Церковь фрауэнкирхе (нем. frauenkirche)

История

Предшественницей собора была одноимённая церковь, которая существовала на этом месте с XI века и много раз перестраивалась. К 1722 году эта церковь обветшала так, что для безопасности с неё даже сняли колокола. Новый храм возводил по своему проекту архитектор Георг Бер (нем. George Bähr). Монументальное 95-метровое сооружение, рассчитанное на 3500 мест и увенчанное громадным куполом, отличалось элегантной внешней простотой и великолепным внутренним убранством.

В годы Второй мировой войны церковь была полностью разрушена в ходе бомбардировок Дрездена англо-американской авиацией 13 февраля 1945 года. Власти ГДР при недостатке финансовых средств приняли решение не восстанавливать, а оставить её как напоминание потомкам о произошедшем.

В 1989 году было положено начало движению «Акция-Фрауэнкирхе» по восстановлению церкви из руин. Движение оформилось в общество «Гражданская инициатива по восстановлению Фрауэнкирхе». Группа заинтересованных граждан во главе со всемирно известным дирижёром и трубачом Людвигом Гюттлером призвала начать сбор средств на восстановление церкви.

Восстановление собора по историческим чертежам началось лишь после объединения Германии. В январе 1993 года в Дрездене в районе разрушенной церкви начались археологические работы. Первый камень в фундамент был положен 27 мая 1994 года. Непосредственное строительство-восстановление здания собора началось в 1996 году. Рядом с восстанавливаемой церковью установили деревянную колоколенку с единственным уцелевшим колоколом Фрауэнкирхе, который входил в набор из четырёх колоколов 1732 года.

Из книги: Виктор Коршиков. «Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только»:

Венчающий церковь крест был изготовлен в Англии сыном пилота, участвовавшего в бомбардировке Дрездена. Он имеет неофициальное название Versöhnungskreuz — «крест примирения».

Торжественное открытие Фрауэнкирхе состоялось в 2005 году. На церемонии присутствовали президент Германии Хорст Кёлер, канцлер ФРГ Герхард Шрёдер, герцог Кентский, послы Великобритании, США и Франции. Церемонию освящения здания проводил епископ Евангелическо-лютеранской церкви Саксонии Йохен Боль.

Использованные при восстановлении сохранившиеся оригинальные камни выделяются чёрными пятнами на фоне светлого фасада.

Кенотаф Людвига IV

Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV — самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. В последствии, большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».

Органы

Нынешние органы были построены в 1993-1994 годах Георгом Янном . Большой орган (1994) в западной галерее имеет 95 остановок (140 рядов, 7165 труб), на которых можно играть с двух общих консолей с четырьмя ручными управлениями (трекер-консоль за отделением Rückpositiv и вторая подвижная электрическая консоль внизу. хоровая галерея). Хор «Орган» (1993 г.) расположен на галерее в правом нефе, рядом с алтарной лестницей. Он имеет 36 остановок (53 ранга) и может воспроизводиться с консоли с тремя ручными трекерами, а также с двух основных консолей в западной галерее. Оба органа вместе содержат 131 ступень (193 ряда, 9833 трубы) и являются крупнейшим органным ансамблем Мюнхена. На органах часто играют во время ежедневных литургических служб, а также их можно услышать во время ежегодных концертов в соборе с начала июля до середины сентября.

Интерьер собора Богородицы

Уникальная архитектура собора способствует сходству его внутреннего пространства с театром. Внутри Фрауэнкирхе впечатляет своим огромным круглым залом, великолепным алтарем, нежным сочетанием белых, розоватых и золотых тонов:

Пространство зала поднимается под купол до 40 метров. По периметру расположены изящные  барочные лоджии и балконы. Всего в соборе оборудовано 1835 сидячих мест:

Алтарь в стиле барокко восстановлен в соответствии с тем, каким его создал в 1738 году скульптор Иоганн Кристиан Фейдж. В центре отражен библейский сюжет, как Христос молится в саду, в то время как его вот-вот должны схватить:

Большим чудом можно назвать тот факт, что полнее всего при обрушении храма сохранился алтарь. При его восстановлении использовано 80% исторического материала.

Над алтарем находится новый орган, поскольку предыдущий инструмент, выполненный Готфридом Зильберманом в 1736 году и на котором играл Иоганн Себастьян Бах, был полностью разрушен.

Необычно выглядит и кафедра – место на возвышенности для проповеди

Архитектор Георг Бээр выбрал такое место для кафедры, чтобы внимание каждого посетителя в первую очередь было направлено на место провозглашения Слова:

В настоящее время в соборе Богородицы проходят не только молебны и богослужения. В храме созданы все условия для проведения концертов духовной и классической музыки и других культурных мероприятий.

Строительство и реставрация

Церковь на этой территории стояла уже в XI столетии. Маленькое сооружение со временем расширили, оно приобрело черты готического стиля, а в конце XV века появилась первая башня. В период Реформации храм был отдан в распоряжение лютеранской общине Дрездена. К началу XVIII столетия здание собора выглядело уже ветхим, к тому же храм оказался слишком маленьким, чтобы вмещать всех приходивших людей. По этой причине в 1727 году церковь Богородицы снесли. С этого момента началась новая история Фрауэнкирхе, но уже в барочном стиле.

Строительный план Георга Бэра утверждали 4 года. Закладку фундамента начали еще 26 августа 1726 года, к своему завершению стройка подошла только в 1743 году. Проект обошелся в 300 тыс. талеров, большую часть которых пожертвовали граждане Дрездена.

В соборе гармонично сочетались простой внешний облик и богатое внутреннее убранство. Новую церковь Богородицы назвали настоящим строительным чудом. В 1743 году в регионе севернее Альп это было самое большое сооружение из песчаника, с самым крупным куполом из камня.

Изначально купол планировалось сделать деревянным и покрыть его медью, но в конечном итоге его соорудили из песчаника. За образец взяли собор Санта-Мария делла Салюте в Венеции.

Проект Бэра в стиле барокко был раскритикован академиком Захарисом Лонглюном и его учеником Иоганном Кристофом Кнёффелем. По их требованию куполу придали овальную форму и больше устремили его вверх. План внутреннего убранства разрабатывал Кнёффель. В конечном итоге классицизм не затронул только алтарь.

В 1743 году, когда строительство было окончено, на купол установили крест с крестовиной в форме буквы А, которая была символом власти Августа Сильного. Получился культовый протестантский собор в стиле барокко, отличающийся необычной архитектурой. Никогда еще в мире не существовало купола с такой своеобразной формой: сужающийся книзу, напоминающий собой колокол.

На протяжении следующих двух сотен лет храм Фрау Кирхен много раз ремонтировался и подвергался реконструкциям. Последнее переустройство было проведено в 1942 году. В 1945 году собор подвергся воздушной бомбардировке и превратился в руины. Удалось спасти только монумент Мартину Лютеру и величественный алтарь Фрауэнкирхе. Расплавленное олово из полностью разрушенного и сгоревшего церковного органа стало своеобразным защитной оболочкой.

Как уже отмечалось, во время Второй мировой войны церковь была полностью разрушена, уцелела только башня с северо-западной стороны и хоры. Первые исследования остатков храма с целью восстановления проводились на протяжении 1945-1949 годов. В этот период было собрано 600 м³ обломков. Однако недостаток денежных средств в послевоенные годы не позволил власти восстановить собор.

Руины Фрауэнкирхе никто не трогал до 1993 года.

Сбор денег на восстановление собора в рамках движения «Акция – Фрауэнкирхе» начался в 1989 году. Первый камень в основание заложили в мае 1944 года, но настоящая стройка началось только в 1996 году. Рядом с восстанавливаемым храмом располагалась деревянная колокольня с уцелевшим колоколом Фрауэнкирхе.

Во время реставрации архитекторам пришлось разбирать развалины на отдельные фрагменты, собирать все осколки и камни. Между частями проводили сравнение и ставили на них метки, чтобы определить место расположения каждого из них. Разрушенный собор был полностью восстановлен больше чем через полвека после разгрома, как раз к 800-летию Дрездена. Торжественное освящение Фрауэнкирхе после повторного строительства состоялось 30 октября 2005 года.

Литература

  • Маркина Л. Г. FRAUENKIRCHE ЦЕРКОВЬ ДЕВЫ МАРИИ // Культура Германии: лингвострановедческий словарь / под общей редакцией проф. Н. В. Муравлёвой. — М.: АСТ, 2006. — С. 282—283. — 1181 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-038383-5.
  • Gerhard Glaser / Stiftung Frauenkirche Dresden (Hrsg.): Die Frauenkirche zu Dresden. Werden, Wirkung, Wiederaufbau. Dresden 2005, ISBN 978-3-937602-27-1
  • Reinhard Appel: Die Dresdner Frauenkirche. «Aus Ruinen auferstanden …» Lingen, Köln 2005, ISBN 3-938323-11-6.
  • Jürgen Helfricht: Die Dresdner Frauenkirche. Eine Chronik von 1000 bis heute. 8. Auflage, Husum 2014, ISBN 978-3-89876-122-2
  • Jürgen Helfricht: The Dresden Frauenkirche. Church of Our Lady. A chronicle from 1000 A.D. to the present. Husum, Husum 2010, ISBN 3-89876-122-3.
  • Jürgen Helfricht: Dresden und seine Kirchen. Evangelische Verlagsanstalt, Leipzig 2005, ISBN 3-374-02261-8
  • Stiftung Frauenkirche Dresden (Hrsg.): Kirchenführer Frauenkirche Dresden. Evangelische Verlagsanstalt, Leipzig 2005, ISBN 3-374-02334-7
  • Siegfried Gerlach: George Bähr — Der Erbauer der Dresdner Frauenkirche. Ein Zeitbild. Böhlau Verlag, Köln 2005, ISBN 3-412-22805-2
  • Ludwig Güttler (Hrsg.): Der Wiederaufbau der Dresdner Frauenkirche. Botschaft und Ausstrahlung einer weltweiten Bürgerinitiative. Verlag Schnell und Steiner, Regensburg 2006 ISBN 3-7954-1894-1
  • Hans-Joachim Kuke: Die Frauenkirche in Dresden: «Ein Sankt Peter der wahren evangelischen Religion». Wernersche Verlagsgesellschaft, Worms 1996. ISBN 978-3-88462-124-0
  • Fritz Löffler. Das alte Dresden – Geschichte seiner Bauten (нем.) / E. A. Seemann. — Leipzig, 1981. — ISBN 3-363-00007-3.
  • Heinrich Magirius: Die Dresdner Frauenkirche. Jahrbuch in 15 Bd. 1995—2011.
  • Heinrich Magirius: Die Dresdner Frauenkirche von George Bähr. Entstehung und Bedeutung. Deutscher Verlag für Kunstwissenschaft, Berlin 2005, ISBN 3-87157-211-X
  • Reinhard Spehr: Grabungen in der Frauenkirche von Nisan/Dresden. In: Judith Oexle (Hrsg.): Frühe Kirchen in Sachsen. Ergebnisse archäologischer und baugeschichtlicher Untersuchungen. Veröffentlichungen des Landesamtes für Archäologie mit Landesmuseum für Vorgeschichte 23. Theiss-Verlag, Stuttgart 1994, S. 206—217. ISBN 3-8062-1094-2.
  • Volker Rausch: Facility Management in kulturhistorischen Immobilien. Erarbeitung eines Konzeptes für die Instandhaltung und Pflege in kulturhistorischen Gebäuden am Beispiel der Frauenkirche Dresden. VDM Verlag Saarbrücken, 2010, ISBN 978-3-639-24125-9
  • Stiftung Frauenkirche (Hrsg.): Die Orgel der Dresdner Frauenkirche. Sandstein Verlag, Dresden 2015, ISBN 978-3-95498-197-7

Экскурсии в Фрауэнкирхе

В помещении церкви есть возможность получить несколько видов экскурсий, во время которых рассказывается об истории церкви, ее религиозном значение для реформаторской церкви, о процессе восстановления Фрауэнкирхе

Экскурсия по атриуму

Эта экскурсия проходит на галереи Фрауэнкирхе

  • Количество участников — до 30 человек.
  • Предоставление услуги — во время открытой для посещения церкви.
  • Продолжительность — 50 минут.
  • Язык экскурсии — немецкий, по запросу возможна экскурсия на других языках.
  • Резервирование: для групп необходима запись, частные участники могут присоединиться к ближайшей по времени группе при наличии мест.

Аудио-гид

Для индивидуального знакомства с Фрауэнкирхе удобно воспользоваться аудио-гидом.

  • Предоставление услуги — во время открытой для посещения церкви.
  • Продолжительность — до 45 минут.
  • Язык — аудиогид доступен на пяти языках, в том числе, на русском.
  • Резервирование: для групп необходима запись, частные участники — резервирование не требуется.

Экскурсия на купол Фрауэнкирхе

Во время этой экскурсии происходит восхождение под купол храма и на смотровую площадку в сопровождении гида, который рассказывает историю храма, приводит интересные сведения о реконструкции.

  • Количество участников — максимально 25 человек.
  • Продолжительность — 1 час язык — немецкий, по запросу возможно проведение на другом языке.
  • Резервирование: для групп необходима запись, частные участники — резервирование не требуется.
  • Экскурсии отправляются каждые полчаса.

Предоставление услуги — вне официально открытого для посещения времени.

  • В летнее время (с марта по октябрь) с 06.00. до 10.00 и после 18.30.
  • В зимнее время (с ноября по февраль) с 06.00. до 10.00. и после 17.00.

Экскурсия с органным концертом

  • Предоставление услуги — по пятницам в 20.00.
  • Продолжительность — 1 час.
  • Язык экскурсии — немецкий.
  • Резервирование: не требуется, зал на 1000 мест.

Просмотр фильма о восстановлении Фрауэнкирхе

Предоставление услуги — с понедельника по субботу во время открытой для посещения церкви.

  • Продолжительность — 25 минут. Язык — немецкий, английский.
  • Количество мест — 50.
  • Резервирование: для групп необходима запись, частные посетители — запись не требуется.

Детали алтаря Фрауэнкирхе, Michael Wu

Что скрывают стены храма: святыни и реликвии

История Фрауэнкирхе насчитывает пять столетий, но его возведение до сих пор окутано тайнами и легендами. На момент строительства аналогичных сооружений в Баварии не существовало. Особенно вопросы вызывало быстрое возведение церкви за 20 лет, что было невероятно коротким сроком для подобной конструкции.

Собор Пресвятой Девы Марии – не только изумительный пример поздней готики, но и ценное культурное наследие Германии, стены которого хранят не одну тайну.

Памятник Виттельсбахов – кенотаф Людвига IV

Важная часть Frauenkirche — скульптуры. В южном крыле находится кенотаф, установленный в 1622 году по инициативе курфюрста Максимилиана I в честь усопшего императора Людвига Баварского. Кенотаф призван подчеркнуть значимость Людвига IV для католической веры, ведь в истории правлении династии Виттельсбахов, он занимает центральное место.

Внутри мраморного склепа расположена готическая мемориальная доска. Однако авторство плиты не установлено до сих пор. Останков самого правителя здесь нет, так как он похоронен в крипте вместе с остальными представителями монархии.

Рядом с памятником находятся две бронзовые статуи герцога Вильгельма IV (1508-1550) и Альбрехта V (1550-1579), а также четыре коленопреклоненных знаменосца, создающие единую скульптурную композицию.

Тойфельстритт – след дьявола

Собор Пресвятой Девы Марии – нетипичное религиозное сооружение для Баварии XV века. Его архитектура побудила множество мифов, которые передаются местными жителями из поколения в поколение. Самый известный из них – der Teufelstritt или след дьявола.

У входа в собор на полу есть отпечаток ноги, по легенде, оставленный самим Люцифером. При возведении Фрауэнкирхе между архитектором и дьяволом якобы была заключена сделка: сатана обещал помочь в сооружении церкви в обмен на душу архитектора.

На тот момент в Мюнхене религиозных зданий было в избытке. Сатана боялся, что покровительство Пресвятой Девы Марии ослабит его позиции, поэтому решил сделать храм, который бы не привлекал прихожан.

Когда строительство завершилось, дьявол пришел за долгом. Войдя через главные ворота, он рассмеялся, ведь внутри не было ни единого окна, а значит, такой храм не мог принести пользы. От радости демон ударил ногой об пол, оставив на нем свой отпечаток. Но когда сделал еще один шаг, то увидел свет, падающий сквозь стекло. Разгневавшись, он превратился в ветер и пытался разбить окна, что не удалось, поскольку люди толпой вошли в церковь.

Действительно, при входе в церковь боковые окна не видны. С 1622 до 1860 год их заслонял огромным алтарь эпохи Возрождения с изображением Успения Пресвятой Девы Марии, выполненный П. Кандидом.

Есть еще одна легенда собора Фрауэнкирхе, согласно которой дьявол в обличии шторма до сих пор пытается проникнуть внутрь и разбить окна, поэтому вокруг храма всегда ветрено.

Отголосок истоков католицизма – механические часы

Точный хронометраж стал необходимой частью западной религии, начиная со Средневековья. Богослужения начинали в одно время, для чего в храмах ставили часы. Они не только определяли, когда начинать молитву, но и символизировали похвалу Богу и скоротечность жизни.

Также циферблат демонстрируют Солнечную систему, лунные фазы, знаки Зодиака.

В 1749 году во время реставрации в часовой механизм вмонтировали кукарекающего петуха. Но под влиянием разных эпох корпус часов неоднократно менялся, поэтому в первоначальном виде они не сохранились. На сегодня осталось встроенное музыкальное сопровождение, что придает всей конструкции уникальности.

Крипта Фрауэнкирхе – склеп династии Виттельсбахов

За стенами центрального алтаря находится крипта – место захоронения монархов, архиепископов и кардиналов. Крипта Фрауэнкирхе представляет собой семейный склеп, где похоронены останки правителей династии Виттельсбахов.

Каждая могила оформлена в гробницу с мемориальной плитой. Помещение выполнено из кирпича и пышным художественным оформлением не отличается, хотя еще в XIX веке крипту украшали барельефы, роспись, лепнина, которые убрали после реконструкции. Вход туристам в эту часть храма запрещен.

Фрауэнкирхе — символ Виттельсбахов

Собор никогда не был народной церковью, так как являлся символом политической власти и духовным оплотом правящей династии Виттельсбахов. Эта роль перешла по наследству от романской церкви Мариенкирхе, которая в течении двух веков являлась семейным храмом герцогов Баварии. Фрауэнкирхе построили вокруг Мариенкирхе, и только затем разобрали последнюю. Исключительное положение обоих сооружений во многом определялось тем, что их настоятелей назначал сам герцог, выбирая его только из дворянских семей.

Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане и простые баварцы никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу. Они предпочитали молиться в Церкви св. Петра (самый старый храм города) и до сих пор не могут смириться с тем, что их «Старина Пётр» остаётся в тени привилегированного собора Фрауенкирхе.

Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Богоматери с алтаря на центральную площадь Мариенплац. Величественную фигуру Девы Марии Максимилиан I объявил святой заступницей Баварии и превратил в политическое оружие дома Виттельсбахов.

Кенотаф Людвига IV

Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV — самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. В последствии, большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».

След дьявола

Согласно старой легенде, сам дьявол оставил отпечаток своей ноги у входа в Собор Пресвятой Девы Марии. Поговаривают, главный архитектор заключил с ним сделку: Люцифер обещал помочь в сложном строительстве взамен на душу первого человека, который войдёт в собор. Однако когда дьявол явился за обещанной платой, архитектор пожаловался, что сооружение выстроено с недочётами и прогнал его. Сатана в бешенстве топнул ногой у дверей храма, отпечатав свой след, и убрался восвояси, но «должника» не простил. Последний умер в течение года и был похоронен под северной башней.

Механические часы

Появились в конце XVI века, так как настоятели Фрауэнкирхе особо ревностно относились к богослужениям и утверждали, что последние всегда должны начинаться строго в положенное время. Кроме точного времени часы показывают планеты Солнечной системы, знаки Зодиака, лунные фазы и движение Солнца. В 1749 в рамках реставрационных работ в часовой механизм был добавлен кукарекающий петух. Несколько раз корпус часового механизма видоизменяли в зависимости от новых художественных веяний своего времени, поэтому первоначальный облик уникальной достопримечательности не сохранился. Мелодия часов воплощает заступничество Христа и Марии перед Богом Отцом.

Крипта

Лестница за алтарём ведёт в Крипту, где находятся захоронения представителей династии Виттельсбахов, архиепископов и кардиналов. В наше время Крипта представляет собой простое помещение с кирпичными стенами и бетонным балочным перекрытием, хотя до середины XX века отличалась более изысканным художественным оформлением. Все могилы и захоронения вмурованными в стены Гробницы (отдельное помещение в Крипте). Вход в Гробницу, как правило, закрыт для туристов.

Напомним, кроме Фрауэнкирхе, Виттельсбахов хоронили ещё в Театинеркирхе и Церкви св. Михаила, а в некоторых случаях существовала традиция погребения сердца умершего (отдельно от тела) в поминальной капелле Альтёттинга.

Не удивляйтесь, если на стенах собора увидите надгробные плиты с эпитафиями. Они напоминают о кладбище, которое окружало Фрауэнкирхе вплоть до конца XVIII века. Когда его закрыли, плиты вынули из земли и повесили на стены.

история

Фрауэнкирхе 30 октября 2005 г., в день ее повторного освящения после реконструкции.

После политических изменений в ГДР осенью 1989 года появилась возможность реалистично отреагировать на реконструкцию церкви Фрауэнкирхе, разрушенной во время Второй мировой войны. С этой целью 12 февраля 1990 года, за день до 45-й годовщины начала разрушительных воздушных налетов на Дрезден , из Дрездена прозвучал призыв к мировой общественности. Уже тогда планировалось профинансировать реконструкцию за счет пожертвований, не в последнюю очередь в знак солидарности. Для координации этой задачи предшественник сегодняшнего фонда с тем же названием «Stiftung Frauenkirche Dresden e. В. «Основал.

Чтобы отдать должное растущим задачам, Евангелическо-лютеранская церковь Саксонии , Свободное государство Саксония и город Дрезден преобразовали ассоциацию в фонд гражданского права в июне 1994 года. Они также передали фонду основной капитал в размере первоначально шести миллионов немецких марок , пожертвования, собранные к тому времени на реконструкцию, и право аренды на 99 лет собственности Фрауэнкирхе в фонд . В уставе три учредителя Федеративной Республики Германии оставили открытой возможность присоединения к группе учредителей.

Управляющий банка Бернхард Вальтер , который приехал в Дрезден для работы в Dresdner Bank осенью 1989 года и после того, как его вызвали из Дрездена, занял четкую позицию в отношении реконструкции Фрауэнкирхе, был председателем попечительского совета с момента основания фонда до его смерть в январе 2015 года. По инициативе «Aktion Stifterbrief» он внес значительный вклад в финансирование реконструкции. Таким образом можно собрать около 70 миллионов евро, что составляет две трети от общей суммы пожертвований, собранных частным образом. С письмом учредителя также связано одно из самых известных решений Федерального суда по закону о фондах. Единственный наследник основателя, который умер в 1998 году, успешно подал в суд на обязательную часть после того, как ее отец пожертвовал фонду около 4,7 миллиона марок в 1995 и 1997 годах и еще 300 000 марок в своем завещании.

Внутреннее убранство

Оформление внутри собора было разработано Кнёфефелем. Оно было уникальным даже для такого города, как Дрезден. Фрауэнкирхе — это церковь, которая отличалась огромным алтарем, построенным И. К.Фейге по проекту Бера. Украшениями являются многочисленные скульптуры, которые были выполнены в 17-18-м вв. Б. Томэ и И. К. Файге.

Центром композиции является Иисус, стоящий на горе, сбоку от него виднеется Иерусалим и апостолы. Сверху парит ангел с крестом в руке, который является символом будущей смерти Иисуса. Над общей композицией находится «глаз провидения», который по традиции окружен облаками.

В сюжете алтаря представлены некоторые персонажи Нового и Ветхого заветов. Скульптурная группа выглядит сдержанно по сравнению с более роскошным оформлением церкви. Конструктивное объединение органа и алтаря выглядит довольно необычно.

Когда стали разбирать руины церкви, то нашли более 2 тысяч фрагментов этого алтаря. Они сохранились после бомбардировки и пожара самым чудесным образом: расплавленное при температуре 1200 градусов олово, из которого состоял орган, окружило алтарь со всех сторон «коконом», а деревянные детали инструмента упали от обломков купола и закрыли собой алтарь. Из этих сохранившихся частей за несколько лет по крупицам собрали 80 % конструкции алтаря. Все старинные фрагменты были тщательно отреставрированы, остальные — доделали скульпторы Дрездена.

Церковь Богоматери (Frauenkirchen) Нюрнберга

Восточную сторону Рыночной Площади Нюрнберга (Hauptmarkt) украшает великолепный фасад церкви Богоматери (Frauenkirche). Деньги на церковь кайзер Карл IV искал несколько лет, и только в 1358 году началось ее строительство «во славу имперской власти, в честь Матери Божьей и во спасение погибших», как писал кайзер. Он пригласил в качестве архитектора шваба Петера Парлера, построившего Домский собор в Праге. Церковь Богоматери (Frauenkirchen) Нюрнберга. Фасад церкви Богоматери. Богато украшенный фасад церкви всегда служил прекрасным фоном при проведении торжеств. Он оказался единственной частью здания, пережившей бомбардировки Второй мировой войны. Главная мысль фасада – почитание Марии. Она восседает в середине двойного портала в обрамлении св…

Читать дальше

История постройки храма

Евангелическо-лютеранская церковь была возведена в 1726-1743 гг. на деньги жителей города, исповедующих протестантизм. Король Август II Сильный, который принял католическую веру, чтобы взойти на польский престол, официально утвердил предоставленный ему план здания. Руководил постройкой архитектор Г. Бер, который предварительно 4 года разрабатывал проект церкви и только потом приступил к закладке фундамента.

Купол церкви (диаметр 26 м) и его конструкция были совершенно новыми в истории архитектуры Европы, потому что впервые он был сложен из кирпича, а не из дерева или меди (как ранее практиковалось). В качестве образца архитектор брал собор Санта-Мария делла Салюте, расположенный в Венеции. Кирпичи для строительства были вырублены из песчаника, который привозили с Песчаных гор на Эльбе (общий вес – 12,2 тысячи тонн).

Своеобразная форма купола, напоминавшая колокол, оказалась уникальной для европейской архитектуры 18-го века и заслужила название «каменный колокол». Также архитектор придумал и осуществил подвешивание огромного колокола из камня на 8 опор. Вся конструкция до сих пор является уникальным образцом инженерного искусства.

Восстановление собора

Когда в послевоенные годы в Дрездене развернулись восстановительные работы, в первоочередные планы входило и воссоздание Фрауэнкирхе. Но из-за недостатка средств восстановление задержалось до 1993 года. Все это время площадь Neumarkt, где находится собор, оставалась хранилищем горы битого камня и нескольких крупных обломков.

Руины не разбирали, их сохранили для восстановления собора. И сейчас, когда собор поднялся во всю свою мощь, на площади установили в качестве монумента обломок купола, к которому прикреплена табличка, информирующая, в каком месте эта частица находилась:

В 1993 году после нескольких благотворительных акций по сбору средств, которые проводились во многих странах, приступили к идентификации обломков и расчистке территории для возведения храма. Более 7 тысяч фрагментов, извлеченных из развалин, использовали для строительства новых стен. И сейчас эти куски песчаника выделяются темным цветом на фасаде храма:

Нынешняя церковь состоит на 45 % из подлинных частей. В новой архитектуре фасада использовано 3539 фрагментов предшествующего сооружения.

Восстановление храма велось 12 лет. Облик собора воссоздан в прежнем виде, со всеми элементами знаменитого дрезденского барокко. Высота непосредственно сооружения составляет 91 м. Завершающим шагом была установка в верхней точке символа земного шара и позолоченного креста:

На фото эти важнейшие детали почти незаметны, хотя в действительности размер креста равен 4,7 м. Высота церкви практически достигла 95 м.

Башенный крест подарен Британским обществом «Дрезденский опекунский совет». В 2005 году состоялось торжественное открытие и освящение Кафедрального собора Фрауэнкирхе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector