Парфенон — эталон античного зодчества

Чёрные дни Парфенона

Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.

Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.

Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).

В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.

После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).

Независимая Греция

Когда в 1832 году независимая Греция получила контроль над Афинами, видимая часть минарета была разрушена; остались нетронутыми только его основание и винтовая лестница до уровня архитрава. Вскоре все средневековые и османские здания, построенные поверх Акрополя, уничтожили. Тем не менее, сохранилась фотография Жоли де Лотбиньера с изображением небольшой мечети в целле Парфенона, которую опубликовали в альбоме Лербо Excursions Daguerriennes в 1842 году: первая фотография Акрополя. Эта территория стала историческим объектом, который контролировался правительством Греции. Сегодня он привлекает миллионы туристов каждый год. Они идут по дороге на западном конце Акрополя, через восстановленные Пропилеи вверх по Панафинейскому пути к Парфенону, который обнесён низким ограждением для предотвращения повреждений.

Спор связанный с мраморными скульптурами

Центром спора стали мраморные скульптуры вывезенные графом Элгином из Парфенона, которые находятся в Британском музее. Также несколько скульптур из Парфенона представлены в парижском Лувре, в Копенгагене, и в других местах, но более пятидесяти процентов находится в Музее Акрополя в Афинах. Некоторые до сих пор можно увидеть на самом здании. С 1983 года греческое правительство проводит кампанию по возвращению скульптур в Грецию из Британского музея.

Британский музей упорно отказывался вернуть скульптуры, а сменявшие друг друга правительства Великобритании не желали заставлять музей сделать это (что потребовало бы законодательные основания). Тем не менее, переговоры между высокопоставленными представителями греческого и британского министерств культуры и их юридическими советниками состоялась в Лондоне 4 мая 2007 года. Это были первые серьезные переговоры в течение нескольких лет, на которые возлагались надежды, что обе стороны смогут сделать шаг к приближению резолюции.

mosarchinform.ru, на фото:  колонны Парфенона в строительных лесах

10.

6. Статуя Афины в Парфеноне
В Нэшвилле была построена полномасштабная копия Парфенона и статуи Афины, созданные согласно научным данным (США). | Фото: newcecropia. blogspot.com.

Несмотря на то, что Парфенон не был культовым храмом, он создавался для того, чтобы в нем можно было разместить 12-ти метровую статую Афины Парфенос, которую создал Фидий. Легендарный скульптор и архитектор изобразил Афину в образе богини войны. Голову покровительницы украшал золотой шлем, в правой руке она держит статую крылатой Ники, а левой – опирается на щит. Каркас статуи, сделанный из дерева, щедро украшен слоновой костью и золотом. К сожалению, творение Фидия потеряно, но в Нэшвилле (США) можно увидеть полномасштабную копию Афины-Палады в современной интерпретации.

Бог Гефест в греческой мифологии

Гефест, сын Зевса и Геры, в пылу ссоры между родителями упал с Олимпа на земли острова Лемнос, который возник из вулканической породы. Божественные силы не уберегли его от увечья, при падении молодой бог повредил ногу и навсегда остался хромым.

По описаниям в легендах, боги Олимпа проводили основную часть времени в праздных забавах и пышных гуляниях, но Гефесту пришлось осваиваться на земле и много трудиться. Он повелевал вулканами и огнем, и, как следствие, кузнечным ремеслом. Сам бог славился особым мастерством и достижениями в кузнечном деле. Именно он создал доспехи с оружием для Ахиллеса, сделав его почти неуязвимым. Только «ахиллесова пята» позволила победить героя.

Скульптуры Парфенона — мифы в камне

Дорический фриз фасада был украшен барельефами, изображающими сцены единоборств: битва лапифов и кентавров — с восточной стороны, греков и амазонок — с южной, богов и гигантов — на севере, и участников Троянской войны — на западе. Скульптурная композиция на восточном фронтоне посвящена мифу о рождении Афины. Как и положено богиням, Афина появилась на свет необычным образом, а именно — из головы Зевса. Легенда гласит: Зевс проглотил беременную жену, чтобы предотвратить рождение сына, который бы свергнул его с трона. Вскоре бог-громовержец почувствовал сильную боль, и тогда кузнец Гефест ударил его по голове, и оттуда выпрыгнула Афина.

Восточный фасад храма

На западном фронтоне в камне увековечен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой, когда подаренное Афиной масличное дерево было признано более ценным даром, чем источник морской воды, высеченный в скале трезубцем Посейдона. По периметру внешних стена храма на высоте 11 метров от пола непрерывной лентой тянулся ещё один фриз, ионический. Его рельефы иллюстрируют сцены из традиционной церемонии празднования «Дня рождения богини Афины» — Панафинеи. Здесь изображены всадники, колесницы, музыканты, люди с жертвенными животными и дарами и др. На восточном торце представлено окончание процессии: жрец принимает от афинянки пеплос — новое одеяние, сотканное для Афины. В древности в Парфеноне размещалась сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза.

Фрагмент восточного фасада храма

А в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из золота и слоновой кости. Увы, оригинал статуи не уцелел до наших дней. В музеях мира можно увидеть лишь копии шедевра Фидия, воссозданные по описаниям.

Культ Афины

Одной из самых почитаемых богинь Древней Греции была Афина – дева-воительница, отвечавшая за справедливое ведение войны, покровительница искусств и ремесел.

Афина имела нехарактерный для древнегреческих богинь облик, ее отличали мужская атрибутика одеяния и наличие оружия. Тем не менее, она слыла одной из прекраснейших представительниц Олимпа.

Одна из дочерей верховного бога Зевса, Афина была более почитаема, чем ее отец. Во славу богини древние греки строили многочисленные храмы и отправляли культы.

Одно из самых величественных и красивых сооружений, возведенных в честь справедливой воительницы, считается храм Афины Алеи в Тегеи.

Кикладский музей

Загадочные артефакты давно ушедших столетий встретят вас в музее, открытом в 1986 году и ставящим во главу угла знакомство посетителей с искусством давно ушедших цивилизаций — земель, омываемых Эгейским морем. Акцент уникальной коллекции ставится на объектах, иллюстрирующих жизнь обитателей островов Киклады, лежащих к юго-востоку от греческого побережья. Возраст экспонатов, которым посвящен второй этаж уютного особняка, — III–II тысячелетие до н. э. Жемчужина выставки — женские фигурки идолов, вырезанные из мрамора. На первом этаже проходят временные экспозиции. На третьем вы найдете произведения искусства Древней Эллады, а четвертый этаж знакомит с сокровищами кипрской культуры с 4 столетия до н. э. до Средних веков.

Адрес: Neophytou Douka, 4. Экспозиции можно осмотреть ежедневно с 10:00 до 17:00 (в четверг — до 20:00). Выходной — вторник. Посещение обойдется вам в 7 € (полный билет) и 3,5 € (льготный).

Коринф — история взлетов и падений древнего города

Как уже говорилось выше, Коринф имел два важнейших порта, позволявших его купцам выходить в морские заливы. Это могло означать лишь одно: горожане могли успешно торговать, а значит — были обеспечены всем необходимым. Стоит отметить, что до захвата Коринфа римлянами, он был влиятельнее и могущественнее великих Афин. Если в Афинах мудрецы рассуждали о предназначении человека в этом мире, а в Спарте воины совершенствовали свое боевое искусство и, зачастую, массово гибли в кровопролитных сражениях, то коринфяне были куда более прагматичными: они вели бесперебойную торговлю с соседними городами и даже другими странами.

Кроме этого существуют подтвержденные данные, что в 7-м веке до нашей эры, во время правления Периандра, город даже основал собственные колонии, в частности, колонию в Албании. Также Коринф был одним из девяти могущественных городов, создавший колонию Навкрадита, позволившую торговать с Древним Египтом. Интересен и тот факт, что Периандра некоторые историки относят к легендарным «семи мудрецам». Именно он попытался первым прорыть канал, который бы соединил Саронический и Коринфский залив.

Справедливости ради стоит уточнить, древнему правителю это не удалось. Забегая далеко вперед, хотелось бы сказать, что идею Периандра удалось воплотить в жизнь только лишь в 1893 году. После правления Периандра город переживал времена расцвета. Сохранилась до наших дней даже древняя поговорка, которая примерно гласит: «Не каждый сможет приплыть в Коринф». Трактовать ее можно лишь так: в роскошном городе, наиболее могущественном во всей Древней Греции, жизнь была очень дорога. Позволить себе наслаждаться всеми благами мог только коренной житель Коринфа или богатый гость.

В Коринфе возвышался и приводил всех в восхищение прекрасный храм проституток…. Да-да, вы нисколько не ослышались, именно храм проституток! В этом нет ничего удивительно, ведь эта профессия куда древнее самого Коринфа. Этот храм был посвящен богине Афродите, которая, как известно из древнегреческих мифов, была покровительницей любви, в том числе, и плотской.

Амфитеатр

Жители Коринфа сумели настолько все продумать, что им практически не приходилось работать. По некоторым данным, коренное население древнего Коринфа составляло ни много, ни мало – 300 тысяч человек, что по тем временам было для Греции чем-то из области фантастики. Комфортную жизнь им обеспечивали более чем полмиллиона (!) рабов.

Если обратить внимание на историю любого города, или даже целой империи, можно заметить, что период наибольшего расцвета всегда предшествует упадку. Не исключением стал и город Коринф, который был разрушен римским стратегом и великим воином Луцием Муммием Ахейским

Кроме своего таланта, позволявшего ему покорять города и государства, военачальник имел склонность к жестокости: он вырезал всех мужчин в Коринфе, а молодых девушек, женщин и их детей продал в рабство. Город с его храмами, двумя портами и массой жилых домов тиран попросту разрушил и сжег дотла.

После Луция Муммия Ахейского, город, который начинал вновь отстраиваться и «оживать», начали преследовать неудачи. Можно сказать, сами боги разгневались на Коринф: страшнейшие землетрясения, происходившие в 375 и 551 году, стирали с лица земли все постройки коринфян. В 395 году завоеватель Аларих вновь разграбил город, убил большую часть его жителей, а чудом уцелевших, продал в рабство. В 13-м веке Коринф, как и многие другие греческие города, становится частью Османской империи. Лишь в 1830 году, практически полностью разрушенный Коринф, в ходе войны за независимость, продлившейся почти девять лет, вновь получает шанс на самостоятельность.

Стоит заметить, что в 1833 году, именно Коринф хотели провозгласить столицей свободной Греции, которой покровительствовала Германия. Этот факт говорит о том, что Коринф, несмотря на разрушения и разграбления, все же имел важнейшее для всей Греции стратегическое значение. Но, как все знают из истории, столицей Греческого Королевства стало небольшое и малонаселенное в те времена поселение под названием Афины.

Римские бани

Все вышесказанное — лишь малая часть длинной и запутанной истории старейшего города Греции Коринфа. Описать ее всю в одном материале вряд ли получится, да и многие мнения историков в настоящий момент еще не подкреплены фактами, а опираются, как уже было сказано, лишь на находки археологов. Экспонаты, извлеченные из под земли в ходе раскопок, могут говорить о культуре, быте, верованиях древнего народа, населявшего город, и даже о временах варварских разграблений. Однако никак не могут с предельной точностью подтвердить ту или иную важную дату, относящуюся к древнейшей истории Коринфа.

Парфенон — великолепный образец дорического стиля

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм — прямоугольное здание, обрамлённое колоннадой. Согласно стандартам древнегреческой архитектуры, число колонн бокового фасада на 1 единицу больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне здания (применительно к Парфенону – 8 и 17). Древние зодчие придали массивному храму изящность, разработав систему оптической корректировки. На расстоянии прямые линии воспринимаются как слегка вогнутые, и чтобы устранить этот «дефект» архитекторы сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые колонны немного наклонили к центру, тем самым добившись видимости прямизны.

Южный фасад храма

Храм Ники Аптерос

Памятником классического искусства Греции красуется на территории Акрополя небольшой храм, возведенный примерно в 427 году до н. э. — в период Пелопонесской войны. Афиняне, мечтающие о скором триумфе над поверженной Спартой, поместили в святилище деревянную статую Ники. В Греции богиня победы всегда изображалась с крыльями за спиной. Но жители, возжелавшие, чтобы небожительница навечно осталась в городе, лишили статую ее традиционных атрибутов.

До наших дней Храм Аптерос (бескрылой), возвышающийся на трехступенчатом основании, дошел почти в первозданном виде. После последней реставрации 2000 года созданное из каменных блоков изящное здание длиной 9,56 м и шириной 6,8 м все также украшают ионические колонны и рельефы с изображением военных баталий. Время не пощадило только несколько фронтовых колонн и крышу сооружения.

Парфенон – один из лучших примеров греческой архитектуры

Парфенон стал одним из знаковых образцов архитектуры древних греков, которые его создавали в виде периптера — храма, окруженного колоннами в дорическом порядке. Конструкция сооружения размером 30,9 на 69,5 метров состоит из двух внутренних палат (целл). В восточной целле была установлена 12-ти метровая статуя богини Афины. В западной палате располагалось главное казначейство Союза греческих городов-государств (Делианская Лига) в ней могли находиться исключительно священники, которые и отвечали за сохранность казны.

Учитывая, что Парфенон строился в лучших традициях архитектурных канонов дорического ордена, а это означает, что его колонны имеют резные валы и простые капители. Впечатляющие фронтоны, которые венчали каждый угол здания, были украшены скульптурами, а сплошной фриз проходил вокруг каждой внутренней палаты и перемычек колонн.

Храм Ники Аптерос: почему богиня победы без крыльев?

Среди античных сооружений Акрополя храм Ники Аптерос (TempleofAthenaNike) занимает особое место. Изящное строение отличается от монументальных руин других построек. Специалистов удивляет место, где находится храм – перед воротами, а не за ними, как все другие сооружения. Святилище Ники нарушает симметрию Акрополя, который застраивался по плану. Даже название вызывает споры. Храм Ники считают самым странным сооружением Акрополя. Но это не мешает многочисленным туристам восхищаться его очаровательными очертаниями. А после захода солнца, когда включают подсветку, античный храм выглядит просто волшебно. Фото достопримечательности и краткое описание размещены на всех туристических проспектах Афин.

Разрушение

В 1687 году Парфенон сильно пострадал в величайшей катастрофе, которая когда-либо случалась с ним за долгую историю. Для атаки и захвата Акрополя венецианцы послали экспедицию под руководством Франческо Морозини. Османские турки укрепили Акрополь и использовали Парфенон в качестве погреба для боеприпасов — несмотря на опасность такого использования после взрыва 1656 года, когда серьезно пострадали Пропилеи — и приюта членов местной турецкой общины. 26 сентября венецианский миномётный выстрел, сделанный с холма Филопаппа, взорвал погреб и частично разрушил здание. Взрыв вдребезги разнёс центральную часть здания и вызвал обвал целлы. Греческий архитектор и археолог Корнелия Хатзиаслани пишет, что «…три из четырех стен святилища почти обвалились и три пятых скульптур из фриза упали. Очевидно, что ни одна из частей крыши не осталась на месте. Упали шесть колонн с южной стороны и восемь с северной, а также ничего не осталось от восточного портика, за исключением одной колонны. Вместе с колоннами обрушился огромный мраморный архитрав, триглифы и менотопы». При взрыве погибло приблизительно триста человек, которых засыпало мраморными обломками возле турецких защитников. Он также вызвал несколько больших пожаров, которые горели до следующего дня и уничтожили много домов.

Во время конфликта были сделаны записи, по поводу того, было ли это разрушение преднамеренным или случайным; одна из таких записей принадлежит немецкому офицеру Зобифольски, в которой говорится, что турецкий дезертир выдал Морозини информацию о том для чего турки использовали Парфенон, ожидая, что венецианцы не будут целиться в здание такой исторической важности. В ответ Морозини направил артиллерию на Парфенон

Впоследствии, он пытался награбить скульптуры из руин и вызвать дальнейшие повреждения здания. Когда солдаты попытались снять скульптуры Посейдона и лошадей Афины с западного фронтона здания они упали на землю и разбились.

В следующем году венецианцы отказались от Афин во избежание конфронтации с большой армией турков, собранной в Халкиде; в то время венецианцы учли взрыв, после которого от Парфенона и остальной части Акрополя почти ничего не осталось, и откинули возможность его дальнейшего использования турками в качестве крепости, однако такая идея и не преследовалась.

После того, как турки отбили Акрополь, они возвели в стенах разрушенного Парфенона  небольшую мечеть, использовав руины от взрыва. За следующие полтора века разграбили оставшиеся части сооружения, на строительные материалы, и другие ценности.

XVIII век был периодом «больного человека Европы»; в результате многие европейцы смогли посетить Афины, а живописные руины Парфенона стали объектом множества картин и рисунков, подстёгивая рост филэллинов и помогая пробудить сочувствие Великобритании и Франции ради независимости Греции. Среди этих ранних путешественников и археологов были Джеймс Стюарт и Николас Реветт, которым «Общество дилетантов» поручило исследовать руины классических Афин.

Они создали рисунки Парфенона, при этом производя замеры, которые в 1787 году опубликовали в двух томах Antiquities of Athens Measured and Delineated (Древности Афин: измеренные и изображённые). В 1801 году британский посол в Константинополе, граф Элджин, получил сомнительный фирман (указ) от султана, чьё существование или легитимность не доказаны до сегодняшнего дня, сделать слепки и рисунки древностей Акрополя, и снести последние здания, при необходимости рассмотреть древности, и убрать скульптуры.

Стадион Панатинаикос

В 566–565 гг. до н. э. стадион, трибуны которого изготовлены из белого мрамора горы Пенделикон, принял первые в истории планеты Олимпийские игры. Ради них приостановились все мировые войны. Грандиозное сооружение в форме подковы возвели еще в 329 году до н. э. Его остатки были обнаружены в ходе археологических раскопок середины XIX столетия.

Конструкция Панатинаикоса отличается от нынешних стадионов. В частности, беговые дорожки проигрывают в длине современным «трассам». Сегодня обрамляющие овальную арену (площадь — 6 784 м2) трибуны могут вместить около 80 100 человек. В 2004 году здесь вновь состоялись Олимпийские игры. Живописное место среди афинских холмов ежедневно заполняют сотни туристов. Самые любознательные посещают подземный олимпийский музей, скрытый за коваными решетками. Кроме того, Панатинаикос служит для проведения концертов Open Air.

Устройство Парфенона в афинском Акрополе

Для постройки Парфенона был выбран мрамор особого качества — пентелийский. Будучи белым при добыче, он впоследствии, под действием лучей солнца, принимал различные оттенки, благодаря содержанию в нём железа. На северной стороне мрамор приобрёл пепельно-серый оттенок. Южная сторона, получая более интенсивное освещение, стала желтоватая с золотистым оттенком. Храм представляет собой прямоугольное сооружение, обрамлённое со всех сторон колоннами: со стороны главных фасадов — по восемь, со стороны боковых — по семнадцать, учитывая угловые колонны.

Главными архитекторами Парфенона называют Иктина и Калликрата. При строительстве Парфенона впервые был опробован в полной мере новый архитектурный приём, открытый Иктином, – это курватура (от лат. — кривизна). Наблюдателю только кажется, что храм состоит из правильных геометрических форм и линий, в действительности же, данное сооружение практически не имеет прямых линий. Курватура – это тщательно рассчитанная кривизна, которая вносит оптические коррективы в некоторые неизбежные погрешности нашего зрения. Поразительно, насколько детально и скрупулёзно всё было продумано!

Все ряды цоколя разной высоты, но разница настолько мала, что её можно ощутить при подъёме, а визуально все три ступени равны. Первая ступень, лежащая на скале, ниже всех, а верхняя – самая высокая. Если бы ступени были одинаковыми, то зрительно казалось бы, что верхнюю сдавила тяжесть здания. При этом каждая ступень слегка выпуклая, а стилобат, то есть верхняя поверхность ступенчатого цоколя, слегка повышается к центру. А если бы все поверхности были строго горизонтальными, то при взгляде от кромки они казались бы вогнутыми. Вот ещё пример зрительного обмана — все колонны нам только кажутся одинаковыми, стоящими параллельно друг другу и перпендикулярно основанию. На самом деле, это не так — у каждой колонны есть свой градус угла наклона внутрь здания. Угловые колонны больше в диаметре, хотя и выглядят как все, и имеют наименьший угол наклона. Благодаря этому наклону колонны составляют единое целое и вместе несут тяжесть всех карнизов и фронтонов. Возможно, за этим стоит и такой замысел – мысленно продолжив оси колонн вверх в небо над храмом, легко можно представить пирамиду, устремлённую ввысь.

Самым главным украшением Парфенона была, разумеется, огромная статуя самой богини Афины Парфенос работы Фидия. Она, к сожалению, не сохранилась, и познакомиться с ней мы можем, читая восторженные отзывы из далёкого прошлого. Эта величественная фигура находилась внутри храма и поражала своей красотой. Остов статуи (около 12 метров) был деревянный, открытые части тела выполнены из слоновой кости, одежда и украшения, шлем были золотые. По свидетельствам древних историков, золота для создания всех необходимых деталей потребовалось более тонны. Левую руку Афина положила на щит, находящийся у её ног, а в правой — у неё статуя богини победы Ники, выполненная в рост человека. Статуя Афины была расположена таким образом, чтобы через специальные отверстия в крыше на неё попадали солнечные лучи. Утверждают, что, сверкая в полумраке, эта фигура производила неизгладимое впечатление. В национальном музее Афин находится статуя Афина Варвакион, выполненная из мрамора, считающаяся достаточно точной копией Афины Парфенос.

Парфенон, как и другие сооружения афинского Акрополя, испытал многое – из него вывозили украшения при завоеваниях, переделывали в церковь, принимая христианство, а, будучи под властью Османской империи, создали в нём мечеть. В турецко-венецианской войне Парфенон был разрушен, это было в 1687 году. Памятником античного наследия Парфенон был признан в 1834 году. Началась постепенная реставрация всего афинского Акрополя. Сейчас афинский Акрополь – одна из главных достопримечательностей Греции, его можно посетить самостоятельно или в рамках экскурсионного тура.

Храм Гефеста

Гефест — древнегреческий бог огня и металлообработки. Среди обитателей Олимпа он был единственным богом, имевшим физический недостаток — он был хромым. Кроме того, Гефест был единственным богом, который занимался тяжелым физическим трудом, он работал кузнецом и в его обязанности входил ремонт поврежденных доспехов Ахиллеса. Кроме того, храм был посвящен богине-воительнице Афине, которая являлась символом города, покровительствовала гончарному ремеслу, а также некоторым другим.

Строительство храма осуществлялось в 449-415 годах до н.э. Имя архитектора, к сожалению, неизвестно, но многие исследователи считают, что это был тот же мастер, который возводил храм Ареса на Агоре и некоторые другие постройки.

Храм Ники Аптерос: почему богиня победы без крыльев?

Среди античных сооружений Акрополя храм Ники Аптерос (TempleofAthenaNike) занимает особое место. Изящное строение отличается от монументальных руин других построек. Специалистов удивляет место, где находится храм – перед воротами, а не за ними, как все другие сооружения. Святилище Ники нарушает симметрию Акрополя, который застраивался по плану. Даже название вызывает споры. Храм Ники считают самым странным сооружением Акрополя. Но это не мешает многочисленным туристам восхищаться его очаровательными очертаниями. А после захода солнца, когда включают подсветку, античный храм выглядит просто волшебно. Фото достопримечательности и краткое описание размещены на всех туристических проспектах Афин.

Церковь святых Феодоров (Афины)

На месте, где стоит современный храм, стояла более ранняя маленькая церковь, об этом свидетельствует надпись, находящаяся на западной стене «…και μικρον και πήλινον και σαθρον λίαν…» и говорящая о храме «…маленьком, глиняном и довольно ветхом…».

Эта же надпись нас информирует о том, что новую церковь построил спафарокандидат (византийская должность) военный офицер Николаос Каломалос. Во второй надписи упоминается дата возведения – 1049 или 1065 г. После освобождения Греции памятник был восстановлен, на работы предоставили средства среди прочих короли Греции Отон и Амалия.

Храм построен на руинах римской виллы. По своей архитектуре он принадлежит редкой разновидности крестово-купольного вписанного храма, где восьмигранный барабан купола опирается на две колонны с восточной стороны и два столпа, вмонтированных в западную стену. В восточной части расположен трехчастный алтарь и трехгранными с внешней стороны апсидами.

Храм Агии Феодори (Святых Феодоров) находится в центре Афин, рядом с площадью Клафмонос.

Руины храма Зевса Немейского

Юго-западнее Коринфа, в нескольких километрах от дороги к Микенам расположен древний город — знаменитая Немея. Здесь разворачивалось место действия мифов о героическом подвиге Геракла, одолевшего Немейского льва. В античные времена Немея была знаменита еще и тем, что с VI века до н. э., как и в Олимпии, здесь проводились спортивные состязания, которые в 270 году до н. э. были перенесены в Аргос. Центром игр был храмовый комплекс, который детально исследован археологами. Главная постройка комплекса — храм Зевса Немейского. До наших дней сравнительно неплохо сохранились только три стройные дорические колонны, возвышающиеся над руинами. Помимо храма Зевса в городе сохранилось еще несколько атичных построек, а также прекрасный музей археологии и один из древнейших в Греции стадионов вместимостью 40 тысяч зрителей, на стенах которого нанесены имена знаменитых атлетов античности.

Парфенон – храм трех религий

Судьба Парфенона сложилась так, что он стал местом, где звучали слова трех религий – язычества, православия и ислама. История величия храма длилась недолго.

Парфенон, Афинский Акрополь (Carole Raddato / flickr.com)

Последним правителем, почитавшим мудрую богиню, был Александр Македонский. В дальнейшем Афины подвергались многочисленным захватам. Храм был разграблен, со статуй была снята позолота, сами же скульптуры варварски уничтожались. Однако культ богини Афины был настолько высок среди афинян, что святилище неимоверными силами горожан было восстановлено, несмотря на то, что казна была фактически разграблена.

После восстановления храм действовал еще 800 лет и стал последним пристанищем язычества на территории современной Греции. С приходом христианской власти языческие традиции в городе все еще были сильны. Дабы пресечь идолопоклонничество в IV в. н. э. обитель Афины превратили в православную церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Сооружение было перестроено в соответствии с канонами православной архитектуры, но в целом оно выглядело, как и прежде. В новой ипостаси храм стал привлекать паломников со всего православного мира. За словами поддержки служителей новой «старой» святыни прибегали императоры и полководцы.

Реконструкция Парфенона (Emiliano Felicissimo / flickr.com)

В XV в. Греция попала под влияние Османской империи. Новые власти первым делом поспешили избавиться от христианских символов, и Парфенон на этот раз обрел черты мусульманских мечетей. Однако помимо иссечения христианских сюжетов и слов, никаких кардинальных изменений во внешнем облике храма не произошло. В XVII в. во время военного столкновения Османской империи со Священной лигой, стены Парфенона были практически разрушены.

В 1840 г. начались реставрационные работы, которые вдохнули новую жизнь в культовое сооружение. Процесс восстановления с переменным успехом ведется и в наши дни.

Сегодня судьба Парфенона вновь находится под угрозой. Финансовые проблемы, которые начались после вступления страны в ЕС, стали главными препятствующим факторами на пути возрождения величайшего памятника истории.

5.

2. Происхождение названия Парфенон
Статуи Парфенона до сих пор считаются каноном изобразительного искусства (Афины, Греция). | Фото: afocusonflorida.com.

Название Парфенон происходит от греческого слова , которое переводится как «квартиры для незамужних женщин». Считается, что это слово относится конкретно к одной комнате в Парфеноне, хотя историки до сих пор спорят, какая именно это комната. На данный момент существуют разные теории, вполне возможно, что название храма имеет в виду дев (parthenoi), которые участвовали в жертвоприношениях богине Афины, именно это действо и гарантировало безопасность города.

Преображенский храм (Коттаки)

Храм крестово-купольный первой половины XI-го века. Принадлежал к характерным образцам афинской византийской церковной архитектуры.

Первоначально храм был посвящён Спасительнице Богородице (Σώτειρα Παναγία). Впоследствии стал посвящён Преображению Господня, но известен под названием Спасителя Коттаки (Σωτείρα Κοττάκη), по имени ктитора (основателя) церкви. Византийские росписи не сохранились. Немногочисленные сохранившиеся старые росписи принадлежат к пост-византийскому, XVIII веку. Однако в церкви хранятся несколько икон византийского периода, самой известной из которых является икона Богородицы «Новая Госпожа» (Παναγία Νέα Κυρά) XIV века.

В годы Греческой революции храм сильно пострадал, как от непосредственных разрушений, причинённых храму турками, так и в результате боёв, происходивших вокруг Акрополя, бывшего в те годы крепостью.

Храм находится в начале улицы Кидафинеон в центре района Плака.

Новый архитектурный шедевр

Падение храма привело в ужас людей, так как они не хотели лишаться покровительства доброй богини. И все же его реконструкция немного затянулась, а причиной тому стали политические реформы, благодаря которым образовалась великая Аркадская Лига. Именно этот союз позволил эллинам окончательно сбросить с себя оковы рабства Спарты.

После того как мир воцарился на большей части Аркадии, власть Тегеев взялась за восстановление храма Афины Алеи. В качестве главного архитектора был выбран Скопас. Творения этого гения уже давно поражали всю Грецию своей красотой и величием, не говоря уже о том, что он был творцом многих храмов того времени.

Сама же реконструкция началась в 465 году до н. э. и заняла несколько лет. Но оно того стоило, ведь новое строение вышло намного величественнее, чем предшествовавшее ему.

Фигура Гефеста в древнегреческом мифе

В мифе Гефеста породили громовержец Зевс и его ревнивая супруга Гера. По преданию между божественными супругами в очередной раз произошла ссора, во время которой Гефеста сбросили с Олимпа. Упав, он попал на остров Лемнос, образовавшийся после грандиозного извержения вулкана. Божественное происхождение не помогло Гефесту остаться целым и невредимым: падение привело к перелому ноги, впоследствии Гефеста стала мучить хромота.

При внимательном исследовании всех греческих мифов, рассказывающих о жизни богов, и детальном рассмотрении уцелевших фресок и мозаики становится понятно, что для всех богов Олимпа было характерно праздное времяпрепровождение. Когда торжества и празднества им наскучивали, они начинали принимать непосредственное участие в жизнях и судьбах полубогов и людей.

И только один бог постоянно трудился, легко догадаться, что это и был Гефест, именно его мифы представляли в виде бога-кузнеца, покровителя огня и вулканов. Гефесту было дано умение создавать невероятной красоты оружие и прочные доспехи для героя Греции Ахиллеса, который впоследствии был поражен в единственное уязвимое место — «ахиллесову пяту».

Сергей Архипкин

Описание

К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.

Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.

А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector