Казанский собор в санкт петербурге

Наружные барельефы

Снаружи храм украшают 14 барельефов, вырезанных из камня, которым облицовывали собор. Особенной красотой и грандиозными размерами выделяются барельефы на аттике собора. На восточной стороне здания алтарный аттик венчает гигантский барельеф, изображающий «Вход Господень в Иерусалим». Данное творение относится к творчеству знаменитого скульптора Рашетта.

Роскошным барельефом «Изведение воды из камня Моисеем в пустыне» декорирован аттик над восточным проездом. Над созданием барельефа трудился талантливый скульптор Мартос. Противоположный аттик оформлен барельефом «Воздвижение медного змия Моисеем в пустыне». Это работа скульптора Прокофьева. Каждый из барельефов имеет грандиозные габариты 14,91 х 1,42 метров. В каждой композиции изображено не менее 40 фигур.

С обратной стороны храма аттики обустроены двумя внушительными барельефами: «Дарование Моисею скрижалей» и «Неопалимая Купина». Они стали выдающимися трудами итальянского скульптора Сколяри. Квадратные панно на стенах изображают деяния Пресвятой Богородицы.

Памятники на площади

Казанский собор дал имя и площади. Уже современники считали его храмом, посвященным военным победам русской армии. Недаром в эту церковь свозили военные трофеи Отечественной войны 1812 года. Поэтому на Казанской площади установилии памятники героям этой войны – фельдмаршалу Кутузову и Барклаю-де-Толли.

К тому же, именно с этого места Кутузов отправился на войну с Наполеоном.

Император Александр решил увековечить память полководцев после их смерти. Он издал указ, согласно которому скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли будут стоять на площади прямо перед Казанским собором. Как обычно, был объявлен конкурс. Но произошла странная вещь – ведущие российские скульпторы отказались в нем участвовать! Оказывается, их художественное видение шло вразрез с требованиями императора. Он хотел, чтобы полководцев изобразили реалистично, в парадной военной форме. А мода того времени требовала, чтобы даже статуи современников выглядели как римские патриции, в тогах и туниках.

Только когда при следующем русском императоре, Николае I, снова объявили конкурс на эскизы памятников, победило предложение скульптора Бориса Орловского, который учился в Риме. Работы начались только в 1830 году. Постаменты были выполнены из полированного гранита каменотесом Самсоном Сухановым, а буквы на нем сделали каменными, а не бронзовыми, для долговечности. Сами статуи были отлиты в бронзе мастером Екимовым в литейной мастерской Академии художеств.

Интересно, что статуя Кутузова получилась у него сразу, а статуя Барклая-де-Толли только со второй попытки. Для того, чтобы лицо Кутузова вышло реалистичным, использовали портрет английского художника Джона Доу. Поза у него решительная, и даже агрессивная, в ней видна готовность дать отпор врагу. А в самой фигуре Кутузова был достигнут компромисс – он одет в парадный мундир фельдмаршала того времени, но завернут в плащ наподобие античной тоги.

Несмотря на то, что статуя Кутузова была создана на 4 года раньше, оба памятника открыли одновременно, в 1837 году, в честь 25-летия победы в Отечественной войне против Наполеона. Памятникам даже отдали воинские почести. Они были так популярны среди народа, что их даже окружили чугунными цепями, а потом тумбами, чтобы на статуи никто не залезал.

Молитва Казанской иконе Божией Матери

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Протоиерей Сергий Кудряшов

День рождения

22 сентября 1970

День тезоименитства

8 октября

Диаконская хиротония

7 февраля 1993

Иерейская хиротония

16 июня 1994

Протоиерей Сергий Петрович Кудряшов родился 22 сентября 1970 года в городе Потсдам (ГДР) в семье военнослужащих. По окончании школы поступил в Горьковский государственный университет. После первого курса был призван в Вооруженные силы РФ. Проходил срочную службу в Северной группе войск в Польше.

После демобилизации в 1990 году был принят в штат Нижегородской епархии в должности иподиакона митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). В 1992 году по личному прошению был переведен старшим иподиаконом к епископу Балахнинскому Иерофею (Соболеву).

В этом же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В сан диакона рукоположен 7 февраля 1993 года митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым) в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. В том же году командирован в Санкт-Петербургскую епархию для продолжения обучения с правом служения.

В августе 1993 года зачислен в штат Казанского собора в Санкт-Петербурге.

16 июня 1994 года рукоположен в сан священника в Коневском Рождество-Богородичном монастыре епископом Тихвинским Симоном (Гетя). В 2000 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Продолжает служить штатным священником Казанского кафедрального собора. Женат, супруга Марина Анатольевна, в девич. Пономарева, – библиотекарь Казанского  собора.  Супруги имеют сына Сергея (1994) и дочь Марину (1995).

Протоиерей  Константин Головатский

День рождения

12 сентября 1975

День тезоименитства

3 июня

Диаконская хиротония

26 ноября 2000

Иерейская хиротония

13 ноября 2001

Протоиерей Константин Семенович Головатский родился 12.09.1975 года в городе Улан-Удэ Бурятской АССР. По окончании школы поступил в Санкт-Петербургский государственный университет на философский факультет, который окончил в 1998 году. В 2002 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию.

С 1994 года нёс послушание певчего и регента в различных храмах Санкт-Петербургской епархии, в том числе был регентом в Александро-Невской Лавре и храме «Неупиваемая чаша». 26.11.2000 года викарием Санкт-Петербургской епархии епископом Тихвинским Константином (Горяновым), ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, рукоположен во диакона. 13.11.2001 митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) рукоположен во пресвитера. С 2001 по 2019 год являлся штатным клириком храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте (Блокадный храм). С 2013 и по настоящее время является председателем епархиального отдела по делам молодежи. С 2017 года по настоящее время является руководителем Координационного центра Синодального отдела по делам молодежи в Северо-Западном федеральном округе. С 20.06.2019 — штатный клирик Казанского кафедрального собора. С 27 августа 2019 года назначен помощником настоятеля собора по молодежной работе.

Женат, супруга Головатская (Шипка) Елена Михайловна — регент храма епархиального управления в честь Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявших г. Гатчина. Супруги имеют 4-х детей: Анатолия (1999), Николая (2002), Ивана (2006) и Екатерину (2009).

Казанский кафедральный собор

Подборки: Где снимали кино, Масонские места, Самые красивые места, Что посетить в первую очередь, Что посмотреть туристам

Казанский кафедральный собор — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801-1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей. Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга.

По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельсвом этому явлется нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады. На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения. Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга — высотой 71.5 м с уникальными внутреннимии внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры. Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры.

Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства. Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто «першпективой», соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью. Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины XIX в.

Строительство ансамбля Казанского собора.

Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства. С первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову, как «производившему великолепные здания и знающему совершенно в практике укреплять строения». Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова. Дело началось с очистки площади под строение. На участке, где должен был поместиться собор, теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам было выдано при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Подрядчик Карпов обязался вынуть четыре тысячи кубических сажен земли. По словам графа А.И.Рибопьера: «Павел I начал стройку Казанского собора; план составил русский архитектор Воронихин; он же строил его под руководством обер-камергера графа А.С.Строганова. Павел спешил, понукая рабочих; однако ему не пришлось достроить собор: он был окончен при Александре Павловиче». Действительно, вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 года скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что «благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил». Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнесся в закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 г. Император, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, Великие Князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого Император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом. Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасна при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, он прибег к своеобразной шпаклевке — затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-желтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.

Революционный период

После революционных событий 1917 года в статусе обители произошли существенные изменения. В 1922 году была проведена национализация здания и экспроприация, в процессе которой было изъято только серебряных изделий весом около 2 тонн.

Бесценный серебряный иконостас был переплавлен и исчез в неизвестном направлении. В 1923 году здание было передано так называемым обновленцам, а в 1932 году по распоряжению власти его и вовсе закрыли.

Знаменитую икону вывезли в Князь-Владимирский монастырь, а на куполе водрузили шар со шпилем. Осенью этого же года здание отвели под музей истории религии и атеизма.

Казанский собор

Казанский собор.

       Лучшим украшением Невского проспекта является Казанский собор, возведённый в 1801-1811 годах для иконы «Казанская Божья матерь». В Санкт-Петербург икону привёз ещё сам Пётр 1. Строительство поручили архитектору Андрею Воронихину. Человек яркого природного дарования, он вошёл в историю русского искусства как автор колоннад у Большого каскада в Петергофе, Горного института и Казанского собора, ставшего вершиной его творчества.

          В плане собор имеет форму вытянутого креста. В нём три входа : с запада, севера и юга. Каждый из них оформлен шестиколонным портиком. Поскольку по правилам православной церкви алтарь должен быть обращён к востоку, то главный вход в храм следовало делать с запада. Но в этом случае на Невский праспект выходил лишь боковой фасад собора. А именно он требовал парадного решения. Для зодчего в этом была немалая трудность, но Воронихин блестяще справился с ней. Он оформил обращённый к Невскому боковой фасад строиной полукруглой колоннадой из 94 колонн. Колоннаду и здание собора он поставил на высокий гранитный цоколь, на который ведут широкие ступени. Именно прекрасная колоннада, раскрытая в сторону Невского проспекта, делает здание торжественным и величественным.

          С запада предполагалось образовать парадную площадь, замкнутую специально созданной Воронихиным решёткой. Решётка была поставлена, но при отсутствии второй колоннады с южной стороны собора, как предлагал Воронихин, она оказалась в стороне от собора.

          Решётка Воронихина представляет собой большую художественную ценность. Её ажурные чугунные звенья установлены на цоколе из красного гранита и разделены гранитными столбами. Ажурную ткань решётки венчает орнаментальный фриз. Решётка образует полукруг длиной 171 метр.

          Казанский собор строился во время Отечественной войны 1812 г. И культовое здание современники стали воспринимать прежде всего как памятник победам русского оружия.

          13 июня 1813 г. в соборе был погребён прах М.И.Кутузова.

          Значение собора как памятника Отечественной войны 1812 года окончательно утвердилось после того, как

в 1837 г. перед собором были установлены памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли.

          С 1932 г. до начала 1990-х г. в здании собора находился Музей истории религии и атеизма. В настоящее время Казанский собор передан православной церкви. 

Теги:
Казанский собор  
Доклад 
Архитектура

Ключи не от квартиры

Удивительное дело: в Казанском соборе прямо на стенах висят ключи. И не от какой-нибудь там квартиры, а от целых городов! Как это?! Когда-то этих ключей здесь было очень много. А еще больше было знамен вражеских войск. Когда солдаты идут в бой, они такое знамя несут перед собой — и нести знамя доверяли только самым храбрым! А когда выигрывалось сражение, знамена вражеской армии победители забирали себе. Если же битва шла за какой-нибудь город и город сдавался, то победителям отдавали ключи от главных городских ворот. Это был символ военной победы.


В Казанском соборе осталось только 6 знамен и 6 связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова.

Так вот, было около ста штук таких знамен в Казанском соборе — они висели на длинных деревянных шестах и там и сям: в оконных проемах и на стенах. Но однажды большую часть этих трофеев — и знамена, и ключи — перевезли в Москву. Теперь на них можно полюбоваться в Историческом музее. А в Казанском соборе осталось только шесть знамен и шесть связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова.

Но зачем же русским понадобилось штурмовать чужие города? Дело в том, что Наполеон заглядывался не только на Россию. Когда его войска вторглись к нам, он уже успел завоевать почти всю Европу! Выгнав жадного до чужих земель французского императора, русские решили и европейцам помочь освободиться от власти Наполеона. Поэтому наши войска не стали отдыхать, а пошли освобождать Европу.

Брат-близнец собора Святого Петра

К концу века собор настолько обветшал, что власти приняли решение его снести, а на свободном месте построить новое здание. В 1799 Павел I объявил конкурс на проект нового храма. Сам император мечтал возвести в столице брата-близнеца собора Святого Петра в Риме. За право стать архитектором собора на Невском боролись известные зодчие, но в конце концов ни один проект не пришелся по душе монарху.

Тогда граф Строганов, чей дворец располагался неподалеку от будущего храма, предложил идею молодого архитектора Воронихина, своего бывшего крепостного. Он разработал проект, который учитывал пожелания императора и предполагал определенное сходство между петербургским и римским соборами, но в то же время оставлял место для индивидуальной трактовки.

Но за следование традициям архитектуры классицизма Воронихина не раз ругали. Например, известный русский мемуарист и товарищ Пушкина Филипп Вигель писал: «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело». Но в начале XX века работа Воронихина была вновь оценена по достоинству.

Павлу I не удалось увидеть оконченным Казанский собор. Храм достроили лишь к 1811 году. Правда, далеко не все задумки Воронихина удалось воплотить в жизнь: например, от второй колоннады, обращенной на юг, пришлось отказаться. Работы по дополнительной отделке и реставрации проходили в течение всего столетия. К украшению храма приложил руку и Огюст Монферан, архитектор Исаакиевского собора.

Многие воспринимали его как символ победы над Наполеоном в войне 1812 года. После окончания войны в соборе выставили трофеи, а вскоре в нем похоронили фельдмаршала Кутузова. В 1837 у собора воздвигли памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли работы скульптора Орловского.

Судьба собора была по-настоящему удивительной. Перед его стенами не раз проводились демонстрации — как народников и «Земли и воли», так и протестующих студентов. Возле Казанского баррикадировались люди во время Кровавого воскресенья. Но самый неожиданный поворот был впереди: в 1932 в одной из главных святынь города открыли Музей истории религии и атеизма. Полное освящение собора произошло лишь в 1998 — до этого некоторое время функционировали только два придела храма.

Интерьер Казанского собора

Внутри собор имеет форму римской базилики, разделенной рядами гранитных монолитных колонн с капителями, коринфского ордера на три нефа (коридора).

Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами.

Пол собора мозаичный. Выложен серым и розовым карельским мрамором.

Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром).

Неотъемлемой частью интерьера петербургского Казанского собора является живопись.

Иконостас собора был расписан лучшими художниками конца 18 — начала 20 веков. К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены и подкупольные столбы — пилоны.

Наиболее примечательной живописной работой в соборе является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо» работы К.П. Брюллова.

Главной святыней собора является чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список (копия) с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году. Хотя икона в петербургском соборе и копия, но она, как и сама изначальная икона, признана чудотворной.

Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра, в Санкт-Петербург привезли при Петре I. Согласно исследованиям она была списком с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, икона была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для неё. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.

После закрытия Казанского собора в 1932 году икону удалось спасти — её перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне в Петербурге. В августе 2002 года икону Казанской Божьей Матери вернули в собор и установили по правую сторону от Царских Врат воссозданного иконостаса.

Внутри, как и снаружи, Казанский кафедральный собор богато украшен скульптурой.

Рельефные скульптурные работы и внутри и снаружи созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.

Потолок собора украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка из французского алебастра.

Купол собора, вид изнутри.

Придел Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских.

В северо-восточной части собора, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, погребен М.И. Кутузов.

Над могилой возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина. Над памятной плитой из красного мрамора установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского.

На стене над могилой укреплена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На картине изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери.

После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство из ключей сейчас находятся в Москве. 6 связок расположены над могилой М.И. Кутузова в петербургском Казанском кафедральном соборе.

У выхода из собора, по обеим сторонам от северной двери, размещены памятные доски в честь императоров — начало (основание) и окончание строительства собора: «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801» и «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811».

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих  творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Внутреннее убранство храма. Иконы

Для внутренней отделки Воронихин выбрал мрамор, гранит, порфир, яшму. Мраморные плиты разных расцветок на полу выложены в виде затейливых орнаментов. Красота камня оттеняется восхитительной люстрой, деталями из золота и других драгоценных металлов.

Первый иконостас, изготовленный по проекту Воронихина, мы уже не увидим. Он украшал храм до 1936 года, а потом городу преподнесли великолепный серебряный иконостас с чеканкой – трофей донских казаков в войне 1812 года.

Здесь есть иконы кисти лучших мастеров:

  • Кипренского
  • Угрюмова
  • Боровиковского

В конце XX века справедливость восторжествовала, собор вернули епархии, там стали проводиться богослужения, совершаться религиозные таинства. Через некоторое время вернулась сюда и икона Казанской Богородицы. Прихожане получили возможность помолиться перед чудотворным образом.

Масонский знак

Многие интересуются тем, что делает на фронтоне Казанского собора масонский знак – Всевидящее око. Говорят, что все дело в том, что и император Павел I, и его наследник Александр симпатизировали масонам, а они имели влияние на русскую аристократию.

Например, главной первой русской масонской ложи был граф Воронцов. Масоном был и граф Строганов, «попечитель» строительства собора. Однако именно Александр впоследствии запретил деятельность этих тайных обществ в России. Так в чем же дело?

На самом деле этот символ – треугольник, окруженный лучами – вовсе не является специфически масонским. Во-первых, Всевидящее Око – это чисто библейский термин. Традиция так изображать его в иконографии была распространена в западноевропейском искусстве с эпохи Возрождения. А с распространением стиля классицизм в 18 веке, проникла и в Россию. Поэтому неудивительно, что многие дизайна католических храмов были использованы и для украшения Казанского собора.

Масоны действительно часто использовали этот знак, но они тоже не выдумывали свою символику, а брали ее из традиционной христианской иконографии, просто придавали ей немного другой смысл. По их мнению, Бог является архитектором Вселенной, поэтому они любили изображать циркуль и треугольник – символы зодчества. В православии такие символы были не очень распространены, но все-таки встречаются и в настенных росписях, и в иконописи. Историки полагают, что не стоит искать каких-либо таинственных смыслов во фронтоне Казанского собора, так же как и особого влияния масонов.

Масонский знак над алтарем в Казанском собореМасонский знак над входом в Казанский собор в Петербурге

Чудесные явления образа

О заступничестве Божьей Матери за страну и её народ подтверждают многие летописи. Во времена смуты, особых тягот люди несли Казанскую икону Богоматери. С ней народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского в 1612 году освобождало Москву от поляков. С молитвенными прошениями к Божией Матери отечественным героям удалось сломить сопротивление шляхтичей. 

С 1613 года — после избрания на русский престол первого царя из рода Романовых — Михаила Федоровича икона Казанской Богоматери стала семейной реликвией царского дома. В 1648 году у царя Алексея Михайловича Романова в День Казанской иконы Божией Матери родился первенец. Данное небесное совпадение повлияло на то, что государь приказал этот праздник почитать как общероссийский, до революции он был официальным выходным.

Икона помогла победить Петру Великому в битве под Полтавой. В праздник образа на торжественной службе в Троице-Петровском соборе народу было объявлено о победе России в Северной войне. Тогда Петру Первому присвоили титул: “Императора Всероссийского” и звания: “Отец Отечества” и “Великий”. Так, Европа была вынуждена признать за Россией статус могущественной державы в составе Европы.

Летом 1812 года, перед отъездом на фронт главнокомандующий русской армии Михаил Илларионович Кутузов посетил Казанский собор, где припадал к иконе Божией матери. Также, как говорят предания, прежде, чем принять командование русской армией в 1812 году, Кутузов объехал все войска с иконой Казанской Богоматери. Заступница помогла русским людям победить, более того, освободить народы других стран от Наполеона. 

Существует такая легенда. Когда русские войска приступали к прорыву блокады Ленинграда, кем-то был дан негласный приказ — доставить икону Казанской Божией Матери на фронт и пронести Святыню по всем воинским частям. Вероятно, так все и было. Об этом факте умалчивали в связи с атеистическими взглядами советских руководителей.

Согласно другим источникам, икона Казанской Божией Матери была доставлена в окруженный фашистами Ленинград, где ее пронесли по окраинам города. Позже ее перевезли в Москву, далее перед нею отслужили молебен в Сталинграде. Верующие до сих пор уверены в том, что именно чудотворный образ Казанской Божией Матери помог советским воинам прорвать блокадное кольцо в 1943 году, полностью освободить Ленинград от вражеской блокады в 1944 году, одержать великую Победу в 1945 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector