Какая вера у германцев

Вероисповедание в Германии — личное дело каждого

Вероисповедание в Германии имеет географический признак. Христианские церкви католиков и евангелистов, поровну делящие две трети верующих на западе Германии, уступают атеизму на востоке Германии. Вероисповедание в Германии меняется и по направлению с юга, традиционно относящего себя к католицизму, на север — где большинство получают евангелисты-протестанты. Вероисповедание в Германии остальных жителей достаточно пестрое: иудеи, православные, баптисты и мусульмане — среди них большинство иммигрантов, имеющих вид на жительство, бывших жителей Турции и арабских стран.

Вера в Германии сейчас находится в стадии испытаний и потрясений. Несмотря на большое количество церквей, жители Германии посещают их от случая к случаю, особенно в больших городах. Многие религиозные обряды становятся необязательными или превращаются в народные обычаи. Впрочем, это повсеместный процесс, имеющий место не только в Германии. Во многом на вероисповедание в Германии оказывает влияние экономика, точнее, финансы. Дело в том, что регистрационные документы жителя Германии включают в себя пункт религиозной принадлежности. Указавшие религию, выплачивают часть подоходного налога на нужды церкви, для содержания благотворительных учреждений и на социальные программы. Многие жители, отказываясь от религиозной принадлежности, тем самым лишают церкви доходов.

При
абсолютной доминанте в местной немецкой
среде лютеранства, течения евангельских
христиан, в том числе баптистов, мы не
исключаем принадлежности части немецкой
общины региона к католической церкви.
Нам не удалось выявить соответствующие
опубликованные и архивные документы.
Поэтому пока основным источником
информации по этому сюжету являются
«свидетели века» — уроженцы и жители
региона в рассматриваемый период.

Нами
собран блок предметной информации в
Лельчицком районе, где, как отмечалось,
и в досоветский период, и в 20-30-е гг. в
немецкой среде сильные позиции занимало
баптистское течение. Полученные данные
свидетельствуют, что часть немцев в
этом микрорегионе были католиками.

Так,
А.Ф.Рихтер при опросе в 2002 г. отметил,
что немцы в д. Средние Печи были католиками,
собирались отдельно в специальном доме
и молились там. Признавали они и
православие. Праздновали как католические,
так и православные праздники. При общении
в октябре 2004 г. он изложил другую версию:
«Былі
праваслаўныя».
Кладбище
было совместное, отличий в похоронах
не было. «Так
як і ў нас…».
Данная путаница, очевидно, связана не
только с особенностями памяти, но и с
размытостью этнической самоидентификации
респондента. С его слов, он – сын немца
и полячки, сам – «поляк».

По
информации других местных старожилов,
немцы д. Ветвица были католиками, ходили
молиться в костел в Лельчицы. Аналогичная
ситуация подается и применительно к д.
Дубницкое. При этом респондент добавляет,
что немцы и поляки праздновали католические
праздники, остальное население –
православные.

Смешанное
восприятие и понимание религиозной
жизни довоенных немцев предстает в
воспоминаниях жителей д. Дубравки. С
одной стороны, немцы были католиками,
посещали костел в Лельчицах. И вместе
с тем, отмечается, что при крещении
взрослые немцы «бросались в воду». В
доме у Гинса собирались и молились.

Аналогичны
свидетельства и других местных жителей.С
их слов, в д. Дубравки немцы принимали
крещение следующим образом. Бросали
друг друга в озеро и кто больше находился
под водой, тот был более достойным. Немцы
собирались отдельно от остального
населения в специально отведенном для
молитв доме и молились там. Божественные
песни сопровождались звуками гармони.
И вместе с тем респонденты заявляют,
что по вероисповеданию эти немцы были
католиками.
Анализируя данные материалы необходимо
отметить искусственное смешение
респондентами в единый религиозный
анклав местных немцев – евангельских
христиан и католиков.

Отрывок, характеризующий Религия в Германии

Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами.
На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру.
Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него:
– Что, барчук, толкаешься, видишь – все стоят. Что ж лезть то!
– Так и все полезут, – сказал лакей и, тоже начав работать локтями, затискал Петю в вонючий угол ворот.
Петя отер руками пот, покрывавший его лицо, и поправил размочившиеся от пота воротнички, которые он так хорошо, как у больших, устроил дома.
Петя чувствовал, что он имеет непрезентабельный вид, и боялся, что ежели таким он представится камергерам, то его не допустят до государя. Но оправиться и перейти в другое место не было никакой возможности от тесноты. Один из проезжавших генералов был знакомый Ростовых. Петя хотел просить его помощи, но счел, что это было бы противно мужеству. Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом. Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ. Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного говора.

Основным вероисповеданием в Германии является христианство. В конце 2016 года доля христиан составляла 58-59% всего населения, из которых около 55% приходилось на представителей двух конфессий – католиков и протестантов. Количество тех и других примерно одинаково (разница менее 2%), а вот распределение по землям неравномерно – если юг и запад являются преимущественно католическими, то север протестантским.

На востоке страны население по большей части причисляет себя к атеистам и агностикам, что вполне объясняется длительным нахождением этих территорий под влиянием советской идеологии.

Православные составляют от 1,9-2,7%. Остальные христиане: баптисты, пятидесятники, методисты, свидетели Иеговы, адвентисты 7 дня, меннониты, мормоны и т.д. – в общей сложности около двух десятков конфессий.

Около 5,5% от населения исповедуют ислам и чуть менее половины из них являются гражданами Германии. Все другие религиозные общины вместе взятые составляют менее 1% жителей страны: буддисты, езиды, иудеи, индуисты, сикхи, бахаи и др.

35% населения вообще не причисляют себя к какой-либо общине.

Религиозная принадлежность регистрируется по месту прописки добровольно и самостоятельно. На основании этих сведений Финансовая служба каждой федеральной земли взимает церковный налог, который составляет 2-3% от дохода. Однако не все религиозные общины пользуются правом взимания такого налога.

Вероисповедание

Германия – это родина протестантский Реформации, однако из-за политической раздробленности Священной Римской империи в 16 веке многие территории остались верны римскому католицизму. В настоящее время 34% населения считают себя приверженцами евангелической (протестантской церкви), 34% – католиками. Многие немцы вообще не причисляют себя ни к какой вере.

Это особенно относится к жителям бывшей Восточной Германии, где в 1989 году количество прихожан евангелической церкви составляло менее 400 тысяч человек (при обще численности населения 16,5 миллионов), в католической же церкви было всего 921 тысяча прихожан. Начиная с 1990 года, евангелическая церковь потеряла еще больше верующих.

Евангелическая церковь – это единая протестантская церковь, которая соединяет в себе лютеран, реформаторских протестантов и представителей других религиозных течений. Реформаторские протестанты придерживаются кальвинизму, в то время как Организация Объединенных протестантов объединяет в своем вероучении лютеранство и кальвинизм.

Приверженцев других протестантских конфессий в Германии ничтожное количество. Большая часть католиков живет в Рейнских землях и в Южной Германии, а протестанты обитают в основном в северных и центральных районах страны.

В 1933 году насчитывалось более 500 тысяч евреев, которые проживали в пределах границ Германской империи. В период между 1933 и 1945 годами немецкие евреи, наряду с евреями стран Восточной Европы, пали жертвами антисемитской политики геноцида нацистов. По оценкам, в Германии в 1997 году проживало 67 тысяч человек еврейской национальности. Самые крупные еврейские общины находятся во Франкфурте-на-Майне и в Берлине.

В послевоенный период в Германию начали прибывать иммигранты из Северной Африки и Западной Азии. В 1987 году, по оценкам, насчитывалось 1700000 мусульман, живущих в Западной Германии.

Представители церкви

В немецком обществе с уважением относятся к протестантским и католическим пасторам и священникам. В местных общинах священники входят в группу местной знати, которая также включает в себя чиновников, бизнесменов и должностных лиц учебных заведений. Римскую католическую церковь олицетворяют представители местного уровня церковной иерархии.

Ритуалы и святые места Германии

От маленьких деревень до больших городов – местные церкви есть практически в каждом населенном пункте. Немецкие церкви представляют собой впечатляющие архитектурные сооружения. Католические области – Рейнская Бавария, Баден-Вюртемберг, как правило, усеяны храмами и часовнями.

Несмотря на начавшийся в 19 веке процесс секуляризации, церковь сохранила свое значение в жизни общества. В 1840-х годах сформировалось народное движение за завершение строительства Кёльнского собора, которое было начато еще в Средние века. При поддержке жителей Кёльна, католической церкви и прусского короля (который был протестантом), работа по строительству началось в 1842 году и закончилась в 1880 году.

Различные церемонии и фестивали, которые сопровождали процесс строительства, указывают, что Кёльнский собор служил не только в качестве церкви, но и национального памятника.

Национальное собрание 1848 года, на котором была принята Конституция объединенной Германии, прошло в Церкви Святого Павла во Франкфурте. (национальное и конституционное движение окончилось неудачей, когда прусский король отказался от императорской короны, которая была ему предложена представителями национального собрания). Одним из центров народного движения, который привел к падению ГДР, была церковь Святого Николя в Лейпциге.

С конца 19 века церкви и другие исторические здания Германия стали объектами программы Denkmalpflege – сохранения культурного наследия. Кладбища и военные мемориалы находятся где-то между святыми местами и историческими памятниками. Во всех населенных пунктах страны есть кладбища, на которые приходят родственники умерших во время специальных дат и праздников.

Повсеместно распространены военные мемориалы, посвященные Первой мировой войне. С памятниками Второй Мировой войне дело обстоит по-другому. Концентрационный лагерь Бухенвальд, расположенный возле Веймара, с начала 1950-х годов является памятником, посвященным жертвам нацистского режима. Смерть и жизнь после смерти

Православие не признается традиционной религией в Германии

Православная церковь никогда не считалась в Германии влиятельной силой, поэтому православие здесь не относиться к традиционным религиям. Связанно это с тем, что 1054 года христиане Германии остались в зоне католического влияния.

В XVI веке в немецких землях начал распространяться протестантизм, при этом ряд территорий страны (Бавария, Австрия и др.) остались верны католичеству.

Собор святых новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене (РПЦЗ). Несмотря на то, что Германия — не православная страна, в ней присутствуют представители практически всех значимых православных Церквей. Фото: upload.wikimedia.org

В Германии русское православие присутствует около 300 лет. Уже при Петре I в 1718 году была открыта часовня в Берлине, просуществовавшая до 1837 года. Позже посольский храм перенесли в новое здание посольства России.

Его паству составляли около пяти тысяч православных: русских, сербов, болгар, греков и румын. Современные православные храмы в Германии относятся к XIX и XX векам постройки.

В 60-е и 90-е годы XX ряд культовых сооружений построено в Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте, Кёльне. Это так называемые богослужебные точки, то есть обустроенные для совершения богослужений места, оборудованные из жилых и нежилых помещений.

300

столько уже лет в Германии присутствует русское православие

Cо второй половины XIX века в Германию ездили отдыхать и лечиться на водах русские аристократы и другие представители русского общества, что стало причиной постройки целого ряда православных храмов, например, в Баден-Бадене (1882) и Бад-Эмсе (1876).

Всемирно знаменитый храм Карлсбада (Карловы Вары), ныне находится на территории Чехии.

Русская церковь в Бад-Эмсе. Многие православные церкви в курортных городах Германии построены выходцами из России. Фото: upload.wikimedia.org

В русских православных приходах в Германии, зависимости от национальности прихожан, в богослужении используется как церковнославянский, так и немецкий языки. Кроме того, в некоторых приходах литургия и вечерня полностью проводится на немецком языке.

Связанно данное обстоятельство с тем, что значительную часть паствы русских церквей в Германии составляют коренные немцы, перешедшие в православие, а некоторая часть священников и архиереев русских приходов немецкоговорящие.

1,14%

столько православных сегодня в Германии

Православные составляют в стране 1,14 % населения страны. 15 октября 2013 года на заседании Священного синода Антиохийского патриархата была учреждена митрополия Германии, а её управляющим избран митрополит Исаак (Баракат).

Католицизм — одна из двух крупнейших конфессий Германии

Католические и протестантские религиозные общины Германии — самые многочисленные. Именно поэтому католицизм в этой стране считается одной из самых древнейших и крупнейших христианских конфессий.

29,9%

столько на 2007 год в Германии было католиков

По состоянию на 2007 год в рядах Католической церкви насчитывалось 24 170 745 прихожан, что соответствует 29,9 % населения. Работает 27 епархий (20 епархий и 7 архиепархий) Все диоцезы сгруппированы в семь церковных провинций.

Шильдик: церкви в Вайнгартене. Христианство доминирует в современной Германии. Фото: upload.wikimedia.org

Католическая церковь в Германии имеет статус публично-правовой корпорации. Это означает, что она имеет право взимать со своих прихожан церковный налог. Католическая церковь Германии называет его в качестве главной составляющей своего бюджета.

Что же касается истории католичества, то первые католические епархии на территории современной Германии возникли сразу после превращения христианства в государственную религию Римской Империи.

Среди них можно назвать: епархии Кёльна (провинция Германия II), Майнца, Вормса, Шпайера (провинция Германия I), Трира (провинция Белгика I) и Аугсбурга (Провинция Реция II).

29,9 %

столько жителей Гармании — католики

Аугсбургский религиозный мир (1555) и Вестфальский мир (1648) разделили страну на две зоны — католическую и лютеранскую.

В 1921 году между Ватиканом и Германией были установлены дипломатические отношения, через восемь лет дипломатические отношения были установлены между Ватиканом и Пруссией, в 1929 году между ними заключён конкордат.

После уничтожения войсками союзников в 1945 году фашисткой Германии, католические епископы Вармии и Бреслау перенесли свои кафедры в ФРГ, оставшиеся канонники назначили епархиальных администраторов, вошедшие в Конференцию католических епископов Польши.

Кёльнский собор. Кёльнский собор считается символом католичества в современной Германии. Фото: upload.wikimedia.org

После объединения ФРГ и ГДР в 1994 году апостольские администраторы Эрфурта, Магдебурга и Гёрлица были преобразованы в епархии.

Берлинская конференция католических епископов самораспустилась, епархия Берлина стала архиепархией совместно с епархиями Дрездена-Мейссена и Гёрлица образовали Церковную провинцию Берлина.

Апостостольская администратура Шверина была объединена с частью Епархии Оснабрюка в Архиепархию Гамбурга, образовавшую вместе с епархиями Оснабрюка и Хильдесхайма Митрополию Гамбурга.

В настоящее время католическая община Германии переживает не лучшие времена, так как испытывает на себе давление представителей других религиозных конфессий и, в первую очередь, ислама.

Роль религии в жизни гражданского общества Германии

 

Роль религии в жизни общества в современном мире значительно снизилась по сравнению с тем влиянием, которое оказывали религиозные структуры на жизнь государства еще сто лет назад, однако нельзя сказать, что религия Германии совершенно не влияет на жизнь граждан этого государства. В мегаполисах и небольших городках Германии построено очень много церквей и храмов, и многие жители страны (особенно западной ее части) регулярно посещают богослужения

Рождество и Пасху, религиозные праздники, празднуют все немцы, причем как верующие, так и агностики и атеисты, ведь эти два великих праздника давно стали считаться всенародными.
 

Немаловажно, что в Германии до сих пор сохранился церковный налог, который платят все члены религиозной общины. Средства, собранные таким образом, тратятся на обеспечение нужд общины и на благотворительность, которой занимаются все религиозные организации

В школах Германии все дети в зависимости от своего вероисповедания изучают католическую или протестантскую религию. Однако те ученики, которые не исповедуют христианство, имеют право не ходить на такие уроки, а вместо них посещать уроки этики.
 

Православие в Хорватии, в основном, исповедуют сербы

Зачем нужна религия

Какая вера у хорватов популярна кроме католичества можно понять, изучая этнографическую карту страны. Дело в том, что большинство хорватов — это католики, а сербы, в основном, православные.

В настоящее время на территории Республики представлены: Сербская православная церковь, Болгарская православная церковь и Македонская православная церковь, которые официально признаны государством.

По данным переписи 2011 года число православных в Хорватии равнялось 190 143 человек, что составляет 4,44 % населения страны.

Сербский Преображенский собор в Загребе. Большинство православных в Хорватии — сербы. Фото: upload.wikimedia.org

Православные хорватские сербы канонически входят в Загребско-Люблянскую митрополию и три иные епархии Сербской православной церкви. На территории Хорватии существует ряд православных монастырей, которые были построены ещё в Средние века.

Наиболее известные среди них: Монастырь Драгович, Монастырь Крка, Монастырь Крупа, Монастырь Лепавина и Монастырь Гомирье.

190 143
столько человек в стране — православные

Во время гражданской войны в Югославии и Сербо-хорватского конфликта многие сербские православные в Хорватии были разрушены. Часть из них хорватские власти восстановили при помощи сербской диаспоры. В целом положение православных в Хорватии остается достаточно сложным.

Эмблема Македонской православной церкви. В Хорватии присутствуют представители нескольких поместных православных церквей. Фото: upload.wikimedia.org

Стоит отметить, что в Республике Хорватия активны и представители неканонического православия. Ряд православных общин Хорватии относятся к неканоническим национальным православным автокефалиям. Македонская православная церковь имеет в стране 4 прихода, по одному приходу у Черногорской православной церкви и возродившейся Хорватской православной церкви.

Кроме того, здесь также живут и представители старостильных православных церквей. Это так называемые матфеиты-кирикиты из Истинно-православной церкви Греции (последователи митрополита Кирика).

Литература и философия

Как и музыка, литературные и философские немецкие произведения стали классикой. Литература, созданная авторами из Германии, стала известна в Европе, еще во времена средневековья. Интересно, что это были сказки, написанные для детей. Каждый из нас в детстве читал сказки, созданные Якобом и Вильгельмом Гримами, но мало ли кто знает, что они были написаны в средние века. Произведения Гримов быстро покорили сердца читателей, поскольку рассказывали народные немецкие сказки простым и понятным языком. В них главными героями были персонажи, знакомые тогдашним взрослым и детям по рассказам бабушек и дедушек, которые пугали непослушных детей лесными персонажами, героями легенд и мифов.

Пик развития немецкой литературы пришелся на 19 в., который считается триумфальным для литературных произведений. О себе тогда заявили И. В. фон Гете, Ф. Шиллер, Г. Гейне. Под их влиянием стали творить классики немецкой литературы и философии – Г. Гессе, Т. Манн, Г. Бейлль, Б. Брехт, Э. Гофман.

Для классических литературных произведений характерно:

  • Пунктуальность.
  • Рассудительность.
  • Поднятие философских проблем.
  • Изображение особенностей национального характера немцев.

В 19 в. появилась и классическая философская школа, представителями которой были Шопенгауэр, Лейбниц, Ницше, Кант, Гегель. Они поднимали большинство философских проблем, связанные с существованием человека, материей, бытием, мировоззрением, местом человека в обществе и мире. Творения немцев-философов способствовали развитию различных направлений в философии. В начале 20 в. появились политическая, экономическая и социальная философия, которые продолжают и дальше развиваться под влиянием тенденций современной миры, технологий, Интернета.

Не последнюю роль в этом сыграли работы и деятельность выдающихся мыслителей Германии – Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Их произведениями пользовались и продолжают пользоваться лидеры коммунистической и социалистической идеологии.

Религия в Германии: цифры

  • Атеисты – около 27 миллионов человек
  • Последователи Римско-католической церкви — 24 миллиона человек
  • Евангелисты – 23,6 миллиона человек
  • Мусульмане – порядка 4 миллионов человек

Стоит отметить, что в восточных регионах страны на территории, которая ранее принадлежала ГДР, в связи с проводимой просоветским правительством явной антицерковной политикой, верующих на сегодня не так много. Лишь 12% восточных немцев считают себя верующими, тогда, как 68% жителей востока страны причисляют себя к атеистам. Иначе обстоит ситуация на западе Германии. Здесь только 15% бюргеров не обладают религиозной принадлежностью. А вернее, они официальным образом не принадлежат ни к одной из церквей. Заметим, что при регистрации по месту жительства в Германии необходимо заполнить анкету, в которой присутствует графа об исповедуемой религии. Однако заполнение этой графы – дело добровольное, и никто не мешает информацию о вероисповедании оставить в тайне.

Из прочих заметных в Германии религий следует выделить иудаизм и православие. Особое место в современной Германии принадлежит исламу. Эта религия в Германии собирает все больше приверженцев, и они занимают на сегодня третье место по численности после протестантов и католиков. При этом из этнических немцев мало кто является мусульманами. А вот приехавшие в страну в 60-х годах гастарбайтеры из Турции, впоследствии осевшие в Германии, основали тут одну из самых больших в Европе мусульманских диаспор. Узнать больше о количестве мусульман в Германии можно из нашей статьи.

Обостряет ситуацию с традиционным для Германии христианством тот факт, что всё большее количество немцев официально отказываются от католического и протестантского вероисповедования в пользу того же мусульманства или становясь атеистами. Для церкви такое положение вещей крайне неблагоприятно, в том числе и с материальной стороны. Каждый верующий, кто официально указал в анкете свою принадлежность к двум основным христианским конфессиям, обязан уплачивать налог на церковь. Это не дополнительный сбор, и на совокупных доходах бюргера он не отражается, просто часть обязательно подоходного дохода в этом случае уходит не в государственный бюджет, а церкви. Из этих средств финансируется большое количество социальных проектов и программ, в том числе дома престарелых и детские сады. И чем меньше жителей страны указывают своё вероисповедание, тем меньше средств церкви получат на эти нужды. Тем не менее, по воскресеньям и большим христианским праздникам возле церквей по-прежнему много народу. В храм на службы ходят все верующие, правда, время от времени. И, конечно же, особенно много людей бывает в церкви на Пасху и Рождество. Эти праздники у жителей Германии являются наиболее любимыми.

Что касается количества церквей в Германии, то их в весьма много. Шпили огромных храмов или небольших церквей возвышаются и в центральных районах больших мегаполисов, и над небольшими немецкими городками. Услышать колокольный звон можно в начале каждого часа в любом из населённых пунктов страны. Всего в Германии функционирует порядка 50 тысяч церквей.

web hosting services

Религия в Германии

BRD 01:46, 03.Фев 2013

Государственная религия в Германии в наши дни отсутствует, при этом порядка 70% граждан этой страны считают себя христианами, которые относятся к протестантской и католической конфессии приблизительно в равном соотношении. Остальные 30% жителей исповедуют другие религии или остаются атеистами. С давних времён христианство в Германии играло одну из важнейших ролей жизни в общественной жизни. Своё распространение в Германии христианская религия начала с 800 года. Священным Римским императором тогда стал Шарлемань. И именно его правление усилило связь Рима и немецкого государства. Позже, обосновавшийся на северо-востоке страны в XIII веке рыцарский орден Тевтонцев, захватил подавляющее число земель, на которых проживали балтийские народы язычников, активно обращая их в христианскую римско-католическую веру. Однако с началом Реформации в 1517 году, когда Мартин Лютер прибил к дверям Витгенбергской церкви знаменитый протест против роскошеств и излишней пышности церкви, Германию стала захватывать волна протестантизма. Стать полностью протестантской страной Германии помешала Тридцатилетняя война, которую инициировал Священный Римский император с рядом протестантских областей на юге Германии. Результатом войны двух конфессий стало то, что в южных регионах страны до настоящего времени католицизм остался главенствующей религией. Количество католиков в Пассау и Регенсбурге превышает 80%.

Так, к примеру, благодаря многим религиозным праздникам, установлены общегосударственные выходные дни. Кроме того, из-за значительного религиозного влияния в стране, подавляющее большинство магазинов и торговых центров Германии по воскресеньям не работают. По мнению чиновников страны, по воскресеньям немцы должны посещать церковь и уделять свободное время семье, а не беспокоиться о каких-либо покупках. Для немецких школ обязательным является урок религии. Родители могут выбрать для своих детей уроки католического или протестантского уклона. Те, кто является атеистом или исповедует другую веру, должны вместо уроков религии посещать занятия по этике.

Религия Германии: история и современность

Вопрос о том, какая религия в Германии, является очень значимым для истории немецкого государства, а также перспектив его социального развития в будущем

Религиозные процессы оказывают значительное прямое и косвенное влияние на жизнь европейского общества, потому этой сфере должно быть уделено должное внимание

Дохристианская Германия

Начнем с истоков. Религия древней Германии, как и все национальные культы европейских народностей, в давние времена была представлена язычеством. В данном случае речь идет о нордическом типе религиозности, по мифологии и практике схожим со скандинавскими аутентичными традициями.

Глава древнегерманского пантеона — Вотан, отец богов. Он и его свита, члены которой именуются асами, обитают в высшем из девяти миров — Асгарде. А мистериальным местом их пребывания на земле являются Священные Рощи.

Языческие племена германских земель в значительной степени зависели от власти жреческого сословия. Хотя их права и привилегии от общины к общине несколько менялись, в целом, жрецы сосредотачивали в своих руках судебную власть, заведовали общественными жертвоприношениями и занимались прорицаниями.

К X веку языческие традиции в германских племенах пришли к окончательному упадку в связи с распространением христианства.

Христианизация Германии

Религия Германии начала меняться с IV века вместе с активной проповеднической деятельностью церковных миссионеров — ирландцев и англосаксов.

Первоначально земли немецких племен восприняли арианскую версию христианства, однако с течением времени, под нажимом светских властей, политических процессов на международной арене и деятельности католических проповедников, население Германии все больше проникается духом ортодоксии. Переломным моментом в этом отношении является миссия святого Бонифация, в VIII веке сумевшего реорганизовать религиозную жизнь многих племен Германии и сплотить их под юрисдикцией единой митрополии, располагавшейся в Кельне. Личная приверженность Бонифация Римской церкви и преданность папскому престолу определила на многие века вперед религиозную ориентацию Германии, сделав ее католической страной.

Реформация религии и возникновение национальной церкви

В XVI веке религия Германии, а именно Римский католицизм, в значительной степени потеряла свой авторитет и утратила ведущие позиции. Связано это с выступлением августинского монаха Мартина Лютера, восставшего со своими теологическими доводами против ряда злоупотреблений Католической церкви.

Лютеранское движение, изначально задуманное как реформация церкви, превратилось в отдельную деноминацию с характерным набором обрядовых, доктринальных и этических канонов, получившую название «протестантизм». Почти сразу он разбился на ряд независимых течений, положив начало продолжающемуся до сих пор процессу конфессионального дробления.

Три основные ветви протестантизма, которые представляют религиозное лицо Германии — Лютеранская, Реформатская и Евангелическая церкви.

Религия фашистской Германии

Период нацистской диктатуры заслуживает отдельного упоминания в связи с историческим развитием религии на германской земле. Во-первых, это связано с процессами гонений на религиозные организации — христианские, языческие и, конечно же, иудейские.

Программа Гитлера предусматривала полное уничтожение христианского начала в культуре, образовании и педагогике Германии. Во-вторых, НСДАП отметилась рядом предложений альтернативной религиозности.

Все подобного рода инициативы разделяются на два лагеря, которые условно можно назвать ариохристианством и неоязычеством.

После провала ариохристианской программы вожди рейха разработали концепцию возрождения древнего язычества на основе полулегендарного ирминизма.

Вместе с тем, категорически отвергнув исторический германский вотанизм, фашисты подвергли репрессиям ненацистские языческие институты, полностью уничтожив их к 1941 году.

Однако и эта попытка реорганизовать духовные устои страны не возымела успеха, и господствующая религия Германии по-прежнему была неразрывно связана с христианскими церквями.

Тест

1. Что в переводе с латинского означает религия?

  • благочестие (святыня)*;
  • магия;
  • подчинение.

2. Что такое мировая религия?

  • религия, распространенная на всех континентах*;
  • религия, объединяющая людей по национальному признаку;
  • религия для высших слоев общества.

3. Период возникновения христианства.

  • 7 в. н. э.;
  • 5 в. до н. э.;
  • 1 в. н. э.*

4. Какая из этих религий является ответвлением христианства?

  • буддизм;
  • конфуцианство;
  • православие*.

5. Кто является главой католической церкви?

  • патриарх;
  • Папа Римский*;
  • епископ.

6. Источник веры мусульман.

  • Библия;
  • Коран*;
  • Ветхий Завет.

7. Родоначальник протестантского движения.

  • Мартин Лютер*;
  • князь Владимир;
  • Бонифаций.  Хорда читайте в нашей статье.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector