсы.

Существует два канала привлечения иностранных трудовых ресурсов в Россию:

  1. официальный — предприятия и организации действуют через Федеральную миграционную службу РФ (ФМС) (до 700 тыс. человек в год);
  2. нелегальный — объемом от 1,5 до 10 млн человек.

Ежегодно из-за уклонения от уплаты налогов иностранными гражданами в России государственному бюджету наносятся убытки около 1 млрд долл. США. Нелегальные мигранты создают криминогенную обстановку, наносят ущерб национальным интересам России.

С 1995 г. действует “Соглашение о сотрудничестве в области трудовой эмиграции и социальной защиты трудящихся мигрантов”, подписанное странами СНГ.

В 1998 г. Международная конференция труда приняла Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Основные принципы декларации: свобода объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрет дискриминации в трудовых отношениях; искоренение принудительного труда; запрет детского труда.

Регулирование внешней трудовой миграции между странами осуществляется также на основе двусторонних межправительственных соглашений.

Сотрудничество Российской Федерации и МОТ вносит вклад и способствует достижению целого ряда сформулированных ООН Целей развития тысячелетия, включая преодоление бедности, содействие занятости, в том числе занятости и профессиональной подготовке молодежи, а также искоренение детского труда.

показать содержание

Разновидности трудовой миграции

Трудовую миграцию подразделяют на:

  • внутреннюю,
  • внешнюю.

Скажем несколько слов о внутренней миграции трудовых ресурсов. Например, люди покидают провинцию, где работа есть только в сельском хозяйстве, мало промышленных производств и, соответственно, нет возможности достаточного уровня заработка. Они переезжают в более или менее крупные города, где становятся внутренними трудовыми мигрантами. В качестве первого примера можно перевести забытую многими урбанизацию в Советском Союзе, которая происходила в 60-х и 70-х годах прошлого столетия. Именно в этот период население многих городов удвоилось и даже утроилось за счёт приехавших из сельской местности трудовых мигрантов.

В качестве второго примера можно привести трудовую миграцию в Китае, где наблюдается неравномерное экономическое развитие разных регионов страны. Китайские мегаполисы, преимущественно расположенные в восточной части КНР ближе к морю, притягивают к себе работников, проживающих в центре и на западе страны. Именно массовое перемещение рабочей силы внутри КНР предоставляет серьёзные трудовые ресурсы для развития промышленности.

Международная трудовая миграция означает пересечение границ другой страны в поисках работы. Примером может служить массовое трудоустройство граждан Украины в соседней Польше, где уже (только по приблизительным подсчётам) работают около свыше 3 млн украинцев.

Переехавшие на работу в другие страны рано или поздно либо становятся частью общества принявшего их государства, либо возвращаются в ту страну, из которой они уехали. В первом случае они перевозят к себе свои семьи или создают их в принявшем их государстве, где есть работа и жизнь относительно комфортна, есть перспектива профессиональной самореализации, а уровень дохода позволяет с уверенностью смотреть в день завтрашний.

Также существует более детальная классификация трудовой миграции. Она учитывает сроки, на которые мигранты переезжают в другие страны (временно или постоянно), характер перемещения («челночный» или регулярный), а также степень законности и квалификационный уровень мигрантов — утечка «мозгов» или низкоквалифицированных трудовых ресурсов.

Эмиграция: причины и способы покинуть свою страну

Если говорить об эмиграции, то это процесс переезда человека в другую страну на постоянное место жительства. Такое решение мигрант принимает в силу некоторых обстоятельств.

К ним относятся:

  • сложная политическая, экономическая, экологическая ситуация в стране своего проживания;
  • возвращение на историческую родину своих предков;
  • невозможность в стране своего проживания получить образование, пройти лечение, реализовать себя.

Основной причиной эмиграции является поиск лучших условий жизни. Это включает получение хорошего образования, высокооплачиваемой работы, улучшение своих жилищных условий. Точную статистику мигрантов довольно трудно указать.

Существует несколько служб, которые ведут подобный учет. Также не всегда люди уезжают на время, а не навсегда. Некоторые не приходят по месту своей прописки для снятия с учета. Количество эмигрирующих людей из России учитывается Росстатом, исходя из данных МВД и миграционной службы.

Больше всего из России эмигрируют люди в европейские страны. Это связано с более высоким уровнем жизни там. В качестве примера можно отметить, что в развитых государствах Европы и Америки даже у безработных имеется хотя бы один автомобиль, который они могут позволить себе на социальное пособие. В то время как в России автомобиль считается предметом роскоши, который далеко не каждый работающий гражданин может себе позволить, особенно в провинции и деревне.

Важная информация для эмигрантов

При эмиграции следует учитывать разницу между проживанием в стране с визой и разрешением на работу и со статусом постоянного жителя. Во многих странах с рабочей визой можно проживать достаточно долго. Но при этом мигрант не считается гражданином страны, он просто гость. Соответственно, никаких социальных гарантий государство ему не дает. Он не может получить медицинскую помощь по социальной страховке.

После эмиграции человек сталкивается со многими проблемами, связанными с адаптацией на новом месте. Поэтому такое решение не принимается спонтанно, необходимо все тщательно обдумать. Гражданин отказывается от своей культуры, языка, привычного уклада жизни. Особенно чувствительным натурам это очень трудно дается, особенно людям среднего и преклонного возраста. Социальная адаптация в другой стране

Одним из самых необходимых навыков, как для эмигранта, так и для иммигранта является знание языка принимающей страны. В большинстве стран это обязательно должно подтверждаться соответствующим сертификатом, который открывает перед приезжим хорошие перспективы. Также часто в государствах имеются списки востребованных профессий, которые также стоит изучить перед выездом. Например, в Канаде и США востребованы инженеры, программисты. А вот найти работу переводчика или учителя довольно трудно.

Почему люди уезжают?

Проблемы миграции стоят по-разному в каждой стране. И в зависимости от государственной политики в отношении мигрантов будет зависть комфортность и благополучие пребывания иммигранта в стране. Чаще всего люди въезжают в страны с более высоким уровнем жизни, который включает возможность получить более качественную потребительскую корзину, социальные гарантии от государства, обеспечение жилой площадью, защищенность, получение образования и трудоустройство с хорошей заработной платой.

Эмиграция из России включает в себя несколько исторических потоков. В основном они были связаны с политическими мотивами. Советская власть всячески притесняла творческих людей (поэтов, писателей, художников, деятелей искусства), поэтому они стремились уехать за границу, где они могут свободно творить. В настоящее время люди эмигрируют в другие государства больше для получения образования и хорошей работы, более высокого уровня жизни, обеспеченной старости.

Если говорить о возрасте мигрантов, то практически 80% потока перемещающихся граждан составляет молодежь до 30 лет. Это объясняется мобильностью данной группы населения, их стремлением найти лучшее место для себя в жизни. Эмигрируют из страны и люди пенсионного возраста. Но у них имеются другие причины для этого. Чаще всего пожилые переселяются в другие страны по этническим мотивам, стремясь вернуться на историческую родину, или переезжают к своим детям и внукам.

Информация — Разное

Другие материалы по предмету Разное

Европейский Университет Финансов, Информационных систем, Менеджмента и Бизнеса.

Реферат по предмету:

Международные экономические отношения.

На тему: Трудовая миграция — сущность и виды.

студентка III курса, 137 группы

Последнее десятилетие 20-го века было отмечено большими изменениями в экономической и политической жизни стран Центральной и Восточной Европы, включая новые независимые государства, образовавшиеся после распада СССР. Одним из наиболее важных компонентов этих изменений является выход всех стран этого региона из миграционной изоляции и их активное включение в мировой миграционный обмен.

Исследования на уровне микроэкономики выявляют факторы, предопределяющие принятие индивидуальных решений о миграции (разработаны вероятностные, поведенческие модели) или побуждающие работодателей к найму иностранной рабочей силы. Существенными стимулами к эмиграции называют разницу между доходами, имеющимися и ожидаемыми в стране иммиграции, возможность найти надежное рабочее место, а в дальнейшем добиться разрешения на проживание, причем длительность проживания зависит от степени реализации ожиданий.

Работодатели заинтересованы в использовании труда мигрантов не только в связи с расширением производственных возможностей. Иностранная рабочая сила, увеличивая предложение на рынке труда в определенном квалификационном сегменте страны, облегчает выживание предприятий, которые испытывают конкурентное давление, но располагают ограниченным капиталом для инвестиций в рационализацию.

Возможна ориентация на многонациональный характер производства или увеличение капиталоёмкости предприятия с целью повышения производительности труда (что отражается на квалификационной структуре спроса на рабочую силу внутри страны).

Сущность и виды международной миграции.

Международная миграция рабочей силы — представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью широкого явления международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством. Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией — понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией въезд, в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

1) — В зависимости от географических направлений различают: внешнюю и внутреннюю миграцию населения. Под внутренней понимается перемещение населения между городами и регионами одной страны, а под внешней из одной страны в другую. В свою очередь внешняя миграция делится на:

2) — В зависимости от долговременности каждого перемещения, миграция населения делится на:

  • постоянную, или безвозвратную( имеет характер межконтинентальная миграция и миграция из села в город);
  • временную, как правило, внутриконтинентальную;
  • сезонную, связанную с ежегодными поездками на зароботки или кочевники;
  • маятниковую, предусматривающую ежедневные поездки к месту роботы за пределы своего населенного пункта.

3) — В зависимости от правового статуса миграция может быть легальной и нелегальной.

Нелегальные мигранты это лица, которые в поисках роботы въезжают в страну нелегально или прибывают в неё на законных основаниях и нелегально трудоустраиваются.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн. человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась до более 1 млн. человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а �

Признаки трудовой миграции

Выделяют признаки трудовой миграции на основе существующих норм международного законодательства:

  • Перемещение мигрантов осуществляется внутри страны (внутренняя трудовая миграция) и за ее пределами (внешняя трудовая миграция).
  • Порядок регистрации прибывающих мигрантов происходит согласно правилам принимающего государства.
  • Определенные сроки нахождения на территории страны, поэтому трудовой мигрант не находится на постоянном месте жительства.
  • Выбор места новой занятости, исходя из квалификации, причин, целей.
  • Законное оформление трудовых отношений между работником и нанимателем.

Таким образом, указанные признаки не включают нелегальную миграцию, поскольку трудовые мигранты должны становиться на учет в органах, отвечающих за прием иностранцев, а также соблюдать законы принимающей страны, оформлять соответствующие документы.

Положительные и отрицательные аспекты процесса

Как и каждый процесс, трудовая миграция имеет свои положительные и отрицательные стороны. К плюсам трудовой иммиграции можно отнести следующие факторы:

  • страны-экспортеры трудовых ресурсов «прокачивают» часть собственных трудовых ресурсов в более развитых странах, в результате чего получают по их возвращении на родину опытных работников с высоким уровнем квалификации, что в немалой степени способствует росту их собственных экономик,
  • экспорт трудовых ресурсов приносит валютный доход: фирмы-посредники платят отчисления в государственный бюджет, трудовые мигранты переводят домой заработанные деньги, привозят из-за рубежа автомобили, бытовую технику, одежду, ввозят средства производства для реализации собственных стартапов,
  • в период экономического спада эмиграция рабочей силы содействует снижению напряжённости на внутренних рынках труда.

К негативным последствиям международной трудовой миграции можно отнести:

  • безвозвратную потерю определённой части трудоспособного населения, которое остаётся работать в принявших его странах без намерения возвратиться на родину,
  • трудовыми мигрантами, как правило, становятся наиболее активные и трудоспособные граждане страны-экспортера рабочей силы, которые могли бы своими способностями и энергией существенно помочь её экономическому развитию,
  • международная трудовая миграция оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию в странах-экспортерах, где наблюдается тенденция к росту количества разводов и уменьшению рождаемости,
  • с прибытием в экономически благополучную страну зарубежной рабочей силы на её внутринациональном рынке труда начинает создаваться значительное напряжение и возрастает конкуренция, что способствует снижению уровня заработной платы в том числе для коренных жителей этого государства.

Службы и организации, регулирующие процесс

Трудовая миграция – явление глобальное, не ограничивающееся лишь странами бывшего СССР. Поэтому для недопущения ее стихийного характера на международном уровне принят целый ряд правил и документов, целью которых является упорядочивание миграционных процессов в целом и трудовой миграции в частности.

Международные

Основную  роль в вопросах регулирования ресурсов трудовой миграции играет Международная организация труда (МОТ). Именно этой структурой был разработан основополагающий документ в данной области – Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах. Основные его положения сводятся к созданию благоприятных и равных условий для всех мигрантов вне зависимости от национального происхождения, пола и расы. В то же время этот документ осуждает нелегальную миграцию и предлагает ряд мер, направленных на ее пресечение.

Государственные

Россия является членом МОТ, поэтому решения, принимаемые этой организацией, служат основой для формирования соответствующей нормативной базы в области трудовой миграции в нашей стране.

Государственным органом, осуществляющим регистрацию и учет мигрантов в РФ, является МВД. Ранее подобные функции выполняла отдельная структура – Федеральная миграционная служба (ФМС), однако она была ликвидирована с передачей ее полномочий полиции. В составе МВД существует Главное управление по вопросам миграции, при региональных УВД также сформированные управления и департаменты, комитеты, занимающиеся вопросами учета мигрантов, а также пресечением нелегальной миграции. Также существует министерство занятости труда и миграции, которое занимается регулированием и совершенствованием текущих процессов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector