Какая вера у вьетнамцев или три религии (tam giáo)
Содержание:
Святыни
Среди тысяч пагод и монастырей следует рассказать о самых интересных и посещаемых из них:
Пагода на одном столбе, Ханой
Несмотря на сравнительно скромные размеры, святыня привлекает множество туристов.
Пагода на одном столбе, Ханой
По форме она напоминает бутон лотоса, который стоит прямо посреди озера на одном столбе в центре столицы. Сооружение было построено в 1049 году, поэтому неудивительно, что реставрация проводилась не раз.
Лонгшон, Нячанг
Сюда стекаются все туристы, даже иностранные, отдыхающие в прибрежном городе Нячанг.
Лонгшон, Нячанг
От красивого храма, утопающего в цветущем саду, ведет лестница к статуе Лежащего Будды, а еще выше можно увидеть большое изваяние Будды, сидящего в падмасане на раскрытом лотосном цветке.
Линьунг, Дананг
Пагода расположилась на полуострове недалеко от знаменитого курорта Дананг.
Статуя Куан Ам, Дананг
Она знаменита 68-метровой статуей милосердной богини Куан Ам, известной на Западе как Леди Будда. Отсюда открывается незабываемая панорама на море и пляж Дананга.
Чук Лам, Далат
В живописном монастыре, заключенном в объятия озера и густого леса, живут монахи. Они увлекаются искусством бонсай и сами высаживают цветочные клумбы на территории.
Монастырь Чук Лам, Далат
Храм на горе Таку, Муйне
Очередной уникальный памятник находится вблизи еще одного туристического курорта – деревушки Муйне близ Фантьета.
Лежащий Будда, гора Таку в МУйне
В 60-е годы прошлого века были собраны средства, пожертвованные монахами и верующими. Тогда на горе Таку соорудили изваяние Лежащего Будды высотой 10 и длиной 50 метров.
Культура Вьетнама
До 1980-х годов большинство вьетнамцев жило в деревнях. Сейчас во Вьетнаме есть уже несколько мегаполисов, население которых превышает более 1 млн. человек (Ханой, Хошимин, Хайфон и Кант Тхо).
Традиции Вьетнама держатся на уважении к родителям и предкам. Главой вьетнамской семьи является ее самый старый мужчина. Родители выбирают своим детям жен или мужей, исходя из собственных представлений о том, что лучше для их ребенка.
Однако, французы принесли во Вьетнам западные ценности (индивидуальная и сексуальная свобода, например), и это стало подрывать традиционный образ жизни вьетнамцев. Сейчас власти Вьетнама стремятся бороться с западным влиянием на традиционную вьетнамскую культуру.
Искусство (керамика, гончарное производство) среди жителей Вьетнама появилось еще в эпоху неолита. Развитию керамики способствовал буддизм (из керамики делали буддистские статуи).
Во Вьетнаме еще есть мастера, которые занимаются резьбой из дерева. Советуем туристам во Вьетнаме обязательно купить какие-либо предметы, сделанные этими мастерами.
Обязательной частью жизни вьетнамцев являются фестивали. Ежегодно в этой стране проводят несколько десятков больших и маленьких фестивалей. Самые популярных из них – «Праздник пагоды Хыонг», Цветочный фестиваль в Далате, Праздник слонов в провинции Дак Лак, Фестиваль фейерверков в Дананге, Фестиваль святого кита, Бои быков в Дошоне и Бабе.
Отдельно нужно вспомнить про вьетнамский Новый год по лунному календарю – Тет. По масштабности с этим праздником во Вьетнаме не может ничего сравниться.
Иудаизм
Первые евреи, посетившие Вьетнам, вероятно, прибыли после французской колонизации страны во второй половине XIX века. Есть несколько ссылок на еврейское поселение в Сайгоне на страницах « Еврейских хроник» 1860-х и 1870-х годов.
Еще в 1939 году общая численность еврейских общин Хайфона , Ханоя , Сайгона и Турана во французском Индокитае насчитывала около 1000 человек. В 1940 г. во французском Индокитае (Вьетнам) был введен в действие антисемитский закон Виши-Франция о статусе евреев , что привело к усилению ограничений и повсеместной дискриминации евреев. Антиеврейские законы были отменены в январе 1945 года.
По сообщениям, до французской эвакуации Индокитая в 1954 году еврейское население в Индокитае (включая Вьетнам, Лаос и Камбоджу ) составляло 1500 человек; большинство из этих евреев, как утверждается, уехали с французами, не оставив после себя организованной еврейской общинной структуры. В 1971 году около 12 французских евреев все еще оставались в Южном Вьетнаме , все в Сайгоне. В 2005 году в «Докладе о свободе вероисповедания в мире» Госдепартамента США отмечалось, что « в течение периода, охватываемого данным отчетом, сообщений об антисемитских инцидентах не было. Небольшое еврейское население страны почти полностью состоит из экспатриантов».
Что ожидать иностранцу во Вьетнаме
Отсутствие стеснения. Вьетнамцы привыкли ничего не стесняться и вести себя без принуждения. Не стоит удивляться местному, который сидит на тротуаре со снятой обувью, поёт песни и ест бутерброд прямо в центре города. Это не значит, что вьетнамцы не уважают окружающих, просто они воспитаны иначе.
Очень дешёвая еда. В любом вьетнамском кафе можно заказать полноценный обед с большим количеством мяса, на одного человека за 2 доллара. В уличных лавках продают бутерброды, их стоимость около 50 центов. Правда, местные привыкли завышать цену для иностранцев, сами вьетнамцы платят за готовую еду гораздо меньше. Любителям готовить еду самостоятельно подойдут рынки, где потратив 1,5 – 2 доллара можно накупить продуктов на двоих. К сожалению, во Вьетнаме проблемно найти курицу, макароны и молочные продукты, местные их не употребляют. Что касается фруктов, то цены на них скачут в зависимости от времени года.
Курение повсеместно. Мужчины и женщины во Вьетнаме обожают курить и делают это повсеместно. Местные дымят круглые сутки с раннего детства практически до самой смерти. В стране нет запретов на курение в общественных местах, курят вьетнамцы даже в общественном транспорте, не говоря уже о магазинах или ресторанах с гостиницами, где полно иностранцев.
Мусор повсюду. Редкий вьетнамец донесёт мусор до урны. Во Вьетнаме практически не найти баки для мусора или урны, мусор валяется как на тротуарах, так и на проезжей части. Иногда с жилых домов выкидывают переполненные мусорные пакеты, поэтому стоит быть осторожным. Чтобы поддерживать чистоту в городах, с поздней ночи до утра в городе трудятся рабочие на мусоровозах. В городах, где много туристов обстановка с мусором чуть лучше, но тоже оставляет желать лучшего.
Странное вероисповедание. В стране большое количество буддийских храмов, которые остались от предков, но если провести опрос среди местных жителей, то верят они в местные культы, что свойственно язычникам, а часть вообще относит себя к атеистам. Лишь 20% населения действительно обращено в буддизм. Возможно поэтому в стране столь много необычных обычаев.
Большое разнообразие культур. Вьетнамцы живут удивительной жизнью, тут совмещено несколько культур, в основном это обычаи и традиции из Китая, СССР, Европы и США. Только во Вьетнаме можно увидеть Буддийский храм, где у входа стоят пионеры, скупающие сладости у местной торговки. Не стоит удивляться рыбакам на побережье пляжа или монахам в центре города, Вьетнам словно не вылезал из прошлого.
Гендерное равенство. Во Вьетнаме нет проблем с равноправием мужчин и женщин. Женщины могут спокойно ходить на работу и отношение к ним как к мужчинам, порой вьетнамки готовы трудиться на работе со сложными условиями. Мужчины же готовы сидеть дома, нянчить детей и заниматься уборкой, в этом нет ничего зазорного.
Несоблюдение ПДД. Официально во Вьетнаме есть правила дорожного движения, но в жизни их никто не соблюдает. Даже в крупных городах мопеды с машинами и велосипедами мчатся как хотят, то же самое касается и пешеходов. Стоит помнить, что вьетнамцы любят выпить рисовой водки и не стесняются садиться за руль. Удивительно, что аварии тут случаются крайне редко, так как все привыкли к хаосу и крайне внимательны на дорогах. Иностранцам лучше никогда не садиться за руль во Вьетнаме, потому что привыкнуть к местному движению на дорогах невозможно.
Вьетнамцы — дружелюбный народ, который гостеприимен по отношению к иностранцам, но стоит помнить, что местные всегда спешат и зачастую ведут себя бесцеремонно. Также стоит быть готовым к экзотической еде и не бояться шокирующих предложений, ведь в северной части Вьетнама гостю могут запросто предложить поесть собаку или кошку.
Обзор
Хотя согласно переписи населения 1999 года, большинство вьетнамцев считают себя не имеющими религиозной принадлежности, религия, определяемая общими убеждениями и обычаями, остается неотъемлемой частью вьетнамской жизни, определяя социальное поведение и духовные практики вьетнамцев во Вьетнаме и за рубежом. Тройная религия ( вьетнамский : ТАМ Giao ), ссылаясь на синкретическое сочетание буддизма Махаяны , конфуцианство и даосизм , и вьетнамцы народной религии (часто усваиваются), по- прежнему сильное влияние на верования и практики вьетнамцев, даже если уровни формальное членство в этих религиозных общинах может не отражать это влияние. Одна из наиболее заметных и универсальных духовных практик, общих для вьетнамцев, — это почитание предков . Это считается выражением hiếu thảo ( сыновней почтительности ), ключевой добродетели для поддержания гармоничного общества. Независимо от формальной религиозной принадлежности, очень часто в доме и на работе есть алтарь, на котором их предкам возносятся молитвы. Эти подношения и практики часто совершаются во время важных традиционных или религиозных праздников (например, годовщины смерти ), открытия нового бизнеса или даже когда член семьи нуждается в руководстве или совете. Вера в призраков и духов очень распространена; многие считают, что традиции являются важными связями с культурой и историей и доставляют удовольствие, в то время как другие полагают, что невыполнение надлежащих ритуалов для своих предков буквально заставит их стать голодными призраками ( вьетнамский : ma ói ).
В отчете исследовательского центра Pew за 2002 год утверждалось, что 24% населения Вьетнама считают религию «очень важной».
Статистика
- Различные источники указывают на очень разную статистику религиозных групп во Вьетнаме.
Религиозная группа | % Населения 2009 г. | % Населения 2010 | % Населения 2014 | % Населения 2018 | % Населения 2019 |
---|---|---|---|---|---|
Вьетнамская народная религия и нерелигия / атеизм | 81,6% | 45,3% 29,6% | 73,1% | 73,52% | 86,32% |
буддизм | 7,9% | 16,4% | 12,2% | 14,91% | 4,79% |
христианство | 7,5%
6,6% 0,9% |
8,2%
н / д н / д |
8,4%
6,9% 1,5% |
8,44%
7,35% 1,09% |
7,10%
6,10% 1,00% |
католицизм | |||||
Протестантизм | |||||
Хахаоизм | 1,6% | н / д | 1,4% | 1,47% | 1,02% |
Каодаизм | 1,0% | н / д | 4,8% | 1,16% | 0,58% |
Другие религии | 0,2% | 0,5% | 0,1% | 0,50% | 0,19% |
Статистические противоречия
Правительственная статистика религии во Вьетнаме — это подсчет членов религиозных организаций, признанных правительством. Следовательно, сюда не входят люди, исповедующие народную религию, которая не признана правительством. Кроме того, многие люди исповедуют религию, такую как буддизм, без членства в какой-либо конкретной правительственной организации. Официальная статистика переписи населения 2019 года, также не классифицирующая народную религию, указывает на то, что католицизм является самой крупной (организованной) религией во Вьетнаме, превосходящей буддизм. В то время как некоторые другие исследования сообщали о 45-50 миллионах буддистов, живущих во Вьетнаме, государственная статистика насчитывает 6,8 миллионов. Это буддийская сангха Вьетнама , однако официальной статистики о своих приверженцах не приводит. Огромные пробелы в статистике числа приверженцев буддизма объясняются разногласиями по самым критериям того, что составляет буддизм.
Основная религия во Вьетнаме
Нет, это не буддизм. Подавляющее большинство жителей – приверженцы Культа предков и Культа Богини Матери.
Культ предков, как бы объяснить попроще… Почитание умерших родственников. У многих вьетов в доме есть алтарь предков, на нём всегда чистенько, курятся благовония и в обязательном порядке есть свежие фрукты. Почитание предков – это что-то вроде православной «родительской субботы», только несколько пролонгированной.
Вьетнамцы, почитая предков, превозносят им дары, в том числе «материальные», чтобы им там лучше жилось, да и чтобы они, в свою очередь, помогали и одаривали родственников на этом свете. Бывавшие в этой стране наверняка видели, как вьетнамцы что-то жгут в тазиках или чашах перед своим домом или магазинчиком. Вот это как раз и есть обряд, связанный с приношением умершим предкам.
Целая индустрия работает на это дело. Есть специальные «игрушечные» деньги, бумажные байки, бытовая техника, одежда и даже автомобили для сожжения и передачи, тем самым, в мир иной на подмогу. Об этом культе можно много ещё чего написать интересного, но как бы не тот формат статьи.
Культ Богини Матери – Даомау. Это почитание Матери во многих проявлениях. Среди них Матушка земли, Матушка высокогорья, Матушка верхнего неба.
Традиционные религии
Задолго до появления буддизма во Вьетнам, здесь существовали еще более древние традиционные верования. Основными их течениями можно назвать культ почитания предков, а также поклонение силам природы, стихиям и плодородию.
Культ предков
Это то, чему поклоняются все вьетнамцы. У них распространено уважение к старшим поколениям, в том числе и уже покинувшим этот мир. И просто старшим, и уже покойным родственникам принято выказывать любовь и уважение, это считается моральным долгом и признаком хорошего воспитания.
Вьетнамцы верят, что все умершие предки связаны со своими живыми потомками. Покойных родственников считают реальными покровителями живущих ныне потомков. В каждом доме, в каждом офисе, кафе и магазине обязательно есть алтарь предков. Каждый день вьетнамцы зажигают на нем ароматические палочки, убирают и украшают его, кладут фрукты в качестве подношения.
Поклонение духам природы, Земли, Неба и Воды
Также традиционно вьетнамцы поклоняются духам природы, Земли, Неба и Воды, священным деревьям, духам основной пищевой культуры – риса
Если кратко, всему наиболее важному для повседневного существования народа. Коммунистическая идеология объявляла эти верования суеверием и запрещала
В 1987 году запрет был отменен, что позволило более открыто практиковать сохранявшиеся веками ритуалы и обычаи.
Каодай
Каодай (от вьет. «Большой глаз») – молодая, но быстро набравшая популярность монотеистическая религия. Каодайцы поклоняются единому богу, символом является высокая башня, символизирующая обитель бога. Главный храм религии находится на северо-западе страны возле камбоджийской границы. Его отличают яркий внешний вид и невероятно нарядное пестрое внутреннее убранство. Всего в стране насчитывают 37 крупных храмов каодай.
На алтаре у них – око Создателя, а в святых исторические личности, среди которых Шекспир, Луи Пастер, Виктор Гюго, Владимир Ленин, Лев Толстой и другие.
Приверженцы каодая проповедует отказ от насилия и вегетарианство. Целью верующих считается избавление человека от цепи перерождений и соединение в конечном итоге человеческой души с божеством Каодай. Каодайцы практикуют медитации, общение с духами и другие мистические практики.
Конфуцианство и даосизм
Конфуцианство пришло к XV веку во Вьетнам: религия Китая сменила буддизм, в котором к тому времени наметился раскол. Своё распространение учение получило на севере страны, где в основном и наблюдается влияние китайской культуры.
Значение конфуцианства для Вьетнама велико: в соответствии с данной идеологией закладывались основы государственного устройства и развивалась наука нового времени. Вплоть до XIX века конфуцианство удерживало статус государственной религии, широко распространённой среди знати.
Что касается учения Лао-цзы, то нельзя сказать, что оно проявило себя в полной мере как религия: Вьетнам воспринимал новые концепции и ассимилировал их в соответствии со своими местными верованиями, подразумевавшими веру в предков и духов.
Христианство
В 2010 год во Вьетнаме было зарегистрировано 7 млн.христиан, из них около 6 миллионов — это католики, остальные православные. Католицизм проник в страну во времена португальского миссионерства в XVI столетии, а во времена Французского Индокитая на территории страны французы построили католические храмы. Многие из них действуют и сегодня. Однако Ватиканское правительство в СРВ «не довольно» тем, что вьетнамские католики «используют» свой потенциал не на благо общества, а для политического воздействия на правительство.
В Вунгтау — городе российских нефтяников — с 2002 года действует православная церковь, названная в честь иконы Казанской Божием Матери, которую она официально получила в Троице-Сергиевой лавре. Специально по просьбе местной православной общины в 2010 году Вунгтау посетил и возглавил Пасхальное Богослужение священник Сергий Звонарев — исполняющий обязанности секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по внешним связям.
буддизм
Ханоя «s реконструированы пагода на одном столбе исторический храм буддийский,.
Статуя Будды Амитабхи в храме Бут Тхап .
Вьетнамская девушка в Áo dài предлагает ладан
Вьетнам традиционно считался буддийской страной. Буддизм пришел во Вьетнам еще во втором веке нашей эры через север из Китая и через южные пути из Индии. Буддизм Махаяны впервые распространился из Индии по морю во Вьетнам примерно в 100 году нашей эры. В течение 15 и 16 веков Тхеравада стала государственной религией в Камбодже, а также распространилась на камбоджийцев, живущих в дельте Меконга , заменив Махаяну. Буддизм в том виде , в каком его практикуют этнические вьетнамцы, в основном принадлежит школе махаяны, хотя некоторые этнические меньшинства (например, кхмеры кром в южной части дельты Вьетнама) придерживаются школы тхеравады.
Сегодня более половины населения Вьетнама считают себя приверженцами буддизма Махаяны. Тхеравада и буддизм Хоа Хо также присутствуют в значительном количестве. Буддийская практика во Вьетнаме отличается от практики других азиатских стран и не содержит таких институциональных структур, иерархии или сангх, которые существуют в других традиционных буддийских условиях. Вместо этого он вырос из симбиотических отношений с даосизмом , китайской духовностью и местной вьетнамской религией, при этом большинство буддийских практикующих сосредоточились на религиозных ритуалах, а не на медитации.
Thiền Tông
Дзен-буддизм пришел во Вьетнам еще в VI веке нашей эры благодаря работам Винитаручи . Он процветал при династиях Ли и Трун. Trúc Lâm Zen — единственная родная школа буддизма во Вьетнаме.
Чистая земля
Буддизм Чистой Земли — это широкая ветвь буддизма Махаяны и считается одной из самых популярных школ буддизма во Вьетнаме, в которой практикующие обычно декламируют сутры , песнопения и дхарани, стремясь получить защиту от бодхисаттв или Защитников Дхармы. В то время как традиции, практики и концепции Чистой Земли находятся в космологии Махаяны и составляют важный компонент буддийских традиций во Вьетнаме, буддизм Чистой Земли не был независимо признан как секта буддизма (поскольку школы Чистой Земли были признаны, например, в Япония) до 2007 года с официальным признанием Вьетнамской ассоциации буддизма чистой земли в качестве независимой и законной религиозной организации.
Hòa Hảo
Хоа Хо — это религиозная традиция, основанная на буддизме , основанная в 1939 году Хуэнь Фу Су , уроженцем региона дельты Меконга на юге Вьетнама. Приверженцы считают Šo быть пророком , и хоа — хао продолжение 19-го века буддийского служения известного как Ий SON KY Hương ( «Strange Духи из драгоценных гор», ссылаясь на что SON диапазон на Vietnam- Камбодже границы). Основатели этих традиций рассматриваются последователями Хоа Хо как живые будды, призванные спасти человечество от страданий и защитить вьетнамский народ
Важной характеристикой Хоа Хо является то, что он делает упор на крестьян- фермеров, примером чего служит старый лозунг «Практикуя буддизм, возделывая свою землю». Хоа Хо также подчеркивает, что миряне практикуют буддизм дома, а не сосредотачиваются в первую очередь на храмовом поклонении и рукоположении
Помощь бедным предпочтительнее строительства пагод или дорогостоящих ритуалов.
Сегодня, будучи официально признанной религией, она насчитывает около двух миллионов последователей по всему Вьетнаму; в некоторых частях дельты Меконга до 90 процентов населения этого региона придерживаются этой традиции. Поскольку многие учения Хуэн Фу Су каким-то образом связаны с вьетнамским национализмом, приверженность Хо Хо за пределами Вьетнама была минимальной, и предполагалось, что среди вьетнамской диаспоры в Соединенных Штатах существует в основном неподвижная группа последователей .
Тứ Ан Хиу Нгха
Tứ Ân Hiếu Nghĩa («Четыре долга благодарности») , буддийская секта, базирующаяся в провинции Аньзянг , является одной из недавно зарегистрированных религий во Вьетнаме. Он основан на учении Нго Лоуи (1831–1890). Официальная правительственная статистика сообщает, что Тан Хиу Нгха утверждал, что по состоянию на 2005 год насчитывалось более 70 000 зарегистрированных последователей и 476 религиозных лидеров, сосредоточенных в 76 местах отправления культа в 14 провинциях, в основном в Южном Вьетнаме.
vi: Minh Sư Đạo — секта, связанная с Cao ài.
Остальные религии
Страна долгое время была под господством Китая, а затем сюда приехали французские колонисты. Территория, где сейчас находится современный Вьетнам, принадлежала чамам, малочисленные потомки которых живут здесь по сей день. Это привело к тому, что здесь распространены следующие религии:
- Индуизм. Известные Чамские башни были возведены именно древними индуистами.
- Конфуцианство. Было завезено китайцами и считалось официальной религией с 16 по 19 века.
- Даосизм. Еще одно наследие Китая, которое проповедует духовное единение с природой.
Довольно молодые вероучения обрели последователей и продолжают распространять свое влияние.
Каодай
Религиозная секта была основана 1926 году. Отцом учения является Нго Минь Чьеу. Будучи мистиком, он устраивал спиритические сеансы. Как говорит предание, с 1919 года Чьеу стал получать послания от Бога, называющего себя Каодай. Через мистика он передавал знания, которые легли в основу верования.
Вьетнамский храм религии Каодай
Направление представляет собой совокупность принципов даосизма, конфуцианства, буддизма. Оно проповедует поклонение величию предков, отречение от воровства, роскошного образа жизни, лжи и учит гуманизму. Последователи каодаизма верят в перевоплощение, практикуют вегетарианство.
Примечательным фактом является то, что во время спиритических сеансов медиумы связываются и ведут диалоги с известными личностями:
- Виктор Гюго;
- Лев Толстой;
- Уильям Шекспир;
- вьетнамские и китайские писатели, поэты, видные деятели.
Сначала никто не воспринимал каодай серьезно, но буквально за несколько лет учение укрепилось и даже нашло последователей не среди вьетнамцев. В 2005 году число приверженцев течения по миру насчитывало примерно 3 миллиона человек. На территории Вьетнама возведено множество храмов Каодай, около сорока из которых находится в Хошимине.
Хаохао
Религиозный культ появился в1939 году, а во вторую мировую войну обрел последователей. Они даже собирались в вооруженные отряды, которые просуществовали около десяти лет. Американо-вьетнамская война привела к расколу. Одна часть поддерживала коммунистов, другая, наоборот, — националистов. Это привело к запрету секты. Она вновь была разрешена в 70-х годах. На конец XX века количество последователей хаохао насчитывало порядка миллиона человек.
Религия Хаохао
Основоположником течения стал Хютнь Фу Шо, которому Бог поручил создать истинную религию. Философия секты основана на конфуцианском учении про добродетель, проповедях Будды Шакьямуни. Адептам секты запрещено употреблять алкоголь, наркотические препараты, играть в азартные игры, затаивать обиду и мстить. В молитвах приверженцы вероисповедания обращаются к Будде, который находится внутри самого человека.
Другие религии
Кроме основных религий, исповедуемых во Вьетнаме, здесь существуют и другие верования, имеющие множество последователей. К ним относятся:
Каодаизм – монотеистическая народная религия, основанная в 1926 г. в городе Тай Нинь южном Вьетнаме. Термин «каодаизм» означает «высшее место, где царствует Бог». Первые ученики религии утверждали, что имеют прямую связь с Богом, который наставляет их. Во Вьетнаме насчитывается около 6 миллионов приверженцев каодаизма, их духовные практики включают в себя молитву, почитание предков, ненасилие, вегетарианство. Большинство молитвенных мест расположены в провинциях южного Вьетнама, таких как Тай Нинь, Кантхо, Тянь Гианг и Хау Гианг в дельте реки Меконг. Религиозные обряды и церковные иерархии являются католическими.
Индуизм. Как и буддизм, индуизм проник во Вьетнам по торговым путям, в частности из Индии. Религия процветала в королевстве Чампа, расположенном на юге Вьетнама. Этнические племена чамов до сих пор живут на юге Вьетнама. Сегодня около 85 000 вьетнамцев исповедуют индуизм. Большинство из них составляют индусы Баламон Чам, проживающие в провинциях Нинь Туан, Бинь Туан. В городе Хошимин есть храм Мариамман, посвященный индуистской богине Мариамман. Известной индуистской достопримечательностью также являюется храмовый комплекс Чамские башни в Нячанге.
Конфуцианство. Конфуцианство, основанное китайским мудрецом Конфуцием в 5 в. до н. э., распространилось во Вьетнаме в 1-м веке, во времена китайского господства. Это совокупность традиционных философских практик, основанная на моральных учениях. Конфуцианские ценности преобладают в жизненных взглядах вьетнамцев.
Даосизм. Даосизм происходит от китайского слова «дао», что означает «путь» или «дорога». Как и конфуцианство, даосизм (основанный на философских учениях великого китайского мыслителя Лао-цзы в 6 в. до н. э.) изначально зародился как философия, а не религия, но в средние века распространился во Вьетнаме как религия с церковью и духовенством. Даосские верования, связанные с поиском гармонии с природой, духовным бессмертием, культивированием «добродетелей», проявляются в практиках медитации и «фэн-шуй».
Хоахаоизм или буддизм Хоа Хао. Хоахаоизм – народная религиозная традиция, основанная на буддизме в 1939 г. Хун Фу Су из региона дельты Меконга на юге Вьетнама
Религия рассматривается как ветвь буддизма во Вьетнаме и уделяет особое внимание домашней религиозной практике мирян, оказанию помощи нуждающимся. Считается, что последователи этой религии предназначены для защиты человечества и вьетнамской нации от страданий
Хоахаоизм признан одной из шести государственных религий Вьетнама. 1,4% населения Вьетнама исповедует хоахаоизм, большинство из последователей живут на юго-западе Вьетнама.
Вьетнам – чрезвычайно духовная земля, уникальное место объединения мировых и народных, древних и относительно новых религиозных традиций, имеющих множество последователей. Благодаря разнообразию духовных практик туристы могут не только познакомиться с богатой местной культурой, посещать красивые религиозные места с потрясающей архитектурой (храмы, пагоды, церкви), но и увидеть, как религии влияют на мышление и повседневную жизнь вьетнамцев.
ислам
Мечеть в Анжанге
Подобно индуизму, приверженность исламу во Вьетнаме в первую очередь связана с этническим меньшинством чам , хотя есть также мусульманское население смешанного этнического происхождения, также известное как чам, или мусульмане-чамы, на юго-западе ( дельта Меконга ) страны. Считается, что ислам пришел во Вьетнам спустя много времени после его прибытия в Китай во времена династии Тан (618–907 гг.) В результате контактов с арабскими торговцами. Число последователей стало расти по мере расширения контактов с Султанатом Малакка после краха королевства Чампа в 1471 году, но ислам не получил широкого распространения среди чамов до середины 17 века. В середине 19 века многие мусульмане чамы эмигрировали из Камбоджи и поселились в районе дельты Меконга, что еще больше укрепило присутствие ислама во Вьетнаме.
Мусульмане Вьетнама оставались относительно изолированными от основного направления мирового ислама, и их изоляция в сочетании с отсутствием религиозных школ привела к тому, что практика ислама во Вьетнаме стала синкретической . Хотя чамы следуют локальной адаптации исламского богословия, они считают себя мусульманами. Однако они молятся только по пятницам и отмечают Рамадан всего три дня. Обрезание выполняется не физически, а символически, религиозный лидер делает жесты обрезания деревянным игрушечным ножом.
Самая большая мечеть Вьетнама была открыта в январе 2006 года в Суан-Локе , провинция Ангнаи ; его строительство частично финансировалось за счет пожертвований Саудовской Аравии .
Перепись 2005 года насчитывала более 66 000 мусульман во Вьетнаме, по сравнению с 63 000 в 1999 году. Более 77% проживали в Юго-восточном регионе , 34% — в провинции Нинь-Тхуан , 24% — в провинции Бинь-Тхуан и 9% — в Хошимине ; еще 22% проживали в районе дельты Меконга, в основном в провинции Анжанг . В провинции Ниньтхун, где проживает большая часть чамов во Вьетнаме, численность чам-бани (мусульманских чамов) составляет около 22 000 человек. Из 22 деревень в Нинь-Тхуан 7 являются мусульманскими.
Чамы во Вьетнаме признаны только меньшинством, а не коренным народом вьетнамским правительством, несмотря на то, что они являются коренными жителями этого региона. И индуисты, и мусульмане чамы подвергались религиозным и этническим преследованиям и ограничениям на их веру при нынешнем вьетнамском правительстве, когда вьетнамское государство конфисковало собственность чамов и запретило им соблюдать их религиозные убеждения. Индуистские храмы были превращены в туристические объекты вопреки желанию индусов чамов. В 2010 и 2013 годах произошло несколько инцидентов в деревнях Thành Tín и Phươc Nhơn, где Чам был убит вьетнамцами. В 2012 году вьетнамская полиция в деревне Чау Гианг ворвалась в мечеть Чам, украла электрический генератор, а также изнасиловала девочек Чам. Мусульмане чам в дельте Меконга также оказались экономически маргинализированы и ввергнуты в нищету из-за вьетнамской политики, когда этнические вьетнамские кинхи селились на большей части земли чам при государственной поддержке, а религиозные обычаи меньшинств стали объектом искоренения правительством Вьетнама.
Правительство Вьетнама опасается, что свидетельства влияния Чампа на спорную территорию в Южно-Китайском море привлекут внимание к нарушениям прав человека и убийствам этнических меньшинств во Вьетнаме, таким как восстания 2001 и 2004 годов, и приведут к проблеме Чама. автономия становится предметом спора, поскольку вьетнамцы завоевали индусов и мусульман чамов в войне 1832 года, а вьетнамцы продолжают уничтожать свидетельства культуры чамов и оставленные артефакты, грабя или строя на вершинах храмов чамов, строя фермы на их территории
их, запрещая религиозные обряды чамов, и опуская упоминания о разрушенной столице чамов Сон-Лу во время вторжения 1832 года в учебниках истории и туристических путеводителях. Положение чамов по сравнению с этническими вьетнамцами не соответствует стандартам, им не хватает воды и электричества, они живут в домах из глины.
Каодаизм во Вьетнаме
Существует во Вьетнаме еще одна интересная религия. Сегодня, по оценкам, имеется около 3 миллионов последователей каодаизма. Вьетнамцы, бежавшие за границу после прихода коммунистов к власти, принесли религию Каодай в страны Запада, хотя число ее последователей там небольшое. Каодаизм – это пример попытки создать идеальную религию путем сочетания светских и религиозных философий Востока и Запада. Включающее в себя части буддизма, конфуцианства, даосизма, естественного вьетнамского спиритизма, христианства и ислама. Главные принципы каодаизма включают веру в единого Бога, существование души и использования медиумов для связи с миром духов.
Вот такой вот разноплановый и разнорелигиозный Вьетнам. Помимо перечисленных религий, во Вьетнаме также встречаются Индуизм, Иудаизм, Бахаизм. Есть мнение что религия во Вьетнаме подавляется коммунистическим государством, поэтому официальные данные могут быть неточными. Однако, судя по скудному количеству храмов, можно сделать вывод, что эти данные близки к истине. Видимо, действительно, основная религия во Вьетнаме — атеизм.
Если рассмотреть Вьетнам на карте вероисповеданий, то в глаза бросится несколько особенностей. Во-первых, это страна, в которой отсутствует официальная государственная религия: Вьетнам толерантен к различным вероисповеданиям. Во-вторых, представлены во Вьетнаме в широком ассортименте. Помимо трёх основных восточных учений (даосизма, буддизма и конфуцианства), здесь можно встретить христианскую и исламскую традиции. Также существуют местные религиозные учения — это хоахао и каодаизм. И хотя основная масса населения не причисляет себя к конкретной религиозной школе, во Вьетнаме сильна вера в предков и духов: практически в каждом доме можно увидеть небольшой алтарь с фотографиями усопших, подношениями и благовониями.
Особенности буддизма
По официальным данным в стране насчитывается около 16% буддистов – это второй показатель по конфессионной принадлежности. Однако неофициальные источники говорят, что среди 60-миллионного населения государства порядка 35% склоняются к учению Будды, а 85% посещает пагоды.
Во Вьетнаме в большей степени распространены традиционные направления:
- махаяна – по всей стране;
- тхеравада – на юге, где живут вьетнамские кхмеры;
- дзен – отдельные общины.
Так же, как для всех буддистов, главная цель верующих вьетнамцев – освободиться от пут сансары и достичь нирваны
Главное отличие заключается в том, что буддизм в период становления смешивался с даосизмом и традиционными культами, поэтому особое внимание уделяется не практике, а ритуальным действиям
Главными организациями считаются:
- Вьетнамская буддийская община;
- Объединенная буддистская сангха Вьетнама.