Михайловский замок (инженерный)
Содержание:
- Два императора
- Новый этап в истории
- Павел I – мученик или самодур?
- На что обратить внимание во время прогулки по Михайловскому саду
- Михайловский дворец после революции
- Архитектура и интерьеры
- Русский музей
- Михайловский замок в Советское время
- Надпись
- Трагедия Михайловского замка
- Перестройки в Михайловском дворце
- Описание
- История
- Михайловский дворец и великая княгиня
- Судьба замка после смерти императора
- Памятник Петру Первому
Два императора
В настоящее время Михайловский замок в Петербурге считается одной из самых интересных достопримечательностей. Он поражает и четырьмя фасадами, каждый из которых отделан по-особенному, и нетрадиционным для Петербурга оранжевым цветом.
Наряду с необычной архитектурой, внимание туристов привлекают скульптуры двух императоров, расположенные рядом с дворцом. Перед парадным входом на украшенном бронзовыми барельефами постаменте высится конная статуя Петра I в одеянии римских императоров
Этот памятник по модели Бартоломео Карло Растрелли был установлен еще при жизни Павла I. И надпись на постаменте гласит: «Правнук — прадеду».
Второй памятник самому Павлу — во внутреннем дворике. Он установлен в 2003 г., его авторами являются скульптор В.Э. Горев и архитектор В.И. Наливайко. Сидящий на троне Павел в императорской короне со скипетром и державой высокомерно взирает на проходящих мимо туристов.
Новый этап в истории
Для размещения масштабных экспозиций были не только перестроены многие внутренние помещения, но и спроектирован еще один корпус с фасадом, выходящим на канал Грибоедова. Этим занимался архитектор Л. Бенуа, а строительство корпуса завершилось уже после окончания Первой мировой войны. Хотя открытие музея состоялось раньше – в марте 1898-го.
В коллекцию Русского музея вошли экспонаты из залов Зимнего дворца, Эрмитажа и частных хранилищ княгини М. К. Тенишевой, князя А. Б. Лобанова-Ростовского и других.
С этого времени Михайловский дворец превратился в крупнейший музей национального искусства. Его организаторами были известные архитекторы, художники, искусствоведы, этнографы и историки. Уже в первые годы после открытия экспозиции располагались в 37 залах. Первоначально, наряду с художественными выставками, существовал отдел, посвященный императору Александру III, и этнографический отдел, просуществовавший в Михайловском дворце до 1934 года.
Павел I – мученик или самодур?
В историю России этот император вошел фактически под знаком вопроса. Период его правления был столь краток, что никто из современников даже не смог проникнуться грандиозными планами императора. Многие учебники дают о нем информацию, как о человеке недалекого ума, захлебывающемся от амбиций и претензионных идей. Довольно долго в обществе бытовало мнение, что останься император в живых, он привел бы к уничтожению России из-за планируемого союза с Наполеоном и симпатии к западному укладу жизни.
Однако позже историкам удалось найти ряд документов, которые в корне изменили представление о личности императора. Как оказалось, Павел I был очень образованным человеком, отлично разбиравшимся в архитектуре и искусстве. У него был свой взгляд на внешнюю и внутреннюю политику, причем император имел все шансы на то, чтобы договориться с Бонапартом и объединить армии обеих стран. За краткие четыре года своего правления император подписал большое количество реформаторских указов, которые должны были полностью изменить положение народа в России. Однако всем его идеям и мечтам не суждено было воплотиться в жизнь. Кроме одной единственное – о строительстве собственного замка.
Инженерный замок (Михайловский) стал его настоящим детищем, продуманным и возведенным в самые короткие сроки. По роковому стечению обстоятельств именно это место и стало его последним жизненным пристанищем, ведь в стенах замка Павел I встретил свою страшную смерть. Считается, что его дух так и остался в Инженерном замке. Приведение императора до сих пор бродит в его стенах, пугая смотрителей музея и припозднившихся посетителей.
На что обратить внимание во время прогулки по Михайловскому саду
Среди памятников садово-парковой архитектуры XVIII – начала XIX столетия Михайловский сад пользуется особенным вниманием туристов и коренных жителей северной столицы. В его оформлении гармонично сочетаются элементы двух стилей – пейзажного английского и регулярного французского парка
Удачное расположение в единой композиции с Марсовым полем и Летним садом в самом центре С-Петербурга привлекает ежегодно немало желающих и просто отдохнуть среди природы, и познакомиться с величественной архитектурой Михайловского дворца, чудными уголками всего ландшафтного комплекса.
Сад не отличается обилием достопримечательностей, но привлекает своей ухоженностью и тишиной в самом центре городской суеты.
Решётка Михайловского сада
Начинать прогулку в Михайловском саду лучше со стороны канала Грибоедова. Вход рядом с храмом Спас на Крови. Там расположена красивая кованная решётка и ворота, выполненные в одном стиле.
Решётка сделана из тяжелого металла, хотя выглядит легкой и воздушной. Ажурный рисунок решётки удачно контрастирует с массивными кирпичными колоннами.
Решетка ворот Михайловского сада также крепится на массивные кирпичные основания, на которых изображены цветы и сказочные птицы.
Автор решётки доподлинно не известен, но предполагается, что это архитектор храма Спас на Крови — Альфред Парланда. Ограда была построена одновременно с храмом и на ней установлена памятная табличка об трагическом событии — убийстве террористом императора Александра II.
Павильон Росси
Небольшое здание в восточной части Михайловского сада. Павильон назван в честь архитектора Росси, построившего весь парковый комплекс.
Павильон Росси
Павильон представляет из себя два квадратных здания, соединенный сквозной колоннадой. Внутри колоннады павильона установлен бюст архитектора Карла Росси.
Бюст Карла Росси
А рядом между скамеек бюсты художников Карла Брюллова и Александра Иванова.
- Портрет художника Карла Брюллова, 1837 г.
- Портрет художника Александра Иванова, 1860 г.
Рядом с павильоном находится гранитная пристань. Раньше сюда причаливали великокняжеские особы после водных прогулок.
Пристань у павильона Росси
Павильон использовался для укрытия от дождя и жары, а также для чаепитий и отдыха.
Сейчас пристань также рабочая, отсюда отправляются прогулочные корабли с экскурсиями по рекам и каналам Санкт-Петербурга.
На территории павильона расположено небольшое кафе с красивыми видами.
Кафе в Михайловском саду в павильоне Росси
Флористический фестивали и мероприятия в Михайловском саду
Михайловский сад — это единственное зелёное место в Санкт-Петербурге, где воссоздали стиль императорского сада. Поэтому и было решено проводить здесь ежегодный международный фестиваль» Императорские сады России».
Во время которых представляются талантливые идеи садово-паркового дизайна с привлечением не только известных профессионалов ландшафтного проектирования, но и начинающих любителей и даже детей-инвалидов.
Обычно фестиваль проходит во время белых ночей. Сад превращается в выставку всевозможных растений и арт-объектов.
В саду проводятся и другие фестивали. Вот такая памятная табличка об участниках фестиваля «Черешневый лес», которые участвовали в посадке черешневого участка.
Михайловский дворец после революции
После 1917 года собрание Русского музея значительно пополнилось за счет произведений искусства, изъятых из многочисленных особняков Санкт-Петербурга в процессе национализации. Михайловский дворец превратился в крупнейший центр не только демонстрации, но и изучения искусства.
Здесь и до сих пор ведется серьезная научно-исследовательская работа, функционируют реставрационные мастерские, а государственное финансирование позволило организовывать этнографические и этно-художественные экспедиции.
Выставки в Михайловском дворце в Санкт-Петербурге всегда привлекали большое внимание не только отечественных любителей искусства, но и зарубежных искусствоведов, историков и этнографов. В 1926 году коллекция музея пополнилось произведениями художников начала XX века, и сейчас в Михайловском замке находится самая крупная в мире коллекция русского авангарда
В 1926 году коллекция музея пополнилось произведениями художников начала XX века, и сейчас в Михайловском замке находится самая крупная в мире коллекция русского авангарда.
Во время Отечественной войны самые ценные экспонаты музея вывезли в Пермь, а остальная часть коллекции была укрыта в подвалах Михайловского дворца. Сам дворец пострадал от бомбежек, но был отреставрирован и уже в мае 1946 года открылся для посетителей.
Архитектура и интерьеры
Если посмотреть на замок сверху, становится понятно, что назначение здания, в первую очередь, оборонительное. Это скорее крепость, чем резиденция венценосной семьи. Здание замка квадратное, со скругленными углами, внутренний двор представляет собой вписанный в квадрат восьмиугольник. Расположен дворец на слиянии рек Мойки и Фонтанки, во время строительства две оставшиеся стороны были отделены от суши специально прорытыми Церковным и Вознесенским каналами, создав тем самым искусственный остров. Соединяет замок с сушей похожий на трезубец гранитный Трехчастный мост.
Примечательны и фасады дворца – ни один из них не похож на другой, при этом каждый служит своей цели и гармонично вписывается в окружающее пространство. Северный фасад выходит на Летний сад и Марсово поле, то есть является парковым. Это отражено в богатстве украшения аттика, широкой лестнице, декорированной скульптурами, а также мраморной колоннадой. Противоположный ему Южный фасад является главным входом, чем обусловлена репрезентативность этой стороны здания. Центральная часть выложена серым мрамором, приподнятый портик украшают парные колонны из мрамора и обелиски в виде рыцарских доспехов. Одноименную площадь перед замком украшает памятник конному Петру I с надписью «Прадеду правнук». На фасаде можно прочесть «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ».
Этот немного переиначенный библейский текст породил легенду, о которой будет рассказано дальше. Восточный и Западный фасады являются второстепенными по отношению к двум главным фасадам Михайловского замка. Западная сторона является церковной, в центре ее вздымается купол и золотой шпиль церкви Архистратига Михаила. Наконец, самый скромный, Восточный фасад выходит на набережную Фонтанки и имеет симметричную апсиду с куполом и флагштоком, на котором поднимался штандарт во время нахождения в замке его владельца. В округлом выступе располагался Овальный зал.
Архитектурным стилем дворца принято считать романтический классицизм. Внутреннее убранство дворца было роскошным, как и подобает статусу его владельцев. В отделке использовано много мрамора, стены украшали картины и скульптуры известных мастеров. В комплекс Михайловского замка входит целый ряд строений, помимо самого дворца. Если повернуться спиной к его главному фасаду, перед нами окажется площадь, ранее служившая военным плацем и называвшаяся площадью Коннетабля, с памятником Петру I по центру. От суши ее также отделяли рвы, соединенные с сушей подвесными мостами, тщательно охранявшимися.
По периметру площадь была укреплена пушками и бастионами и представляла собой вторую линию фортификационных укреплений замка. Сразу у конца площади с двух сторон можно увидеть трехэтажные западный и восточный павильоны Кордегардий, в которых размещался охранный караул. Затем начинается Кленовая аллея, в длинных сооружениях с двух сторон которой ранее располагались конюшни и здание манежа, также авторства В. Бренна. Наконец, выход из комплекса и вход в него осуществлялся через трехпроходные ворота, центральная часть которых предназначалась для венценосной семьи, остальные для других посетителей. Они, к сожалению, не сохранились до нашего времени.
Представив полную картину замкового комплекса, становится понятно, насколько это здание необычно для Санкт-Петербурга и какую сложную задачу удалось выполнить его создателям, органично вписав замок в городской ландшафт.
Русский музей
Русский музей включает в себя:
- Михайловский дворец (Инженерная ул., 4) и корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2).
- Михайловский замок (Садовая ул., 2)
- Строгановский дворец (Невский пр., 17).
- Мраморный дворец (Миллионная ул., 5/1).
- Домик Петра I (Петровская наб., 6).
- Летний сад.
- Михайловский сад.
Время работы Русского музея и его филиалов:
- Понедельник: 10.00 – 18.00 (Корпус Бенуа и Михайловский дворец 10.00 – 20.00).
- Среда, пятница, суббота, воскресенье: 10.00 –18.00.
- Четверг: 13.00 – 21.00.
- Выходной день — вторник.
Цена билета в Михайловский дворец:
- Взрослые — 400 руб.
- Школьники и студенты старше 16 лет, пенсионеры — 200 руб.
- Лица до 16 лет — бесплатно.
Цена билета в корпус Бенуа:
- Взрослые — 300 руб.
- Школьники и студенты старше 16 лет, пенсионеры — 150 руб.
- Лица до 16 лет — бесплатно.
Цена билета в Мраморный дворец и Строгановский дворец:
- Взрослые 350 руб.
- Школьники и студенты, пенсионеры 170 руб.
- Лица до 16 лет — бесплатно.
Цена билета в Михайловский замок:
- Взрослые 400 руб.
- Школьники и студенты старше 16 лет, пенсионеры 200 руб.
- Лица до 16 лет — бесплатно.
Комплексный билет на 3 дня:
- 1000 руб. при покупке на сайте,
- 1200 руб. при покупке в кассе,
- 600 руб. — льготный.
По этому билету можно посетить все филиалы кроме Домика Петра I и Летнего дворца Петра I.
Дней бесплатного посещения в Русском музее нет.
Домик Петра I открывается 1 мая 2021 года.Время работы:
- Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье: 10.00 –18.00.
- Четверг: 13.00 – 21.00.
- Выходной день — вторник.
Цена билета 300 руб. Льготные категории 150 руб. (бронирование входных билетов данной категории на Сайте музея не предусмотрено. Приобретение входных билетов осуществляется в день посещения музея в кассах Михайловского дворца, корпуса Бенуа, Мраморного, Строгановского дворцов и Михайловского замка).
Летний дворец Петра I открывается 1 мая 2021 года.Время работы: Понедельник, среда,четверг, пятница, суббота: 11.00 –19.00.Выходной день — вторник. Сеансы для одиночных посетителей: 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, 18:00.Цена билета: 700 руб.
Летний сад и Михайловский сад открыты:
- С 10.00 до 22.00 с 1 мая по 30 сентября,
- С 10.00 до 20.00 с 1 октября по 31 марта.
- В апреле оба сада закрыты на просушку.
- По вторникам Летний сад закрыт,
- Михайловский сад открыт ежедневно.
- Вход свободный.
Экскурсии, которые могут быть Вам интересны:
- Экскурсия-квест для детей по Летнему саду.
- Игра-квест «Вокруг Михайловского замка».
Сайт музея: rusmuseum.ru Тел. для справок: 595-42-48, 314-34-48.
Михайловский замок в Советское время
После революционных событий 1917 года здание было национализировано и с 1918 года в его залах разместились аудитории Ленинградского военно-инженерного училища.
С начала войны и до 1945 года в замке располагался госпиталь, и после войны военное училище продолжило образовательный процесс. В тоже время в здании размещалось множество различных советских учреждений с немыслимыми для воспроизведения названиями.
Начиная с 1988 года, арендаторы стали постепенно освобождать занимаемые площади и к 1994 году Михайловский замок перешел в распоряжение Государственного Русского музея. Был восстановлен первоначальный облик здания и частично сделана реставрация интерьеров по эскизам современников.
Надпись
С юго-восточной стороны есть уникальная надпись: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней». С этой фразой связана интересная легенда, которая вполне может быть правдой. Эта надпись — предсказание для императора: количество букв равно годам его жизни. Что это — выдумка или правда, спорный вопрос, ведь совпадение точное.
Чтобы еще больше ускорить строительство и его завершение, была отменена пошлина. Но только на те материалы, которые привозили из-за заморских земель для строительства замка.
Был создан отдельный проезд для членов императорской семьи. Он был средним из трех предусмотренных ворот. За ними была красивая аллея.
Трагедия Михайловского замка
Строительство продолжалось три года, и в ноябре 1800 г. замок освятили. Квадратное строение с внутренним двором и четырьмя углами, напоминающими бастионы, было фактически неприступно. С двух сторон его защищали реки Мойка и Фонтанка, а на месте современных улиц Садовой и Замковой были прокопаны каналы, выполнявшие функцию крепостных рвов. На их берегах стояли пушки и несли караул гвардейцы, а попасть в резиденцию императора можно было только по подъемному мосту.
Имя свое замок получил в честь божественного покровителя российских императоров — Михаила Архангела — предводителя небесного воинства.
Однако ни неприступные стены, ни рвы, ни покровительство Архистратига Михаила не спасли Павла I. В 1801 г. в ночь на 12 марта несколько офицеров во главе с Николаем Зубовым ворвались в спальню императора и убили его, сначала оглушив золотой табакеркой, а потом задушив шарфом.
После убийства Павла I замок долгое время был заброшен, а 1822 г. оказался в распоряжении Военно-инженерного ведомства, и после капитальной перестройки в нем разместилось Инженерное училище. С этим фактом и связано второе название замка — Инженерный.
Перестройки в Михайловском дворце
Сам Михаил Павлович не мыслил ни о никаких перестройках в своей резиденции. Зато его супруга откликалась на все новые художественные веяния эпохи. Так, в середине 1830-х перестройка двух комнат великой княгини положила начало внедрению новой архитектурной моды в интерьеры классического дворца. Автором проекта стал известный русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. В ходе работ остались нетронутыми лишь большие парадные залы Михайловского дворца.
После Штакеншнейдера здание перестраивали известные архитекторы: Гаральд Боссе в 1840-1850-е годы; Людвиг Бонштедт в 1850 году; Александр Юркевич в 1857-м. В 1859 году штатным архитектором дворца стал Георг Прейс, который построил в 1865 году личные покои в Манежном флигеле, где великая княгиня жила до конца своей жизни. В 1888 году архитектор ушёл в отставку, передав свои обязанности сыну — Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции.
Описание
Михайловский сад — это памятник ландшафтной архитектуры, созданный великим мастером Карлом Росси в 1825 году. В планировке сада сочетается два стиля: регулярный (французский) — по периметру сада и пейзажный (английский) — в центральной его части. Здесь множество лужаек и деревьев, пруд неправильной формы. В то же время мы встретим и элементы французского стиля — скульптуры, ровные газоны и клумбы с цветами. Площадь садовой зоны составляет 9,4 га.
Михайловский сад — это единственное место в Санкт-Петербурге, где сохранился стиль императорского сада. Не зря на его аллеях ежегодно проходит международный флористический фестиваль «Императорские сады России».
Обычно праздник проходит в период Белых ночей. В это время сотни композиций и арт-объектов из растений всевозможных цветов украшают просторы Михайловского сада, который становится зоной отдыха, развлечений и творчества. Здесь проходят выставки и различные культурные мероприятия.
В то же время в обычные дни Михайловский сад — одна из самых уютных и спокойных зеленых зон Санкт-Петербурга, место тишины и умиротворения. На его территории установлены скамейки, имеется детская площадка. Пожалуй, самое живописное место здесь — это пруд в английском стиле (неправильной формы) и чугунный мостик Росси. Как правило, здесь много чаек, а по водной глади неторопливо плавают утки.
Благодаря белому цвету и ажурному узору решетки, мостик выглядит нежным и легким. Это любимое место для фотосессий и, конечно, оно особенно популярно во время свадебных церемоний.
История
Изначально предполагалось, что Михайловский дворец станет результатом перестройки одного из петербуржских зданий, однако, после некоторых подсчётов оказалось, чтобы проще и дешевле будет заняться постройкой с нуля, а не перестройкой или, тем более, реконструкцией.
Ещё Павел I всерьёз задумывался о постройке дворцового комплекса специально для своего сына, Михаила. Исходя из этих соображений, ежегодно откладывались немалые суммы, вот только любящий отец не дожил до момента реализации собственного замысла. Дворец возводился уже во время правления брата Михаила. С этим моментом связан ещё один примечательный факт: Карлу Росси было изложено пожелание, чтобы Михайловский дворец, над которым он только начинал работать, был меньше по размерам и скромнее декорирован, нежели Аничков дворец, служивший тогда императорской резиденцией. Ведь если бы усадьба брата царствующего монарха затмевала великолепием его собственный дворец, ситуация стала бы несколько неловкой. В конечном итоге это «пожелание» оказалось забыто, и великому архитектору позволили творить в тех масштабах, в которых он привык, а привык творить он с размахом.
Так проект обычного дворца превратился в очередной макет градоустройства. На новой карте Санкт-Петербурга очень внезапно оказалось место и для дворца, и для площади перед ним (сейчас её называют площадью Искусств), и даже для двух новых улиц – Михайловской и Инженерной. И этот проект был выполнен со всем возможным блеском.
Настоящим сокровищем Михайловского дворца, венцом творения Росси стал Белый зал, который на протяжении нескольких веков поражал и обескураживал гостей дворца, в том числе и зарубежных. Так, по просьбе английского посла был даже изготовлен макет этого зала, который позже был торжественно передан британской короне. Росписи и мебель, изготовленная по эскизам самого великого архитектора, сохранились и сегодня, как и некоторые элементы парадной лестницы, но вот о возвышенной красоте всего остального остаётся лишь читать в восторженных описаниях балов и мемуарах людей, посетивших это культовое сооружение до его последнего разграбления уже в конце девятнадцатого века, когда здесь решили разместить часть экспонатов, которые элементарно не помещались в Эрмитаже.
Перестройку доверили В. Свиньину, чья фамилия просто-таки обязывала к совершению какого-нибудь зверства над культурой этого места. Так и вышло – новый архитектор оказался убеждённым ненавистником всего, что так или иначе напоминало о гении Карла Росси, а потому большинство барельефов, образцов настенной живописи, статуй, люстр, обивочных тканей и всего прочего просто не выжило в ходе этой «реконструкции». Все эти бесценные элементы облика Михайловского дворца просто уничтожались и заканчивали жизнь недолгим полётом из дворцовых окон.
Но, несмотря на это, нельзя также игнорировать тот факт, что Михайловский дворец всё же остаётся частью Русского музея, и наличие в его коллекциях работ Врубеля, Брюллова, Шишкина, Рублёва, Малевича и прочих признанных мэтров мира изобразительного искусства компенсирует то насилие, которое учинили над оригинальной постройкой.
Михайловский дворец и великая княгиня
Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века
По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности.
Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.
Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.
Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.
Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.
Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».
К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.
Судьба замка после смерти императора
Павел I не долго был хозяином своего замка. В его стенах он прожил всего лишь сорок дней и был зверски убит в ночь с одиннадцатого на двенадцатое марта. Императора не спасли глубокие рвы, толстые стены, охрана и даже тайный ход, имевшийся в его покоях. Почему-то в ночь убийства дверь к потайному ходу была заперта.
Многие считают, что Павел I знал о своей смерти. Перед этим к нему явился дух Петра I, его прадеда, и повелел уезжать из замка. А в день убийства император увидел свое отражение в зеркале со сломанной шеей. Однако все это не заставило его покинуть Михайловский замок, и он смело шел навстречу своей судьбе.
Сразу же после кончины Павла I замок опустел. Его жители в спешке выезжали из своих покоев. За последующие годы никто из императоров так и не смог вернуть жизнь в это место. Все обходили его стороной, веря в роковое предназначение замка.
За несколько лет из него были вывезены все ценности, а постепенно он лишился и части обшивки стен. Как когда-то делал для строительства своего замка Павел I, его потомки без стеснения разбирали величественное сооружение, чтобы украсить свои дворцы.
Через восемнадцать лет после смерти императора замок был передан Главному инженерному училищу. Отсюда пошло его второе название, которое сегодня используется довольно часто. Для нужд студентов строение было почти полностью перепланировано: рвы засыпали землей, многие залы перекрасили, в комнатах установили перегородки. Замок уже мало напоминал то величественное сооружение, которое создал Павел I.
Памятник Петру Первому
Не любящий свою мать Екатерину, Павел, в тоже время, очень почитал своего прадеда Петра Первого и гордился этим родством, считая себя продолжателем великого дела. Поэтому у входа в замок был установлен бронзовый памятник Петру с «дарственной» надписью.
Памятник Петру Первому находится на центральной аллее
История появления этого скульптурного изображения весьма интересна. Памятник императора на коне в модельном варианте был выполнен еще во время царствования самого Петра Первого архитектором Б.Растрелли и считается первым конным монументом основателя Петербурга. Причем лик императора был скопирован с гипсовой прижизненной маски императора-реформатора.
Лицо Петра Первого воспроизведено с прижизненной маски
В выполненном в стиле барокко монументе перед нами предстает величественный император в триумфальном лавровом венце на могучем коне. Однако в бронзе статуя была отлита лишь в конце 40-х гг. 18 столетия при Елизавете Петровне, но место для установки данного памятника так и не было выбрано, он просто хранился в подвальном помещении. Екатерина Вторая, решившая установить памятник Петру на Сенатской площади, отвергла растреллевский вариант, и заказала Медного всадника Э.Фальконе.
Но Павел Первый решил установить около своего дворца именно скульптуру Растрелли. Для нее был сооружен специальный постамент (рис. Ф.Волкова), украшенный барельефами на темы Полтавской и Гангутской битв. Барельефные плиты выполнила группа скульпторов. Кроме них постамент был дополнен символической надписью «Прадеду – правнук». Монумент Петру установили на постамент в 1800 году.
Памятник, выполненный Растрелли, наконец обрел свое постоянное место
Изображения барельефов поражают своей детальностью, мастерством и художественностью сюжетов. Интересен сюжет спасения тонущего моряка, пятка которого натерта до блеска – ибо каждый турист прикасается к ней, желая, согласно легенде, избежать подобной участи. Другой барельеф, изображающий сцену из Полтавской баталии, также привлекает туристов – особенно ботфорты Петра и копыта лошадей, прикосновение к которым приносит большую удачу.
Фрагмент барельефа — спасение тонущего моряка
Интересно, что во время Второй мировой войны, памятник был снят с пьедестала и надежно спрятан, а после войны водружен на прежнее место.