Театр в древней греции

Архитектура театра

Из-за своей популярности театр Диониса в Афинах часто описывали современники, и факты о нем сохранились во многих документах. Один из самых древних театров являлся памятником римской архитектуры на греческой земле. В первом ряду от сцены насчитывалось 67 мраморных кресел, на которых должны были восседать знатные особы города. На некоторых сидениях даже сегодня можно прочесть имена лиц, для которых они предназначались. К сожалению, ряд уцелел лишь частично.

Во втором ряду отводились места не менее знатным лицам. Здесь среди свиты восседал римский император Адриан. Он с особым уважением относился к театральному искусству, а также к философии и поэзии. А вот Нерон, правивший Римом чуть позже, не только был зрителем, но и сам любил выступить перед публикой на этой сцене.

Далее располагались ряды для остальной почтенной публики. По мнению археологов, одновременно театр Диониса способен был вместить до 17 000 зрителей. Такие размеры сегодня не кажутся внушительными, но 2,5 тысячелетия назад во всем мире было не много мест, которые вмещали подобную толпу. Население самих Афин в то время только вдвое превышало количество мест в театре.

Из-за больших размеров театр Диониса не имел крыши или каких-либо перекрытий. Представления проводились не только днем, но и при свете ночных светил.

Кроме замены деревянных кресел театру пришлось выдержать и другие метаморфозы. Так, в I в. н.э., он стал местом проведения гладиаторских сражений и цирковых представлений. Чтобы обезопасить зрителей в первых рядах от сцены, перед ними соорудили мраморный бортик и решетку из стальных прутьев. Такая преграда уберегала от несчастных случаев и от свирепых хищников.

Следующие изменения произошли во II в. н.э., во времена правления Нерона, в орхестре – месте для хора. Он потребовал установить дополнительное украшение. Так появились картины со сценами мифов о Дионисе, а на стенах образовалась дополнительная отделка и рельефные украшения.

Зрительские места

В 326 году до н. э. театр Диониса был серьезно реконструирован. Греки отказались от деревянной сцены и заменили ее мраморной. Появились и новые сиденья из камня (всего было сделано 67 рядов). Ближе всего к сцене находились почетные гости – политики, военные, богачи и т. д. У каждого из них было свое персональное кресло – на нем высекались должность и имя владельца. В римскую эпоху император Адриан выбрал себе место во втором ряду (он был поклонником греческой культуры). Из других цезарей к театру Диониса имел отношение Нерон – он выступал прямо на легендарной афинской сцене.

Места для зрителей достигали основания верхнего города – Акрополя. После реконструкции театр Диониса вмещал в себя 17 тысяч посетителей. По меркам тогдашних Афин, в нем могла уместиться половина населения полиса. Древний театр Диониса обходился без кровли и перекрытий. Хор, актеры, зрители – все пребывали на свежем воздухе. По этой причине спектакли в основном проходили в светлое время суток.

Архитектурные особенности

История греческого театра в архитектурном плане включает два основных периода: классический и эллинистический.

Образцом (т.е. классикой) служил театр Диониса. Он включал три части: орхестру – круглую площадку для выступлений актеров. В ходе археологических раскопок в 1895 году было установлено, что диаметр ее составлял примерно 27 метров. Сначала публика свободно размещалась вокруг площадки, затем появился театрон, или зрительный зал. Он стал второй обязательной частью театрального здания. Сиденья располагались на склонах холмов. Ряды строились один за другим и уходили вверх. Театрон был разделен вертикальными и горизонтальными проходами, образуя клинья. Первые ряды занимали влиятельные персоны. Сцену и зрительный зал отделял ров с водой. К третьей части относилось здание скены. Это помещение строили из дерева. Там хранился реквизит, декорации, переодевались и готовились к выходу актеры. Скена находилась на противоположной стороне сцены от зрительного зала.

Эллинистический период датируется 4 веком до н.э., когда был сооружен первый мраморный театр. Сиденья для зрителей были выполнены из камня, а места для влиятельных персон представляли собой художественные кресла. Переднюю стену орхестры украшали колоннами.

При Нероне орхестру и сцену перестроили по римскому примеру, применительно к гладиаторским боям. Теперь актеры играли на помосте, соединяющем колоннаду с передней стеной сцены. Высота его составляла около 3,5 метров над орхестрой.

Театры эллинистического периода вмещали до 17 тысяч зрителей в Афинах, а в мегаполисах – до 44 тысяч.

Гимн

Каждый более-менее влиятельный бог Эллады имел определенный гимн, который пели жрецы и простые люди в праздничные дни. И Вакх вовсе не был исключением.

На греческом языке гимн звучит следующим образом:

Κικλήσκω Διόνυσον ἐρίβρομον, εὐαστῆρα,

πρωτόγονον, διφυῆ, τρίγονον, Βακχεῖον ἄνακτα,

ἄγριον, ἄρρητον, κρύφιον, δικέρωτα, δίμορφον,

κισσόβρυον, ταυρωπόν, Ἀρήιον, εὔιον, ἁγνόν,

ὠμάδιον, τριετῆ, βοτρυηφόρον, ἐρνεσίπεπλον.

Εὐβουλεῦ, πολύβουλε, Διὸς καὶ Περσεφονείης

ἀρρήτοις λέκτροισι τεκνωθείς, ἄμβροτε δαῖμον·

κλῦθι, μάκαρ φωνῆς, ἡδὺς δ’ ἐπίπνευσον ἀμεμφής

εὐμενὲς ἦτορ ἔχων, σὺν ἐυζώνοισι τιθήναις.

Если же перевести его на русский язык, то он будет звучать так:

Я зову Диониса, неистовым «эвоэ!» чтимого,

Перворожденного, дважды и трижды рожденного, дикого

Вакха-царя, несказанного, тайного, с видом изменчивым,

С оком быка, плющеносца, рогатого, чистого, доброго,

Рвущего мясо сырое, Арею подобного, винного,

В ризе из трав, Эвбулея, трехлетнего, мудростью щедрого,

Бога бессмертного, Зевсом рожденного и Персефоною.

Голос услышь мой, блаженный, и будь ко мне ласков и милостив –

Ты, и твои восприемницы, чьи подпоясаны пеплосы.

В гимне озвучивается альтернативная версия появления Диониса — по ней родителями были не привычные Зевс и Семела, а Зевс и Персефона.

Список используемой литературы

  • Арнотт, Питер Д. Введение в греческий театр , Macmillian, 1959.
  • Арнотт, Питер Д. Публика и исполнение в греческом театре . Рутледж, 1989.
  • Бибер, Маргарет. История греческого и римского театра . Принстон, 1961 год.
  • Лагерь, Джон М. Археология Афин . Йель, 2001.
  • Chourmouziadou, K., Kang, J .. Акустическая эволюция древнегреческих и римских театров . Прикладная акустика, том 69, выпуск 6, июнь 2008 г., стр. 514–529.
  • Чапо, Эрик и др. (Ред.), Греческий театр в четвертом веке до нашей эры . Де Грюйтер, 2014.
  • Динсмур, Уильям Белл. Архитектура Древней Греции . Бэтсфорд, 1950.
  • Ханинк, Йоханна, Ликурган Афины и создание классической трагедии , Кембридж, 2017
  • Пикард-Кембридж, сэр Артур Уоллес, Дифирамб, трагедия и комедия . Оксфорд, 1927 год.
  • Пикард-Кембридж, сэр Артур Уоллес, Театр Диониса в Афинах , Оксфорд, 1946.
  • Пикард-Кембридж, сэр Артур Уоллес, Драматические фестивали Афин , Оксфорд, 2-е, переработанное издание 1988 г.
  • Пауэрс, Мелинда. Афинская трагедия в исполнении: Путеводитель по современным исследованиям и историческим дебатам . Айова, 2014 год.
  • Рем, Раш. Греческий трагический театр . Рутледж, 1994.
  • Рихтер, GMA Мебель греков, этрусков и римлян . Файдон, 1966 год.
  • Роселли, Дэвид К. Народный театр: зрители и общество в древних Афинах. Техас, 2011 год.
  • Саймон, Эрика, Античный театр . Метуэн, 1982.
  • Саймон, Эрика, Фестивали Аттики: археологический комментарий . Висконсин, 1983.
  • Травлос, Джон. Иллюстрированный словарь Древних Афин . Темза и Гудзон, 1971.
  • Уайлс, Дэвид. Трагедия в Афинах: пространство перформанса и театральный смысл . Кембридж, 1997.
  • Уилсон, Питер (ред.). Греческий театр и фестивали: документальные исследования . Оксфорд, 2007.

Общие черты

Афинский театр Диониса был открыт в V столетии до н. э. Деревянное здание построили на юго-востоке Акрополя. Его назвали и построили в честь бога Диониса (его же именем назывались ежегодные праздники — Малые и Великие Дионисии). Театральные выступления проводились именно во время этих торжеств. Поэтому большую часть года здание было закрыто и никак не использовалось. Дионис – младший из олимпийцев, покровительствовавший виноградарству и виноделию. Его праздный образ жизни отлично подходил для ежегодного праздника.

Театр Диониса был местом не просто выступлений, а выступлений-состязаний. Во время них устраивались соревнования между тремя авторами трагедий. Каждый из участников ставил несколько произведений. Кроме собственно трагедии, это могла быть сатировская драма с мифологическим сюжетом. Отдельное соревнование устраивалось для авторов комедий. Результаты состязаний фиксировались в специальных бланках. Это были дидаскалии, которые отправлялись в городской архив

Важность дионисий подчеркивал тот факт, что дни этого праздника объявлялись выходными, а в мероприятиях принимало участие все население города

Особенности театра Диониса

По предположениям большинства археологов, которые участвовали в раскопках, театр Диониса вмещать мог почти 17 тысяч человек, жаждущих воочию увидеть театральное действо.

Данная цифра совсем незначительна по современным меркам, однако была довольно внушительной для того времени и составляла примерно половину числа всех жителей Афин. Театр Диониса, в связи со своими большими размерами, не имел перекрытий для крыши. И зрители, и участники во время представления находились под открытым небом. Естественным светом освещалось происходящее на сцене такого сооружения, как театр Диониса (Греция). Фото его представлено ниже.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Бошер, Кэтрин Г. 2021. Греческий театр в Древней Сицилии . Издательство Кембриджского университета.
  • Бакхэм, Филип Вентворт, , Лондон, 1827 г.
  • Дэвидсон, Дж. А., Литература и грамотность в Древней Греции, Часть 1 , Феникс , 16, 1962, стр. 141–56.
  • Дэвидсон, Дж. А., Писистрат и Гомер , ТАПА , 86, 1955, стр. 1–21.
  • Истерлинг, ЧП (редактор) (1997). . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-41245-5.
  • Истерлинг, Патриция Элизабет; Холл, Эдит (ред.), , Cambridge University Press, 2002. ISBN 0-521-65140-9 
  • Иначе, Джеральд Ф.
    • Поэтика Аристотеля: аргумент , Кембридж, Массачусетс, 1967.
    • Истоки и ранние формы греческой трагедии , Кембридж, Массачусетс, 1965.
    • Происхождение ΓΩΙΔΙΑ , Гермес 85, 1957, стр. 17–46.
  • Фликингер, Рой Кастон, , Чикаго, University of Chicago Press, 1918
  • Фоли, Хелен, Женские действия в греческой трагедии , Принстон: Princeton University Press 2001.
  • Фройнд, Филип, Рождение театра , Лондон: Питер Оуэн, 2003. ISBN 0-7206-1170-9 
  • Хей, А.Е. , Аттический театр , 1907 год.
  • Харш, Филип Уэйли, Справочник по классической драме , Стэнфордский университет, Калифорния, Stanford University Press ; Лондон, Х. Милфорд, Oxford University Press, 1944.
  • Лески, А. Греческая трагедия , пер. HA, Франкфурт, Лондон и Нью-Йорк, 1965 год.
  • Лей, Грэм. Краткое введение в древнегреческий театр. Чикагский университет , Чикаго: 2006 г.
  • Лей, Грэм. Актерская греческая трагедия. Университет Эксетер-Пресс , Эксетер: 2015 г.
  • Loscalzo, Donato, Il pubblico a teatro nella Grecia antica , Рома 2008
  • Макдональд, Марианна, Уолтон, Дж. Майкл (редакторы), Кембриджский компаньон греческого и римского театра , Кембридж; Нью-Йорк: Cambridge University Press, 2007. ISBN 0-521-83456-2 
  • МакКлюр, Лаура. Говорят как женщина: речь и гендер в афинской драме , Принстон: Princeton University Press, 1999.
  • Моултон, Ричард Грин , Древняя классическая драма; исследование эволюции литературы, предназначенное для читателей на английском языке и в оригинале , Oxford, The Clarendon Press , 1890.
  • Падилья, Марк Уильям (редактор), , Bucknell University Press, 1999. ISBN 0-8387-5418-X 
  • Пикард-Кембридж, сэр Артур Уоллес
    • Дифирамб, трагедия и комедия , Оксфорд, 1927.
    • Театр Диониса в Афинах , Оксфорд, 1946 год.
    • Драматические фестивали Афин , Оксфорд, 1953.
  • Рабиновиц, Нэнси Соркин (2008). Греческая трагедия . Молден, Массачусетс: издательство Blackwell Publishers . ISBN 978-1-4051-2160-6.
  • Риу, Ксавье, Дионисизм и комедия , 1999.
  • Росс, Стюарт. Греческий театр. Wayland Press, Хоув: 1996
  • Розик, Эли, , Айова-Сити: Университет Айовы Пресс, 2002. ISBN 0-87745-817-0 
  • Шлегель, Август Вильгельм , , Женева 1809.
  • Соммерштейн, Алан Х., , Routledge, 2002.
  • Sourvinou-Inwood, Christiane, Tragedy and Athenian Religion , Oxford: University Press, 2003.
  • Цициридис, Ставрос, «Греческий пантомим в Римской империи (P.Oxy. 413: Charition and Moicheutria », .
  • Уайлс, Дэвид. Греческое театральное представление: Введение. Издательство Кембриджского университета, Кембридж: 2000
  • Уайлс, Дэвид. Маски Менандра: знак и значение в греческом и римском представлении , Кембридж, 1991.
  • Уайлс, Дэвид. Маска и перформанс в греческой трагедии: от античного фестиваля до современных экспериментов , Кембридж, 1997.
  • Мудрый, Дженнифер, Дионис пишет: Изобретение театра в Древней Греции , Итака, 1998.
  • Циммерман Б. Греческая трагедия: введение , пер. Т. Мариер, Балтимор, 1991.

История строительства

Полисом в 4 веке до н.э. управлял просвещенный глава – Писистрат. Одним из его любимых богов был Дионис. Этот олимпиец покровительствовал веселью, виноделию, развлечениям. И Писистрат приказал построить в его честь алтарь, внутри которого стояла статуя Диониса. Первоначально она была деревянная, впоследствии ее заменили изображением бога из кости и украсили золотом. Принесение жертв в честь Диониса невозможно без танцев и песен.

Поэтому рядом с жертвенником устроили маленькую площадку для торжеств. Она-то и стала началом театра Диониса. Исходный материал для площадки – дерево. Впоследствии сцену устроили из камня. Это было новаторством того времени: каменные конструкции служили дольше. Театр стал очень популярен: на его помостах представляли произведения любимых авторов: Еврипида, Эсхила, Аристофана, Софокла.

И посещение площадки было общедоступно: посмотреть спектакль мог любой житель совершенно бесплатно. Для представлений годились лишь специальные дни: Малые Дионисии или Великие Дионисии. В эти дни никто не работал: жители Афин участвовали в жертвоприношении веселому богу и смотрели постановки в его честь. А в остальное время театр был закрыт.

Общие черты

Афинский театр Диониса был открыт в V столетии до н. э. Деревянное здание построили на юго-востоке Акрополя. Его назвали и построили в честь бога Диониса (его же именем назывались ежегодные праздники — Малые и Великие Дионисии). Театральные выступления проводились именно во время этих торжеств. Поэтому большую часть года здание было закрыто и никак не использовалось. Дионис – младший из олимпийцев, покровительствовавший виноградарству и виноделию. Его праздный образ жизни отлично подходил для ежегодного праздника.

Театр Диониса был местом не просто выступлений, а выступлений-состязаний. Во время них устраивались соревнования между тремя авторами трагедий. Каждый из участников ставил несколько произведений. Кроме собственно трагедии, это могла быть сатировская драма с мифологическим сюжетом. Отдельное соревнование устраивалось для авторов комедий. Результаты состязаний фиксировались в специальных бланках. Это были дидаскалии, которые отправлялись в городской архив

Важность дионисий подчеркивал тот факт, что дни этого праздника объявлялись выходными, а в мероприятиях принимало участие все население города

Эллинистический период

Римский, республиканский или ранний имперский , рельеф сидящего поэта ( Менандра ) с масками новой комедии , 1 век до н.э. — начало 1 века нашей эры, Художественный музей Принстонского университета

Сила Афин снизилась после их поражения в Пелопоннесской войне против спартанцев. С этого времени театр снова стал разыгрывать старые трагедии. Хотя его театральные традиции, кажется, утратили свою жизнеспособность, греческий театр продолжал свое существование и в эллинистический период (период после завоеваний Александра Македонского в четвертом веке до нашей эры). Однако основной эллинистической театральной формой была не трагедия, а « », комические эпизоды о жизни простых граждан. Единственный дошедший до нас драматург того периода — Менандр . Одним из наиболее важных достижений Новой комедии было ее влияние на римскую комедию, влияние, которое можно увидеть в сохранившихся произведениях Плавта и Теренция .

Аксессуары

Костюмы

Сатирическая драма паппосилена, беотийская терракота , Лувр

В Древней Греции уже знакомо понятие театрального костюма: актеры надевают одежду и обувь, не относящиеся к повседневной жизни. Они различаются в зависимости от времени и жанра (трагедия, комедия, сатирическая драма), но их роль остается той же: облегчение идентификации персонажей. Действительно, один и тот же актер может сыграть несколько ролей в одном спектакле, иногда очень разные. В текстах пьес нет никаких указаний на костюм, но можно найти соответствующие намёки в самом тексте. Есть и фигуративные изображения, очень многочисленные для комедии: картины на вазах или даже фигурки.

Традиция приписывает Эсхилу введение костюмов в трагедию. Они могут быть самыми разными. Таким образом, в тех Choéphores , Electra носит одежду траура. Такой же характер носит тряпки в Электре из Еврипида . В Андромахе , Гермиона объявляет себя увенчаться золотомом и носит пеструю спартанские пеплосы . В комедии Les Acharniens , Аристофан показывает Diceopolis рыться в аксессуарах Еврипида хранения: Есть лохмотья Oenea , в „грязном“ расстричь из Беллерофона , тряпки из Telephus или даже лохмотья Иных . Актеры ходят босиком или в сапогах κόθορνοι / kothornoi , иногда со шнуровкой , иногда с острым носком. Мужской комический костюм часто состоит из хитона , своего рода туники и короткого пальто, обнажающего огромный фальшивый пенис, свисающий вниз и наделенный ярко-красным желудь. Бывает, что актер также использует прокладки на ягодицах и животе.

Трагические исполнители носят одежду, идентифицирующую их профессию или социальный статус. В «Suppliants» хор представляет Данаидов , которые носят роскошные варварские платья. В Аяксе они моряки из Саламина . В сатирических драмах хор всегда состоит из сатиров  : они обнажены, наделены огромным эрегированным фальшивым пенисом. В комедии основной костюм украшен аксессуарами: маленькими крыльями, например, для хора Ос .

Маски

Декоративная фигура крестьянской маски, терракота Танагры , Лувр

Весь отряд носит маску, о происхождении которой Аристотель признается, что не знает. По словам Суда , они произошли от нововведения Фринихоса: сначала лицо сначала перешло в белый цвет, а затем в портулаковую краску. Старые маски закрывают только лицо. Впоследствии они увеличиваются к макушке, чтобы можно было прикрепить парики или, наоборот, изобразить лысину. Маска прокалывается в глазах и во рту, чтобы актер мог свободно двигаться и выражать свои мысли. Несмотря на указания древних на этот счет, современные эксперименты показали, что устье маски не могло служить мегафоном .

Трагическая маска вполне реалистична. Маска сатирической драмы носит бороду, заостренные уши и лысую голову. Есть два отверстия для глаз и одно для рта. Шуточная маска может быть самой разнообразной. Иногда он карикатурно изображает современника, хорошо известного зрителю. В «Всадниках» Аристофан шутит о маске актера, изображающего Клеона  : по его словам, мужчина настолько красив, что все создатели масок хотели его изображать, но женщина настолько уродлива, что никто не хотел ее представлять. Очень быстро появились типы масок в зависимости от персонажа. В II — м  века , то Ономастикон из Julius Поллукса списков масок 76: 44 шуточных моделей, 28 моделей и 4 трагической модели сатир игры. Маски имели разные цвета, что позволяло зрителям узнавать персонажей (красный для сатиров, белый для женщин и т. Д.).

Маски полезны для смены ролей и быстрой идентификации персонажей на сцене [ ref.  желаемый] .

Из-за хрупкости материала (дерево, кожа, воск и т. Д.) Оригинальные маски почти полностью исчезли. С другой стороны, мы сохраняем хорошее представление об их внешнем виде благодаря их терракотовому воспроизведению , особенно в Липари. Меньшие по размеру, эти репродукции могли быть посвящены ex-voto в храмах, помещены в гробницы или, проще говоря, использованы как декоративные объекты.

Происхождение

Панорамный вид на античный театр в Эпидавре .

Древние греки ценили силу устного слова, и это был их основной метод общения и рассказывания историй. Бан и Бан пишут: «Для греков устное слово было живым и бесконечно предпочтительным по сравнению с мертвыми символами письменного языка». Сам Сократ считал, что как только что-то записано, оно теряет способность к изменению и росту. По этим причинам, среди многих других, в Греции процветало устное рассказывание историй.

Греческая трагедия в том виде, в каком мы ее знаем, была создана в Афинах примерно в 532 году до нашей эры, когда Феспис был самым ранним из известных актеров. Будучи победителем первого театрального конкурса, проведенного в Афинах, он был экзархоном или лидером дифирамбов, исполняемых в Аттике и ее окрестностях, особенно в сельской Дионисии . Ко времени Фесписа дифирамб ушел далеко от своих культовых корней. Под влиянием героического эпоса, дорической хоровой лирики и нововведений поэта Ариона он стал повествовательным, балладоподобным жанром

Из-за этого Фесписа часто называют «отцом трагедии»; однако его важность оспаривается, и Феспис иногда упоминается как 16-е место в хронологическом порядке греческих трагиков; государственному деятелю Солону , например, приписывают создание стихов, в которых персонажи говорят собственным голосом, а устное исполнение гомеровских эпосов рапсодами было популярно на фестивалях до 534 г. до н.э

Таким образом, истинный вклад Тесписа в драму в лучшем случае неясен, но его имени дали более продолжительную жизнь в английском языке как общий термин для исполнителя, то есть «актер».

Драматические представления были важны для афинян — об этом свидетельствует создание конкурса и фестиваля трагедий в Городе Дионисии. Возможно, это было организовано для того, чтобы укрепить лояльность среди племен Аттики (недавно созданной Клисфеном ). Фестиваль был создан примерно в 508 году до нашей эры. Хотя не существует драматических текстов шестого века до нашей эры, мы знаем имена трех конкурентов, помимо Фесписа: Херила, Пратина и Фриниха . Каждому из них приписывают различные инновации в этой области.

Некоторые сведения о Фринихе. Он выиграл свое первое соревнование между 511 и 508 годами до нашей эры. Он создавал трагедии на темы и сюжеты, которые позже использовались в золотой век, такие как Данаиды , Финикийские женщины и Алкестида . Он был первым известным нам поэтом, использовавшим историческую тему — его « Падение Милета» , написанное в 493–492 годах, повествовало о судьбе города Милета после его завоевания персами. Геродот сообщает, что «афиняне выразили свою глубокую скорбь по поводу взятия Милета разными способами, но особенно в этом: когда Фриних написал пьесу под названием« Падение Милета »и поставил ее, весь театр заплакал; они оштрафовали. Фриниху тысячу драхм за то, что он напомнил о бедствии, которое затронуло их лично и навсегда запретило исполнение этой пьесы ». Также считается, что он первым использовал женские персонажи (но не исполнительницы женского пола).

До эллинистического периода все трагедии были уникальными пьесами, написанными в честь Диониса и сыгранными только один раз, так что сегодня у нас есть прежде всего пьесы, которые все еще помнили достаточно хорошо, чтобы их можно было повторить, когда повторение старых трагедий стало модным (случайности выживание, а также субъективные вкусы эллинистических библиотекарей в более поздней истории Греции также сыграли роль в том, что уцелело от этого периода).

Афинский театр V — го века до н.э.

Три главных театральных фестиваля: Country Dionysia с декабря по январь, Lénéennes с января по февраль и Grand Dionysia с марта по апрель. Эти фестивали рождают соревнование тетралогий: трех трагедий и сатирической драмы . Праздник открывается шествиями и церемониями в честь Диониса. В частности, в честь бога приносили в жертву козла (козел по-гречески, сказал трагос , в происхождении слова трагедия).

Великий Дионисий происходит в Афинах и длится от пяти до десяти дней в течение месяца Элафеболион (нынешняя реституция дает семь дней); последние четыре дня рождают трагические и комические агоны от восхода до заката из расчета одного автора в день. Те, кто их посещают, могут полностью услышать около двадцати тысяч строк, не считая дифирамбов (религиозных песен). Первый день (11-е число месяца) посвящен конкурсу дифирамбов. Второй (20-й) — комедия: три поэта, а затем по пять — каждый из присутствующих. Следующие три дня (22, 13 и 15) отведены под трагедию, и каждый из них полностью посвящен творчеству одного из трех поэтов, избранных архонтом. Каждое трагическое произведение состоит из тетралогии, а именно трилогии (состоящей из трех трагедий на одну и ту же тему), за которой следует сатирическая драма.

Архонты Афин , один из судей , которые управляют городом и который дает свое имя в год, имена различных компонентов представления. Он называет хореографии , поэтов и главных героев. Chorège — богатый гражданин, который набирает и оснащает хоры. Трагические хоры состоят из двенадцати, затем пятнадцати хоров и комических хоров из двадцати четырех. Иногда в хореографии зрители получают еду и вино.

Главный герой — один из трех актеров, он нанимает второго, дейтерагониста , и третьего, тритагониста . Все эти люди — мужчины, причем роли женщин также исполняют мужчины; тот, кто плохо играет, может быть порван мастигофором, государственным служащим, которому по приказу агонотета предоставляется хлыст . Поэтам, хорам и актерам платят за их исполнение. Зрителями в компании горожан могут быть женщины, метики и, возможно, рабы . Однако их присутствие все еще обсуждается учеными: некоторые из них, такие как Хей, Подлецкий, Хендерсон, Мастромарко, Герё и Джонссон, утверждают, что женщины присутствовали среди зрителей драматических конкурсов; другие предпочитают предполагать свое исключение: Роджерс, Виллемс, Бокс, Уилсон и Тирси.

Победителей определяют десять судей, составленных по жребию из числа граждан. Общественность часто пытается на них повлиять. Эти судьи присуждают шесть символических, но престижных наград: две лучшим комическим и трагическим героям, две лучшим комическим и трагическим постановкам и две лучшие комические и трагические поэты. Поэты получают венки из плюща. В хореографии используются штативы, которые они часто ставят на колонны в особо посещаемых местах. Общественность также судит об организующем архонте, обвиняя или хваля его.

Аудитория

Свидетельства указывают на огромную популярность театра в древнегреческом обществе. От соревнований за нехватку сидячих мест, растущего числа фестивалей и представлений до любителей театра, гастролирующих по сельской Дионисии. Из дошедших до нас фрагментов реакции публики также ясно, что публика была активным участником драматического представления и что между исполнителями и зрителями было взаимное общение. Возможно, например, что в конце пятого века были приняты законы, ограничивающие комическую откровенность, что было оскорблением некоторых взглядов, высказываемых на сцене. Один анекдот, который иллюстрирует чреватую природу этой крайне партийной реакции аудитории, записан Плутархом, который пишет, что в 468 г. до н.э., когда Софокл соревновался с Эсхилом, было столько криков, что Кимону пришлось провести своих генералов в театр, чтобы заменить судей и обеспечить безопасность. Победа Софокла. В то время как древняя драма, несомненно, возбуждала страсть у современных зрителей, остается вопрос, в какой степени они ценили или оценивали работу до них? В « Поэтике » Аристотеля говорится: « нет необходимости любой ценой придерживаться традиционных историй, вокруг которых строятся трагедии. Ибо пытаться сделать это было бы смешно, поскольку даже общеизвестные материалы известны лишь немногим, но тем не менее всех радуют ». Это поднимает вопрос о том, насколько единообразным был отклик на греческую драму и можно ли воспринимать коммуникативное восприятие и компетентность аудитории как должное.

Хотя пьесы того времени адресованы взрослым горожанам мужского пола, очевидно, что присутствовали метики, иностранцы и рабы, стоимость билетов была оплачена Теоретическим фондом . Гораздо более спорным является вопрос о том, присутствовали ли также женщины. Все аргументы по этому поводу носят исключительный характер, поскольку нет прямых доказательств того, что женщины посещали Театр Диониса. Джеффри Хендерсон утверждает, что, поскольку женщины участвовали в других обрядах и фестивалях, они, безусловно, могли посещать театр. Напротив, Саймон Голдхилл утверждает, что «Городская Дионисия» была социально-политическим событием, похожим на суды или собрания, из которых женщины были исключены. Однозначного ответа на этот вопрос не было.

Особенности спектаклей

По традиции в каждом спектакле в театре Диониса участвовало не больше трех актеров. Из-за этого одному человеку иногда приходилось играть сразу множество ролей. Еще одна особенность – мужчины исполняли даже женские роли. Каждый автор трагедии, участвовавший в состязании, получал команду хореографов и актеров.

Именно в театре Диониса появился обычай делить актеров на протагонистов (главных героев) и остальных персонажей. Исполнители ролей распределялись между драматургами с помощью случайного жребия. Во время праздника в театре работали судьи. Они определяли победителя состязания.

Каждый трагик выступал со своей тетралогией или трилогией (группой пьес). Любопытно, что на раннем этапе развития театра некоторые драматурги были не только собственно авторами, но и актерами в своих произведениях (как, например, Софокл). К спектаклям предъявлялось обязательно требование – новизна. За всю историю театра исключение было сделано только однажды – для трагедий Эсхила, основоположника данного жанра. Но даже эта оговорка имела место уже после смерти античного автора.

Дальнейшая судьба

Вторая серьезная перестройка театра произошла в I веке, когда Греция уже оказалась под римским владычеством. С наступлением новых времен центр культурной жизни Афин стал обслуживать новые праздники. Теперь древнегреческий театр Диониса предназначался для гладиаторских и цирковых представлений. Из-за этого перед зрительскими местами был построен высокий борт. При императоре Нероне также появился фриз с изображением сатиров, сохранившийся до наших дней.

Рядом с театром находились и другие уникальные образцы античной архитектуры. К ним можно отнести храм Диониса и Периклов Одеон – здание, в котором проводились музыкальные и певческие состязания. Эти постройки не сохранились – от них остались лишь развалины.

Театр Диониса в Афинах пришел в запустение после принятия Римской империей христианства. В византийскую эпоху он постепенно разрушался – время не щадило древнюю постройку. Сегодня театр является объектом особой культурной значимости. На уход за ним власти Греции тратят немалые средства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector