Пергамон

История

Первое здание Пергамского музея

Первое здание Пергамского музея было построено в
1897—1898 гг. и было торжественно открыто для доступа публики
в 1901 г. В световом дворе музея разместились произведения
древней архитектуры из Пергама, Приены и Магнесии на Меандре.

Pergamon museum — Wugging Gavagai @ Flickr

После сноса первого здания Пергамского музея в 1908 г. все
пергамские художественные ценности до возведения нового здания
размещались в восточном колонном зале
Нового музея.

Второе здание Пергамского музея

Поскольку обнаруженные при раскопках в
Вавилоне, Уруке, Ашшуре и
Египте монументальные экспонаты не могли достойно разместиться
в первом построенном здании музея, у которого к тому же вскорости
обнаружились строительные дефекты фундамента, для решения вопросов,
связанных с возведением нового здания на том же месте, в
1905 г. был назначен новый генеральный директор Королевских (а
с 1918 г. — Государственных) музеев, а в 1906 г. к
работе был привлечён Вильгельм фон Боде. Помимо коллекции античной
архитектуры в северном корпусе нового здания музея предполагалось
разместить послеантичное искусство Германии из Немецкого музея, а в
южном — отдел переднеазиатского искусства. В соответствии с
изменениями в плане от 1927 г. здесь же должна была обрести
своё место и коллекция исламского искусства.

my favorite piece of art there — Wugging Gavagai @ Flickr

В 1907 г. Альфред Мессель приступил к проектированию
монументального здания из трёх корпусов в строгом неоклассицистском
стиле. После смерти Месселя в 1909 г. работы продолжил его
близкий друг Людвиг Хофман, занимавший административную должность в
правительстве Берлина по вопросам строительства. В 1910 г.
начались строительные работы, которые остановили Первая мировая
война, революция 1918 г. и инфляция 1922—1923 гг. Лишь к
1930 г. строительство музейного здания было закончено, и
четыре музея в его стенах открыли свои залы для публики.

Pergamon Museum — Wugging Gavagai @ Flickr

Вторая мировая война и её последствия

Пергамский музей серьёзно пострадал во время воздушных налётов
на Берлин. Многие экспонаты были перевезены в более безопасное
место, монументальные вещи были укреплены. В 1945 г. большая
часть фондов музея была вывезена советскими офицерами по защите
художественных ценностей в восточную часть Берлина для отправки в
будущий Музей Победы имени Иосифа Сталина. Лишь в
1958 г. музейные фонды вернулись в Германскую Демократическую
республику, но не полностью. До настоящего времени значительная
часть коллекции вопреки принципам международного права хранится в
запасниках
Пушкинского музея в
Москве и Эрмитажа в
Санкт-Петербурге. Возврат этих художественных ценностей, в том
числе знаменитого «клада Приама», урегулирован официальным
договором, заключённым между РФ и
ФРГ в 1990 г., однако его исполнению препятствует
Государственная Дума и музейные чиновники России.

Пергам: Родина многих цивилизаций и историческое наследие Турции

Пергам был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году с его выдающейся исторической ценностью. Предыстория Пергама восходит ко второму тысячелетию до нашей эры, когда стойкий древний город пережил персидское господство и завоевание Александра Македонского. В эллинистический период он стал столицей Пергамского царства при династии Атталидов в 281-133 годах до н. э. Атталиды превратили его в один из главных культурных центров греческого мира во время своего правления.

Многие остатки его впечатляющих памятников все еще можно увидеть, особенно выдающийся шедевр Пергамского алтаря Зевса. Это сооружение имеет около 35 метров в ширину и 33 метра в глубину; одна только парадная лестница имеет почти 20 метров в ширину. Основание украшено фризом с высоким рельефом, изображающим битву между великанами и олимпийскими богами, известными как Гигантомахи. Второй, меньший и менее хорошо сохранившийся горельефный Фриз находится на внутренних стенах двора, которые окружают собственно огненный алтарь на верхнем уровне строения в верхней части лестницы.

шедевр Пергамского алтаря Зевса, оригинал храниться в музее в Берлине

Еще один древний памятник, который обязательно привлечет ваше внимание, — это Асклепион, знаменитый древний медицинский центр римского мира. В период своего расцвета центр располагал банями, храмами, театром, библиотекой, лечебными центрами и уборными

Асклепион, знаменитый древний медицинский центр римского мира

В римский период Пергам сохранял свое значение и становился все более развитым, вскоре став одним из крупнейших городов провинции и имея около 200 000 жителей. С разделением Римской Империи в конце IV века н. э. Пергам стал частью византийского царства. С тех пор город со временем стал менее значимым, однако здесь была установлена резиденция епископа и возведено несколько церквей.

Храм Траяна в древнем городе Пергам, Бергама, Турция.

Некоторые колонны до сих пор стоят среди руин Пергама, Бергамы, Турции.

Безголовую бронированную статую Траяна можно увидеть в храме Траяна в Пергаме.

В начале XIV века н. э. Пергам был завоеван сельджуками, а затем поглощен Османской империей. После прихода Османов Пергам пережил еще одну культурную перестройку, которая особенно ярко проявилась на Бакырчайской равнине. В этот период Пергам был обеспечен всеми необходимыми городскими сооружениями, включая мечети, бани, мосты, ханы, крытые базары и арасты (османские рынки), а также водопроводные системы, перекрывающие слои римских и византийских поселений.

Безголовую бронированную статую Траяна можно увидеть в храме Траяна в Пергаме

«Пергам-это свидетельство уникального и целостного эстетического достижения цивилизаций. Он включает в себя эллинистические, римские, византийские и османские структуры, отражающие язычество, христианство, иудаизм и Ислам, сохраняя их культурные особенности в пределах исторического ландшафта”, — говорится на сайте ЮНЕСКО.

В Пергамском музее можно увидеть множество древних напольных мозаик.

Музей Берггрюна

В районе Шарлоттенбург расположен ещё один интересный памятник искусства. Внушительная коллекция представленных в музее Берггрюна экспонатов относится к стилю классического модернизма и считается самой крупной в мире. Подарена коллекция была писателем и журналистом Х.Берргрюном и сегодня входит в состав культурного наследия Пруссии. Особо ценными экспонатами считаются картины, написанные гениальным П.Пикассо, которых здесь, между прочим, более сотни. Крупнейшая коллекция его произведений позволяет проследить, как изменялся стиль написания картин, как из простого шестнадцатилетнего паренька постепенно вырос профессионал, полотна которого до сих пор входят в число самых желанных как частных коллекционеров, так и экспозиций всего мира.

Не удастся пройти мимо картин ещё одного гения своего времени – немецкого представителя стиля «авангард» – Пауля Клее. В залах представлено около 60 его лучших работ. Но этими именами коллекция не ограничена. Помимо десятков известнейших картин художников-модернистов здесь частенько выставляются на всеобщее обозрение творения менее маститых художников. Музей работает ежедневно, кроме понедельника. Стоимость билета колеблется от 4 до 10 евро.

Что такое Пергамский алтарь

Архитектура античности по праву заслужила звание самой детализированной, искусной и долговечной ‒ беломраморные изваяния даже спустя несколько тысяч лет не теряют своего величия. Построенный на территории современной Турции под влиянием культуры Греции, Пергамский алтарь является образцом мастерства эллинских скульпторов (рисунок 1).

Версии относительно предыстории создания сооружения разные:

  1. По первой версии, предшествующие созданию памятника события были связаны с победой пергамского правителя Аттала I в войне с галатами (они же галлы или кельты), совершившими набег на их царство. После блистательного отражения атаки и победы, Пергамия приняла решение больше не подчиняться Селевкидской империи. Тогда же был построен мемориальный памятник. Дата событий ‒ 228 год до н.э.
  2. По более популярной второй версии, сооружение возвели в честь войн и побед Пергамских царей и римлян над галлами. Дата событий ‒ с 184 по 166 год до н.э.
  3. Третья, самая «традиционная» версия гласит о посвящении памятника божествам Зевсу и Афине или «двенадцати олимпийцам» (основным древнегреческим богам).

Из-за отсутствия уточняющих надписей, принадлежность одного из величайших греческих памятников ‒ Пергамского Алтаря ‒ к определенным историческим событиям установить невозможно.

Об алтаре в самых ранних исторических памятках встречается мало упоминаний. Например, римский писатель Луций Ампелий внес строение в свой очерк «О чудесах мира». Вскользь упоминал о мемориале и греческий географ Павсаний. Об алтаре Зевса говорится в Библии, в Откровении Иоана: «…Ангелу Пергамской церкви напиши: ты живешь там, где престол сатаны» (Откр, гл. 2, стих. 12‒13). Также изображение алтаря сохранилось на римской монете.

Историки не могут ответить до конца на вопрос, почему настолько искусной работе было уделено настолько мало внимания в письменных памятниках античности. С высокой вероятностью, к эллинистической скульптуре римляне отнеслись холодно: она не возникла в классическую эпоху и не была создана в настоящих аттических мастерских.

Рисунок 1. Пергамский алтарь — один из самых ценных памятников античности

Дальнейшие события должны были навсегда уничтожить следы памятника, но каждый раз алтарь сохранялся. Мемориал пережил разрушения, погребения в земле, встройку в другие сооружения, уничтожение города арабами в 713 году н.э., крупное землетрясение в средневековое время, раскопки в XIX столетии, перевозку уцелевших фрагментов в Берлин, полную реставрацию, вывоз русскими из Берлина в Эрмитаж и последующее возвращение…

Ценность работы эллинов по достоинству оценили только в XIX-XX веках, противопоставив находку фризу из Парфенона и начав полную реставрацию. Тогда же началась активная борьба за права на находку. Важнейшие детали памятника и общую структуру удалось восстановить, однако целостные образцы письменности не сохранились.

Театр и библиотека Пергама

В Пергаме был амфитеатр, который мог вместить 50 000 человек

Хорошо сохранившийся Пергамский театр восходит к эллинистическому периоду и имеет 78 рядов сидений. На высоте 36 метров он является самым крутым из всех древних театров. Зона отдыха (койлон) разделена горизонтально двумя дорожками, называемыми диазоматами, и вертикально лестницами шириной 0,75 метра на семь секций в нижней части театра и шесть в средней и верхней секциях.

Пергамская библиотека была второй по величине в древнегреческом мире после Александрийской библиотеки и содержала по меньшей мере 200 000 свитков. Однако местонахождение здания библиотеки точно неизвестно. Построенный Евменом II между 220 и 159 годами до н. э. и расположенный в северной части Акрополя, он стал одной из самых важных библиотек в древнем мире. Библиотека состояла из четырех комнат, самая большая из которых была главным читальным залом, уставленным множеством полок. В главном читальном зале стояла трехметровая статуя Афины, сделанная по образцу ее статуи в Парфеноне.

Из театра древнего города Пергама открывается вид на городской пейзаж.

Эллинистический театр в Верхнем Акрополе Пергама в Турции является самым масштабным театром древнего мира.

Взаимосвязь с другими произведениями искусства

Если внимательно изучить все эпизоды фриза пергамского алтаря, можно узнать более ранние древнегреческие мотивы. Например, образ Аполлона был списан со скульптуры Леохарда (сегодня ее уцелевшая римская копия представлена статуей Аполлона Бельведерского). Главный горельеф ‒ Зевс и Афина ‒ практически скопированы с западного фронтона Парфенона, где показан поединок между богиней и Посейдоном.

Дата создания Пергамского Алтаря колеблется между 180 и 159 годом до н.э. Несколько столетий спустя мотивы фриза оказали сильное влияние на развитие римского искусства. Скульптурная группа «Лаокона» создавалась всего на двадцать лет позже алтаря. На лицах героев можно увидеть знакомые эмоции.

Достопримечательности Пергамон-музея

Античное собрание

Коллекция, которую начали собирать еще прусские курфюрсты, объединяет бесценные шедевры древнегреческого, древнеримского, кипрского и этрусского искусства.

Самым знаменитым экспонатом является, несомненно, 113-метровый алтарь из города Пергам, давший название музею. На мраморном пьедестале алтаря, построенного в период с 180 по 159 гг. до н.э., изображена битва греческих богов с гигантами. Считается, что алтарь был широко известен в эпоху Античности и даже упоминается в «Откровениях Иоанна Богослова». В XIX в. он был обнаружен инженером Хуманом во время инженерной разведки при строительстве дорожного полотна в Малой Азии. Величественный алтарь был вывезен из Германии после войны и выставлялся в Государственном Эрмитаже до 1958 г., когда генсек Никита Хрущев жестом доброй воли вернул архитектурный памятник в Берлин.

Музей переднеазиатского искусства

Венцом коллекции, знакомым практически каждому по школьным учебникам истории, является реконструкция Вавилонских Ворот, посвященных богине Иштар. Гигантская кирпичная арка, покрытая синей, желтой и белой глазурью, стояла на выходе из города на Дорогу Процессий. Ворота богато украшены барельефами с изображением львов, быков и мифических животных сиррушей. В различных музеях мира хранятся фрагменты и скульптурные изображения с оригинальных ворот, датируемых 575 г. до н.э. До 2004 г. в Ираке существовала реплика ворот, однако она была разрушена во время военного конфликта.

Другими всемирно известными экспонатами коллекции являются остатки Вавилонской башни, храмов шумерского города-государства Урука и фрагменты тронного зала вавилонского царя Навуходоносора II.

Музей исламского искусства

В данном корпусе собраны художественные ценности исламских народов, проживавших на обширной территории от Индии до современной Испании, за период с VIII по XIX вв. Очень интересен отдел, знакомящий посетителей с миниатюрами эпохи Империи Великих Моголов, искусством персидского каллиграфического письма и изделиями мусульманских ткачей.

Особенной привлекательностью для туристов отличается орнаментальный рельефный фриз, подаренный османским султаном прусскому кайзеру Вильгельму II в 1903 году. Фриз украшал дворец Мшатты, построенный в VIII в. вблизи от современной столицы Иордании одним из халифов династии Омейядов. Одна из башен была разрушена в результате прямого попадания бомбы в здание Музея во время войны.

Выводы

Пергамону неоспоримо принадлежит ведущее место в ряду всемирно знаменитых музеев. Богатейшее собрание античных древностей на континенте делает Пергамон обязательным для посещения во время визита в Берлин. Многие экспонаты музея входят в золотой культурный фонд человечества

Обратите внимание, что знаменитый Пергамский алтарь будет закрыт для посещения в связи с реставрацией в период с 29 сентября 2014 г. до, предположительно, 2019 г

Ценные экспозиции Пергамона

Пергамский музей вмещает три основные экспозиции, которые демонстрируют греческое и римское античное искусство, коллекцию художественных предметов Передней Азии и экспонаты, представляющие исламское искусство. Это наиболее полное собрание артефактов древних цивилизаций в Европе, посещение которого сродни путешествию во времени.

Коллекция находок и архитектуры времен античности

Главный экспонат музея – это Пергамский алтарь, именно ради него было построено новое здание. Алтарь был найден на территории ранее существовавшего Пергамского царства, ныне месторасположение Турции.

Монументальное сооружение относится к 180-160 годам до нашей эры. Размеры алтаря впечатляют: на фризе длиной 120 метров, который служит фундаментом, и лестнице из мрамора, располагается верхняя площадка алтаря, поддерживаемая колоннами. Фриз представляет собой уникальный художественный объект, так как его украшают множественные горельефы. Они полномасштабно изображают войну между богами и гигантами.

Благодаря тщательному анализу фрагментов битвы учёные установили, что алтарь посвящён главному богу пантеона – Зевсу. Этот факт существенно повышает ценность и без того уникального сооружения. В настоящее время проводятся реставрационные работы, в связи с этим посещение Пергамского алтаря невозможно до 2021 года.

Другим монументальным экспонатом являются ворота Милетского рынка – превосходный образец античной римской архитектуры І века н. э. Клад легендарного города Трои также экспонируется здесь.

Экспозиция переднеазиатских предметов искусства

В этом отделе хранятся и демонстрируются более двух сотен предметов и монументов из Сирии, Анатолии и Месопотамии. Коллекция искусства Передней Азии славится воротами Иштар. Они имеют вид полукруглой арки громадных размеров, которая ограничена стенами по сторонам и ранее вела на Дорогу процессий.

Эти ворота были восьмыми во внутреннем городе северной части Вавилона. К большому удивлению историков, ворота великолепно сохранились для своего возраста. Они были возведены из кирпича, который покрывала глазурь нескольких цветов: голубого, белого, чёрного и жёлтого.

Часть вышеупомянутой Дороги процессий также представлена в качестве экспоната в Пергамском музее. Здесь же вы сможете увидеть остатки знаменитой Вавилонской башни и фрагменты тронного зала Навуходоносора II.

Коллекция предметов исламского искусства

Артефакты, принадлежащие к VII-XIX векам, в полной красе представляют особенности исламского искусства. В этой экспозиции демонстрируется ещё одно известнейшее монументальное сооружение – каменный рельефный фриз, который в VII веке украшал дворец Мшатта. Орнаментальный фриз длиной 33 метра и высотой 5 метров украшен остатками былых надвратных башен.

В этом отделе посетители также увидят сирийскую Алеппскую комнату, Михраб ( ниша, размещаемая в стене мечети) и невероятной красоты ковры ручной работы.

Музей гомосексуальности

Название этого музея сразу вызывает определённое неприятие в силу сложившихся негативных стереотипов, но после его посещения отношение меняется. В единственном в мире подобном музее представлены доказательства проблемы физиологической трансформации, возникающей в результате генетического сбоя. Экспонаты музея прослеживают историю гомосексуалистов, бисексуалов, транссексуалов, квиров и интерсексов. Среди экспонатов есть фотографии – свидетельства смены пола – превращение мужчины в женщину и наоборот. Присутствуют документы, рассказывающие о преследовании секс-меньшинств национал-социалистами. Вызывают сочувствие отражённые на плакатах трагические судьбы 24 евреев, страдавших от своей нетрадиционности и пытавшихся донести свою боль через литературные произведения.

Примером этого являются лесбиянка Эрика Манн, дочь известного писателя Т. Манна; мастер пантомимы, актёр Рэймондс, который до сих пор жив. Знаменитая Марлен Дитрих не скрывала своих мужских наклонностей, несмотря на традиционные браки. Их судьбы также отражены в экспонатах музея. Особый интерес и понимание возникают при посещении выставки художника ГДР Хасса, главной темой картин которого стала собственная нетрадиционность. Глядя на его автопортрет, изображающий одухотворённого, прекрасного юношу, понимаешь, что он не виноват в своих наклонностях и по-другому начинаешь относиться к таким людям. Но не стоит это деликатное отклонение делать объектом всеобщего внимания и публичности, предметом пропаганды, как это происходит сейчас в Европе.

Адрес: Luetzowstrasse, 73.

Открыт для посещений: ср.-пятн., воскр.-пон. – с 14.00 до 18.00, сб. – до 19.00,; вых. – вторник.

Экспозиция

В Пергамском музее находятся собрания трёх музеев: Античного
собрания, Музея исламского искусства и Переднеазиатского музея. В
нём представленые различные экспонаты древней монументальной
архитектуры, самыми известными из которых являются:

  • Пергамский алтарь
  • Ворота Милетского рынка
  • Ворота Иштар и Дорога процессий
  • Фриз из Мшатты

Античное собрание

Шаблон:Main Античное
собрание возникло благодаря бранденбургским
курфюрстам-коллекционерам классической древности. Основание музея
Античного собрания ознаменовалось приобретением в 1698 г.
коллекции римского археолога. Часть коллекции античности стала
доступна для публики в 1830 г. с открытием в Берлине
Старого музея. Античное собрание значительно пополнилось
благодаря раскопкам, проводившимся в
Олимпии, Самосе, Пергаме, Милете,
Приене и Дидиме.

Pergamon Altar — Wugging Gavagai @ Flickr

С разделом Германии после Второй мировой войны разделённым
надвое оказалось и Античное собрание. Пергамский музей в ГДР
открылся вновь в 1959 г., а коллекция, оказавшаяся в Западном
Берлине, размещалась вплоть до 1995 г. в здании по проекту
архитектора Штюлера напротив замка Шарлоттенбург.

DSC00088 — joetric3 @ Flickr

В настоящее время ценности Античного собрания поделены между
двумя музеями — Пергамским и Старым. Экспозиция Пергамского
музея объединяет древнегреческие и древнеримские произведения
архитектуры, скульптуры, письменности, мозаики, украшений из
драгоценных металлов и изделий из бронзы. Визитной карточкой
Пергамского музея стал Пергамский алтарь, датируемый II в. до
н. э., на скульптурном фризе которого изображена драматическая
битва богов с гигантами, а также ворота Милетского рынка, которые
относят к эпохе Древнего Рима. Кроме этого всемирную известность
снискали «Берлинская богиня» из Кератеи периода расцвета
архаики и позднеархаическая «Богиня на троне» из
Тарента.

Переднеазиатский музей

В Переднеазиатском музее представлены экспонаты, обнаруженные на
археологических раскопках, проводившихся в ареале распространения
шумерской, вавилонской и ассирийской культур немецкими учёными, в
частности Немецким Восточным Обществом. Сюда относятся
монументальные памятники архитектуры, рельефы и предметы меньшего
размера, использовавшиеся в отправлении культа, быту и как
украшения.

Berlin — lbraverm @ Flickr

Особого внимания заслуживают вавилонские ворота Иштар, фрагмент
Дороги Процессий, которая к ним вела, и фасад тронного зала
Навуходоносора II.

DSC00087 — joetric3 @ Flickr

Как строение воспринимается в наши дни

Сегодня античная памятка ‒ Пергамский алтарь, созданный в лучших архитектурных традициях Древней Греции, ‒ привлекает внимание туристов и историков со всего мира. Полностью реконструированное строение позволит рассмотреть детально размах, с которым люди античности и эллинской эпохи строили здания (рисунок 6)

Рисунок 6. Так памятник выглядит в наши дни

 Однако прикоснуться к древним мраморным плитам можно будет только в 2023 году, ‒ пока берлинский музей находится на плановой пятилетней реконструкции.

https://youtube.com/watch?v=WUgePp9T7Fs

Поделиться

  • 60

6.05.2019
5 298

История музея

Предпосылкой к созданию музейного комплекса послужило следующее событие — в 1878 году Карл Хуман во время строительства дороги случайно нашел части античного 120-метрового фриза с барельефами героев и богов. Это и был тот самый Пергамский алтарь Зевса, который сегодня является жемчужиной музейной коллекции.

Когда находку привезли в Берлин, оказалось, что выставить ее для всеобщего обозрения фактически негде. И тогда было решено построить Пергамон — отдельное здание, которое вместило бы не только этот артефакт, но также собрание античной и древнеазиатской скульптуры. В 1901 году был открыт первый музей, однако вскоре стало понятно, что постройка имеет существенные дефекты фундамента и ее нужно сносить.

Строительство второго здания под руководством архитектора Альфреда Месселя было начато в 1907 году, но в 1909 году мастер умер, и его дело продолжил Людвиг Хофман. Работа продвигалась медленно, вначале помешала Первая мировая война, а после — экономический кризис, и лишь в 1930 году музейный комплекс наконец-то принял первых посетителей.

К сожалению, на этом несчастья в истории Пергамона не закончились — во время Второй мировой войны здание было полуразрушено вследствие воздушных бомбардировок, а в 1945 году многие экспонаты были вывезены в СССР. Часть из них после вернулась в Германию, но некоторые и сейчас еще хранятся в Москве и в Санкт-Петербурге.

Пергамский музей

Двухэтажный Пергамский музей – сооружение неоклассического стиля, украшенное композициям дорических колонн на фасаде, возведено в 1930 году. Его назвали именем бесценной находки археологов – Пергамского алтаря Зевса, обнаруженного при строительстве инженером Карлом Хуманом на земле бывшего Пергамского царства в Турции. В древнем мире алтарь с горельефным изображением битвы Зевса с Титанами на фризе считался чудом света. Сегодня – это ценнейший экспонат музея, датируемый 180-160 годами до нашей эры. Для монументального алтаря с колоннадой, расположенного на 120-метровом фризе, специально проектировали огромный зал. Три музейных крыла отведены собраниям:

  • демонстрирующим предметы античного искусства Греции и Рима. Поражает вид Милетских ворот, строившихся древними римлянами в I веке нашей эры. Глядя на античные скульптуры, художественные полотна, мозаики и сокровища Трои, словно попадаешь на тысячелетия в прошлое
  • представляющим культуру Азии с 200 экспонатами, найденными в Анатолии, Месопотамии, Сирии. Прогуливаясь вдоль Вавилонских ворот, посвященных богине Иштар, поражаешься масштабной кирпичной арке со стенами. Ворота колоритно выделяются покрытием, украшенным разноцветной глазурью, орнаментами и золотистыми рельефными изображениями животных
  • раскрывающим богатое исламское искусство с предметами VII-XIX столетий, коллекцией ковров и фризом XVIII века с ажурной резьбой по камню, служившим декором дворца Мшатту. Интересный экспонат – Алеппская комната с росписями по деревянным панелям

В 2011 году в комплексе Пергамона открылась панорама, переносящая зрителей в гущу жизни горожан древнего Пергама II столетия до нашей эры.

Новый музей

Новый музей, созданный в 1855 году, сильно разрушили бомбардировками во Вторую мировую войну. Недавно он был восстановлен из руин в облике, максимально похожем на первозданный оригинал. Идентичность прослеживается на фасадах и внутри: в конструкции зальных сводов, мозаиках на полу и росписях. В возрожденном музее, раскрывшем свои сокровища экскурсантам в 2009 году, можно часами ходить по Египетскому музею и Музею доисторического периода и ранней истории, поражаясь уникальности подлинных историко-культурных предметов.

Египетская коллекция переносит во времена Древнего Египта 1500-500 годов до нашей эры, поражая сотней скульптур и бюстов фараонов, видом их гробниц и мумий. По статуэткам простых людей и предметам быта, маскам и одежде жрецов воссоздается картина жизни и верований древних египтян. Особо интересен Египетский двор, приподнятый с цокольного этажа до первого. В нем, словно парящем над другими залами, находится галерея портретов семейства фараона Эхнатона: его дочерей и супруги. Жемчужиной египетского собрания стал бюст Нефертити, созданный в XIV веке до нашей эры, найденный при раскопках в Тель-эль-Амарны.

В одном из залов размещены фрагменты древних стен с изображением иероглифов и рисунков, дающих представление об архитектуре Древнего Египта. Интерес представляют деревянные лодки, в которых плавали в эпоху фараонов в 3200—2240 годах до нашей эры. Вызывает удивление собрание древних папирусов с изящными рисунками и письменами. Размеры некоторых письмен настолько длинные, что достигают нескольких метров.

Музей доисторического периода и ранней истории собрал более 6 тысяч экспонатов с эпохи палеолита до Средневековья, найденных на территориях Европы и Азии. Тематические залы воссоздают эпизоды из жизни неандертальцев и кроманьонцев, показывая сцены охоты, быта, орудия труда. Один из залов иллюстрирует сюжеты германской и скандинавской мифологии, в остальных экспозициях — находки с Кипра, Древней Этрурии, культурное наследие древних греков и римлян.

В античной коллекции представлен обширный спектр предметов искусства и быта. Здесь выставлены: бюст греческого философа Сократа, галерея бюстов римских философов, изваяния богов, бронзовые предметы быта и ювелирные украшения, вазы, изделия из стекла и слоновой кости, музыкальные инструменты уникальной формы.

Самый таинственный затемненный зал отведен для уникального экспоната — Берлинской Золотой шляпы, созданной во времена прокельтской цивилизации в 1000—800 годах до нашей эры. Высочайшая в мире 88- сантиметровая шляпа выполнена из листового золота с изображением неизвестных знаков. Одни исследователи предполагают, что шляпа служила головным убором жрецов при погребальных обрядах, другие считают ее календарем древних кельтов. История шляпы остается загадкой для ученых.

Экспонаты музея

Благодаря раскопкам в Олимпии, Пергаме, Милете и Самосе Античное собрание значительно расширилось. В наши дни экспонаты Античного собрания распределены между двумя музеями – Старым и Пергамским. В экспозициях Пергамского музея посетителям представлены древнегреческие и древнеримские произведения искусства и архитектуры: скульптуры, письменность, мозаика, украшения из драгоценных металлов, изделия из бронзы. Но визитной карточкой Пергамского музея является Пергамский алтарь, ради которого, собственно, и было построено здание музея.

Пергамский музей

На основном скульптурном фризе алтаря, датируемого вторым веком до нашей эры, изображена драматическая битва богов-олимпийцев с Гигантами. Внутренний малый фриз посвящается жизни и деяниям Телефа, являвшегося легендарным основателем Пергама и почитавшегося пергамскими властителями, как родоначальник.

Заслуживают отдельного внимания и рыночные ворота из Милета, самого могущественного и богатого из ионийских городов в Малой Азии.

Рыночные ворота из Милета

В Переднеазиатском музее экспонируются коллекции, составленные при археологических раскопках в областях распространения шумерской, вавилонской и ассирийской культур. Сюда относятся как небольшие экспонаты, использовавшиеся в быту, так и монументальные памятники, рельефы и части архитектурных сооружений. Внимания посетителей, несомненно, заслуживают вавилонские ворота Иштар – восьмые ворота внутреннего города, сооруженные в 575 году до н.э. по приказанию царя Навуходоносора.

Ворота Иштар

Изумительно сохранились и фрагменты Дороги процессий, которая вела к этим воротам.

Музей исламского искусства, разместившийся ныне в стенах Пергамского музея, впервые открылся в 1904 году. Основой музейного фонда стала подаренная музею Вильгельмом фон Боде коллекция драгоценных ковров. Текстиль подобного рода до сих пор является основой экспозиции, кроме этого в музее экспонируются образцы исламского искусства и ремесел, включая арабскую письменность

В музее часто проводятся тематические выставки, к примеру, современные произведения искусства в выставке «Внимание, стекло!»

Стеклянные экспонаты музея

На сегодняшний день готовится мастер-план реконструкции берлинского Музейного острова. Пергамский музей станет центром ансамбля, который объединит здания Нового музея, Музея Боде, Старой национальной галереи и новое здание входа на Музейный остров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector