Машиностроение — общая характеристика, структура и особенности развития

Содержание:

Факторы, влияющие на размещение предприятий

На размещение большей части производственных мощностей влияет целый ряд особенностей и их сочетание:

  1. Кто является потребителем продукции.
  2. Расположение транспортных магистралей.
  3. Металлоемкость отрасли.
  4. Трудоемкость отрасли.
  5. Наукоемкость отрасли машиностроения.

Кто является потребителем продукции

Многие предприятия машиностроения производят свою продукцию под конкретного потребителя. В основном это касается оборудования, имеющего большой вес и значительные габариты, из-за чего его сложно перевозить на дальние расстояния. Поэтому таким предприятиям предпочтительнее производить свою продукцию рядом с ее потребителем, в одном регионе.

В качестве примера можно привести производство комбайнов для уборки зерна, которое сосредоточено на Северном Кавказе. А вот трактора, предназначенные для транспортировки леса, выпускают исключительно в Карелии, где сосредоточено лесозаготовительное производство.

Расположение транспортных магистралей

Такие машиностроительные отрасли как автомобилестроение не могут располагаться рядом с потребителем, потому что потребители этого вида продукции рассредоточены по всей территории нашей большой страны.

В то же время особенности автомобильной промышленности, предполагающие процессы кооперации между производителями, вынуждают налаживать производство в нескольких крупных центрах, находящихся рядом с развитыми транспортными узлами.

По этой причине производство автомобилей сосредоточено в Поволжье и Центре РФ, где расположено множество транспортных магистралей, позволяющих перевозить выпускаемую продукцию на любые расстояния в любых направлениях.

Металлоемкость отрасли

Самыми металлоемкими предприятиями машиностроения традиционно считаются заводы, выпускающие оборудование для сферы энергетики, а также горно-шахтное и металлургическое оборудование. Их производство требует наличия в качестве сырья большого количества металла.

Поэтому заводы тяжелого машиностроения находятся рядом с крупными металлургическими базами — на Урале (в Екатеринбурге) и в Сибири (в Красноярске и Иркутске).

Трудоемкость отрасли

Большинство предприятий машиностроительной отрасли требует наличия квалифицированных кадров — как рабочих, так и инженерно-технических работников. Для производства техники необходимо затратить большое количество трудовых часов (то есть требуется большое количество трудовых кадров).

Именно поэтому важно сосредотачивать наиболее трудоемкие отрасли машиностроительных комплексов в регионах, где традиционно присутствует большая плотность населения, и где достаточно кадров, имеющих высокую квалификацию. К самым трудоемким отраслям относят:

  • производство электротехнического оборудования (крупные центры расположены в Новосибирске и Ульяновске);
  • авиационное машиностроение (представители авиационной отрасли — Казань и Самара);
  • станкостроение (крупнейшие предприятия располагаются в Подмосковье).

Наукоемкость отрасли машиностроения

Одним из определяющих факторов расположения предприятий машиностроительной промышленности является ориентация на научный потенциал.

Поэтому производства, завязанные на выпуск высокотехнологичной продукции (такие отрасли, как атомная и авиакосмическая промышленность, радиотехника, электроника), сконцентрированы в районах и центрах, где высоко развита научная база: опытные заводы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты и центры.

Это связано с острой потребностью в высококвалифицированных инженерно-технических кадрах и в научных разработках. Большинство наукоемких производств на территории РФ сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске.

Во многом с указанными тенденциями размещения и развития предприятий связаны такие факторы, как кооперация и специализация.

Специализация делает возможным привлечение на предприятие эффективного и мощного оборудования, тем самым обеспечивая автоматизацию производственных процессов.

Специализация делится на:

  1. Технологическая специализация — дает возможность выполнять серию определенных технологических операций либо выпускать полуфабрикаты.
  2. Предметная специализация — позволяет выпускать определенные разновидности готовой продукции.
  3. Детальная специализация — допускает возможность выпускать конкретные детали для определенного оборудования.

Специализация неотделима от кооперации.

Определение

Кооперация — объединение нескольких предприятий с целью выпуска какого-то конкретного конечного продукта.

Для таких предприятий экономически выгодно размещаться недалеко друг от друга.

Факторы размещения машиностроения

Машиностроение – это наиболее сложная отрасль промышленности, состоящая более чем из 70 отдельных отраслей.

Факторы размещения машиностроения в основном зависят от технологии производства.

Основными факторами для всех отраслей являются:

  1. Трудоемкость. Производство машин требует большого объема труда. Поэтому многие отрасли располагаются в районах с большой концентрацией населения. Большие затраты труда присущи таким отраслям как станкостроение и приборостроение.
  2. Наукоемкость. В современном мире очень большой акцент делается на науку. Поэтому предприятия данной отрасли сконцентрированы в основном в центральных районах, обладающих высокоразвитой интеллектуальной базой (НИИ, конструкторские бюро, опытные заводы).
  3. Сырьевой фактор. Например, тяжелое машиностроение требует больших затрат металла, а значит предприятия данной отрасли будут располагаться вблизи месторождений данного сырья.
  4. Потребительский фактор. Продукция машиностроения очень разнообразна, и многие предприятия располагаются, ориентируясь на потребителя. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии, так как они достаточно тяжелы для транспортировки.
  5. Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин, оборудования и деталей осуществляется зачастую на дальние расстояния, то многие заводы располагаются близко к крупным транспортным магистралям.
  6. Территориальная концентрация

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Стоит отметить, что для металлоемкого производства главным фактором является большой объем металла, а для наукоемкого и трудоемкого машиностроения, таким фактором служат квалифицированная рабочая сила и научные разработки.

К примеру, производство точных машин сосредоточенно в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила, так как для данного сегмента наличие сырья не играет большой роли.

Природные условия и обусловленная этим география сырьевых и природных ресурсов

Важнейшим фактором размещения предприятий машиностроительного комплекса были и будут традиции развития промышленности в конкретных географических регионах. Северо-восточные штаты США с их многочисленными металлургическими и химическими гигантами стимулировали бурное развитие предприятий тяжелого машиностроения.

В этом регионе расположились также крупнейшие автомобильные и авиационные заводы, основные потребители металла в машиностроении.

Прослеживается не только в отдельно взятой стране, но и в мире в целом.

Например, южные штаты США, большая часть Австралии, многие регионы Аргентины и Канады, Ферганская долина в Узбекистане испокон веков являются районами развитого сельского хозяйства и производства пищевых продуктов.

В этих местах неизбежен спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения и изделий машиностроения для перерабатывающей и пищевой индустрии.

Постоянный прирост и омолаживание населения во многих регионах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки ускорили процесс размещения предприятий по выпуску бытовой техники и изделий радиоэлектроники в этих странах.
А неуклонно растущий спрос дал толчок бурному развитию этих отраслей машиностроения в Китае, Сингапуре, Малайзии, Бразилии, Индии.

Особенности размещения машиностроения

Машиностроение своего рода сердце промышленности и экономики страны, а, следовательно, чтобы оно правильно и действенно функционировало его нужно расположить в правильном месте, подобно механизму часов.

Так металлоемкие предприятия должны располагаться вблизи месторождений металла, дабы сократить затраты на транспортировку сырья, а соответственно на его стоимость.

Машиностроение отличается от других отраслей наличием ряда особенностей, которые влияют и на его разрешения.

Наиболее значимым фактором является наличие общественной потребности в продукции. К тому же не маловажными факторами остается наличие квалифицированной базы работников, возможность поставки материалов и электроэнергии.

Особенные факторы влияющие на размещение машиностроения:

  • Наукоемкость. В настоящее время машиностроение неразрывно связанны с научным прогрессом. Поэтому производство сложной техники сосредоточенно в центральных районах.
  • Металлоемкость. Производство горно-шахтного оборудования, энергетического и металлургического оборудования требует большие затраты металла.
  • Трудоемкость. Производство сложной техники требует большой квалифицированной базы, именно поэтому такие предприятия располагаются близ научных центров.
  • Близость потребителя. Некоторые отрасли производят довольно большую и тяжелую продукцию, которую сложно и нецелесообразно перевозить к местам потребления.

Так и не нашли ответ на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе нужна помощь

Транспортное машиностроение

Это группа отраслей машиностроения, выпускающая средства транспорта. Железнодорожное и вагоностроение. Состав выпускаемой продукции:

  • локомотивы;
  • грузовые и пассажирские вагоны;
  • электропоезда, вагоны метро;
  • трамваи и рельсовые автобусы.

Тепловозостроение обеспечивает железную дорогу не только транспортом, но и путевыми механизмами для укладки, сварки рельсов, очистки снега и другими.

Судостроение. Предприятия судостроительной промышленности металлоемкие, требуют значительного количества металла. Однако из-за трудности транспортировки их не располагают в крупных металлургических регионах.

Авиационная промышленность. На ее предприятиях производятся грузовые и пассажирские самолеты, различные модели вертолетов. Работы выполняются высококвалифицированными инженерными и рабочими кадрами.

Ракетно-космическая отрасль. Выпускает орбитальные ракеты, грузовые и обитаемые корабли. Это высокотехнологичное производство, оно объединяет много отраслей.

Автомобильная промышленность. В транспортном машиностроении производство автомобилей занимает ведущие позиции. Крупным центром автомобилестроения является Москва:

  • здесь находится завод ЗИЛ, производящий среднетоннажные грузовые автомобили;
  • АЗЛК, выпускающий малолитражные автомобили.

В Московской области находится автобусный завод. Здесь много смежных предприятий — машиностроительных, химических, текстильных, обеспечивающих необходимыми деталями и материалами. В Поволжье разместились заводы-гиганты в городах Набережные Челны, Тольятти, Нижний Новгород.

Список основных факторов

Размещение заводов, производящих станки и приборы – дорогостоящее и сложное дело.

Правильное размещение является примером и позволит существенно нарастить эффективность работы.

Что необходимо учитывать при определении места закладки предприятия? Учет факторов, влияющих на размещение машиностроения:

  • климат, ископаемые, другие естественные условия;
  • объем капвложений и инвестиций;
  • направленность деятельности производств, экономический уровень;
  • научный уровень в регионе;
  • развитие кооперации;
  • транспортная ситуация;
  • уровень квалифицированности персонала;
  • организационная форма деятельности;
  • потребление продукции машиностроения;
  • транспортные возможности снабжения и сбыта;
  • экологические особенности региона.

Существует большое разнообразие видов производства. Следует отметить два варианта:

  • Металлоемкая промышленность, ей необходимо много металла и других полезных ископаемых.
  • Наукоемкие виды промышленности.

Для предприятий необходим высококвалифицированный персонал и соответствующий уровень научных разработок.

Наиболее важное:

  • трудоемкость;
  • наукоемкость;
  • присутствие сырья;
  • близость потребителей продукции;
  • транспорт;
  • территориальная концентрация связанных производств.

Особенности тяжелого машиностроения

Тяжелое машиностроение можно охарактеризовать очень широкой номенклатурой и довольно тяжелой, порой уникальной по размерам продукцией, данные особенности определяют положение производства и технологического процесса.

Производство продукции тяжелого машиностроения зачастую носит единичный и мелкосерийный характер. Время на изготовление деталей уходит очень много, так как производство одной массивной детали составляет несколько сотен часов.

Большое количество деталей в одновременном производстве приводят к долгому залеживанию тех или иных составляющих, в ожидании конечного процесса.

Еще одной особенностью можно считать. Что технологический процесс строится на принципе концентраций операций. Этого требует особая специфика тяжелого машиностроения.

К тому же тяжелое машиностроение требует широкую универсальность оборудования.

На ряду с общими особенностями тяжелое машиностроение имеет ряд специфических особенностей:

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

  1. Стремление к уменьшению занятости уникального оборудования в производстве продукции.
  2. Совместная обработка деталей после их сборки в узел. Данное действие направленно на сокращение затрачиваемого времени
  3. Одновременная обработка деталей на станках, при этом все детали получаются с одинаковым отклонением.
  4. Довольно широкое использование переносных станков, которые устанавливаются непосредственно на саму деталь, что позволяет производить обработку двумя или несколькими станками
  5. Для достижения точности используют компенсаторы.
  6. Оптические способы замеров с использованием вспомогательных баз.
  7. Стремление к серийному производству.

Экологический фактор размещения производства

Экологический фактор практический не учитывают при выборе места под строительство завода. И это правильно, учитывая, насколько большой перечень проблем предстоит решить владельцу заводы перед его строительством. Единственная отрасль, в которой экологические условия играют важную роль — это сельское хозяйство. Экологическая обстановка в регионе должна соответствовать требованиям растений, которые собирается выращивать предприятие.

Экология включает в себя не только чистый воздух, пригодные и плодородные почвы и чистую воду, кроме всего этого, в экологию региона входят климатические условия. Они должны соответствовать требованиям растений, иначе урожая можно просто не дождаться.

При выборе места для размещения сельскохозяйственного производства, необходимо ознакомится с климатическими условиями. Большинство предприятий, нанимают метеорологов, для того, чтобы правильно выбрать место, особенно сильно это касается тех производителей, которые хотят выращивать иноземную культуру. Если денег нет, то можно воспользоваться опытом других предпринимателей.

Основные факторы

Выделим два основных вида машиностроения по этому признаку:

  1. , которому требуются большие объемы металла.
  2. Наукоемкое и трудоемкое машиностроение
    , которому в большей степени необходимы рабочие высокой квалификации и научные разработки.

Но для всех отраслей основными факторами являются:

  • Трудоемкость.
  • Наукоемкость.
  • Потребительский фактор.
  • Транспортный.
  • Территориальная концентрация.

Примером решающей роли этих факторов в тяжелом машиностроении могут быть Рурский район в Германии, северо-восточные штаты США, Верхняя Силезия в Польше, Уральский район в России. Здесь большая концентрация предприятий, которые выпускают оборудование для потребностей металлургии, энергетики, химической промышленности.

Производство точных машин, радиоэлектроники, приборов традиционно расположено в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила. Особенностями наукоемкого и точного производства является отсутствие фактора сырья. Вернее, значимость его незначительна.

Производство бытовой техники ориентировано на наличие покупательского спроса.

Тяжёлое и энергетическое машиностроение

Значение машиностроительного комплекса в России

Отрасль тяжёлого машиностроения потребляет большое количество металла при сравнительно небольшой трудоёмкости. Это производство оборудования для металлургии, энергетики, железнодорожного транспорта, судов морского и речного флота, производство тяжелых станков, кузнечно-прессового и горно-шахтного оборудования.

Самой высокой является стоимость оборудования, выпускаемого для металлургического производства. Это оборудование для доменных и электроплавильных печей, фабрик агломерации, прокатных станов.

Предприятия горного машиностроения обеспечивают агрегатами разведку и добычу полезных ископаемых:

  • горнопроходческие комбайны;
  • шагающие экскаваторы.

Подъемно-транспортные производства выпускают:

  • мостовые краны;
  • конвейеры;
  • оборудование для механизации складских помещений.

Продукцией энергетического машиностроения являются:

  • паровые котлы;
  • генераторы;
  • вспомогательное оборудование электростанций;
  • судовые двигатели.

Мощные паровые котлы и отдельные элементы для них выпускают:

  • Барнаульский;
  • Таганрогский;
  • Белгородский котельные заводы.

В Санкт-Петербурге производят:

  • турбины;
  • генераторы;
  • реакторы для атомных электростанций.

Атомное машиностроение выпускает оборудование для АЭС, в том числе корпусные реакторы.

Оборудование для АЭС

Полиграфическая промышленность производит небольшой объем продукции. Это печатные станки для типографии, конвейеры и прочее.

Отрасли, факторы размещения в России

Отрасль машиностроения: энергетическое и приборостроение

Факторы размещения: фактор сбыта (крупные города с большим спросом на товар), трудовой (наличие квалифицированных кадров)

Центры размещения: крупнейшие города — Москва и область, Санкт-Петербург и область, Екатеринбург

Отрасли, состав: Автопром

Факторы размещения: сырьевой (металл с Урала), энергетический (ГЭС на Волге), рынок сбыта (густонаселенный регион)

Центры: Тольятти, Набережные Челны, Саранск, Арзамас, Ульяновск, Нижегородская область

Отрасли, состав: авиапром

Факторы размещения: сырьевой (близость производства металла), трудовой (квалифицированные кадры), рынок сбыта (крупные города с аэропортами или их близость)

Центры: Казань, Нижний Новгород, Воронеж, Новосибирск, Москва, город Жуковский Московской области

Отрасли, состав: ракето-космическая

Факторы размещения: трудовой (квалифицированные кадры)

Центры: Москва, город Королев Московской области, Самара, Миасс Челябинской области

Отрасли, состав: сельскохозяйственное машиностроение

Факторы размещения: сырьевой (поблизости выплавляют металл), энергетический (поблизости либо ГЭС либо крупные ТЭЦ), рынок сбыта (поблизости регионы развитого сельского хозяйства)

Центры: Челябинск, Ростов-на-Дону, Чебоксары, Воронеж

Отрасли, состав: железнодорожное машиностроение, локомотивное -, вагоностроение

Факторы размещения: сырьевой (близость выплавки металла), рынок сбыта (близость крупных узлов железной дороги), энергетический (мощные центры выработки электроэнергии)

Центры: Тверь, Нижний Тагил, Новоалтайск, Кемерово, город Коломна Московской области, Санкт-Петербург, Брянск, Новочеркасск Ростовской области

Отрасли, состав: судостроение

Факторы размещения: рынок сбыта (порты)

Центры: Санкт-Петербург, город Северодвинск Архангельской области, Нижний Новгород

Отрасли, состав: оборонная

Факторы размещения: близость металла (с Урала), трудовой (вековые традиции, квалифицированные кадры)

Центры: Ижевск, Пермь, Нижний Новгород

1 ответ

Любая отрасль промышленности состоит из подотраслей, которые в свою очередь включают большое количество предприятий. Так машиностроение делят:

  • на металлоёмкое (тяжёлое);
  • наукоёмкое (трудоёмкое).

Каждая из этих групп делится ещё на более узкие отрасли. Все они размещены по территории страны не просто так, а в зависимости от конкретных факторов. В машиностроении используются формы организации производства, такие как специализация и кооперирование. При этом очень большую роль в размещении отраслей играет транспортный фактор.

При размещении отраслей тяжёлого машиностроения учитывают наличие сырья (металла) в непосредственной близости, а так же потребителя. Перевозка громоздкой тяжёлой техники на большие расстояния невыгодна.

При размещении отраслей лёгкого машиностроения, которые ориентируются на высокую степень научности и подготовленные трудовые ресурсы, учитывают научный фактор и трудовых ресурсов.

При размещении предприятия любой отрасли машиностроения учитывают различные факторы, приоритет отдаётся 1-2.

Отрасль машиностроения:

  1. Автомобилестроение.
  2. Локомотивостроение.
  3. Судостроение.
  4. Станкостроение.
  5. С/х строение.
  6. Точное.
  7. Тяжелое.
  8. Энергетическое.

Факторы размещения:

  1. Транспортный, покупательский (потребительский).
  2. Исторический.
  3. Гидрофитный, транспортный.
  4. Трудовой.
  5. Потребительский, транспортный.
  6. Квалифицированный, научный, трудовые ресурсы.
  7. Сырьевой (материалы из природного источника).
  8. Научный, сырьевой.

Центры размещения:

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!

Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!

Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!

География машиностроения России в современных условиях

Машиностроительный комплекс ежегодно увеличивает обороты.

В структуре машиностроения России 12 крупных комплексных отраслей, более 100 узкоспециализированных подотраслей, 22 тысячи предприятий.

Продукция отраслей этого комплекса нужна во всех регионах, она обеспечивает жизнедеятельность как жителей страны, так и самих предприятий. Соответственно, предприятия представлены по всей России.

И в то же время география машиностроения зависит от некоторых факторов.

Решающие факторы

Одним из основных факторов размещения машиностроения в наше время является наукоемкость. Без внедрения последних научных разработок производство конкурентоспособной продукции невозможно.

Поэтому многие отрасли тяготеют к районам, в которых концентрируются НИИ и конструкторские бюро.

Отрасли машиностроительной промышленности, которые занимаются крупным машиностроением, нуждаются в большой сырьевой базе, поэтому основной фактор размещения такого производства – металлоемкость.

Для станкостроения, а также для производства точных приборов нужны квалифицированные инженеры и конструкторы. Предприятия таких отраслей расположены в городах с большим количеством населения, наличием вузов соответствующих профилей.

Производство точного крупногабаритного оборудования, а также оборудования, которое тяжело транспортировать (например, сельхозтехника), обычно располагают рядом с центром потребления такой продукции, чтобы уменьшить транспортные издержки.

Большую роль играет и кооперирование – процесс размещения предприятий, которые связаны между собой, на близком расстоянии друг от друга.

Места размещения предприятий

К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

  • Центральный район.
  • Урал.
  • Сибирь.
  • Санкт-Петербург.

Горнодобывающее оборудование выпускают в основных угольных районах страны: на Урале (Екатеринбург, Копейск), Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск).

Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки – специфический товар, который выпускают иногда даже штучно. Основное производство налажено в таких городах, как Екатеринбург, Воронеж, Коломна, Новосибирск.

Энергетическое оборудование не столько требовательно к базам сырья, сколько к профессиональной рабочей силе. Турбины и генераторы производят в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Дизели для судов в Брянске, Хабаровске и все том же Санкт-Петербурге. Дизельное оборудование для тепловозов – в Пензе и Коломне.

Оборудование для газовой и нефтедобывающей промышленности по тем же причинам размещено в Поволжье.

Одна из старейших отраслей – железнодорожное машиностроение. Заводы по производству тепловозов сосредоточены в Брянске и Муроме, тепловозов – в Коломне и Санкт-Петербурге.

Крупнейший район судостроения – побережье Балтийского моря (Выборг, Калининград, Санкт-Петербург)

Особенности географии машиностроения

Машиностроение – одно из самых территориально распространенных отраслей, представлено на территории всей современной России.

Вместе с тем почти 90 % всей продукции выпускается в европейской части страны. Это связано с тем, что здесь проживает 80 % населения, находятся основные НИИ, производится 90 % сельскохозяйственной продукции и большая часть черных металлов. Географическое размещение предприятий той или иной отрасли диктуется наличием трудовых ресурсов, сырьевой базы и спроса на продукцию.

Минусом такого размещения является слабая вовлеченность регионов России, расположенных за Уралом, в производство продукции машиностроения, при том что данные регионы богаты полезными ископаемыми и могут стать источниками сырья.

Перспективы развития отрасли в России вы можете посмотреть на видео “Машиностроение 24”

Загрузка…

Мировое хозяйство. Отраслевая структура

Раздел ЕГЭ: 4.1. Отраслевая структура хозяйства.
География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Хозяйство — совокупность всех видов трудовой деятельности людей. Мировое хозяйство — совокупность тесно связанных друг с другом национальных хозяйств разных стран, объединённых системой международных экономических отношений.

Отраслевая структура хозяйства — совокупность его частей (отраслей и подотраслей), характеризующихся определёнными количественными соотношениями и взаимосвязями.

Отрасль хозяйства — совокупность предприятий (или учреждений), выпускающих однородную продукцию (или оказывающих одинаковые услуги).

Мировое хозяйство состоит из отраслей производственной (материальной) и непроизводственной (нематериальной) сферы.

Производственная сфера — совокупность всех видов производственной деятельности людей, создающих материальные блага. В её состав входят:

  • промышленность (тяжёлая, лёгкая, пищевая);
  • сельское хозяйство (растениеводство и животноводство);
  • транспорт (сухопутный, водный, воздушный)
  • строительство.

Непроизводственная сфера занимается удовлетворением потребностей населения в разного рода услугах. В её состав входят:

  • наука и образование;
  • медицина;
  • связь;
  • финансы;
  • торговля;
  • мобильная связь;
  • Интернет;
  • туризм и др.

Соотношение между отраслями определяет тип структуры хозяйства. При этом сельское хозяйство и добывающие отрасли промышленности относят к первичному сектору экономики, промышленность, строительство и обрабатывающую промышленность — ко вторичному, сферу услуг — к третичному.

Соотношение между отраслями определяется по:

  • их удельному весу в общем объёме производства продукции (доля в ВВП);
  • численности занятых и стоимости основных производственных фондов (машин, оборудования и т. п., используемых в материальном производстве).

Если преобладает первичный сектор, такой тип структуры хозяйства называется аграрным. Он господствовал в мире вплоть до начала XVIII в. Сегодня представлен в наименее развитых странах Азии и Африки, где в экономике высока доля сельского хозяйства и смежных с ним отраслей.

Если преобладает вторичный сектор, такой тип структуры хозяйства называется индустриальным. Его формирование началось в XVIII в. в Европе с началом промышленной революции. До середины XX в. был характерен для всех экономически развитых стран. Но по мере развития науки и техники эти страны одна за другой расстались с индустриальным типом отраслевой структуры, в связи с чем возник специальный термин — деиндустриализация.

Сегодня индустриальная структура хозяйства характерна для некоторых стран СНГ, стран Восточной Европы, отдельных нефтедобывающих стран и развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Но в них доля промышленности, как и доля сельского хозяйства, продолжает снижаться, уступая место непроизводственной сфере.

Если преобладает третичный сектор, такой тип структуры хозяйства называется постиндустриальным (информационным). Он начал формироваться во второй половине XX в. с началом эпохи научно-технической революции (НТР).

По типу структуры мировое хозяйство является постиндустриальным.

Помимо высокоразвитых стран, постиндустриальную структуру хозяйства также имеют небольшие страны и микрогосударства, которые живут за счёт туризма и предоставления разного рода торгово-финансовых услуг. Их часто называют странами-«квартиросдатчиками». Примерами могут служить: Панама, Коста-Рика, Сальвадор, Иордания, Багамские и Сейшельские острова, Мальдивская Республика и др.

В смотрели конспект урока по географии «Мировое хозяйство. Отраслевая структура». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по географии
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по географии
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по географии

Географические условия

Особенности местности — важный фактор размещения тяжёлого машиностроения, ведь оно потребляет наибольшее количество ресурсов и особенно нуждается в них. Для некоторых других отраслей (электроника, высокоточные приборы, радиомашины) он незначителен, для третьих — играет среднюю роль. Составляющие фактора географии:

  • наличие металлургических и химических комплексов поблизости;
  • развитая транспортная сеть, близость корабельных портов и аэропортов;
  • сложившиеся традиции промышленности;
  • наличие рядом потребителей (например, районов сельскохозяйственной промышленности);
  • экологическая ситуация.

Примером важности географических характеристик местности могут послужить восточные штаты США. Там главной причиной развития машиностроения стало наличие уже существующего металлургического и химического комплекса

Это привлекло естественных потребителей металла — авиастроительные и транспортные компании.

Географические факторы обуславливают размещение центров машиностроения не только в отдельно взятой стране, но и в мире. Например, в низинных районах с плодородной почвой и развитым сельским хозяйством образуется естественная потребность в производстве аграрной техники и перерабатывающих заводов, отчего две отрасли часто соседствуют.

Факторы, влияющие на размещение предприятий машиностроения

Учитывая основные тенденции развития и территориального размещения предприятий машиностроения, большую роль играет специализация и кооперация. Первое направление дает возможность привлекать в производственный процесс мощное и эффективное оборудование, которое обеспечивает автоматизацию многих операций. Специализацию разделяют на такие типы:

  • детальная. Позволяет осуществить выпуск отдельных деталей для определенного оборудования;
  • предметная. Подразумевает выпуск отдельных разновидностей готовой продукции;
  • технологическая. Позволяет осуществить выпуск полуфабрикатов или выполнить какую-то одну серию операций.

Следует не забывать, что специализация тесно связана с кооперированием. Оно подразумевает привлечение нескольких предприятий для организации выпуска одного конечного продукта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector