Кносский дворец на крите
Содержание:
- История
- Тронный зал и другие помещения
- Что было внутри храма
- LiveInternetLiveInternet
- Навигация
- Тайны архитектуры Кносского дворца
- Кносский дворец – история
- Древняя история Крита и мифы
- Архитектурные особенности
- Литература[править | править код]
- Кносский дворец
- История сооружения
- Легендарный дворец
- Реставрационные работы
- Дворец
- Открытие Эвансом
- Кносский дворец: как добраться
- Где находится дворец и сколько стоит посещение?
История
Первый дворец-храм в Кноссе был построен в раннедворцовый период (ок. 2000—1700 г. до н. э.), на остатках находившегося здесь ранее неолитического поселения. Этот дворец был разрушен землетрясением ок. 1700 г. до н. э. Также высказывались[кто?] о внутренних беспорядках, приведших к разрушению старых дворцов.
Фреска «Парижанка», жрица божества, XV век до н. э. Археологический музей Ираклиона
Однако вскоре были проведены необходимые восстановительные работы, и на его месте в новодворцовый период был построен другой дворец, который и дошёл до нашего времени. Новодворцовый период (1700—1450 гг. до н. э.) — время высочайшего расцвета минойской цивилизации и особенно Кносса.
После сильнейшего землетрясения и огромного цунами между 1628 и 1500 г. до н. э. вследствие мощного извержения вулкана на острове Тира дворец был разрушен. В 1450 г. до н. э. пожар окончательно уничтожил Кносский дворец. Причём в это же время пожары уничтожили и другие похожие дворцы на Крите (Фест, Закрос и др.). Причина этих пожаров до настоящего времени не ясна. После гибели минойского Крита на остров переселяются греки-ахейцы, которые, в частности, заселяют и Кносс, перестраивая остатки минойского дворца под свои нужды. Так, в Кноссе появляется тронный зал. Ахейский Кносс также погиб от пожара. Причины точно не установлены, но большинство исследователей не склонны объяснять природными катаклизмами. Возможно, речь идет о каком-то внутреннем конфликте между ахейской верхушкой и местным населением. Окончательно ахейская цивилизация Крита прекращает свое существование с дорийским завоеванием.
Территория дворца больше не заселялась, но Кносс продолжал оставаться значительным городом-государством вплоть до ранневизантийского периода. Античный Кносс был родиной философа и поэта Эпименида (VII—VI в. до н. э.), архитектора Херсифрона (Χερσίφρων, VI в. до н. э.) и философа-скептика Энесидема (I в. до н. э.).
Кносский лабиринт
Кносская монета с изображением лабиринта
Золотой лабрис
Название «Кносс» известно по древнегреческим упоминаниям главного города Крита. Однако отождествление Кносса с городом бронзового века основывается не только на традиционных представлениях, но и на анализе римских монет, разбросанных по окрестностям мест раскопок и на большом кургане — холме, называемом Кефала, высотой 85 метров (279 футов) над уровнем моря. На многих из этих монет была надпись Кносс или Кноссион на лицевой стороне и изображение Минотавра или лабиринта на оборотной стороне. Оба изображения — символы, происходящие от мифа о царе Миносе, по легенде, правителе с Кносса. Монеты найдены вблизи римского поселения Colonia Julia Nobilis Cnossus, а римская колония располагалась как раз к северу и включала в себя холм Кефала. Считается, что римляне превратили Кносс в колонию.
Согласно греческой мифологии Минос велел Дедалу построить огромный лабиринт (который иногда сравнивают с двусторонним топором, или лабрисом), чтобы держать там своего сына Минотавра. Дедал также построил площадку для танцев королевны Ариадны.
Насколько сейчас известно, тем, кто увидел на массивной стене, частично откопанной Калокериносом, изображение лабриса и связал находку с легендарным лабиринтом, был именно американский консул, журналист и историк Уильям Стиллман, опубликовавший открытие Калокериноса. Он также был близко знаком с Артуром Эвансом, который поддержал эту идею. Позже оказалось, что догадка была вызвана, скорее, ассоциацией Крита с лабиринтом, нежели этимологией слова. Так или иначе, знак лабриса использовался по всему Микенскому миру в качестве апотропического знака, то есть присутствие такого изображения на предмете должно было предотвращать его уничтожение со временем. Топоры были вырезаны на многих камнях дворца.
Тронный зал и другие помещения
Тронный зал – отлично сохранившееся помещение. Название оно получило из-за массивного кресла из камня. Рядом расположена ванна для омовений. Предположительно, в этой комнате правители Кносса давали аудиенции. Но комплекс славится и другими постройками. Это помещения для хозяев дворца, придворной знати и жрецов.
А другие комнаты, напротив, имели служебное назначение:
- кладовые для хранения зерна и готовых продуктов
- кулурес (ямы, которые использовали для хранения зерна или для складирования остатков жертвенных животных)
- мастерская ремесленников
- бассейн для омовений всех входящих
Комплекс имел собственную таможню: в зале проходили досмотр все посетители.
Что было внутри храма
Кносский дворец был огромных размеров. Он вмещал в себя не только покои царей и его подданных, но и состоял из большого количества хозяйственных построек и складов. Ученые насчитали более тысячи помещений, среди которых были парадные залы, приемные, сокровищницы, тронный зал. Комнаты, залы, переходы не имеют определенных геометрических пропорций. Дворцовой комплекс по сложности расположения помещений скорее напоминает запутанный Лабиринт.
Но самое интересное, что на обнаруженных в окрестностях Кносского дворца римских монетах был изображен Минотавр или Лабиринт, где он обитал. Получается, что люди еще в далекие времена верили в страшное чудище. По другой версии храм минойцев имеет запутанную систему коридоров и комнат, так как в те времена строители избегали законов симметрии или вовсе их не знали.
Что увидят посетители Кносского дворца:
- Западный двор с ямами для жертвоприношений (по другой версии, в них хранилось зерно) и системой коридоров, который назывался «дорогой Процессий».
- Южный дом — сэр Артур Эванс датировал его 1600 г.д.н.э.
- Центральный двор с полами, вымощенными плиткой, был центральным во дворце, так как все значимые события происходили именно там.
- Южные Пропилеи с лестницей на этаж выше, где совершались культовые обряды.
- Трехколонное святилище с Большим залом и сокровищницей: в ней были найдена посуда, дары от прихожан и драгоценности.
- Западные кладовые, в которых хранили драгоценные предметы, ткани, шерсть, зерно, оливковое масло.
- Тронный зал с каменным троном и бассейном для омовений.
- Зал Фресок, где собраны шедевры античного искусства.
- Святилище из трех частей: именно в нем Эванс нашел глиняные таблички с Линейным письмом и оттиски печатей.
- Восточное крыло, где по мнению Эванса находились покои царской семьи.
- Парадная лестница, соединяющая четыре этажа.
- Зал Двойных Секир.
- Мегарон царя.
- Мегарон царицы.
- Косметическая комната с сокровищницей и…канализационным отверстием.
- Ремесленная мастерская.
- Склад Гигантских Пифосов.
- Коридор Затрикия, где были найдены доски для нард, шашек, шахмат.
- Коридор Северного Входа.
- Гипостильный Зал или «Таможня».
- Северный Бассейн для омовений.
- Театр или площадь, где вполне могли показывать спектакли или другие действия, чтобы развлечь царя и его семью.
LiveInternetLiveInternet
–Рубрики
- HAND-MADE, РУКОДЕЛИЕ (3088)
- бисероплетение (305)
- бумаготворчество (289)
- валяние (65)
- вышивка (45)
- вязание (724)
- декупаж (33)
- ёлочные игрушки (104)
- игрушки (1023)
- идеи для дома (617)
- мыловарение (71)
- рисование (23)
- Роспись (батик, акриловые краски, витраж) (44)
- свечи, подсвечники (32)
- скрапбукинг (66)
- сувениры,упаковки подарков (177)
- украшения, аксессуары (403)
- шитьё (380)
- БИСЕР (496)
- Брелки (16)
- Деревья из бисера (80)
- Объёмные фигурки (118)
- Украшения из бисера (174)
- Цветы из бисера (113)
- БЛОГ (36)
- помощь блоггерам (21)
- ВИДЕО (73)
- Pixar (5)
- Мультфильмы (12)
- ДЕТСКОЕ (24)
- сказка (8)
- ДОМ И ИНТЕРЬЕР (208)
- архитектура (22)
- Декор (137)
- Дизайн (42)
- офисы (5)
- ДОМ И СЕМЬЯ (43)
- КНИГИ И ЖУРНАЛЫ (51)
- Бисероплетение (22)
- пластика (3)
- КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ (81)
- КРЕАТИВ (100)
- ЛЕПКА (471)
- Глина (3)
- Папье-маше (18)
- Пластика, полимерная глина (250)
- Соленое тесто (70)
- Фоамиран (17)
- Холодный фарфор (104)
- Эпоксидная смола, УФ смола (25)
- МИР ВОКРУГ НАС (264)
- животные (167)
- жизнь (8)
- космос (6)
- люди (36)
- природа (55)
- цветы (2)
- МОДА И СТИЛЬ (52)
- МОИ РАБОТЫ / ХВАСТИК (29)
- НАУКА (6)
- ОТДЫХ (161)
- ПОЗИТИВ (136)
- ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (7)
- ПРАЗДНИКИ (391)
- 8е марта (20)
- День Святого Валентина (119)
- День Татьяны,День студента (2)
- Новый год, Рождество (114)
- Пасха (86)
- свадьба (34)
- Хэлоуин (16)
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ (26)
- РЕЦЕПТЫ И КУЛИНАРИЯ (322)
- Десерт и торты без выпечки (75)
- желе (35)
- Мороженое (13)
- Мясное (6)
- напитки (27)
- Прочее (5)
- Птица (4)
- Рыбное (3)
- Салаты, закуски, соусы (33)
- Сладкая выпечка (106)
- сладости (51)
- СТРАНЫ (146)
- ФЛОРИСТИКА (508)
- Деревья (89)
- Цветы (306)
- ФОТОГРАФИЯ (115)
- ХУДОЖНИКИ (238)
Навигация
Варианты
expanded
collapsed
expanded
collapsed
Ещё
expanded
collapsed
expanded
collapsed
На других языках
- Afrikaans
- አማርኛ
- العربية
- مصرى
- Asturianu
- Azərbaycanca
- Беларуская
- Беларуская (тарашкевіца)
- Български
- Català
- Cebuano
- Čeština
- Cymraeg
- Dansk
- Deutsch
- Ελληνικά
- English
- Esperanto
- Español
- Eesti
- Euskara
- فارسی
- Suomi
- Français
- Frysk
- Galego
- עברית
- हिन्दी
- Hrvatski
- Magyar
- Հայերեն
- Bahasa Indonesia
- Íslenska
- Italiano
- 日本語
- Қазақша
- 한국어
- Latina
- Limburgs
- Lietuvių
- Latviešu
- Македонски
- Nederlands
- Norsk nynorsk
- Norsk bokmål
- Polski
- Português
- Română
- Srpskohrvatski / српскохрватски
- Simple English
- Slovenčina
- Slovenščina
- Српски / srpski
- Svenska
- ไทย
- Tagalog
- Türkçe
- Українська
- اردو
- Oʻzbekcha/ўзбекча
- Tiếng Việt
- Winaray
- 吴语
- 中文
- 粵語
Тайны архитектуры Кносского дворца
Интересный факт о природе возникновения Кносса — это его строительство, которое происходило 2 раза. Первый — около 4 000 лет назад. Впоследствии мощнейшего наводнения дворец был разрушен. Второй раз — в период пребывания на Крите ахейцев. Считается, что Кносс был построен по подобию первого сооружения и, можно сказать, в точности повторял первоначальный вариант. Период 1700 – 1400-х гг. до н.э. считается расцветом Минойской эпохи. В это время архитектура, технологии и живопись развивались очень стремительно. Некоторые учёные даже обнаружили доказательства, что в этот период на Крите существовало одновременно несколько видов письменности: иероглифы (знаки и картинки), а также линейное письмо (контуры).
К примеру, некоторые помещения вырубались прямо в части скалы, а другие — строились отдельно из кирпича. Т.к. местность Крита подвержена землетрясениям, постройки укреплялись с помощью технологии многослойности: кирпичные участки прокладывались слоями дерева.
Известные всем по фотографиям красные и чёрные чередующиеся колонны не несли в себе какого-то особого значения, а выполняли исключительно роль поддержания потолка.
Кносский дворец – история
По мнению историков, огромный храм в городе Кноссе был возведен еще за две тысячи лет до наступления нашей эры. Археологические раскопки показывают, что на его месте ранее существовало поселение древних людей. К слову, храм, построенный благодаря огромным усилиям, просуществовал лишь около трехсот лет.
Причиной его разрушения стало сильнейшее землетрясение, которое кроме «раннего» Кносского дворца стерло с острова практически все строения. Сразу после природного катаклизма древние греки вновь взялись за работу и построили новый, просто таки гигантский дворец, руины которого и были обнаружены Артуром Эвансом в начале ХХ – го века.
Строительство нового дворца пришлось на расцвет города Кносса и минойской цивилизации. Минойская цивилизация, пожалуй, является одной из самых загадочных и малоизученных. Даже в наше время ученые не могут достоверно сказать, что означает само слово «минос». Некоторые говорят, что это «царский трон» и «власть» на Крите, а другие, высказываются, что это имя человека, правившего городом Кноссом во времена его расцвета, и построившего Кносский дворец. Увы, город Кносс и его роскошный дворец были вновь разрушены очередным землетрясением, которое, скорее всего, стало причиной цунами, накрывшего весь Крит. Детальное изучение развалин Кносского дворца позволило сделать вывод, что главной причиной гибели города стал пожар, распространившийся на все здания. Интересно то, что причина возникновения пожара неизвестна.
Более вероятной считается версия, согласно которой жители Кносса сами спалили родной город или знали о приближающемся бедствии. В пользу этой версии, которая и встречается в современных учебниках истории, говорит то, что во время раскопок на территории древнего Кносса не найдено скелетов людей и домашних животных. Горожане наверняка знали о пожаре и заблаговременно перебрались на побережье. Некоторые историки, опираясь на найденные в Палестине артефакты, сходные по форме с артефактами, обнаруженными на Крите, делают довольно смелое заявление: первыми жителями, населявшими Кносс, были Атланты. Эта версия довольно спорная, хотя само строительство огромного дворца, возраст которого примерно такой же, как и у египетских пирамид, говорит в пользу нее. Скорее всего, эта загадка истории в ближайшее время не будет разгадана, лишь с появлением новых технологий, позволяющих более подробно изучать морские глубины и то, что скрыто под многовековыми наслоениями, историки наконец-то дадут утвердительные ответы на вопросы: «Существовала ли Атлантида?» и «Где жили древние Атланты?».
Древняя история Крита и мифы
История острова Крит началась еще до рождения древнегреческих мифов, хотя именно в связи с ними он сейчас более всего славится. Миф о Минотавре и нити Ариадны широко известен во всем мире.
Согласно мифу, Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка – жил в критском лабиринте и был убит героем Тесеем. Единоутробная сестра Минотавра Ариадна дала своему возлюбленному Тесею клубок ниток, с помощью которого он сумел выбраться из лабиринта.
В древности Крит был центром минойской цивилизации,
процветавшей на острове приблизительно с 2700 по 1400 годы до н. э. и
считающейся древнейшей в Европе. Основными очагами культуры минойской
цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические
комплексы.
Сейчас на Крите можно увидеть раскопки нескольких дворцов
минойской культуры, самым известным и посещаемым из них является Кносский
дворец, находящийся на окраине Ираклиона. Кносский дворец был одним из культурных
и политических центров минойской цивилизации в 1900—1450 годах до н. э.
Восстановленный археологами фрагмент Кносского дворца
Минойская культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, в котором жил Минотавр, и мужа матери Минотавра – царицы Пасифаи, которая, согласно мифу, прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё инженером Дедалом.
Ни один из дворцов минойской цивилизации не имел защитных укреплений,
очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности. Минойцы
строили во дворцах многоэтажные здания с водопроводом и канализацией,
вентиляцией и отоплением, пользовались ваннами и бассейнами.
О религии минойцев известно не много. Храмы в религиозной
традиции минойцев отсутствовали, религиозные обряды совершались на природе или
во дворце. Судя по находкам археологов, минойцы почитали мужскую и женскую силы.
Они олицетворяли мужскую силу в образе быка, а женскую рождающую силу в образе
Великой богини-матери.
Критская богиня-мать в различные периоды истории изображалась по-разному. В музее археологии Крита в Ираклионе можно увидеть множество различных статуэток критской богини-матери.
Критские статуэтки богинь с поднятыми руками и символами земли и неба в виде змей и птиц на голове, 1350-1250 год до н.э., музей археологии Крита
Самым известным её изображением является Богиня со змеями – это 2 женских статуэтки, которые были найдены в Кносском дворце и датированы 1600 годом до н.э. На этих статуэтках богиня в обтягивающем лифе, который оставляет грудь обнаженной, в юбке с длинными воланами, с раскинутыми в стороны руками, в которых она держит змей. Змеи обычно являются символами земли, их ассоциируют с обновлением жизни.
Богини со змеями были истолкованы как предшественницы греческой
богини Афины, которая также была связана со змеями.
2 статуэтки Богини со змеями из музея археологии Крита, у статуэтки слева змеи обвивают руки, у правой статуэтки змеи в руках
В начале I тысячелетия до н. э Крит был завоеван древнегреческими
племенами, но критская минойская культура от этого не пришла в упадок, а
получила новый этап в своем развитии, который историки называют смешанная
микенская культура. Влияние микенской культуры распространилось на материковую
Грецию, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья.
В эпоху классической античности – с IV века до н. э. по II
век н. э – древнегреческая мифология особенно выделила остров Крит, признав его
родиной отца всех богов и людей — Зевса.
Отец Зевса титан Кронос пожирал всех своих детей, опасаясь рождения более сильного, чем он, наследника, но его жене Рее удалось спасти самого младшего сына — Зевса. По критскому варианту мифа, она обманула супруга и втайне родила Зевса на Крите в пещере в горе Дикта. Зевс рос в Диктийских горах, нимфы выкормили его диким мёдом и козьим молоком.
Диктейская пещера, или как ее называют – пещера Зевса, является сейчас одной из популярных достопримечательностей Крита. В результате археологических раскопок в Диктейской пещере были найдены античные алтари, множество статуэток, посвящённых Зевсу, а также керамика от раннеминойской до позднеримской. Из этого был сделан вывод, что Зевсу тут служили непрерывно около 2000 лет. От Ираклиона до Диктейской пещеры около 60 км, туристические агентства организуют сюда экскурсии.
Архитектурные особенности
Учитывая, что крито-микенская цивилизация была одной из древнейших на земле, ее гибель стала настоящей трагедией с точки зрения изучения культурного наследия и технических достижений человечества. То же справедливо и по отношению к Кносскому дворцу — вернее, к тому, что под ним подразумевается. Скорее всего, это было нечто вроде «города в городе» — по аналогии с Римом и папским Ватиканом: почти 24 тыс. м2 застройки, около 1300 помещений, включая погреба и склады с запасами на случай войны, и даже собственный водопровод с канализацией и прочими прелестями цивилизованной жизни на тот момент.
Доподлинно известно, что местные архитекторы не владели методом симметрии при строительстве: это хорошо видно по расположению помещений. Часть их вырублена в скальном массиве, часть — построена из кирпичей, еще часть несет в себе явные следы применения древесины. Кроме того, удивляет нестандартная технология изготовления колонн — они, в отличие от традиционной греческой архитектуры, расширяются не к основанию, а к верхней своей части.
Огромный комплекс достраивался практически постоянно и хаотично — с чем это связано, неизвестно. На сегодняшний день археологами и реставраторами частично восстановлены около 20 локаций, включая центральный двор, святилище, склад провизии и тронный зал.
Литература[править | править код]
- Андреев Ю. В. Дворец и «город» на Крите во II тыс. до н. э. // Советская археология. — 1988. — № 4.
- Андреев Ю. В. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы. — Л., 1989.
- Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). — М., 1961.
- Пендлбери Дж. Археология Крита. — М., 1950.
- Evans, Arthur J. The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustred by the discoveries at Knossos. — London: Macmillan, 1921–1936. — Vol. 1–4.
- Sinclair Hood. The Bronze Age Palace at Knossos: Plans and Sections. — British School at Rome, 1981. — 34 p. — (British School of Archaeology , Athens, Publications). — ISBN 978-0500960165.
- Marinatos S. Kreta, Thera und das mykenische Hellas. — Münch., 1986.
Кносский дворец
Кносский дворец, прославившийся историей о лабиринте с Минотавром и нитью Ариадны, находится в 5 км от центра Ираклиона. До Кносского дворца можно добраться на городском автобусе или при желании дойти пешком. Стоимость посещения Кносского дворца составляет 15 евро, если не покупать комбинированный билет.
Кносский дворец является крупнейшим археологическим памятником
бронзового века на Крите. Первый дворец-храм в Кноссе был построен в
раннедворцовый период 2000—1700 годы до н. э.
История самого места Кносс значительно более глубокая, по
оценкам исследователей, сделанной на основе радиоуглеродного анализа, первые
поселения в Кноссе датируют временами неолита – 7000–6500 годы до н.э.
Около 1700 года до н.э. во времена своего расцвета Кносский дворец и окружающий его город имели население 100 000 человек. Территория всего дворца занимала 2 гектара земли.
Первые археологические раскопки Кносского дворца начались в 1878 году, но основной вклад в исследование Кносса внес английский археолог Артур Эванс, начавший раскопки в Кноссе в 1900 году. Он скупил земли, на которых стоял дворец, нанял специалистов и к 1905 году в целом комплекс Кносского дворца был раскопан.
Дворец был многоэтажным и имел сложный план, состоящий из сотен различных помещений, соединенных ходами и лестницами. Тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, ванные комнаты – все это было богато украшено росписями на стенах. Параллельно с раскопками Эванс провел воссоздание части дворца в «первоначальном виде», как он это представлял себе.
Восстановленная роспись на стенах Кносского дворца
Сейчас территория Кносского дворца является музеем – это обширная территория археологических раскопок с некоторыми восстановленными фрагментами дворца. Здесь можно увидеть остатки древней системы водопровода и канализации, фрески на стенах, пифосы – керамические сосуды высотой с человеческий рост и выше, используемые для хранения зерна, вина или масла. По территории музея гуляют павлины, что создает еще более очаровывающее ощущение от посещения дворца.
Архитектурный элемент в виде рогов быка в Кноссе и вид на окрестности Пифосы – керамические сосуды высотой с человеческий рост и выше
Согласно греческой мифологии, лабиринт, в котором скрывался
Минотавр, находился во дворце царя Миноса, то есть в Кносском дворце. О том, где
точно в Кноссе находился лабиринт неизвестно. Существую различные мнения на
этот счет, по одному из них лабиринт располагался в окрестностях Кносского
дворца, по-другому, что под лабиринтом понимался сам Кносский дворец или что
лабиринт был непосредственно во дворце.
Павлин на руинах Кносского дворца
История сооружения
Дворец построили в древнем Кноссе (Knossos) — одном из главных городов в период минойской цивилизации. Надписи с его названием обнаружены на римских монетах. Монументальное сооружение было самым крупным в то время. По размеру и великолепию оно превосходило дворец Агамемнона в Микенах. Некоторые считают постройку в Кноссе бывшим обиталищем мифологического чудовища Минотавра. План здания с внушительным количеством комнат и закоулков заставляет в это поверить.
Из найденных рукописей известно, что дворец возводили два раза. Впервые его построили в стародворцовый период около 2000 года до н. э. Сооружение простояло 300 лет и было разрушено землетрясением. С 1700 года до н. э. начинается новодворцовый период, в который здание и было восстановлено. В то время население Кносса составляло более 90 тыс. человек. Заново отстроенный памятник выступал культурным и административным центром города.
Дворец не имел укреплений и защиты. Это могло говорить о том, что местные жители не боялись нападений народов из других городов или стран, хотя Кносс находился на пересечении морских торговых путей и мог подвергаться набегам пиратов.
https://youtube.com/watch?v=JCtG7daOJaY
В период 1630−1500 гг. до н. э. на острове Тира (Фира) произошло извержение вулкана. Оно повлекло за собой землетрясение и цунами, которые уничтожили многие города и Кносский дворец на Крите. Археологические исследования помогли узнать, что люди снова восстановили здание. Оно простояло около века, а в 1450 году до н. э. случился ужасный пожар, полностью разрушивший античный памятник.
Легендарный дворец
Великий город Кносс, резиденция легендарного царя Миноса и столица Крита, находился на северном берегу острова, в нескольких километрах от современного города Ираклион. Именно в городе Кносс, по преданию, герой Тесей убил Минотавра, чудовище, живущее в лабиринте и пожирающее людей. Помогла ему в том Ариадна, дочь царя, подарившая Тесею волшебный клубок.
Более того — по одной из версий, Кносский дворец как раз и был тем самым лабиринтом. С этой идеей согласны далеко не все исследователи, многие из них указывают на разницу во времени между появлением мифа и постройкой дворца. Некоторые исследователи предполагают, что тот самый лабиринт Минотавра должен был находиться где-то в стороне от дворца.
Реставрационные работы
На территории дворцового комплекса профессиональные раскопки вёл известный британский археолог Артур Эванс. В ходе работ экспедиция обнаружила немало фресок в самых разных частях дворца. Изображения сохранились фрагментарно, однако Эванс провел большие реставрационные работы.
Под руководством Эванса над реставрацией минойских фресок работали опытные швейцарские художники, отец с сыном. У них были одинаковые имена — Эмиль Жиллерон (Émile Gilliéron). Вот почему художников впоследствии стали называть Эмиль Жиллерон Старший и Эмиль Жиллерон Младший.
В Археологическом музее Ираклиона можно увидеть копии фресок Кносского дворца. На верхнем фрагменте — собрание людей на открытом пространстве дворца, возможно, на Центральном дворе. На нижней фреске — танец в священной роще Кносса. Мы с вами уже знаем, что фигуры белого цвета изображают женщин.
Если вы не связаны напрямую с реставрацией изображений, то наверняка у вас возникает закономерный вопрос: каким образом специалистам удается понять сам сюжет фрески? Здесь подключаются и хорошее знание истории, и воображение, и наметанный глаз профессионального художника.
Взгляните на нижний ряд. Если бы в вашем распоряжении были лишь фрагменты, смогли бы вы дорисовать недостающие части?
Экспонат из музея наглядно демонстрирует, каким образом реставраторы восстанавливают целые композиции по отдельным фрагментам.
Вот ещё одна отреставрированная фреска, с куропатками и удодом. Она украшала комнату для гостей в Западном крыле Кносского дворца.
В этом очерке представлены далеко не все фрески Кносса. Если вы интересуетесь более подробно этим вопросом, то без труда найдете информацию и о «Дамах в голубом», и о знаменитой «Парижанке».
Разумеется, фрески это не единственная достопримечательность Кносского дворца. В одном из следующих очерков я расскажу о постройках и самых интересных местах этого уникального комплекса.
Татьяна Трунова, сентябрь 2020
Другие достопримечательности Крита
- Археологический музей в Ираклионе — очерк об одном из самых известных археологических музеев мира
- Монастырь Палиани — очерк об одном из древнейших монастырей Крита
Что ещё можно почитать о фресках
Фрески Феофана Грека — в очерке о храме Спаса Преображения на Ильине в Великом Новгороде
Дворец
Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион. Найти город можно по следующим координатам: 35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д. или по адресу: Крит, Minoiton, Heraklion 71409.
Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.
Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.
Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.
К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.
Открытие Эвансом
Изначально раскопки на месте существования Кносского дворца провел в 1878 году греческий археолог Калокеринос. Ему удалось обнаружить некоторые артефакты, после обнародования которых к раскопкам проявили интерес европейцы. Англичанин Артур Эванс один из них. Эванс приезжает на остров в 1900 году и выкупает все земли, где, по его мнению, находятся остатки уникального здания. Но до 1905 года его работу нельзя назвать удачной: находки незначительны и малоинтересны.
А в 1905 году Эванс раскапывает артефакты, значение которых трудно переоценить:
- обилие предметов домашнего обихода
- фрески Принц с лилиями и Процессия
- фреску Игры с быком
- фреску Парижанка
- остатки дворцовых покоев, включая Тронный зал, и служебных построек (мастерские, хранилища)
- надписи на досках
Но Эванс не остановился на достигнутом: он провел масштабную реконструкцию построек. При этом сам выполнял работу архитектора. Именно благодаря этой колоссальной работе сегодняшние посетители имеют представление о том, каким было это сооружение после первой реконструкции (1700-1450 годы до н.э.).
Конечно, не обошлось без введения абсолютно новых деталей. Все колонны, которые украшают постройку, заново созданы Эвансом: минойцы для изготовления колонн использовали дерево, которое отлично предохраняло здание от разрушения во время толчков при землетрясении, но быстро сгнивало и повреждалось жучками-короедами. При реконструкции здание получило колонны, вытесанные из камня.
Ученые не имеют единого мнения о правильности принятого Эвансом решения: некоторые считают, что достаточно было просто законсервировать раскоп, а артефакты передать в музеи. Но, тем не менее, благодаря реконструкции памятник привлекает туристов.
Кносский дворец: как добраться
Способов добраться до древнего Кносса несколько. Однако все пути ко дворцу начинаются в столице острова Крита — городе Ираклионе. Таким образом, сначала необходимо приехать в HERAKLION, лучше прямо на центральный автовокзал, откуда и отправляются синие автобусы под номером 2 в город Кносс. Садиться нужно на платформе с надписью BUS TO KNOSOS.
Стоимость проезда по маршруту Ираклион-Кносский дворец — полтора евро в одну сторону, но брать следует билет в оба конца, так как в Кноссе нет билетных касс, и купить там билет невозможно.
Ехать лучше всего до конечной остановки. Для большей уверенности можно отыскать Кносский дворец на карте и определить его положение относительно автовокзала в Кноссе. В крайнем случае, любой местный житель подскажет путешественнику дорогу.
Итак, на подходе к дворцу можно быть уверенным, что экскурсия состоялась, и через минуту Кносский дворец, часы работы которого строго регламентированы (c 8 утра до 19 вечера, без выходных), гостеприимно распахнет свои двери. Обо всех изменениях в расписании работы музея администрация объявляет заблаговременно.
Где находится дворец и сколько стоит посещение?
Для ответа на этот вопрос нам понадобится супергерой, который явно приложил руку к большинству названий, связанных с древней Грецией. Правильно – Капитан Очевидность.
Посудите сами: минойскую цивилизацию назвали так потому, что ее основал царь Минос, Минотавра –так как в переводе это означает «Бык Миноса», Кносский дворец – потому, что он находится в Кноссе, а Кносс – это столица минойского Крита, которая была разрушена вместе с дворцом в результате извержения вулкана за 1450 лет до нашей эры.
Сам Кносс критяне впоследствии восстановили, но вот дворец оставили в руинах.
Кстати, это был уже второй Кносский дворец – первый был снесен землетрясением за 300 лет до этого.
Географически, древний Кносс находился на северо-востоке центральной области Критского острова, на берегу моря, в нескольких десятков километров от нынешней столицы острова – Ираклиона, дворец расположен в 5 км от центра города.
Добраться до него не сложно, автобусы курсируют регулярно. Их легко узнать по надписи наверху – КNOSSOS, это автобусы голубого цвета компании МINOAN LINES, отходят со станции около порта, а также от расположенного на площади Львов (Lion’s Square) фонтана. Ехать около 25 минут, стоимость проезда 1.50 евро. Билеты нужно купить заранее – туда и обратно, на конечной станции киоска нет. Интервал движения автобусов – не больше получаса.
Доехать на арендованном автомобиле тоже не составит труда – по всему пути к главной достопримечательности острова развешаны указатели, заблудиться не получится даже если очень захотеть. Непосредственно у входа в комплекс расположены три бесплатных парковки.
Дворец принимает туристов круглый год, однако есть зимнее и летнее расписание.
С мая по октябрь комплекс открыт для посетителей с 8.00 до 19.00, а в зимнее время (с ноября по март) с 9.00 до 15.00.
Вход на территорию дворца прекращается за 30 минут до закрытия. Часы его работы устанавливает министерство туризма, ежегодно публикуя расписание.
Бесплатно посетить дворец можно в первое воскресенье месяцев зимнего сезона и в международный день туризма – 27 сентября, а также в дни национальных праздников Греции.
У самого дворца обычно наблюдается интенсивное движение туристов, прибывающих в разное время и ищущих оригинальные сувениры или друг друга.
У входа есть туалеты, сувенирный магазин и кафе, где можно слегка перекусить хот-догами до или после осмотра дворца.
Цены не маленькие, апельсиновый фреш, к примеру – 4 евро, но делают качественно и порции большие.
Если вы прибыли в Кносский дворец самостоятельно, то всегда сможете присоединиться к организованной экскурсии на месте, что обойдется вам в 10 евро. Группы по 6-10 человек набираются каждые 15-20 минут. Интересно, что на территории дворца громко шумят цикады, и это мешает слышать экскурсовода.
Необходимо учитывать, что в летнее время в полдень солнце тут сильно припекает, поэтому совершить экскурсию лучше до 12 или после 16 часов, или же иметь с собой головной убор.
Тени практически нет — запаситесь водой и удобной обувью!
На осмотр всего комплекса понадобится не менее двух часов, которые, конечно же, стоит потратить, чтобы ознакомиться с легендарным архитектурным памятником минойской культуры, многие загадки которого до сих пор не раскрыты.