Летний дворец петра первого

Летний дворец Петра I в Летнем саду: как добраться, история, фото

В северо-восточной части знаменитого петербургского Летнего сада находится небольшой, но примечательный Летний дворец Петра I. Здание, практически являясь ровесником города, сегодня находится в отличной сохранности, а в летнее время любой желающий может посетить отличную экскурсию по интерьерам, созданным для самого известного российского правителя.

Летний дворец Петра I в Летнем саду

На стенах располагаются портреты сподвижников Петра

Как добраться на метро

Дворец находится в туристическом сердце Петербурга — на территории Летнего сада. Ближайшие станции метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор». Время в пути от них — около 20 минут.

Перейти к карте

Александр Данилович Меншиков

Бюро-кабинет

Голландскую плитку можно увидеть также и в оформлении Меншиковского дворца на Васильевском острове

Обратите внимание, что экскурсии во дворец проводятся только в строго определённое время, группами по 15 человек. Уточнить расписание можно на официальном сайте Русского музея, к которому относится дворец

Стоимость взрослого билета — 500 рублей (лето 2021 г.). Оплатить посещение можно только наличными: стоит это учитывать, так как банкоматов рядом с дворцом нет.

Спальня

Кабинет

Ветровой прибор

Немного истории

Дворец по проекту знаменитого Доменико Трезини строился с 1710 по 1712 год. Ещё с 1703 года на этом месте располагался летний домик Петра. В оформлении фасадов дворца в «голландском манире» принимало участие несколько мастеров, в том числе известный представитель раннего барокко, немецкий архитектор Андреас Шлютер.

Изразцовая печь

Столовая

Нижняя поварня

Существует легенда о том, что дворец был построен на Адмиралтейской стороне Санкт-Петербурга для того, чтобы мотивировать горожан селиться вокруг. Эта часть города развивалась весьма неохотно: на противоположной Петроградской стороне располагался порт, торговая площадь, гостиный двор, да и первое жилище Петра, его небольшой домик, было возведёно именно там.

Уже с 1704 года возникла необходимость заселения Адмиралтейского острова: здесь просто-напросто не хватало рабочих рук. Офицеры и чиновники переселялись сюда под страхом «лишения живота». Увы, нам не дано узнать, действительно ли возведение дворца повлияло на активность заселения левого берега Невы, но началось оно именно со времени окончания постройки дворца.

Из окон открывается вид на Летний сад

Тронный зал

Верхняя гардеробная

После смерти императора здание не приходит в упадок: ещё во времена правления его дочери Елизаветы Летний дворец стал использоваться для проживания в нём крупных чиновников. Стоит отметить, что здесь сохранился и уникальный выставочный экспонат: ветровой прибор, заказанный Петром ещё при его жизни.

Спальня Екатерины

Детская

Зелёный кабинет

Дворец, как и многие здания города, пострадал во время Великой Отечественной войны, его реставрация началась в 1946 году. Примечательно, что в военное время Летний дворец и Домик Петра на Петроградской стороне на какое-то время открывались для посещения: это был своеобразный символ того, что Ленинград не сломлен под натиском врага, город всё ещё жив.

Ещё с 20-х годов XX века Летний дворец был открыт как музей, правда, выставки, проводимые здесь, не были связаны с его историей. Но уже в 30-х в музее появляются различные вещи Петра, предметы интерьера его времени. В 2004 году здание перешло в ведение Государственного Русского музея.

Верхняя поварня

Главный вход

Фасад дворца

Летний дворец — отличное место для того, чтобы насладиться прекрасными старинными интерьерами и узнать больше об истории Санкт-Петербурга. В пешей доступности от него находятся самые известные городские достопримечательности — Петропавловская крепость и Стрелка Васильевского острова.

Если кратко, в целом:

  • дворец с интересной исторической экспозицией;
  • удобное расположение в центре Санкт-Петербурга;
  • экскурсии проводятся только в строго определённое время, лучше планировать посещение заранее.

История Летнего дворца

Первый дворец возник на этом месте во времена государства Цзинь. Неизвестно, как выглядел этот дворец и когда его построили. Считается, что это произошло примерно около 1150 года. Тогда эту территорию даже сложно было назвать Китаем, население Цзинь было гремучей смесью чжурчжэней, киданей (оба народа кочевники) и китайцев.

В 1215 году монголы под предводительством Чингисхана разграбили и сожгли город Чжунду, именно так назывался тогда Пекин. От дворца ничего не осталось.

Новый дворец начали строить в 1750-м году при императоре Цяньлуне. Этот император правил 60 лет, и на его счету много достижений, включая строительство Летнего дворца.

Дворец простоял до 1860-го до Второй опиумной войны, когда английские и французские войска уже стояли под Пекином. Тогда произошел очень неприятный инцидент. Группа посланников англичан была захвачена в плен китайцами, их пытали и некоторых замучили до смерти.

Главы коалиционных войск во главе с английским Лордом Элгином решили провести акт возмездия за такое варварство. Целью карательной экспедиции был выбран Летний дворец. Были предложения разрушить Запретный город, но это посчитали “перебором”.

Руины разрушенного Летнего дворца лежат до сих пор. Их можно посмотреть неподалеку (на фото справа). Для этого нужно от станции Xiyuan (Ксиюань) идти не на запад, а на север. Это место сейчас называют Старый Летний дворец.

После окончания Второй опиумной войны дворец начали восстанавливать, но уже в другом месте. Есть версия, что императрица Циси использовала для этого деньги, предназначенные для строительства военно-морского флота. Сложно сказать, так это было или нет.

В любом случае, Китаю тогда очень нужны были деньги на модернизацию. Страна сильно отставала от Европейских держав в техническом уровне. Такое масштабное строительство было явно не к месту. Вдовствующая императрица Циси “вбила очередной гвоздь в гроб Китайской империи”.

Очередное разрушение ждало Летний дворец в 1900-м году. Тогда произошло крупное народное восстание, которое называют “Боксерское” или “Ихэтуаньское”. Оно было подавлено войсками коалиции 8 стран, в которую входила и Российская Империя. Летний дворец опять разграбили и сожгли большую часть зданий.

История создания

Летний дворец изначально возводился именно как императорская резиденция, появившись на карте Санкт-Петербурга едва ли не с самим основанием города. Главные заботы по его внешнему виду и оформлению легли на плечи именитого мастера своего дела – Доменико Трезини, по чьему проекту и был впоследствии возведён небольшой двухэтажный особняк в ритме барокко. Стоит отметить, что, несмотря на то что формально архитектором является всё же Трезини, первый план будущего особняка разрабатывался лично монархом, а лишь затем эти чертежи корректировались и несколько перерабатывались в творческой манере. Расположение резиденции также выбирал лично Петр Великий – между Фонтанкой и Невой.

Некоторые находят оформление несколько скудным – его стены украшают всего двадцать восемь барельефов, которые, как и следовало ожидать, оказались очередной вариацией на тему увековечения победы над шведами в блистательной для России Северной войне, а планировка комнат одинакова для обоих этажей, но эта простота здания с лихвой окупается сложностью лаконичности устройства Летнего сада, который задумывался как подражание Версальскому. Примечательно, что подражание вышло более чем полным – и сегодня Летний сад продолжает считаться одним из наиболее утончённых образцов ландшафтного искусства.

История создания дворца

Надо сказать, что Петр Первый начал освоение островной части будущего Петербурга на противоположном от Петропавловской крепости берегу с постройки крепости-верфи Адмиралтейства и с создания дороги-просеки к Новгородскому тракту (будущий Невский проспект). Параллельно с этими важными для будущего города задачами, Петр разрабатывает идею создания Летнего сада в месте соединения Фонтанки и Невы, предполагая создать прекрасный сад-парк типа знаменитого версальского.

Летний дворец в Летнем саду времен Петра Первого (гравюра)

Здесь же строится и довольно скромный Летний дворец императора. Ведь находясь поблизости от создаваемого парка, Петру было легче контролировать садово-парковые работы, да и жить в летний период в садово-парковой зоне и в тоже время находиться в черте города, было довольно практично и комфортно.

Двухэтажный дворец для Петра Первого построил Д.Трезини в виде

голландского домика. Как все имеющиеся сооружения того периода, Летний дворец сооружен в стилепетровского барокко . По строгому облику здания сразу понятно, что дворец создавался не для торжественных приемов, а для частного проживания императорской четы. Здание имеет четкие пропорции, множество окон и четырехскатную крышу. Цокольный этаж со временем ушел в землю, оттого дворец кажется невысоким.

На фасадах дворца можно увидеть изображения сцен Северной войны

Фасадная часть дворца украшена аллегорическими изображениями сцен Северной войны

, которая на тот момент еще продолжалась. Двумя своими сторонами дворец смотрит на Неву и Фонтанку, а с третьей был оборудованГаванец – искусственный водоем для небольших галер. Благодаря окружению водой Дворец напоминал плывущий корабль.

«Гаванец» занимал небольшую площадку перед Дворцом

Этот дворец сразу же предполагался для летнего проживания

императора, поэтому он не был достаточно утеплен. Жил здесь Петр с женой Екатеринойс 1712 года ежегодно с мая до октября. То, что Петр не построил себе новой городской летней резиденции, говорит о том, что и в этом небольшом дворце ему было достаточно комфортно.

Дворовая часть

Первое здание, которое вы увидите после входа, – это Зал Доброты и Долголетия. Это официальная приемная, гостям не желательно было входить далеко внутрь сада, и их старались принять именно здемь. В этом зале располагается трон, на котором император восседал, принимая гостей.

Вокруг зала расположены бронзовые скульптуры драконов и фениксов, а также курильницы для благовоний. Удивительно, но трон туристам почти не интересен, статуи привлекают куда больше внимания путешественников.

Больше всего туристам интересен вот этот зверь на фото справа. Он называется “кулин”. У него драконья голова, львиный хвост, рога оленя и сложно сказать, чье тело. Считается, что это тело какого-то копытного животного.

Кулин охраняет Летний дворец от пожаров. Хотя, судя по истории, китайцам следовало бы придумать талисман, оберегающий от англичан и французов.

В скульптурах есть одно важное обстоятельство, которое мало кто замечает, а оно очень интересное. Фигуры фениксов стоят ближе к входу, оттеснив драконов на периферию

Учитывая, что дракон символизирует императора, это выглядит странно. Драконы должны быть в центре.

Императрица Циси слишком любила власть. Это ее инициатива, феникс – ее символ. Таким положением статуй она показывала, кто на самом деле правит империей. Драконы оттеснены также, как император Гуансюй был отстранен ею от власти.

Последние события и планы

Фонтан с водяными часами Хайяньтан. Исходные фигуры на рисунке до грабежа со всеми 12 фигурами головы — семь из 12 фигур были восстановлены — пять все еще отсутствуют

Части храма Чжэнцзюэ (正觉 寺) Элегантного весеннего сада ремонтируются

Вход в парк Юаньминъюань (место первоначальных ворот в Элегантный весенний сад).

В настоящее время в Китае есть несколько планов по восстановлению Императорских садов, но таким шагам возражают на том основании, что они уничтожат важную реликвию современной китайской истории. Кроме того, любое восстановление было бы колоссальным мероприятием, а восстановление наземных сооружений не было одобрено. Однако озера и водные пути в восточной половине садов были снова выкопаны и снова залиты водой, а холмы вокруг озер были очищены от хвороста, воссоздав давно забытые виды. Несколько храмов, расположенных на территории Старого Летнего дворца, также были отремонтированы и перестроены.

В феврале 2005 года были предприняты работы по сокращению потерь воды из озер и каналов в Старом Летнем дворце путем покрытия в общей сложности 1,33 квадратных километров (0,51 квадратных миль) дна мембраной для уменьшения просачивания. Администрация парка утверждала, что предотвращение потерь воды экономит деньги парка, так как воду нужно будет добавлять в озера только один раз в год, а не три раза. Однако противники проекта, такие как профессор Чжэнчун Чжан из Университета Ланьчжоу , опасались, что эта мера разрушит экологию парка, которая зависит от утечки воды из озер и связи между озерами и подземной водной системой. Также есть опасения, что сокращение утечки из озер нарушит подземную водную систему Пекина, которая уже страдает от истощения. Есть также опасения по поводу того, что сады, внесенные в список культурного наследия Пекина, меняют свой естественный вид. Этот вопрос, который через несколько недель был поднят широкой публикой, сразу вызвал бурю негодования в прессе и стал одной из самых горячих дискуссий в Интернете в Китае из-за все еще болезненных воспоминаний об иностранном унижении, воплощенном в разрушении Старого лета. Дворец. Пекинское бюро по охране окружающей среды (BEPB) недавно провело оценку воздействия этой меры на окружающую среду.

Частичная копия дворца, «Новые сады Юаньминь» (圆明 新 园; 圓明 新 園), была построена в 1997 году в южном городе Чжухай в провинции Гуандун как парк развлечений площадью 1,39 квадратных километра (0,54 квадратных миль). ), включая озеро площадью 80 000 квадратных метров (860 000 квадратных футов).

До настоящего времени многие реликвии, перенесенные из Старого Летнего дворца, хранятся в зарубежных музеях и частных коллекциях. Хотя китайское правительство пыталось вернуть их, на самом деле было возвращено только несколько статуэток из Сада Вечной Весны. Семь из 21 колонок, представленных в Художественных музеях KODE в Бергене , Норвегия, были возвращены Пекинскому университету в 2014 году в рамках сделки, заключенной выпускником Хуанг Нубо, девелопером недвижимости, который пожертвовал 10 миллионов норвежских крон (1,6 миллиона долларов США) на музей, согласно China Daily .

В Китае все еще обсуждается, следует ли подавать заявку на включение Старого Летнего дворца в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО .

Руины Старого Летнего дворца остаются открытыми для публики и являются важной туристической достопримечательностью в районе Хайдянь. Они могут быть доступны из станции Yuanmingyuan Парк на 4 линии в Пекине метро .

Внутренне устройство дворца

Дворец был рассчитан на пребывание гостей исключительно в теплое время года, поэтому в него заезжали в мае и оставались вплоть до октября. Всего во дворце располагалось 14 комнат, 2 поварни, 2 коридора. Служебные коридоры предназначались для обслуги. С этим коридором сообщались: а) Гардеробная; б) Денщицкая (1-й этаж); Фрейлинская (2-ой этаж); в) поварни, туалеты, топочные отверстия печей; г) служебная винтовая лестница, скрытая за дубовой резной конструкцией, напоминающей шкаф. Наружная дверь из коридора выходила на фасадную невскую галерею.Летний дворец был расположен таким образом, что его стены омывались с трех сторон водой: с севера – Нева, с востока – Фонтанка, а с юга, перед входом, располагался гаванец. Углом восточного и северного фасадов дворец «врезался» в поток вод Невы, создавая впечатление движущегося корабля. Подходившие ко дворцу лодки и ялики швартовались у фасадов дворца словно у бортов корабля, чему служат доказательством причальные кольца, расположенные на южном и восточном фасадах здания.Благодаря местоположению дворца, в нем была устроена проточно-промывочная канализация. Она соединяла 6 туалетов с помощью деревянных коробов, заменяющих современные трубы.Нижняя поварня была обустроена очагом, разделочными столами, кладовыми, а главное – мойкой с проточной водой. Об этом, в условиях того времени, можно было только мечтать. Вода подавалась от фонтанной системы летнего сада. Ее закачивали насосы в чугунный бак, расположенный на чердаке.Надо отметить, что в петровские времена дуб массово использовался для нужд флота и не разрешалось его брать для строительства домов. Однако интерьер дома изобиловал изделиями из дуба, за исключением двух комнат – зеленого кабинета и личного кабинета Петра І, который был отделан ореховым деревом. Смежные с кабинетом комнаты – столовая и спальня царя. На филенке двери, ведущей в спальню, изображены голгофы (предположительно работы самого Петра І). В кабинете находится уникальный ветровой прибор – это три диска, заключенные в резную рамку: верхний был часами со стрелками (часовой, минутной и секундной), нижние диски «ветровые указы», были соединены с флюгером на крыше и показывал направление и силу ветра.Прекрасно сохранена отделкам Зеленого кабинета второго этажа. Он стал образцом интерьера в духе французской моды: стены украшены декоративными росписями, зеркала, десюдепорты.Фасад дворца выполнен в виде триумфа и позволяет считать его первым памятником побед России в Северной войне.

Фото и описание

Летний дворец Петра I находится в Летнем саду Санкт-Петербурга. Сад заложила большая группа садовых мастеров и архитекторов в первые годы основания города. У Петра I была мечта – разбить сад в версальском стиле. Поначалу в своем доме он лишь отдыхал и следил за работой, а потом здесь жил с семьей в летнее время.

После того, как Мойка была соединена с Невой Лебяжьим каналом, образовался маленький остров. В его северной области в 1710-1714 годах был возведен Летний дворец, являвшийся одним из первых каменных дворцов в Петербурге. Автором проекта выступил архитектор Д. Трезини. Внутренняя обстановка создана под руководством немецкого архитектора и скульптора А. Шлютера. Предание повествует о том, что царь поручил возвести дом так, чтобы здание символизировало новую политику страны. Тогда Трезини расположил здание дворца так, что 6 из его 12 окон смотрели на запад, а другие 6 – строго на восток. Свое решение архитектор объяснил следующим образом: «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку».

В царской резиденции была построена I система канализации Петербурга. Вода попадала в дом с помощью насосов, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с 3-ёх сторон был окружен водой, движущей силой системы выступало течение Фонтанки. В 1777 году случилось наводнение, и маленькая бухта Гаванец перед домом была засыпана. Канализационная система перестала действовать.

В вестибюле дворца на Петра I один из раскольников совершил покушение.

В 1925 году Летний дворец был передан Русскому музею, а с 1934 года здесь была организована работа Историко-бытового музея. В 1960-х годах была проведена научная реставрация музея. Руководителем выступил архитектор А.Э. Гессен. В ходе работ удалось воссоздать многие первоначальные элементы Летнего дворца.

После кончины Петра I и Екатерины I в их доме практически никто не жил. Одно время здесь организовывались заседания Верховного Тайного совета, а позже во дворец на отдых приезжали императорские придворные.

Архитектурный стиль здания – барокко. Это выражается в четких пропорциях и многочисленных окнах, барельефах и лепном фризе под кровлей. Облик здания – строгий. Крыша – высокая, четырехскатная. Водостоки сделаны в виде крылатых драконов. Фасады декорированы фризом из 29 барельефов, которые разделяют этажи.

Каждый этаж здания оборудован 7-ю небольшими жилыми комнатами. Большие залы отсутствуют. Отделка вестибюля выполнена в виде резных дубовых панелей, которые расчленяют пилястры ионического ордера. Скульптором Н. Пино было выполнено барельефное изображение Минервы.

На I этаже находились царские покои, на II – его супруги Екатерины и детей. В приёмной император принимал устные и письменные жалобы и просьбы. Около приёмной располагался карцер для провинившихся. Из приёмной можно было пройти в большую комнату, называемую ассамблеей. На I этаже также располагались поварня со столовой и спальня, гардеробная и комната для дежурного ямщика. Здесь же находились токарня и станок, на котором Петр Великий любил работать.

На II этаже здания, кроме гардеробной, поварни и комнаты для фрейлин, находятся тронная, детская, спальня и комната для танцев. Особенного внимания заслуживает Зеленый кабинет, который украшен живописными вставками, позолотой и лепкой. Поварня и кабинет императора декорированы редкостными голландскими изразцами, камины – лепными барельефами. Плафоны кабинета живописно расписаны мастером Г. Гзелем.

В оформлении комнат принимали участие русские художники И.Заварзин, А.Захаров и Ф.Матвеев. В гостиных сохранилась атмосфера, которая царила и в прежние времена. Также здесь можно увидеть редкие портреты, полотна, изображающие морские суда и сражения, и пейзажи. Раритетом музея является ветровой прибор, привезенный из Дрездена. В движение его приводит установленный на крыше флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца.

В Летнем дворце Петра I до сих пор сохранилась уютная семейная атмосфера.

Интерьер дворца

В двухэтажном, покрытом четырехскатной крышей здании насчитывалось всего четырнадцать комнат (по семь на каждом из этажей), расположенных в анфиладном порядке, две кухни, два внутренних коридора и двенадцать окон, в равном количестве (по шесть) выходящих на западную и восточную стороны, что, согласно пожеланию государя, символизировало внешнюю политику России — равное содружество как с западными, так и с восточными странами.

Для служебных целей использовался внутренний коридор с винтовой лестницей, скрытой от парадных комнат дубовыми резными шпалерами, напоминающими шкаф, выполненными, кстати, по чертежам самого государя. Для Петра I обустроили комнаты в первом этаже, для императрицы Екатерины, детей и фрейлин — во втором.

Планировка комнат первого и второго этажей была полностью идентичной. Почти все они были отделаны дубом, а для украшения использовалась позолота, лепнина, изразцы, резное дерево, полотна с изображением морских военных баталий, редкие портреты и пейзажи. Уникальные интерьеры дворца были созданы известными мастерами той эпохи: А. Захаровым, Ф. Матвеевым, И. Заварзиным.

В небольших покоях первого этажа располагалась приемная, в которой Петр I принимал посетителей и рассматривал просьбы и жалобы, с находившимся в соседнем помещении карцером для проштрафившихся, а также:

  • спальня,
  • гардеробная,
  • столовая,
  • ассамблея.

Но особенно государь гордился токарной комнатой, в которой было собрано огромное количество слесарного инструмента, компасов, различных приборов. Петр Великий проводил очень много времени в своей мастерской, вытачивая на станках различные детали, а также создавая макеты кораблей и предметы мебели.

Второй этаж царского особняка был обустроен более комфортно — императрица Екатерина, как любая женщина, ценила не только удобство, но и красоту. Именно для нее комнаты оформили более пышно и нарядно, украсив их большим количеством картин, зеркал, изразцовых печей и каминов.

Одну из комнат — Зеленый кабинет, украшала живопись, а в стенных шкафах размещались редкие драгоценные камни, фигурки из фарфора, нефрита, слоновой кости, дерева и разные экспонаты и диковинки, привезенные из Голландии и положившие начало знаменитой петровской «Кунсткамере».

В царской резиденции, получившей название «Летнего дворца», впервые в северной столице была устроена система канализации — вода насосами выкачивалась из Фонтанки, по трубам подавалась в покои, и после циркуляции вновь сливалась в реку. Правда, после наводнения 1777 года гавань пришлось засыпать, и канализация перестала функционировать.

Внешний вид Летнего дворца за все годы своего существования не претерпел никаких изменений, разве что изначально крытую черепицей крышу заменили свинцовой.

  • Фасады довольно простого и скромного здания украшены узким фризом,
  • углы — рустом,
  • окна — широкими декоративными наличниками,
  • пространство между окнами первого и второго этажей — аллегорическими барельефами, символизирующими победу над Швецией, выполненными немецким зодчим Андреасом Шлютером.

Перед центральным входом в здание мастер расположил великолепную скульптурную композицию, изображающую римскую богиню Минерву с военными трофеями и победными знаменами. Крышу увенчал медным флюгером, изображающим святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. Углы крыши зодчий украсил водостоками из прорезного железа, изображающие крылатых драконов.

Экскурсия

Двери музея, расположенного в летнем дворце Петра I, открыты для посещений каждый день кроме вторника, но только в теплое время года. Эксплуатация резиденции в зимнее время или в дождливую погоду невозможна, потому что историческое планировочное решение запрещает создавать входную зону с тамбуром, гардеробом и камерой хранения, которые так необходимы для работы в холодное время.

Вид с Фонтанки,  VekaSpb

Стоимость билета:

  • взрослый — 700 руб.;
  • льготный (студенты и пенсионеры) — 350 руб.;
  • детский (до 16 лет) — бесплатно.

Приобрести билет можно только в кассе дворца и исключительно на текущий день. Посетить музей есть возможность в составе группы (до 15 человек), которая формируются по предварительному заказу или самостоятельно, в одиночном порядке.

Знакомство с экспозициями музея осуществляется, как правило, по экскурсионным путевкам с 10:00 до 12:00 и в дополнительное время между сеансами (интервал между группами должен составлять 30 минут). Для одиночных экскурсий часы посещения немного отличаются.

Сергей Архипкин

Более подробную информацию о времени посещения достопримечательности или стоимости экскурсии, можно узнать на официальном сайте музея, или позвонив по номеру: +7 812 34 78 704.

Экскурсия по музею очень познавательная и содержательная. Представленная экспозиция обязательно заинтересует тех, кто увлекается личностью царя и петровской эпохой в частности.

Исторический памятник

После переезда Петра І, Домик не был забыт. В 1732 году вокруг него возвели открытую каменную галерею с крышей, так называемый «футляр». Он служил Домику некоторым укрытием от ветров и непогоды. В 1846 году был построен более просторный «футляр» с большими окнами. В 1889 году здание расширили и с севера, и с юга.

В 19 веке царская семья также не оставляла без внимания этот памятник истории. Вокруг Домика был разбит небольшой сад. По особо знаменательным случаям члены царской семьи высаживали там дубы при помощи специальной серебряной лопатки. Эта лопатка хранилась в Домике вплоть до революции 1917 года, а некоторые из посаженных деревьев живы до сих пор.

Длительное время в Домике хранилась бесценная реликвия — икона Спаса Нерукотворного Образа, принадлежавшая Петру I. Для поклонения Образу в 1742 году по велению Елизаветы Петровны в Домике Петра была устроена Часовня. Поклониться этой иконе люди шли толпами. Чтобы хоть как-то урегулировать людской поток, окно в спальне было переделано в двери и паломники входили в Часовню и выходили через дверь в спальне. Сегодня эта икона хранится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга.

В 1871 году на пожертвенные сборы участок с Домиком Петра I обнесли «чугунной решеткой с позолотой деталей». В 1874 году по решению городской Думы участок был увеличен и в 1875 году огражден чугунной решеткой, аналогичной первой — внутренней. В тот же год был разбит миниатюрный сад с бронзовым бюстом Петра I в центре (Николя-Франсуа Жилле, Пармен Петрович Забелло, с оригинала Бартоломео Карло Растрелли).

В декабре 1929 года советской властью Часовня была упразднена, внешняя ограда демонтирована, а с внутренней были сбиты все символы императорской власти.

В 1930 году в Домике Петра Великого открыли музей, который функционирует и в наши дни. В нем выставлены личные вещи императора: мундирное платье красного сукна; курительная трубка из самшита с агатовыми вставками (подарок Александра Даниловича Меншикова); трость восточной работы, обтянутая кожей морского ската, с ручкой, украшенной позолотой по черному лаку; отливка руки Петра с оттиска, сделанного на липецком чугунолитейном заводе (1707 г.), лодка-верейка, построенная самим Петром и служившая ему для переправы через Неву. У стола стоит кресло грушевого дерева, которое, по преданию, изготовил Петр I.

В 1999 году в ходе комплексной реставрации была воссоздана историческая планировка участка и ограда внешнего сада, отреставрирована внутренняя ограда с воссозданием всех утраченных деталей и подлинной окраски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector