Инженерный замок (санкт петербург): описание, история и фото

Фортификационные сооружения

Тобольские ворота Омской крепости (1792 г.), 2012 г.

Омская крепость — завершение строительства

По-видимому, именно в это время в построенной ранее была завершена неспешная замена временных деревянных сооружений на постоянные каменные. В частности, в 1791—1794 гг. были заменены каменными все четыре въезда в крепость, в том числе и ставшие впоследствии символом Омска Тарские ворота. В 1769—1773 гг. был построен каменный Воскресенский собор, в 1791 г. — каменная лютеранская кирха, а в 1781—1782 гг. — каменное здание гауптвахты. Окончание же работ, по-видимому, ознаменовалось вводом в строй в 1799 году каменного комендантского дома.

Береговые укрепления морской крепости Ахтиар (Севастополь)

Крепость и город успешно развивались и модернизировались и .

Вахтпарад при императоре Павле I. Картина А. Н. Бенуа, 1907

Опальный архитектор

После приостановки царицынского проекта Баженов оказывается в вынужденном отпуске. Чтобы прокормить многочисленную семью архитектор берется за частные заказы. Он занимается проектированием поместий и церквей в Москве и ее пригородах. Среди них особенно выделяется дом Пашкова.

В 1792 году Василий Баженов переезжает в Петербург, где по просьбе цесаревича проектирует будущий Михайловский замок. Параллельно он занимается строительными работами для Адмиралтейства.

Михайловский замок

После смерти Екатерины в 1796, Павел жалует Баженову генеральский чин, поместье и тысячу душ крепостных. Но архитектор серьезно болен и уже не может заниматься строительством.

Архитектор планировал обновить учебное заведение, заняться воспитанием талантливой молодежи, но судьба распорядилась иначе. Василий Баженов скончался 13 августа 1799 года, так и не успев завершить многочисленные планы.

Архивы Баженова утеряны, поэтому его авторство часто подвергают сомнению. Но неоспорима роль В. И. Баженова, как теоретика архитектуры.

Работы с участим В. И. Баженова

  • Оформление Ходынского поля — 1775 год
  • Усадьба И. С. Гендрикова — Спасские казармы -1775 год
  • Ансамбль Царицыно 1776—1786 годы
  • Усадьба Румянцева на Маросейке — 1782 год
  • Скорбященская церковь на Большой Ордынке 1783—1791 годы
  • Дом Пашкова 1784—1786 годы
  • Дом Юшкова 1780 год
  • Проект Каменноостровского дворца цесаревича Павла Петровича
  • Здание Арсенала в Санкт-Петербурге
  • Дом Л. И. Долгова
  • Усадьба Ермолова в селе Красное 1780 год
  • Работы в Гатчинском и Павловском дворцах 1793—1796 годы
  • Усадьба Тутолмина — Ярошенко 1788—1791 годы
  • Церковь Владимирской иконы Божьей Матери — Рождества Христова
  • Михайловский замок 1792 год
  • Участвовал в проектировании Казанского собора 1797 год

Легенда о начале строительства Михайловского замка

В 1796 году Летний дворец был сломан и на его месте началось строительство замка. Существует несколько легенд, почему было выбрано именно это место. Согласно одной из них, император, будучи человеком мистически настроенным и обладавшим определенным даром предвидения, пожелал умереть там, где был рожден. Согласно другой легенде, солдату, стоящему на карауле, явился архангел Михаил. М.И.Пыляев в своем сочинении «Старый Петербург» так описывает это явление (орфография сохранена):

28 ноября 1796 года, в первый месяц своего восшествия на престол, император Павел издал указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Руководил строительством Винченцо Бренна (1745-1820), архитектором был Василий Иванович Баженов (1737 или 1738 – 1799). Павел набросал несколько рисунков будущего дворца.

Архитектура здания

Михайловский дворец построен в стиле ампир, высокого классицизма. Стиль отражает римскую классику в сочетании с египетскими мотивами: торжественность и парадность в архитектуре, театральность в оформлении построек и интерьеров. Обязательное наличие колонн, пилястров, лепных карнизов.

Античные скульптуры (сфинксы, львы) располагаются упорядоченно с соблюдением равновесия и симметрии. Стиль с массивными формами, элементами военной символики подчеркивает могущество власти и государства.

К главному корпусу двухэтажного здания по бокам примыкают два служебных – для кухни, манежа и конюшен Флигеля связаны со зданием металлической изгородью с несколькими воротами.

Фасад изумляет изысканностью и утонченностью убранства. В центральной части – элегантный портик: выступающая вперед часть с семью арками, которую поддерживают восемь колонн. По обе стороны от портика на главном фасаде размещены по шесть колонн. Строение украшено белоснежной лепниной.

Первый этаж декорирован рустами – камнями оригинальной фактуры, тщательно подогнанными друг к другу, которые придают зданию неповторимость и уникальность. Ко входу во дворец ведет гранитная лестница, украшенная двумя статуями львов, отлитыми специально для Михайловского дворца. Величественные хищники к центру обращены боком, под лапами держат каменные шары – символ солнца.

Перед лицевой стороной – уютный садик. Дворец окружает строгая чугунная ограда – символ мощи и славы России и императорской семьи. Каждую секцию украшает кованый лавровый венок, на створках ворот – щиты и скрещенные мечи. Венчает ворота императорский двуглавый орел.

Легенды и тени замка

  • Трагедия и дворцовый переворот.
  • Призрак Михайловского замка.
  • Дальнейшая история Инженерного замка.

У Михайловского замка есть своя удивительная и трагическая история, тесно переплетенная с историей жизни и смерти венценосного его создателя. В 1801 году 11 марта в Михайловском замке, где еще проводились отделочные работы, был вероломно убит император Павел I.

Дворцовый переворот, повлекший за собой жестокое убийство, был вызван недовольством оппозиционеров экономическими реформами императора, бюрократизацией общества, которую приписывали Павлу I, непоследовательностью правления, казарменным реформированием армии и другими управленческими решениями. Союз с Наполеоном, заключенный Павлом I в 1800 году, создал России угрозу со стороны Англии. Возможно, император не был так уж неправ: война с Францией, с которой у России ни до, ни после не имелось существенных разногласий, позже показала это, но тогда оппозиционеры – сторонники покойной матери императора Екатерины Великой – мыслили иначе.

Императора разбудили среди ночи, потребовали отречения от престола и в ответ на отказ задушили шарфом. Ему было сорок шесть лет. Срок пребывания Павла I в Михайловском замке оказался мистическим: всего сорок дней, с 1 февраля по 11 марта.

Недовольство императором породило трагедию, отголоски которой и сегодня можно уловить в мрачновато-торжественной ауре замка, где теперь находится музей. Кажется, что под его сводами по сей день живет некая тайна, к которой лишь на мгновение могут прикоснуться те, кто приходят на экскурсию. Бытует миф о том, что Павел I стоит у окна своей спальни в каждую годовщину своей смерти, считает прохожих и, насчитав сорок седьмого, уходит, забрав несчастного с собой. Император, превратившийся в призрак, ночами бродит по коридорам своего замка, пугает ночных сторожей скрипом и постукиваниями, и его тень на стене в ночные часы хорошо заметна.

Эти необъяснимые видения навлекали на Михайловский замок комиссии по аномальным явлениям. И члены комиссий, в том числе атеисты, отмечали, что в замке зафиксировано около двух десятков явлений, не имеющих объяснения с точки зрения науки.

В 1820-е годы недолговечный императорский дворец был передан Николаевскому инженерному училищу и переименован в Инженерный замок.

Инженерное училище выпустило многих славных сынов Отечества, зарекомендовавших себя не только достойными инженерами. Так, одним из выпускников был Ф. М. Достоевский. В дореволюционные годы училище окончил герой Советского Союза Д. М. Карбышев, ставший впоследствии генерал-лейтенантом инженерных войск.

В Великую Отечественную войну в Михайловском замке работал госпиталь, а памятник Петру I закопали в землю, дабы уберечь от артобстрела.

Обо всем этом посетителям расскажут на экскурсии, когда они придут в Михайловский замок.

Интерьеры Михайловского дворца

Роскошь внутреннего убранства превосходит отделку лучших дворцов Европы. Стены залов отделаны под мрамор с зеркалами во всю высоту Потолки украшены живописью, лепниной, полы из розового, красного, черного дерева. Двери – из березы с резьбой и позолотой.

Элементы декора архитектор продумал до мелочей. Декорация стен и потолков, обои – новинка того времени, резная мебель, атласные подушки и элегантные люстры – все пребывает в гармонии.

Над созданием интерьеров Михайловского дворца вместе с Росси работали скульпторы Пименов, Демут-Малиновский, художники – Скотти, Виги, Медичи, Брюллов, мраморщик Щенников. Резчики, паркетчики, мебельные мастера трудились над созданием неповторимых интерьеров. На украшение усадьбы ушло больше денег, чем на строительство.

Легенда о начале строительства

В отличие от подавляющего большинства русских дворцов, имя замку дано не в честь его хозяина, места расположения или назначения, а в честь Архистратига Михаила, чья домовая церковь располагается в западной части дворца и предназначалась для совершения молебнов императорской семьей. Однако император Павел I распорядился именовать замок Михайловским уже с начала его строительства.

По легенде стоящему у Летнего дворца караульному явился окутанный светом юноша и попросил передать царю, что на этом месте должен быть построен императорский дворец. Весть о чуде дошла до Павла, который тут же распорядился начать строительство. Примечательно, что в деревянном Летнем дворце авторства великого Растрелли, который ранее находился на месте замка, будущий император родился. В подтверждение красивой легенды в нише у восстановленного Трехчастного моста можно обнаружить маленькую фигурку солдатика, попадание монеткой в которого, по слухам, приносит удачу.

Воскресенский зал

Воскресенский зал (также известный как Белый, Большой, Кавалергардский) открывает анфиладу парадных апартаментов императора Павла I. Именно в этом зале в середине марта 1801 года было выставлено для прощания тело погибшего правителя.

Помещение, созданное в 1798 – 1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны (1741 — 1820), предназначалось для проведения балов и официальных приемов иностранных послов и дипломатов.

При императоре Павле I стены зала были облицованы желтым искусственным мрамором с темными прожилками. В специальных нишах размещалось шесть больших живописных полотен на знаковые сюжеты в истории России, которые были выбраны лично императором:

  • «Крещение великого князя Владимира» и «Победа Дмитрия Донского над татарами» художника Джона Августа Аткинсона;

  • «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» художника Григория Ивановича Угрюмова;

  • «Полтавская битва» художника Василия Козьмича Шебуева;

  • «Соединение российского и турецкого флота и проход его через Босфор» художника Василия Петровича Причетникова.

У торцевых стен размещались камины из серого мрамора. Зал освещался четырьмя бронзовыми фонарями с выпуклыми стеклами. Один из сохранившихся фонарей сейчас размещен в Тронном зале Павловского дворца.

После выезда императорской семьи из замка зал использовался под:

  • хранилище «астрономических инструментов»;

  • канцелярию, архив и книгохранилище Комиссии Духовных училищ;

  • Управление Инженерного департамента;

  • зал для занятий юнкеров, а потом физкультурный залдля курсантов училища им. Ф. Э. Дзержинского;

  • книгохранилище Центральной военно-морской библиотеки до 2018 года.

В 2019 — 2020 годах была проведена реставрация Воскресенского зала, находившегося в аварийном состоянии, в ходе которой:

  • воссоздан потолочный плафон времен Инженерного училища,

  • восстановлена облицовка стен искусственным мрамором по найденным образца;

  • воссозданы камины на торцевых стенах;

  • возвращены на свои места картины Г. И. Угрюмова, на реставрации находятся картины Дж.-А. Аткинсона (хранились в фондах Государственной Третьяковской галереи), на их месте пока размещены постеры. На месте двух оставшихся картин висят зеркала.

Для посетителей отреставрированные залы Михайловского (Инженерного) замка откроются 19 мая 2021 года.

Материал подготовлен редакцией Портала «Культура Петербурга».

Фоторепортаж:

Ирина Иванова — редактор портала «Культура Петербурга», фотограф, участник групповых выставок

Алёна Абрамова — редактор портала «Культура Петербурга», культуролог

Михайловский дворец и великая княгиня

Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века

По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности. 

Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.

Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.

Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.

Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.

Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».

К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.

Легенда о перчатке

Существует предание о том, что стены замка были выкрашены в цвет перчаток фаворитки императора. Эти перчатки были необычного оттенка — то ли желтые, то ли оранжевые. Согласно преданию, на одном из балов во время танца любимица императора уронила одну из перчаток. Монарх поднял ее, протянул даме и вдруг задумался, а потом велел отослать перчатку человеку, руководившему строительством замка.

После того, как стены здания были выкрашены в этот необычный цвет, он на время вошел в моду. Некоторые городские дворцы были перекрашены в оранжево-желтый. Модницы порой выбирали его и в качестве цвета одежды. Известно, что одна из предполагаемых фавориток императора однажды явилась перед ним в оранжево-желтом платье — чем, вероятно, и пленила его сердце.

В XX столетии, до того, как началась реставрация здания, его стены были красного цвета. Горожане давно привыкли к нему и считали его первоначальным. Но под слоем этой краски обнаружился совершенно другой цвет: он был точно таким, как рассказывается в легенде.

Как добраться и когда посещать

Официальный адрес – Садовая улица, д. 2. Добраться туда несложно. Надо доехать до метро «Невский проспект» или «Гостиный двор» (та же станция, только другая ветка) и минут десять прогуляться пешком по Садовой улице, в сторону Марсова поля.

Режим работы музея одинаков во все дни недели, кроме вторника – единственного выходного дня – и четверга. В четверг музей открыт для посетителей с часу дня и закрывается позже обычного – в девять вечера. Часы работы в остальные дни – с десяти утра до шести вечера.

По стоимости посещение музея доступно практически всем. Цена на билеты различным категориям экскурсантов установлена следующая. Взрослые россияне и белорусы платят по двести рублей, студенты и пенсионеры по сто, дети до шестнадцати проходят бесплатно. Цена для взрослых иностранцев триста рублей, для иностранных студентов сто пятьдесят, детям – бесплатно.

Помимо основных экскурсий, в замке периодически проводятся выставки Русского музея. Их расписание зависит от графика проведения выставок Русским музеем.

Русский музей находится рядом, в центральной части площади Искусств, между улицами Ракова и Инженерной, в Михайловском дворце. Даже петербуржцы зачастую путают Михайловский дворец и Михайловский замок. К сожалению, опросы, проводимые краеведами, показывают, что многие граждане принимают два культурных и архитектурных памятника за один!

В замке выставлены и постоянные экспозиции. Они либо относятся к истории Михайловского замка, либо знакомят посетителей с художественными тенденциями Античности и Ренессанса, перекликающимися с исконно русским искусством.

Кремлёвский дворец

Екатерина предложила идею обновления ветхих дворцов Московского Кремля. Баженов с энтузиазмом принялся за дело. Уже в 1767 году он представил на Высочайшее рассмотрение фантастический проект Большого Кремлёвского дворца. Орлов усомнился в целесообразности строительства такого огромного здания, но архитектор в своём видении Императорской резиденции остался непреклонен и к концу лета 1768 года завершил создание проекта. По его замыслу должен был получиться крупнейший в Европе дворцовый комплекс, исполненный в стиле неоклассицизма. Он должен был заменить старый Кремль полностью. В неизменном виде планировалось сохранить лишь соборы, которые становились не видны со стороны реки, ибо заслонялись стенами будущего дворца. По плану всю южную сторону, то есть шестисотметровую стену от Константиновской башни на востоке до Боровицкой на западе и далее, вдоль западной стены Арсенала на север, должен был занять новый четырёхэтажный дворец. Его Баженов планировал разместить прямо на крутом склоне между плато и Кремлёвской стеной, которую предполагалось снести. Архитектор предусмотрел укладку каменных контрфорсов для предотвращения сползания строения в реку. Планировалось укрепить берег насыпью и просмоленными брёвнами.

По проекту историческая соборная площадь сохранялась, а в восточной части Кремля надлежало разбить новую. Она должна была положить начало новым радиальным улицам, идущим от центра на север, северо-запад и северо-восток. Из дворца намечался выход на Тверскую улицу. Реализация проекта должна была стать началом модернизации всей Москвы. В 1775 году совместными усилиями под руководством Петра Кожина и Николая Легранда план был официально утверждён.

Павел I – мученик или самодур?

В историю России этот император вошел фактически под знаком вопроса. Период его правления был столь краток, что никто из современников даже не смог проникнуться грандиозными планами императора. Многие учебники дают о нем информацию, как о человеке недалекого ума, захлебывающемся от амбиций и претензионных идей. Довольно долго в обществе бытовало мнение, что останься император в живых, он привел бы к уничтожению России из-за планируемого союза с Наполеоном и симпатии к западному укладу жизни.

Однако позже историкам удалось найти ряд документов, которые в корне изменили представление о личности императора. Как оказалось, Павел I был очень образованным человеком, отлично разбиравшимся в архитектуре и искусстве. У него был свой взгляд на внешнюю и внутреннюю политику, причем император имел все шансы на то, чтобы договориться с Бонапартом и объединить армии обеих стран. За краткие четыре года своего правления император подписал большое количество реформаторских указов, которые должны были полностью изменить положение народа в России. Однако всем его идеям и мечтам не суждено было воплотиться в жизнь. Кроме одной единственное – о строительстве собственного замка.

Инженерный замок (Михайловский) стал его настоящим детищем, продуманным и возведенным в самые короткие сроки. По роковому стечению обстоятельств именно это место и стало его последним жизненным пристанищем, ведь в стенах замка Павел I встретил свою страшную смерть. Считается, что его дух так и остался в Инженерном замке. Приведение императора до сих пор бродит в его стенах, пугая смотрителей музея и припозднившихся посетителей.

Внешний вид и отделка фасадов

  • То ли замок, то ли крепость.
  • Отделка корпуса.
  • Фасады замка.
  • Дополнения к южному фасаду: памятник конному Петру Великому и Кленовая аллея.

С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, выстроенной на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы. В Летнем дворце и родился будущий император Павел.

Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был заготовлен для Исаакиевского собора.

Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.

Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.

В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.

Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.

Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия.

Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Его свинцовая модель была выполнена великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 – начале 1720-х годов. Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось еще сорок лет ждать, когда он окончательно воцарится на постаменте. На пьедестале – отделка олонецкого мрамора (его можно встретить и в самом замке). Патриотические барельефы с изображением Полтавской битвы и легендарного сражения у мыса Гангут украшают его.

К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны, построенные в конце 1700-х – 1800 гг. Их создатели – архитектор В. И. Баженов и скульптор Ф. Г. Гордеев.

Строительство замка

Михайловский замок был построен Бартоломео Растрелли для императора Павла І в период с 1797 по 1801 годы. В его проектировании принимали участие архитекторы Василий Иванович Баженов и Винченцо Бренна. Замок был построен в удивительные по тем временам сроки – четыре года. Для обеспечения такой скорости строительства 6000 рабочих вынуждены были трудиться круглосуточно и без выходных.

Для максимально быстрого выполнения работ на  строительство замка были переброшены строительные материалы, предназначавшиеся для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села, дворца в Пелле и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора — фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет. Согласно проекту замок должен был являть собой неприступную крепость, а завершался сей бастион подъемный мостом. У стен замка протекали воды Мойки и Фонтанки. Назван замок был в честь святого архангела Михаила.

Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась ещё в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов. Указ о строительстве замка — многолетней мечты, был издан в первый же месяц царствования Павла I в 1796 году:

Замок возвели на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, спроектированного архитектором Растрелли. Именно здесь 1 октября 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича, и тут в 1762 году она была провозглашена императрицей.

Первый камень был заложен 9 марта 1797 года. Помимо Баженова и Бренны в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках у Бренны также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси.

Для росписи потолков в парадных помещениях замка были привлечены известные художники того времени: итальянцы Карл Скотти и Антонио Виги, поляк Франциск Смуглевич, немец Иоганн Меттенлейтер. Интерьеры замка украсили картины крупнейших русских художников эпохи: И. А. Акимова, А. Е. Мартынова, Г. И. Угрюмова, В. К. Шебуева, а также проживавшего в России англичанина Д. Аткинсона.

21 ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector