Триумф веков: арка августа в римини

Что посмотреть

Триумфальная арка императора Тита — сооружение высотой 15,4 метра из белого пентельского мрамора и травертина. Изначально она была полностью мраморной, но при реставрации в 19-м веке Валадье сделал восстановленные детали травертиновыми, и сейчас можно различать, какие элементы сохранились спустя 2 000 лет, а какие появились относительно недавно. Хотя в целом этот памятник Древнего Рима выглядит практически так же, как и в год постройки.

Чертеж арки

Если посмотреть на монумент издалека, внешне он лаконичен и строг, а единственным украшением являются только полуколонны в стиле композитного ордера и четыре крылатых богини Виктории. Но его особенность в том, что главное видно изнутри! Заходя в пролет, стоит лишь поднять голову — и взгляду откроются роскошные барельефы, которые рассказывают о военных подвигах древнеримского императора. На двух рельефах справа и слева можно увидеть разрушенный Иерусалимский храм и шествие легионеров с трофеями. А на самом верху император Тит возносится на орле — это символизирует его обожествление.

Барельефы и свод сооружения

Интересно: среди трофеев, изображенных на барельефах, хорошо виден знаменитый семисвечник или золотая Менора — библейский символ иудаизма. Согласно Библии, он украшал походный храм евреев во время их скитаний с Моисеем по пустыне.

Барельеф с добытым римлянами в Иерусалиме трофеем — золотой Менорой (библейский символ иудаизма)

Самым интересным является восточный фасад. Здесь хорошо сохранился резной фриз с изображением парадного шествия Флавия: солдат, захваченных пленников и животных, предназначенных для жертвоприношений. Правда, ввиду немалых размеров арки, снизу фриз непросто рассмотреть, однако сразу заметна вырезанная в камне надпись. Она гласит, что этот монумент римляне посвятили Титу, сыну Веспасиана.

Барельеф с триумфальным шествием Тита

Фото надписи, которая гласит, что монумент посвящен Титу, сыну Веспасиана

Западный фасад тоже украшает надпись, но более поздняя, появившаяся уже при реставрации в 1821 году. Там написано, что древний памятник Рима отремонтировали по указу папы Пия VII.

Основные факты

  • ДАТА 81 год н. э.
  • СТИЛЬ Имперско-римский
  • МАТЕРИАЛ Пентелийский мрамор
  • ПОСТРОЕНА по приказу императора Домициана

Арка Тита (Arcus Titi) стоит возле Римского Форума в самой высокой точке Via Sacra Священной дороги, по которой римские армии торжественно, с победой, возвращались к Капитолию.

Солдаты проходили через арку, построенную в память о взятии Иерусалима, о победе в кровавой битве, и маршем шли через Форум — главную общественную и торговую площадь, сердце Древнего Рима. Высота арки — 15,4 метра, ширина — 13,5. Ее построили из пентелийского мрамора вскоре после смерти императора Тита. Император умер, когда ему был всего 41 год, но он успешно правил страной в 79-81 годах нашей эры и многого достиг.

Триумфальная арка — прекрасный шедевр римской архитектуры, ясное выражение неуязвимости и силы империи Когда-то на площади Форума было три триумфальные арки. От первой, которую построил Август, не осталось ничего, а третья, арка Севера, построена в 203 году.

Арка Тита появилась в 81 году, когда править стал брат и преемник Тита, император Домициан. Это самая древняя арка в Риме и отличный пример триумфальной арки вообще -потом такие арки появились в архитектуре времен Возрождения.

Рельеф на западной стороне арки изображает триумфальное шествие с менорой из храма Соломона

В изящном сочетании арки, классических колонн и скульптурных рельефов воплощен идеал простоты и совершенства, без которого не было бы классической архитектуры. Но, к сожалению, исторический памятник Древнего Рима во времена Средневековья сильно пострадал.

Семья Франджипани превратила арку в свое военное укрепление. Парадоксально, но благодаря этому арка сохранилась. В 1822 году она перестала служить укреплением, и Джузеппе Валадье отреставрировал ее по приказу Папы Римского Пия VII.

Поэтому арка прославляет не только императора и римский Сенат, как было написано на восточном фасаде еще в древности, но и Папу Римского, который восстановил ее в XIX веке -на западном фасаде тогда появилась новая надпись.

Правление, полное событий

Тит Флавий Веспасиан правил Римской империей всего два года, но эти годы запомнились как удачное и счастливое время. Тит сам подавал пример обычным римским горожанам, он был щедрым, обходительным и умел нравиться людям, поэтому историк Светоний сказал, что император — «утешение рода человеческого». Время его правления нельзя назвать ровным и спокойным. В 79 году произошло извержение вулкана Везувия, погибли города Помпеи и Геркуланум.

Надпись наверху арки гласит: «Сенат и люди Рима — божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана»

В следующем году Рим опустошила эпидемия чумы, и тогда же случился ужасный и разрушительный трехдневный пожар. Тит организовал поддержку для тех людей, которые пострадали в этих страшных катастрофах. Он также собрал людей на общественные работы, и по его приказу построили купальни Тита и завершили строительство Колизея (которое началось во времена отца Тита, Веспасиана). В Колизее потом 123 дня устраивались празднества.

Памятник кровавой битве

Люди помнят победы, но арка Тита построена в память об ужасных событиях — о них рассказывают резные каменные рельефы под сводом арки. Отец Тита, Веспасиан, подавил восстание в Иудее в 66 году, и Тит остался там наместником.

Он так и жил на Востоке, даже после того, как Веспасиан вернулся в Рим и стал императором. В 70 году Тит жестоко подавил еще одно восстание в Иудее, а затем взял и разрушил «град Господень», святой город Иерусалим. При взятии города римляне устроили кровавую резню и убили около миллиона евреев.

С южной стороны арки есть рельеф, когда-то он был раскрашен яркими красками. Рельеф изображает триумфальную процессию солдат, которые несут свою добычу из иерусалимского храма Ирода, они высоко держат священную менору — золотой семисвечник, украденный из храма Соломона (ортодоксальные евреи до сих пор не ходят под аркой, чтобы не смотреть на это).

На северном рельефе изображен Тит в тоге, окруженный своими легионерами. Воины с победной процессией проезжают по городу, Тит едет на двухколесной колеснице, квадриге, в которую впряжены четыре коня. Правит ей крылатая богиня победы. Когда-то наверху арки Тита стояла бронзовая квадрига с фигурой императора, но ее давным-давно сняли.

Под самым сводом арки Тит изображен в виде орла, летящего в небесах, это говорит о том, что его признали равным богам — как обычно и случалось с покойными римскими императорами.

Описание

Строение поражает своими размерами и величием. В высоту она поднимается на 21 м, ширина достигает почти 26 м, а глубина — более 7 м. На аттике располагаются восемь барельефов, снятых с памятника Марка Аврелия. Это главное сокровище арки Константина. На первом северном барельефе изображено возвращение императора Марка Аврелия в Рим после победы над германцами и сарматами. На втором Марк Аврелий уже выезжает из города, отправляясь на войну. Третье символизирует щедрость, император здесь показан раздающим деньги. Четвертый барельеф показывает милосердие императора и его ближайшего окружения.

Четыре барельефа на южной стороне показывают церемонию наделения императором властью германского вождя; солдат, ведущих пленников; обращение Константина к своим войскам перед началом военного похода; процесс жертвоприношения. Основания всех восьми колонн украшены рельефными изображениями солдат, плененных германцев и богини победы Виктории.

На медальонах диаметром около 2 м изображены эпизоды из охоты, жертвоприношения, Солнце и Луна на колесницах. Рельефный фриз показывает военный поход императора Константина от отбытия из Рима до въезда в город в качестве победителя

Архитектурные особенности

Колонны арки выполнены из желтого мрамора, на основаниях видны рельефы с изображением пленных варваров, римских солдат и богини победы Виктории. Богиня изображена и на своде главного пролета. Все рельефы относятся к эпохе Константина.

Медальоны двухметрового диаметра, относящиеся ко времени правления римского императора Адриана, расположились над боковыми арками. На них изображены охота на вепря, льва и медведя, принесение жертвы богам Аполлону, Геркулесу, Диане.

В сценах охоты, размещенных на северной стороне, головы Адриана заменены головами Константина, в жертвоприношениях — Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. Поход Константина против Максенция иллюстрирует рельефный фриз. На медальонах с боковых сторон арки изображены божества Солнца и Луны на колесницах.

Аттик выполнен из попарно составленных восьми барельефов, снятых с памятника эпохи Марка Аврелия. По северной стороне изображены: возвращение императора в Рим, император покидает город, раздает деньги народу, допрашивает пленника.

На южной стороне – германский вождь перед императором, обращение к войскам, принесение в жертву богам овцы, свиньи и быка. Вершины колонн увенчаны фигурами даков – группы фракийских племен. Есть предположение, что они взяты с форума Траяна. Оттуда же позаимствованы барельефы, расположенные на боковых стенах аттика арки Константина. Они иллюстрируют празднование победы над даками.

Какому событию посвящена?

Однопролётная арка, посвящённая триумфу Тита, была возведена уже после смерти императора по указанию Домициана (Titus Flavius Domitianus) – последнего представителя династии Флавиев. Победа римлян в Первой Иудейской войне стала важным событием в истории Древнего Рима, а отголоски её моральной стороны сохранились и в настоящее время.

Восстание евреев против римлян вспыхнуло в Иудее (землях Израиля) в 65 г. На его подавление в 67 г. направилась многотысячная армия во главе с Веспасианом (Titus Flavius Vespasianus), рядом с которым сражался и его старший сын Тит. После того как в 69 г. Веспасиан вернулся в Рим чтобы стать императором, Тит остался, чтобы завоевать Иерусалим и положить конец войне в Иудее.

Долгая осада, начавшаяся в марте 70 г., закончилась в июле сожжением Храма Ирода (Второй Иерусалимский Храм), резнёй евреев и полным разрушением города; осталась нетронутой только знаменитая Стена Плача.

Война принесла одной стороне унижение и многотысячные жертвы, а другой трофеи и славу. Тит с триумфом вернулся в Рим, где выставил для обозрения народом около 700 пленных и вывезенные богатые убранства Храма Ирода.

Не все сыновья Израиля были казнены; еврейские рабы были использованы при возведении Колизея, а часть из них основали первую диаспору.

Тондо Адриана на Арке Константина

Оба фасада триумфальной арки Константина украшают восемь рельефов в виде круглых мраморных медальонов. Они помещены над малыми пролетами попарно. Диаметр каждого составляет чуть более двух метров. На барельефах изображены сцены охоты и языческие обряды жертвоприношений.

Аттик

Барельефы с аттика арки

Восемь статуй для аттика арки были взяты с форума Траяна. Восемь барельефов на аттике были перенесены с другой, ранее разрушенной арки времён Марка Аврелия. Позаимствован был и мраморный фриз – его разделили на четыре фрагмента и установили над малыми арками и внутри главного пролёта. На этих украшениях можно узнать военные сцены времён Траяна. Медальоны, установленные над боковыми арками, изображают сцены охоты императора Адриана.

Сегодня арка Константина считается самой знаменитой из древнеримских арок и наиболее сохранившейся. Она стоит на древней дороге Via Triumphalis, между Колизеем и Палатинским холмом. Эта арка стала наглядным образцом для многих более поздних триумфальных сооружений, построенных в мире.

Посещение этой достопримечательности бесплатное.

Арка Константина рядом с Колизеем

Вид с другой стороны

Как добраться

Ближайшая остановка — метро Colosseo (линия В). Можно доехать до Арки на автобусе: 51, 75, 85, 87, 118, №2 до остановки Colosseo; 75, 85, 87, 118, С3, №2, №10 — до Celio Vibenna. На трамвае 3, 8 — до Piazza Del Colosseo.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Отели со скидкой здесь

Это интересно: Витториано: излагаем в общих чертах

Архитектура Триумфальной арки Константина

Трехарочное сооружение, перекрытое аттиком, имеет важное архитектурно-историческое значение. Его основная часть выполнена из мраморных блоков, а аттик — возведен из кирпича и облицован

Аттик — завершающий элемент триумфальной арки, расположенный над венчающим строение карнизом. Стенка выполняла декоративные и защитные функции, часто декорировалась рельефными изображениями, надписями, скульптурными композициями и квадригой.

Боковые поверхности и фасады арки Константина украшены барельефами, на которых запечатлены эпизоды двухсотлетней истории Римской империи. Фигуры высекали из мрамора разного качества, но многие детали были заимствованы с других монументальных объектов. Объяснений этому несколько, начиная с короткого периода строительства и утраты навыков в оформлении монументальных изваяний, заканчивая мнением о желании причислить Константина к числу «пяти хороших императоров» из династии Антониев.

Северный фасад, Сергей Архипкин

  • Высота арки с аттиком — 21 м.
  • Высота центрального свода — 11,45 м.
  • Высота боковых сводов — 7,4 м.
  • Глубина — 7,4 м.
  • Общая ширина — около 26 м.
  • Ширина центрального пролета — 6,5 м.
  • Ширина боковых пролетов — 3,4 м.

Снова война

После окончания Первой мировой войны Кира на долгие годы забыла о вооруженных силах. Она сосредоточилась на работе с детьми-сиротами и организовала в Полтаве для них детский дом.

С нападением нацистской Германии на СССР летом 1941 года Башкирова (в замужестве — Лопатина) вновь отправилась на войну. Будучи матерью двоих детей, сорокатрехлетняя Кира Александровна, конечно, не стала повторять отчаянных подвигов своей юности, но также внесла свой вклад в общую победу.

Советский госпиталь в ходе Великой Отечественной войны.

В качестве старшей медсестры в военном госпитале Мурманска она заботилась о раненых солдатах, при этом ей нередко поручали наиболее тяжелых среди них. Не раз она ассистировала хирургам при проведении операций прямо во время налетов немецкой авиации.

Самоотверженную службу Киры Лопатиной оценили по достоинству. Она была награждена медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Советского Заполярья».

Колизей

Колизей (от colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени

Начну с истории, хотя, наверняка, она многим знакома. В этом случае просто освежим свои воспоминания.

Колизей в Риме построили в 80 году нашей эры при римском императоре Тите из рода Флавиев. В первозданном своем виде амфитеатр Колизей имел 3 этажа. На первом находилась ложа императора и мраморные места для сената. На втором этаже были установлены мраморные скамьи, предназначенные для граждан Древнего Рима. На третьем этаже находились места для всех остальных зрителей, выполненные в виде деревянных скамей и просто стоячих мест. Во IIвеке был достроен последний четвертый этаж.

Так выглядел Колизей по проекту, и, наверное, он действительно был таким при постройке в первом веке новой эры.

А таким изобразил Колизей Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) на своей картине «Вид Рима. Колизей». На переднем плане Триумфальная арка Константина.

Это очень близко к тому, что мы видим сейчас спустя 2 столетия после написания этой картины

Основное предназначение Колизея в Риме было проведение гладиаторских боев. Арена амфитеатра позволяла вмещать до 3 тысяч бойцов. И хотя в наши дни Колизей в Риме наполовину разрушен, он по-прежнему производит огромное впечатление и с достоинством держит звание символа Рима.

Сейчас бесплатно Колизей можно посмотреть только снаружи. Обратите на толпы туристов вокруг. А в Древнем Риме не только вход был бесплатным, там еще зрителей бесплатно кормили. Неудивительно, что треть жизни римляне проводили в Колизее, где до 100 дней в году шли разные игры, соревнования и праздники!

Еще немножко исторических фактов.

Под ареной была целая система клеток, галерей, складских помещений, раздевальных и подвалов, сейчас открывшихся благодаря проведенным раскопкам. Речь идет о целом ряде помещений, где хранились различные предметы и механизмы, и где содержались животные до и после зрелищ. Основными зрелищами были бои гладиаторов и охота на животных (слоны, тигры, львы, медведи, бегемоты и т. д.). На арене происходили также выступления фокусников, спортивные состязания, конные турниры и даже морские битвы. Нижняя часть Колизея под ареной заполнялась водой из специально подведенных акведуков.

Из истории известно, что в день, когда официально открыли Колизей в Риме, на арене погибло более двух тысяч гладиаторов и было убито около пяти тысяч животных. А по самым скромным подсчётам, за всю историю этого уникального памятника архитектуры, здесь погибло более полумиллиона человек и не менее миллиона хищников.

В день официального открытия Колизея на его арене было убито 5 тысяч животных. По скромным оценкам, за всю историю этого сооружения в нем было убито более 500 тысяч людей и более миллиона животных.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала. Не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения.

В конце 13 века здесь вообще образовали каменоломню: из частей Колизея были построены более 20 аристократских домов и церквей — его использовали как дешевый строительный материал. Часть разрушенного землетрясениями Колизея была использована на строительство базилики Святого Петра… Каждый пытался утащить хотя бы кирпичик.

Камней в Колизее оказалось так много, что до сих пор из их остатков производят различные сувениры. Один из таких сувениров, как память о конференции по электролюминесценции 2008 года, я храню в своей коллекции.

Настоящий травертиновый мрамор 1 века, из которого построен Колизей.

В завершение первой части рассказа о Колизее я попытался оценить, сколько фотографий Колизея сделано человечеством за последние годы. По посещаемости всех музеев Италии Колизей уверенно занимает первое место. За год его посещают около шести миллионов туристов. За последние 20 лет, когда стали активно использоваться цифровые камеры, его посетило около 120 миллионов. Если предположить, что каждый посетитель сделал хотя бы десяток снимков (на самом деле гораздо больше), то уже получается умопомрачительная цифра, превышающая 1 миллиард снимков! Можно ли при этом что-то новое добавить в общую фото копилку о Колизее? Наверно, нет. Тем не менее, у каждого свои ассоциации, поэтому приведу несколько фотографий, каким нам запомнился Колизей.

Таким мы увидели Колизей в первый день нашего пребывания в Риме со смотровой площадки Витториано.

Величественный скелет

Архитектура Триумфальной арки Константина

Трехарочное сооружение, перекрытое аттиком, имеет важное архитектурно-историческое значение. Его основная часть выполнена из мраморных блоков, а аттик — возведен из кирпича и облицован

Аттик — завершающий элемент триумфальной арки, расположенный над венчающим строение карнизом. Стенка выполняла декоративные и защитные функции, часто декорировалась рельефными изображениями, надписями, скульптурными композициями и квадригой.

Боковые поверхности и фасады арки Константина украшены барельефами, на которых запечатлены эпизоды двухсотлетней истории Римской империи. Фигуры высекали из мрамора разного качества, но многие детали были заимствованы с других монументальных объектов. Объяснений этому несколько, начиная с короткого периода строительства и утраты навыков в оформлении монументальных изваяний, заканчивая мнением о желании причислить Константина к числу «пяти хороших императоров» из династии Антониев.

Северный фасад,  Сергей Архипкин

  • Высота арки с аттиком — 21 м.
  • Высота центрального свода — 11,45 м.
  • Высота боковых сводов — 7,4 м.
  • Глубина — 7,4 м.
  • Общая ширина — около 26 м.
  • Ширина центрального пролета — 6,5 м.
  • Ширина боковых пролетов — 3,4 м.

Внешний вид

Триумфальная арка Константина имеет четыре колонны, которые украшают ее фронтоны. На их цоколях сделаны рельефы богини победы Виктории, а также плененных варваров. По углам изображены фигурки божеств, олицетворяющих все времена года, а также нескольких речных духов. На рельефе, расположенном над малыми пролетами, показана вся история военного похода императора, его победа и захват власти.

Триумфальная арка Константина отлично видна из Колизея. С каждой стороны монумента находится восемь парно расположенных медальонов, относящихся к эпохе римского императора Адриана. На них можно увидеть сцены охоты и жертвоприношения. Главной фигурой на четырех медальонах является голова Константина, а на остальных — его отца Констанция I. Рельефы главного пролета принадлежат базилике Ульпия из форума Траяна.

Статуи, которые венчают колонны, изображают даков, напоминая о походе Траяна на них. Между ними попарно располагаются прямоугольные рельефы, на которых показаны сцены из Маркоманской войны императора Марка Аврелия. Триумфальная арка Константина завершается надписью-посвящением.

Германия

Триумфальная арка Место / местонахождение описание изображение
Арка Дативия-Виктора Майнца Арка Дативия-Виктора в Майнце датируется III веком.
Ворота победы Мюнхене Построен с 1843 по 1850 год.
Ворота Ватерлоо Оснабрюк на Триумфальные ворота встроены в старую городскую стену по образцу Арки Тита , воздвигнутой в 1817 году в честь Оснабрюкской битвы при Ватерлоо на месте городских ворот «Хегер Тор», которые были снесены в 1815 году.
Триумфальные ворота Потсдам на
Бранденбургские ворота Потсдам на Городские ворота по образцу Константиновской арки . Год постройки 1770/71
Вайльбургер Ландтор Weilburg Построен с 1759 по 1768 год.

История появления памятника

Единственное сооружение в итальянской столице, возведенное уже после победы полководца в гражданской войне, имеет совсем другую предысторию. Дело в том, что Константин, будучи дерзким и честолюбивым юношей, всегда мечтал стать императором. Ради достижения поставленной цели он был готов на все. Отец его был полководцем. Перед смертью он передал сыну собственные полномочия, а воины заранее провозгласили Константина императором. Римом в то время правил жестокий и деспотичный Максенций. Мечтавший взойти на трон доблестный Константин отправился со своей армией через Альпы на врага. Понимая, что силы Максенция ощутимо превышают число его воинов, будущий император подолгу молился в надежде получить какой-либо знак свыше.

И чудо произошло: на небе появился крест из лучей солнца, а ночью к нему во сне пришел Христос и призвал пойти войной на язычника Максенция, чтобы восстановить христианство в Римской империи. Окрыленный Константин выступил и победил армию жестокого тирана. Уже в 312-м году голову Максенция привезли в Рим, чтобы жители увидели поверженного деспота. Став победителем, Константин сел на долгожданный трон. И только спустя два года было начато строительство сооружения в память об этом событии.

Оформление аттика

Верхний уровень арки считается истинным шедевром древнеримского искусства

Привлекают внимание отдельно стоящие статуи наверху колонн. Это фигуры врагов, покорённые императором Траяном

Скульптуры облачены в длинные штаны, плащи и остроконечные шапки, что свидетельствует об образах варваров. Ведь римляне носили исключительно тоги. Представители древних племён показаны в побеждённых позах: головы опущены, руки сложены вместе. Между статуями установлены барельефы, отражающие атаку римской конницы и натиск легиона на варваров.

Аттик северной части арки представлен несколькими сценами, описывающими политическую обстановку в Римском государстве при императоре Аврелии. Скульптуры изображают военные действия против сарматов в 169 году. Фигуры исполнены со скрупулёзной точностью мелких деталей. Император облачён в разных одеяниях: короткой тунике, мантии либо в походном плаще. Солдаты изображены в доспехах, шлемах со щитами и оружием. Барельеф описывают сцену обращения правителя к армии с вдохновляющей речью.

Впечатляет композиция, повествующая о допросе пленного германского вождя. Рядом расположены информативные скульптуры, демонстрирующие триумфальное возвращение Марка Аврелия в Рим после военного похода, раздачу им денег народу и проведение обряда очищения путём жертвоприношения. Центральная часть аттика украшена надписью, которая выражает благодарность Константину за освобождение Рима от тирании и гнёта.

Интересные факты

Особенность Арке Константина придают три интересных факта:

  1. Она стала последней из построенных и дошедших до наших дней триумфальной аркой Древнего Рима.
  2. Арка была воздвигнута в честь победы в гражданской войне, а не над внешним врагом империи, как было заведено древней традицией.
  3. При сооружении монумента использовались многочисленные элементы художественного декора, принадлежащие архитектурным строениям более раннего периода времени. Именно последняя особенность сделала Арку Константина настоящим музеем древнеримской скульптуры, которой можно полюбоваться под открытым небом.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector