Дорогами будущего: как меняется рынок транспорта и логистики прямо сейчас

Специализированные виды транспорта

К таковым, например, относятся все виды трубопроводов. Несмотря на все прогнозы фантастов, они и по сей день используются лишь для передачи жидких или газообразных веществ, а потому занимают очень важную, но крайне специализированную нишу.

Как ни странно, но авиация также относится к весьма узкоспециализированной группе транспорта. Аэродромы, на которые могут садиться действительно большие самолеты, перевозящие огромные количества грузов, есть в единичных городах, а малая, винтовая авиация, используется в очень ограниченных количествах и особой роли в масштабах страны не играет.

Особенности рынка транспортных услуг и проблемы транспортного комплекса города

В системе городского транспорта большинства российских городов накопилось много сложных проблем. Одна из них – проблема контроля оплаты за проезд. Для ее решения за рубежом устанавливают автоматические турникеты, в некоторых городах России стимулируют для этого покупку проездных билетов различного срока пользования и дальнейшее проведение денежно-вещевых лотерей по номерам купленных билетов.

Другая проблема – износ подвижного состава. В большинстве городов России муниципальный пассажирский транспорт изношен практически наполовину. Средств городского бюджета, а также части выручки муниципальных пассажирских предприятий не хватает для ремонта подвижного состава, поскольку большая их часть идет на компенсацию проезда льготных категорий населения. Повышение стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный транспорт работает «вхолостую».

Серьезной проблемой многих городов является дорожная сеть, ее пропускная способность. Необходимы путепроводные развязки, объездные дороги; в отдельных случаях необходимо расширять проезжую часть улиц, что крайне сложно. С учетом состояния дорожной сети должен производиться выбор типа подвижного состава транспорта.

Массовая автомобилизация вызвала необходимость создания большого комплекса сервисных служб, обеспечивающих работу транспорта. Серьезную проблему представляет организация стоянок индивидуального транспорта (паркингов) на территории города, строительство коллективных гаражей, в том числе многоэтажных, в центре города. В некоторых новых жилых домах первые этажи и подвалы проектируются как гаражи, что удобно жильцам. Другая проблема – автозаправочные станции и пункты, мойки, мастерские срочного ремонта и шиномонтажа. Они тоже должны размещаться по всей территории города.

Необходима увязка работы внутригородского и внешнего транспорта. Управление объектами внешнего транспорта (железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты и т. п.) осуществляется, как правило, государственными предприятиями или крупными акционерными компаниями. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить «стыковку» этих объектов с маршрутами внутригородского транспорта, сетью предприятий торговли и общественного питания, другими городскими службами.

Сложность понятия, условия развития

Сложность такого рода системы характеризуется ее многоцелевым назначением, которое предусматривает использование сети дорог для перевозки сотен наименований грузов. Густая дорожная сеть не должна губительно влиять на окружающую среду, иметь «отростки» для своевременного перенаправления транспортных потоков, иметь простую и надежную инженерную структуру для упрощения ремонта дорожного полотна.

Этими принципами должно руководствоваться развитие транспортной системы России. Подобное образование должно отвечать следующим принципам:

  • Быть «связующим звеном» между различными отраслями народного хозяйства. Следует отметить, что понятие это – сравнительно новое, возникшее в последние годы: раньше транспортной системе не придавали столь большого значения в деле связывания страны государства со всеми его отраслями в единую, монолитную систему.
  • Она должна иметь возможность балансирования как внешнего, так и внутреннего. Что предполагает внешняя сбалансированность? Есть сразу несколько принципов: возможность плавного увеличения или уменьшения пассажиропотока в зависимости от демографической ситуации в конкретном регионе. Аналогично – ситуация с грузоперевозками.

Что касается внутренней сбалансированности, что она не менее сложна: необходимо должным образом сопоставлять потребности в транспорте с реальными возможностями всей транспортной системы. Рыночная экономика предполагает, что каждый его вид должен приносить в государственную казну определенное количество отчислений. Дело в том, что лишь при сопоставимости затрат на транспортную систему с ее отдачей, возможно должным образом ее развивать даже в наиболее отдаленных регионах страны.

Понятие транспортного комплекса, транспортной системы и Единой транспортной системы в современных условиях развития России

В рыночной экономике наряду с понятием транспортного комплекса существуют понятия транспортной системы и Единой транспортной системы  страны.

Транспортный комплекс является межотраслевым комплексом, тогда как транспортная система представляет собой технологическое единство транспортных составляющих внутри отдельно взятой отрасли транспорта.

В отличие от транспортного комплекса транспортная система включает: транспортную сеть всех видов транспорта, подвижные транспортные средства, трудовые ресурсы транспорта и систему управления всеми видами транспорта.

Основой любой транспортной системы являются транспортные пути, на которые, как на пирамидку нанизываются все ее элементы. В идеале в транспортной системе сначала должен возникнуть транспортный путь, и только потом подвижные транспортные средства, трудовые ресурсы транспорта и система ее управления. Но не все отрасли транспорта следуют этим классическим путем. Например, автомобильный транспорт нашей страны имеет в основе «своей пирамидки» не транспортные пути, а подвижной состав, за развитием которого не успевает строительство автодорог. И в этом отставании кроется главная проблема развития автомобильного транспорта в современный период.

Каждый вид транспорта на территории страны имеет свою транспортную сеть. Если все эти сети будут иметь места пересечения друг с другом и работа этих сетей будет согласована по объему, месту и времени перевалки грузов (и пересадки пассажиров), то в этом случае возникает Единая транспортная система (ЕТС) страны.

В ЕТС работа нескольких видов транспорта организуется таким образом, чтобы все виды транспорта действовали как единый механизм.

Важнейшим условием существования Единой транспортной системы является, таким образом, взаимодействие всех видов транспорта, их кооперирование.

Таким образом, Единая транспортная система – это совокупность эффективно  взаимодействующих видов транспорта.

Единая транспортная система имеет четыре основных свойства: 1)целостность, 2)иерархичность, 3)синтез видов транспорта, 4)взаимозаменяемость.

Целостность проявляется в невозможности существования каждой отрасли без остальных отраслей  транспорта, так как отдельный вид транспорта чаще всего не может самостоятельно переместить грузы по схеме «от двери до двери». Такое перемещение возможно лишь с участием 2-х или даже нескольких видов транспорта (исключение составляет лишь автомобильный транспорт).

Иерархичность – означает, что каждый вид транспорта имеет в ЕТС свой ранг, свое место, свою как бы «ступеньку». В рыночной экономике это называют «рыночной нишей» каждого вида транспорта.

Например, морской транспорт лучше всего подходит для перевозки грузов и пассажиров между материками; железнодорожный транспорт может осуществлять дальние перевозки внутри материков, иногда даже от одного до другого океана; авиационный транспорт предназначен для срочных грузов (цветов, живой рыбы, срочных документов), а речной – для дешевой доставки грузов, не требующих большой срочности (гравий, песок, глина и др. строительные материалы); автомобильный транспорт более всего подходит для транспортировки пассажиров, а трубопроводный для транспортировки нефтегазовых ресурсов.

Синтез проявляется, например, в существовании таких транспортных средств, как морские железнодорожные и автомобильные паромы, суда смежного типа «река-море» и т.д. В них отдельные виды транспорта как бы сливаются, то есть синтезируются в едином транспортном средстве: железнодорожный и морской в железнодорожных паромах, речной и морской в судах смежного типа «река-море».

Взаимозаменяемость различных видов транспорта означает, что очень часто один и тот же груз можно доставить грузополучателю разными видами транспорта. От того, какой именно транспорт выберет грузоотправитель, зависит благополучие и финансовая стабильность вида транспорта.

В рыночной экономике это приводит к конкурентной борьбе, которая ведется отдельными отраслями транспорта за расширение своей «рыночной ниши», а значит и за увеличение количества отправленных грузов и пассажиров.

Виды пассажирского транспорта

  • Автобусы – самый распространенный вид пассажирского общественного транспорта. Они активно применяются во всем мире. Существует огромное количество моделей автобусов. В качестве топлива пока используется в основном бензин и дизельное топливо.
  • Троллейбус – один из самых популярных видов общественного городского транспорта в России и странах СНГ. Он оснащен электрическим мотором с непрерывной подпиткой от контактной сети проводов. Нередко применяется и в Западной Европе, где считается подвидом автобуса.
  • Трамвай – традиционный вид городского транспорта в России и СНГ. Использует узкоколейную железнодорожную колею и питание от контактной сети. Оснащен электродвигателем. Является промежуточным вариантом между троллейбусом и электропоездом.
  • Поезда активно применяются во всем мире, однако в России и странах СНГ этот вид транспорта получил наибольшее развитие. Для движения используется ширококолейная железная дорога, а также контактная сеть (для электропоездов). Локомотив оснащен электрическим, дизельным или (редко) паровым двигателем. Развитие этого вида транспорта шло в последовательности: паровозы – тепловозы – электровозы. Сейчас используют в основном электровозы и (реже) тепловозы.
  • Монорельсовый транспорт используется редко и в ограниченном объеме. Выделяется в отдельный вид транспорта.
  • Суда. Активно применяются во всем мире. К ним относят катера, корабли, пароходы, парусные суда, яхты. В настоящее время парусные суда почти не используются. Основным видом топлива являются продукты переработки нефти.
  • Самолеты. Активно развивающийся и относительно современный вид общественного транспорта. Распространен во всем мире, особенно в развитых странах. В России используются реже. Движение осуществляется по воздуху с применением принципа реактивной тяги. В качестве топлива пока используют нефтепродукты.
  • Маршрутные такси. Сравнительно новый вид городского транспорта. Сейчас широко используется в России и странах постсоветского пространства. Перевозка людей на микроавтобусах организуется транспортными частными компаниями. В отличие от такси, маршрут движения определяется данными компаниями и городскими властями, а не пассажиром.
  • Пассажирский автомобильный транспорт (такси). Таксист может работать в одиночку или на частную фирму. Во втором случае цены на проезд будут значительно ниже.

Проблемы и перспективы развития транспортной системы России

Развивающаяся транспортная система отрицательно влияет на экологическую обстановку. 

Прирост транспортных средств за последние годы обогнал темп строительства дорог в 5 раз. Последствием этого факта стало возникновение постоянных пробок на дорогах, а также существенно загрязнился воздух от выхлопов бензина.

Транспортная сеть уже давно устарела. Это касается и магистралей, и парка грузовых автомобилей. Необходимо срочно провести перестройку транспортных узлов инфраструктуры.

Железнодорожная система тоже весьма изношена и требует коренной реконструкции путей и составов. Парк РЖД изношен более чем на 70%.

Исходя из представленной информации, становится ясно, что развитие экономики тесно связано с транспортной системой, которая находится сейчас не в лучшем состоянии. Следует провести срочные и объемные работы по совершенствованию транспортной инфраструктуры.

Особенности транспортного комплекса

Транспортный комплекс включает сеть транспортных линий, транспортных узлов и технические средства перевозки, а также работу по перевозке грузов и пассажиров. Основными видами транспорта являются железнодорожный и речной, роль которых постепенно снижается, а также автомобильный, трубопроводный, морской и авиационный, значение которых в перевозках возрастает.

Сеть транспортных линий характеризуется их протяженностью — в тыс. км и плотностью- в км/кв. км территории. Транспортная работа оценивается весом перевезенных грузов- в тоннах и числом перевезенных пассажиров, грузооборотом- весом перевезенных грузов, умноженным на дальность их перевозки — в тонно-км и аналогично пассажирооборотом.

Транспортная сеть вместе с транспортными узлами (транспортная система) образует пространственно-экономический каркас, на который опирается вся хозяйственная деятельность. Для России с ее огромными пространствами развитая транспортная сеть — одно из главных условий ее экономического развития и сохранения ее внутреннего единства. Она обеспечивает территориальное разделение труда, связи между регионами, между центром страны и ее окраинами. Длина всех путей сообщения составляет в России 2,8 млн. км, т.е. 160 км/1 тыс. км2, что несравненно меньше, чем в развитых странах. Так, в России сеть автодорог меньше, чем в США, в 5 раз, железных дорог в 2,5 раза, при площади почти в 2 раза большей. Вместе с тем дороги страны характеризуются большой транспортной работой. Так, СССР, имея лишь 12% мировой протяженности железных дорог, осуществлял половину мирового грузооборота, что связано с большими топливно-сырьевыми перевозками на дальние расстояния, что нерационально с точки зрения производителей товаров, но выгодно производителям транспортных услуг.

Транспортная сеть страны формировалась столетиями. Но основной вклад в ее становление приходится на железнодорожное строительство конца 19-начала 20 века и на автодорожное строительство второй половины 20 века. Ее характерная форма — в виде радиусов, идущих от Москвы к окраинам — сформировалась в 18-19 веках. Сначала она состояла из гужевых дорог, затем была дополнена железными, позже — автомобильными путями. В советские годы 3/4 новых путей были проложены в слабо освоенных восточных районах и союзных республиках. Распад СССР оставил за пределами России более половины общей длины всех дорог и нарушил единство транспортной сети. Поэтому межрайонные перевозки российских грузов частично идут по дорогам стран СНГ: с Урала в Сибирь через Казахстан, из Центра на Северный Кавказ через Украину, в Калининградскую область — через Белоруссию и Литву. Это увеличивает и без того большие транспортные расходы.

Транспортная сеть России размещается крайне неравномерно, ее плотность понижается от Центральной России к северу и востоку и в основном совпадает с зоной основного хозяйственного развития. Если в Центральном районе плотность дорог соответствует европейскому уровню, то в северных районах Сибири и Дальнего Востока вообще нет дорог круглогодичного действия. В целом в Европейском регионе плотность дорог выше, чем в Азиатском, в 10 раз.

Каждый вид транспорта имеет свои особенности и выполняет свою особую роль в перевозках грузов и пассажиров. Их место в транспортной работе и сети дорог показано в таблице.

Основные виды транспорта в 2005 г.

Виды транспорта Ед. изм. Жел.дороги Автодороги Трубопроводы Речныепути Морскиепути Воздуш.пути
Длина путей тыс.км 86 600 220 100
Перевозка грузов млн.т 1300 580 1050 110 20 1
Грузооборот млрд.ткм 1800 30 2500 70 50 3,0
Перевозка людей млн.чел 1320 22115 19 0,7 36
Средняя дальность перевозки грузов км 1300 40 2300 380 4500 3300

Троллейбус, автобус, трамвай

В России сегодня можно встретить как суперсовременные ветки наземного метро, которые строятся в столице, так и ржавеющие «газели», все еще перевозящие пассажиров по не самым ровным дорогам в провинции. Разумеется, в каждом регионе ситуация своя: где-то есть комфортные низкопольные троллейбусы, где-то пусть «ПАЗики» — но зато новые и на газовом топливе. В среднем по стране 75% городского транспорта — старше 15 лет, а транспортная инфраструктура изношена на 80%.

Низкий уровень развития городского пассажирского транспорта в регионах — острая социально-экономическая проблема, ведь его услугами пользуется большинство населения. 3/4 от всех передвижений россиян — это поездки на общественном транспорте, причем почти 80% из них приходится на автобусы.

Маршрутные сети при этом плохо развиты. По наиболее востребованным направлениям, как правило, ходят маршрутные такси, которые не придерживаются расписания. По социальным маршрутам часто курсируют старые автобусы, трамваи или троллейбусы, дождаться которых льготникам бывает нелегко. Устройство остановок также не способствует комфортному ожиданию.

Состояние трамвайной инфраструктуры особенно плачевно: за 30 лет после распада СССР из 73 городских трамвайных систем в России было закрыто 11, а открыта всего одна. В развитие этого транспорта не вкладывались десятилетиями, а между тем он не только позволяет сокращать выбросы, но и перевозит одновременно больше пассажиров, чем автобус или троллейбус. Именно поэтому его активно восстанавливают в мире: в зарубежных странах только с 2000 по 2015 годы открыто 78 новых трамвайных систем. Однако в российских городах это будет возможно лишь с помощью федеральной финансовой поддержки.

Еще одна проблема — неудобные для пассажиров тарифные системы, сложившиеся во многих городах. Нет и объективного контроля объема и качества транспортных услуг, финансовые потоки перевозчиков непрозрачны. Например, в маршрутках оплата, как правило, принимается наличными, билетов пассажирам не выдается, и отследить полученную выручку невозможно. А строгая отчетность на муниципальных маршрутах лишь позволяет констатировать факт — эти перевозки убыточны и без компенсации со стороны местных властей существовать не могут. В результате общественный транспорт приходит во все больший упадок, а жители городов «спасаются», выбирая личный транспорт.

История

Русский локомотив класс U — U-127 Ленина «s 4-6-0 мазут соединение тепловоза , в настоящее время сохраняется в музее Московской железной дороги на Павелецком вокзале

Российские железные дороги на протяжении большей части 19-го века представляли собой совокупность в основном частных и эксплуатируемых компаний, хотя многие из них были построены при активном участии и финансировании государства. Царское правительство начало мобилизацию и национализацию железнодорожной системы с приближением Первой мировой войны, а новое коммунистическое правительство завершило процесс национализации. После распада СССР в 1991 году Российской Федерации осталось три пятых железнодорожных путей Союза, а также девять десятых протяженности автомобильных дорог — хотя и только две пятых пропускной способности порта.

В XXI веке существенные изменения на российских железных дорогах обсуждались и реализовывались в контексте двух правительственных документов о реформе: Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384 «Программа структурной реформы железнодорожного транспорта». »и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877« Стратегия развития железных дорог в Российской Федерации до 2030 года »

Первый был сосредоточен на реструктуризации железных дорог из государственной монополии в частный конкурентоспособный сектор; последняя сосредоточила внимание на амбициозных планах по модернизации оборудования и расширению сети.

Сроки реализации ж / д

1837 г. — Царскосельская железная дорога (27 км);

1843 г. — Инкерманская железная дорога (около 1 км);

1848 г. — Варшавско-Венская железная дорога (800 км);

1851 г. — Николаевская железная дорога (645 км);

1854 г. — соединительная линия (4,73 км), первый транс-линейный соединитель для формирования будущей сети;

1855 г. — Балаклавская железная дорога (около 23 км);

1861 г. — железная дорога Рига-Динабург (218 км);

1862 г. — Петербургско-Варшавская железная дорога (1116 км);

1862 г. — Московско-Нижегородская железная дорога (437 км);

1868 г. — Московско-Курская железная дорога (543 км);

1870 — Ярославская железная дорога ;

1878 г. — Уральские горно-железные дороги (к 1880–715 км);

1884 г. — Екатерининская (Криворожская (г) железная дорога) (1884–523 км);

1890 г. — Самаро-Златоустовская железная дорога (1888 г. — Самара-Уфа, к 1893 г. около 1500 км);

1898 г. — Пермско-Котласская железная дорога ;

1900 г. — Уссурийская железная дорога (964 км);

1900 г. — линия Москва-Савелово;

1903 г. — Китайско-Восточная железная дорога (Маньчжурская, Китайская, Чанчунь, Харбин);

1905 г. — Забайкальская железная дорога; Кругобайкальская железная дорога; Петербург-Вологодская железная дорога;

1906 — Богословская железная дорога; Ташкентская железная дорога;

1908 — Малое кольцо Московской железной дороги ;

1915 г. — Алтайская железная дорога;

1916 г. — Амурская железная дорога; Волго-Бугульминская железная дорога; Западно-Уральская железная дорога; Московско-Казанская железная дорога; Северо-Восточно-Уральская железная дорога; Транссибирская магистраль (историческая часть);

1926 г. — Ачинско-Минусинская железная дорога;

1930 г. — Туркестано-Сибирская железная дорога;

1936-1937 — Норильская железная дорога;

1940 — Канаш – Чебоксары;

1944 — Большое кольцо Московской железной дороги;

1969 г. — линия Вербилки – Дубна;

1978 — Ростов-Краснодар-Туапсе; Юровский – Анапа;

2003 г. — Байкало-Амурская магистраль ;

2013 — Ферма Адлер – Роза;

2016 — Московское центральное кольцо (на базе Малого кольца Московской железной дороги );

2017 — Железнодорожная ветка в обход Украины;

2017 г. — Амурско-Якутская железная дорога;

2019 — Железнодорожный мост в Крым;

2023 — БЦМ Москва – Казань (проект);

2023 год — Северная широтная железная дорога (проект);

2030 г. — Магаданская трасса (Нижний Бестях – Мома – Магадан) (проект).

Корабельные перевозки

Какое же место транспорта России в мировой транспортной системе? Достаточно большое, причем немаловажную роль играет морской транспорт. Российские фрахтовые суда ежегодно перевозят огромные объемы грузов. Конечно же, значение для внутренних перевозок (каботажное плавание) еще выше. Если же говорить о регионах Крайнего Севера, то некоторые поселки и даже небольшие городки в тех местах полностью зависят именно от флота, потому как только с помощью судов может быть завезено достаточное количество продовольствия, медикаментов и топлива.

Внутренний же речной транспорт используется для транспортировки некоторых количеств груза на незначительные расстояния, а также для пригородных туристических маршрутов и провоза пассажиров. В принципе, за последние годы эта разновидность флота стремительно отмирает, не выдерживая конкуренции с пригородными поездами и автобусами, а потому корабли используются лишь для незначительных объемов грузоперевозки.

Воздушный транспорт.

Грузовая авиация — новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество — скорость доставки, главный недостаток — высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.
Традиционно для междугородных грузовых перевозок использовались по большей части попутные пассажирские рейсы, что было выгодно и экономично, но привело к потере гибкости и задержке технического развития. Фрахт реактивного лайнера обходится дорого, а спрос на такие перевозки нерегулярен, поэтому парк самолетов, осуществляющих исключительно грузовые перевозки, очень невелик.
Воздушный транспорт отличается меньшей величиной постоянных издержек по сравнению с железными дорогами, водным транспортом или трубопроводами. Постоянные издержки воздушного транспорта включают затраты на покупку самолетов и, при необходимости, специального оборудования грузопереработки и контейнеров. Переменные издержки включают расходы на керосин, техническое обслуживание самолетов и оплату труда летного и наземного персонала.
Поскольку для размещения аэропортов нужны очень большие открытые пространства, воздушные перевозки, как правило, не объединены в единую систему с другими видами транспорта, за исключением автомобильного. Воздушным транспортом перевозят самые различные грузы. Главная особенность этого вида транспорта заключается в том, что им пользуются для доставки грузов главным образом в случае экстренной необходимости, а не на регулярной основе. Таким образом, основные грузы, перевозимые воздушным транспортом, — либо дорогостоящие, либо скоропортящиеся товары, когда высокие транспортные расходы оправданы. Потенциальными объектами грузовых авиаперевозок являются также такие традиционные для логистических операций продукты, как сборочные детали и компоненты, товары, продаваемые по почтовым каталогам.

[править] Транспортные узлы

МКАД

Транспортным узлом называется комплекс транспортных конструкций в точке стыка нескольких видов транспорта, что совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система — совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может вызвать к проблемам для всей системы.

Крупнейший транспортный узел России — Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другой интересный пример — Владивосток, где заканчивается Транссибирская железная дорога и начинаются многие морские пути.

Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами. Дело в том, что транспортные узлы буквально притягивают торговлю (эффект, который можно наблюдать хотя бы на примере вокзалов), здесь удобно развивать промышленность (нет проблем с поставками), да и сами транспортные терминалы создают много рабочих мест. Многие города возникли на пересечении наземных или водных путей, то есть как транспортные узлы, а другие до сих пор существуют за счет этой роли. Прежде всего это города-порты, но есть и менее привычные примеры. Так, город Шеннон в Ирландии в основном живет за счет аэропорта. Некоторые города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда съезжаются многочисленные туристы, которые пересаживаются там на транспорт, доставляющий их в города крымского побережья.

Состав транспортно-пересадочного узла.

Состав зон и основных элементов, входящих в состав ТПУ представлен на Рис. 6.

Территории ГТИ – территории городской транспортной инфраструктуры, которая включает в себя следующие элементы:

·        участки улично-дорожной сети (УДС);

·        участки скоростного внеуличного транспорта (СВТ);

·        участки городского наземного пассажирского транспорта (ГНПТ);

·        участки внеуличных пешеходных переходов;

·        участки стоянок;

·        участки объектов транспортной инфраструктуры (ТИ): автозаправочные станции, тяговые подстанции городского элетротранспорта и т.п.

Все элементы городской транспортной инфраструктуры, входящие в состав ТПУ, тесно взаимосвязаны, и обособить один участок от другого крайне затруднительно.

Рис. 6. Состав ТПУ

Территории регионального и межрегионального транспорта, которые включают в себя такие элементы как:

·        автовокзал или автостанция;

·        перроны отправления и прибытия междугородных и/или межрегиональных маршрутов;

·        участки временного отстоя междугородных автобусов.

К прилегающим территориям ТПУ относятся все территории, не относящиеся к первым двум зонам, но входящим в состав площади, отведенной ТПУ.

Улично-дорожная сеть в составе ТПУ представлена основными элементами, входящими в состав поперечного профиля городских улиц и дорог, а именно:

·        проезжей частью;

·        пешеходными тротуарами;

·        зелеными полосами (газонами).

УДС в составе ТПУ выступает основной планировочной осью, вокруг которой компонуются все остальные элементы ТПУ.

Городской наземный пассажирский транспортв составе ТПУ представлен следующими элементами:

·        фронт посадки-высадки пассажиров (остановочные площадки ГНПТ). Фронты могут располагаться как вдоль основной проезжей части, так и обособленных проездах с приоритетным движением общественного транспорта;

·        остановочными павильонами, расположенными на фронтах посадки-высадки пассажиров. Основное назначение павильонов – защита пассажиров от атмосферных осадков;

·        отстойно-разворотными площадками, предназначенными для обеспечения функционирования маршрутной сети ГНПТ.

·        здания и соответствующие участки конечных станций, билетных касс, тяговых подстанций элетротранспорта и другие технологические устройства ГНПТ.

Все основные элементы системы ГНПТ, входящие в состав ТПУ, расположены вдоль УДС.

Скоростной внеуличный транспорт. Станции СВТ — основа системы пассажирского транспорта узла. В состав ТПУ входят следующие элементы территорий СВТ:

·        станция СВТ;

·        вестибюли станции СВТ;

·        технические устройства метрополитена, обеспечивающие его функционирование (вентиляционные камеры и шахты и др.).

В зависимости от вида СВТ, входящего в состав узла, станция может иметь: наземное, подземное и надземное расположение.

Основное назначение вестибюлей станций – обеспечение входа-выходов пассажиров, продажа проездных документов. Возможно два варианта размещения вестибюлей: наземные вестибюли и подземные вестибюли. При подземном размещении вестибюлей выходы из них обычно расположены в подземных пешеходных переходах. Размещение вестибюлей имеет определяющее значение для функционирования ТПУ, организации в нем пешеходного движения.

Внеуличные пешеходные переходобеспечивают безопасность пешеходного движения в ТПУ. Могут быть подземными и надземными.

Стоянки индивидуального транспорта. На сегодняшний день в основной массе ТПУ выделяются следующие виды стоянок:

·        приобъектные стоянки в составе комплексов различного функционального назначения, расположенных в ТПУ;

·        перехватывающие стоянки (временная стоянка для перехвата потоков легкового транспорта, направленных в центр города, расположенная как правило на периферии или на подъездах к городу возле станций скоростного внеуличного транспорта и/или городского наземного пассажирского транспорта);

·        стихийные наземные стоянки, расположенные на свободных от застройки участках ТПУ.

Система управления и контроля

С 2010 года ОАО «РЖД» приступило к капитальному ремонту компьютерных систем. Капитальный ремонт позволит централизовать управление данными в новых вычислительных узлах, реструктурировать сбор информации о полевых операциях железной дороги и интегрировать новое программное обеспечение для автоматизации, чтобы помочь железной дороге выработать стратегию развертывания своих активов. Гериатрические машины, которые заменят новые мэйнфреймы, включают советские клоны компьютеров IBM времен холодной войны, названные ES EVM (транслитерированное русское сокращение от «унифицированная система электронных вычислительных машин»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector