Архитектура исаакиевского собора
Содержание:
- 2-й Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
- История строительства
- Собор сегодня
- Храмы-предшественники
- Интерьер
- Колоннада
- Исаакий во всей красе
- Собор-музей
- Архитектурно-художественный декор
- История
- Интерьер Исаакиевского собора
- Практическая информация
- Особенность колоннады
- Наружное убранство
- Колокольня и купол
- Три предшественника Исаакиевского собора
2-й Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Когда первая церковь обветшала, был заложен 2-й Исаакиевский храм в камне в 1717 году. Пётр I собственноручно заложил первый камень в основание новой церкви во имя Исаакия Далматского 17 августа 1717 года.
Вторая Исаакиевская церковь строилась в стиле «петровского барокко» по проекту видного зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови. После его кончины в 1719 году строительство возглавил Николай Гербель. К этому времени уже были исполнены фундаменты.
По облику церковь напоминала Петропавловский собор. Это сходство ещё более усиливалось благодаря стройной колокольне с часами-курантами в третьем ярусе, привезёнными Петром I из Амстердама вместе с часами для Петропавловского собора. Высота шпиля колокольни почти равнялась высоте шпиля башни Адмиралтейства.
В мае 1735 года удар молнии вызвал пожар в церкви, и она серьёзно пострадала. В результате ремонта по проекту и под наблюдением архитектора Пьетро Трезини отстроили заново стены и галереи, вместо железа купол был покрыт медью, а своды заменены каменными.
В церкви вновь стали проходить богослужения. Но при производстве работ стало ясно, что из-за осадки грунта храму требуется большие исправления или даже совершенная перестройка.
Указом Сената от 15 июля 1761 года Савве Чевакинскому было поручено проектирование нового здания. Проект не был воплощён, но именно Чевакинскому принадлежит идея переноса церкви дальше от реки — в одном из вариантов место для неё было выбрано там, где находится современный Исаакиевский собор.
История строительства
Собор св. Исаакия Далматского представляет собой эталон классического стиля в архитектуре. Его правильные формы и строгое убранство соответствуют духу Санкт-Петербурга.
Первая церковь
По распоряжению Петра I рядом с Адмиралтейством был выделен участок для небольшой церкви. Она предназначалась для работников верфи. Под храм решили переоборудовать чертежный сарай. Работами руководил архитектор из Голландии Герман ван Болес.
Одноэтажное здание увенчали шпилем и возвели небольшой купол над алтарным пространством. Богослужения в церкви начались в 1710 г. На службах часто присутствовал царь. Именно ему принадлежала идея дать имя храму в честь святого, в день памяти которого он родился. В 1712 г. в церкви провели венчание Петра I со второй супругой – Екатериной Алексеевной. Исаакий стал не только покровителем царской семьи, но и всего нового города.
По мере разрастания города, церковь уже не могла удовлетворить нужды прихожан. Корпус был маленьким и тесным, не вмещающим всех желающих. Потому решили построить новое здание на берегу Невы. Деревянный остов разобрали.
Вторая церковь
Камень в фундамент нового храма был торжественно заложен Петром I в августе 1717 г. В строительных работах принимало участие несколько архитекторов:
- Г. Маттарнови
- Н.Гербель
- Г.Киавери
- Я.Неупокоев
- М. Земцов
План и художественное оформление корпуса соответствовал тенденциям «петровского барокко». В разрезе основание напоминало латинский вытянутый крест. Внутри церковь делилась на 3 нефа и имела боковые притворы. Общая протяженность здания составляла 60,5 м, а максимальное расширение – 32,4 м. Практически никакого декора внутреннего интерьера не предусматривалось. Окна застеклили, а крышу покрыли железом.
Внешний облик Исаакия отчасти имел сходство с Петропавловским собором. Идентичность двух зданий усиливало наличие изящной звонницы, увенчанной шпилем. Она была оборудована часами-курантами, привезенными из Европы. Исаакиевская колокольня поднималась на высоту 27,4 м. Длина шпиля -13 м. Верхушка заканчивалась флюгером – фигурка ангела с крестом в руках. Иконостас для церкви расписывали московские иконописцы из мастерской И.Зарудного.
В 30 –х гг. 18 в церковь дважды сильно пострадала от удара молний. Были проведены восстановительные работы. Однако вскоре стало ясно, что место, где стоит корпус сильно подтапливается. Фундамент стало размывать. Обследование, проведенное архитектором С. Чевакинским в 1760 г., констатировало необходимость демонтажа и переноса здания на другой участок.
Третий собор
Сенат распорядился назначить Савву Чевакинского главным проектировщиком нового сооружения. Но, составленный им план не был реализован. В разработке эскиза деятельное участие приняла императрица Екатерина II. Она подсказала идею вновь обустроить звонницу над базиликой. Закладка фундамента была произведена в 1868 г. В честь этого знаменательного события даже отчеканили специальную памятную медаль. По приказу Екатерины II, для строительства собора привозили шлифованный камень и гранит из Финляндии.
Собственный план обустройства Исаакиевской церкви предложил итальянский зодчий А. Ринальди. Он предусматривал воздвижение колокольни и 5 куполов, в верхней части сооружения. Для облицовки стен архитектор рекомендовал использовать мрамор. Смерть императрицы не позволила воплотить идею в жизнь. Преемником Ринальди был назначен В. Бренне. Дефицит финансирования вынудили его внести значительные изменения в первоначальный рисунок здания. Оно стало меньшего размера и имело всего один купол. Высота колокольни также была сокращена. Мрамор, заготовленный для отделки, отдали в Михайловский замок.
Храм Исаакия получился малогабаритным и недостаточно красивым. Буквально сразу же после освящения в мае 1802 г, возник вопрос о его переделке.
Собор сегодня
В 1948 году храму был присвоен музейный статус. Лишь в 1963 году закончилась реставрация Исаакиевского собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а памятник Фуко, свидетельствующий о том, что Земля вращается, сняли.
Как уже упоминалось, в 1990 году в храме была совершена первая, после долгого перерыва, Божественная литургия Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
В 2005 году между музеем-памятником “Исаакиевский собор” и Санкт-Петербургской Епархией было подписано соглашение о совместной деятельности. Сейчас службы в храме проводятся каждое воскресенье и в праздничные дни, а также концерты и экскурсии для детей и взрослых.
Храмы-предшественники
Первая церковь в честь Исаакия Далматского появилась в 1710 году. Для сооружения одноэтажного здания с колокольней и шпилем пригласили зодчего из Нидерландов Германа ван Болеса.
Зимой 1712 года именно здесь прошло венчание государя Петра I и Екатерины I. Позже царь собственноручно разобрал пропитанный корабельной смолой храм, так как он оказался слишком маленьким.
Модели первого, второго и третьего Исаакиевского собора (справа налево)
Через 5 лет была заложена вторая церковь в стиле «петровского барокко», но ее достроили уже после кончины государя. Новый храм стоял примерно там же, где сегодня красуется Медный всадник. По архитектуре он походил на Петропавловский собор, а по высоте шпиля равнялся Адмиралтейству. Стройную церковь украшали часы, которые царь привез из путешествия в Амстердам.
Нева отличалась сильными наводнениями, и вода часто подмывала храмовый фундамент. Такое соседство было разрушительным, поэтому было принято решение разобрать здание и сложить его на новом месте. Летом 1761 года специальным указом Сената архитектором нового храма стал Савва Чевакинский. Однако, по ряду причин этот проект так и не был осуществлен. Единственное, что удалось зодчему, так это выбрать место под будущий собор.
Через несколько лет императрица Екатерина II распорядилась начать стройку и выбрала архитектора Антонио Ринальди. Старательный зодчий построил церковь до карниза, но, когда государыня скончалась, покинул Россию. Так проект Исаакия стал напоминать классический долгострой.
Занявший престол Павел I нанял итальянского зодчего Винченцо Бренну. Весной 1798 года тот взялся за дело, однако, из-за урезания финансирования был вынужден изменить первоначальный проект. В результате на роскошном фундаменте из мрамора выросли стены из простого кирпича. Массивное здание имело приземистые формы и искаженные пропорции. Проект завершили в 1802 году. Несоответствий было так много, что вскоре стало понятно — собор придется капитально реконструировать.
Интерьер
В Исаакиевском соборе можно увидеть уникальную коллекцию русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840-1850 годов. Его украшают 170 живописных произведений (большая часть выполнена маслом по штукатурке, другие – на холстах и меди).
Проект размещения сюжетов в Исаакиевском соборе Огюст Монферран подготовил в соответствии с пожеланиями Святейшего Синода и лично императора Николая I. Они касаются важнейших событий библейской истории.
В западной части собора расположены росписи на темы Ветхого Завета, а в центральной и восточной частях храма — росписи на евангельские сюжеты. В двадцати нишах пилонов расположены праздничные иконы, написанные художниками Т. Неффом, К. Штейбеном и Ч. Муссини.
Важную роль в оформлении играют позолоченные орнаменты сводов собора. Наиболее часто встречаются мотивы меандра, плетёнки, пальметты, листьев и цветов лотоса; широко использованы спирали, жемчужники, ионики, волны; повсюду гирлянды листьев и завитков аканта, цветов и фруктов, причудливо вьющихся виноградных лоз. В интерьере соединены мотивы итальянского Ренессанса, барокко и ампира – особое очарование Исаакиевского собора.
Архитектор поручил Ивану Петровичу Витали изготовление моделей скульптур для сводов, а штукатурные и лепные работы – «лепного дела мастеру» Ивану Дылеву. Он был талантливым крепостным, которому Витали помог выкупиться и сделал своим постоянным помощником. Они не только выполнили орнаменты в соборе, но позже в точности повторили некоторые из них в оформлении Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца.
Пропорции скульптур святых и ангелов сознательно искажены с учётом восприятия снизу, с расстояния в 28 метров.
Руководил живописными работами в Исаакиевском соборе крупнейший представитель русской академической школы, ректор Академии художеств Василий Козьмич Шебуев.
«Портрет заслуженного ректора Академии Художеств Василия Кузьмича Шебуева».
Холст, масло. 1852 г., Государственный Русский Музей. Источник
Живописное убранство создавали преимущественно выпускники Императорской Академии художеств, а также иностранные мастера: Василий Козьмич Шебуев, Фёдор Антонович Бруни, Карл Павлович Брюллов, Фёдор Павлович Брюлло, Пётр Васильевич Басин, Евгений Александрович Плюшар, Тимофей Андреевич Нефф, Франц Николаевич Рисc, Николай Михайлович Алексеев, Иоганн Конрад Дорнер, Козрое Дузи, Фёдор Семёнович Завьялов, Николай Аполлонович Майков, Алексей Тарасович Марков, Константин Антонович Молдавский, Чезаре Муссини, Пётр Михайлович Шамшин, Карл Карлович Штейбен, Семён Афанасьевич Живаго, А. Никитин, В. Сазонов.
В работе художников устанавливалась строгая последовательность. Сначала просматривались и принимались эскизы, потом картоны в натуральную величину и затем – окончательно – росписи на стенах. Работу оценивали многие инстанции: Совет Академии художеств, Комиссия по строительству собора, Синод и лично император Николай I. Если художник собирался внести в картину какое-то изменение, он должен был сначала уведомить об этом Комиссию, Комиссия – Синод. Следовал обмен бумагами, после чего предложение принималось или отклонялось.
Отметим, что сначала Огюст Монферран предполагал, что храм будет декорирован фресками и картинами на религиозные сюжеты. Однако в промозглом климате Петербурга живопись приходила в негодность ещё до освящения собора, и всё решили перевести в мозаику.
Колоннада
В архитектуре здания важным элементом являются колонны. Они опоясывают корпус внизу, образуя портики по 8-16 столбов в каждом. Второй пояс из монолитных колонн протянулся вдоль купола.
Верхняя колоннада
При строительстве храма впервые в России была опробована технология подъема крупногабаритных тяжестей на значительную высоту (до 40м). Столбы вырезались из гранитных монолитов вблизи г. Пютерлак (Финляндия). Их габариты составляют:
- высота – 14 м;
- вес – 64 – 114 т.
Колонны отвечают характеристикам коринфского ордена:
- основание (база)
- длинный каннелированный (с вертикальными желобками) ствол
- капитель (венец в виде растительного орнамента)
Верхняя колоннада используется в качестве смотровой площадки. Попасть на нее можно с помощью двух винтовых лестниц, по 200 ступеней в каждой:
- южная – для входа
- северная – для выхода
Нижняя колоннада
Громоздкие колонны в нижнем ярусе здания возводились до начала основного строительства. Постамент и столб сделаны из гранита. В фундамент каждой колонный вмурована монета – рубль из серебра, отчеканенный в 1837 году. Под центральным столбом заложена медаль с изображением императора Николая I, выполненная из платины.
Исаакий во всей красе
Храм был освящен 30 мая 1858 года как кафедральный собор столицы. На его возведение и обустройство из казны была потрачена колоссальная, по тем временам, сумма — 23 миллиона рублей. Для сравнения: в те годы самая дородная корова стоила 3 рубля, а добротный дом можно было построить за 100-150 рублей.
Размеры Исаакия: высота — 101,5 метра, длина — 111, 3 метров, ширина около ста метров, диаметр купола снаружи — 25,8 метра. Но не только благодаря гигантским габаритам храм выгодно выделяется среди себе подобных, но и вследствие богатой облицовки как внутри, так и снаружи.
112 монолитных колонн разных размеров делают монументальное сооружение воздушным и легким. Наружная отделка серым рускеальским мрамором создает благородный и величественный вид. С каждой стороны фасады украшены барельефами, горельефами и скульптурами, сюжет которых не повторяется.
Собор-музей
В1963 году историко-художественный собор-музей «Исаакиевский собор» был открыт для широкой публики. После реставрации открылись великолепные интерьеры храма, вновь мозаики и росписи мастеров девятнадцатого века предстали перед посетителями в своем неповторимом великолепии.
Особое место среди экспонатов музея занимал маятник Фуко, свисавший с купола собора. В определенное время маятник запускали, при колебании можно было увидеть его отклонение относительно нанесенных меток на полу – это подтверждало, что земля вертится.
В стенах храма стоит великолепный бюст – скульптурный портрет архитектора Огюста Монферрана, изготовленный скульптором А.Фолетти, из тех же сортов мрамора, что были применены при отделке собора. В экспозиции музея выставлены макеты рассказывающие о строительстве здания и макет уменьшенной копии Исаакиевского собора, стенды с подробным описанием и гравюрами, архитектурными чертежами, документами того времени, связанные со строительством и личностью зодчего Огюста Монферрана.
Исаакиевский собор одновременно является музеем, где наиболее полно освещена жизнь и творчество великого зодчего Огюста Рикара де Монферрана. Здесь можно узнать не только о строительстве самого большого храма России, но и о другом не менее значимом и известном памятнике, воздвигнутым гением неподалеку на Дворцовой площади — Александровской колонне.
В процессе экскурсий проводимых в музее, посетители знакомятся с историей возведения собора, способами строительства того времени, инженерными изобретениями, которые впервые были применены при сооружении грандиозного здания. Особый интерес и восхищение у экскурсантов вызывают интерьеры собора, поражающие великолепием и богатством убранства — флорентийские мозаики, росписи, скульптурные композиции, элементы декора.
История жизни и творчества великого зодчего Огюста Монферрана и тех великих мастеров, которые создали этот шедевр архитектуры, будут не мене интересны в повествовании гидов, проводящих экскурсии.
С 1991 года в храме четыре раза в год совершаются церковные богослужения.
Сегодня Исаакиевский собор один из главных культурных центров Санкт-Петербурга, кроме культурно-просветительской и экскурсионной деятельности, здесь ведется большая научная работа в сфере изучения исторического, художественного, декоративно-прикладного и архитектурного наследия, постоянно проводятся и совершенствуются реставрационные работы с применением самых передовых технологий.
Строительство и история Исаакиевского собора неразрывно связаны с историей и жизнью нашего великого города с первых дней его существования по сию пору.
С недавнего времени Исаакиевский собор приобрел совершенно новый художественный облик, который создает подсветка фасадов и купола, рисуя его торжественный силуэт в светящейся панораме ночного города.
Гордость и восторг перед величием человеческого духа охватывают людей, когда они поднимаются на подкупольную колоннаду, где находиться смотровая площадка. С этой высокой точки перед взором гостей открывается прекрасная панорама Санкт-Петербурга и все основные архитектурные достопримечательности исторического центра. Колоннада собора является одной из самых удачных мест для фото и видео съемок парадных видов Петербурга с высоты птичьего полета.
Архитектурно-художественный декор
Сохраняя традиции классицизма, ведущий архитектор решил вопрос касательно архитектурно-художественного убранства здания несколько по-своему. В итоге, Исаакиевский собор – замечательный образец не только монументального, но и декоративного искусства.
В девятнадцатом веке для украшения зданий широко использовалась скульптура, и Исаакий не стал исключением. Грамотное расположение скульптурных композиций сглаживает переходы от одних частей сооружения к другим, усиливая при этом впечатление от отдельных элементов.
Устройство собора стандартно для православных церквей восемнадцатого столетия: входы расположены с южной, западной и северной сторон; восточная часть отведена под алтарь и иконостас. Все внутреннее пространство делится на три нефа с помощью внушительных пилонов. Высота центральной части составляет шестьдесят девять метров, крайних – двадцать восемь метров.
В иконостасе сделаны три арки. Центральная украшена двумя лазуритовыми колоннами, через нее осуществляется вход в главный алтарь святого Исаакия Далматского. Алтарное окно украшено одним крупнейших европейских витражей: его площадь составляет двадцать восемь квадратных метров. Он создан немецким мастером Айнмиллером, и характеризуется тщательным подбором цветов, их яркостью и глубиной.
Витражи крайне редко используются в православных сооружениях, однако в данном случае они не только отлично вписываются в окружающую обстановку, но придают ей особенно торжественный вид. Боковые арки ведут в приделы с малыми иконостасами святого Александра Невского и святой Екатерины.
Богато украшен и барабан центрального купола: золоченые скульптуры двенадцати ангелов-кариатид чередуются с живописными изображениями двенадцати апостолов. Свет из многочисленных окон отражается от позолоченных скульптур, и в сочетании с богатой живописью они производят на посетителя потрясающий эффект.
К внутреннему оформлению собора приложил руку живописец Карл Брюллов – он расписал плафон площадью восемьсот шестнадцать квадратных метров. Рисунок идет по кругу, центр художник оставил свободным – это придает ощущение легкости и бесконечности небесного пространства. Нижний край плафона оформлен таким образом, чтобы смягчить переход от строгих архитектурных форм к пышным и торжественным художественным изображениям.
Под самим куполом парит запечатленный в скульптуре голубь, символизирующий собой Святой Дух
Важное значение имеют позолоченные люстры-паникадила, весом по три тонны каждая – они удачно поддерживают ощущение торжественности и величия
В целом собор являет собой яркий образец эклектики: в его убранстве сливаются воедино строгость форм и холодность гранита и мрамора, округлость куполов и богатство позолоты, яркость витражей, сверкание люстр и насыщенность красок росписи.
История
На самом деле современный Исаакиевский собор — далеко не первый петербургский храм, известный под таким названием. Его имя намного старше самого здания. Первоначально так называлась построенная в 1710 году деревянная церковь, которую основал сам Петр I для рабочих, занятых в судостроении. В ней же император венчался со своей супругой Екатериной Алексеевной. Храм был назван Исаакиевским в честь христианского монаха-отшельника Исаака Далматского, которого Петр считал своим святым покровителем.
Литография по рисунку первой Исаакиевской церкви (1845 год)
Спустя 7 лет стало ясно, что для быстро растущего города эта церковь слишком мала, и началось строительство второго храма — уже каменного. О том, каким он был, сегодня можно узнать лишь по сохранившимся рисункам и чертежам архитектора Гербеля. Это здание в результате решили демонтировать, поскольку его начала подмывать вода из Невы.
Южная сторона второй Исаакиевской святыни на рисунке Николая Гербеля (1721 год)
Третий собор строился с 1766 по 1802 год, однако тоже оказался неудачным. Ввиду нехватки средств роскошный дорогостоящий проект пришлось переделать, и в результате здание с красивым мраморным основанием было достроено кирпичом. Современники приняли его не слишком хорошо, по Санкт-Петербургу ходили насмешки и эпиграммы. Поэтому уже через 7 лет после торжественного открытия было принято решение о реконструкции и объявлен конкурс на лучший проект.
Изображение третьего собора на гравюре (И. Иванов, 1816 год)
Ни одна из конкурсных работ так и не пришлась императору по вкусу, и он перепоручил этот вопрос известному инженеру и чиновнику Августину Бетанкуру. Тот решил, что с задачей справится молодой архитектор Огюст Монферран, и оказался совершенно прав. В итоге именно Монферран составил план перестройки храма, в ходе которой от старого здания сохранилась лишь алтарная зона.
Портрет Огюста Монферрана (19 век) — известного зодчего, по плану которого выстроено современное здание Исаакиевского собора
Работы длились в общей сложности около 40 лет, потребовав участия более 400 тысяч человек. Наконец, в 1841 году здание было готово. Началась отделка, также затянувшаяся более чем на десятилетие. Весной 1858 года в Исаакиевском соборе прошла церемония освящения.
Интерьер Исаакиевского собора
Интерьер Исаакиевского собора выполнен в стиле эклектики. Имеет богато украшенное убранство, в том числе мозаикой, живописью и камнем.
Стены облицованы белым итальянским мрамором, низ стен — чёрным сланцем, колонны и пилястры — светло-розовым и вишнёвым тивдийским. Всего на облицовку собора пошло около 14 сортов мрамора.
Внутреннее пространство собора разделено на три нефа массивными перекрытиями с арочными проемами (проходами).
В соборе находятся алтари: главный посвящен Исаакию Далматскому, другие два — Великомученице Екатерине и благоверному Александру Невскому.
Собор освещают семь больших люстр. Вес каждой люстры — 3 тонны.
Своды собора расписаны лучшими из лучших мастерами своего дела.
Росписи в соборе посвящены святым писаниям и идут от начала собора (западная дверь) к иконостасу — от сотворения мира (Адама и Евы) до пришествия Иисуса Христа и страшного суда.
Такая система оформления храмов позволяет наиболее полно раскрыть суть христианского учения в ярких зрительных образах.
Некоторые работы в соборе заменены с традиционной живописи, которая при климате Петербурга быстро портится, на вечную живопись — мозаику, которая не стареет, не портится и не тускнеет.
Всего в соборе 62 мозаики.
Мозаику набирали прямым набором из маленьких кусочков смальт — сплав стекла и окиси металла. В то время было известно 12 тысяч оттенков смальты, что позволяло создавать непревзойденные по красоте и глубине работы. Швы тонировали цветным воском.
Лучшем примером мозаичной церковной живописи в Петербурге является Спас на Крови (храм Воскресения Христова), который считается одним из крупнейших собраний монументальной мозаики в Европе.
Самая большая мозаика в Исаакиевском соборе — «Тайная вечеря», расположенная над царскими вратами иконостаса. Её размер составляет более 18 квадратных метров.
— Вознесение Господне. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. С оригинала Т. Неффа;
— Рождество Богородицы. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. По оригиналу Т. Неффа;
— Тайная вечеря. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-1902. С оригинала Н. Майкова;
— Святой Петр. Мозаичная мастерская Академии художеств. Первое десятилетие 20 века. С оригинала П. Басина.
В барабане центрального купола видна живопись, изображающая 12-ть учеников-апостолов и Богоматерь во славе, которая в голубом облачении восседает на троне. Рядом с Богоматерью изображен Иоанн Креститель с поднятой рукой.
Поднятая рука от локтя до пальцев — 2,5 метра.
Выше в куполе находится голубь — христианский символ Святого Духа. Голубь, как и окружающие ангелы скульптуры, выполнен в гальванопластики и внутри полый (пустотелый).
Вся скульптура золоченая, голубь медный и покрыт серебром. Размах крыльев голубя равен 2-м метрам 6-ти сантиметрам.
Диаметр купола собора составляет 22 метра.
Внимание в соборе привлекают и большие «скульптурные» бронзовые двери. Самой большой является главная дверь — западная, её площадь составляет 42 квадратных метров, а вес — более 20 тонн
Встроенный зубчатый механизм позволял и позволяет сегодня легко открывать и закрывать дверь двум человекам.
В Исаакиевском соборе, как в полу, так и на стенах, находятся вентиляционные решетки — это так называемая калориферная система Амосова, которая отапливала собор путем проникания горячего воздуха.
В подвалах стояли печи, их топили дровами и углем. Мощности для обогрева не хватало, и даже летом в соборе было +8 градусов.
Потом собор подключили к городской сети центрального отопления. Сейчас зимой в соборе + 19-+18 градусов, влажность — 50-60%.
Практическая информация
Адрес: СПб, Исаакиевская площадь, 4
Время работы собора: 10.30 — 18, по средам он закрыт. Колоннада работает ежедневно с 10 до 22.30 с 1 мая по 30 сентября. В остальное время — с 10 до 18, и каждую третью среду месяца она закрыта.
В период «Белых ночей» на колоннаду Исаакиевского собора поднимаются и ночью:с 22.30 до 4.30 утра (1 июня — 20 августа).
Цены на билеты смотрим на официальном сайте: .
Кстати! Имейте в виду что в ведении музея находятся еще три питерских церкви: Смольный собор, Храм Спаса-на-Крови и Сампсониевский собор на Выборгской стороне.
Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская».
Eurotraveler.ru
Особенность колоннады
Описание колоннады Исаакиевского собора заслуживает отдельного внимания. Впервые в истории гранитные монолитные блоки были подняты на высоту более 40 метров.
«Но как изготавливались колонны Исаакиевского собора?» — вопрос интересный. Удивительно то, что строительство полностью велось крепостными рабочими, но с использованием механизма, специально построенного для поднятия колонн на высоту, ведь вес каждой колонны варьировался от 64 до 114 тонн.
Сейчас колоннада Исаакия является самой известной смотровой площадкой г. Санкт — Петербурга. Подняться на неё можно только пешком по винтовой лестнице, но, поднявшись, вы не забудете эти впечатляющие виды на центр города и реку Неву никогда.
Наружное убранство
Здание справедливо называют «музеем цветного камня». Для его декорирования задействовано 43 вида горных пород и минералов. Среди них:
- гранит
- мрамор
- яшма
- порфир
- малахит
- ляпис-лазурит
Фундамент и цоколь состоит из гранитных плит, которые вырезали в каменоломнях на территории Финляндии. Из таких же плит выложены ступени лестницы и платформы для колонн. По периметру здания обустроены портики. В них установлено 48 массивных столбов.
Верхнюю часть каждого портика украшает горельефное изображение:
- «Воскресение Христа» (север)
- «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» (восток)
- «Поклонение волхвов» (юг)
- «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия» (запад)
Сюжеты взяты из библейской истории и жизнеописания святого Исаакия Далматского. Автор эскизов – К.П. Витали.
Колоннадное пространство разделено на 3 части. Боковые своды имеют прямоугольную форму потолка, а центральный – круглую. Они декорированы розетками из меди, скульптурными изображениями ангелочков и цветов. В пространстве портиков установлены изваяния 12 апостолов. На полу рисунок из чередующихся в шахматном порядке плит серого и красного гранита, а также белого мрамора.
Вдоль фронтонов вырезаны надписи:
- «Господи, силою твоею возвеселится царь» – на севере
- «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся вовеки» – на востоке
- «Храм Мой храм молитвы наречется» – на юге
- «Царю царствующих» – на западе
В пространстве портиков установлены изваяния 12 апостолов.
Колокольня и купол
По задумке архитектора, над собором было возведено 5 куполов. Центральная, самая объемная маковка, условно разделена на 3 части:
- нижнюю
- среднюю
- наружную
Благодаря размерам, Исаакий давно утвердился в рейтинге крупнейших купольных сооружений мира. Диаметр наружной части – 25 м, а внутренней – 22,15 м. Свод собора возвышается на расстоянии 101,5 м от земли. По окружности купола находятся 24 окна. Вокруг срединной части проходит балюстрада. На постаментах установлены 24 скульптуры ангелов, символизирующих людские добродетели. Верхушка свода увенчана «фонарем». В оформлении этого архитектурного элемента использовались:
- 8 оконных проемов полукруглой формы
- 8 коринфских колонн
- изображение Святого Духа в образе голубя, выполненное из посеребренной бронзы
Сверху на навершии фонарика установлен крест. Церемония его установления прошла в торжественной обстановке в 1839 г. Для совершения молебна на специальную платформу поднялись священнослужители и освятили крест. Для золочения всех 5 глав храма израсходовано 100 кг золота.
При храме построены 4 угловые звонницы. Внутри них подвешены колокола, изготовленные из сплава серебра, меди и олова. Самый большой набат имеет массу 30 т. Он с 1848 г. располагается в северо-западной башне.
Три предшественника Исаакиевского собора
Каждому жителю Санкт-Петербурга известно, что на месте нынешнего величавого собора св. Исаакия последовательно сменялись три церковных здания. Первое из них было возведено еще по приказу Петра Великого в 1707 году.
Храм был заложен в день рождения царя, 30 мая, и назван в честь св. прп. Исаакия Далматского – святого, почитаемого в этот день. Простая деревянная церковь была возведена очень быстро, а через пять лет Петр обвенчался с ней со своей второй супругой Екатериной.
Но деревянная церковь совсем не соответствовала столичному статусу Петербурга, поэтому в 1717 году на ее месте было начато строительство нового, каменного храма. Первая служба в нем была проведена десятилетие спустя, в 1727 году. Церковь не отличалась особой пышностью и была по архитектуре похожа на храм Петропавловской крепости. Но и она простояла не слишком долго: под весом каменного сооружения начал проседать грунт, а в 1735 году в шпиль колокольни ударила молния, и начался пожар, после которого она так и не была восстановлена.
К строительству следующего храма приступила уже императрица Екатерина Вторая. В 1768 году было начато строительство по проекту А.Ринальди, но со смертью царицы стройка остановилась, а затем проект был подвергнут переделке. В результате здание было закончено лишь в 1802 году и по красоте значительно уступало первоначальному проекту.