Собор василия блаженного в москве

Время работы и стоимость билетов

  • 1 июня – 31 августа: с 10:00 до 19:00.
  • 1 сентября – 9 ноября: с 11:00 до 18:00.

Стоимость билетов стандартная, также есть групповые и тематические экскурсии для детей и взрослых.

  • Взрослые, в том числе иностранные граждане – 350 р.
  • Студенты очной формы обучения в ВУЗах России – 100 р.
  • Студенты очной формы обучения в ВУЗах России в последнее воскресение месяца – 10 р.
  • Владельцы международных карт IYTC и ISIC – 100 р.
  • Семейный билет для граждан РФ и СНГ (мама, папа с одним или двумя детьми до 18 лет) – 600 р.
  • Школьники всех стран от 17-18 – 100 р.
  • Пенсионеры РФ и СНГ, а также льготные категории граждан РФ и СНГ – 100 р.
  • Дети и подростки до 16 лет – бесплатно.

Подробно о льготных категориях и бесплатном посещении вы можете посмотреть на официальном сайте музея.

Архитектурная композиция собора

Архитектура собора необычна. Храм Василия Блаженного – сооружение нарядное, праздничное, похожее на гигантский цветочный куст. У здания высотой 60 метров нет глубокого фундамента. Девять самостоятельных храмов с отдельным входом построены на едином основании – подклете (наземном подвале) – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.

Постройку возвели из кирпича, фундамент и цоколь – из белого камня. Стены храма толщиной 3 метра, высота приделов – 6 метров. За толстыми стенами устраивались тайники, в которых хранилась царская казна.

Первоначально снаружи храм окружала открытая галерея-гульбище. Центральная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы завершалась высоким шатром, отделанным внутри черно-красной росписью на белом фоне. Шатер – идея Божественного покрова, распростертого над русской землей – укреплен на «стояке», круговой конструкции, уходящей в небо. Наружный декор – пилястры, филенки, стрелы, розетки.

Приделы увенчаны луковичными главками-куполами с крестами. На луковках – изразцы, яркое и праздничное украшение с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному: воплощена идея частичных отличий при общем подобии. Трехшатровая открытая звонница с массивным колоколом дополняла ансамбль собора, роспись стен которого имитировала кирпичную кладку.

В 1588 году к собору пристроили десятую церковь над могилой московского чудотворца Василия Блаженного. Церковь – самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили богослужения: остальные храмы не отапливались. С XVII века имя придела перенесли на собор с «народным» наименованием «храм Василия Блаженного».

Со временем собор изменился: к нему пристроили одиннадцатую церковь, появилась ризница – хранилище церковных ценностей и святынь. Храм украсили сводчатыми шатровыми крыльцами с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи роспись – имитация кладки из валунов – «дикий камень».

12 июля 1561 года собор освятил митрополит Макарий. Каждая церковь получила посвящение в честь церковного праздника и дней, в которые проходили решающие бои за Казань. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. По наименованию главной церкви собор получил название. Перед храмом – памятник Минину и Пожарскому.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Мифы и легенды

Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.

Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.

Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.

Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.

Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.

В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).

В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: «Лазарь, поставь на место!» — и собор был сохранён.

В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.

Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

История создания

Завоевательный поход Ивана Грозного по взятию Казани подходил к концу. Решающее сражение завершило историю существования отдельного Казанского ханства, навсегда подчинив его и сделав частью Русского государства. 1 октября 1552 г. начался последний штурм Казани, он стал решающим сражением и привел к полному поражению казанских защитников.

Именно 1 октября праздновался день Покрова Богородицы, и поэтому большой каменный храм был заложен в честь этого праздника. Каждый из существующих приделов нового храма был в свое время походной деревянной церковью.

Эти церкви были освящены в честь тех праздников и дней поминовения святых, на празднование которых выпали знаменательные победы на пути к взятию города. Все эти походные церкви и объединили в большом Покровском соборе.

История создания обрастала множеством легенд. Одна из них говорит о мастере Постнике Яковлеве, по прозвищу Барма. Вторая легенда – что это не один мастер, а два архитектора. Согласно преданию, эти мастера были ослеплены по завершению строительных работ, чтобы они больше не смогли создать что-либо настолько совершенное.

Эта легенда довольно распространена, но особых подтверждений не имеет. Еще по одной из версий архитектор был посажен в темницу за хвастовство, что может создать церковь еще лучше.

Еще одна легенда говорит, что рядом со старой церковью находился почитаемый москвичами юродивый, Василий Блаженный. Он был прозорлив, лечил людей, предсказывал, юродствовал, и был очень почитаемым среди людей. Василий собирал деньги на постройку нового храма, а после передал их царю.

Подтвердить или опровергнуть окончательно эту версию нельзя, так как нет точных известий о времени смерти Василия Блаженного: возможно, он умер раньше, чем постройка собора была запланирована.

Интересные факты о соборе

  • 8 малых церквей расположены таким образом, что образуется восьмиконечная звезда; это символ Богородицы, одновременно – звезды Вифлеема.
  • До революции единственным приделом, имевшим отопление, был посвященный св. Василию. Именно поэтому здесь служили круглый год, тогда как в остальных приделах – только летом.

Нынешняя ограда существует с XIX в. Ранее она украшала набережную р. Неглинки, которая была «спрятана» в трубу, под землю. 

Что общего у храма Василия Блаженного и Спаса на крови 

Петербургский храм был построен на месте убийства Александра II, которое произошло в результате заговора революционеров 1 марта 1881 г. Как Покровский, куда переносили престолы церквей на месте казней, он построен «на крови», только… царской.

Как знать, не этим вызвана его стилистическая близость к «Василию блаженному»? Ведь «Спас» совсем не типичен для Петербурга, где больше церквей стиля барокко и классицизма.

Превратности судьбы

Француз Астольф де Кюстин, побывавший в Москве в 1839 г., писал:

К тому времени собор уже пережил нашествие Наполеона, по преданию, намеревавшегося взорвать «эту мечеть», как он именовал здание, или увезти его во Францию. Сделать не удалось ни того, ни другого – разобрать здание оказалось невозможно, а начавшийся дождь намочил порох, приготовленный для взрыва.

Новое время испытаний началось после 1918 г. Тогда был расстрелян последний настоятель, сщмч. Иоанн Восторгов, приход упразднили, правда, культурная ценность здания была настолько очевидна, что его не разрушили, а передали музею.

Реальная опасность нависла над бывшим «русским Иерусалимом» в 1930-е, когда руководство страны озаботилось реконструкцией Красной площади. Возникла идея сноса здания, которое мешало движению автомобилей. О том, почему и на этот раз уничтожить его не удалось, есть две не подтвержденных документально легенды:

согласно первой, инициатором сноса был Л.М.Каганович, который во время обсуждения «проблемы» убрал макет собора со схемы Красной площади, но был резко остановлен И.В.Сталиным, сказавшим: «Лазарь! Поставь на место!»; 

по другой версии, уничтожить здание не дал архитектор П.Барановский, который пригрозил совершить самоубийство, если это будет сделано; некоторые же рассказывают историю о том, что он якобы встал на колени перед партийным начальством. 

Современная жизнь храма, его статус, проводятся ли богослужения

Как все соборы Кремля, он к настоящему времени не принадлежит Церкви. Здесь – с советских времен филиал Государственного исторического музея. Однако с 1 октября 1991 г. здесь проводятся регулярные службы:

  • по воскресным дням; кроме того, тогда же читается акафист св. Василию;
  • на второй день после Пасхи;
  • на престольные праздники – но только Покрова Богородицы и блаж. Василия.

Как купить билеты в музей и сколько они стоят 

Вне богослужения вход – платный. Билеты можно приобрести как на интернет-странице Исторического музея, так и в кассе близ входа. Цена билета – 500 р. (для иностранцев – 1000 р.), предоставляется скидка 50% студентам, пенсионерам.

Заказ билетов  экскурсий: https://shm.ru/museum/hvb/

Как заказать экскурсию

Это можно сделать на сайте музея или в кассе. Музей предлагает 16 тематических экскурсий на разную тематику. Стоимость такой услуги составляет 2000-4000 рублей на 1 человека, для иностранцев – увеличивается в 2 раза. При этом сайт музея указывает, что экскурсии проводятся для групп не менее 15 человек, а стоимость входных билетов в цену не включена.

Часы работы 

Вход открыт с 10 до 18 ч. Время работы может меняться в зависимости от различных мероприятий на Красной площади, когда этот филиал музея закрывается.

Как добраться, ближайшие станции метро 

Большинство туристов добираются метро. Близ Красной площади находится сразу несколько станций – Охотный ряд, Китай-город, Александровский сад, Театральная.

Татьяна Сарачева, заведующая расположенным здесь филиалом музея, говорит: «Покровский собор — очень удачный пример сосуществования в одном храме и музея, и Церкви». В утверждении есть с чем поспорить, однако бесспорно: светским реставраторам удалось воссоздать атмосферу храма Москвы XVI в., погружение в которую оставляет неизгладимый след в душе каждого, побывавшего здесь. Вот лишь некоторые отзывы:

Осколок Святой Руси в современном мегаполисе – таков древний храм, «Русский Иерусалим». Но все же реальность иного, духовного мира, чувствует каждый, прикасающийся к этому чуду, созданному нашими предками. И выходит из этих стен пусть немного – но другим.

Наталья Сазонова

Оригинальность архитектурного проекта

Собор Василия Блаженного представлен сооруженными на едином фундаменте девятью церквями. Согласно представлению зодчих, он состоит из расположенной в центральной части кирпичного строения церкви, окруженной еще восемью приделами. Между собою все церкви соединяются внутренними переходами со сводами. Для фундамента, цоколя и отдельных элементов, декорирующих фасад, решили использовать белый камень.

Центральный придел воздвигнут в честь Покрова Божьей Матери. Это связано с чрезвычайно важным событием: непосредственно в этот праздник была взорвана крепостная стена Казани. Главенствующая над остальными церковь имеет вверху довольно высокий шатер.

До изменившей государственный строй революции 1917 г. комплекс состоял из 11 приделов:

  • Центрального или Покровского.
  • Восточного или Троицкого.
  • Приуроченного Александру Свирскому.
  • Посвященного Николаю Чудотворцу.
  • Расположенного в юго-западной части, чьим покровителем стал Варлаам Хутынский.
  • Западного или Входоиерусалимского.
  • Выходящего на северо-запад.
  • Смотрящего на север.
  • Приуроченного Иоанну Милостивому.
  • Воздвигнутого над местом упокоения блаженного, именуемого Иоанном
  • Сооруженного в отдельной пристройке в 1588 г. придела над могилой усопшего Василия Блаженного.

Все по задумке архитектора перекрытые сводами башни приделов венчают отличные друг от друга купола. Гармоничный ансамбль, органично соединенных между собой приделов собора Василия Блаженного, завершается трехшатровой открытой звонницей. В каждой из ее арок помещалось по массивному колоколу.

Архитектором было принято мудрое решение, позволившее на долгие годы оберегать фасад собора от атмосферных осадков. С этой целью стены собора покрыли красной и белой краской, имитируя тем самым кирпичную кладку. Каким составом были первоначально покрыты купола собора, сегодня остается тайной, так как их храм лишился по причине бушевавшего в городе в 1595 году пожара. Свой архитектурный облик собор Василия Блаженного сохранял до 1588 г.

По распоряжению Федора Иоанновича заложили десятую по счету церковь над местом погребения канонизированного к тому времени юродивого. Возведенный храм был бесстолпным и обладал обособленным входом.

В 17 столетии благодаря народному предпочтению название одного придела перешло на весь соборный комплекс, который с тех пор стал именоваться Храмом Василия Блаженного.

Интересные факты о соборе Василия Блаженного

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. В свое время священнослужитель пользовался особой любовью и уважением у москвичей. Его расстреляли большевики в 1918 г. за миссионерскую деятельность.

По этому поводу очевидцы рассказывали:

По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу.

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

А вот еще несколько интересных фактов о соборе:

  1. Через несколько десятилетий ему исполнится 5 веков, что делает его одним из древнейших соборов мира.
  2. Церковные службы во времена СССР в соборе Василия Блаженного не проводились. Вплоть до развала Союза он работал в качестве музея, как и многие другие древние храмы, например, Казанский собор в Санкт-Петербурге (см. 16 интересных фактов о Казанском соборе).
  3. Возведён он был всего за 6 лет, что в 100 раз быстрее, чем знаменитый Кёльнский собор в Германии, строительство которого отняло около 6 веков.
  4. Собор Василия Блаженного — народное название, а не официальное. А тот самый ров, что упомянут в оригинальном названии, исчез уже века назад.
  5. Чтобы внутри была правильная акустика, при строительстве собора в стены замуровали большое количество глиняных горшков, горловины которых направлены вовнутрь.
  6. Сейчас у собора Василия Блаженного десять куполов, но некогда их было целых двадцать пять.
  7. При строительстве в нём был обустроен потайной ход, соединявший собор с царской сокровищницей. Его случайно обнаружили около сотни лет назад.
  8. Во время Отечественной войны 1812 года Наполеон, войдя в Москву, повелел взорвать собор Василия Блаженного. Но погода не дала ему этого сделать — дождь намочил порох (см. 15 интересных фактов о войне 1812 года).
  9. Мощи Василия Блаженного, канонизированного после кончины, и по сей день находятся в соборе, который носит его имя.
  10. Сам Василий Блаженный прославился при жизни благодаря тому, что учил окружающих нравственности, подавая людям личный пример.
  11. Имя архитектора, построившего собор, до сих пор доподлинно неизвестно. Причём Иван Грозный, согласно легенде, после завершения строительства казнил либо ослепил его, чтобы несчастный архитектор никогда не смог построить ничего лучше.
  12. Фактически собор Василия Блаженного представляет собой одиннадцать церквей, объединённых в единый комплекс. А четыре из них посвящены святым, дни поминовения которых совпадали с днями важных сражений за Казанское ханство (см. 25 интересных фактов о Казани).
  13. До того, как Иван Грозный повелел построить каменный собор Покрова Святой Богородицы, на этом месте уже стояли деревянные церкви. Некоторые из них были возведены ещё в эпоху правления Ивана III Великого.
  14. Собор Василия Блаженного включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  15. Официально он принадлежит не РПЦ, а Государственному историческому музею. Хотя богослужения в нём всё равно проводятся.

Как выглядит собор

Собор состоит из 8-ми церквей, которые группируются вокруг центрального храма Пресвятой Богородицы. Четыре из них посвящены христианским праздникам, на которые пришлись основные бои за Казань. А как же остальные? Храм Василия Блаженного возведен в честь юродивого, чьи мощи там находятся. Церковь Святой Троицы построена на месте старой деревянной Троицкой церкви. Варлаам Хутынский, которому также посвящен один из приделов, считался покровителем царской династии. Церковь Николая Чудотворца построена в честь этого святого, а храм Входа Господня в Иерусалим посвящен соответствующему христианскому празднику.

Высота собора составляет 55 метров, а в своей пиковой точке достигает и 65 м.

Все части храма построены из кирпича, который был инновационным для того времени материалом.

Купола церквей имеют форму луковицы, хотя считается, что первоначально они были шлемовидными. Больше всего удивляет и поражает их яркая и необычная расцветка. Точного объяснения ей до сих пор нет, но, по легенде, именно так выглядел Небесный Иерусалим, который приснился Андрею Юродивому. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что его купола образуют восьмиконечную звезду — в православии она символизирует богородицу.

У входа в собор стоит памятник Минину и Пожарскому — организаторам восстания против польских захватчиков.

Внутри храм не такой просторный, каким кажется снаружи. Однако интерьер поражает своим великолепием: стены и потолок украшают иконы и фрески XVI-XIX веков. Посмотреть здание изнутри можно в часы посещения собора Василия Блаженного.

Начало ХХ в

Война с Францией и Наполеоном в 1812 г. едва не привела к разрушению храма. В нем солдаты держали лошадей, а по одной из легенд храм и вовсе хотели взорвать, и только божественное вмешательство в виде дождя его остановило. Несмотря на это, собор теперь был в плачевном состоянии. Его разграбили и повредили взрывами соседних зданий.

После окончания войны началась реставрация площади, но сам храм тогда еще не был восстановлен во всем великолепии: тогда была поправлена только ограда и опорная стена. В 1880 г. храм приобрел усадьбу, и на ней до 1918-го г. там жил его последний настоятель, о. Иоанн (Восторгов). В 1880-х гг. началась масштабная реконструкция храма. Ризница была украшена витражами, полы были укреплены.

Была созвана особая Комиссия, призванная обновить и отреставрировать собор в его изначальном виде. Но надвигавшаяся Октябрьская революция, ее последствия, и отсутствие средств, не позволила этому произойти.

Режим работы

Попасть в собор можно практически каждый день на проводимые экскурсии или просто так, заплатив за вход. Выходные дни – последний понедельник и первая среда месяца, а также каждый вторник. В летний период добавляется санитарный выходной каждую среду. Время посещения может сокращаться при температуре от -15 и при отдельных мероприятиях на Красной Площади.

Расписание работы храма изменяется в зависимости от сезона:

Летнее время (1 июня – 24 августа) 10:00 – 19:00
25 августа – 3 сентября 10:00 – 16:00
Осеннее время (4 сентября – 6 ноября) 11:00 – 18:00
Зимнее время (7 ноября – 30 апреля) 11:00 – 17:00
2 – 8 января 11:00 – 18:00
Май (1 мая – 31 мая) 11:00 – 18:00

За 1 ч до закрытия храма прекращается допуск туристов на территорию собора, а кассы закрываются за полчаса до закрытия.

Как создавался храм

Строительство собора было начато в 1555 году и длилось до 1561 года. Во время проведения реставрационных работ в 20 веке была установлена точная дата открытия собора – 12 июля 1561 года, день Святых Петра и Павла.

Доподлинно неизвестно, кто построил Собор Василия Блаженного

. Существует несколько версий, в которых исторические факты прочно переплелись с легендами.

По первой из них строительством руководили зодчий Постник Яковлев из Пскова и мастер Иван Барма (многие утверждают, что это был один человек). Согласно городским преданиям, по окончанию строительства они были ослеплены для того, чтобы лишить мастеров возможности повторить подобный шедевр.

Однако, историки уже доказали, что эта версия не более чем легенда, поскольку точно установлено, что Постник в дальнейшем принимал участие в возведении Кремля в Казани. Существует также версия, что собор был построен без единого чертежа, а ориентиром служила схема, нарисованная прямо на строительной площадке.

Согласно второй версии, в возведении храма принимал участие еще один архитектор, имя которого осталось неизвестным. Предположительно, он был из Италии, поэтому в архитектурном стиле храма заметны характерные элементы европейского Возрождения. Но каких-либо официальных документов, подтверждающих эту версию, также не сохранилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector