Список стран лидеров по производству автомобилей

Содержание:

Развитие машиностроения России по отраслям

Тяжелое машиностроение

Тяжелая отрасль машиностроительной промышленности отличается большой металло- и трудоемкостью. Ее разделяют на следующие сферы:

  • металлургическая. Характеризуется высокой стоимостью готовой продукции, а ее предприятия находятся вблизи регионов добычи стали;
  • горная. Выпускает оборудование для добычи полезных ископаемых разного типа, и размещается в регионах потребления готовой продукции;
  • подъемно-транспортная. Отрасль имеет огромное значение для обеспечения потребностей строительства, промышленности;
  • тепловозостроение, вагоностроение, путевое машиностроение. Работает для обеспечения потребностей железнодорожного транспорта;
  • трубостроение. Производит турбины (гидравлические, паровые, газовые) для потребностей электростанций, газоперекачивающее и другое оборудование;
  • атомная. Производит оборудование для работы АЭС;
  • электротехническая. Выпускает более 100 наименований продукции для обеспечения потребностей практически всего народного хозяйства;
  • станкоинструментальная. Специализируется на выпуске станков для переработки металла, дерева и на ремонте производимого оборудования.

Приборостроение

Для выпуска продукции приборостроения необходимо привлекать квалифицированные кадры и постоянно заниматься научно-исследовательской работой. Отрасль характеризуется низкой металло- и энергоемкостью. В России доля продукции приборостроения относительно всего объема изготовленного оборудования машиностроением составляет 12%.

Машиностроительный комплекс для легкой и пищевой промышленности

Сюда относятся направления, которые специализируются на выпуске оборудования для следующих сфер промышленности:

  • текстильной;
  • швейной;
  • обувной;
  • трикотажной;
  • меховой;
  • кожаной;
  • производство химических волокон;
  • пищевой.

Около 90% заводов, относящихся к сфере, размещаются в Европейской части России. Это вызвано их ориентацией на потребителя.

Авиационная промышленность

Для эффективной работы авиационной промышленности в стране развивали другие отрасли, поставляющие комплектующее оборудование. Она может функционировать только благодаря привлечению квалифицированных кадров. Поэтому ее предприятия размещаются в крупных промышленных центрах России – Москве, Воронеже, Казани, Самаре и других.

Авиационная промышленность (общая характеристика)

Специализируется на выпуске орбитальных космических кораблей, спутников и прочей продукции данного типа.

Автомобильная промышленность

Автомобилестроение считается крупнейшей отраслью машиностроения России. Больше 80% производимых грузов приходится на продукцию этой сферы. Основные предприятия размещены в европейской части страны около крупных транспортных узлов.

Сельскохозяйственная и тракторная промышленность

Основные производственные мощности отрасли размещены в следующих регионах страны:

  • Поволжском;
  • Северо-Кавказском;
  • Уральском;
  • Центральном;
  • Волго-Вятском;
  • Западно-Сибирском.

Судостроительная отрасль

Основные предприятия, несмотря на большую металлоемкость, находятся в дали металлургических баз. Это вызвано трудностями транспортировки готовой продукции. Большинство предприятий размещено в устьях рек или в защищенных гаванях.

Развитие машиностроения в мире

Практически каждая страна на протяжении многих лет развивает машиностроительный сектор. Ключевые факторы, которые важны для достижения успеха:

  1. Наличие потребителей, точек сбыта.
  2. Высокий уровень развития инфраструктуры.
  3. Научные, исследовательские центры.
  4. Квалифицированные кадры.

Несколько десятилетий назад производством машиностроительной техники активно занимались в развитых странах. Около девяноста процентов изготавливали мировые лидеры. На долю развивающихся стран приходилось не более десяти процентов. Сегодня этот показатель более высокий – двадцать пять процентов. С каждым годом он увеличивается, но Соединенные Штаты Америки удерживают позиции мирового лидера. Им принадлежит тридцать процентов всего дохода.

Развитые государства основывают машиностроительный сектор на опытных и конструкторских разработках, научных исследованиях. На предприятиях работают исключительно высококлассные специалисты. Поэтому здесь выпускается сложная техника высокого качества. В развивающихся странах приоритет отдается массовости, дешевизне. Жители готовы выполнять работу по более низким ценам. При этом они больше заняты трудоемкими, несложными с технической стороны, работами. 

Промышленность США – кратко, что производят США

На протяжении многих лет промышленный сектор США продолжает являться ключевым аспектом в сфере международного разделения труда. В государстве развиты многие направления производственной деятельности. Страна имеет множество сырья, заинтересована в квалифицированных сотрудниках, которые в дальнейшем будут накапливать и развивать научную, исследовательскую базу. Такой подход к развитию государства позволяет ему занимать передовые позиции во многих экономических и торговых областях. 

В стране налажено производство уникального оборудования, инновационных приборов, серийных товаров легкой промышленности и много другого. Компании обеспечивают внутренний рынок, продукция также идет на экспорт

Максимальное внимание в последнее время Соединенные Штаты Америки уделяют научно-техническому прогрессу. Новейшие технологии внедряются в военное производство

Новейшие отрасли промышленности США:

  • топливные элементы;
  • оборудование, очищающее окружающую среду, предотвращающее загрязнение воздуха;
  • строительство вертолетов нового поколения;
  • освоение кислородной, вакуумной, лазерной промышленности;
  • изготовление оборудования, управляемого программными продуктами без участия человека;
  • создание научных приборов;
  • космическая промышленность и поиск альтернативных технологических решений;
  • строительство ракет;
  • изготовление компьютеров, нанотехнологии;
  • формирование полупроводниковой промышленности. 

Факторы, повлиявшие на рост экспорта

Безусловно, на успешную реализацию нашей продукции за рубеж сильно повлияли экономические факторы. Самый значительный из них — постепенное ослабление рубля. Так как сельскохозяйственная техника относится к машиностроительной отрасли, она имеет высокий процент прибавки к конечной стоимости. Поэтому «слабый» рубль оказался выгодным: российская продукция выигрывала в соотношении цена-качество у зарубежных конкурентов. Причем здесь не идет речь о «плохом качестве за низкую цену», поскольку наша техника успешно конкурирует в эксклюзивном сегменте.

Также о повышении качества говорят предпочтения российских сельхозпроизводителей. Уже пять лет подряд наблюдается положительная динамика на продовольственном рынке, поэтому покупатели комбайнов и тракторов приобретают отечественную технику не из-за отсутствия ценовой альтернативы (своё — значит дешевле), а по осознанному выбору.

Еще одним серьезным фактором является новый подход российских экспертов к организации технического обслуживания и поставке запасных частей. Предлагаемые ранее услуги не закрывали потребности сельхозпотребителей, и качественная продукция наших компаний в итоге проигрывала конкурентам.

Отдавая дань уважения, стоит отметить, что это достижения новой эпохи, спустя десятилетия после промышленного бума СССР — Project SFERA Live — Поставьте лайк…

Сегодня ситуация меняется: для участников государственной программы создание дилерских и сервисных сетей — обязательное условие. Этот опыт применяется не только внутри страны, но и на зарубежном рынке. Как отмечают западные издания, такой подход оказался весьма эффективным, ведь российские компании научились следовать правилам западного мира и способны обеспечить хорошей техникой с должной сервисной поддержкой.

Как показывает действительность, наша страна развивается во всех направлениях. И, несмотря на отставание аграрной отрасли, прогресс идет: реализуются новые идеи,  совершенствуется производство сельхозтехники. А государственная программа поддержки дает надежную базу для того, чтобы российская техника в скором будущем смогла соответствовать самым высоким стандартам качества.

Развитие машиностроения в мире

В мировом народном хозяйстве ведущие позиции по выпуску продукции машиностроения занимает Европейский союз, Китай, Соединённые Штаты Америки и Япония. Первый из них является лидером по валовому выпуску оборудования. При этом в последние годы Китай является мировым лидером по производству условно-чистой продукции.

На протяжении последнего десятилетия в Европейском Союзе наблюдают прирост производства на 1,1%. В то же время в США и Японии происходит некоторое падение машиностроения на 1,1% и 3,1% соответственно.

Уровень развития машиностроения в регионах и странах мира

В период с 2000 по 2002 год общая занятость населения в отрасли в развитых странах постепенно сокращается. При этом в Китае число рабочих ежегодно растет на 5,8%. В этой стране на машиностроительных предприятиях занято больше 6 млн. человек, что в несколько раз превышает показатели Европейского Союза. Такая особенность связана с тем, что оплата труда в Китае на порядок ниже, чем в других развитых странах мира.

Конкурентные позиции Евросоюза значительно ниже Японии и США. Это вызвано разным развитием экономик стран, находящихся в ЕС. Даже экономически стабильная Германия характеризуется производительностью труда в машиностроительной сфере в 70000 долларов.

Усиление позиций Китая в мире вызвано увеличением числа импортируемой продукции, которая составляет большую часть от мирового рынка торговли. Данный показатель за последние несколько лет вырос с 3% до 13%. Таких темпов развития не наблюдается ни в одной стране мира. В это же время доля США снизилась с 25% до 17%, Японии – с 21% до 16%.

Электротехническая промышленность

Электротехническая
промышленность и электроника в развитых странах опирается на развитую научную
базу, высококвалифицированные трудовые ресурсы и потребителя, а в новых
индустриальных странах – на дешевые трудовые ресурсы. Данная отрасль
характеризуется многоотраслевой структурой, однако, среди лидеров можно
встретить довольно ограниченную группу стран, относящихся к разряду развитых
или новых индустриальных стран, а также Китай.

По производству
телевизоров (130 млн. шт.) мировыми лидерами являются:

Китай (25 млн.
шт.)

Южная Корея (16
млн. шт.)

Япония (15 млн.
шт.)

По производству
радиоприемников (около 170 млн. шт.) выделяются:

Китай (свыше 50
млн. шт.)

Малайзия (более
20 млн. шт.)

Сингапур (20
млн. шт.)

По производству
часов (около 800 млн. шт.) лидирующие позиции занимают:

Китай (почти
400 млн. шт.)

Япония (около
300 млн. шт.)

Швейцария (25
млн. шт.)

По производству
стиральных машин выделяется Китай, магнитофонов – Япония, компьютеров – США и
Япония, промышленных роботов – США, Германия и Япония.

Легкая промышленность

В советский период отечественная легкая промышленность по объемам производства занимала ведущие позиции в мире. В 90-е годы ситуация в корне изменилась. В условиях рыночной экономики производимые товары не сумели составить серьезной конкуренции дешевому импорту, поставляемому из Китая. В результате произошел значительный спад производства. В настоящее время доля продукции легкопрома в общем объеме промышленного производства России составляет 1,5%.

Предприятия отрасли расположены практически во всех регионах России. Наиболее развита сфера в Ивановской области, где действуют многочисленные текстильные фирмы.

Крупнейшие компании легкой промышленности:

  • ООО «ТДЛ Текстиль»;
  • ООО «Авангард»;
  • ООО «Белла»;
  • ООО «Чайковская текстильная компания»;
  • ООО «Авгол».

Что влияет на развитие отечественного машиностроительного комплекса?

Для успешного развития машиностроения необходимо соблюдать некоторые правила

В частности, очень важно придерживаться условия – 1:2:4. Это означает, что при темпах развития хозяйства и экономики страны в 1, состояние машиностроительной сферы должно равняться 2, а электроника, приборостроение – 4

Данное соотношение идеально, поскольку обеспечивает лучший прогноз для промышленности страны.

В России эта пропорция имеет совсем другой вид – 1:0,98:1. Именно поэтому отечественный машиностроительный комплекс не может составить конкуренцию зарубежным производствам. Достижение указанных пропорций – основная задача, которая должна быть выполнена в ближайшее время.

Отечественный машиностроительный комплекс

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ООО «СААЗ КОМПЛЕКТ»: КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ

Наша схема внедрения бережливого производства, думаю, мало чем отличается от аналогичных на других предприятиях. Поставили перед собой цели, оцифровали их, составили Дорожную карту, куда включили как организационные и обучающие, так и практические мероприятия. Проанализировали данные по производительности и выполнению плановых показателей по различным производственным участкам, выбрали участок в качестве пилотного, о результатах внедрения стандартизированной работы на котором расскажем вам ниже.

Цели и показатели проекта

Пилотным проектом на нашем производстве стал участок по сборке-сварке корпусов стоек. Команда состояла из представителей цеха разного уровня, отдела по развитию производственной системы, технологов, ремонтников, ТОП-менеджеров; руководителем был генеральный директор.

При реализации этого проекта постарались применить максимальное количество инструментов Бережливого производства, которым успели на тот момент научиться, а также те, которыми пользуемся уже не один год (диаграммы Исикава и Парето, методы 5 Почему и 5W-2H, Poka-Yoke, стандартизация, встроенное качество). 

Результаты проекта:

  • производительность оборудования возросла с 750 до 900 шт/смену;
  • выработка участка сварки возросла с 68 до 100 шт/чел. в час;
  • объем запасов в потоке сократился вдвое – с 300 до 150 шт.;
  • численность ОПР сократилась с 10 до 9 человек;
  • сократилась площадь участка – с 720 до 576 кв.м.

На первый взгляд кажется, что и это состояние можно сделать лучше, но в наших условиях и на данном этапе это был оптимальный вариант. При создании новой планировки участка мы имели несколько ограничений: самые серьезные из них – невозможность перемонтажа двух многотонных прессов (большие затраты на исследования и изготовление фундаментов) и необходимость «вписать» в участок моечную машину, которая обслуживает два участка. Таким образом, весь участок строился «вокруг» этого оборудования. Сейчас мы видим новые возможности перепланировки и дальнейшего улучшения, даже с учетом описанных ограничений, и после реализации двух важных проектов, возможно, вернемся и к этому. 

Машиностроение в разных странах

Германия

В Германии в 2011 году в машиностроении было занято около 900 000 человек, а за рубежом — примерно 300 000 человек. Совокупный оборот сектора составил 238 миллиардов евро, из которых 60% пришлось на экспорт. Действовало около 6 600 компаний, и в 95% из них работало менее 500 человек. Каждый сотрудник заработал в среднем 148 000 евро. Одними из крупнейших компаний Германии являются DMG Mori Seiki AG , GEA Group , Siemens AG и ThyssenKrupp .

Франция

Во французской машиностроительной промышленности в 2009 году было занято около 650 000 человек, а оборот сектора составил 44 миллиарда евро. Из-за кризиса оборот сектора упал на 15 процентов. Из-за роста потребительских расходов и продолжающегося спроса со стороны энергетического и транспортного секторов ущерб от кризиса все еще был ограниченным. В качестве альтернативы некоторые компании решили сосредоточить свой запрос на бывшем в употреблении промышленном оборудовании. Это гарантирует привлекательные цены и более сжатые сроки доставки.

Нидерланды

В Нидерландах в 1996 году в машиностроительной промышленности было занято в общей сложности около 93 000 рабочих, при этом присутствовало около 2 500 компаний. В 1000 из этих компаний работало 20 и более сотрудников. В Нидерландах, по данным Торговой палаты, в этом подсекторе отрасли в 2011 году действовало около 15 000 компаний. Некоторые из крупнейших компаний в Нидерландах — это Lely , Philips и Stork BV .

Соединенные Штаты

В 2011 году общий объем продаж машиностроительной отрасли США на внутреннем и внешнем рынках составил 413,7 миллиарда долларов. Соединенные Штаты являются крупнейшим в мире рынком машиностроения, а также третьим по величине поставщиком. Американские производители занимали 58,5% внутреннего рынка США.

Центры машиностроения в России

На первое место выходит южная часть Уральских гор. Там находятся такие города, как Екатеринбург, Челябинск, Ижевск, Пермь, Набережные Челны, Уфа. Второе место разделяют все крупные города и мегаполисы страны. Тут Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Калининград, Нижний Новгород и Комсомольск-на-Амуре. 

Во всех этих точках на карте либо находятся конкретные предприятия, либо множество дополнительных фабрик, нуждающихся в тех или иных товарах. Поэтому они потребляют огромное количество энергии и ресурсов, что приводит к их функционированию на каждой подгруппе машиностроения.

Значение промышленного производства в экономике государства

Промышленное производство и промышленность играют огромную роль в современной экономике. Промышленность является тем типом структур, по образу которых модернизируются все другие отрасли экономики. Промышленное производство характеризуется высокой концентрацией технологий и техники, гибкими организационными системами. Промышленность одна из немногих отраслей экономики, которая производит орудия и инструменты, которые используются в других отраслях экономики. Промышленное производство играет важную в роль в создание рабочих мест и трудоустройства населения, а затем как следствие и благосостояние населения. Благодаря промышленности ускоряется научно-технический прогресс и урбанизация населения страны. Особую роль в экономике играет тяжелая промышленность, которая служит фундаментов всего народного хозяйства.

Уровень развития промышленности в стране напрямую влияет на ее обороноспособность. В военное время большая часть предприятий имеет возможность перепрофилирования своего производства на нужды государства и армии.

Важную роль играют предприятия пищевой промышленности, которые обеспечивают потребности населения в продовольствии.

Несмотря на то, что доля промышленности в современных развитых экономиках и в их уже не такая как была в 19 веке — первой половине 20 веке, однако по-прежнему составляет около 10-20%. Так доля промышленности в структуре ВВП США — крупнейшей экономики в мире составляет около 20%. Еще большая доля промышленного производства у второй экономики мира — Китая, около 41% от ВВП приходится на промышленное производство. Доля промышленности в экономике России на 2020 год составляет около 33 %. Доля промышленности в мировом ВВП к 2020 году снизилась до 30%. Наибольшую долю производства в экономике имею развивающиеся страны с большим количеством полезных ископаемых, в первую очередь это нефть и газ. Так доля промышленности в экономиках Катара и Кувейта достигает около 60%.

Газовая промышленность

Газовое топливо обладает рядом положительных свойств: высокая теплотворная способность, транспортабельность, экологичность.

Это увеличивает процент его применения в коммунальном хозяйстве, индустрии, транспорте. Поэтому процент природного газа в мировой энергосистеме возрастает.

Главные газовые державы: Российская Федерация, США, страны Западной Азии и Северной Африки. Значительная часть мировых запасов газа сосредоточена в развивающихся странах, хотя в разработке газовых месторождений лидирую развитые страны.

20% добываемого топлива экспортируется. Газ перемещают по магистральным газопроводам или с помощью танкеров-газовозов сжиженного газа. Крупными поставщиками газового топлива в 2018 году стали Россия, Норвегия, Катар и США.

Особенности развития

Машиностроение имеет ряд особенностей, которые влияют на размещение основных его производственных мощностей. На основании нижеперечисленных факторов и их сочетания производят классификацию данной сферы. Выделяют тяжелый, средний, общий машиностроительный комплекс.

Наукоемкость

Большие производства, выпускающие технологически сложную продукцию, размещаются вблизи крупных научно-образовательных центров. Это вызвано потребностью в квалифицированных кадрах, новых разработок в различных сферах промышленности. Например, в России основные наукоемкие производства находятся неподалеку Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга.

Трудоемкость

Для правильной организации производственного процесса на предприятиях машиностроительной отрасли необходимы квалифицированные кадры. Для выпуска большей части оборудования и машин необходимо затратить огромное количество рабочего времени.

Именно поэтому основные предприятия данной сферы преимущественно размещаются неподалеку крупных городов с большой концентрацией населения. При этом к используемым рабочим кадрам предъявляются высокие требования относительно их квалификации. Самая большая трудоемкость присуща следующим отраслям машиностроения:

  • станкостроение. Самые крупные предприятия размещаются неподалеку Москвы;
  • авиационная отрасль. Хорошо развита в Самаре, Казани;
  • производство электротехники. Крупнейшие предприятия находятся в Ульяновске, Новосибирске.

Металлоемкость

Все отрасли машиностроения являются потребителями огромного количества черных и цветных металлов. Поэтому заводы, которые особенно сильно нуждаются в этом ресурсе, тяготеют к крупным металлургическим базам. К самым большим металлоемким отраслям относят:

  • производство горно-шахтного оборудования;
  • металлургическая промышленность;
  • энергетическая сфера.

Наличие развитых транспортных узлов

Некоторые отрасли машиностроения при размещении своих производств ориентируются на возможность организации кооперирования. К таким сферам относят автомобилестроение. Основные его производства размещаются в Центре и Поволжье. Это вызвано тем, что выпускаемая продукция в виде автомобилей перевозится на большие расстояния и в разных направлениях. Поэтому данные предприятия находятся около крупных транспортных магистралей.

Потребитель продукции

Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются только на своих потребителей. Это вызвано сложностью перевозки изготовленного оборудования из-за их больших габаритов и значительного веса. Такую продукцию более выгодно производить непосредственно в регионе ее потребления.

Например, выпуск тракторов для транспортировки леса осуществляется только в Карелии. Производство комбайнов для переработки зерновых культур хорошо налажено на Северном Кавказе.

Структура отрасли

Высшие этажи
машиностроения (тонкое, точное, прецизионное машиностроение). Эта группа
новейших отраслей включает электронную и радиопромышленность, производство
точных машин, станков, приборов и инструмента, робототехнику,
ракетно-космическую технику и выделяется наименьшей металлоемкостью и
наибольшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится в основном
к точной механической обработке и сборке.

Автостроение является
типичным представителем среднего машиностроения, производящего сложные машины и
оборудование средних габаритов для отраслей народного хозяйства,
специализированного по стадиям технологического процесса, с развитым
кооперированием и ориентацией основного производства на районы концентрации
квалифицированных трудовых ресурсов, выделяющиеся высокой технической
культурой.

Автомобильная
промышленность включает предприятия по производству автомобилей всех видов,
автобусов, троллейбусов, мотоциклов, велосипедов, а также автомобильных,
мотоциклетных, велосипедных и лодочных двигателей и запасных частей.

Тяжелое
машиностроение включает производство оборудования для металлургических
предприятий, горношахтного, горнорудного, крупного энергетического и подъемно-транспортного
оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, а также других
металлоемких и крупногабаритных изделий.

Сельскохозяйственное
машиностроение включает предприятия по производству сельскохозяйственных машин
для механизации всех видов сельскохозяйственного производства (обработка почвы,
посев культур, сбор урожая), в том числе в животноводстве.

Тракторное
машиностроение включает предприятия по производству тракторов, тракторных и
комбайновых двигателей, специализированные предприятия по производству
агрегатов, узлов, деталей и запасных частей к тракторам.

Размещение отрасли

Размещение
машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде
всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых
ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой
машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации
и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства,
содействует более рациональному использованию оборудования, повышению
производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого
развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является
автопромышленность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector