Основные формы правления
Содержание:
- Введение. Форма государственного правления
- Форма государственного устройства территории
- Количественные и качественные сдвиги на карте мира
- Типы государств
- Трансформация государства
- § Роль партий в политической системе Германии
- Форма государственного режима
- По форме правления
- Признаки государства
- Типы государства, их ключевые признаки
- [править] Исторический обзор
- Теории происхождения государств
Введение. Форма государственного правления
Существуют различные государственные режимы, формы правления, строй стран.
Деление современных стран мира по формам правления:
1. Республиканская.
2. Монархическая.
Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.
Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающая наследственный или иной невыборный способ передачи власти. Законодательная власть в республике принадлежит парламенту, исполнительная – правительству.
Республика – наиболее распространенная форма правления, более 140 стран мира имеют такую форму правления.
Виды республик
Президентские (широкие полномочия президента, президент сам возглавляет правительство) |
Парламентские (главой государства фактически является глава парламента) |
США, Аргентина, Иран, Бразилия |
Германия, Италия, Индия, Израиль |
Иногда выделяют смешанную республику, которая представляет собой форму правления, которая находится между президентской и парламентской, сочетая в себе признаки обоих видов.
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху.
Монархом может быть король, царь, султан, эмир, император, герцог и т. д. Власть в данной форме правления, как правило, передается по наследству. По общему количеству монархий гораздо меньше, чем республик, кроме того, в Северной Америке, Южной Америке и Австралии монархическая форма правления вообще отсутствует.
Виды монархий
Конституционные (власть монарха ограничена конституцией или парламентом) |
Абсолютные (власть монарха относительно не ограничена) |
Бельгия, Таиланд, Марокко, Норвегия |
Саудовская Аравия, Оман |
Одной из разновидностей монархии является теократическая монархия, где во главе государства стоит религия. Главой государства является глава церкви, который обладает неограниченной высшей государственной властью. Примеры: Ватикан, Саудовская Аравия.
Форма государственного устройства территории
Деление современных стран мира по особенностям территориально-государственного устройства:
1. Унитарная форма.
2. Федеративная форма.
Унитарное государство –
форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая конституция, единая правовая система. Например, Украина, Польша, Белоруссия, Франция, Монголия, Чили, Дания и т. д. Унитарных государств большинство.
Федерация –
форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими определенной самостоятельностью. Например, Россия, США, Канада, Бразилия, Австралия, Аргентина, Индия, Германия.
Особой разновидностью федеральной формы устройства территории является конфедерация.
Конфедерация –
союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Например, Швейцария.
Количественные и качественные сдвиги на карте мира
Изменения на политической карте мира носят различный характер (рис. 31). Одни из них — количественные, связанные с территориальными приобретениями или потерями вследствие военных захватов, добровольных уступок государств и т. д. Иногда происходит и просто обмен участками суши в интересах добрососедских отношений между странами.
Количественные сдвиги на политическои карте мира связаны с изменением территории государств. |
Так, в связи с окончанием Второй мировои воины по решению Потсдамской конференции произошли серьезные количественные изменения на политической карте Европы: западная граница Польши прошла по рекам Одре и Нысе-Лужицкой (т. е. были возвращены древние польские земли), Закарпатская Украина вошла в состав Украины, а территория нынешней Калининградской области стала российской.
Другие изменения — качественные, которые обычно не ведут к изменению территории. Их суть — в завоевании государственной самостоятельности бывшими колониальными странами, смене власти (режима), введении нового государственного устройства и т. д. Как правило, количественные изменения сопровождаются качественными.
Качественные сдвиги на политической карте мира обязаны приобретению (или потере) суверенитета странами, введению нового государственного устройства, образованию новых союзов и т. д. |
Примерами качественных сдвигов на политической карте могут служить провозглашение Гренландии «самоуправляющейся территорией в составе Королевства Дания», образование Содружества Независимых Государств (СНГ) после распада СССР, расширение Европейского союза и НАТО на Восток и т. д.
Совершенно очевидно, что количественные сдвиги на карте мира хотя и происходят, но это удел прошлых эпох, когда войны служили обычным средством решения межгосударственных споров, когда шел процесс бурного открытия и освоения новых земель, формирования колониальных империй. К наиболее крупным территориальным изменениям на карте вели мировые воины, вспыхивавшие тогда, когда противоречия между странами достигали высшей точки накала. Сегодня же, в ядерный век, решение территориальных споров военным путем грозит превратить нашу пла нету в гигантскую могилу человечества.
НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА ПРОИСХОДЯТ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СДВИГИ НА НЕЙ ВСЕ БОЛЬШЕ УСТУПАЮТ МЕСТО КАЧЕСТВЕННЫМ. |
Запомните Периоды формирования политической карты. Количественные и качественные сдвиги на политической карте. |
Откройте атлас
1. Покажите новые суверенные страны, образовавшиеся на политической карте Евразии после распада СССР в 1991 г. Вспомните из курса истории, какие из них обрели независимость впервые.
Это я знаю
2. Почему нельзя точно назвать число стран на политической карте мира?
3. Как в различные исторические эпохи происходил процесс формирования политической карты мира?
4. Вспомните из курса истории и объясните, как повлияли на формирование политической карты мира: а) Первая мировая война; б) образование СССР; в) Вторая мировая война; г) распад Советского Союза.
5. В чем принципиальное различие между количественными и качественными сдвигами на политической карте мира? Приведите конкретные примеры тех и других изменений, основываясь на событиях последних лет.
6. Известно, что часть территории Нидерландов — это земли, отвоеванные у моря, что привело к изменению политической карты страны. Какое это изменение — количественное или качественное?
Это я могу
7. С помощью текста учебника и знаний по истории заполните таблицу «Этапы формирования политической карты мира».
Это интересно
8. Приведите примеры количественных и качественных сдвигов на политической карте мира, не упомянутых в тексте.
9. Попробуйте смоделировать на контурной карте политическую карту мира начала Великих географических открытий. Для создания модели используйте знания из истории.
Типы государств
Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.
Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:
- формы правления — кто руководит страной и как передается власть;
- формы государственного устройства — как делится территория и как части взаимодействуют между собой;
- политического режима — какими способами осуществляется власть.
Разберем все эти формы по порядку.
Форма правления
Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.
Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.
Есть две основные формы правления — монархия и республика.
Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.
Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.
- Примеры абсолютных монархий: Российская империя или Саудовская Аравия в наши дни, где вся высшая власть сосредоточена в руках короля.
- Примеры парламентских монархий: современная Великобритания и Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
- Пример дуалистической монархии: Марокко, где есть парламент, но у короля есть право назначить или сменить правительство.
Республика — форма правления, при которой избирается верховная власть. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.
- Примеры президентских республик: Россия и США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
- Примеры парламентских республик: Германия и Италия, в которых главой государства считается премьер-министр, который победил на выборах парламентской партии.
- Пример смешанной республики: Франция, где широкие полномочия есть и у парламента, и у президента.
Форма государственно-территориального устройства
Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.
- Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой в составе страны нет самостоятельных образований, все регионы подчиняются единым центральным органам власти. Примеры унитарных государств: Великобритания, Испания, Япония.
- Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью. Примеры федераций: Российская Федерации, США, Германия.
- Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный. Примеры конфедераций: Конфедеративные Штаты Америки (объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США с 1861 по 1865).
Иногда названия обманчивы
Современная Швейцария по традиции называется Швейцарской Конфедерацией, но на деле имеет признаки федеративной республики.
Политический режим
Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.
- Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников. Примеры демократии: современные Франция, Швеция, Индия.
- Авторитаризм — политический режим, при котором власть осуществляет один человек или элитарная группа, партия при минимальном участии народа. Пример авторитаризма: СССР эпохи застоя, современный Китай.
- Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека. Примеры тоталитаризма: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.
Трансформация государства
В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.
Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.
Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.
Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.
Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.
§ Роль партий в политической системе Германии
Политические партии — это объединения граждан, которые длительное время оказывают влияние на политическое сознание людей и участвуют или стремятся к участию в Бундестаге Германии или земельных парламентах.
Политические партии играют большую роль в политике ФРГ, они во многом определяют внутреннюю и внешнюю политику страны. В Конституции Германии говорится, что политические партии содействуют формированию политической воли граждан страны и могут свободно создаваться гражданами страны. Как Конституция (Основной закон), так и закон о политических партиях ФРГ (нем. Parteiengesetz) определяют основные положения устройства, деятельности, а также отчетности политических партий (ссылки ниже на странице).
В частности, политические партии в Германии имеют следующий круг задач:
- Разработка программы партии, в которой отражены ее цели;
- Выдвижение своих кандидатов на выборы в органы государственной власти и в федеральных землях;
- Влияние на формирование общественного мнения и воли народа;
- Поддержка граждан в политической жизни;
- Влияние на политику в парламенте и правительстве страны.
В Германии действует принцип равноправия в отношениях государства с политическими партиями, это означает, что государственные органы власти одинаково обращаются со всеми политическими партиями, обеспечивая свободную конкуренцию партий.
Форма государственного режима
Кроме того, в каждой стране есть способы и методы, с помощью которых осуществляется правление, – государственный режим.
Формы режима
1. Демократия
2. Авторитаризм
3. Тоталитаризм
4. Диктатура
5. Геноцид
6. Апартеид
Домашнее задание
Тема 1, П. 3
1. В чем основные отличия республиканской формы правления от монархической?
2. Приведите примеры стран с федеративным устройством. Найдите их на карте.
Список литературы
Основная
1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.
2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.
3. Родионова И. А., Елагин С. А., Холина В. Н., Шолудько А. Н. Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны: Учебно-справочное пособие / Под ред. проф. И. А. Родионовой. – М.: Экон-Информ, 2008. – 492 с.
4. Универсальный атлас мира / Ю. Н. Голубчиков, С. Ю. Шокарев. – М.: Дизайн. Информация. Картография: АСТ: Астрель, 2008. – 312 с.
5. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.
Дополнительная
1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. Контрольно-измерительные материалы. География: 9 класс / Сост. Е. А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012. – 112 с.
2. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост. Е. А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012. – 96 с.
3. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. В. П. Дронова «География России. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений» / В. И. Евдокимов. – М.: Экзамен, 2009. –109 с.
4. География. Тесты. 10 класс / Г. Н. Элькин. – СПб.: Паритет, 2005. – 112 с.
5. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э. М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.
6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю. А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.
7. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э. М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.
8. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю. А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.
9. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013: Учебное пособие / В. В. Барабанов. – М.: Интеллект-Центр, 2013. – 80 с.
10. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений .
2. Федеральный портал Российское Образование .
3. Ege. yandex. ru .
4. Официальный информационный портал ЕГЭ .
5. 4ege. ru .
6. Экзамен. ru .
7. Википедия .
8. Википедия .
9. Википедия .
10. Википедия .
11. Википедия .
По форме правления
Монархия
Монархия — форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит монарху пожизненно. Монарх принимает престол по наследству, а также не несет ответственности перед жителями.
Республика
Республика — форма правления, при которой высшая государственная власть избирается народом или формируется представительными учреждениями на определенный срок. Данная власть несет полную ответственность перед населением.
Ноократия
Ноократия – вид политического устройства или социальной системы общества, которая «основана на приоритете человеческого разума» при формировании ноосферы Земли.
О ноократии и ноосфере впервые заговорил академик Владимир Вернадский и философов Пьер Тейяр де Шарден.
Ноократы — высококлассные специалисты, которые организуют интеллектуальное управление обществом и повышения уровня и качества жизни населения на основе внедрения достижений науки и техники. К ноократам также могут относиться сторонники ноократии. В современном мире данный вид политического устройства проявляется в виде взвешенного коллективного разума при принятии международных соглашений, договоров и деклараций о сотрудничестве и взаимодействии стран.
Либеральная демократия
Либеральная демократия — модель государственной организации, выстраиваемая на основе представительной демократии, в которой воля социального большинства и полномочия органов государственной власти ограничиваются таким образом, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов каждого члена общества.
В данном правовом строю воля большинства и способность представителей власти ограничены в целях защиты прав меньшинства и свобод отдельного типа населения. Цель — равное обеспечение гражданам прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, свободу слова, неприкосновенность личной жизни, свободу выбора религии и собраний. Характерным признаком данной демократии является, так называемое, «открытое общество», которое характеризуется терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов.
Признаки государства
Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:
- единство территории;
- законодательная деятельность;
- суверенитет;
- монополия на применение силы (легальное принуждение);
- обязательность членства (гражданство);
- налоговые сборы;
- публичная власть.
Есть еще дополнительные признаки. В них входят:
- государственные символы;
- единый язык общения;
- армия;
- национальная валюта.
Государственные символы
Государственные символы — это знаки отличия государства. Например, бело-сине-красный российский флаг, гимн, который начинается со слов «Россия — священная наша держава» и красный герб с двуглавым орлом — это государственные символы Российской Федерации. Как правило, эти символы зафиксированы в конституции или особых законах.
Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.
Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.
Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.
Типы государства, их ключевые признаки
Существуют ключевые особенности, из-за которых государство относится к тому или иному типу.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Рабовладельческое
Подобное государство поддерживает рабовладельцев и их власть над рабами, которые являются собственностью. Создано для охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев. Рабы не имеют никаких человеческих прав и служат только как орудие труда.
Феодальное
Феодальное государство — диктатура класса феодалов, земельных собственников, которые присваивают труд крестьян. Рабочий класс, а именно крестьяне, находятся в полурабстве, где в роли рабовладельцев выступают помещики.
Коммунистическое
Подобное общество создано для торжества социальной справедливости, неравенство между людьми в котором подлежит уничтожению при помощи обобществления собственности.
[править] Исторический обзор
В каждой стране мира можно разделить руководителей страны на старейших и молодых. Тех, кто сейчас руководит, и тех, кто руководил государством или правительством ранее, тех, кто находился на руководящем посту рекордное количество времени. Всё это очень интересно, и возникло мнение эту информацию систематизировать. Практически в каждом государстве два руководителя, за редким исключением. Решено было не разделять глав государств и глав правительств по разным категориям. Часто президенты становились премьер-министрами и наоборот.
Если брать старейших по возрасту на руководящих постах, то согласно историческим хроникам упоминается король готов Германарих, правивший в возрасте более 100 лет. Только дата рождения его точно не известна, упоминается также папа римский Агафон, который умер в 104 года, однако и здесь дата рождения спорна и у папы римского тогда не было государства. Следует вспомнить малороссийского военного и политического деятеля, кошевого атамана Запорожской Сечи П. И. Калнышевский, правда, следует помнить, что тогда Украины как государства не существовало. Из современных можно назвать президентa Малави Хастингса Банду, который оставил пост в возрасте 96 лет и 10 дней (1994 год). На посту руководителя государства Самоа в 94 года умер их вождь Малиетоа Танумафили II Сусуга, а премьер Малайзии Махатхир Мохамад ушёл в этом возрасте в отставку. Президент Зимбабве Роберт Мугабе покинул пост в 93 года. Из сегодняшних действующих руководителей следует назвать королеву Великобритании Елизавету II, которой 94 года. Дольше всех прожил бывший премьер-министр Камбоджи Чау Сен Коксал Чхум — до 103 лет, в таком же возрасте умер Джеляль Баяр, премьер-министр Турции. Недели до 103 лет не дожил премьер-министр Франции Антуан Пине
Из ныне живущих стоит обратить внимание на бывших глав правительств Хорватии и Королевства Ливии соответственно Йосипа Манолича и Мустафу Бен Халима, которым более 100 лет
С учётом регентства интересен король Франции Людовик XIV. Он царствовал 72 года, это дольше, чем какой-либо другой европейский король в истории (из монархов Европы дольше у власти были только некоторые правители мелких княжеств Священной Римской империи). Из тех, чьи годы известны точно, самый долгий срок управления государством принадлежит сеньору Липпе Бернарду VII. Однако некотрое время он находился в изгнании. Целесообразно, однако, регентский период включить в срок управления государством, ведь юридически он управлял страной.
По поводу самых младших по возрасту надо признать, что периодически монархами становились дети, но управляли странами до их совершеннолетия регенты. Был случай, когда президентом Гаити стал в 19 лет Жан-Клод Дювалье, сменивший на этом посту своего отца. Самыми молодыми монархами (без регентства) в 16 лет стали бывший король Иордании Хусейн бен Талал и отец нынешнего короля Бутана Джигме Сингье Вангчук.
Существуют исторические периоды времени, когда познать историческую правду не всегда удаётся, руководители этого времени не вошли в списки; однако работа продолжается, и если будут получены доказательства, то будут проведены корректировки и дополнения. Ниже представлены таблицы, в которые включены по 10 политическиx деятелей в каждой категории.
Теории происхождения государств
Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.
Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.
Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.
Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.
Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.
Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.
Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.