Гатчинский дворец-музей: уникальные экспонаты и факты

Гатчинский дворец при Павле I

Строительство величественного здания было завершено в 1781 году, но пожил в нем граф совсем недолго — через два года он умер.

Екатерина II любила Гатчину, она и прежде, при Орлове, часто бывала здесь, приезжая на охоту и участвуя в светских забавах. Неудивительно, что вскоре она выкупила поместье у братьев Орловых и подарила его сыну Павлу, который перестроил дворец по своему плану.

Работы выполнялись архитектором Винченцо Бренной, а позже Андреем Захаровым. Павел I увлекался военным делом и в тоже время был почитателем романтизма и рыцарства. Перед дворцом он построил плац, где регулярно проводил парады и смотры армии. Боковые галереи были надстроены и стали закрытыми.

Видимо, император опасался той же участи, что постигла его отца Петра III (император был отстранен от власти и убит), поэтому на плацу был устроен ров, заполненный водой, через который перекинули четыре моста, также были установлены пушки и решетки. Все эти преобразования усилили сходство Гатчинского дворца с европейским замком

Но, как известно, эти предосторожности не уберегли императора от смерти (в марте 1801 года он был убит в другом замке — Михайловском)

После смерти императора поместье перешло императрице Марии Федоровне, а затем её сыну — императору Николаю I. При нем архитектор Роман Кузьмин провел самые значительные перестройки здания, в частности, была возведена церковь, построена новая парадная лестница и были перестроены каре. На плацу в 1851 году установлен памятник императору Павлу I, выполненный скульптором Джованни Витали.

В марте 1881 года в результате террористического акта был убит Александр II, сын Николая I. Вступивший на престол Александр III покинул Зимний дворец и уехал в Гатчину. Здесь вместе с семьей он прожил несколько лет и неслучайно его часто называли Гатчинским затворником. При нем были проведены телефон и электричество, построены новая канализация и водопровод, устроено калориферное отопление.

После революции в 1917 году дворцово-парковый комплекс стал одним из самых крупных Государственных музеев Петербурга.

Перед началом оккупации Гатчины в 1941 году удалось вывести многие музейные экспонаты, а часть их была спрятана в земле. В сентябре 1941 года одна из бомб повредила дворец, а в 1944 году при отступлении оккупанты подожгли строение.

Поскольку интерьеры дворца очень сильно пострадали в военное время, было принято решение не восстанавливать музей. Только в 1976 году началось воссоздание исторического здания, а в 1985 году для посещения было открыто несколько залов.

В настоящее время завершена реставрация большинства дворцовых помещений и Гатчинский дворец, как и в предвоенное время, восхищает посетителей своим убранством, созданным трудами великих мастеров XVIII–XIX веков и реставраторами нашего времени.

История Гатчинского дворца

История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.

Дворец графа Орлова

В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.

Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.

Гатчина при Павле

После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.

В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.

Гатчинский дворец при Николае I и Александре III

Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.

Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.

Гатчина после революции

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.

После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.

Второй этаж Центрального корпуса

По парадной лестнице можно подняться на второй этаж, откуда можно пройти либо в галерею с выставкой оружия, которую мы уже осмотрели или пройти в залы Центрального корпуса. Первое помещение это Аванзал. Здесь ожидали приема императора и здесь происходил развод караула охраны дворца.

Из Аванзала можно попасть в Мраморную столовую.

Все комнаты идут одна за другой. За Мраморной столовой располагается тронный зал Павла I, а далее Малиновая гостиная, названная так в честь трех малиновых гобеленов, украшающих зал, подаренных императору Павлу I Людовиком XVI.

За Малиновой гостиной располагается Парадная опочивальня, та самая, из которой есть потайной ход в подвалы дворца.

Дальше следует Овальный будуар императрицы Марии Федоровны из которого можно пройти в башенный кабинет императрицы.

Из окна кабинета открывается чудесный вид на парк и на галерею дворца.

Из Овального будуара мы попадаем в Туалетную Марии Федоровны, супруги Павла I.

Двигаясь дальше по часовой стрелке мы попадаем в Зеленую угловую комнату. Эта комната связывает тронную императрицы Марии Федоровны и правую циркульную галерею дворца.

Из тронной мы попадаем в самое большое помещение второго этажа и всего Центрального корпуса. Это Бальный зал. Его площадь составляет 250 кв. метров. Не трудно догадаться, что именно здесь проходили пышные торжества и балы. Зал украшен статуями, античными горельефами, мраморными рельефами.

Дареное не дарят

Строительство дворца началось в 1766 году, но дело шло очень медленно. К 1768 году замок едва был доведен до карниза, в 1770—1772 гг. велись работы по внешней отделке. И лишь в 1781-м замок был готов окончательно: об этом свидетельствует доска, которая до середины XX века висела в центральном корпусе здания.

Чертежи фасадов Гатчинского дворца, 1781 год. (Pinterest)

Счастливый владелец нового дворца граф Григорий Григорьевич Орлов не поскупился на внутреннее убранство: он покупал мебель, картины и украшения, которые прекрасно демонстрировали состоятельность императорского фаворита. Правда, описи имущества графа не сохранились. Но в 1783 году Орлов скончался, и Екатерина II выкупила собственный подарок у братьев своего бывшего помощника и передарила сыну Павлу. Наследник престола в то время был ограничен в средствах, и реорганизацией Гатчины занялся только после того, как достроил резиденцию в Павловске.

Приоратский дворец

В Гатчине расположен еще один знаменитый замок Павла I — так называемый Приоратский дворец. Построен он был в 1799 году по приказу самого императора. В России подобных дворцов больше нет: стены созданы по особой технологии землебита, который представляет собой спрессованный суглинок, пропитанный известняковым раствором. Внешне дворец напоминает средневековый католический монастырь.

Интересна и сама история создания Приората. Как известно, Павел I, которого часто называют последним рыцарем Европы, был тесно связан с Мальтийским орденом. Во время Французской революции потерявший значительную часть имущества орден обратился за помощью к русскому императору, который повелел создать в России «Великое Приорство» Мальтийского ордена. Именно для приора ордена принца Конде Павел I задумал построить летнюю резиденцию неподалеку от собственной.

Подземный ход и потайные двери

Взявшись за дело, Павел I изменил все на свой лад. Сам городок стал больше напоминать военное поселение, да и дворец подвергся некоторым изменениям. Структура постройки осталась та же: центральное здание соединяется двумя полукруглыми галереями с прямоугольными каре, кухонным и конюшенным. Каре несли на себе вспомогательную функцию — в них располагались хозяйственные помещения (конюшенное позже переименовали в арсенальное). Парадные залы расположили в центральной части дворца.

Отличительная особенность Гатчинского дворца — секретный подземный ход, дополненный множеством потайных дверей, коридоров и комнат, благодаря которым можно было незаметно покинуть замок или просто быстро переместиться из одной части дворца в другую. При Павле вместо луга перед дворцом раскинулся плац-парад, который обнесли бастионной стенкой. Внутренние интерьеры дворца приспособили к нуждам придворного церемониала.

Подземный ход Гатчинского дворца. (Pinterest)

Павел I, которому в 1851 году установили памятник перед дворцом, использовал гатчинскую резиденцию для своей излюбленной «игры в солдатики»: до восшествия на престол у наследника был небольшой отряд, который он и тренировал здесь по прусскому образцу. После смерти Павла I в 1801 году Большой дворец в Гатчине больше не переходил в частные руки, а передавался по наследству членам императорской семьи.

Наибольшую роль в политической жизни страны Гатчина играла при Александре III. Император не жаловал Петербург, и большую часть года проводил в загородной резиденции, лишь изредка возвращаясь в столицу. Кстати, именно поэтому первая междугородняя телефонная линия в стране была в 1882 году проведена от Гатчины до Петербурга.

Архитектура Гатчинского дворца

Гатчинский дворец – архитектурно-дворцовый ансамбль, сочетающий черты классицизма в интерьерах с элементами средневековых замков во внешнем облике.

Комплекс включает:

  • Главный корпус с пятигранными башнями по сторонам.
  • Две полукруглые галереи.
  • Два прямоугольных здания с восьмигранными башенками по углам.

Здание расположено на холме, северный фасад обращен к Белому озеру и Дворцовому парку, южный – на плац внутреннего двора. Первый этаж главного здания и галерей отделан простыми пилястрами. Окна украшают рельефные наличники.

На втором этаже богатые пилястры и колонны. Третий этаж – с простейшими наличниками на окнах.

Северный фасад открывается постепенно при обходе и выглядит скромно. Центр фасада украшает балкон с ажурной решеткой. К аркам входных дверей ведет широкая гранитная лестница, имеющая всходы с трех сторон.

Изогнутые галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми зданиями. Внешние углы, сглажены восьмигранными башнями, что подчеркивает сходство дворца со средневековым замком.

Н.А.Львов и его технология возведения глинобитных зданий

В настоящее время Приорат — единственное сооружение в России, построенное по технологии землебита. Его предложил использовать архитектор Н.А.Львов (1753-1803), прозванный «русским Леонардо». Он хотел доказать этим, что в России возможно возведение глинобитных зданий, которые дешевле, безопаснее и экономичнее деревянных строений.

Суть технологии в следующем. В специальной форме слой за слоем прессуется суглинок: из 10-сантиметрового слоя получается 6-сантиметровый, затем засыпается новый слой, прессуется и т.д. Полученные блоки скрепляются известковым раствором.

Для проверки Львов по этой технологии возвел несколько сооружений, и только потом приступил к строительству Приората. Так, в 1797 г. для фаворитки императора Павла Е.И.Нелидовой была построена «хижина», а в Гатчинском парке — угол избы.

Форма для изготовления землебита

Дочь архитектора Львова так описывает предысторию Приората:

Достопримечательности Гатчины

Дворцово-парковый комплекс «Гатчина» состоит из обширных парковых территорий, на которых находится 2 озера, Гатчинский дворец, Приоратский дворец, несколько павильонов и собственный регулярный сад. Вход в парк свободный, вход в другие объекты – по входному билету.

Гатчинский парк

Гатчинский парк имеет обширную территорию и условно делится на Английский сад и Регулярные сады при дворце. В Английском саду (свободной части парка) расположено большинство парковых сооружений, а также два озера – Белое и Серебряное. Парк красиво украшен аллеями, а через озера построены ажурные мостики. В Английском саду расположены такие объекты, как Гатчинский и Приоратский дворцы, Памятник Павлу I, озера и пруды, терраса-пристань, Адмиралтейские и Березовые ворота, Адмиралтейство, водный лабиринт, портал «Маска», павильоны Венеры и Орла, а также некоторые другие.

В Регулярных садах при дворце (вход по отдельному билету) Вы найдете Липовый сад, Верхний и Нижний Голландский сады, а также Собственный сад. Все они выполнены с элементами ландшафтного дизайна. Сады украшены скульптурами и галереями.

Гатчинский дворец (замок)

Гатчинский дворец – это огромное трехэтажное здание с башнями, больше похожее на замок, нежели на дворец. Дворец считается доминантой всего Гатчинского парка. Строительство его относится к концу 18 века. Несмотря на преобладающий стиль классицизм, дворец больше напоминает средневековый замок. Осмотреть сооружение можно не только снаружи, но и внутри, где восстановлена часть интерьеров, также выполненных в стиле классицизм. Для осмотра открыты Тронные залы, Белый и Картинный залы, Малиновая гостиная, Мраморная столовая, анфилада, парадная опочивальня, Оружейная и Чесменская галереи, подземный ход и некоторые другие комнаты.

Ninara/Интерьеры Большого Гатчинского дворца

Приоратский дворец

Приоратский дворец – это небольшое, но чрезвычайно живописное здание, также выполненное в замковом стиле. Расположено на берегу озера. Эффектность зданию придает остроконечная крыша, выложенная контрастной красной черепицей. Внутри дворца сейчас находятся Капелла и залы временных выставок.

Собственный сад

Собственный сад (регулярный) примыкает непосредственно к Гатчинскому дворцу. Вход на территорию сада осуществляется по отдельным билетам. Здесь расположены уникальные статуи 18 века, открытые галереи, ландшафтные решения, выполненные в виде лабиринтов кустарников. Место считается достаточно камерным и уютным.

Павильоны

Гатчинский парк украшает и несколько красивых павильонов, таких как павильон Венеры и павильон Орла. Это небольшие сооружения романтического вида, расположенные на фоне живописной природы. Например, павильон Венеры находится на небольшом острове на озере, в окружении воды. Внутри павильон украшен различными панно и росписями. Павильон Орла – это ротонда, украшенная колоннами.

Alexandra Zharkova/Собственный садик в Гатчине

Чесменская галерея и другие галереи дворца

Настало время ознакомиться с интерьерами галерей, соединяющих Центральный корпус дворца с Кухонным каре и Арсенальным каре. Кстати говоря подробный план Гатчинского дворца с описанием помещений и интерьеров есть все на том же официальном сайте музея вот по этой ссылке.

Стоит отметить, что в основном все открытые для показа интерьеры, комнаты и экспозиции расположены на втором и третьем этажах дворца и находятся в Центральном корпусе. Поэтому отложим Центральный корпус на сладкое и осмотрим галереи дворца.

В галереи второго этажа, примыкающей к Кухонному каре расположилась выставка оружия Гатчинского дворца. Стены галереи реставрированы не до конца.

Рядом расположена так называемая Чесменская галерея дворца. В настоящее время в полном своем великолепии галерею можно наблюдать только на выставленной здесь же фотографии. Сама же галерея не отреставрирована и находится в таком состоянии, в каком прибывала с 1944 года. Чесменская галерея была одним из самых красивых залов Гатчинского дворца, а свое название получила в честь трех полотен, украшавших зал. Картины были написаны художником Якобом Филиппом Хаккертом на тему Чесменского боя.

О былой роскоши Чесменской галереи сейчас можно судить только по остаткам лепнины на стенах.

С другой стороны Центрального корпуса симметрично Чесменской располагается Греческая галерея. Греческой галерея называется потому, что в ее оформлении были использованы только греческие мотивы, картины, рельефы, скульптуры, все складывается в единый ансамбль.

Галереи первого этажа заняты бытовыми помещениями музея, а третий этаж есть только у Центрального корпуса, поэтому осмотр галерей Гатчинского дворца можно считать состоявшимся.

Соборы и церкви Гатчины

Город порадует любителей культового зодчества красивыми храмами. Церкви Гатчины отреставрированы и содержатся в хорошем состоянии.

Покровский собор

В Гатчине находится самый большой храм Ленинградской области. Его освящение во имя Покрова Богородицы состоялось перед самым началом I Мировой войны. Тогда не успели закончить отделку фасада, поэтому синие купола вплоть до 2011 г. возвышались над красными кирпичными стенами. После Революции здание, вообще, использовалось как склад. Молитвы под сводами собора вновь зазвучали лишь в последнем десятилетии прошлого века. Храм, возведенный в старорусском стиле, тщательно отреставрирован и сегодня выглядит великолепно.

Никольская лютеранская церковь

  • График работы: вторник, четверг, воскресенье, с 9:00 до 14:00.
  • Телефон.
  • Адрес: проспект 25 Октября, 39. Остановка транспорта «Кирха».

Октябрь 1928 г. ознаменовался знаковым событием для лютеранской общины Гатчины. Тогда прошла первая месса в новой каменной кирхе, рассчитанной на 220 прихожан. Здание с портиком, поддерживаемым дорическими колоннами и облицованное известняком, быстро вошло в число главных архитектурных достопримечательностей города. Вплоть до 1938 г. особняком владели лютеране финны-ингерманландцы. Затем церковь была закрыта. Только через 52 года кирху вернули верующим. В 1990 г. отреставрированное здание включили в Федеральный реестр архитектурно-исторических памятников.

Залы Гатчинского дворца

Главный элемент убранства залов Гатчинского дворца – большие живописные полотна. Для этого архитектор определил место, разделив площадь стен тонкими профилированными тягами.

Мраморная столовая

Мраморная столовая площадью 110 квадратных метров использовалась для парадных обедов. Стены украшают живописные полотна. Главное украшение зала – колонны каррарского мрамора с капителями.

Установленные на невысокие пьедесталы, они поддерживают карнизы, богато украшенные лепниной. Стволы колонн декорированы валиками. Пышная отделка перекрытия, полотнища дверей, паркет геометрического рисунка выглядят торжественно и строго.

Гипсовые барельефы на стенах изображают сцены из мифов о греческом боге виноделия Дионисе. Лепной потолок украшен двумя живописными плафонами. Изящно смотрятся предметы декоративной бронзы: часы и подсвечник, мраморный камин, украшенный зеркалом в бронзовой золоченой оправе.

Тронная Павла I

Торжественный и нарядный зал площадью 50 квадратных метров. Украшают зал французские гобелены и декоративные ковры из Индии. Над камином – гобелен богини плодородия Цереры.

Паркет из ценных пород дерева. В центре паркетного покрытия переплетенные венки, окруженные фигурной сеткой из ромбов. Резное золоченое тронное кресло – работа придворного мастера Мейера.

Довершает убранство зала бронзовый стол с круглой доской из яшмы и деревянные белые торшеры. На потолке – лепнина с одноглавыми орлами, венками, гирляндами с обильной позолотой.

Малиновая гостиная

В Малиновой гостиной гобелены и мебель вишневого цвета. Украшает зал люстра из слоновой кости с бронзой и декоративные вазы, украшенные фигурками детей, гирляндами цветов, листьев, гроздьями винограда. Обитая малиновым бархатом резная мебель доставлена во дворец из Франции.

Двери гостиной украшены живописными панно на мифологические сюжеты. Полотнища дверей сверкают золоченым резным орнаментом. Карниз декорирован лепными деталями. Паркет расписан букетами и венками.

Парадная опочивальня

Парадная опочивальня площадью 72 квадратных метра. Каждая стена имеет оригинальную отделку, построенную на сочетании белого и голубого цветов, изысканно оттененных позолотой. Голубой лионский шелк, вытканный серебром медальонами, букетами цветов украшает стены. Размещенные напротив друг друга зеркала создают видимость бесконечного пространства.

Резная кровать огромных размеров с балдахином над ней соседствует с синими фарфоровыми вазами в золоченой бронзе и сочетается с декором дверных полотен. В алькове – потайная дверь на темную винтовую лестницу, ведущую в покои императора.

Белый зал

Белый зал площадью 250 квадратных метров – для многолюдных торжественных церемоний. Лепные украшения стен, мраморные барельефы, арочные оконные проемы, двери из ценных пород дерева с мраморными наличниками украшают зал. Статуи в египетских одеяниях и жрецы с жертвенным подносом, выполненные из черного мрамора, смотрятся необычно и грациозно.

Туалетная комната

Туалетная комната дворца украшена лепниной. Стены серо-голубого цвета с изображением венков, зверей и птиц. Простенки оживлены гирляндами. Над дверями – панно со спящими мраморными амурами. Паркет украшает виртуозный рисунок растительного характера.

Аванзал

Аванзал – приемная для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, открывает анфиладу парадных помещений. Зал площадью 55 квадратных метров при Павле I служил для смены караула, охраняющего внутренние покои дворца.

Стены украшает лепной декор: шлемы римских воинов, знамена и щиты. Над мраморным камином с лазуритом – портрет императора Павла I. Вдоль стен расставлены стулья красного дерева.

Подземный ход

Подземный ход длиной 130 метров ведет в грот и выходит на берег Серебряного озера. Стены хода отделаны известняком. Это один из многих ходов подземелья, образующих ходов. В подвалах хранили пищу и вино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector