Архитектура испании: стили, известные архитекторы и образцы зодчества
Содержание:
- Музей Гуггенхайма (Бильбао)
- Дом Бальо
- Дух волшебства в творчестве Антонио Гауди – Парк Гуэля
- Забвение Гауди
- Устройство
- Иллюзии в творчестве архитектора – Дом Фигерас
- Ранние работы
- Отель W (Барселона)
- Дом Мило
- Творчество Антонио Гауди: Павильоны Усадьбы Гуэль
- Колледж Ордена Святой Терезы (Collegi De Las Teresianes)
- Встреча с Гуэлем
- Романская архитектура Испании
- Королевский сад в стиле Гауди
- Выражение стиля Гауди в архитектуре парка Гуэлья
- Современная архитектура Испании
- Стоимость посещения
- Знакомство Гауди с Гуэлем
Музей Гуггенхайма (Бильбао)
Строительство музея Гуггенхайма стал поворотным пунктом в современной архитектуре в Испании
Этот музей, построенный на месте старого пирса в порту Бильбао, позволил городу гордо войти в двадцать первый век и привлечь внимание международного сообщества. Его архитектор Фрэнк О
Гери создал абсолютно захватывающую вселенную из прямых и кривых линий, титановых плит и камня. Строительство здания было настолько тяжелым, что Франк О. Гери был вынужден использовать сложное программное обеспечение, которое обычно используется в аэрокосмической промышленности.
Музей Гуггенхайма (Бильбао) фото megapiksel (flickr)
Дом Бальо
Дом текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса был построен в 1877 г., а в 1904 г. принялся за его перестройку архитектор Гауди, работы которого к тому времени были популярны и известны далеко за пределами города. Он сохранил изначальную структуру здания, которое боковыми стенами примыкало к двум соседним строениям, и кардинально изменил два фасада (на фото — парадный), а также перепланировал бельэтаж и нижний этаж, создав для них авторскую мебель, добавил подвал, мансарду и ступенчатую террасу крыши.
Световые шахты внутри были объединены в дворовую площадку, и это позволило улучшить не только освещение, но и вентиляцию. Многие историки и искусствоведы придерживаются мнения о том, что дом Бальо – это начало нового в творчестве мастера этапа. С этого момента архитектурные решения Гауди становятся исключительно его собственным видением пластики мира, без оглядки на какие-либо архитектурные стили.
Дух волшебства в творчестве Антонио Гауди – Парк Гуэля
Наверное, все видели изображение этой достопримечательности, которая является одним из символов Барселоны, на сувенирной продукции. Парк Гуэля отлично подходит для описания богатой фантазии архитектора и характеристики его творчества.
Эусеби Гуэль привез идею создания парковой территории в Барселону из Англии. Он планировал создать зону, где будут проживать исключительно важные для развития Барселоны люди. Но идея быстро была отвергнута большинством жителей. Возведены только 3 выставочных дома, в которых проживали Эусеби Гуэль, Антонио Гауди и их общий друг-адвокат. Спустя годы городской совет Барселоны приобрел территорию для создания городского парка.
Дух волшебства в творчестве Антонио Гауди – Парк Гуэля
Антонио Гауди справился с поставленной задачей на высшем уровне, спланировав единый комплекс из инженерных систем, элегантных архитектурных форм и великолепного зала «100 колонн». На крыше зала можно заметить большую площадь, которая обрамлена по периметру яркой изогнутой скамьей. Одна из лучших задумок в творчестве архитектора.
Забвение Гауди
Стиль Гауди восхищал художников и скульпторов-сюрреалистов, абстрактных экспрессионистов на протяжении всей его жизни. Но после смерти архитектора его работами стали пренебрегать. Они потеряли интерес и популярность.
Как в своё время люди устали от барокко, так в 1930 годах стали игнорировать и слишком выразительный стиль Гауди. На его родине, в Каталонии, участники нового культурного движения Ноусентисм, пришедшего на смену испанскому Модернисму (Modernisme), смотрели на стиль Гауди свысока.
Во время гражданской войны в Испании в 1936 году его великая работа, Sagrada Familia, подверглась разграблению. Огромное количество документов, моделей и планов по её завершению были утеряны для истории.
В 1950-м году Сальвадор Дали высказал своё восхищение работами Гауди и его стилем. Его поддержал архитектор Жозеп Луис Серт. К столетию рождения каталонского зодчего была основана Ассоциация друзей Гауди (Asociación de Amigos de Gaudí) с целью распространения и сохранения его наследия.
Четыре года спустя, в 1956 году, в Сало-дель-Тинелл в Барселоне организовали ретроспективу. В Политехническом университете Каталонии с целью углублённого изучения его работ и их сохранения создали кафедру Гауди.
Устройство
Два павильона у входа в парк
Центральный вход с двумя совершенно фантастическими по форме домиками является наиболее замечательным уголком парка. Правый павильон с пинаклем, увенчанным типичным для Гауди пятилучевым крестом, был предназначен под контору администрации парка, левый павильон был построен для привратника. Причудливый декор этих сказочных домиков делает их скорее скульптурными, нежели архитектурными произведениями. Парадная лестница с фонтанами ведёт в гипостильный зал, известный как «Зал ста колонн». На нижней площадке лестницы помещён любимый персонаж Гауди — мозаичная Саламандра, средняя площадка украшена медальоном с четырёхполосным каталонским флагом и головой змеи, а на верхней террасе, являющейся центром всего паркового ансамбля и расположенной над гипостильным залом, находится длинная, изогнутая в форме морского змея скамья. При создании декора этой скамьи Гауди сотрудничал с одним из своих учеников Жузепом Марией Жужолем (кат. Josep Maria Jujol i Gibert). Именно последний создал знаменитые коллажи из осколков керамических изразцов, битого стекла и других строительных отходов, опередившие многие произведения абстракционизма и сюрреализма. Профилю скамьи была придана специальная форма, совпадающая с очертаниями тела сидящего человека. Гауди добился этого, усадив рабочего на непросохшую глину и «замерив» таким образом изгиб спины.
«Зал ста колонн» на самом деле содержит 86 дорических колонн и имеет хорошую акустику, что часто используется местными музыкантами. Его потолок, имеющий замысловатую форму, украшен мозаикой и фальшивыми замка́ми всё с той же причудливой керамической облицовкой, что и скамейка парка. Под главной эспланадой находится скрытая система ливневой канализации, использовавшейся для водоснабжения парка: вода попадала в специальную цистерну по трубам, помещённым внутри колонн. От главной площади парка и вокруг него протянута сеть пешеходных дорог и тропинок, ведущих в прогулочные аллеи, построенные Гауди из местного камня и за свой причудливый вид получившие название Птичьих гнёзд. «Гнёзда» выступают прямо из склонов холма и кажутся сросшимися с ним, а внутреннее пространство каменной галереи, организованное при помощи наклона колонн и опорных стен создаёт зачаровывающую игру перспективы.
На территории парка расположен Дом-музей Гауди. Он был открыт в его бывшем особняке в 1963 году Обществом друзей архитектора и содержит образцы мебели, созданной Гауди, в частности, мебель из дома Бальо и дома Мила.
В 1962 году архитектурный ансамбль Парка был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году — памятником национального значения, а в 1984 году парк Гуэль вместе с другими творениями Антонио Гауди включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Парк «от руки»
Гуляя по парку, можно предположить, что архитектор создавал это чудо без специальных расчетов, а как бы от руки. Все постройки здесь кажутся сказочными, нарисованными, они не имеют острых углов и прямоугольных форм.
У входа посетителей встречают два пряничных дома. Их вентиляционные трубы выглядят как два мухомора. За домиками – лестница. Она ведет в зал «ста колонн». Колонн в этом зале только 86, но зато какие! Барселонцы часто используют зал для концертов, потому что в нем отличная акустика. А, по задумке, он в нем должен был размещаться рынок для местных жителей. Интересно, что в колоннах спрятана система водоснабжения города-сада. Когда идет дождь, то вода по специальным желобам внутри колонн стекает в специальный бак, расположенный под землей.
За залом расположен театр в греческом стиле. Раньше здесь проводились муниципальные собрания. Периметр театра украшает знаменитая извилистая скамейка. Здесь можно и отдохнуть, и полюбоваться местными пейзажами, и, конечно же, сфотографироваться.
Несмотря на то, что лавочка сделана из камня, сидеть на ней очень удобно
Гауди принимал во внимание анатомические формы человека среднего роста, когда создавал этот свой шедевр. А мозаику выкладывал из битой посуды и бутылок, которые по его приказу на место строительства приносили рабочие
От центральной площади парка в разные стороны расходятся семь пешеходных аллей, которые часто называют «птичьими гнездами» из-за причудливых изогнутых форм.
Иллюзии в творчестве архитектора – Дом Фигерас
К творчеству Антонио Гауди относится любопытный дворец в неоготическом стиле, который знаменит как Дом Фигерас.
Проект создает иллюзию возвышенности благодаря увеличению высоты разных частей строения и применению для конструкции острого шпиля. Как правило, для творчества архитектора не характерно желание создать огромные формы, которые будут видны из каждой точки города. Антонио Гауди аккуратно использовал стилистические приемы для оформления здания.
Сейчас этот объект творчества открыт для посещения всем желающим, так как хозяевам требуются финансы на проведение реконструкции.
Ранние работы
Под влиянием нового наставника появляются первые проекты, стилистически относящиеся к раннему модерну, богато декорированные и яркие. В их числе напоминающий пряничный домик Дом Висенс (жилой, частный), который вы видите на фото далее.
Его проект Гауди закончил в 1878 году, практически параллельно с окончанием учебы и получением диплома архитектора. Дом имеет почти правильную четырехугольную форму, симметрию которой нарушает только столовая и курительная комната. Гауди использовал много декоративных элементов помимо цветных керамических плиток (дань деятельности владельца здания), а именно: башенки, эркеры, выступы фасадов, балконы. Чувствуется влияние испано-арабского стиля мудехар. Даже в этой ранней работе прослеживается желание создать не просто дом, а настоящий архитектурный ансамбль, характерное для всего творчества Гауди. Архитектор и его дома – это гордость не только Барселоны. Гауди творил и за пределами каталонской столицы.
В 1883-1885 гг. в городе Комильясе провинции Кантабрия был построен Эль Каприччо (на фото ниже). Роскошный летний особняк, облицованный снаружи керамической плиткой и ярдами кирпича. Еще не такой витиеватый и причудливый, но уже неповторимый и яркий.
Затем последовали Дом Кальвет и школа при монастыре Святой Терезы в Барселоне, Дом Ботинес и неоготический епископский дворец в Леоне.
Отель W (Барселона)
Это авангардное здание, спроектированное Рикардо Бофиллом, в котором находится роскошный отель, управление которым осуществляется группой Starwood Hotels and Resorts .Отель имеет 473 номера, рестораны, бары, фитнес-центр и спа-салон и разработан со всеми удобствами что только можно себе представить. Весь бюджет проекта составил 280 миллионов евро.
Архитектор был вдохновлен парусниками при разработке этого удивительного здания, что является напоминанием морской истории города.
Отель W (Барселона) фото: twicepix (flickr)
Мы в абсолютном восторге от современной архитектуры в Испании! А Вам нравится?
Дом Мило
Необычный жилой дом мастер создавал в течении 4 лет (1906-1910 гг.), ныне это одна из главных достопримечательностей столицы Каталонии (Испания, Барселона). Дом, построенный архитектором Гауди на пересечении улицы Carrer de Provença и бульвара Passeig de Gràcia, стал его последней светской работой, после чего он полностью посвятил себя храму Саграда Фамилия.
Здание отличается не только внешней оригинальностью и новаторским для своего времени внутренним проектом. Продуманная система вентиляции позволяет отказаться от использования кондиционеров, а для смены обстановки владельцы квартир могут свободно переставлять межкомнатные перегородки, кроме того, обустроен подземный гараж. Здание имеет железобетонную конструкцию без несущих и опорных стен, которая держится на несущих колоннах. На фото ниже — внутренний двор дома и оригинальная волнистая крыша с окнами.
Жители Барселоны прозвали здание «каменоломней» за тяжелую конструкцию и вид фасада, так как не сразу прониклись чувством прекрасного к этому творению Гауди.
Архитектор и его дома стали настоящим украшением города. Разбросанные в разных его частях, они создают впечатление целостности столицы Каталонии. Куда ни взгляни, везде вы почувствуете присутствие ее главного архитектора: от тяжеловесных фонарей до величественных куполов и колонн, немыслимых по форме фасадов зданий.
Творчество Антонио Гауди: Павильоны Усадьбы Гуэль
Возведение этого проекта свело вместе людей, которые оставили значимый след в развитии Барселоны: Антонио Гауди и Эусеби Гуэля. Архитектор должен был выполнить заказ на летнюю загородную резиденцию мецената. В итоговом варианте можно заметить единый стиль для всех строений, который имитировал чешую дракона. Для творчества Антонио Гауди характерна загадочность и почтение к непослушным природным силам.
Творчество Антонио Гауди: Павильоны Усадьбы Гуэль
При сооружении павильонов Гауди впервые использовал важную для характеристики его творчества технику тренкадис. Ее можно увидеть во многих образцах творчества Антонио Гауди.
В настоящее время от достопримечательности осталась лишь малая часть – въездная группа с воротами, которые украшены драконом.
Колледж Ордена Святой Терезы (Collegi De Las Teresianes)
«Collegi de las Teresianes» — школа при монастыре Святой Терезы — тоже явилась одним из шедевров архитектуры Антонио Гауди. Здание колледжа было возведено меж 1888 и 1890-м годами по заказу Энрика д’Уссо – священника, образовавшего орден терезианок.
Архитектура Антонио Гауди: Колледж Ордена Святой Терезы
Вначале разработка плана была поручена архитектору Хуану Б. Понсому. Он трудился над проектом весь год, и даже сумел построить здание до второго этажа, когда возведение передали Гауди. У молодого гениального архитектора получилось добавить ощутимые изменения в начальный проект и завершить строительство менее, чем за год.
Для Гауди это был нетипичный проект. Первое – он вынужден был творить в условиях урезанного бюджета, потому при возведении применялся обычный кирпич и имитация камня. Второе, его фантазию поместили «в рамки». Все свои архитектурные и декоративные замыслы Антонио вначале согласовывал со священником, и лишь после того мог реализовывать их в жизнь. Логично, что большинство задуманного было отклонено.
Архитектор все же украсил школу, насколько это было в его силах. Для того он задействовал множество аккуратных арок и декоративных элементах на зубцах здания, которые напоминают профессорские шапочки.
Встреча с Гуэлем
Встреча Гауди и Гуэля – этот счастливый случай, когда сама судьба подталкивает людей друг к другу. Дом текстильщика и мецената собирал весь интеллектуальный цвет столицы Каталонии. Впрочем, он и сам знал толк не только в бизнесе и политике, но и в искусстве, живописи. Получив прекрасное образование, предпринимательскую жилку от природы и одновременно скромность, он активно способствовал продвижению социальных проектов и развитию искусства. Возможно, без его помощи как архитектор Гауди и не состоялся бы либо его творческий путь сложился бы иначе.
Существуют две версии знакомства архитектора и мецената. Согласно первой судьбоносная встреча произошла в Париже, на Всемирной выставке 1878 года
В одном из павильонов он обратил внимание на амбициозный проект молодого архитектора – рабочий поселок Матаро. Вторая версия менее официальная
После окончания учебы Гауди брался за любую работу в целях улучшить материальное положение и заодно набраться опыта. Ему пришлось даже оформлять витрину магазина перчаток. За этим занятием его и застал Гуэль. Он распознал гениальный талант сразу, и вскоре Гауди стал частым гостем в его доме. Первая работа, которую он ему доверил, был как раз поселок Матаро. И если верить второй версии, именно с подачи промышленника макет оказался в Париже. Вскоре будущий великий архитектор Гауди занялся строительством Дворца Гуэля (1885-1890 гг.). В этом проекте впервые нашли отражение главные особенности его стиля – соединение структурных и декоративных элементов между собой.
Поддержав Гауди в самом начале его творческой карьеры, впоследствии Гуэль опекал его в течение всей жизни.
Романская архитектура Испании
Антику зодчества Испании украсили римляне, пришедшие на полуостров в 218 году до нашей эры. Они строили полисы со всеми присущими им на своей родине атрибутами. Развивалась инфраструктура, о которой до эпохи римлян и не помышляли: мосты, акведуки, городской водопровод, купальни.
Туристы просто рвутся в музеи Мериды и Таррагоны, чтобы прикоснуться, в прямом смысле слова, к артефактам из собрания романской эпохи в Испании. Едут и к развалинам колоннады Картахены, амфитеатров.
Собор Святого Иакова — католическая святыня в галисийском городе Сантьяго-де-Компостела
Захватив позже Рим, племена вестготов далее поступили мудро: во всем подражали предыдущим хозяевам территории. В том числе и в архитектуре. При этом объединили две культуры – романскую и северную, часто акцентируя в постройках религиозных христианских сооружений собственные уникальные черты.
Туристы отправляются на экскурсии по ряду испанских городов, в частности, в провинцию Астурия и особенно – в Каталонию. Дело чести путешественников — побывать в ее древней и известной по школьному учебнику истории столице Таррагоне. В тогдашнем городе-порте сохранились амфитеатр для испытания силы и выносливости гладиаторов, цирк, некрополь и кафедральный собор. А можно и сделать фотосессию на фоне древней фортификационной стены в античной части Барселоны или напротив двухъярусной колоннады театра в Мериде.
Королевский сад в стиле Гауди
Первым крупномасштабным проектом Гауди, выполненным для своего великого покровителя, Эйсеби Гуэля, были павильоны усадьбы. Строительство велось между 1883 и 1887 годами. Ландшафтный дизайн парка летней резиденции графа, ставший сегодня парком Королевского дворца, входные ворота, павильоны, конюшни несут характерные особенности раннего периода творчества.
Самой интересной работой в комплексе оказались северные чугунные ворота. Они украшены растительными мотивами в стиле модерн, и медальоном с буквой «G». Впечатляющая особенность — большой кованый железный дракон со стеклянными глазами.
Это тот самый Ладон, который превращается за кражу золотых яблок в созвездие Серпенов. Его фигура соответствует расположению звёзд в созвездии.
Выражение стиля Гауди в архитектуре парка Гуэлья
В 1900 — 1914 годах Гауди работает на созданием парковой жилой зоны в английском стиле. Чтобы реализовать модную в те годы концепцию города-сада Гуэль приобрёл 15 га земли для строительства 62 частных особняков. Экономические неудачи проекта вынудили его наследников продать парк городу. Сейчас в нём находится дом-музей Гауди.
Для этого места Гауди спроектировал два великолепных входных павильона, служащих воротами. Большая орнаментированная лестница ведёт к Гипостильному залу, задуманному архитектором как место для рынка. Эспланада окружена длинной серпантинной скамьёй из сборных бетонных блоков, одетых в керамическую мозаику.
Этот принцип делает его архитектуру органической и некоторые исследователи его творчества называют стиль Гауди экомодерном.
Современная архитектура Испании
Поскольку Испания всегда была привлекательна своим инвестиционным климатом и снискала славу популярного туристического региона, крупных кризисов испанская архитектура не переживала. Современная архитектура этой страны взяла все лучшее из своего исторического наследия – необычность форм, лаконичность, функциональность.
Доказательством тому могут служить Аудиторио Курсааль в Доностии, Аудиторио Тенерифе, расположенный на Канарах, Музей Гуггенхайма в Бильбао, а также построенный уже в начале 21 века комплекс из четырех небоскребов Torre Cepsa, PwC, Espacio и Cristal.
Стоимость посещения
Часто туристы принимают решение просто осмотреть здание снаружи, опасаясь толпы туристов и в целом считая, что можно поставить галочку напротив Саграды Фамилии, просто обойдя её по кругу, а кому-то просто не хочется тратить лишние деньги на билет.
Однако это действительно того стоит, причем обязательно с аудиогидом. Ты сможешь осмотреть здание со всех сторон, и внутри и снаружи, узнаешь, как проходило строительство, а также разные интересные факты. Без этого осмотр превратиться в метание от одного угла к другому.
Покупать билеты лучше всего на сайте: зачем стоять в очереди, если это можно сделать онлайн? Билеты строго лимитированы во избежание толпы и можно выбрать удобное время и день (рекомендуем купить билет заранее, иначе их просто может не быть на удобное время).
Гауди использовал уникальную систему освещения внутри храма: с одной стороны свет льётся через мозаику в тёплых тонах, а с другой стороны — в холодных.
Главное при покупке билетов — правильно выбрать время. Дело в том, что Гауди использовал уникальную систему освещения внутри храма: с одной стороны свет льётся через мозаику в тёплых тонах, а с другой стороны — в холодных. Именно поэтому лучше всего выбирать дневное время и посмотреть прогноз погоды: ты же хочешь увидеть солнце, а не пасмурный день без достаточного света?
Цена билета начинается от 5 € / ≈ 350 руб. за вход, 17 € / ≈ 1200 руб. с аудиогидом и 32 € / ≈ 2250 руб. с аудиогидом и возможностью подняться на башни.
Знакомство Гауди с Гуэлем
Эусебе Гуэль
Эусебе Гуэль
Наверняка многие слышали о необычном парке Гуэль в Барселоне? Так вот, называется этот парк в честь реального человека, покровителя архитектора и заказчика этого странного парка.
По одной из версий, Гуэль нашел Гауди на парижской выставке 1878 году, где архитектор в павильоне Испании представил свой проект рабочего поселка Матаро. Поселок остался только на бумаге, но Гауди удалось взбудоражить общественность, которая увлекалась модным в Европе стилем Арт Нуово.
Другая версия рассказывает о том, что Гауди после получения диплома хватался за любую работу, чтобы заработать лишнюю копейку. Однажды ему пришлось заниматься оформлением магазина перчаток, где его и увидел Гуэль. Он попросил познакомить его с молодым человеком, задал несколько вопросов и пригласил архитектора к себе домой.
Это знакомство определило дальнейшую судьбу Антонио Гауди. Гуэль стал верным другом и меценатом, искренне ценившим творчество Гауди. Он смог заработать достаточно денег на текстильной промышленности и понимал, что лучшее вложение денег — недвижимость. За исключением проекта парка Гуэля меценат всегда оказывался в плюсе. Поэтому он с удовольствием смотрел наброски, которые приносил Гауди и успешно конвертировал их в долгосрочные проекты.
Эусебио Гуэль стал для великого мастера не только самым главным заказчиком и даже покровителем, но и хорошим, верным другом. Со дня их знакомства и на протяжении 35 лет, до самой кончины мецената, архитектор проектировал и создавал для семьи Гуэль великие творения, которые и сейчас можно увидеть в Барселоне. Великий Гауди создал все необходимое – от домашней утвари и предметов обихода, до шикарных особняков и парков отдыха с неповторимым изыском и игрой воображения, свойственной только самому мастеру.
Гуэль был текстильным магнатом и одним из богатейших людей в Каталонии и мог позволить себе заказать и олицетворить любую мечту, а Гауди, при этом, мог самовыражаться и творить без запретов и границ, не думая о расходах.
Сам Гуэль был очень образованным человеком, и, кроме всего прочего, их с Гауди сближала любовь к искусству и общий интерес к поэту Вердагеру, который создал великий шедевр «Атлантида», ставший гимном прошлого католического патриотизма. Так же оба великих мастера своего дела были поистине патриотами своей родины и их общие политические взгляды нашли свое отражение в некоторых архитектурных постройках. Одним из таких олицетворений внутреннего духовного мира Гауди и Гуэля является дворец в Барселоне, который и сейчас не перестает радовать посетителей своим грациозным и неповторимым видом.
Парк Гуэль
Парк Гуэль
Гауди отзывался о Гуэле, как о джентльмене и сеньоре, с высокими манерами и необыкновенно чувственном человеке, который не хвастает своим состоянием, а очень мудро им распоряжается. Архитектор так же очень ценил в своем попечители и то, что он не ограничивал его в финансовых вопросах во время работ, и он имел возможность спокойно ваять свои произведения архитектурного искусства из дорогих материалов – мрамора, драгоценные камни и другие дорогостоящие материалы. Лишь секретарь Гуэля – Раймон Кампамар, всегда с легким недоверием относился к необдуманным тратам своего господина, но это были лишь его личные опасения.
Для семейства Гуэль Гауди выполнил много проектов, среди которых:
- Павильоны и усадьбы в Педральбесе, недалеко от Барселоны;
- Винные погреба в Гаррафе;
- Часовни и интересные крипты Санта Колома де Сервельо;
- Ошеломительной красоты парк Гуэля в Барселоне;
- Ансамбль усадьбы Гуэля, созданный в 84-87 годах 19 столетия явился одной из отличительных построек мастера;
- Также стоит отметить криволинейную скамью Зала ста колонн;
- Дом Кальвет;
- Монастырь св. Тересы;
- Дом-музей архитектора;
- И самое главное, и величественно творение – дело всей жизни великого мастера — собор Саграду Фамилия, который является символом Барселоны.