Дом инвалидов и могила наполеона

Архитектура

Собор Дома Инвалидов с его знаменитым куполом со стороны авеню Брётёй

От набережной Сены и моста Александра III к Дому инвалидов ведёт эспланада Инвалидов — огромная площадь 500 × 250 м, созданная в начале XVIII века Робером де Котом, с обширными газонами и рядами деревьев. Благодаря эспланаде открывается вид на протяжённый (196 м) фасад Дома инвалидов. Перед ним установлен ряд старинных французских и трофейных пушек из коллекции Музея армии. Портал украшает барельеф с Людовиком XIV на коне. Центральный двор состоит из пяти дворов. Прямо напротив главного входа расположен собор Святого Людовика (cathédrale Saint-Louis-des-Invalides), пример архитектуры так называемого «большого стиля» эпохи Людовика XIV, соединяющего элементы классицизма и барокко.

Купол собора

Церковь (позднее собор) Дома инвалидов в истории архитектуры занимает особое место. Его композиция представляет собой пример так называемой «французской схемы», изобретённой Ж. Ардуэном-Мансаром: крестовый план, колонные портики, барабан с «римским куполом», лантерна (световой фонарик) и шпиль на одной вертикальной оси. Такая схема соединяет многие элементы, но не имеет конкретных прототипов в классической архитектуре. Портики и купол напоминают о Греции и Италии, но шпиль и фонарь относят эту композицию к традициям зодчества Северной Европы. Со временем «французская схема» Ардуэн-Мансара стала образцовой для архитектуры неоклассицизма, например церкви Св. Женевьевы (Пантеона) Ж.-Ж. Суфло.

Фасад собора симметричен и сочетает в себе квадрат и круг. Центральная часть фасада выступает вперёд и акцентирована дорическими колоннами в первом ярусе и коринфскими во втором, а также портиком-фронтоном и статуями Людовика IX Святого и Карла Великого работы Кусту и Куазево. Колоннаду двойного ордера заканчивает высокий барабан в окружении парных колонн на первом этаже и больших окон на втором, откуда, поддерживаемый консолями, расположен купол диаметром в 27 метров с декором из военных трофеев. Барабан купола имеет два ряда окон, а всё сооружение венчает купольный фонарь со шпилем. Высота собора — 107 метров. Сверкающие на солнце вызолоченные трофеи купола и шпиль церкви Дома Инвалидов являются одним из высотных ориентиров панорамы Парижа.

Использованная конструкция купола создаёт проблему освещения купольной росписи, для решения которой Жюль Ардуэн-Мансар использовал конструкцию, состоящую из двух куполов, вложенных друг в друга. Внутренний купол освещается нижним рядом окон, а в его центре сделано отверстие, через которое видна центральная часть внешнего купола, на которую падает свет из невидимых изнутри окон второго ряда.

Андре Моруа писал, что, по его мнению, Дом инвалидов представляет собой «самую сущность французского искусства»: «Его длинный фасад так же великолепен, как колоннада Лувра. Таинственно отступающий вглубь купол, соединение в нём зеленоватой бронзы и золота, очарование украшающих его трофеев — всё это объединяется, чтобы придать зданию и своеобразие, и классическое совершенство».

В 1989 году купол был заново позолочен, на что ушло 12 килограммов золота. Подкупольная фреска художника Шарля де ла Фосо также была недавно отреставрирована.

Дом Инвалидов сегодня

Современный L’hôtel national des Invalides является одной из визитных карточек французской столицы

Помимо осмотра собора, некрополя, памятников истории и бесценных реликвий музеев, посетители не обходят вниманием и сувенирный магазин, где можно приобрети кружку с инициалами Наполеона или фигуру знаменитого Корсиканца со стеклянным колокольчиком. У входа все дети получают шикарную шляпу великого полководца

Однако архитектурный ансамбль и в настоящее время продолжает выполнять функции, начало которым положил Людовик XIV. Дом инвалидов не утратил своего основного предназначения, и это достойно уважения. Здесь по сей день живут пенсионеры и ветераны, посвятившие себя служению родине. Для удобства бывших солдат и офицеров, которых опекает Государственный институт инвалидов, на территории комплекса действуют госпиталь, аптека и проводятся церковные службы. Кроме того, в стенах дворца расположена администрация парижской военной комендатуры.

Недолговечные переименования

Июльская монархия принесла с собой некоторые политические переименования (площадь Людовика XV опять стала площадью Согласия, а улица Карла Х сделалась улицей Лафайета), новым же улицам в эту эпоху присваивались преимущественно имена ученых (Лавуазье, Жюссьё и др.), а также североафриканских городов, где французская армия одерживала победы (улицы Алжирская, Мазагранская, Константины). Между прочим, это обилие иностранных топонимов вызывало немало нареканий у тогдашних почтальонов, которые по инерции, увидев в адресе слово «Rome» (Рим), отправляли письмо в итальянский город, а не на парижскую rue de Rome.

Революция 1848 года повлекла за собой ряд переименований, аналогичных переименованиям Революции 1789–1794 годов, но они оказались еще менее долговечными. Наиболее массивными и долговечными стали перемены, произведенные при Второй империи. По мнению современного исследователя, «сегодняшний Париж можно назвать наполовину наполеоновским, во всяком случае в том, что касается названий улиц» (имеются в виду плоды деятельности обоих императоров: и Наполеона I, и Наполеона III). При Наполеоне III список парижских улиц пополнился «бульварами маршалов» (получившими названия в честь маршалов, служивших Наполеону І), улицами, носящими имена родственников императора Наполеона ІІІ (проспект Императрицы, бульвар Принца Евгения и площадь Римского Короля), улицами, призванными напомнить о недавних победах французской армии (бульвар Мажантá и улица Тюрбиго).

Если улицы, названные в честь военных побед, остались на карте и после падения Наполеона ІІІ, то имена родственников императора при следующем режиме (Третьей республике) уступили место другим, политически более нейтральным: бульвар Принца Евгения (названный в честь сына Наполеона III) превратился в бульвар Вольтера, а площадь Римского Короля (этот титул получил при рождении сын Наполеона I герцог Рейхштадтский) — в площадь Трокадеро.

Более поздняя история [ править ]

Наполеон I в лазарете Дома Инвалидов

Из-за своего местоположения и значения Дом Дома Инвалидов послужил сценой для нескольких ключевых событий в истории Франции. 14 июля 1789 года его штурмовали парижские мятежники, захватившие хранившиеся в его подвалах пушки и мушкеты, чтобы использовать против Бастилии в тот же день. Наполеон был погребен под куполом Дома Инвалидов в 1840 году с большой церемонией. В декабре 1894 года деградация капитана Альфреда Дрейфуса была проведена перед главным зданием, а его последующая церемония реабилитации прошла во дворе комплекса в 1906 году.

Здание сохранило свою основную функцию дома престарелых и госпиталя для ветеранов войны ( инвалидов).) до начала ХХ века. В 1872 году в здании располагался музей артиллерии (Музей артиллерии), к которому в 1896 году присоединится Музей истории армий (Исторический музей армии). 1905 г. В то же время резиденты-ветераны были рассеяны по небольшим центрам за пределами Парижа. Причина заключалась в том, что принятие в основном армии призывников после 1872 года означало существенное сокращение числа ветеранов, имеющих 20 или более лет военной службы, ранее требовавшихся для поступления в Госпиталь инвалидов. Соответственно, здание стало слишком большим для своего первоначального назначения. Тем не менее, современный комплекс по-прежнему включает в себя объекты, описанные ниже, для примерно сотни пожилых или недееспособных бывших солдат.

Строительство и реконструкции Малого дворца

Как уже упоминалось, Малый дворец обдумывался и создавался Шарлем Жиро одновременно с Большим в 1897 г., чтобы открыться к началу Всемирной выставки. Он изначально предназначался под выставочный павильон, где бы демонстрировались работы художников, скульпторов и людей прочих творческих направлений.

Малый Дворец в Париже

В 1902 г. тут открывается Музеем изящных искусств, а спустя год живописец Альберт Бенар начинает оформлять его фойе фресками. Через 8 лет 4 прекрасные картины украсили свод, наполненные идеями мистики, пластики, основных вопросов и их осмысления.

Как и Большой дворец, Малый имел стеклянный купол крыши, чтобы естественный свет легко проникал в здание. Эффект получился действительно волшебным, но оказалось, что избыток солнечных лучей негативно сказывается на экспонатах, и это привело к перепланировке кровли. Результат – внутри стало мрачно и неприветливо.

В таком виде сооружение простояло до начала XXI столетия, пока в 2005 году реставрация не преобразила его. Снаружи не видно никаких изменений, но внутри талантливые зодчие Жан-Поль Морель и Филипп Шекс сотворили настоящее чудо. В Пти Пале вновь вернулось солнце через просторный застекленный купол, а пол восхищает изумительной итальянской мозаикой.

Малый Дворец внутри (фото)

Ныне длина фасада – 150 м, под постоянные композиции отведено 5 000 кв. м, и 2 000 под периодически меняющиеся. У входа в галерею стражами стоят скульптурные композиции, а от застекленного портика разбегаются витые колонны.

Большую северную галерею украшают изображения, рассказывающие историю Парижа – битвы, революции; южную – картины современной столицы, а также 16 гипсовых бюстов именитых художников: Леско, Делакруа, Мансара и прочих.

Имена скончавшихся знаменитостей

В современном Париже номенклатура улиц, площадей и мостов постоянно расширяется; делается это с использованием тех же методов, которые применялись в прошлом. Чаще всего новые названия присваиваются безымянным в прошлом перекресткам, которые возводятся в ранг площади и получают имя какой-либо недавно скончавшейся знаменитости. Так, перекресток улиц Водопоя, Жирардона и аллеи Туманов в XVIII округе в 1996 году превратился в площадь Далиды — в память о певице, умершей девятью годами раньше, а перекресток проспектов Франклина Д. Рузвельта и Генерала Эйзенхауэра в 1999 году стал Берлинским сквером (Берлинской улицы в Париже, как уже было сказано, нет с 1914 года).

Бывает и так, что отрезок старой улицы или набережной получает собственное наименование: например, в 1987 году восточная часть одного из «бульваров маршалов», бульвара Виктора, была превращена в самостоятельный бульвар Генерала Марсьяля Валена. Наконец, случаются просто замены одного названия другим: так, перекресток Красного Креста в VI округе в 2005 году стал площадью Мишеля Дебре (в память о скончавшемся в 1996 году политическом и государственном деятеле), а мост Сольферино в 2006 году получил имя сенегальского поэта и политика Леопольда-Седара Сенгора, умершего пятью годами раньше. Если до ХХ века парижским улицам нередко присваивали имена живых людей и Виктор Гюго, например, четыре года прожил на проспекте своего имени, то сейчас должно пройти не меньше пяти лет после смерти той знаменитости, чью память хотят увековечить в названии улицы или площади; впрочем, и это правило знает исключения; так, улица Анни Жирардо была названа именем этой актрисы через полтора года после ее смерти.

Маятник Фуко в Парижском Пантеоне

Еще одним ценным экспонатом мавзолея является маятник Леона Фуко, который впервые был установлен тут в 1851 г. с подачи Луи Бонапарта. Он демонстрировал траекторию суточного вращения нашей планеты, но некоторые видят в нем и другой смысл – символ переменчивой судьбы Пантеона при разных политических силах, которые превращали страну из монархии в республику, империю и коммуну.

Маятник Фуко в Парижском Пантеоне

Маятник весил 28 кг и был закреплен под куполом стальной проволокой, позволяющей ему свободно вращаться.

Внизу был насыпан и выровнен песок так, чтобы во время движения маятник оставлял след, по которому спустя 32 часа после начала эксперимента можно было увидеть весь его путь.

Фуко, Жан Бернар Леон

Оригинал давно разобрали, и на его месте стоит уменьшенная копия, а возле нее в камне застыла статуя, изображающая египетскую кошку.

Такое интересное соседство вызывает у туристов удивление, и каждый строит собственную версию о единении сдержанной вечности и неустанного человеческого стремления вперед.

Частные лица и святые

Как уже было сказано, в средневековом Париже наименования улицам давались стихийно. Разные историки по-разному классифицируют принципы таких наименований. Наиболее подробная классификация состоит из девяти разделов:

1) В начале XIV века одна пятая всех парижских улиц носила имена частных лиц, как правило, проживавших на этой улице (например, сохранившие свои старинные названия современные улицы Обри-мясника, Бертена Пуаре, Жана Лантье или площадь Мобера).

2) Многие улицы были обязаны своими названиями церквям или монастырям (таковы сохранившиеся до сего дня улицы Святого Доминика и Святого Мартина, Святого Павла и Святого Медерика и многие другие).

3) Одна пятая или одна шестая часть улиц средневекового Парижа была названа в честь специализации тех ремесленников или торговцев, которые жили и торговали в данном квартале; многие из этих улиц утратили старинные названия, но до сих пор в Париже существуют улицы Стекольная и Пергаментная, Скобяная и Бельевая.

4) Многие улицы носили имя определенной группы жителей: членов религиозных орденов (улицы Матюринцев, Цистерцианцев, Кармелитов и пр.), людей некоего вероисповедания (Еврейская улица), выходцев из определенной местности (улица Ломбардцев).

5) Были улицы, обязанные названием некоей достопримечательности данного квартала: колодцу или кладбищу, дереву или кресту (таковы улицы Паромная и Печная, Вишневого Сада и Розовых Кустов и многие другие).

6) Немалое число улиц получали название по той местности, через которую они проходили или в которую вели (улицы Сены и Бьевры, улица Малых Полей, улицы, названные именами тех или иных предместий).

7) В названиях некоторых улиц отражались их форма или материальный облик (улицы Змеистая или Мощеная).

8) Многие улицы были обязаны названиями вывескам кабачков или лавок (улицы Ласточки и Арфы, Луны и Ножниц, Полумесяца и Сухого Дерева); если в начале XІV века такие названия были сравнительно редки, то в XV–XVІ веках они стали составлять 10% от общего числа названий, а к первой трети XVІІ века их число достигло 15%.

Церкви в Доме Инвалидов [ править ]

Дом Инвалидов высотой 107 метров (351 фут), украшенный сусальным золотом весом 12,65 кг (27,9 фунта), является важной достопримечательностью Парижа.

В 1676 году Жюлю Ардуэну-Мансарту было поручено построить на этом месте храм. Он спроектировал здание, которое объединило королевскую часовню (ныне Дом Инвалидов) с часовней ветеранов (ныне Собор Святого Людовика Инвалидов). Таким образом, король и его солдаты могли посещать мессу одновременно, входя в место поклонения через разные входы, как предписано придворным этикетом. Это разделение было усилено в 19 веке с возведением гробницы Наполеона I, созданием двух отдельных алтарей, а затем со строительством стеклянной стены между двумя часовнями.

Собор Сен-Луи-де-Инвалидов править

Когда в 1905 году был основан Музей армии в Доме Инвалидов, часовня ветеранов перешла под его административный контроль. Сейчас это собор епархии французских вооруженных сил , официально известный как собор Сен-Луи-де-Инвалид.

Дом инвалидов править

Дом Инвалидов (первоначально Chapelle Royale des Invalides) — это большая бывшая церковь в центре комплекса Дом Инвалидов, высотой 107 метров (351 фут).

Дом был назначен местом погребения Наполеона законом от 10 июня 1840 года. Изгнанный в 1815 году союзными армиями Наполеон оставался настолько популярным во Франции, что Луи-Филипп, король Франции с 1830 по 1848 год, возвратил его «прах» «в 1840 году. (Его« прах »означает его« смертные останки »; Наполеон не был кремирован). Раскопки и возведение склепа, которые сильно изменили интерьер купольной церкви, заняли двадцать лет и были завершены в 1861 году.

Вдохновленный базиликой Святого Петра в Риме, оригиналом всех куполов в стиле барокко , Дом Инвалидов является одним из триумфов французской архитектуры барокко . Мансар поднял барабан с чердачного этажа над главным карнизом и использовал мотив парных колонн в своей более сложной ритмической теме. Общая программа скульптурная, но тесно интегрированная, богатая, но уравновешенная, последовательно воплощенная в жизнь, надежно завершая свой вертикальный натиск ребристым полусферическим куполом. Купольная часовня расположена в центре, чтобы доминировать над двором чести.

Интерьер купола был расписан учеником Ле Бруна Шарлем де Ла Фоссе с барочной иллюзией пространства ( sotto in su ), видимой снизу. Картина была завершена в 1705 году.

4Лион

Приказав окрестным полкам явиться в Гренобль и сделав им смотр, Наполеон уже с шестью полками и довольно значительной артиллерией двинулся из Гренобля прямой дорогой на Лион. Отовсюду к нему стекались по пути крестьянские делегации. Впереди шел отряд в 7 тысяч солдат с 30 орудиями. Наполеон с остальным войском задержался на лишний день в Гренобле и выступил, разослав ряд приказов и распоряжений. Теперь он мог принять в случае надобности сражение с королевскими войсками, но он по-прежнему твердо был убежден, что ни единого выстрела ему сделать не придется.Вечером 5 марта королю Людовику XVIII доложили о только что пришедшей невероятной новости — о высадке Наполеона. Решено было противопоставить Наполеону человека, который после императора был, может быть, наиболее популярным в армии: маршала Нея. Маршал Ней, казалось, вполне искренно присоединился к Бурбонам, он больше всех убеждал Наполеона в 1814 году в необходимости отречения. Нея вызвали к королю. Маршал был решительно против наполеоновского предприятия, от которого он, кроме зла для Франции, ничего не ожидал. Нужно было удержать во что бы то ни стало Лион, второй после Парижа город Франции по богатству, по числу жителей, по политическому значению. Туда отправился королевский брат граф Артуа, с наивной надеждой воспламенить лионских рабочих чувством преданности к Бурбонам. Прибыл туда и маршал Макдональд, на которого Бурбоны тоже полагались, как на Нея. Макдональд забаррикадировал мосты, произвел наспех еще некоторые оборонительные работы и вздумал устроить смотр войскам и при этом показать им королевского брата графа Артуа. Макдональд собрал на смотр три полка гарнизона, произнес речь, где упоминал о грозящей новой войне с Европой в случае торжества Наполеона и предложил им приветствовать графа Артуа, посланного королем, криком «Да здравствует король!», чтобы этим подтвердить их верность Бурбонам. Молчание было ответом. В полной панике граф Артуа бежал со смотра и сейчас же покинул Лион. «Да здравствует император! Долой дворян!» — этим криком крестьяне, войдя в лионское предместье Ла Гильотиер, оповестили город о приближении императорского авангарда. Наполеоновские гусары и кирасиры уже вступали в город. Макдональд со своими войсками пошел навстречу, все еще рассчитывая дать сражение. Но едва его полки увидели кирасир, как с криком «Да здравствует император!» бросились прямо к ним. Разом все части, бывшие в распоряжении маршала, смешались с войсками Наполеона в одну общую массу. Макдональд бежал из города. Спустя полчаса после этой сцены Наполеон, окруженный свитой, вступил в Лион, доставшийся ему, как и все прочие города, без единого выстрела. Это произошло 10 марта, через девять дней после его высадки в бухте Жуан.Во главе почти пятнадцатитысячного войска Наполеон двинулся из Лиона дальше, держа путь на Париж.

До постройки дворца

Стремление прийти на помощь солдатам, потерявшим на войне способность содержать себя, проявилось во Франции ещё при Карле Великом, который наложил на монастыри обязанность принимать инвалидов в качестве служек; затем их стали назначать в гарнизоны небольших укреплений. В 1254 году Людовик IX учредил «Quinze-Vingts» для 300 рыцарей, ослеплённых сарацинами в крестовом походе. Генрих III образовал из инвалидов нечто вроде кавалерийского ордена, члены которого размещались по монастырям. Генрих IV в 1604 году поселил инвалидов в госпитале «Христианского Милосердия», а Людовик XIII (1632) приказал основать в Бисетрском замке убежище для пострадавших на войне и лишенных средств к жизни офицеров и солдат.

Гробница Наполеона Бонапарта I

В том, что первый французский император был гением, не возникает сомнений. О его способностях ходили легенды – якобы он мог читать со скоростью, превышающей 2 000 слов в минуту, а для полноценного сна хватало 2-3 часа в сутки, и полный сил он опять принимался за разработку грандиозных планов. Но запомнился Наполеон, как непревзойденный стратег и выдающийся полководец.

Гробница Наполеона в Доме Инвалидов

Поступив в 16-летнем возрасте в армию, к 34 годам он уже стал императором Франции, а в промежутке прославился многочисленными военными победами. Кроме этого, как правитель, он принял кодекс прав гражданина – Кодекс Наполеона, провел реформу налогообложения и образования, учредил государственную банковскую систему, узаконил католицизм, как основную религию, при этом разрешив свободу вероисповедания.

После нескольких поражений Бонапарт потерял авторитет, вынужден отречься от власти, был сослан в ссылку на остров св. Елены, где провел свои последние дни вдали от жены и сына, пока подорванное здоровье не свело его в могилу.

Но былые обиды на императора давно развеялись, и французы вновь гордятся, что им выпала честь быть соотечественниками столь выдающейся личности. Хотя запрет на культ Наполеона существовал еще долго, бонапартистам в 1840 году удалось убедить Луи-Филиппа перевести останки бывшего правителя во Францию согласно его желанию, чтобы похоронить на родине, а Дворец Инвалидов стал его последним пристанищем.

Имея 4-метровую длину, 5 метров высоту и ширину 2 метра, саркофаг, вырезанный из шокшинского кварцита малинового цвета, служит Наполеону поистине роскошным ложем, украшенным лавровыми венками. Он стоит на темно-зеленом гранитном постаменте в крипте собора, словно опальный правитель на своем троне продолжает возвышать над народом.

Могила Наполеона в Париже

Вокруг саркофага золотом расписаны его великие победы, но чтобы прочитать надписи, придется наклониться. Этот поклон императору – гениальная задумка архитектора Жан-Жака Прадье, работавшего над созданием усыпальницы. Его авторству принадлежат и 12 скульптурных изваяний богинь победы и 2 бронзовые статуи со скипетром, державой и короной – символами власти, охраняющие покой Бонапарта.

В круглом коридоре можно видеть и барельефы, рассказывающие о важных событиях и славных достижениях Наполеона. А неподалеку, вокруг главной гробницы, захоронены братья императора – Жерон с Жозефом и его единственный сын – Римский король «Орленок». Кроме родных, правителя окружают могилы генералов и маршалов, автора «Марсельезы» – Клода де Лиля, и сердца Вобана и Эммануэля Груши.

Церкви в Доме Инвалидов [ править ]

Дом Инвалидов высотой 107 метров (351 фут), украшенный сусальным золотом весом 12,65 кг (27,9 фунта), является важной достопримечательностью Парижа.

В 1676 году Жюлю Ардуэну-Мансарту было поручено построить на этом месте храм. Он спроектировал здание, которое объединило королевскую часовню (ныне Дом Инвалидов) с часовней ветеранов (ныне Собор Святого Людовика Инвалидов). Таким образом, король и его солдаты могли посещать мессу одновременно, входя в место поклонения через разные входы, как предписано придворным этикетом. Это разделение было усилено в 19 веке с возведением гробницы Наполеона I, созданием двух отдельных алтарей, а затем со строительством стеклянной стены между двумя часовнями.

Собор Сен-Луи-де-Инвалидов

Когда в 1905 году был основан Музей армии в Доме Инвалидов, часовня ветеранов перешла под его административный контроль. Сейчас это собор епархии французских вооруженных сил , официально известный как собор Сен-Луи-де-Инвалид.

Дом инвалидов

Дом Инвалидов (первоначально Chapelle Royale des Invalides) — это большая бывшая церковь в центре комплекса Дом Инвалидов, высотой 107 метров (351 фут).

Дом был назначен местом погребения Наполеона законом от 10 июня 1840 года. Изгнанный в 1815 году союзными армиями Наполеон оставался настолько популярным во Франции, что Луи-Филипп, король Франции с 1830 по 1848 год, возвратил его «прах» «в 1840 году. (Его« прах »означает его« смертные останки »; Наполеон не был кремирован). Раскопки и возведение склепа, которые сильно изменили интерьер купольной церкви, заняли двадцать лет и были завершены в 1861 году.

Вдохновленный базиликой Святого Петра в Риме, оригиналом всех куполов в стиле барокко , Дом Инвалидов является одним из триумфов французской архитектуры барокко . Мансар поднял барабан с чердачного этажа над главным карнизом и использовал мотив парных колонн в своей более сложной ритмической теме. Общая программа скульптурная, но тесно интегрированная, богатая, но уравновешенная, последовательно воплощенная в жизнь, надежно завершая свой вертикальный натиск ребристым полусферическим куполом. Купольная часовня расположена в центре, чтобы доминировать над двором чести.

Интерьер купола был расписан учеником Ле Бруна Шарлем де Ла Фоссе с барочной иллюзией пространства ( sotto in su ), видимой снизу. Картина была завершена в 1705 году.

  • Купол имеет трехкорпусную конструкцию.

  • Монументальная бронзовая дверь Купола

  • План купола

  • Вершина на вершине купола

  • Архитектура интерьера

  • Территория покрыта полихромными мраморными маркетри 17 века.

  • Гробница Наполеона была вырыта в центре купола

  • Один из четырех маленьких боковых куполов

  • По старинной традиции военные трофеи украшают свод собора Сен-Луи-де-Инвалид.

История

Своим возникновением Дом инвалидов обязан Королю Солнца — Людовику XIV, решившему поднять престиж французской армии и обеспечить состарившимся и искалеченным в боях военным достойную старость. В 1671 году на левом берегу Сены, где в то время находился огромный пустырь, началось строительство богоугодного заведения, архитектором которого стал Либераль Брюан.

Первые ветераны заселились уже через три года; полностью работы завершились в 1677 году. Первоначально планировалось, что социальное учреждение примет шесть тысяч человек, но по окончании строительства выяснилось, что более четырех тысяч постояльцев здание вместить не может. К концу XVIII столетия комплекс, создававшийся как приют, превратился в миниатюрный город, в котором размещались казармы, лазарет, трапезные и место для парадов. В 1706 году в центральном дворе по приказу короля была построена базилика, прообразом которой стал римский Собор Святого Петра.

Жильцы Дома соблюдали почти военные дисциплинарные требования: в помещениях действовал запрет на курение и алкоголь, обязательным условием проживания было соблюдение поста и постоянное ношение униформы. Ветераны, объединенные в отряды, по мере сил работали в ремесленных мастерских и участвовали в караулах. За несоблюдение правил провинившихся подвергали наказаниям: от ограничений в еде до исключения.

Со временем монументальный комплекс построек стал приобретать «гражданские» черты: в 1777 году сооружение приняло часть коллекции рельефных планов, перевезенную из Лувра, а еще через 95 лет открылся Музей артиллерии. В начале XVIII века здесь побывал Петр I. Во время проживания в столице Франции русский царь получил в безраздельное пользование апартаменты на втором этаже.

Описание могилы Наполеона

Могила Наполеона Бонапарта находится под золочёным куполом собора Святого Людовика Дома инвалидов.

Громадный саркофаг размерами 4 на 2 на 4,5 метра и весом 35 тонн высечен из прочного, как алмаз, карельского порфира – двухсот тонную глыбу этого минерала царь Николай I подарил французскому правительству специально для памятника. Говорят, при этом он пошутил, что в России для Наполеона камень всегда найдётся.

Внутри саркофага находятся пять поочерёдно вставленных друг в друга гробов, хранящих тело императора: жестяной, из красного дерева, два цинковых и эбеновый. Установлена усыпальница на постаменте из зеленоватого гранита. Вокруг стоят двенадцать крылатых Побед, высеченных Жаном Жаком Прадье из особо отобранных глыб каррарского мрамора. На каменном полу видны названия городов, возле которых Наполеон одерживал победы, в том числе – Москвы.

2 апреля 1861 года тело Наполеона было навечно замуровано в саркофаг – в мундире командира гвардейцев, в ногах знаменитая треуголка. Вход в гробницу охраняют два колоссальных бронзовых стража, держащие императорскую корону, скипетр и державу.

В Доме инвалидов находится также безымянный могильный камень, под которым император лежал на острове Святой Елены. Камень можно увидеть из галереи, которая ведет в Почётный Двор, с четырех сторон окружённый корпусами Дома инвалидов.

Париж. Дом инвалидов. Наполеон

Вряд ли можно встретить француза, который не сможет сказать хотя бы пару слов о столь великом государственном деятеле, как Наполеон. Всего за несколько десятилетий он смог сделать Францию по-настоящему великой страной, которая на равных могла противостоять многим империям того времени.

Наполеон Бонапарт всегда признавался великим полководцем, который блестяще владел искусством войны. Именно при нем Франция достигла наибольшего расцвета. Память о Наполеоне и его подвигах бережно хранится во французской истории, передается из поколения в поколение. Конечно, есть и смутные моменты, которые позволяют задуматься о безупречной репутации Наполеона, однако это лишь исторические догадки. В целом Наполеона Первого Бонапарта можно назвать национальным героем Франции.

Памятник Наполеону Бонапарту в Доме инвалидов в Париже

Жизнь императора завершилась печально. Суд постановил практически безнадежное решение: ссылка на остров Святой Елены, который располагается во много морских миль от Европы. Все знали неудержимый характер Наполеона, его веру в собственные силы, целеустремленность, любовь к отчизне и власти. Однако приговор был подписан, и монарх отправился в ссылку, как оказалось, безвозвратно.

Конец жизни Наполеона можно назвать действительно трагичным. Он больше не увидел ни семью, ни верных слуг, ни преданных генералов, ни славы, ни любви. Всего за 4 года его здоровье ухудшилось до предела. Лечащий врач сосланного императора максимально точно определил диагноз – гепатит.

5 мая 1821 года вечного завоевателя не стало. Несмотря на то, что культ Наполеона был запрещен, для французов этот день стал днем скорби. Народная любовь оказалась сильнее ссылок и запретов. Так история приобрела еще одну знаменательную, феноменальную личность, а Франция потеряла одного из лучших своих правителей.

Саркофаг Наполеона в Доме инвалидов в Париже

Первоначально похороны прошли на острове Святой Елены, в так называемой Долине герани. Сам же Наполеон просил, чтобы его непременно похоронили во Франции, на родной земле. Последняя воля императора была осуществлена спустя почти 20 лет после смерти. Специальная делегация отправилась на остров за останками. После возвращения во Францию они были помещены в специальный саркофаг, выполненный из кварцита. Столь величественное решение должно было продемонстрировать уважение к личности Наполеона Бонапарта. Саркофаг был установлен в Доме инвалидов. Для такого события здесь специально сконструировали гробницу, оформлением которой занялся знаменитый французский архитектор Жан Жак Прадье. Его решением было окружить саркофаг 12 статуями вокруг и поставить две статуи, которые держат знаменитые императорские символы: скипетр, державу и корону.

Гробница Наполеона в Доме инвалидов

Сегодня увидеть все это может каждый желающий, кроме того, в расположенном на территории здания музее можно найти более подробные сведения о перевозке останков знаменитого монарха обратно во Францию.

Пантеон, как достопримечательность

Вдохновлялся Суффло итальянской архитектурой, и Римский Пантеон Агриппы послужил прототипом для создания храма в Париже. Сегодня он знаменит всему миру, конкурируя по красоте с соборами Святого Павла в Лондоне и Святого Петра в Ватикане.

Парижский Пантеон

Он стоит в Латинском квартале – одном из престижных и дорогих районов, что соответствует пятому округу в центре столицы на левом берегу Сены. Тут находятся университет Сорбонна, Термы Клюни, Люксембургский сад и музей Средневековья. Благодаря стольким интересным историческим объектам сюда ежедневно приходит множество туристов.

Перед склепом полукругом раскинулась площадь с симметричными зданиями по бокам. Между ними вдаль уходит улица имени главного королевского зодчего – Суффло, а в конце нее красуется Эйфелева башня. Место выбрано не случайно, а с целью открыть лучший обзор на храм. Для этого в планах Жак-Жермена даже было изменение вершины холма.

Париж (Пантеон)

Особенно великолепен мавзолей вечером, когда зажигается подсветка. Создается впечатление, что здание само излучает торжественный свет, направляя его прямо в небо. Фото Пантеона украшают многие издания мира, и чаще всего он снят именно в ореоле теплого света, разгоняющего сумерки.

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Парижские факты» . Парижский дайджест. 2018 . Проверено 19 сентября 2018 .
  2. ^ «Парижский музей армии — Дом инвалидов» . citibreak.fr . Архивировано из оригинального 27 февраля 2015 года . Проверено 29 сентября 2016 года .
  3. ^ «Национальное учреждение инвалидов» . Архивировано из оригинального 31 августа 2011 года.
  4. ^ Собор Сен-Луи-де-Инвалидов (онлайн) , по состоянию на 16 октября 2015 г.
  5. ^ «Факты о могиле Наполеона» . Проверено 1 сентября 2018 года .
  6. ^ Dôme Инвалидов, гробница Наполеона I , доступ18 октября 2015
  7. Musée de l’Armée Invalides — Brochure , по состоянию на 18 октября 2015 г.
  8. ^ «Апофеоз Сен-Луи — Musée de l’Armée» . www.musee-armee.fr . Проверено 27 января 2017 .
  9. Eglise Saint-Louis des Invalides: Le tombeau des Gouverneurs (онлайн) , по состоянию на 16 октября 2015 г.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector