Методы географических исследований и основные источники географической информации

Современная география

Многим может показаться, что земля исследована вдоль и поперек. Не поплывешь уже на корабле и не откроешь Австралию или Америку.

Этому можно возразить – многие ученые трудятся над разгадыванием тайн нашей планеты. Географические исследования в современном мире связаны с использованием новых методов изучения.

Все методы географических исследований подразделяются на традиционные и современные.

Современные методы географических исследований предполагают использование информационных технологий.

Изучение Земли с помощью современных географических методов исследования направлено не столько на открытие чего-то нового, сколько на объяснение природных явлений, закономерностей их протекания, на взаимосвязь всех компонентов природы.

Каковы основные направления географических исследований в современном мире? Давайте подробнее остановимся на этих направлениях.

Исследование Мирового океана в настоящее время получило наибольшее развитие. Начало изучению было положено английской экспедицией «Челленджер».

Россия также внесла вклад в изучение Мирового океана, и в 20 веке был совершен ряд географических открытий. На советском корабле «Витязь» было совершено множество экспедиций, он стал научно-исследовательским судном. В 1960 г. учеными этого судна была измерена океаническая впадина – Марианская.

Научно-исследовательское судно «Витязь» 

В 20 веке известный исследователь океана Жак-Ив Кусто сконструировал акваланг. Этот исследователь большую часть своей жизни посвятил изучению глубин Мирового океана и известен под именем капитана Кусто.

Современные исследования Мирового океана опираются на данные искусственных спутников Земли. Подводные исследования проводятся с помощью батискафа.

Батискаф 

Исследование поверхности планеты не менее важно в современном мире. Даже в 20 веке еще совершались географические открытия в России.

Больше всего привлекало внимание человечества поверхность Антарктиды, скрытая под толщами льда. Изучение и исследование Антарктиды началось с 16 века

Самое широкое исследование Антарктиды началось после ее открытия. В Международный геофизический год 1957-1958 гг. на этом материке было построено около 70 научно-исследовательских станций 18 государств. Началось планомерное исследование Антарктиды. Проводилось комплексное изучение вод, льдов, климата, органического мира.

В Антарктиде ведутся современные исследования природных условий и осуществляется анализ этих данных, с целью использования для полетов над материком. В недалеком будущем через Антарктиду будут пролегать трассы межконтинентальных авиалиний. Первый межконтинентальный перелет совершили русские летчики в 1961 году.

Перелет Москва – Антарктида 

В результате современных исследований Антарктиды был составлен атлас материка. По результатам исследований земной коры ученые пришли к выводу, что в недрах скрываются огромные запасы полезных ископаемых.

В настоящее время появляется информация о современных исследованиях и открытиях в Антарктиде. В 20 веке было предсказано существование озера на этом материке. В наше время под толщами льда Антарктиды были обнаружены и исследованы несколько водоемов, самым крупным из них считается озеро Восток.

  1. Исследование Земли из космоса считается перспективным направлением развития науки. Запуск первого искусственного спутника, а затем и космических кораблей открыли новые возможности в изучении Земли. Появилась возможность сравнивать нашу планету с другими и лучше познать развитие ее природы.

Так постепенно география из науки описательной превратилась в современную науку, изучающую взаимосвязи природных комплексов.

Словарь

1. Норманны – люди, проживавшие на территории государств Средиземного моря с 8 по 11 века.

2. Картография – это наука, включающая создание, изучение и использование географических стран.

3. Высотная поясность – это смена природных условий и ландшафтов с увеличением абсолютной высоты.

4. Береста – верхний слой коры березы, на котором писали в Древней Руси 11—15 вв.

5. Пергаментный свиток – материал для письма из кожи животных. Широко использовался до Средних веков.

В чем главная особенность бакалаврской программы, которую открывают Вышка и Институт географии РАН

Ольга Соломина

Наша программа призвана запустить новый формат высшего географического образования в России. Мы будем готовить специалистов, находящихся на мировом уровне исследований и востребованных в прикладных областях — в сфере работы с пространственными данными, в геомаркетинге, в экологическом менеджменте и так далее.

Программа предлагает «пересборку» частных географических дисциплин в три широких направления (специализации). Это обеспечит концентрацию на современных теоретических подходах, на наиболее актуальных методах фундаментальных и прикладных географических исследований.

Этим инструментам их будут учить практики, работающие в этих сферах деятельности — и не только в аудиториях, но и в ходе реализации проектов и стажировок. Но, конечно, среди наших преподавателей есть и действующие ученые, которые проводят исследования мирового уровня, печатаются в международных журналах, руководят научными проектами, в которых студенты также смогут получить исследовательский опыт.

С первого года обучения часть занятий будет проходить в Институте географии РАН, а затем студенты будут поэтапно включаться в работу лабораторий при поддержке научных руководителей. Студенты получат доступ к оборудованию лабораторий, к уникальному массиву данных, включая архив аэрокосмических снимков, к научному архиву и библиотеке института.

Кроме того, мы формируем сеть партнеров как среди исследовательских и некоммерческих организаций, так и в бизнесе. Наша цель не только в том, чтобы выпускники получили качественное образование (что ценно само по себе)

Не менее важно, чтобы наши выпускники высоко котировались в целевых сегментах рынка труда и ясно видели будущие треки своей профессиональной деятельности

Современные способы

География, как и любая другая наука, постоянно развивается. Это предполагает появление сравнительно новых способов исследований. К современным методам относят:

  1. Дистанционные явления. Изучение аэрокосмических картин и составление карт планеты благодаря летальным аппаратам.
  2. Географический прогноз и моделирование. Метод позволяет определить состояние геосистемы, помогает спроектировать их состояние в будущем.
  3. Информационный. Позволяет создавать подробную базу данных из той информации, что передаётся метеорологическими станциями и космическими спутниками.

Экономико-математические

Современные и традиционные методы позволили основать целые комплексы мероприятий, которые позволяют изучить явления и процессы, взаимосвязанные со всей системой на протяжении длительных периодов.

Экономико-математический способ основан на использовании компьютерных систем.

Это позволяет за короткий промежуток времени обработать большое количество информации в следующих областях исследований:

  1. География населения. Изучение населения, прогнозирование воспроизводства, использование трудовых ресурсов, миграции.
  2. Системы расселения. Плотность населения и их развитие, инфраструктура.
  3. Территориально-производственные системы. Позволяет нарисовать рисунок развития и размещения отраслей, социально-экономические зоны.

Географическое районирование

Метод основывается на условном делении территории на части (районы) по определённому признаку или группе. Районирование связывают ещё с двумя понятиями: зонирование и ареалирование.

Первое означает разделение на зоны по интенсивности или плотности какого-либо признака. Второе понятие говорит о разделении на ареалы по единому свойству.

Результаты районирования позволяют разграничить территории контурами. Этот метод применяется к самым разным признакам. Например, особенности ландшафта, климатические условия, отрасли народного хозяйства.

Прогнозирование и его виды

Благодаря количеству знаний и пересечению наук в географии для решения проблем практикуются ко́мплексные и долгосрочные общегеографические прогнозы. Они являются предположением какого-либо явления в будущем. Получение прогнозов заключается в изучении определённых исследований, что делает их определённо вероятными.

Географические прогнозы совершаются в двух направлениях:

  1. Состояние природы и её влияние на человеческую жизнь.
  2. Положение социальной и производственно-территориальной среды.

Длительность исследований влияет и на долгосрочность прогноза. Они бывают:

  • оперативный (месяц);
  • краткосрочный (от 1 до 12 месяцев);
  • среднесрочный (1—5 лет);
  • долгосрочный (5—15 лет);
  • сверхдолгосрочный (от 15 лет).

Географические исследования в наши дни

В советский период большое внимание уделялось изучению таких территорий, как Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север. Геологические, физические карты подвергались уточнению, устранялись «белые пятна» на карте России, был утверждён Северный Морской Путь

Кроме этого, были обнаружены новые места залегания полезных ископаемых в Сибири.

Географические исследования проводятся и в наши дни. Они тесно связаны с экологией. Учёные прогнозируют последствия промышленной деятельности человека на окружающую среду. Целью таких работ является оптимизация взаимодействия человека и окружающей среды.

Экономические и социальные исследования

Деятельность человека стала одним из самых важных факторов изменения нашей планеты, поэтому географы изучают ее. Оказывается, есть свои законы развития городов и государств. Например, при индустриализации государства происходит процесс урбанизации – переселения людей в крупные города. Однако при дальнейшем развитии возможен обратный процесс рурализации, при котором обеспеченные люди предпочитают переезжать из городских квартир в собственные дома, удаленные от места работы. С другой стороны, переезд в городскую местность связан с демографией: городское население ориентировано на относительное малое количество детей, а поэтому снижение рождаемости в мире является следствием урбанизации.

Существует премия Вотрена Лорда, которую неофициально называют Нобелевской премией по географии. Интересно, что почти все последние лауреаты специализировались именно на изучении социальной географии, динамики городов и влиянии человека на окружающую природу.

Мне нравитсяНе нравится

↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ

юПЛЮМД д.к. мЮСЙЮ Н КЮМДЬЮТРЕ. л., 1975;

аЮПЮМЯЙХИ м.м. щЙНМНЛХВ. ЦЕНЦПЮТХЪ. щЙНМНЛХВ. ЙЮПРНЦПЮТХЪ. 2 ХГД., л., 1960.

аЕПКЪМР ю.л. йЮПРНЦПЮТХЪ. л., 2001.

аНЙНБ б.ю., яЕКХБЕПЯРНБ ч.о., вЕПБЮМЕБ х.ц. нАЫЕЕ ГЕЛКЕБЕДЕМХЕ.яоА., 1998.

бНПНМНБ ю.ц. Х ДП. аХНЦЕНЦПЮТХЪ Я НЯМНБЮЛХ ЩЙНКНЦХХ. сВЕАМХЙ ДКЪ БСГНБ. л., 2003.

цКЮГНБЯЙЮЪ л.ю., цЕММЮДХЕБ ю.м. цЕНЦПЮТХЪ ОНВБ Я НЯМНБЮЛХ ОНВБНБЕДЕМХЪ. л., 1995.

цЕНЦПЮТХЪ лХПНБНЦН НЙЕЮМЮ. р. 1-7. цК. ПЕД. й.й. лЮПЙНБ, ю.о. йЮОХЖЮ. к., 1981-1987.

цЕНЦПЮТХЪ, НАЫЕЯРБН, НЙПСФЮЧЫЮЪ ЯПЕДЮ. цК. ПЕД. м.я. йЮЯХЛНБ. р. I-со. л., 2004.

цЕПЮЯХЛНБ х.о. мНБШЕ ОСРХ Б ЦЕНЛНПТНКНЦХХ Х ОЮКЕНЦЕНЦПЮТХХ. л., 1976.

цЕПЮЯХЛНБ х.о. яРПСЙРСПЮ Х ДХМЮЛХЙЮ ОПХПНДШ гЕЛКХ. хГАП. РП. л., 1993.

цЕРРМЕП ю. цЕНЦПЮТХЪ, ЕЕ ХЯРНПХЪ, ЯСЫМНЯРЭ Х ЛЕРНДШ. оЕП. Я МЕЛ. к.-л., 1930.

цПХЦНПЭЕБ ю.ю. гЮЙНМНЛЕПМНЯРХ ЯРПНЕМХЪ Х ПЮГБХРХЪ ЦЕНЦПЮТХВ. ЯПЕДШ. л., 1966.

цСЛАНКЭДР ю. йНЯЛНЯ. оЕП. Я МЕЛ. р. 1. л., 1866.

дНЙСВЮЕБ б.б. яНВ. р. 1-7.л.-к., 1947-1953.

дЭЪЙНМНБ й.м., дНМВЕБЮ ю.б. щЙНКНЦХВЕЯЙНЕ ОПНЕЙРХПНБЮМХЕ Х ЩЙЯОЕПРХГЮ. сВЕАМХЙ ДКЪ БСГНБ. л.,2005.

хЯЮВЕМЙН ю.ц. пЮГБХРХЕ ЦЕНЦПЮТХВ. ХДЕИ. л., 1971.

хЯЮВЕМЙН ю.ц. кЮМДЬЮТРНБЕДЕМХЕ Х ТХГХЙН- ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЕ ПЮИНМХПНБЮМХЕ. л., 1991.

йНРКЪЙНБ б.л. хГАПЮММШЕ ЯНВХМЕМХЪ Б ЬЕЯРХ ЙМХЦЮУ. л., 2000-2004.

лЮЙЯЮЙНБЯЙХИ б.о. хЯРНПХВ. цЕНЦПЮТХЪ ЛХПЮ. сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ. л., 1997.

лЮЙЯЮЙНБЯЙХИ б.о. цЕНЦПЮТХВЕЯЙЮЪ ЙСКЭРСПЮ. л., 1998.

лХУЮИКНБ б.м., дНАПНБНКЭЯЙХИ ю.д., дНАПНКЧАНБ я.ю. цХДПНКНЦХЪ. сВЕАМХЙ ДКЪ БСГНБ. л., 2005.

лХПНМЕМЙН м.я. яРПЮМНБЕДЕМХЕ. сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ. л., 2001.

оЕПЕКЭЛЮМ ю.х., йЮЯХЛНБ м.я. цЕНУХЛХЪ КЮМДЬЮТРЮ. сВЕАМНЕ ОНЯНАХЕ.л., 1999.

оПНАКЕЛШ РЕНПЕРХВ. ЦЕНЛНПТНКНЦХХ. пЕД. ц.я. юМЮМЭЕБ, к.ц. мХЙХТНПНБ, ч.ц. яХЛНМНБ. л., 1999.

пСЯЯЙНЕ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЕ НАЫЕЯРБН. 150 КЕР. л., 1995.

яЮСЬЙХМ ч.ц. щЙНМНЛХВ. ЦЕНПЮТХЪ: ХЯРНПХЪ, РЕНПХЪ, ЛЕРНДШ, ОПЮЙРХЙЮ. л., 1973.

яНКМЖЕБ м.ю. сВЕМХЕ Н КЮМДЬЮТРЕ. хГАП. РП. л., 2001.

яНВЮБЮ б.а. бБЕДЕМХЕ Б СВЕМХЕ Н ЦЕНЯХЯРЕЛЮУ. мНБНЯХА., 1978.

рБНПЖШ НРЕВЕЯРБЕММНИ МЮСЙХ. цЕНЦПЮТШ. нРБ. пЕД. б.ю. еЯЮЙНБ. л., 1996.

уПНЛНБ я.о., оЕРПНЯЪМЖ л.ю. лЕРЕНПНКНЦХЪ Х ЙКХЛЮРНКНЦХЪ. сВЕАМХЙ ДКЪ БСГНБ. л., 2005.

Методы географической науки

В арсенале географической науки находится множество методов исследования, способов получения географической информации, которые применяются для решения различных задач: политических, практических, научных и других. К ним относятся:

  1. Метод моделирования.

С его помощью изучаются природные и социальные процессы и явления. Суть: построение, имитирование природного (любого другого географического) объекта в виде макета, изучение. Данный метод значительно облегчает исследование и делает его наглядным. Самой простой географической моделью является глобус. Метод применяется для решения многих задач, например:

— изучение территориальной организации;

— оценка степени антропогенного воздействия на природные объекты;

— исследования динамики геосистем и прогнозирование развития и др.

  1. Статистические методы исследования. Дают количественную характеристику процессов, объектов, явлений. Как пример можно привести исследования климата. Здесь важны количественные показатели солнечного тепла, осадков, минимальной и максимальной температуры за период. В социальной географии — это рождаемость, смертность, прирост населения и др.
  2. Исторический подход. Географы очень широко используют данный метод. Исторический подход необходим в географии для выявления природных изменений с течением времени. Например, с его помощью можно сделать прогноз развития рельефа местности, на котором ведется хозяйственная деятельность.
  3. Метод наблюдений. Старейший метод, но актуальный по сей день. Проводятся с какой-либо конкретной целью: наблюдение за состоянием окружающей среды, за метеорологическими условиями, за изменением среды под влиянием человека и т.д.
  4. Методы полевых исследований на местности. Один из классических методов исследования в географии, дающий самую ценную географическую информацию. Результаты таких исследований, увиденные своими глазами природные явления, фиксируются в описаниях. Также при проведении полевого исследования ведется сбор образцов (почвы, минералов, растительности и т.д.), все это впоследствии представляет собой ценный фактический материал и становится предметом изучения.
  5. Методы картографирования. Данный способ получения географической информации позволяет наглядно описывать природные явления и объекты. Любое исследование в географии начинается с изучения и анализа карты, а завершается внесением дополнений в старые карты или созданием новых. Карта, если уметь ее читать, может дать большой объем информации о нужном объекте. Особенно выделяется метод экологического картографирования тем, что его результат осуществляет экологическую оценку изображаемой территории. По такой карте легко можно оценить состояние окружающей среды.
  6. Сравнительный метод. Метод сравнения выявляет сходства и различия процессов, состояний, свойств объектов географической среды с целью дальнейшего прогнозирования изменений (возможных), которые могут произойти со временем с этим объектом.  
  7. Аэрокосмические методы. Аэрокосмический метод позволяет прогнозировать и предотвращать техногенные катастрофы. Используется для составления и уточнения топографических карт и наблюдения за состоянием природной среды.

Космическая съемка Земли. Один из интереснейших методов и важнейших источников для составления и обновления карт и атласов. С его помощью мы получаем информацию о нашей планете и всей Солнечной системе, изучаем природные ресурсы Земли, океаны и атмосферу, следим за состоянием природной среды и опасными природными явлениями. Сведения добываются с помощью специальных аппаратов, размещенных на искусственных спутниках нашей планеты, кораблях и станциях в Космосе. С появлением этого метода у нас появилась возможность видеть труднодоступные местности, сравнивать, наблюдать за объектами, которые раньше были недоступны.

Все методы в отдельности и в комплексе дают возможность не только описывать изучаемые явления, но и прогнозировать будущее

А это очень важно для человечества, потому что людям необходимо знать о последствиях своего развития. Географический прогноз дает шанс предотвратить нежелательные явления либо уменьшить негативные последствия воздействия человека на природу и научить его разумному природопользованию, рациональному взаимодействию с природной средой, решению глобальных проблем

На следующем уроке рассмотрим современный облик нашей планеты, который формировался миллиарды лет, узнаем о необычайном разнообразии природы и о причинах такого разнообразия.

Исследование «белых пятен»

Конечно, уже никто не откроет на Земле новый материк или хотя бы море, однако до сих пор ученые находят маленькие острова, которые раньше не были нанесены на карту мира. Например, рассмотрим вопрос о том, какой участок суши на Земле является самым северным. Долгое время такой точкой считали мыс Моррис-Джепул (83°37′39″ с. ш.), находящийся в Гренландии. Однако в 1900 году Роберт Пири открыл остров Каффеклуббен (83°40′00″ с. ш), ставший новым рекордсменом. Но в 1996 году был найден совсем крохотный остров ATOW1996 (83°40′34″ с. ш.) длиной 10 метров, который на сегодняшний день и считается самым северным участком суши.

Есть ряд труднодоступных районов Земли, которые очень плохо исследованы. К ним можно отнести:

  • тропические джунгли Амазонки;
  • ледовый щит Гренландии;
  • северные горы в Колумбии;
  • остров Папуа – Новая Гвинея.

Хотя в общих чертах эти территории и нанесены на карту, в атласе мира не удастся найти их подробного изображения. Таким образом, усилия картографов сегодня нацелены на уточнение карт, а не на расширение их границ.

Хотя уже есть несколько десятков альпинистов, сумевших покорить все 14 восьмитысячников планеты, на вершины некоторых гор до сих пор не вступала нога человека. Высочайшей из них является Канкар-Пунсум (7570 метров). Его исследование осложняется не только суровыми природными условиями, но и пограничными спорами между Бутаном и Китаем.

Нельзя забывать, что на Земле есть целый материк, покрытый ледовым щитом, чья толщина доходит до 4,8 км. Одно из крупнейших открытий современной географии (1994 год) – подледное антарктическое озеро Восток. Лишь в 2013 году удалось пробурить лед и начать исследование водоема. Всего же в Антарктиде найдено более 140 подледных озер, и наверняка на этом континенте еще будут совершены географические открытия.

Недостаточно исследованы и многочисленные полости Земли. Например, вторая по протяженности (346 км) пещера мира была найдена в Мексике только в 1987 году. Составление ее плана продолжается до сих пор.

История изучения

Уже в древние времена появилось предположение, что Земля имеет круглую форму. Сначала выдвигались версии, что она представляет собой плоский круг, потом говорили о цилиндре, а вскоре стали высказывать мысли о шаре.

Во втором тысячелетии до н. э. из Древнего Египта организовывались экспедиции, которые доходили до Африки, совершались плавания по Красному и Средиземному морям. Все наблюдения подробно формировались в сообщения, рисовались схемы, таблицы.

В IX—VIII вв. до н. э. в Китае составляли карты земельных участков. Эти геоинформационные данные использовались для выбора места постройки. В этой же стране в III вв. до н. э. появился региональный а́тлас и подробное описание земель.

Что изучают в курсе географии. Предмет изучения

География зародилась на заре человеческой мысли. За время своего существования эта наука не стала менее актуальной, наоборот, она и сейчас играет важную роль в жизни человечества, помогает решать глобальные проблемы, вопросы рационального использования и преобразования природной среды, ставит перед людьми определенные задачи, решение которых улучшает условия их жизни и деятельности.

А географ — это человек, изучающий географию, Землю, и все, что происходит на нашей планете.

Что изучает география определяет название науки. Оно пошло от грека Эратосфена, ученого, жившего во 2 половине III века н. э. в Александрии.

Эратосфен, древнегреческий ученый, давший название науке «география» 

С древнегреческого «гео» и «графос» («Земля» и «пишу») переводится, как «землеописание», то есть география изучает Землю, земную поверхность, природу планеты, население и его хозяйственную деятельность.

В настоящее время представляет собой комплекс наук, тесно взаимодействующих друг с другом. Она охватывает практически все сферы нашей жизни, деятельность географа многогранна, но можно выделить три главных направления:

  1. Физическая география;
  2. Социальная и экономическая география;
  3. Картография.

Что изучает физическая география? Эта ветвь имеет много интересных направлений, включает климатологию, почвоведение, гидрологию, палеогеографию (прошлое географической оболочки), геоморфологию, гляциологию (изучает льды), урбанистику (науку о городах) и многое другое. Физическая география изучает население, климат, природные зоны, рельеф. Включает в себя и древнейшую ветвь географии — страноведение, берущую начало в античном мире.

То, что изучает экономическая география, включает в себя знания о мировой экономике и экономике отдельных государств. Например, в старших классах мы изучаем географию промышленности, что относится также к сфере экономики. Социальная география рассматривает непосредственно общество, жизнь в нем людей, их взаимодействие между собой. Эти ветви тесно взаимодействуют друг с другом и представляют собой единой целое.

Картография — это наука о составлении географических карт, о которых поговорим на этом уроке, а также само их составление.

В курсе географии 7 класса мы продолжим изучать физическую географию. Материки, океаны, народы и страны будут предметом нашего изучения. Познакомимся с природой Земли, более подробно, чем в курсе начальной географии, рассмотрим свойства оболочек нашей планеты, население континентов, страны, народы, их быт и культуру, отличие друг от друга. Поговорим и о нашей стране, но подробнее изучим географию России в 8 классе.

Проблемы

Наиболее продолжительны дискуссии между сторонниками определения географии как естественной науки с одной стороны и социальной или историко-философской с другой. Ныне в России география объединена в одно отделение Академии наук вместе с физикой атмосферы и океанологией. С этим не хотят мириться сторонники экономического направления в географии. Они считают, что у нее больше общего с общественными науками.

Споры о классификации географии носят не только теоретический характер: от классификации зависит организация научных исследований и акценты, которые будут иметь эти исследования. А на выходе — качество выпускаемых по результатам научных изданий (справочников, словарей) и то, какие разделы будут или не будут в них представлены.

В США география еще раньше и дальше отошла от естественнонаучной направленности и сфокусировалась на социальных и культурных аспектах. Поскольку США играют важную роль не только в мировой политике и экономике, но и в научной сфере, этот процесс привел к тому, что во многие мировые географические издания не включаются разделы по океанологии, почвоведению и биогеографии.

Как происходит исследование земли

Уже в самые древние времена возникло предположение, что форма Земли так или иначе связана с кругом. Сначала выдвигались гипотезы о том, что она представляет собой плоский круг, затем его место занял цилиндр, а вскоре стали высказываться мысли о шаре.

История изучения

Во втором тысячелетии до нашей эры из Древнего Египта шли экспедиции, доходившие до центра Африки и совершавшие плавания по Средиземному и Красному морям. В индийской книге «Махабхарата» содержится описание океанов, рек и гор. В Древнем Китае в IX-VIII веках до нашей эры составлялись карты земельных участков. Они использовались для выбора мест постройки крепостей. Там же, в Китае, в III веке до нашей эры появились тексты с описаниями различных земель и региональный атлас страны.

В Древней Греции появилась карта страны, окружающих ее территорий и морей. Карта имела форму круга, в центре которого была изображена Греция, а по соседству — остальная Европа, Азия и известная тогда часть Африки — Ливия. На карте были представлены две реки — Фазис и Нил, два моря — Средиземное и Черное, а по краям круга — океан. Составил карту древнегреческий философ Анаксимандр Милетский. Он предположил, что Земля имеет форму цилиндра, одну сторону которого он и изобразил на карте, а на другой стороне также живут люди.

Знаменитые ученые

Аристотель впервые выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму шара. Кратет Малльский уже начал изучать Землю как шар и создал глобус как ее модель. Клавдий Птолемей в свое 8-томное сочинение «География» включил сведения о более чем 8000 географических названиях и координаты почти 400 точек земного шара. Эратосфен первым измерил дугу меридиана.

В средние века совершали путешествия и описывали сделанные в них открытия восточные ученые — Ибн Сина, Бируни, Ибн Баттута. Венецианский купец Марко Поло сделал важные открытия Восточной Азии. Афанасий Никитин, дошедший морским путем до Индии, описал ее природу и занятия населения.

В эпоху Великих географических открытий голландский мореплаватель Виллем Янсзон совершил открытие Австралии и Новой Зеландии, а британец Джеймс Кук — Гавайи и Большой Барьерный риф.

Михаил Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент. Позже было образовано Русское географическое общество, представители которого, Петр Семенов-Тян-Шанский, Николай Пржевальский и Николай Миклухо-Маклай, исследовали многие точки Евразии.

Американец Роберт Пири в 1909 году покорил Северный полюс, а норвежец Руал Амундсен в 1911 году — Южный полюс. Француз Жак Ив Кусто в 1960-х годах изобрел акваланг, с помощью которого можно изучать жизнь на самых глубоких водных впадинах.

Вопросы будущего планеты

Во многом прошлое Земли исследуется для того, чтобы можно было предсказывать ее будущее. Сегодня у географов есть карты, на которых показано расположение материков через миллионы лет

Огромной практической важностью обладает вопрос о процессе изменения климата

Ученые фиксируют, что сегодня происходит резкий рост средней температуры планеты – глобальное потепление. Каковы его причины, и к каким последствиям оно может привести? Ответить на эти вопросы очень сложно. Имитационные модели, с помощью которых можно построить прогноз изменения климата, содержат тысячи переменных, между которыми есть неоднозначные связи.

Например, с одной стороны, рост концентрации углекислого газа вызывает рост температуры из-за парникового эффекта, что ведет к таянию льдов, уменьшению отражающей способности ледовых шапок Земли и ещё большему росту температуры. С другой стороны, чем больше углекислого газа в атмосфере, тем быстрее растут растения, которые поглощают его при фотосинтезе. Учесть все эти взаимосвязи в рамках одной теории очень тяжело, для этого нужны расчеты на суперкомпьютерах, а также масштабный сбор климатической статистики по всему миру.

Понятие и предназначение картографического метода

Вспомните из предыдущих курсов географии, что означает картографический метод исследований в географии? Как изменился картографический метод за всю историю развития географической науки? 

   Картографический метод такой же старый, как и географическое описание. Изучению карт древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени посвящены многие работы таких ученых, как А.Б.Дитмара, К.А.Салищева, Н.Г.Фрадкина, А.М.Берлянта и др.​   В XIX-начале ХХ века этот метод исследования получил дальнейшее развитие благодаря деятельности А.А.Тилло, П.П.Семенова-Тян-Шанского, Д.Н.Анучина,  ​Ю.М.Шокальского и др.​   Альфред Вегенер использовал его при разработке своих идей тектоники литосферных плит и дрейфа материков, а Вальтер Кристаллер и Август Лёш выдвинули свою теорию центральных мест на основе использования картометрии. ​Так складывался, обогащался и усложнялся картографический метод.​   О его значении для географии писали многие, но убедительнее других это сделал Н.Н.Баранский.

   Э.Б.Алаев предложил еще более лаконичную формулировку: «Географично то, что картируется». ​Картографический метод получил широкое распространение в физической географии, где на первом месте стоит ландшафтное картографирование. К этому можно добавить использование общегеографических, тематических карт и карто-геометрических методов, которые давно применяются в геоморфологии, гидрологии.   ​Широкое применение этот метод нашел и в социально-экономической и политической географии: для получения количественных характеристик различных объектов с помощью оценочных карт, выделения и оценки основных факторов размещения таких объектов, изучения динамики развития и тенденций их размещения, оценки и выявления взаимосвязей, обеспечения районной планировки и социально-экономического прогнозирования.

   В страноведении данный метод помогает получить максимум информации и создать полный «портрет территории». Картографический метод применяется на всех этапах и уровнях научного исследования – подготовительном, аналитическом, обобщающем, прогнозном.

Это интересно!

Высказывания Н.Н. Баранского о значении картографического метода:​1) карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент географии; ​2) карта – стимул к заполнению пустых мест; ​3) карта – средство к выявлению географических закономерностей; ​4) карта – необходимый посредник между крайне ограниченным в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громадным по своим размерам объектом географического исследования – поверхностью земного шара; ​5) карта – «второй язык» географии;​6) карта – один из критериев географичности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector