Религия казахстана

История

Православие (в его русской традиции) появляется на территории Казахстана в ходе русской колонизации Сибири и Дальнего Востока на севере современного Казахстана появляется, хотя первые формы христианства несторианского толка проникли на территорию Средней Азии и Южного Казахстана вдоль великого шёлкового пути с юго-востока в в IV—V веках и сохраняли доминирующее положение в регионе до VII—VIII веков, когда арабское завоевание принесло с собой ислам в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Концентрация православных выше на севере республики и в крупных городах.

В XIX веке для проповеди православия на землях северного Казахстана была основана Киргизская духовная миссия (в царской России казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками), которая просуществовала до 1917 года, будучи закрыта в плане всеобщей борьбы коммунистического правительства с религией.

С начала 1990-х годов наблюдается возрождение православных традиций в Казахстане, хотя параллельно происходит упадок общей числа и доли их в населении из-за массовой эмиграции русскоязычных в постсоветский период. 7 мая 2003 года 3 епархии Русской православной церкви были организованы в Казахстанский митрополичий округ. 6 октября 2010 года на территории Казахстана образованы 3 новые епархии. 5-6 октября 2011 года из прежних шести епархий были выделены ещё три.

Католицизм в Казахстане

В ХХ веке после Октябрьского переворота Казахстан превратился в огромный концлагерь для инакомыслящих, диссидентов и людей, по мнению правительства, способных на измену. Поэтому сюда переселяли немцев, корейцев, поляков, аварцев и других.

И хотя СССР являлся по Конституции светским и свободным государством, на деле государственной религией можно назвать атеизм, то есть полный отказ от любых религиозных убеждений.

Все же все эти люди, враз потерявшие и свой дом, и имущество, и даже все свои гражданские права, исправно исповедовали религии своих предков и старались всячески сохранить свою национальную культуру.

Так, поляки, насильственно переселенные в Казахстан в 1939 году и немцы, попавшие сюда в 1941 году, стали оплотом католической религии. Хотя, конечно, все службы проходили тайно, поскольку были запрещены,  вера в своего Бога жила и потребность в духовном утешении была сильнее страха наказания.

Русские мусульмане Казахстана.

Интерес к Исламу у представителей народов, которые веками исповедовали другие религии, появляется не только в России. Одним из центров русских мусульман на постсоветском пространстве сегодня является также Казахстан.

Русские мусульмане Казахстана – это очень открытые, позитивно настроенные к окружающим люди.

Русские мусульмане в Казахстане — это, помимо прочих, представители интеллигенции, бизнесмены, учёные.

Для XXI века вряд ли следует понимать религиозное возрождение как простое повторение и реставрацию традиционного средневекового Ислама (и даже джадидской версии) без духовных приращений и творческих переосмыслений. Вместе с тем именно исламское наследие имеет предпосылки стать интегрирующим фактором духовно-нравственного и социального возрождения Казахстана.

Литература:

Нуртазина Назира. Ислам в истории средневекового Казахстана.

Султангалиева А.К. Ислам в Казахстане: история, этничность и общество. Алматы. 1998.

История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х т. T.1 Алматы. 1996. С. 58.

Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре. Вып.1 М., 1991. С. 62.

Комаев В. С. Ислам в Казахстане: правда и вымыслы.

Буддизм — одна из древнейших религий Казахстана

Буддизм на территорию современного Казахстана был занесён во времена великого шёлкового пути и джунгаро-казахских войн. Произошло это в I веке н.э. Буддизм — это одна из трёх мировых религий, поэтому он разрешён официальными властями Казахстана.

В Казахстане находится крупнейшая в мире община последователей корейского буддизма сон. В наше время в Республике Казахстан буддизм представлен четырьмя официальными организациями.

Три из них представляют корейский сон-буддизм, одна линия тибетского буддизма. Среди буддийских школ и направлений, представленных в Казахстане в настоящее время можно назвать:

  • школу Вонбульгё (Вон-буддизм);
  • тибетский буддизм (Ньингма, Кагью, Гелуг);
  • дзэн-бцуддизм.

Наскальное изображение будд, Республика Казахстан. Буддизм проник в Казахстан во времена джунгаро-казахских войн. Фото: upload.wikimedia.org

В Республике Казахстан буддизм представлен достаточно слабо, так количество буддистов в стране не превышает 15 000 человек. В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки.

При этом многие казахские буддисты одновременно исповедуют элементу тенгрианства, древней тюркской религии.

Доисламский период

Задолго до того, как в Казахстан пришел ислам, здесь было распространено тенгрианство. В этом веровании верховным богом считался Тенгри. Этим именем называли и другие божества, но данные о них почти не сохранились.

Суть этой веры заключалась в разделении мира на три пространства: небесное, земное и подземное. стихии имели свою интерпретацию. Эта религия в Казахстане имела и региональные особенности. Южные жители верили в святость пещер. В одну из них, например, женщины ходили лечить бесплодие. На святых назначали главами родственных групп.

В Казахстане до мусульманства также господствовало шаманство. Верховный шаман проводил ритуалы, связываясь с духами предков. Такие сеансы якобы помогали ему исцелять людей, находить потерявшийся скот и даже управлять природой.

Религиозная принадлежность населения Казахстана

Казахстан сегодня представляет собой унитарную республику с президентской формой правления. Конституция определяет республику светским государством, но гарантирует полную свободу вероисповедания для населения.

Религия Казахстана кратко: согласно статистическим данным, в Казахстане функционирует 46 конфессий и доминаций, представляющие интересы многоэтничного народа. В настоящее время в республике насчитывается порядка 4200 религиозных общин и объединений, действуют около 3200 различных молитвенных домов, церквей и мечетей.

1.1. Какая основная религия преобладает в Казахстане?

В ходе переписи населения в 2009 году жителям Казахстана задавался вопрос об отношении к религии. Процентное соотношение представителей преобладающих религий оказалось следующим: около 97% респондентов отнесли себя к той или иной вере, а 3% опрашиваемых отказались от ответа, либо заявили о своём атеизме.

1.2. Казахстан религия в процентах:

  • мусульмане — 70,19%;
  • христиане — 26,17%;
  • буддисты — 0,09%;
  • иудеи — 0,03%;
  • другие религии — 0,19%;
  • атеисты — 2,81%;
  • не дали ответа — 0,51%.

Исторически и культурно сложилось, что общество в республике ориентировано на две традиционные распространенные религии — суннитский ислам и православное христианство. Более 11 миллионов жителей Казахстана, среди которых казахи, узбеки, киргизы и другие, исповедуют суннитский ислам, азербайджанцы же придерживаются шиитского направления ислама. Последователи христианства в республике — это в основном русские, украинцы, белорусы.

Христианство

История христианства Казахстана

В VI веке в Средней Азии возникла новая кочевая империя. Новые завоеватели — тюрки, вышедшие из Алтая, в короткое время подчинили себе все народы от Великого океана до Чёрного моря. Образование тюркского каганата привело к восстановлению торговых путей, связывавших Иран с Центральной и Средней Азией и Дальним Востоком. С оживлением торговли происходит усиление миссионерской деятельности несторианской церкви.

После смерти тюркского хана Тобо (581 г.) империя тюрков распалась на два государства — восточное и западное. Центром последнего, как и большинства последующих кочевых государств в западной части Средней Азии, была прежняя земля усуней, то есть Семиречье. Наиболее распространённой религией среди тюрков являлось, вероятно, христианство манихейского толка. Но поскольку к тому времени в этих пределах благодаря согдийцам уже довольно широко распространилось христианство, последующие годы оно было воспринято и тюркскими племенами Средней Азии. По свидетельству писателя Феофана у восточно-тюркских пленных, захваченных византийцами в 561 году и отправленных Нарзесом к императору Маврикию, были заметны на лице чёрные точки, расположенные крестом. Пленники объяснили, что во время заболеваний от чумы соплеменники христиане научили их изображать крест на лбу во избежание болезни. Подобное свидетельство встречаем у писателя Феофилакта Симокатты, который отмечает, что в 591 году, когда был разбит отложившийся от Хосрова II военачальник Бахрам Чубин, в плен взяты воевавшие на его стороне тюрки — войско его союзника, тюркского правителя Бухары. Многие из них так же имели на лбу знак креста.

Другое направление христианства — несторианство, получило признание среди найманов, переселившихся в конце XII-нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье.

В настоящее время христиане являются второй по численности верующих религиозной группой Казахстана (св. 26 % населения).

Православие

Казахстан является канонической территорией Русской православной церкви Московского Патриархата. Он разделён первоначально на три епархии: Астанайскую и Алматинскую , Чимкентскую и Акмолинскую , Уральскую и Гурьевскую , позднее добавились ещё три: Карагандинская и Шахтинская , Костанайская и Петропавловская , Павлодарская и Усть-Каменогорская . Казахстанский митрополичий округ был образован 7 мая 2003 году решением Священного Синода.

На территории Казахстана существует 9 монастырей (из них 8 в Астанайской и Алматинской епархии и 1 в Уральской и Гурьевской), 230 приходов (из них 112 в Астанайской и Алматинской епархии, 40 в Уральской и Гурьевской, 78 в Чимкентской и Акмолинской, всё по старому разделению до 2011 года), более 300 священнослужителей.

Католицизм

В советское время Казахстан был местом заключения и ссылки многих репрессированных (этнических немцев , западных украинцев , поляков и др.), среди которых была значительная доля католиков. После освобождения многие из них оставались в республике. В подпольных или полуподпольных условиях в Казахстане служили священномученик блаж . о. Алексей Зарицкий , еп. Александр Хира , о. Владислав Буковинский , о. Алоизий Кашуба OFMCap и др. В казахстанских лагерях погибли блаж . епископ Никита Будка и многие другие.

Важным для католичества Казахстана явился официальный визит в Казахстан 22-25 сентября 2001 года папы римского Иоанна Павла II . Папа встретился с президентом страны Н. А. Назарбаевым и другими официальными лицами, а также с народом во время мессы на площади Матери-Родины в Астане ; с молодёжью в Евразийском университете и с представителями науки и культуры в Конгресс Холле. Президент сделал следующее заявление:

Папа римский в ходе встречи имел беседу с духовенством Казахстана, епископами, священниками, монашествующими и верующими. Папа посетил Казахстан в критический момент событий мирового масштаба (теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.), и в ходе визита он призывал верующих мусульман и христиан к тому, чтобы они вместе строили цивилизацию любви, а не насилия.

Папа говорил, что видит в Казахстане великую семью разных народов. Папа говорил о том, что тронут гостеприимством на всех уровнях.

Особенности ислама в Казахстане

В Казахстане распространено лишь одно из направлений ислама. Для него характерно признание свободы мнений в религии, терпимость к инакомыслию, отсутствие фанатичной строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. Элементы ислама в стране имеют скорее символический, обрядовый характер.

Мусульманские школы

У казахов в основном были распространены два типа религиозных учебных заведений: мектеб (начальные) и медресе (высшие). Из-за кочевого образа жизни возникли подвижные школы, переходящие из одной местности в другую. Многие мектебы функционировали при мечети. Учились от 3 до 12 лет, с 4-х или 5-летнего возраста. Для каждого мальчика посещение школы было обязательным.

Происходило не только обучение чтению Корана, но и изучение арифметики, синтаксиса арабского языка, механической каллиграфии, воспитание благонравных манер. В большинстве мектебов занятия проходили только зимой или только летом. Обучение в начальной школе не давало права на религиозное звание, для этого необходимо было отучиться в медресе.

На данный момент в Казахстане создана целая сеть исламских образовательных учреждений: Высший исламский институт по подготовке имамов-хатыбов при ДУМК и Казахско-египетский исламский университет «Нур».

Публичное проявление веры

Ежегодно сотни мусульман совершают хадж в Мекку. Иногда возможность поклонения организуется на государственном уровне, но формально официальной религии в Республике Казахстан нет, поэтому данный вопрос для каждого верующего является личным. Порядка 75% граждан считают себя верующими, но не совершают регулярно религиозные обряды и не вовлечены в деятельность религиозных объединений.

Особая одежда для женщин

В исламе с подросткового возраста женщины носят паранджу (длинный женский халат) и хиджаб (платок, не скрывающий лицо) или никаб (ткань, скрывающая все, кроме глаз).

Верховный муфтий Казахстана призвал договариваться родителей лично (например, со школой) по вопросу ношения религиозной одежды.

Веры

ислам

Ислам — наиболее распространенная религия в Казахстане; он был завезен в регион в 8 веке арабами. Традиционно этнические казахи — это мусульмане-сунниты, которые в основном следуют ханафитской школе. Казахи, включая другие этнические группы мусульманского происхождения, составляют более 90 процентов всех мусульман. Южный регион страны имеет самую высокую концентрацию самоидентифицированных практикующих мусульман.

христианство

Вознесенский собор в Алматы

Христианство в Казахстане — вторая по распространенности религия после ислама . Большинство христианских граждан — русские , и в меньшей степени украинцы и белорусы , которые принадлежат к Русской православной церкви . По данным национальной переписи населения 2009 года, примерно 26% населения Казахстана идентифицируют себя как христиане. 1,5 процента населения составляют немцы , большинство из которых исповедуют католицизм или лютеранство . Есть также много пресвитериан , Свидетелей Иеговы , адвентистов седьмого дня и пятидесятников . Методисты , меннониты и мормоны также зарегистрировали церкви в правительстве. По переписи 2009 года в Казахстане было 4 214 232 христиан. «Казахстан — это странное ядро ​​традиционалистского католицизма», — заявил католический писатель Росс Даутхат в 2018 году.

Вера бахаи

Вера Бахаи в Казахстане начался в религии в бывшем Советском Союзе . До этого Казахстан , как часть Российской империи , имел бы косвенный контакт с верой бахаи еще в 1847 году. После прихода пионеров бахаи община превратилась в крупнейшую религиозную общину после ислама и христианства, хотя только несколько процентов нации. К 1994 году было избрано Национальное Духовное Собрание Казахстана, и община начала умножать свои усилия по различным интересам. По оценке Ассоциации архивов религиозных данных (опирающейся на Всемирную христианскую энциклопедию ) в 2010 году бахаи насчитывали около 7000 человек.

Иудаизм

Синагога Хабад-Любавич в Алматы, изображенная на почтовой марке Казахстана в 2006 году.

Казахские евреи имеют давнюю историю. Есть приблизительно 12 000 до 30 000 евреев в Казахстане , менее 1% населения. Большинство казахских евреев — ашкенази и говорят по- русски .

буддизм

Буддизм существует в Казахстане с 17 века, о чем свидетельствуют древние пагоды и храмы, обнаруженные учеными при раскопках. В настоящее время в Казахстане есть только две официально зарегистрированные буддистские организации: одна принадлежит к вон-буддизму , пришедшему из Кореи, а другая — к тибетскому буддизму.

индуизм

Индусы в Казахстане в основном принадлежат к секте ИСККОН и индуистам диаспоры из Индии. Индийская община в Центральной Азии, которая включает Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, насчитывает всего 2732 человека из общего населения в 55,5 миллиона человек. Он состоит в основном из NRI.

Тенгрианство

Тенгризм — это центральноазиатская характерны шаманизм , анимизм , тотемизм , поли- и монотеизм и поклонение предкам . Это преобладающая религия тюрки , монголы , венгры , Хунну и гунны , и религия пяти древних тюркских государств: Göktürk каганата , Западный Тюркский каганат , Великая Болгария , Болгарская империя и Восточная Tourkia (Хазария) . В Irk Bitig Тенгри упоминается как Türük Tängrisi (Бог тюрков).

Тенгрианцы считают, что их существование поддерживается вечным голубым небом (Тенгри), плодородным духом матери-земли ( Умай ) и правителем, считающимся святым духом неба. Небо, земля, духи природы и предки удовлетворяют все нужды и защищают всех людей. Живя честной и уважительной жизнью, человек будет поддерживать равновесие в своем мире и совершенствовать своего личного Ветряного Коня , или духа. Сообщается, что гунны Северного Кавказа верили в двух богов: Тангри-хана (или Тенгри-хана), которого считали тождественным персидскому Аспандиату и которому приносили в жертву лошадей, и Куара (чьи жертвы поражены молнией). Тенгрианство практикуется в Саха , Бурятии , Туве и Монголии параллельно с тибетским буддизмом и бурханизмом .

Неофиты в исламе

В то же время для широко распространенных в современном исламском мире религиозных взглядов часто характерно неприятие такой практики. Это связано с ее определением в качестве арабского термина ширк — возможного риска впасть в многобожие.

Такие взгляды особенно часто связаны с направлением в исламе ханбалитского мазхаба. Оно получило название «ваххабизм» по имени ибн абд аль-Ваххаба — в начале XIX века он действовал в Аравии вместе с основателем нынешней правящей семьи Саудовской Аравии. Сегодня сторонников подобных взглядов чаще называют салафитами.

Поэтому многие неофиты в исламе отрицают традиционные религиозные практики, в том числе посещение мавзолея Ахмеда Ясави. Но значение имеют не только салафиты и ваххабиты. В конце концов сегодня даже в Саудовской Аравии правящая семья инициировала весьма значительные реформы, чтобы уйти от свойственной этой стране архаики.

Вопрос в том, что многие другие направления в исламе – от Братьев-мусульман до деобандийцев — имеют свою точку зрения на происходящие процессы в религии и обществе.

Все они часто отражают бурные политические процессы, которые происходят в мире современного ислама.

История.

На территорию Средней Азии и Казахстана Ислам начинает проникать во второй половине VII века, в период правления первого омейядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна. Процесс установления Ислама на территории современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первоначально Ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье в конце Х века. Например, Ислам был уже в Империи Караханидов в конце X века. В настоящее время основная масса казахского населения считает себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере требования Ислама. В настоящее время в Казахстане функционирует 2700 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе и мусульман.

По мере расширения монгольского ханства распространение Ислама замедлилось, так как традиционной религией тюрков было тенгрианство. Но Ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так Ислам принял хан Золотой Орды Берке (1255—1266) и Хан Узбек (хан Озбек) 1312—1340). В тот период среди тюрков было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганду Ислама среди казахов внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший в 1166 году в городе Туркестан.

Цивилизующее воздействие Ислама в средние века испытали многие регионы мира, в том числе и христианская Европа, Индия, Персия. В этом отношении не были исключением и тюркские земли. Приобщение к мусульманской культуре дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане.

Во многом это обусловлено всеохватностью, тотальностью, присущей именно Исламу. В эпоху средневековья «не было границ между Ираном, Афганистаном, Узбекистаном, Казахстаном. Все эти «страны», фетишизация государственных границ возникли позже. Казахстан представлял собой провинцию Ислама. Связи со странами и народами Центральной Азии, Ближнего Востока были довольно интенсивными. Международная торговля, дипломатия, военные предприятия, практика хаджа, путешествия в поисках знаний служили факторами духовно-культурного единения Казахстана с другими частями исламкого мира.

Обращение в Ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества. Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.

Однако позиции Ислама из года в год становились всё более прочными. Постепенно увеличивалось число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее Ислам в казахских степях.

С именем султана Арын-газы, избранного ханом в 1815 г., связано усиленное внедрение мусульманского права в жизнь казахов. Арын-газы счёл нужным опираться в управлении народом не на обычаи предков, а на Шариат.

Заметным явлением в прошлом веке было продвижение татар в казахские степи с целью стать муллами. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились в степи своими людьми

Предосторожности оренбургских властей (в 1832 г. Оренбургская пограничная комиссия запретила браки казахов с татарами и башкирами) вряд ли создали эффективную преграду этому процессу

При всей примитивности обучения их деятельность приносила ощутимые плоды — грамотность среди казахов росла. Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов всё более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение Ислама.

Другие вероисповедания

6.1 Атеизм

На сегодняшний день около 5% населения Казахстана открыто заявляет о своём атеизме. Иногда случаются социальные конфликты на этой почве, а также встречаются случаи дискриминации атеизма в СМИ.

6.2 Секты и нетрадиционные религии

В современном Казахстане имеются следующие отколовшиеся от традиционной религии оппозиционные общины:

  • Ваххабизм, Исмаилиты, Джадиды — от ислама;
  • Мормоны, Свидетели Иеговы, Молоканы — от христианства;
  • Брахна Кумарис, Сознание Кришны — от буддизма.

6.3 Экстремизм

Проявления религиозного экстремизма в стране были связаны с деятельностью членов радикальной организации «Хизб-ут-Тахрир», деятельность которой запрещена с 2005 года. Своё идейное начало казахстанские экстремисты берут с исламистского направления «такфиризм».

Ислам сегодня.

На сегодня количество мусульманских религиозных объединений в стране составляет 1313, действуют более 5 тысяч мечетей. По данным Духовного управления мусульман, в республике насчитывается около 11 млн. мусульман, представляющих 24 национальности.

Основные направления деятельности мусульманских религиозных организаций страны: духовное воспитание, благотворительность, просветительство.

В республике функционируют около 20 медресе, к наиболее крупным относятся медресе в Алма-Ате, Атырау, Талгаре, Таразе, Джезказгане. В международных казахско-арабском и казахско-кувейтском университетах в Чимкенте есть факультеты «Арабский язык и религиоведение». Кадры специалистов-религиоведов готовит также Казахско-турецкий университет имени Х.Яссауи в Туркестане и Исламский институт в Алма-Ате.

В Казахстане выпускаются исламский журнал «Мир Ислама», газета, а так же духовная литература.

Каждый год увеличивается число казахстанских паломников, совершающих Хадж. В среднем свыше 500 граждан Казахстана выезжают в Саудовскую Аравию с этой целью.

Для казахов характерна терпимость к другим религиям.

Ислам в Казахстане исповедуют в основном казахи, узбеки, уйгуры, дунгане, таджики, киргизы, туркмены, а также татары и башкиры, ряд традиционно исламских народов Северного Кавказа (среди них чеченцы, аварцы, ингуши относятся к шафиитскому мазхабу), азербайджанцы (последние у себя на родине в основном придерживаются шиизма), а также есть и русские, принявшие мусульманство, в основном суннитского толка.

Казахам всегда были чужды политизация Ислама, противостояние светской власти и религиозной элиты, нетерпимость к иноверцам, религиозный фанатизм.

За последнее десятилетие эти исторические предпосылки подкрепляются в республике взвешенной государственной политикой в области межконфессиональных отношений, которая формирует устойчивый иммунитет общественного сознания к радикализму.

Отношения в религиозной сфере в Казахстане регулируются Законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» 1992 года, который, по оценкам специалистов, в полной мере соответствует международным стандартам. Очевидно, что за годы глубоких демократических реформ в Казахстане произошли значительные количественные и качественные изменения и в религиозной структуре страны. Достаточно сказать, что сейчас в Казахстане действуют 2192 религиозных объединений, представляющих 46 конфессий и деноминаций. По числу верующих традиционно лидируют религиозные объединения мусульман и православных христиан, в которые входят 95% верующих казахстанцев.

Наряду с традиционными конфессиями свою деятельность в республике осуществляют религиозные объединения нетрадиционных конфессий и новообразований, 246 иностранных миссионеров.

Практически деятельность религиозных конфессий в стране — важный фактор, уникальный механизм сохранения и укрепления внутриполитической стабильности и гражданского мира.

Если вернуться к истории, то началом возрождения Ислама в Казахстане можно считать 1990 год. С этого времени началось возвращение верующим мечетей, их восстановление и строительство новых, открытие исламских духовных школ. В частности, в Алма-Ате в 1999 году открыта новая Центральная мечеть вместимостью свыше 3 тысяч человек.

Событием, получившим позитивный общественный резонанс и имевшим большое просветительское значение, стала организация общенациональным телеканалом «Казахстан-1» совместно с Духовным управлением мусульман Казахстана в месяц Рамадан телепередачи, длившейся всю священную ночь.

Участие во всех благотворительных акциях органов власти; организация пожертвований, бесплатных обедов для малоимущих, детей и престарелых; раздача продуктовых и вещевых наборов; тысячи встреч и бесед по вопросам духовности и нравственности — это обычная практика мусульманских религиозных объединений.

Особое внимание уделяется религиозным объединениям со смешанным национальным составом или целиком состоящим из национальных меньшинств. Повышенное внимание уделяется анализу работы религиозных объединений с молодёжью и деятельности духовных учебных заведений

Примечания[править | править код]

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 ноября 2010.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 февраля 2011.
  3.  . Дата обращения: 11 февраля 2013.
  4. . Дата обращения: 29 марта 2013.
  5. . Дата обращения: 29 марта 2013.
  6. . Дата обращения: 29 марта 2013.
  7. Пол Браммелл (7 сентября 2018 года). Казахстан. Путеводители Брэдта; Третье издание. п. 23. ISBN 978-1-78477-092-1.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2009.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2009.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 мая 2013.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 октября 2009.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 марта 2016.
  13.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 марта 2016.

Шаманство

К доисламским традициям казахов относится шаманство – вера в тесную связь баксов и духов. Духи помогали шаманам-баксам лечить страдающих, предсказывать будущее, отыскивать пропажу и скот, влиять на природу и совершать чудеса.

Обряды шаманов с бубнами и гипнотическим трансом изгоняли злых духов от больных и бесплодных. Свадебные церемонии совершали ради достатка, мира и многодетности семьи.

К 19 веку шаманство и ислам казахов переплелись. Шаманские обряды не противоречили нормам ислама.

Зов предков

Во время раздора между родами казахи ездили на могилы предков, чтобы призвать их силу и мудрость на помощь. Могилы для казахов – почтенное место. Путники ночевали у могил, поскольку здесь было безопасно. На могилах клялись, каялись и просили духов исполнить желания.

Связь живых и мертвых

Погребальные обряды были значимым событием всего рода. Одежду умершего разрывали на лоскутки и дарили провожающим – так не терялась связь живых и мертвых. Для передвижения души в новое место верхом, коня хоронили вместе с покойным. В доме умершего вывешивали флаг на древке копья, доспехи и седло. Завершающим обрядом были годовые поминки, которые длились 5 дней. В эти дни принимали гостей, проводили скачки и угощали мясными блюдами.

Обряды для скота

Казахи проводили обряды для скота. Праздновали весной день первого кумыса, прогоняли стада между двумя кострами для очищения от злых духов, приносили жертву на новых пастбищах, желая богатства и счастья.

Культура

Казахский язык появился в 13-14 веках и в современном виде не претерпел особых изменений. В письме казахи пользовались арабским алфавитом до введения латиницы в Казахской ССР.

Казахи – большие ценители красноречия. Народные поэты – акыны – публично соревновались в импровизированном пении под аккомпанемент двухструнной домбры и смычковой кобзы. В фольклоре преобладают темы исторических событий, героев, любви и родовых отношений.

Народные праздники насыщены играми: казахской борьбой, скачками на длинные расстояния, соревнованиями за козлиную тушку – кокпар, алты бакан с качелями на шестах.

В детях издревле воспитывали уважение к предкам, старикам и гостям. Перед гостями накрывали дастархан и сажали во главу стола.

Щедрость, миролюбивость и терпимость – национальные черты казахов.

Кухня

Основой питания кочевых казахов были молочные и мясные продукты, пшеничные лепешки. Молоко от разных животных никогда не пили в сыром виде: кумыс от кобылы, шубат из верблюжьего молока, айран из коровьего молока.

Главными блюдами казахской кухни являются мясо по-казахски, насыщенный мясной бульон – сорпа, бешбармак из отварного мяса. Из конского мяса делали деликатесы. Мясо заготавливали впрок перед зимним пастбищем: солили, валили, коптили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector