Святой исаакий далматский

Фасады

Снаружи собора установлены мраморные столбы, а на фасадах – скульптурные композиции. По общему стилю храм относят к позднему классицизму с вкраплениями эклетики, неоренессанса и византийского направления.

На северной стороне собора написана сцена воскрешения Христа, на углах – скульптуры Павла, Иоанна и Петра. Углубления и двери – с картинами святых и Библейских сцен.

Западную стену украшает картина встречи монаха Исаакия и государя Феодосия. Эта символ объединения власти – земной и небесной. С этой же стороны собора находятся барельефы чудес Христа, статуи апостолов Фомы, Варфоломея и Марка.

Южная сторона украшена библейскими сценами, как поклонялись волхвам. На дверях и в углублениях – картины Н. Завета, фронтоны увенчаны апостолами-скульптурами Филиппа, Матвея и Андрея.

Восточная сторона «смотрит» на Невский проспект. Эта сторона декорирована изображением св. Исаакия и государя Валента. Монах преграждает дорогу самодержцу, оповещая его о скорой смерти. За это монах был закован в цепи и отправлен в тюрьму. Еще фронтоны украшают скульптурные творения апостолов Симона, Луки и Иакова.

Внутреннее убранство собора.

Исаакиевский собор строился как домовой храм семьи Романовых, все работы по внутреннему убранству проводились при живейшем участии императора Николая I. На отделку и украшение интерьеров ушло 17 лет.

Главные иконописные сюжеты при оформлении иконостаса и внутреннего убранства посвящены небесным покровителям всех венценосных особ, в период царствования которых строились все четыре религиозных сооружения.

Все детали интерьера подчеркивают единение земной императорской власти с властью небесной, освященной самим господом богом. Иконостас сооружен в виде триумфальной арки, имперский стиль подчеркивают шесть десятиметровых малахитовых колонн, расположенных по обеим сторонам от царских врат.

Все иконы в соборе выполнены в технике флорентийской мозаики по живописным оригиналам художников Т. Неффа и Ф. Брюллова.

Поражает своей монументальностью расположенная над царскими вратами скульптурная композиция «Христос во славе», созданная скульптором П. Клодтом и художником Т. Неффом.

Роспись «Страшный суд», над иконостасом, написанная художником Ф. Бруни, наполнена трагизмом, ее колористическое и композиционное решение несут идею о всемогуществе Бога.

В соответствии с европейскими традициями выполнено грандиозное алтарное окно площадью 28 квадратных метров с витражным изображением Иисуса Христа в полный рост работы немецких мастеров. Внутренние поверхности стен и пилонов облицованы мрамором высотой в 43 метра до аттика. Выше аттика стены отделаны искусственным мрамором.

Площадь купольного плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во Славе», созданная художником Карлом Брюлловым. Росписи на барабане купола, парусных подкупольных сводах и аттике по эскизам К. Брюллова выполнил художник П. Басин. Купол в его основании украшен монументальными статуями двенадцати апостолов.

Освещался собор с помощью семи бронзовых золоченых люстр и канделябров. В 1908 году была произведена электрификация внутреннего пространства. Интерьер Исаакиевского собора поражает своим величием и праздничностью, на отделку декора было потрачено 300 килограммов золота.

Северная сторона

Надпись, выгравированная на фризе, гласит: «Господи, силою Твоею возвеселится царь». Фронтон украшает барельеф «Воскресение Христа» работы Лемера. Центральной фигурой является воскресший Христос в окружении ангелов. На заднем плане — испуганные стражи, и потрясенные увиденным женщины.

Пасха – самый светлый и праздник в православии. В честь него возжигают светильники на углах собора, которые удерживают преклонившие колени ангелы. По углам и на вершинах каждого фронтона установлены фигуры двенадцати учеников Спасителя, причем на вершинах помещены скульптуры евангелистов написавших Новый Завет.

Так слева на северном фронтоне скульптура Петра, держащего ключи от райских врат. Справа – изображение Павла. Меч в его руках — олицетворение ревностного служения Спасителю. В центре фигура Иоанна, рядом с ним орел, олицетворяющий полет богословской мысли. Ниши украшены скульптурами «Несение креста» и «Положение во гроб», автор которых скульптор Клодт.

Исаакий во всей красе

Храм был освящен 30 мая 1858 года как кафедральный собор столицы. На его возведение и обустройство из казны была потрачена колоссальная, по тем временам, сумма — 23 миллиона рублей. Для сравнения: в те годы самая дородная корова стоила 3 рубля, а добротный дом можно было построить за 100-150 рублей.

Размеры Исаакия: высота — 101,5 метра, длина — 111, 3 метров, ширина около ста метров, диаметр купола снаружи — 25,8 метра. Но не только благодаря гигантским габаритам храм выгодно выделяется среди себе подобных, но и вследствие богатой облицовки как внутри, так и снаружи.

112 монолитных колонн разных размеров делают монументальное сооружение воздушным и легким. Наружная отделка серым рускеальским мрамором создает благородный и величественный вид. С каждой стороны фасады украшены барельефами, горельефами и скульптурами, сюжет которых не повторяется.

Как возникли росписи

Интерьеры Исаакиевского собора занимают четыре тысячи квадратных метров. Стены и своды сохранили 103 росписи и 52 картины на холсте. Цикл религиозно-исторической живописи выполнен 22 художниками. Среди них знаменитые Карл и Федор Брюлловы, Федор Бруни, Петр Басин, ряд других академиков. И маститые, и малоизвестные живописцы подчинялись единому алгоритму в работе:

  • готовили эскиз картины;
  • если его одобряла высокопоставленная комиссия из императора, Синода, Монферрана и Академии художеств, выполняли картину в натуральную величину – на картоне;
  • лишь затем приступали к созданию полотна или росписи.

При раскрытии библейских тем художники были обязаны соблюдать каноны отечественной академической школы:

  • главенство одного героя;
  • уравновешенная композиция;
  • традиционное цветовое решение: красный, синий, белый тона.

При этом храмовый заказ апеллировал не к ремеслу, а мастерству. Авторы писали душой, а не рукой. А душа, как известно, не знает границ. Если вглядеться, библейским героям Федора Бруни свойствен трагизм, а сюжетам — мистика. Николай Алексеев, напротив, упростил вознесенных до небес персонажей. Другие художники, компенсируя строгость мотивов, не пожалели сил, выписывая детали.

Над Исаакиевским собором трудились тысячи безвестных живописцев, скульпторов и архитекторов, искавших не славы. Благодаря им Петербург получил образцовый собор — эталон единства стиля и содержания; архитектуры, живописи и скульптуры.

История создания

Исаакиевский собор построили в 1818-1858 годах по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. В 1814 году сумевшего заинтересовать своими чертежами российского императора Александра I.

Любопытно, что здание в итоге не получило традиционной для русских церквей колокольни. Хотя глав у него все-таки пять!

Современный нам собор — четвертая церковь с таким названием в Санкт-Петербурге. Назван в честь Исаакия Далматского, святого, в день памяти которого (30 мая) родился Петр I. Первый русский император особенно почитал своего небесного покровителя. И символично, что именно в новой столице страны возникла посвященная ему церковь. Других, к слову, нет!

Посещение собора обычно входит в программу любого туриста, посещающего Санкт-Петербург. Визит разбивается на две части: экскурсия внутри и затем (если хочется — подъем на колоннаду Исаакиевского собора).

Билеты приобретаются в автоматах с южной стороны здания либо в билетных кассах у восточного фасада, смотрящего на бело-желтое палаццо князя Лобанова Ростовского. К слову, возведенное по проекту все того же Монферрана.

Каменные стены на мраморном основании

Третий Исаакиевский собор не могли построить на протяжении нескольких десятилетий. Поначалу пришлось сменить архитектора — Поначалу пришлось сменить архитектора — назначенный на место руководителя Чевакинский передал свой пост Ринальди. В 1768 году заложили храм. Итальянский зодчий намеревался возвести высокий собор с колокольней и пятью куполами. Стены облицовывались мрамором. Со смертью Екатерины II Ринальди был вынужден уехать из России, оставив храм недостроенным.

Третий Исаакиевский собор получился приземистым и нелепым

Взошедший на престол Павел I приказал архитектору Бренна срочно достроить собор. Ему пришлось сильно исказить проект Ринальди, отказавшись от четырех малых куполов. К тому же весь мрамор для облицовки собора Павел I использовал для строительства резиденции в Михайловском. Так что храм получился приземистым и нелепым — на мраморном основании покоились кирпичные стены. Современники потешались и сочиняли эпиграммы.

Третий Исаакиевский собор. (pinterest.com)

Проект Исаакиевского собора

Александр I стремился сохранить существовавший третий собор и всего лишь перестроить его, в то время как все архитекторы предлагали построить новый. Тридцатилетний француз Огюст Монферран, прибывший в Россию в 1816 г. по приглашению императора, учел высочайшие требования и сумел использовать алтарную часть, а также южную и северную стены предыдущего храма при проектировании нового.

Император был очень доволен и 20 февраля 1818 г. утвердил проект, повелев немедленно приступать к работам, на которые только в тот же год было потрачено 500 тысяч рублей (весь собор обошелся казне в 23 миллиона рублей серебром). О торжественном акте начала строительства столь значимого здания, вероятно, забыли, поскольку он произошел только через год — 26 июня 1819 г. Более того, в закладном камне, установленном на сваи, речь шла не о закладке, а всего лишь об обновлении заложенного еще при Екатерине I собора. «Обновление» затянулось ни много ни мало на сорок лет.

Однако уже в октябре 1820 г. проект подвергся жесточайшей критике. Опасения оппонентов вызывала прочность фундамента и безопасность возведения купола на разновозрастных стенах, которые при осадке давали неравномерный крен. После тщательной проверки сам Монферран признал справедливость замечаний и подготовил новый проект. До 1825 г. строительство было приостановлено.

Архитектурные особенности

Храм построен в традициях позднего классицизма и увенчан строгим пятиглавием. Большой купол имеет восьмиугольную форму. Фасады здания украшают выразительные портики коринфского ордера.

Исаакий знаменит не только безупречными классическими формами, которыми с удовольствием любуются жители города и туристы. Это самая высокая из всех построек, которые стоят на главных площадях города – Адмиралтейской, Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской. Высота здания с куполом 101,5 м. Собор достигает длины 111,3 м и ширины 97,6 м.

Вокруг храмового комплекса установлено 112 монументальных колонн из монолитного гранита, материал для которых добыли под Выборгом. На некоторых из них можно увидеть выбоины от разрывов снарядов, оставшиеся со времен войны.

Внутреннее убранство собора

Однозначно, храм выделяется не только благодаря своему размеру, но и богатому убранству как снаружи, так и внутри.

Исаакий часто называют «музеем камня», среди пород цветных декоративных камней, использованных при строительстве стен и пола, можно назвать породы французского, итальянского и русского мраморов. На стенах красуются отделочные панно, декорированные уже желтым и зелёным мрамором.

Только камней, использовавшихся для выкладки мозаики, было более 20 видов. Помимо уже названных, — это малахит, ляпис — лазурит, порфир и бадахшанский лазурит.

В росписи храма и выкладке мозаики Исаакиевского собора участвовало большое количество именитых художников: Василий Шебуев, Пётр Басин, Карл Брюллов и Фёдор Бруни. Все работы по украшению храма выполнены с исключительным изяществом, что демонстрирует высочайшее мастерство русских мастеров.

Сам купол украшает работа Карла Брюллова и Петра Басина – «Богоматерь во славе», под сводом парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух.

В Исаакиевском соборе три алтаря: главный посвящен Исаакию Долматскому, левый посвящен Великомученице Екатерине, а правый — Александру Невскому.

Скульптурная композиция «Христос во славе» венчает царские врата. Для изготовления Иконостаса был использован белый мрамор, его украшают малахитовые колонны и витраж “Воскресение Христа”.

История собора

Государь Петр Первый родился в канун памяти св. Исаакия, 30 мая. Император с уважением относился к монаху и в 1710 г. выдал указ о возведении собора в честь монаха. Сначала это была небольшая деревянная церквушка вблизи Адмиралтейства. Под небольшой храм была перестроена чертежная, которая относилась к морскому ведомству. В 1712 г. в церквушке венчался сам Петр Первый.

В 1717 г. город стал «обрастать» каменными зданиями. Было решено заодно модернизировать и Исаакиевскую церковь. Первый камень был заложен лично императором. Начальная постройка была очень простой, вторая – в стиле барокко. На возведение храма ушло 10 лет. Работы велись тремя архитекторами.

Храм в то время располагался на месте современного «Медного всадника». Однако место было выбрано очень неудачно, Нева регулярно размывала фундамент. Требовались дорогие и постоянные ремонты. Это вынудило администрацию города поискать другое место для переноса храма. Указ об этом был подписан в 1761 г. Однако третья закладка пришлась только на 1768 г., когда на трон взошла Екатерина Вторая.

Третий собор планировалось построить большим, с высокой колокольней и 5 сложными куполами. После смерти Екатерины Второй произошла замена архитекторов, и собор достраивался очень быстро, по упрощенному варианту. В результате до карниза здание отличалось роскошью, с отделкой из мрамора, а выше шел простой кирпич. Архитектор оставил единственный купол, а колокольню сделал намного меньше, чем планировалось изначально.

В 1802 г. храм наконец, был освящен. Он сильно отличался от общего вида Петербурга. В 1809 г. был создан другой проект перестройки собора, автором которого являлся французский архитектор О. Монферран. Одобрение он получил в 1818 г. Новый император пожелал сохранить роскошную алтарную часть и подкупольные пилоны.

Собор получился больше, чем прежний и приобрел новые очертания. Главный купол был дополнен еще четырьмя небольшими и высокой колоннадой. Постепенно проект менялся, но главная часть оставалась прежней. Новый собор освятили в 1858 г.

Восточная сторона

Надпись на фризе: «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во век». На фронтоне барельеф «Исаакий Далматский останавливает императора Валента». Это работа скульптора Лемера. Воспроизведен сюжет, когда Исаакий, осмелившийся преградить дорогу грозному императору, предрекает тому близкую погибель. Стражники цепями сковывают святого, чтобы бросить его в темницу.

Угол фронтона украшает фигура апостола Иакова — самого решительного из учеников Христа, за что и был первым предан мученической смерти. В другом конце апостол Симон, держащий в руках пилу, ставшую символом мучений, выпавших на долю апостолов. На вершине евангелист Лука с тельцом – символом святости завета.

С трех сторон фронтоны украшены дверьми, выполненными скульптором Витали из дуба и бронзы. На каждой из них изображены сюжеты из жизни Христа и фигуры святых. 

Предшественники современного храма

Назван храм в честь византийского монаха, жившего в IV веке н.э. – Исаакия Далматского, почитаемого церковью за дар предвидения. День его памяти, 30 мая, совпадает с днем рождения Петра Великого, который почитал святого небесным покровителем.

Первая церковь

По указанию императора для 10 тысяч человек, работающих на Адмиралтейских верфях, к 1710 году соорудили деревянную церковь. На Адмиралтейском лугу под храм приспособили чертежный амбар – одноэтажное деревянное здание, на крыше которого возвели колокольню со шпилем и маленьким куполом с крестом.

Для обустройства храма в честь почитаемого святого царь пожертвовал личные иконы, и с 1710 года велись службы. 19 февраля (1 марта) 1712 года в наспех построенной и пропитанной корабельной смолой церкви при залпах с бастионов Петропавловской крепости Петр I обвенчался с женой Мартой Скавронской (Екатериной Алексеевной – Екатериной I). Церковь, оказавшуюся тесной для развивающегося города, вскоре разобрали.

Вторая церковь

Каменную постройку начали в 1817 году в 20 метрах от берега Невы. Петр лично заложил первый камень нового собора. Строили церковь в стиле «петровского барокко» по проекту знаменитого зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови.

Штукатурные фасады без декора, окна с ямбургским стеклом, сводчатые кирпичные перекрытия и восьмигранный купол, а также стройная колокольня с часами-курантами – все сближало церковь с Петропавловским собором. Лукообразный шпиль с флюгером – позолоченным ангелом, держащим крест, дополнял сходство.

Возведение завершилось через 10 лет. Архитекторы менялись, работы приостанавливались. Богослужения в новом храме, несмотря на недоделки, начались в 1722 году. В 1723 году по указу Петра в храме торжественно принимали присягу чины адмиралтейства и флота.

До окончания строительства Петр Великий не дожил. Фундамент церкви размывался Невой, дорогостоящие ремонты вынудили городской Сенат искать новое место для храма, признав предыдущее неудачным.

Третья церковь

Третий собор решили строить подальше от коварной Невы. Место для храма утвердила императрица Екатерина II. Строительство доверили архитектору императорского двора Антонио Ринальди, который разработал проект пятикупольного храма сложной конструкции, облицованного мрамором. Собор заложили 8 августа 1768 года, но строительство остановилось. Императрица умерла, а придворный архитектор отбыл на родину.

Достраивали храм при Павле I. Проект в корне изменили: на роскошном мраморном основании, построенном Ринальди, соорудили надстройку из кирпича с одной главкой. Убогое сооружение выглядело нелепо и не соответствовало статусу города. В 1802 году собор освятили, но всем было ясно, что храм не украшает Петербург.

Первые три Исаакиевских Собора — что с ними стало

Первые три храма берут свое начало с 1710 года. Стоит напомнить, что Петроград начали отстраивать в 1703 году по велению императора Петра Великого. Город стал новой столицей и важнейшим культурным, экономическим и военным центром России. С каждым годом росло население как мирное, так и гражданское.

Первая Исаакиевская церковь, располагалась на Адмиралтейском лугу

В те годы почти не существовало понятие атеизма в современном понимании этого слова. В церковь ходили все и требовалось много храмов, чтобы полностью покрыть потребности населения. Не стали исключением в этом вопросе и работники вервей, что размещались вблизи Адмиралтейства.

Чтобы рабочие не тратили много времени, добираясь до ближайшей церкви, Петр Первый повелел воздвигнуть небольшой храм прям около Адмиралтейской площади. Для постройки выписали голландского архитектора Германа ван Болеса.

Построенная церковь не отличалась изысками и новаторскими решениями. Она была простой, однокупольной и с крестом, размещенным над алтарем.

1 февраля 1712
в этот день в первом Исаакиевском соборе венчались Петр Великий и Екатерина Алексеевна

После проведения ритуала молодожены отбыли сразу в будущий Зимний дворец.

Первый Исаакиевский собор не простоял долго. Вскоре церковь разобрали на запчасти. Причина банальна — в нее не влезали все желающие. Да и сделана она оказалась не очень качественно и быстро ветшала. Сказывался используемый материал и «великолепная» погода новой столицы.

Второй Исаакиевский собор

Вторая церковь строилась более основательно, чем первая. В ее постройке участвовало несколько именитых мастеров, а первый зодчий по традиции тех времен так и не увидел окончания своей работы. В отличии от первого собора, второй выполнялся из камня с большим применением металлов и в меньшей – дерева.

Впервые в России применили способ строительства церкви в виде креста с схождением в центральной части.

По центру находился купол и алтарь, над ним – крест.

Сохранившееся изображение второй Исаакиевской церкви

1763
в этот год второй Исаакиевский собор снесли

В целом церковь простояло недолго, и уже в 1763 году пошла под снос. Интересным фактом можно считать, что колокольню приходилось отстраивать два раза. По причине отсутствия тогда громоотводов высокие постройки с металлическими навершиями оказались идеальной мишенью для молний.

Третий Исаакиевский собор, но не последний

Непростая судьба выдалась и у третьей итерации Исаакиевского храма. Молва прозвала церковь дитем трех царствований и не особо жаловала постройку. Начатый при Екатерине Второй храм имел роскошный проектный план с пятью куполами и отделкой мрамором.

Антоние Ринальди, итальянский архитектор, начавший строительство третьего Исаакиевского собора

Занимался строительством именитый мастер Антонио Ринальди. Он же возглавлял процесс до самой кончины Екатерины II. После смерти царицы архитектор покинул Россию, а строительство передали Винченцо Бренне. Архитектора назначил Павел I и основным направлением продолжающегося строительства стала экономия.

В новом варианте пришлось уменьшить размер куполов и слегка обрезать высоту сооружения. Из-за нехватки средств вместо мрамора на поздних этапах начали использовать простой кирпич. Остатки же уже заготовленного материала отправили на постройку Михайловского замка, личного дворца царя.

Третий Исаакиевский храм

Павел I просидел на троне не долго и в результате дворцового переворота оказался низвергнут и убит. На престол взошёл царь Александор I. Он не стал особо заморачиваться с Исаакиевским храмом.

Урезали и так уже исковерканный проект, разрушили часть возведенных при Павле I элементов и наконец в 30 мая 1802 года закончили строительство. Храм получился неказистый с мраморным основанием, кирпичной кладкой на верхних ярусах и с непропорциональной формой.

Среди народа про церковь ходила эпиграмма: Сей храм трёх царствований изображение: Гранит, кирпич и разрушение.

Вскоре снова начали ходить слухи о строительстве нового храма, и он тоже оказался невиданным долгостроем.

Отделка купола и сводов

Над карнизом своды храма, аттик и внутренняя сторона купола покрыты искусственным мрамором, внешне ничем не отличающимся от натурального. Зато данное решение позволило облегчить вес купола и сэкономить ценный материал.

За основу штукатурки был взят гипс, с добавлением мела, алебастра, извести, цемента, мраморной крошки и пигментов, придающих смеси нужный цвет. Полученную густую массу наносили на потолок и ждали ее высыхания. Затем на затвердевшем покрытии вручную процарапывались бороздки, повторяющие рисунок на натуральном мраморе. Царапины прокрашивали специальными более темными пигментами, имитируя прожилки и пятна природного камня. Процесс был сложным и трудоемким, но мастера под куполом и на потолке создали точную копию натурального мрамора.

Сегодня Исаакиевский собор является жемчужиной культурного наследия, поражая своим величием и красотой. Несмотря на разнообразие цветовой палитры материалов, используемых при отделке храма, все они гармонично сочетаются и дополняют друг друга.

Цветовые акценты расставлены с особым вкусом, поэтому у посетителей нет ощущения пестроты. Пилястры из розового мрамора нежно украшают белую гладь стен

Темный порфир цвета вишни притягивает внимание к нарядному иконостасу

Архитектура здания умело подчеркивается красотой природных материалов. Внутреннее убранство храма впечатляет всех посетителей своей неповторимой торжественной красотой. Нигде в мире вы не увидите такого изысканного убранства из натурального камня, как в Исаакиевском соборе.

Интерьеры храма

Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.

Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.

Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.

Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.

Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.

Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:

  • Тайная вечеря;
  • Бичевание;
  • Поцелуй Иуды;
  • Несение креста.

Иконы

Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».

Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:

  • Рождение Богоматери;
  • Сошествие Святого Духа на апостолов;
  • Вознесенье Господне;
  • Введение Богоматери в храм;
  • Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
  • Иисус посылает свой образ Авгарию;
  • Покров Пресвятой Богородицы.

Стены и окна

Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.

Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.

Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.

Алтарь и иконостас

В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.

Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector