Специальность «технология машиностроения». кем можно работать?

Содержание:

Инвестиционная привлекательность машиностроения России

Инвестиционная привлекательность предприятий машиностроения России является очень низкой. Это связано с резким снижением темпа развития во время кризисов, моральным и физическим износом оборудования, отсутствием перспективных научных разработок. Все представленные факторы негативно влияют на развитие экономики всей страны, которая пребывает в тесной взаимосвязи с машиностроением.

На сегодняшний день Россия занимает 30 место в мире по числу поданных заявок на патенты и 31 место по расходам на научно-исследовательские работы. Поэтому она находится позади многих стран мира.

Машиностроение в большой степени зависит от экономической конъюнктуры рынка. При снижении инвестиционной способности компаний, покупающих производимое отраслью оборудование, снижается производственные возможности всей промышленности. Поэтому данная отрасль сильно зависима от чередования периодов экономического роста и кризисов.

Центры машиностроения в России

Производство оборудования для энергетической промышленности предполагает большую металлоемкость продуктов производства, что вызывает проблемы в их транспортировке. Поэтому предприятия в данной отрасли располагаются вблизи центральных районов развития металлургии, которые расположены в:

  • Екатеринбурге;
  • Орске;
  • Красноярске;
  • Иркутске;
  • Комсомольск-на-Амуре.

Горно-шахтное производство создается в следующих центрах тяжелого машиностроения:

  • Новокузнецк;
  • Прокопьевск;
  • Кемерово;
  • Красноярск.

Оборудование, необходимое для газовой и нефтяной промышленности производится в центрах, ориентированных на добычу нефти и газа:

  • Урал;
  • Поволжье;
  • Северный Кавказ;
  • Западная Сибирь.

 Российское автомобилестроение представлено в следующих производственных центрах:

  • Центральный, Волго-Вятский, Поволжский районы;
  • Московский регион (ЗИЛ, производство грузовых автомобилей средней грузоподъемности);
  • Нижегородский район (ГАЗ, производство грузовых автомобилей средней грузоподъемности);
  • Ульяновский район (УАЗ, производство грузовых автомобилей малой грузоподъемности).

А также: 

  • легковые автомобили производятся в следующих районах: Волго-Вятский, Центральный, Уральский;
  • автобусные заводы расположены в: Ликино, Голицино, Павлово, Уральском районе (Курган), Северо-Кавказском районе (Краснодар).

 Крупнейшие центры железнодорожного машиностроения расположены:

  • в Центральном районе России;
  • на Северо-Западе страны;
  • на Северном Кавказе.

Всего в российском судостроении заняты более тысячи предприятий. Крупнейшими центрами российского судостроения являются:

  • Санкт-Петербург;
  • Северодвинск;
  • Нижний Новгород;
  • Калининградская область.

Крупнейшие центры авиакосмической промышленности сосредоточены преимущественно во внутренних регионах страны:

  • в Центральной России;
  • в Поволжье;
  • на Урале.

Центры развития точного машиностроения:

  • Москва;
  • Зеленоград;
  • Тула;
  • Казань;
  • Чебоксары.

Авиаракетно-космическая отрасль

В начале ХХ века лидерство в авиастроении занимала Германия. После Второй мировой войны главными авиадержавами стали СССР и США.

Американцы делали ставку на общее развитие авиации как военной, так и гражданской. Политика Советского Союза не была столь прагматичной и основные исследования в авиаракетной сфере сводились в сторону обороны государства.

Двигатели, создававшиеся советскими конструкторами, предназначались для военных самолетов. Сверхскоростные и весьма неэкономичные такие двигатели абсолютно не годились гражданской авиации. Поэтому американские компании стали лидерами в производстве лайнеров, а пассажирские самолеты СССР даже после распада страны не могли составить им достойной конкуренции.

Виды продукции авиаракетно-космической отрасли обширны:

  • самолеты;
  • авиадвигатели;
  • авионика;
  • вертолеты;
  • ракетоносители;
  • космические аппараты.

Строение космического аппарата

Научная емкость этой отрасли наиболее высока и требует квалифицированных специалистов. Как и раньше лидером здесь является США, а продукция ее компаний Boeing-McDonnell Douglas, Lockheed Martin Corporation, General Dynamics, United Technologies – самая востребованная в мире.

Сверхпрочный материал

Специалисты автомобильной, авиационной и космической промышленности много десятков лет задаются единым вопросом о создании нового материала, имеющего минимальный вес, но при этом обладающим исключительной прочностью. Чем выше эти характеристики, тем экономичнее, экологически безопаснее и надёжнее выпускаемые в этих отраслях транспортные средства.

Группа исследователей из Северной Каролины и Канады смогли синтезировать сплав нового типа, которому предрекают произвести революцию в технологиях машиностроения. Сплав пока не получил официального названия, поэтому в научных работах обозначается по химической формуле — Al20Li20Mg10Sc20Ti30. Состав представляет собой смесь 5 известных металлов: магния, алюминия, лития, титана и скандия. Плотность материала не превышает плотность алюминия, а по прочности он превзошёл входящий в его состав титан.

Главный секрет заключается в методе производства сплава. Перед изготовлением в равных пропорциях тщательно перемешивают и усредняют порошкообразные ингредиенты с размером частиц не выше 12 нанометров. После этого идёт процесс сплавления при помощи диффузии под избыточным давлением в 5,9 ГПа.

Значения, которые демонстрирует этот новый материал, превосходят все существующие конструкторские аналоги на данный момент. Ближе всего по плотности к нему находятся отдельные сорта керамики, но они очень уступают в хрупкости. Прочность нового металлического сплава держится на уровне углеродного волокна, но такое волокно слишком пластично, что вызывает его деформации при больших нагрузках или механическом воздействии, поэтому его применение в машиностроении сильно ограничено.

Сейчас ведутся разработки по выпуску сплава в промышленных масштабах и по удешевлению его производства до минимальных значений. А пока специалисты и учёные называют его «материалом будущего», и поскольку у этой точки зрения в научных кругах нет противников, можно надеяться, что именно такая роль ему и уготована.

И вообще все, что нас окружает

Рассказ о том, что производится в России, не будет полным без самых простых бытовых вещей. Например, большая часть мебели в любой квартире или доме, скорее всего, российского производства. Более того, она чаще всего сделана из произведенной в России ДСП, с российский фурнитурой (хотя тут уже есть и импорт) и российскими тканями. Двери (входные и межкомнатные) тоже будут российскими.

Большая часть кухонной утвари тоже, скорее всего, произведена в России – всевозможные кастрюли просто невыгодно ввозить из-за высоких таможенных пошлин, их проще производить на месте. Весь кухонный пластик, электрика (но не электроника), всевозможные предметы быта и отделка дома – чаще всего тоже российского производства.

Сантехника в ванной комнате, вероятно, сделана в России – как и бытовая химия. Все это чаще всего выгоднее производить внутри страны – даже если стиральный порошок или средство для мытья посуды будут от иностранного бренда.

Инженерные системы в доме – водопровод, канализация, газо- и электроснабжение построены из российских компонентов, как и установленные в многоэтажках лифты (кроме лифтов премиум-класса).

Если выйти из дома и проехаться на общественном транспорте, он тоже будет российского производства (даже если компоненты импортные, сборка все равно российская).

Другими словами, найти вокруг себя что-то, что от начала и до конца произведено в России, не так уж сложно. Возможно, благодаря тому что в сложные 90-е закрылись не все производства, а в более благополучные годы появились и новые предприятия.

Новый тип изготовления деталей

Машиностроение всё больше внедряет в производство разработки, в которых при выполнении работ человеческий фактор сводится к минимуму. Всё чаще изготовление сложных и сверхточных деталей становится делом лазерных установок.

При помощи лазерного луча направленной точности выполняется тонкая резка металла с любым интервалом и графическим узором. По сравнению с механическими инструментами у такого метода есть ряд неоспоримых преимуществ:

  • возможность резки сплавов любой плотности и любых физических свойств;
  • полная автоматизация процесса за счёт предварительного программирования установки для масштабного использования;
  • скорость выполнения работы;
  • отсутствие ошибок и несовершенств выполненных действий.

Лазер используется и для сварочных работ. Особенно важна эта технология в случае крупногабаритных деталей из металлов, имеющих большой вес и широкую сварную площадь. Всё чаще этот метод применяют на воздухе в аргонной среде, отмечая его надёжность, экономичность и скорость.

Но самая инновационная технология машиностроения, связанная с применением лазера, касается метода лазерного послойного синтеза. Благодаря ему выполняют выращивание деталей сложной формы. При помощи лазерного синтеза создают различные детали из жаропрочной стали, алюминия или титана.

Происходит этот процесс по 3D-технологии: лазер оплавляет порошок, из которого за несколько часов выполняется деталь. Такие изделия характеризуются идеальной плотностью, что позволяет широко применять их в авиационной и космической отрасли. Этот подход позволяет свести к нулю возможные деформации и поломки, которые возникали при применении старых методов.

Общая информация

В мировой торговле продукция машиностроения приносит 38% прибыли от всего производства. При этом большинство ответвлений отрасли независимы от удаленности сырья, кроме горнодобывающих, металлургических и подобных предприятий.

В самом машиностроении наблюдается тенденция к росту в сырьевой потребности цветного металла и химической промышленности, а работа с черным металлом идет на спад.

Совокупное машиностроение мира уверенно занимает первые места по стоимости конечной продукции, составляющей 35% от всей промышленности, и количеству рабочих мест, насчитывающих более 80 млн.

Ввиду стремительного прогресса отраслевой состав машиностроения подвержен регулярным изменениям. Одни отрасли исчезают, другие же появляются, наращивая производство. Ассортимент их продукции просто огромен и насчитывает множество видов: от самолетов до наручных часов.

В сложных сферах машиностроения, таких как приборостроение, атомная промышленность и аэрокосмическая отрасль, требуются наукоемкие ресурсы и квалифицированные специалисты. Здесь постоянно вводятся новейшие разработки ученых, направленные на повышение качества продукции. Это показывает, что развитое машиностроение присуще более успешным и экономически состоявшимся странам, нежели развивающимся.

Сырье – основа экономики?

Все знают, что экономика России построена на нефти и газе. Конечно, не полностью, но именно колебания на мировых сырьевых рынках особенно сильно влияют на российскую экономику. Достаточно вспомнить декабрь 2014 года и март 2020-го, когда рубль без лишних вопросов падал вслед за ценами на нефть.

Россия добывает и экспортирует несколько сортов нефти – там есть и легкие (дорогие), и более тяжелые сернистые. К последним относится ключевой российский сорт нефти Urals – обычно она торгуется с некоторым дисконтом к североморскому маркерному сорту Brent, но в этом году картина была даже обратной, и Urals была на пару долларов дороже Brent.

Но не все завязано на самой нефти, в России есть сильная нефтепереработка, которая снабжает потребителей внутри страны и за границей нефтепродуктами. Например, если посмотреть на примерный ассортимент продукции компании «Лукойл», то перечень будет обширный:

  • бензин и дизельное топливо класса Евро-5;
  • сжиженный углеводородный газ (автогаз, который не КПГ и не СПГ);
  • природный газ;
  • битум, мазут, кокс;
  • ассортимент моторных и трансмиссионных масел практически для любого вида транспорта;
  • промышленные, индустриальные и другие масла и смазочно-охлаждающие жидкости;
  • ассортимент нефтехимической промышленности – нитрил, винилацетат, полипропилен, полиэтилен, и т.д.

Все это и еще много чего другого производит только лишь одна (к тому же частная) компания в одной отрасли. Вообще же отраслей в добывающей промышленности много, и Россия производит много чего еще: уголь, руда, фосфаты, удобрения, каучук, фанера, целлюлоза, черные и цветные металлы, сплавы, ткани, целлюлоза и т.д.

Моторные масла Лукойл

Если говорить проще, то значительная часть сырья, которое используется в промышленном производстве в России, была добыта или произведена тоже внутри страны, а значительная часть всего этого еще и экспортируется.

Общее машиностроение

Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения — одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих районах страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли. Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %, затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие — от 4 до 8 %, затраты на электроэнергию 3 — 5 %.

Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:

производство зерновых комбайнов — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);

производство картофелеуборочных машин — в Центральном районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы).

различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

оборудование для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.

Какое оснащение применяется для диффузного напыления

Для совершения напыления ионами металла используется техническая плазма высокой температуры – совокупность множества квантовых частиц света, положительных ионов, нейтральных элементов, электронного газа.

Для того, чтоб совершить плазменную ионизацию металлоконструкции, применяется специфическое оснащение — плазменная аппаратура.

Как правило, применяется дуговой, импульсный либо искровой электрический разряд.

Чтоб все это реализовать, вам надобно воспользоваться:

  • Высокочастотным генератором (или сварочным модификатором) для создания разряда.
  • Герметизированной камерой (в ней вмещаются элементы для обработки основания диффузионным напылением).
  • Емкостью для газа. Под влиянием электроразряда происходит ионизация элементов.
  • Аппаратом для давления газа (годится вакуумное или насосное оборудование).
  • Системой для изменения тока, давления, напряжения и увеличения или уменьшения толщины поверхности металла.

Порядок плазменной ионизации происходит в следующем порядке:

  1. Фиксация детали в герметизированной камере, и формирование электрического разряда.
  2. Рабочая атмосфера накачивается давлением и частицами порошка (получается плазма высокой температуры, переносящая порошковые элементы на основание обрабатываемого изделия).
  3. При вакуумном напылении, в условии инертного газа или низком давлении возможно ускорение движения элементов, вследствие чего получается более плотное и с хорошей сцепляемостью покрытие.

Правила закупок

Если заказчик собирается закупать ПМ в рамках реализации инвестиционного проекта, то ему необходимо оформить специальный перечень перспективных потребностей в ПМ и с согласия Правительственной комиссии по импортозамещению опубликовать на сайте Единой информационной системы. На данный момент Перечни перспективных потребностей опубликованы АО «Российские железные дороги», и ООО «Энергогазинвест-Тула».

Пример Перечня по инвестиционному проекту «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской ж.д. магистралей с развитием пропускных и провозных способностей АО «РЖД»».

В перечень заносится информация о товарах, которые необходимы для реализации инвестиционного проекта, если цена единицы превышает установленную Правительством РФ величину, согласно Постановлению от 31.12.2015 № 1521. К примеру, при стоимости снегоочистителя более 2 млн руб, самолета и литейных машин — более 200 млн руб. и др.

Правительством также утвержден перечень товаров, при приобретении которых их эксплуатационные характеристики должны согласовываться с Правительственной комиссией по импортозамещению, согласно Распоряжению от 29.12.2015 № 2744-р (установки генераторные, суда, платформы плавучие, космические аппараты и др.).

Такие меры способствуют стимулированию спроса на товары отечественного машиностроения.

Где и кем можно работать

Машиностроительная отрасль всегда будет нуждаться в квалифицированных управленцах. Учитывая, что государство ежегодно вкладывает в нее немалые средства, зарплаты здесь у ведущих руководителей вполне привлекательные (от 70−100 до 130−180 тыс. рублей в месяц).

Кем можно устроиться:

  • менеджером по развитию;
  • специалистом по связям с инвесторами (Investor Relations или IR);
  • аналитиком ERP (планирование ресурсов);
  • экспертом отдела контроля качества и т. д.

Собственно, машиностроительной (приборостроительной или автомобилесборочной) нишей рынок предложений не ограничен. Профессия очень тесно связана с производственным менеджментом. И полученных знаний вполне достаточно для управленческой работы в любой промышленной сфере (от выпуска пленочных материалов до радиоэлектроники).

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Оборудование для химического машиностроения

Теплообменное оборудование предназначено для передачи потоков тепла в среды с низкой температурой. Популярной моделью являются кожухотрубчатые аппараты, приспособленные для установки в качестве холодильников, испарителей, а также вакуумных конденсаторов.

Емкостные аппараты представляют собой металлические резервуары для временного хранения и передачи газообразных и жидких веществ. Передача готовой продукции осуществляется естественным путем («самотеком»), а также с использованием сжатого воздуха.

Днища и обечайки представляют собой металлические конструкции различной формы, которые перекрывают неиспользуемые части трубопроводов, предотвращая утечку продукции.

Сетчатые дренажные жидкостные фильтры применяются для очистки сырья и готовой продукции от посторонних примесей, а также транспортировки жидкостей с классом опасности от 1 до 4. Как правило, фильтры устанавливаются в трубопроводах диаметром от 8 до 50 см.

Фланцы, отлитые из различных сплавов металла, применяются для соединения между собой труб и отдельных частей арматуры. Главное достоинство конструкции — возможность создать герметичное соединение, исключив потери жидких фракций.

Сколько времени и где обучаются на профессию инженера?

Поступить на специальность «Технология машиностроения» можно на базе 9 или 11 классов. Срок обучения, соответственно, составляет 4 и 3 года, и по окончании, обучающийся получает среднее техническое образование. Для этой специальности существуют как бюджетные формы обучения, так и коммерческие. При желании, можно пойти учиться дальше по специальности на бакалавра и магистра.

Специальность (15.02.08) «Технология машиностроения» можно получить в металлургических техникумах и колледжах. В зависимости от учебного заведения различаются и способы приема документов. В некоторых техникумах для поступления необходимо сдать экзамены.

По данной специальности существуют также заочная и вечерняя форма обучения, однако, как правило, это коммерческие группы. Срок обучения для них такой же, как и на дневной форме. Многие парни и девушки мечтают получить специальность «Технология машиностроения». Колледж обучает и подготавливает таких специалистов согласно требованиям основной профессиональной образовательной программы.

Точное машиностроение России — Машиностроение

Машиностроительный комплекс обладает довольно сложной структурой, в которую входят немалое количество отраслей, связанных между собой. Точное машиностроение является одной из таких отраслей. Оно основывается на производстве приборов, электроники и радиотехники.

На сегодняшний день обходиться без этой отрасли крайне невозможно. Продукцию точного машиностроения мы встречаем каждый день и пользуемся ней. Как пример, компьютеры, радиотехника, и т.д.

Сфера высоких технологий нуждается в квалифицированных специалистах в данной отрасли. В этом направлении запад активней развивался и развивается, нежели страны СНГ. На сегодняшний день развитие точного машиностроения набрало темпы и в России, однако все же отстает от западного. Сперва, такого рода производства организовывались на базе крупных предприятий  разного профиля. Через некоторое время уже начали появляться специализированные предприятия.

В нынешнее время точное машиностроение России находиться в кризисном состоянии. Экономические факторы, которые есть на сегодняшний день в экономике страны, оставили негативный отпечаток на развитии этой отрасли. Нестабильная экономика, падение спроса на продукцию, кредитные задолженности, отсутствие инвестиционных проектов, дефолты, а также недостаток оборотных финансов не позволяет в полной мере развиваться данной отрасли. Однако, это касается, пожалуй, всех промышленных отраслей. Конечно же, есть компании, которые смогли победить кризис, однако их не очень много. Главной проблемой отрасли является модернизация. Такая проблема решается при помощи инвестиций, а также государственной поддержки.

В России есть конструкционные бюро точного машиностроения. Они, в свою очередь,  занимаются изучением, а также разработкой систем автоматизации разнообразных технологических процессов и модернизацией оборудования. Как пример, одно из таких бюро расположено в Туле. Его основное направление – это военная промышленность и технологическое производство.

Свойства плазменного напыления

Работая с металлоконструкцией, порой надобно дополнить ее дополнительными свойствами, чтоб можно было использовать в любой сфере.

Таким образом поверхность станет еще больше резистентной к влаге, высокой температуре и химии.

Диффузная металлизация обладает многими особенностями, которые делают ее уникальной среди других видов обработки металла.

  1. В силу воздействия высоких температур (пять-шесть тысяч градусов) в разы ускоряется процедура обработки поверхности. Сам процесс происходит за доли секунд, и получается отличный результат.
  2. В результате получается комбинированный шар. Наносить можно не только элементы металла, то и газовые частицы из струи плазмы. Таким образом металлическая поверхность покрывается атомами определенных элементов металла.
  3. Если проводить классическое металлическое напыление, то нанесение происходит неравномерно, весьма долго и с окислительными процессами. А вот с помощью горячей плазмы получается правильная температура и давление, из-за которых формируется высококачественное покрытие.
  4. Плазменная струя переносит частицы металла и газов со скоростью света, что вы даже ничего не поймете. Так, происходит сварка с порошками, стержнями, прутками и проволоками. После образуется слой в несколько микрон-одного миллиметра на основании конструкции.

Профессия в современности

Фактически по специальности «технология машиностроения» подготавливаются инженеры-технологи различных профилей. Выбор того, кем можно работать, у них просто огромный: конструкторы в авиационной, железнодорожной, судостроительной и других типах промышленности, операторы станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), механики на предприятиях машиностроительного, металлургического, ракетно-космического, оборонного комплексов и т.д.

В целом сама сфера подразделяется на 3 крупных блока – это машиностроение:

  1. Трудоемкое, где создаются приборы, техника, станки, сельскохозяйственные машины и аппараты, автомобили, самолеты, истребители и пр. Отличительная черта трудоемких производств – это зависимость от наличия квалифицированных и компетентных сотрудников, поэтому обычно такие комплексы располагаются в крупных городах с высокой концентрацией населения (в РФ это Москва, Казань, Самара).
  2. Металлоемкое, нуждающееся в больших запасах металлов и обслуживающее производства тяжелой промышленности (металлургические, энергетические, горно-шахтные и пр.). Здесь специалисты подготавливают инструменты для металлургов, горняков, кузнецов, нефтяников, а также разрабатывают сложные автоматические конструкции больших размеров: лифты, подъемные вышки, грузоподъемные краны, конвейеры, тяжелые экскаваторы.
  3. Наукоемкое, требующее опоры на достижения передовой науки. Инженеры наукоемких направлений стоят буквально на передовой, ведь в их задачи входит выпуск инновационной электрической, атомной и космической продукции. Большинство российских заводов, базирующихся на производстве ультрасовременных машин, располагаются вблизи Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и т.н. подмосковных «наукоградов» – Жуковского, Зеленограда, Дубны, Королева, Обнинска.

Технологии химического машиностроения

Технологии химического машиностроения различаются друг от друга в зависимости от назначения той или иной продукции.

Продукция, в свою очередь, делится на два типа:

  • для дальнейшей обработки и синтеза неорганических веществ, например, минерального сырья;
  • для обработки и синтеза органических веществ, например, нефти и газа, что подчеркивает связь химического и нефтегазового машиностроения.

Химическое машиностроение  невозможно без грамотно разработанной технической базы. На производстве изготавливает разные виды колонн, компрессоров, сепараторов, резервуаров и емкостей для синтеза веществ. Для этого используются материалы, которые отличаются устойчивостью к воздействию кислот и щелочей, хорошо переносят перепады температур и давления.

Центры машиностроения в России

Поскольку важным фактором, влияющим на развитие отрасли, является высокая квалификация персонала, наиболее крупные ее центры находятся в больших городах. Среди них:

  1. Ленинградский электромеханический завод в Санкт-Петербурге, выпускающий электросчетчики.
  2. Приборостроительный завод АО «КБточмаш имени Нудельмана» в Москве, производящий детали сложных форм на заказ.
  3. Новосибирский завод точного машиностроения имени Королева, занимающийся производством приборов для навигации, измерения, тестирования.
  4. Завод «Элион» в Зеленограде – крупнейший в России производитель микроэлектроники.
  5. Чебоксарский электроаппаратный завод.
  6. Казанский завод точного машиностроения, изготавливающий автовентили для легковых и грузовых машин, авиационных камер.
  7. Уральское производственное объединение «Вектор» в Екатеринбурге, наладившее выпуск метеорологической аппаратуры, радиоэлектронных устройств.

Особенности размещения машиностроительных предприятий России

Становится возможной установка тесных связей между машиностроением и металлургией. Предприятия первого типа освобождаются от многих технологических операций, что снижают стоимость готовой продукции. В свою очередь, металлургические заводы получают отходы от машиностроения и используют их для собственных нужд.

Учитывая то, что сырьевые базы и потребители продукции находятся на разной территории, производственные мощности предприятий размещаются с учетом возможности быстрого сбыта оборудования. Это связано с тем, что расходы на перевозку металла в разы ниже от необходимых вложений для транспортировки готовых изделий. Именно поэтому многие производственные линии преимущественно тяготеют к регионам сбыта готовой продукции, несмотря на свою металлоемкость.

Классификация машиностроения по направлениям[править | править код]

Машиностроение делится на три группы:

  • трудоёмкое;
  • металлоёмкое;
  • наукоёмкое.

В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы:

  • тяжёлое машиностроение;
  • общее машиностроение;
  • среднее машиностроение;
  • лёгкое машиностроение;
  • точное машиностроение;
  • производство металлических изделий и заготовок;
  • ремонт машин и оборудования.

Общее машиностроениеправить | править код

Машиностроительная промышленность является ведущей отраслью народного хозяйства, которое определяет дальнейшее ускорение и развитие научно-технического процесса в других отраслях. Основными задачами машиностроения является непрерывное повышение качества машин и оборудования, совершенствование роста производительности труда на предприятиях. Выполнению этих задач способствуют организация работы на основе современных средств производства, внедрение передовой технологии и прогрессивной технологической оснастки.

Общее машиностроение представлено:

  • транспортным машиностроением, состоящим в свою очередь из следующих отраслей:

    • авиастроение (авиационная промышленность);
    • автомобилестроение (автомобильная промышленность);
    • железнодорожное машиностроение и вагоностроение;
    • судостроение.
  • сельскохозяйственным машиностроением;
  • производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности;
  • оборонным производством, в том числе ракетно-космической отраслью.

Тяжёлое машиностроениеправить | править код

Тяжёлое машиностроение — группа отраслей машиностроения, занятых разработкой и производством:

  • металлургического оборудования (металлургия);
  • горно-шахтного оборудования;
  • тяжёлого кузнечно-прессового оборудования;
  • подъёмно-транспортного оборудования и машин (подъёмно-транспортное машиностроение): грузоподъёмных кранов, лифтов, подъёмников (вышек), машин непрерывного транспорта (конвейеров и пр.);
  • тяжёлых экскаваторов;
  • оборудования для генерации и передачи электрической энергии (энергомашиностроение);
  • и другого оборудования.

Разработка и производство технологического оборудования по отраслям:

  • строительное и коммунальное машиностроение;
  • сельскохозяйственное машиностроение;
  • нефтегазовое машиностроение;
  • химическое машиностроение;
  • лесопромышленное машиностроение.

Среднее машиностроениеправить | править код

В состав среднего машиностроения входят:

  • автомобилестроение (автомобильная промышленность);
  • тракторостроение (тракторостроение);
  • двигателестроение[];
  • станко-инструментальное машиностроение (станкостроение, инструментальная промышленность);
  • разработка и производство технологического оборудования для лёгкой (лёгкое машиностроение) и пищевой промышленности (оборудование лёгкой промышленности, оборудование пищевой промышленности);
  • строительство роботов (робототехника);
  • строительство бытовых приборов (промышленность бытовых приборов и машин).

В советское время Министерством среднего машиностроения (Минсредмаш) называлось ведомство, главными объектами которого были разработка и производство ядерного оружия. Оно было организовано в 1953 году, и в его структуру входили собственные рудники, заводы, НИИ, транспорт, сеть связи, вузы и пр.

Лёгкое машиностроениеправить | править код

Специализированная отрасль машиностроения, обеспечивающая технологическим оборудованием и запчастями лёгкую промышленность.

Точное машиностроениеправить | править код

Точное машиностроение — изготовление деталей[прояснить].
Среди отраслей точного машиностроения — приборостроение, электротехника, электроника.

Производство металлических изделий и заготовокправить | править код

  • Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры.
  • Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволоки, канатов, гвоздей, крепежа.

Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к примеру использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.

Крупнейшие страны-экспортеры продукции машиностроения

Машиностроение стран лидеров приносит государственным бюджетам ощутимые капиталы. Например, доля стоимости продукции, реализуемая Соединенными Штатами, составляет 30% от всемирной. Япония продает товара на 15%. Германия около 10%. Менее успешны другие страны производители: Франция, Канада, Китай, Великобритания.

  • США – 405 млрд долларов;
  • Япония – 310 млрд;
  • Германия – 302 млрд;
  • Франция – 141 млрд;
  • Великобритания – 138 млрд;
  • Китай – 120 млрд;
  • Канада – 105 млрд.

Страны-лидеры в некоторых отраслях:

  • Автостроение – США, Япония, Германия, Франция, Южная Корея.
  • Станкостроение – Япония, Германия, США, Италия, Китай.
  • Тракторы – Россия, Япония, Индия, США, Беларусь.
  • Телевизоры – Китай, Южная Корея, США, Бразилия, Малайзия.
  • Судостроение – Южная Корея, Япония, Германия, Бразилия, Тайвань.

Судостроение в Японии

Главные страны, экспортирующие продукцию машиностроения:

  • США;
  • Япония;
  • Германия;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Италия;
  • Канада;
  • Корея.

Из развивающихся стран в этом списке:

  • Китай;
  • Тайвань;
  • Сингапур;
  • Индия;
  • Турция;
  • Мексика;
  • Бразилия.

Машиностроение в Северо-Западном регионе России

Машиностроение, несомненно, является базовой отраслью экономики региона. Его вклад составляет примерно 25% всей выпускаемой в этом районе продукции и около 15% экспорта России.

В Северо-Западной зоне сконцентрированы все основные машиностроительные отрасли:

  • общее машиностроение;
  • среднее машиностроение;
  • тяжелое машиностроение.

Крупные промышленные предприятия сосредоточены в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях.

Среди развитых промышленных зон других городов несомненно выделяется Санкт-Петербург. В этом индустриальном центре сетью заводов представлено и приборостроение, и судостроение, и станкостроение, и выпуск изделий электроники.

В составе экспортного выпуска доминирует энергетическое и металлургическое оборудование, сельскохозяйственная техника.

Несмотря на эти достижения уровень развития машиностроения недостаточен. Анализ показывает, что для поступательного развития экономики, доля  продукции машиностроения должна быть более 38%, потому что именно через нее материализуется научно-технический потенциал остальных отраслей экономики. Этот подход, безусловно, распространяется и на другие регионы, учитывая масштабы нашего государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector