Кибуцы в израиле: условия проживания в 2021 году, отзывы

Государство Израиль

Идея сбора изгнанников Израиля на землю Израиля ( кибуц Галуйот ) была основой для создания Государства Израиль. После Холокоста Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в процессе принятия решения по Плану раздела Палестины Организации Объединенных Наций восприняла эту идею как причину для принятия решения о еврейском государстве . Выражение тоски по сбору изгнанников Израиля на земле Израиля можно найти в Молитве за Государство Израиль , автором которой были главные раввины Израиля в первые годы существования Израиля. Органы власти Израиля выразили свое мнение по этому поводу, приняв Закон о возвращении , который предоставил каждому еврею право совершить алию на землю Израиля.

Молитва за государство Израиль

Молитва о благополучии государства Израиль произносят в субботу и еврейские праздники во многих синагогах по всему миру. Молитва обращается к Богу с просьбой благословить землю Израиля, чтобы помочь ее лидерам, и обращается с призывом, используя слова Моисея:

Молитва обычно читается в синагогах религиозного сионизма и консервативного иудаизма , но обычно не в синагогах харедим .

Закон о возвращении

Штамп в паспорте, подтверждающий получение израильского гражданства на основании Закона о возвращении.

Закон о возвращении (иврит: חוק השבות, Хок ха-Швут ), закон , принятый в 1950 году в память о Холокосте, позволяет каждому еврею право сделать алию государству Израиль и получить сертификат алии , который предоставляет обладатель сертификата немедленно получает гражданство Израиля. Это проистекает из идентичности Израиля как еврейского государства, что связано с идеей собирания Израиля.

Йом ха-Алия

Йом ха- Алия ( День алии ) ( иврит : יום העלייה ) — новый израильский национальный праздник, официально принятый 21 июня 2016 года. Йом ха-Алия ежегодно отмечается десятого числа еврейского месяца нисан ( иврит : י »). ניסן ). Этот день был учрежден, чтобы признать алию , иммиграцию в еврейское государство, как основную ценность Государства Израиль, и отметить постоянный вклад Олима в израильское общество.

Роль в истории Израиля[править | править код]

Разветвлённая сеть кибуцев в разных районах страны до и после возникновения Государства Израиль сыграла важную роль в решении одной из главных задач сионистского движения — создания класса еврейских земледельцев, способных обеспечить еврейское население необходимыми сельскохозяйственными продуктами. В относительно короткий срок новые поселенцы, лишь часть которых прошла подготовку на учебных фермах (хаввот хахшара), организованных группами активистов заселения за границей, создали в Земле Израильской высокопродуктивное сельское хозяйство, не уступающее по уровню хозяйствам развитых стран с многовековой земледельческой традицией.

Сельскохозяйственные поселения создавались на крайне скромные средства Всемирной сионистской организации. Первые годы поселенцы были вынуждены жить в палатках или бараках и довольствоваться скудным рационом. Тяжёлые условия жизни усугублялись болезнями, в первую очередь малярией. Во многих местах поселенцам часто угрожала опасность вооружённых нападений соседей-арабов. Однако сплочённость коммун, целеустремленность их членов, планомерная организация трудовой деятельности способствовали тому, что такие бедствия причиняли им менее серьёзный и менее длительный ущерб, чем сельским поселениям других видов (например, мошавам).

Когда вследствие арабских беспорядков (1936—1939) и наложенных британской администрацией ограничений на приобретение земли возникла необходимость создать в короткое время значительное число поселений в районах, где до тех пор не было еврейского населения, кибуцное движение было наиболее активным в сооружении быстровозводимых пунктов типа хома у-мигдал (стена и башня). В 1936—47 гг. были созданы 118 способных к самообороне поселений, в большинстве кибуцев. Кибуцное движение основало и большинство первых сельскохозяйственных поселений в Негеве, к планомерному заселению которого приступили лишь в 1943 году.

Все взрослые члены кибуцев числились в отрядах Хаганы с самого её возникновения; кибуцы служили как её базами, так и прибежищем для нелегальных репатриантов, в перевозке которых в подмандатную Палестину кибуцное движение принимало активное участие. Части Палмаха были расквартированы в кибуцах, где они тренировались и несли охранную службу, одновременно помогая членам кибуцев в сельскохозяйственной работе. После провозглашения государства вдоль границы и в стратегических пунктах были созданы кибуцы, ставшие форпостами обороны страны и препятствием для проникновения террористов.
Значительно число членов кибуцев в командном составе Армии обороны Израиля.

Список общин

Хотя сейчас кибуцное движение переживает кризисные времена, однако многие общины смогли добиться больших успехов в финансовой деятельности. Поэтому каждому туристу или репатрианту, собирающемуся посетить страну или приехать в нее жить, будет интересно узнать про самые богатые кибуцы в Израиле, список которых приведен ниже:

  • Сдот Ям (капитал 3,4 млрд шекелей) — владеет акциями производства мраморных плит;
  • Хацерим (1,25 млрд шек.) — база водной промышленности страны, также владеет акциями завода «Нетафим» по производству систем капельного орошения;
  • Мааган Михаэль (835 млн шек.) — центр водных технологий, имеет завод «Пальсан»;
  • Йотвата — 700 млн шек;
  • Изреэль (480 млн шек.);
  • Рамат Йоханан (250) и др.

Многие кибуцы южного региона Израиля созданы практически на безжизненных землях пустыни Негев. Однако, благодаря упорному труду и энтузиазму работников, при использовании передовых технологий, эти территории теперь стали процветающими и имеют хозяйства с миллионными оборотами.

Основная стратегия их деятельности состоит в повышении урожайности сельскохозяйственных культур, причем все расходы на орошение и электроэнергию сокращаются за счет альтернативных методов. Здесь успешно выращивают клубнику, цитрусовые, финики, бананы и другие фрукты, а также цветы.

Почему в Израиле новые репатрианты вынуждены первое время работать на рабочих специальностях

Все просто. Представьте себе свою нынешнюю работу. Представили? Теперь подумайте, смогли бы вы ее выполнять с той же эффективностью, если бы не знали языка, на котором сейчас общаетесь. Ну как?

В любой стране мира человек, не знающий местного языка, ограничен в своих возможностях по трудоустройству на специальности, требующие общения.

Причем в Израиле ситуация куда проще, чем во многих других странах. Здесь подавляющее большинство населения знает английский. Много русскоязычных (процентов 25-30, наверное). Страна настолько пестрит выходцами из всех уголков мира, что здесь очень терпимо и даже тепло относятся к тем, кто только осваивает иврит и говорит с ошибками. Здесь можно найти работу в русскоязычной, в англоязычной компании. А также в ивритоязычной, если ваш иврит еще далек от идеала.

Пока ваши возможности общения с работодателем, коллегами, клиентами малы, вы можете работать только на простых, не требующих разговоров специальностях. То есть для вас доступны рабочие места у конвеера, на упаковке, сортировке и тому подобный физический монотонный труд. Который (смотрите выше пункты 2 и 3) весьма уважаем и нормально оплачивается.

Не зная необходимого языка, вы НЕМОЙ. Приходится отложить до поры до времени свой набор дипломов о высшем образовании и опыт работы директором (дизайнером, продавцом, врачом, юристом, бухгалтером, …). Прежде чем занять приличествующую должность, вы идете на языковые курсы и учитесь разговаривать, параллельно работая на какой-нибудь фабрике (например, разливая по банкам кокосовое масло). Это очень раскрывает мозг, бодрит и возрождает к новой жизни.

Навигация

Варианты
expanded
collapsed

Ещё
expanded
collapsed

На других языках

  • Afrikaans
  • Alemannisch
  • العربية
  • Azərbaycanca
  • Boarisch
  • Беларуская
  • Български
  • Brezhoneg
  • Bosanski
  • Català
  • Čeština
  • Cymraeg
  • Dansk
  • Deutsch
  • Ελληνικά
  • English
  • Esperanto
  • Español
  • Eesti
  • Euskara
  • فارسی
  • Suomi
  • Français
  • Galego
  • עברית
  • हिन्दी
  • Hrvatski
  • Magyar
  • Հայերեն
  • Bahasa Indonesia
  • Italiano
  • 日本語
  • ქართული
  • 한국어
  • Latina
  • Lëtzebuergesch
  • Lietuvių
  • Latviešu
  • Bahasa Melayu
  • Nederlands
  • Norsk nynorsk
  • Norsk bokmål
  • Polski
  • Português
  • Română
  • Sicilianu
  • Simple English
  • Slovenčina
  • Slovenščina
  • Српски / srpski
  • Svenska
  • Kiswahili
  • தமிழ்
  • Tagalog
  • Türkçe
  • Українська
  • اردو
  • Tiếng Việt
  • 吴语
  • ייִדיש
  • 中文

Современные кибуцы юга Израиля

Для большинства обывателей понятие кибуц в Израиле отождествляется с понятием колхоза в СССР. На самом деле сходство лишь частичное.

Само слово «кибуц» происходит от слова «квуца» — группа.

Все имущество коммуны принадлежит ее членам, а не государству. И хотя для большинства кибуцев основная сфера деятельности связана с сельским хозяйством, современный кибуц это группа энтузиастов, членов которой объединяет желание жить по своим, особым правилам, отличным от устоявшихся канонов городской жизни. Выбор направления производства товаров или услуг тоже определяется самостоятельно.

Помимо кибуцников в общине могут проживать и работать волонтеры и наемные рабочие из разных стран. Им есть чему поучится у израильтян. По прошествии какого то времени волонтеры увозят с собой на родину
israel experience, израильский опыт. 

Часто население кибуца составляет всего 50 – 100 человек. В Элифазе проживают всего 20 семей. Но возможность самим определять свой жизненный уклад в быту и направление в работе, многократно умножают потенциал коммуны. А общность, близких каждому из кибуцников целей и интересов, самореализация позволяют добиться впечатляющих успехов. Примеров тому множество.

Новым репатриантам, приезжающим в Израиль по программе «Первый дом на Родине», кибуцы помогают адаптироваться в новой, незнакомой стране. Для них открыты курсы по начальному изученю иврита — ульпаны.

Многие известные в Израиле люди провели детство и юность в кибуце. Среди них много высокопоставленных военных.

Актриса Сигурни Уивер (х/ф «Чужие») , легендарный гитарист Боб Дилан (Аллен Цимерман), вокалист Duran Duran, Саймон Ле Бон в различные периоды своей жизни тоже жили в кибуцах.

На современном рынке товаров и услуг трудно найти свою нишу, а тем более составить достойную конкуренцию всемирно известным производителям. Однако многие кибуцы, даже пережив не раз трудные времена, сегодня лидируют в своей сфере. Так, овощи и фрукты, выращенные в жарком и засушливом климате пустыни Израиля без применения вредных химических удобрений, можно найти в супермаркетах многих стран мира.

В начале кибуцного движения члены коммун страдали от болезней и тяжелого труда. При этом они находились в тяжелом материальном положении. Не хватало даже еды и одежды. Для поездки в город на складе хранились всего несколько комплектов приличной одежды и обуви.

Но трудности были не только в быту. Кибуц
Хацерим 50 лет назад, оказавшись в тяжелом экономическом положении из-за неплодородной почвы, не сдался. Положение было настолько серьезным, что поднимался вопрос о перенесении всего поселения в другое место. Благодаря упорству кибуцников Хацерим сегодня имеет птицеферму, плантации, разводит скот и производит оборудование для полива. Населяют коммуну около 1000 человек. Именно Хацерим стал полигоном для испытаний первых разработок капельного орошения компании «Нетафим».

По оценкам журнала Forbesего его сегодняшний капитал составляет 1,25 млрд шекелей!

И это далеко не единственный  преуспевающий кибуц в Израиле.

Состояние кибуца Сдот-Ям, занимающегося производством мраморных плит, — 3,4 млрд шеек.

Мааган-Михаэль – 835 млн. шекелей. Владеет заводом Пальсан, работает в сфере водных технологий.

Йотвата – 700 млн шекелей. Выпускает молочные продукты.

Изреэль – 480 млн шек.

Рамат – Йоханан – 250 млн шек.

Мааварот – 240 млн шек.

Ревивим – 230 млн шек.

Шамир – 227 млн шек.

Саса – 220 млн шек.

Объединение кибуцев Израиля владеет частью активов компании «Тнува», монополиста на рынке молочных продуктов Израиля.

Всего за несколько десятилетий упорного труда энтузиастов и применения передовых технологий пустынные земли превратились в процветающие хозяйства с миллионным оборотом.

Известно, что около 60% территории страны Израиль занимают каменистые безжизненные земли пустыни Негев. Раскаленный воздух в течении 5 — 6 месяцев в году, нехватка воды, низкая влажность воздуха вот примерное описание климата юга Израиля. Не редки случаи вторжения полчищ саранчи с Синайского полуострова.

Тем не менее, на карте Вы легко найдете кибуцы в долине Арава, у самой границы с Иорданией, вдоль шоссе № 90, связывающего центр страны с курортным городом Эйлат.

Основная стратегия кибуцев юга Израиля — повышение урожайности при снижении затрат на электроэнергию, орошение и расход воды, производство электроэнергии альтернативными методами, сокращение ее расходования.

Эйлот, Элифаз, Йотвата, Грофит, Кетура, Яель, Лотан, Самар, Неот Смадар представляют собой зеленые оазисы посреди безжизненной горной пустыни.

Современная жизнь кибуц

Кибуцы сегодня посещает множество туристов, но и среди местных жителей многие проявляют интерес к подобным поселениям, даже если не имеют в планах переселяться в подобные общины и становиться их членами. Это можно пояснить тем, что поселения такого типа лишены городской суеты и пыли, и позволяют отдохнуть и телом, и душой.

Детские праздники кибутцев особенно популярны, как и детские сады — израильтяне уверяют, что в таких детских садах дети имеют возможность чаще бывать на природе и дышать свежим воздухом, и при этом достаточно активно развиваются. Однако если углубиться в вопрос устройства детских садов, то можно сделать вывод, что они вполне схожи с привычными нам учреждениями дошкольного уровня, созданными в СССР.

Но главная особенность поселений в других моментах. В кибуцы в Израиле условия проживания обычно следующие:

  • получить определенные услуги возможно по номеру члена кибуца, которому соответствует индивидуальный счет для этого;
  • прямого почтового сообщения с кибуцами нет, и почту забирают в подобные поселения передвижные почтовые «отделения»;
  • кибуцы могут быть религиозными и нерелигиозными, и это важная деталь для тех, кто выбирает населенный пункт для проживания (для туристов это несущественно обычно);
  • нет никакого строгого контроля за тем, что делает человек в своей жизни и с собственным домом, и управляющий аппарат не ограничивает свободу людей;
  • нет необходимости отчитываться перед управленцами, а управление передано в руки общего собрания (принцип самоуправления).

Ранее в подобных населенных пунктах вовсе отсутствовал денежный оборот, однако со временем жители пришли к логичному выводу, что необходимо зарабатывать деньги извне вместо внутреннего товарооборота. Именно потому на сегодняшний день общедоступными остаются детские сады и праздники, а остальное требует денег и трудоустройства. Чтобы получить жилье и оказание определенных услуг, представители таких общин вынуждены работать, как и все остальные, на предприятиях и заводах, и платить соответствующие налоги на содержание каждого из жителей.

Ранее в кибуцах были популярны общие столовые, прачечные и другие заведения, однако на фоне того, что в поселениях начали ходить деньги, и появился денежный оборот, каждый стал стремиться питаться и стирать самостоятельно, потому подобные организации уже перестали быть актуальными. Это создает множество социальных проблем, связанных в основном с неприятием изменений пожилым населением, а также с неумением в общей массе населения заботиться о себе самостоятельно. Но с каждым годом поселения все более становятся цивилизованными и осовремениваются.

Таким образом возможно говорить, что на сегодня практически исчезла идеологическая составляющая. Появились разные слои населения и жители населенных пунктов пользуются достаточно активно благами цивилизации.

Для тех, кого интересуют кибуцы в Израиле — что это, и как они устроены, можно отметить, что это достаточно современные и красивые, но все еще необычные национальные поселения.

Законы кибуцев

Главными идейными вдохновителями создания сообществ стали И. Трумпельдор и Маня Шохат, которые считали такое движение ответом на все экономические и политические проблемы, сложившиеся из-за недостатка земель в стране, подходящих для заселения.

Жизнь в кибуцах Израиля проходит по определенным правилам, с соблюдением установленных законов:

  • коллективный труд на благо сообщества с целью интенсификации и увеличения производства;
  • принципы самоуправления в распределении работ и времени;
  • равные условия жизни для всех (коммунизм);
  • права всех жителей равны;
  • каждый член сообщества несет ответственность по отношению к другим;
  • все сферы хозяйства и общинная жизнь подчиняются четкой дисциплине;
  • каждый работник кибуца свободен в своих религиозных, политических и партийных убеждениях;
  • женщины имеют право открывать новые сферы труда;
  • дети воспитываются и питаются в общине до совершеннолетнего возраста;
  • пожилые работники имеют обеспечение по старости;
  • при выполнении домашней работы (стирка, приготовление еды, уборка и т.д.) женщины и мужчины наделены равными правами;
  • каждый член кибуца может участвовать в решении производственных проблем и повышении своей квалификации.

Первые репатрианты и члены кибуцев считались пионерами национального движения переселенцев, которое ставило целью равенство и социальную справедливость. Покупка земель для организации кооперативных товариществ проходила при содействии организаций «Еврейское колонизационное общество» и «Еврейский национальный фонд».

Развитие кибуцного движения

Для содействия массовой иммиграции и обеспечения еврейского большинства в государстве Палестины была привлечена израильская профсоюзная организация Гистадрут, которой кибуцы стали подчиняться. Постепенно движение росло, производства расширялись, их хозяйственная база становилась крупнее и мощнее.

В концу Первой мировой войны количество сельскохозяйственных коммун достигло в Палестине 8 с общим населением в 250-300 чел. В 1920 г. в стране установилась власть Британской империи, и начался следующий этап строительства кибуцев Израиля (фото ниже). Из Польши и России в большом количестве прибывали переселенцы, члены халуцианских движений. Они активно включались в организацию новых поселений и рабочих коммун с сельскохозяйственным направлением труда. Самое крупное из них — Гдуд ха-авода.

В начале 1920-х были основаны как крупные, так и небольшие кибуцы, общее количество их достигло 176 с населением около 47,5 тыс. чел.: Бет-Альфа и Гева (1921), Дгания-Бет (1920), Эйн-Харод и Ягур, Хеци-Ба (1922) и др.

До 1937-го прошла волна прибывающих евреев, которые спасались от нацистских преследований, а затем иммиграция была запрещена до 1948 г. За эти годы количество населения кибуцев выросло до 84 тыс.

этимология

Слово кибуц происходит от иврита. Это образование к корнюקבץ«Собирать». Шошана Файнгольд-Студник в своей диссертации, опубликованной в 2002 году, предприняла расширенный вывод этого термина: «Термин« кибуц »происходит от еврейского слова« kwuza », которое переводится как« группа »; в двадцатые годы на смену «квуза» пришел «кибуц» . «Кибуц» в переводе также означает «собрание», но отличается от прежнего «куза» тем, что в нем больше членов. Между тем, термин «кибуц» был согласован для обозначения « запланированного коллективного сельского поселения в Израиле, сегодня часто с аффилированными коммерческими предприятиями» . Квуза (также квуца ) во множественном числе — это квузот .

В литературе термины квуза и кибуц чаще всего используются как синонимы . Точно так же, как Файнгольд-Студник упомянул дифференциацию, основанную на количестве членов в предыдущей цитате, существуют также различия, основанные на том, что квуза рассматривается как предшественник кибуца, что также может быть основано на побочном эффекте : « Квуза: ( буквально: собрание, группа) предшественник кибуца. Термин кибуц обычно используется в соответствующей литературе для коллективных поселений с большим числом членов, в то время как небольшие кооперативные группы называются квузот. В следующих частях работы не делается различий между терминами квуза и кибуц, и в основном используется термин кибуц ». В более узком значении как группа термин квуза также используется как организационная единица в еврейской молодежной работе.

Работа в кибуце преимущества и недостатки

Важное преимущество работы в кибуце — это возможность получения совершенно нового, ни на что не похожего опыта. Кибуц — это совершенно уникальная форма организации общественной жизни, поэтому, если в ваших планах — жизнь в Израиле, то если вам это близко, то попробовать точно стоит. Внутри кибуцев проводится масса интересных мероприятий, а детские сады в кибуцах — это и вовсе уникальное явление, именно в такие стараются отдавать своих детей даже те родители, кто не состоит в кибуцах

Жизнь в кибуце — это вовсе не серая обязаловка и рутина, это — разнообразие, погружение в местную культуру, интересное времяпровождение

Внутри кибуцев проводится масса интересных мероприятий, а детские сады в кибуцах — это и вовсе уникальное явление, именно в такие стараются отдавать своих детей даже те родители, кто не состоит в кибуцах. Жизнь в кибуце — это вовсе не серая обязаловка и рутина, это — разнообразие, погружение в местную культуру, интересное времяпровождение.

Если вы планируете переезд в Израиль и, в частности, присоединение к одному из двух с половиной сотен израильских кибуцев, то в можете обратиться к I’MMIGRATION, получив не только все необходимые вам консультации по этому поводу, но и всю возможную помощь. Вместе с нами, ваш переезд пройдет максимально гладко, грамотно и быстро!

Попасть в кибуц: как это возможно

Если вы хотите попасть в кибуц, то вам придется пройти несколько этапов на этом пути, но все возможно: главное — захотеть. Всего в Израиле, в настоящее время, функционирует более двухсот пятидесяти кибуцев. Для начала, вам следует выбрать те кибуцы, которые интересуют вас более всего, взвесив все плюсы и минусы, за и против, а также собрав все необходимые преимущества, принципиальные для вас.

Вы подаете заявку в секретариат со всеми необходимыми документами, затем вы три года числитесь как кандидат в члены кибуца: это своего рода испытательный срок. Уже после этого, ваша кандидатура одобрится или не одобрится на собрании кибуца.

Жизнь в современных кибуцах

Для кого-то кибуц – загадочное явление израильского общества, для кого-то  —  что-то вроде колхоза. Наверное, лучше один раз увидеть, приехав и посмотрев кибуц своими глазами, оценить и во всем разобраться.

Кибуцы как образ жизни

В Израиле 267 кибуцев и все они открыты для гостей: туристов и волонтеров. А вот попасть в члены кибуца непросто. Только с разрешения общего собрания поселения можно попасть на испытательный срок, кандидатом. Образ жизни в кибуце привлекает и удивляет более всего тем, что община живет большой семьей. Здесь царит атмосфера дружбы, чувствуется общество единомышленников.  А выбор такого образа жизни человек делает осознанно, испробовав свои силы и способности во время кандидатского срока.

Именно здесь видишь воочию прообраз коммуны. В кибуце живут по принципу: от каждого по способностям, каждому – по возможностям кибуца. Доход кибуца распределяется всем поровну. Члены получают все необходимое из общего фонда, деньги внутри кибуца не используются.

Идея общественного ведения хозяйства испытана временем, история кибуца насчитывает 90 лет. Конечно, представления первых основателей коммун претерпели изменения в современном мире. Остались основные принципы организации – использование общих средств производства и общественная форма организации быта.

Только в кибуце

Первое впечатление от кибуца — это поселение сельского типа. А вот планировка и архитектура кибуцев особенная. Это плод многолетнего опыта и фантазии кибуцников. В центре – комплекс общественных зданий: столовая, спортзал, бассейн. Далее по кругу расположена жилая зона. Следующим идет хозяйственный комплекс, промышленные строения,  поля и сады. Неизгладимое впечатление оставляет море зелени, ведь зачастую кибуц располагается посреди пустыни. Архитектуру современных кибуцев разрабатывали известные израильские архитекторы. Недаром на биеннале в Венеции именно архитектура кибуца представляла Израиль, и с немалым успехом.

Здесь любят гостей. Вас обязательно накормят в современной столовой, не уступающей богатым выбором хорошему ресторану. А то, что еда здесь натуральная, здоровая и отлично приготовленная, не вызывает сомнений. Можно выбирать из блюд то, что нравится. Местные жители не платят, а гостям нужно внести небольшую плату вне зависимости от количества съеденного.

В кибуцах есть, что посмотреть. В  Эйн-Геди создан ботанический сад, в Сде Бокер – музей Давида Бен-Гурион, в Эйн-Дор – археологический музей. В кибуцах есть спортивные клубы, танцевальные и драматические коллективы, оркестры.

Победивший коммунизм в отдельно взятом кибуце

Что привлекает в кибуцы людей? И общее хозяйство, и равное распределение дохода, и социальная защищенность. А главное то, что очень редко встречается в мире: взаимная поддержка, коллективный образ жизни, настоящая демократия в управлении, гордость за успехи кибуца.

А достижения кибуцев немалые. Достаточно привести две цифры: около 2% населения, живущих в кибуцах создают 40% сельскохозяйственной продукции страны. Оказывается, они выпускают и промышленную продукцию, причем достаточно сложную. В кибуце Изреэль создан робот для чистки воды бассейна, а со временем родилась компания «Майтроникс», выпускающая его для всего мира. Представьте себе, именно в кибуце запатентован метод капельного орошения, а кибуцы Хацерим, Магаль и Йифтах – мировые лидеры по производству поливных систем с использованием этого метода.

Получается, что такой коллективный способ жизни и деятельности дает отличный результат  в экономической сфере, и делает наполненной жизнь обычного человека. 

Кибуцы в движении кибуцев

  • Адамит (1958)
  • Афек (1939)
  • Афик (1967)
  • Афиким (1932)
  • Альмог (1977)
  • Аллоним (1938)
  • Алумот (1947)
  • Амиад (1946)
  • Амир (1939)
  • Ашдот Яаков Ихуд (1953), из Ашдот Яакова (1924, 1933)
  • Ашдот Яаков Меухад (1953), из Ашдот Яакова (1924, 1933)
  • Айелет ха-Шахар (1918)
  • Бахан (1953)
  • Барам (1949)
  • Баркай (1949)
  • Беэри (1946)
  • Бейт Альфа (1922)
  • Бейт Гуврин (1949)
  • Бейт-ха-Арава (1939)
  • Бейт ха-Эмек (1949)
  • Бейт ха-Шита (1928)
  • Бейт Кама (1949)
  • Бейт Кешет (1944)
  • Бейт Нир (1955)
  • Бейт Зера (1921)
  • Бет-Эль (1970)
  • Брор Хаил (1948)
  • Дафна (1939)
  • Далия (1939)
  • Дэн (1939)
  • Дегания Алеф (1910)
  • Дегания Бет (1920)
  • Дорот (1941)
  • Доврат (1948)
  • Двир (1951)
  • Эйлон (1938)
  • Эйлот (1962)
  • Эйн Кармель (1947)
  • Эйн Дор (1948)
  • Эйн Геди (1953)
  • Эйн Гев (1937)
  • Эйн Ха-Хореш (1931)
  • Эйн ха-Мифрац (1938)
  • Эйн-Харод (Ихуд) (1952), из Эйн-Харод (1921-1952)
  • Эйн-Харод (Меухад) (1952), из Эйн-Харод (1921-1952)
  • Эйн ха-Шлоша (1950)
  • Эйн-ха-Шофет (1937)
  • Эйн Шемер (1927)
  • Эйн Зиван (1968)
  • Эйнат (1925)
  • Эль-Ром (1971)
  • Элифаз (1982)
  • Эрез (1950)
  • Эшбал (1998)
  • Эврон (1937)
  • Эяль (1949)
  • Гаатон (1948)
  • Гааш (1951)
  • Гадот (1949)
  • Гал Он (1946)
  • Галед (1945)
  • Ган Шмуэль (1920)
  • Гат (1941)
  • Газит (1948)
  • Гешер (1939)
  • Гешер ГаЗив (1949)
  • Гешур (1971)
  • Гева (1921)
  • Гевим (1947)
  • Гезер (1945)
  • Гевим (1947)
  • Гилгал (1972)
  • Гинегар (1922), от Дегании Гимел (1920-1922)
  • Гиносар (1937)
  • Гиват Бреннер (1928)
  • Гиват Хаим (Ихуд) (1953)
  • Гиват Хаим (Меухад) (1953)
  • Гиват а-Шлоша (1925)
  • Гиват Оз (1949)
  • Глиль Ям (1943)
  • Гонен (1951)
  • Грофит (1966)
  • Геват (1926)
  • Гвулот (1943)
  • ХаГошрим (1948)
  • Хахотерим (1952)
  • Хамадия (1939)
  • Ханатон (1984)
  • Ханита (1938)
  • HaOgen (1947)
  • Хардуф (1982)
  • Харель (1948)
  • Ха-Солелим (1949)
  • Хацерим (1946)
  • Хацор (1946)
  • Хазорея (1936)
  • Хефциба (1922)
  • Холит (1982)
  • Хокук (1946)
  • Хоршим (1955)
  • Хульда (1930)
  • Кабри (1949)
  • Калия (1974)
  • Кармиа (1950)
  • Кетура (1970)
  • Кфар Блюм (1943)
  • Кфар Гилади (1916)
  • Кфар ха-Хореш (1933)
  • Кфар ха-Маккаби (1936)
  • Кфар ха-Наси (1948)
  • Кфар Харув (1973)
  • Кфар Масарик (1933)
  • Кфар Менахем (1937)
  • Кфар Руппин (1938)
  • Кфар Сольд (1942)
  • Кфар Иегошуа (1927)
  • Кинерет (1913)
  • Кирьят-Анавим (1920)
  • Киссуфим (1951)
  • Крамим (1980)
  • Лахав (1952)
  • Лехавот ха-Башан (1945)
  • Лехавот Хавива (1949)
  • Лохамей ха-Гета’от (1949)
  • Лотан (1983)
  • Маабарот (1925)
  • Мааган Майкл (1949)
  • Маале ха-Хамиша (1938)
  • Маанит (1942)
  • Малкия (1949)
  • Манара (1943)
  • Маоз Хаим (1937)
  • Машабей Садех (1947)
  • Мацуба (1940)
  • Мааян Барух (1947)
  • Мааян Цви (1938)
  • Магал (1953)
  • Маген (1949)
  • Мефальсим (1949)
  • Мегиддо (1949)
  • Мерхавиа (1929)
  • Мезилот (1938)
  • Метцер (1953)
  • Мево Хама (1968)
  • Мисгав Ам (1946)
  • Мигван (1987)
  • Мишмар ха-Эмек (1922)
  • Мишмар Ха-Негев (1946)
  • Мишмар ха-Шарон (1924)
  • Мизра (1923)
  • Наан (1930)
  • Нахаль Оз (1951)
  • Неот Мордехай (1946)
  • Неот Смадар (1989)
  • Нетив ХаЛамед-Хе (1949)
  • Нетцер Серени (1948)
  • Неве Эйтан (1938)
  • Неве Хариф (1987)
  • Неве Илан (1978)
  • Неве Ур (1948)
  • Неве Ям (1939)
  • Нир Ам (1949)
  • Нир Давид (1936)
  • Нир Элиягу (1950)
  • Нир Оз (1955)
  • Нир Ицхак (1949)
  • Нирим (1946)
  • Ницаним (1951)
  • Ор Ханер (1957)
  • Ортал (1978)
  • Пальмахим (1949)
  • Парод (1949)
  • Пелех (1982)
  • Рамат Давид (1926)
  • Рамат ха-Ковеш (1932)
  • Рамат ха-Шофет (1941)
  • Рамат Рэйчел (1925)
  • Рамат Йоханан (1931)
  • Рамот Менаше (1948)
  • Равид (1981)
  • Рейм (1949)
  • Регавим (1948)
  • Решафим (1948)
  • Ретамим (1988)
  • Ревадим (1947)
  • Ревивим (1943)
  • Рош а-Никра (1949)
  • Рухама (1944)
  • Саар (1948)
  • Самар (1976)
  • Сарид (1926)
  • Саша (1949)
  • Сде Бокер (1952)
  • Сде Нахум (1937)
  • Сде Нехемия (1940)
  • Сде Йоав (1956)
  • Сдот Ям (1940)
  • Шаар ха-Амаким (1935)
  • Шаар ха-Голан (1937)
  • Шамир (1944)
  • Шефаим (1935)
  • Шиллер (1927)
  • Шомрат (1948)
  • Шоваль (1946)
  • Снир (1967)
  • Суфа (1975)
  • Тамуз (1987)
  • Тель Кацир (1949)
  • Тель-Ицхак (1938)
  • Тель-Йосеф (1921)
  • Тлалим (1980)
  • Тувал (1981)
  • Цеэлим (1947)
  • Цивон (1980)
  • Цора (1948)
  • Цова (1948)
  • Урим (1946)
  • Уша (1937)
  • Яд Ханна (1950)
  • Яд Мордехай (1943)
  • Ягур (1922)
  • Yahad (1984)
  • Яхель (1976)
  • Ясур (1949)
  • Йехиам (1946)
  • Ифат (1954)
  • Йифтах (1948)
  • Йирон (1949)
  • Изреэль (1948)
  • Йотвата (1957)
  • Зиким (1949)

Интересные факты

О жизни и деятельности современных кибуцев Израиля свидетельствуют такие данные:

  • Традиционные отрасли, в которых успешно трудятся кибуцники: сельское хозяйство, производство молока, мяса, фруктов и овощей, что позволяет обеспечивать этими продуктами питания всю страну.
  • Общины уже давно считаются уважаемыми партнерами на экономической сцене мира, они владеют акциями крупных производственных компаний.
  • Компания «Нетафим», в которой трудятся жители трех кибуцей (Хацерим, Йифтах и Магаль), — одна из ведущих в промышленности Израиля, производит оросительные установки и обладает патентом на капельный метод, с помощью которого можно озеленить многие пустынные регионы стран на планете.
  • Учеными кибуца Изреэль в 1983 г. был изобретен робот для очистки воды в бассейне, со временем здесь была основана компания «Майтроникс», ставшая сейчас мировым лидером в области передовых технологий.
  • Первые сандалии начали изготавливать в кибуцах для обеспечения дешевой обувью ее членов, однако со временем их производство выросло в брендовое предприятие «Тева Наот», которое успешно завоевало рынок Европы, США и Японии.
  • Последние 10-летия созданием построек в общинах занимались знаменитые архитекторы мира: Р. Кауфман, Л. Кракауэр, А. Шарон, Ш. Местечкин, Л. Коэн. Архитектура кибуцей была представлена в павильоне в 2010 г. и произвела большое впечатление в мире.
  • Начиная с 1960-х годов в моду вошло волонтерство из других стран: в Израиль стали приезжать молодые туристы и энтузиасты (в т.ч. и некоторые знаменитости), мечтающие познакомиться с кибуцным духом и направлением жизненного устройства. Пожив несколько месяцев в сообществе, они вернулись к себе домой, став послами кибуцной идеологии, а многие даже остались здесь жить.

В 21 веке наступила эпоха «обновления» в кибуцах: вместо коллективной собственности была введена частная, появилась дифференцированная плата за труд, городской тип общин (в Иерусалиме, Бейт-Шемеше, Акко и Тель-Авиве), однако солидарность и гордость кибуцников осталась прежней. Поэтому говорить о снижении интереса к кибуцам и их идеологии пока рано.

Как возникали и развивались кибуцы

Наиболее передовыми идеями начала ХХ века считались учения социалистического и даже коммунистического толка. В еврейской среде они совмещались с сионизмом, и в первых потоках переселенцев в обетованную землю было очень много носителей новых социальных теорий. Нужно сказать, что, применяя их на практике, израильтяне сумели добиться прекрасных результатов, заметно отличающихся от достижений других стран, которые встали на путь перестройки общества, основанный на той же идеологии.

В 1909 году переселенцами из Российской империи была основана первая в Израиле сельскохозяйственная община – кибуц. Поселение, которое тогда и назвать так было невозможно, вошло в историю как Дания.

Забегая вперед, скажем, что этот кибуц до сих пор процветает.

Тогда же на землях, с точки зрения агрономов совершенно непригодных для сельского хозяйства, группа молодежи решила организовать поселение и заняться выращиванием пшеницы. Но главным была организация этого общества.

В кибуце изначально отсутствовала частная собственность на средства производства, труд являлся общественным, решения принимались всем коллективом, доходы делились поровну, а точнее, поступали в общественное управление и распределялись по принципу равноправия.

Фактически это коммунистические принципы, но в сочетании с идеологией сионизма они дали прекрасные результаты. Пустыня зацвела, а ее жители смогли обеспечить себе достойный уровень жизни.

Коммуна со своими правилами – вот что такое кибуц в Израиле. Изначально такие поселения были только сельскохозяйственными, но потом правила изменились.

В первой половине ХХ века количество кибуцев стало стремительно расти. В подмандатную Великобритании Палестину массово иммигрировали евреи с территории бывшей Российской империи и из Польши. Британские власти ограничивали приток евреев, и нелегалы находили прибежища в этих коммунах. К окончанию британского мандата на Палестину кибуцев в Израиле было 176.

Жизнь в кибуцах в то время была небогатой. Бедные необработанные земли давали небольшой урожай. Кроме того, жителям постоянно приходилось защищаться от жителей арабских поселений. До сих пор почти все члены кибуцев входят в отряды самообороны, и в офицерском составе израильской армии выходцы из кибуцев занимают доминирующее положение.

С провозглашением независимости еврейского государства в 1948 году интенсивность создания кибуцев существенно снизилась. Причиной этого было уничтожение фашистами огромного количества потенциальных репатриантов на территории Восточной Европы.

Основные переселенцы в это время переселялись в Израиль из Азии и Африки. Переезжали и пережившие холокост евреи Европы. Но никто из них не желал жить по принципам коммуны. В настоящее время в Израиле насчитывается всего лишь около трехсот кибуцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector