Храмы очамчыры
Содержание:
- Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «АНАКОПИЯ»
- Бедийский храм
- Храмовый комплекс и богослужение
- История основания Новоафонского монастыря
- Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы
- Монастырь в наши дни
- 🕘 История постройки
- ИСТОРИЯ ПАТРИАРШЕГО СОБОРА В ПИЦУНДЕ
- 👁 На что обратить внимание при осмотре
- Бедийский собор и Бзыбский храм
- Храм Симона Кананита
- Во имя Божией Матери
- Действующие монастыри
- Храм Симона Кананита
- История
- Немного исторических фактов о монастыре
- Концертный зал
- Мюссерский храм и Отхарский монастырь
- Бедийский собор
Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «АНАКОПИЯ»
Новый Афон – Анакопия – располагается в центре современной Абхазии. Анакопийская (Апсарская) гора, словно бастион, уходит своими крутыми склонами в ущелья рек Псырдзха с востока и Мысра с запада, преграждая путь во всю внутреннюю Абхазию.
Именно поэтому в V в. предки абхазов основали на этой вершине замок, именуемый нами «Анакопийская цитадель». Проходили века, крепость разрасталась.Уже на рубеже VII-VIIIвв. появилась вторая линия обороны, опоясавшая гору с трех сторон.
Особого внимания заслуживает восточная башня цитадели, донжон — наблюдательный и командный пункт, последний оплот светской и военной знати в случае падения крепости. Башня представляет из себя четырехугольное строение с наклоненными внутрь стенами, достигающими 16 метров высоту.
В начале 30-х гг. XIв. в Анакопии укрывались царевна Алда и царевич Дмитрий, сдавшие цитадель греческому гарнизону. Таким образом, город-крепость Анакопия с прилегающими к нему землями, перешла во владение и долгое время оставалась в руках византийских императоров. Именно тогда и была выстроена восточная башня.
15 сентября 2006 г. был положен первый камень реставрации на участке стены между 5й и 6й башнями второй линии обороны Анакопийской крепости. В июне 2007 года президентом Абхазии С.В. Багапш был положен первый камень реставрации на восточной башне. В 2008 году, к 15-летию со дня победы народа Абхазии в Отечественной войне, памятник был открыт для посещения после реставрации.
Первый храм на вершине Анакопийской горы был выстроен в VII-VIIIвв. и был посвящен Пресвятой Богородице. Из средневековвх грузинских летописей XI в., описывающих битву с арабами в 30-х гг. VIII в., дошло свидетельство о чудодейственной силе Анакопийской иконы Пресвятой Богородицы: « Не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому неизвестно, кто нашел его на верхушке той горы…».
Позже, в XI в. храм был перестроен и посвящен Святому Великомученнику Феодору Тирону. Об этом свидетельствует эпиграфический памятник, найденный в цитадели.
С южной стороны к храму примыкает осадочный колодец. Он выдолблен в скале и отделан цемяночным раствором. Колодец этот неиссякаемый и считается одним из «чудес» нагорной крепости. За «святой» водой из колодца на вершину Анакопийской горы поднимаются тысячи верующих и паломников.
Справка: православные чествуют икону Пресвятой Богородицы Иверской 26 октября. Так же ее днем считается 25 февраля.
Бедийский храм
Рекомендовать место
14
2
Бедийский храм находится в Абхазии, селе Бедиа. Он был построен в конце X века, и теперь является ценным памятником архитектуры Абхазии. В этом храме, в 1014 году, был похоронен царь Баграт III, который строил его. Недалеко от Бедийского храма сохранились остатки замка XVI века, где жили бедийские епископы.
Храм стоит на возвышенности, к которой есть только один подъезд с западной стороны.
В те времена храм представлял собой однозальную церковь с выступающей пятигранной апсидой. Внутри храм украшен гладкими плитами из песчаника с красивой резьбой и кое-где сохранились фрески, сделанные еще в XIV веке.В Бедийском храме хранились христианские святыни. Но потом он был разрушен. В XIX веке здесь открыли монастырь, который долго не просуществовал.
Сейчас храм полуразрушен, в нем ведутся реставрационные работы. Он является ценнейшим памятником архитектуры Абхазии.
Храмовый комплекс и богослужение
Храмовый комплекс и богослужение в ста метрах к западу от Бедийского собора находятся руины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа. Здесь располагалась трапезная и зал для собраний, а на втором этаже были жилые помещения бедийских епископов. Дворец был построен в XVI веке. С севера ко дворцу примыкала колокольня, появившаяся здесь примерно в XIII-XIV веках. До наших дней она, к сожалению, не сохранилась.
Архитектурная деталь внутреннего убранства храма, Бедиа
Наала Авидзба
Архитектурная деталь внутреннего убранства храма, Бедиа
ВААК / Наала Авидзба
Богослужения в Бедийском соборе проводились до начала XVII века. Но после вторжения османов и установления их власти на территории Абхазии храм был заброшен.
Известно, что в конце XVIII века Бедийский собор реставрировали, тогда же заново были сооружены фасад и купол.
Архитектурная деталь фасада храма, Бедиа
Наала Авидзба
Архитектурная деталь фасада храма, Бедиа
Наала Авидзба
Архитектурная деталь фасада храма, Бедиа
Наала Авидзба
Архитектурная деталь фасада храма, Бедиа
Наала Авидзба
О том, что представлял из себя храм до реставрации, можно узнать, взглянув на фото из брошюры Ольги Ермолаевой 1912 года. На фото видно, что купол храма подвергся большому разрушению, зарос зеленью и деревьями, пробившимися из отверстий.
«Такою, вся в развалинах, как изображает фотография, стояла Бедия, всего несколько времени тому назад – и уже не такова теперь», — писала о храме Ермолаева, автор популярных статей на религиозные темы.
После реставрации в начале XIX века, спустя два столетия, службы в храме возобновились.
Бедийский храм, начало XX века
azur.ru
Бедийский храм, начало XX века
azur.ru
Второй раз Бедийский храм закрылся в 1924 году — по приказу советской власти. Из-за труднодоступности здание собора не стали превращать в помещение хозяйственного назначения. Новая власть объявила древний собор историческим памятником и поместила его под охрану государства.
Бедийский храм, начало XX века. Из книги «О Бедийском Храме» Ольги Ермолаевой, 1913 год
apsnyteka.org
Бедийский храм, начало XX века
azur.ru
Первая служба во вновь открывшемся – уже в третьем тысячелетии – Бедийском соборе, прошла в 2010 году, в поддержку воинов Абхазии.
Сегодня в храме ведутся реставрационные работы, но проходят они крайне медленно.
История основания Новоафонского монастыря
В 1874 г. монахи Пантелеимоновского монастыря, что находится на греческом Афоне, получили от царского правительства территорию современного Нового Афона и внушительную сумму денежных средств для строительства нового монастырского комплекса. Работы было немало: предстояло частично снести гору, чтобы подготовить площадку, убрать тонны земли, а также соорудить какое-либо подобие подъездной дороги.
Среди живописных горных пейзажей Абхазии на солнце сверкают золотые купола Новоафонского монастыря Святого апостола Симона Кананита. История этой святой обители уходит в далёкое прошлое.
С 1877 по 1878 гг., на время русско-турецкой войны, строительство монастыря было заморожено (недостроенная обитель в эти годы была ещё и разграблена), после войны возобновилось и окончательно завершилось только в 1900 г. Кстати, чудесный «Русский Афон» стал местом паломничества задолго до завершения строительных работ. Сюда приезжало огромное количество купцов и торговцев, которые стремились поддержать монастырь материально.
Среди посетителей числится и сам император Александр III с семьёй, он даровал куранты, которые впоследствии украсили одну из колоколен Новоафонского монастыря.
О визите императора напоминают и другие памятные знаки: часовня, которая была построена на месте встречи монарха и настоятеля Новоафонского монастыря, и так называемая царская аллея — бульвар с кипарисами, протянувшийся от морского причала до самого монастыря.
Торжественное освящение Новоафонского монастыря, на которое прибыли порядка 20 тыс. паломников, состоялось 28 сентября 1900 г. На этом благоустройство обители не закончилось: монахи неустанно работали без сна и отдыха, чтобы монастырь стал не просто цитаделью духовности, но и настоящим символом процветания православной веры в Российской империи. В те годы монастырь переживал период своей бурной популярности и считался крупнейшим православным монастырем России и духовным оплотом Кавказа.
Однако ветер не самых приятных перемен не заставил себя ждать: грянула Октябрьская революция. Во времена советской власти монастырь пришел в запустение, дом игумена был разорён и разрушен, на его месте появилась дача Сталина, по соседству построили дом для Берии, в соборе открыли краеведческий музей. Затем последовали грузино-абхазские конфликты и войны, пострадавший от многочисленных обстрелов монастырь переквалифицировался в госпиталь. Пережив все эти невзгоды, в 1994 г. Новоафонский монастырь всё же смог вернуться к жизни и понемногу стал налаживать свой быт.
Реставрация внутренних храмовых покоев, различных хозяйственных и церковных зданий, а также собора Святого Пантелеимона не завершается по сей день.
Построенный согласно неовизантийским канонам, Новоафонский монастырь эффектно выделяется на фоне традиционной русской церковной архитектуры. Целых шесть храмов относится к новоафонскому монастырскому комплексу: надвратный храм Вознесения Господня, храм Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм мученика Иерона, церковь иконы Божией Матери «Избавительница» и самое грандиозное сооружение — Пантелеимоновский собор.
Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы
Лыхненский храм на окраине поляны Лыхнашты в селе Лыхны был построен в X–XI веках. Здание храма, каменная ограда и внутренняя отделка хорошо сохранились до наших дней.
В середине XIX века император Николай I распорядился обратить эту церковь в монастырь и место пребывания священников. В начале XX века епископ Уфимский Андрей подарил храму икону Знамения Божьей Матери с надписью на абхазском языке.
Лыхненский храм является усыпальницей владетельного князя Абхазии Сафарбея Чачба (Георгия Шервашидзе), умершего в 1821 году. Его останки были перенесены сюда из Сухумской крепости.
Лыхненский храм относится к тем немногим культовым сооружениям, которые фактически не прекращали свою деятельность не только в период насаждения ислама в Абхазии, но и в советское время.
Адрес:
Абхазия, с. Лыхны
Проезд:
Село Лыхны находится сразу к северу от Гудауты. Немного восточнее гудаутского вокзала есть заметный поворот, от которого можно пройти на север ровно 4 километра. Сначала справа будет видна большая поляна, а за ней — храм. Сюда можно быстро добраться на такси. Автобусы наверняка есть, но искать их в Гудауте бывает неудобно.
Монастырь в наши дни
Сегодня Новоафонский монастырь не только святыня, но и неповторимый памятник культуры. С 2001 года тут открыто духовное училище. Во главе братства – иеромонах Андрей, посвященный в священники в 1997 году. В 70-е годы прошлого столетия в подвалы обители стала проступать вода, фундамент и стены стали разрушаться, были нарушены дренажные системы.
В 2008 году Россия оказала Новоафонскому монастырю финансовую поддержку и началось восстановление его дренажной системы.
Ремонтно-восстановительные работы проходят и сегодня, реставрируются внутренние помещения, фасад и различные постройки на территории обители.
🕘 История постройки
Достоверно неизвестно, в правление какого князя был построен этот храм, но дата его сооружения установлена достаточно точно, это начало X века. Предполагается, что Лыхненский храм – образец зодчества абхазских архитекторов под руководством какого-то могущественного местного епископа, проповедовавшего христианство в этих краях.
Более точных данных о том, кто строил храм, нет. Позднее, в XIV веке, стены были расписаны византийского стиля фресками. До наших дней дошли лишь фрагменты уникальных творений средневековых мастеров.
В XV веке в Абхазии наблюдался упадок христианства, но Лыхненский храм сохранился, благодаря тому, что находился под покровительством князей Шервашидзе, до XVIII века остававшихся православными христианами. После они перешли в Ислам, но храм, тем не менее, не разрушили. Сафар-Бей, сын мусульманина Келеш-Бея, снова крестился, умер православным и был похоронен в стенах Лыхненского храма.
После 1830 года, когда в Абхазию пришли русские, они возродили церковную жизнь и храм вновь стал действующим.
ИСТОРИЯ ПАТРИАРШЕГО СОБОРА В ПИЦУНДЕ
Андреевский собор в Пицунде возведен немыслимо давно – в четвертом веке нашей эры, но с течением времени неоднократно разрушался и перестраивался. По этой причине во многих источниках указывается иная дата – 10-й век. Именно с этого момента Пицундский храм в Абхазии оставался практически неприкосновенным и действовал во благо христианской веры.
Патриарший собор в Пицунде пережил немало сложных времен, начиная с периода первоначальной постройки. Стоит сказать, что государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт» именуется так не зря – в конце 2-го века до нашей эры Пицунды в привычном виде не существовало. Вместо неё был порт Питиунт, относящийся Понтийскому царству.
Но вернёмся к храму Андрея Первозванного: впервые христианская базилика появилась здесь, как уже упоминалось, в 4-м столетии нашей эры. Построили её на территории крепости, служившей римлянам гарантией спокойствия в этом регионе. Сохранились даже сведения о том, кто был епископом в упомянутом соборе – это некий отец Стратофил. Мозаика в храме в Пицунде была очень богатой и изысканной, можно сказать, что в те времена это было уникальным явлением, посему орнаменты, украшающие обширный пол древнего храма, без преувеличения относятся к мировым шедеврам старинного искусства. К сожалению, фресковые узоры не сохранились, а ведь ранее они содержали даже древнегреческие надписи и состояли из 12-цветных видов камней, добытых в недрах абхазской земли. Известно, что в Грузинском музее искусств хранится небольшой фрагмент мозаичного пола из Пицундского храма.
По прошествии двух веков Юстиниан Первый решил построить на месте храма в Питиунте новый собор, краше прежнего, поскольку старый уже порядком обветшал. Считается, что именно здесь происходили первые обращения местного населения в христову веру. Но это всё ещё не был храм апостола в Пицунде – у сооружения весьма богатое прошлое. Тем не менее после установления Абхазского царства собор перешёл в статус престольного.
Современный вид храм Андрея Первозванного в Пицунде принял в 10-м веке нашей эры. Случилось это в эпоху расцвета царства абхазов. Архитектурной уникальности здания, кроме прочего, способствовала комбинированная кладка – каменно-кирпичная. В указанный исторический период это был наиболее крупный действующий православный храм в Пицунде. Вплоть до 15-го века собор подвергался постоянной перестройке и реорганизации, а потом и вовсе был заброшен. Возрождение святилища произошло в конце XIX века – собор Андрея Первозванного в Пицунде снова отстроили и провели ритуал освящения.
👁 На что обратить внимание при осмотре
Здание храма отлично сохранилось до наших дней. Построен он был так добросовестно, что 10 веков не смогли его разрушить. Своды устояли, купол не рухнул. Но сегодня местные власти заботятся о дальнейшем его сохранении для потомков. От дождя он закрыт деревянными щитами, а стены зашиты в леса.
Фото: Светлана Винокурова
Впечатляюет этот храм изнутри. Здесь располагаются хоры, связанные с залом тремя широкими арочными проемами, через которые открывается превосходный вид на подернутые благоухающим дымом ладана столбы и стены, украшенные богатой фресковой живописью. В восточной части храма находится «святая святых»: алтарь центральной апсиды, придел – жертвенник с северной стороны и придел – диаконник с южной стороны. Перед ними находятся маленькие прямоугольные помещения – вимы.
Основная группа росписи относится к XIV веку. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии в двух видах, сцена с женами у гроба (с ангелами и поверженными войнами), встреча двух жен с воскресшим Христом.
В среднем ярусе изображении той же апсиды – сцена гостеприимства Авраама с тремя сидящими ангелами, сцена жертвоприношения Авраама, изображения ангелов и святителей; в нижнем ярусе – фигуры святителей (Св. Василия Великого, Св. Григория Богослова). На западной стене – фрагмент композиции Успения Богородицы и передачи Богоматерью пояса апостола Фоме. Снаружи храма, над дверным проемом южного придела, изображена сидящая на троне Богоматерь, а за ней два ангела.
Гостепрееимство Авраама
Одна из настенных надписей храма исполненная алфавитом «асомтаврули» гласит: «Христос, благославен Ты Богом и Господином всего сущего. Это произошло от сотворения мира лета 6669… в царствование Баграта IV, сына Георгия … В апреле месяце появилась звезда, из недр которой исходили лучи возвышаясь перед ней, подобно святому сиянию». Таким образом кто-то в 1066 году сообщил о появлении в небе Абхазии кометы.
Фреска Святого Причастия
Сегодня Лыхненский храм действует, принимает прихожан, для посетителей предусмотрена парковка, кафе, лавки с сувенирами. Полюбоваться фрагментами фресок можно, войдя внутрь, но фотографировать запрещается.
Интересно то, что в храме есть два важных захоронения: упомянутый уже Сафар-Бей Шервашидзе, не очень уважаемый абхазами, и его внук Георгий.
У стен храма находится одно из семи святилищ Абхазии – Лых-ныха. По сути, это место для языческих жертвоприношений. Так сегодня здесь успешно соседствуют две такие разные, но уникальные, достопримечательности Абхазии.
Бедийский собор и Бзыбский храм
Путешественникам, которые интересуются грузинской архитектурой средних веков, стоит посетить Бедийский собор в селе Агубедия.
Период его строительства относится к Х веку, когда в Абхазском царстве правил Баграт II. В конце прошлого века популярность этого собора у паломников значительно возросла, совсем недавно было принято решение о его реставрации.
Своими живописными пейзажами славится Бзыбское ущелье, по которому протекает река Бзыбь. На высокой скале этого ущелья видны остатки крепости и развалины Бзыбского храма.
Если посмотреть на них издалека, можно подумать что храм с крепостью, убаюканные мерным говором реки, дремлют и видят сны о прошлом. Очень интересно подняться к их руинам и рассмотреть вблизи фрагменты великолепных орнаментов на стенах храма, нанесённых рукой искусного мастера. Не так давно на месте храма исследователи проводили раскопки и обнаружили фундамент ещё одного храма, который стоял здесь задолго до строительства Бзыбского храма.
Среди других достаточно популярных храмов и монастырей страны, которые обязательно нужно увидеть во время путешествий, стоит обратить внимание на Успенский собор в Мокве, Драндский собор в селе Дранда, храм Успения Богородицы в Лыхнах, храм Святого Ипатия в крепости Абаата в Гагре и на храм Святого Георгия Победоносца в Илоре. Во всех этих храмах туристов ждёт изумительная атмосфера и рассказы о важных исторических событиях, которые произошли в этих местах
Храм Симона Кананита
Большой интерес отдыхающих в Новом Афоне (в древности Анакопия) вызывает памятник церковного зодчества 10 в – церковь Симона Кананита. Именно здесь обосновался проповедник христианства после странствий в середине 1-го века, здесь был казнён римлянами. На месте его захоронения, сохранённого в памяти верующими, позже вырос храм в его честь.
После официального признания православия церковь Симона Кананита стала религиозным центром Анакопийской епархии. Сооружение греческого типа, выложенное из дикого камня, не один раз разрушалось и перестраивалось. В 1875-82 гг. церковь подверглась основательной реставрации силами монахов.
Последняя реконструкция объекта после периода забвения прошла в 1956 г. Были частично восстановлены настенные фрески. В настоящее время открыт для посетителей. Проходят богослужения, венчания, крещения. Симон Кананит слывёт покровителем семейного счастья и брака. Сотни паломников стремятся под его своды 23 мая (день рождения святого).
Они принимают участие в крестном ходе, просят о благополучии и любви в семье. На стенах святыни сохранилось 2 надписи на греческом языке – одна над южным портиком, вторая – на восточном фасаде. Они котируются как этнографические памятники. Изящные опоры, арки, своды, выразительная пластика стен придают церкви великолепный вид.
Во имя Божией Матери
Храм был освящен в честь Влахернской иконы Божией матери. Это почитаемая в православии икона, которая считается чудотворной. Долгое время она хранилась в церкви Богородицы во Влахернах на северо-западе Константинополя (современный Стамбул – прим. ред.), где в 910 году произошло знаменитое явление Богоматери верующим (в честь этого события Церковью установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается 14 октября – прим. ред.). От имени храма икона и получила свое название. Она считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. В 1653 году икону привезли в Россию в качестве дара российскому царю Алексею Михайловичу. Сегодня она хранится в Успенском соборе Московского Кремля.
Бедийский храм по своему архитектурному очертанию относится к купольным (крестово-купольный тип храма заимствован в Византии – прим. ред.). Его стены выстроены из тесаного серого камня. Архитектурная планировка похожа на многие другие христианские памятники Абхазии того периода.
Фрагмент лестницы дворца храмового комплекса, Бедиа
Наала Авидзба
Фрагмент кладки дворца храмового комплекса, Бедиа
Наала Авидзба
Центральный зал отделен от боковых помещений стенами, которые украшены арками и колоннами. Апсиды (примыкающие к основному объему выступы здания – прим. ред.) алтаря и прилегающих боковых помещений полукруглые. Изнутри стены храма были покрыты росписями, выполненными в разное время, но сейчас от них остались лишь фрагменты.
Наиболее примечательна фреска на западной стене: на ней изображен византийский император Константин Великий (император, при котором не только прекратились жестокие гонения на христиан, но и само христианство перешло в статус господствующей религии Римской империи – прим. ред.).
Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба
Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба
Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба
Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба
Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба
Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба
Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба
Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба
Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба
Храмовая роспись, Бедиа
Наала Авидзба
Роспись на грузинском языке на дворце храмового комплекса, Бедиа
Наала Авидзба
Реставрационные работы внутри храма, Бедиа
Наала Авидзба
Среди внешних украшений Бедийского храма обращает на себя внимание резной крест на восточной стене снаружи храма. Архитектурная деталь фасада Бедийского храма ВААК/ Наала Авидзба
Наала Авидзба
Западный вход в храм, Бедиа
Наала Авидзба
Архитектурная деталь фасада Бедийского храма ВААК/ Наала Авидзба
Наала Авидзба
Западный вход в храм, Бедиа
Наала Авидзба
Действующие монастыри
- Монастырь святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Настоятель — иеромонах Андрей (Ампар). Количество насельников — 25 человек. На территории монастыря функционируют два храма: собор святого великомученика Пантелеймона и храм мученика Иерона. Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон, монастырь. Тел. 2-40-23, 2-40-26, (8 442) 71971. Монастырь открыт для посещения ежедневно с 12.00 по 19.00, за исключением понедельника и Великого поста.
- Монастырь святого Иоанна Златоуста в с. Команы. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Количество насельников — 5 человек. На территории монастыря функционируют два храма: храм святого Иоанна Златоуста и храм мученика Василиска. Адрес: Сухумский район, с. Команы, монастырь. Тел. (8 442) 72504.
Монастырь святого Иоанна Златоуста | Гробница (саркофаг) святого Иоанна Златоуста |
Монастырь святого Иоанна Златоуста, вид сверху | Источник святого мученика Василиска |
* Этот саркофаг, в котором в течение 30 лет покоились мощи святителя Иоанна Златоуста, в 1967 году из Команского храма был перевезен в Сухумский кафедральный собор. В 1990 году после проведения восстановительных работ в Команском монастыре гробница Златоуста была вновь возвращена на прежнее место.
По материалам Официального Сайта Абхазской Православной Церкви https://anyha.info/
Храм Симона Кананита
У подножия Афонской горы, недалеко от искуственного водопада стоит небольшой храм, построенный в период расцвета древней Анакопии. Это уникальный памятник греческого (византийского) церковного зодчества.Самый старый из действующих храмов Нового Афона стоит на левом берегу реки Псырцхи, рядом с известным новоафонским водопадом и электростанцией. Под храмом похоронен апостол Симон Зилот из Каны Галилейской (Симон Кананит), сын Иосифа Обручника, сводный брат Иисуса Христа, проповедовавший в Абхазии. Здесь также погребён царевич Димитрий, брат абхазо-имеретинского царя Георгия.Храм был построен в IX-X веке, внутри него до сих пор можно увидеть фрагменты расчищенных древних фресок.
История
Присутствие Российской империи оставило заметный отпечаток на Грузии: это и поселения духоборов, молокан, староверов, курорт Абастумани и русские земли в Манглиси.
Новоафонский монастырь тоже является одним из таких следов.
Неовизантийский храм основан на месте зверски замученного апостола Симона Кананита.
Как гласит предание, сторонники Христа покидали Иерусалим из-за гонений в 44 году нашей эры со стороны иудейского правителя Ирода Агриппа.
Апостолы кинули жребий, чтобы определить, в какое место отправятся. Деве Марии выпала область Иверия, принадлежащая нынешней Грузии.
Накануне отъезда Богородица увидела сон, где ангел убеждает её остаться в Иерусалиме, чтобы предстать перед Всевышним. Поверив в сон, вместе неё в путь направились последователи Христа. Сама Мария напутствовала смельчаков в отважный путь.
Так апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный были отправлены для распространения христианской деятельности в Иверии.
По одному из толкований дорога не была столь благополучной. На месте современного Нового Афона Симон Кананит был зверски убит противниками христианства.
Строительство
История храма началась в 1874 году, когда абхазским монахам были переданы в дар деньги из государственной казны. Император Александра II таким образом преподнес пожертвование монахам Пантелеймоновского монастыря. Так появилась идея строительства крупнейшего в Российской империи монастыря на Кавказе.
Старое фото монастыря
В монастырский ансамбль входят сразу несколько объектов: 6 храмов, колокольня высотой 50 метров, трапезная монахов, расписанная фресками.
Архитектором проекта выступил Никонов Николай Никитич, известный тогда по творениям в городах Российской империи
Внимание монастыря приковывает не только снаружи, но и изнутри. Над росписью стен трудились мастера русского народного промысла, фрески делались волжскими мастерами
Первое освящение храма произошло через 14 лет после заложения его основы. Церемонию посетил Александр III и его супруга.
В 1888 году была построена небольшая часовня для приветствия царской семьи. Также был отлит большой колокол, венчавший одну из построек монастырского комплекса. Аллею из посаженных в честь приезда императора кипарисов теперь называют «царской».
Александр на церемонии преподнес в дар благозвучные часы, которые по сей день выполняют свою роль на колокольне.
Монастырь внутри:
С этого момента Новоафонский монастырь приобрел известность по всей Российской империи. Он стал безусловным религиозным центром, а в Москве и Петербурге существовали его филиалы. В них монахи учили детей правописанию и чтению.
Опустение и возрождение
Во время революционной России Новоафонский монастырь перестал действовать из-за гонений монахов за христианскую деятельность.
В советское время на горе Афон существовала турбаза и местный этнографический музей, а помещения храма использовали под склады продовольствия. В середине столетия территорию монастыря задействовали под больницу.
Восстановление работы храма и церковной службы произошло в 1994 году. Монахи наладили быт, восстановили постройки, отремонтировали основной купол монастыря. На площади храма открылись православная семинария. Часть мероприятий по восстановлению комплекса на горе Афон всё еще продолжается, несмотря на постоянный поток туристов и паломников в храм.
Немного исторических фактов о монастыре
Итак, строительство монастырской обители было начато в 1875 году. Монахи проделали колоссальную работу, для подготовки строительной площадки была срезана верхушка горы, вывезены тысячи тонн земли, прорублены скалы. Тяжелый подъем требовал физической подготовки и некоторых альпинистских навыков, это не то, что теперь для туристов протоптаны десятки троп к монастырю и есть даже подъезд для автомобилей. Но уже в 1877 году монастырь был разрушен во время Русско-турецкой войны, а монахам приходилось прятаться в лесах и ущелье реки Псырцха. Только в 1880 году началось восстановление пострадавшей святыни, внушительные средства были выделены Российским императором Александром III, также он подарил музыкальные куранты, до сих пор располагающиеся в главной башне.
Монастырский комплекс по-настоящему впечатляет: на территории находится шесть храмов (Вознесения Господня, Андрея Первозванного, мученика Иерона, в честь иконы Божьей Матери и в честь афонских преподобных отцов, центральный — Пантелеимоновский собор). Для посещения туристов в настоящее время открыт только центральный собор. Строения выполнены в неовизантийском стиле, все стены (в том числе и в монастырской трапезной) украшены монументальной живописью художниками под руководством М. Молова, а Серебрякова и братьями Оловянниковами. Хоть нашему вниманию представлен только один собор, осматривать его можно часами!
Не зря афонскими монахами для строительства столь грандиозной святой обители была выбрана эта гора. Монастырь расположен немного выше древнейшего Симоно-Кананитского храма, который построен над мощами Святого, а за станцией Псырцха находится вход на территорию ущелья, по нему можно попасть в келью апостола (подробнее в статье «Святые места Нового Афона — храм, грот и келья апостола Симона Кананита»).
Ново-Афонские монахи вели активное развитие монастыря, построили на территории школу для прихожан и даже гостиницу для паломников (которая и сейчас существует под названием «Абхазия», одна из стен которой является частью древнейшей Гэнуэзской башни, в ней останавливался А.П.Чехов). Также монахи построили узкоколейную железную дорогу, установили собственную ГЭС — одну из первых во всей Российской Империи, протянули канатные дороги от Иверской годы (где расположена Анакопийская крепость) до Ново-Афонской горы. Также монахи выращивали овощи, фрукты, вырыли 7 прудов для разведения форели, в которых сейчас живут знаменитые черные лебеди (находится эта красота в Приморском парке). Так до Октябрьской революции Ново-Афонский монастырь стал одним из главных духовных центров Российской Империи и Кавказа.
Закрыта монастырская обитель была в 1924 году за «контрреволюционную агитацию», главных духовных лиц монастыря утопили в бухте, а монастырь использовался под склады и долгие годы вообще был заброшен. Оставшиеся в живых монахи вели отшельнический образ жизни в горах Нового Афона. Позже в монастыре советская власть устроила дом отдыха, были построены рядом дачи Сталина и Берии. После советского периода на Святую обитель вновь напала чума в виде Грузино-абхазской войны 1992-1993, в этот период территория и строения монастыря использовались как госпиталь.
Концертный зал
Украшением Пицунды является местный храм, датируемый концом X — началом XI века и освященный во имя Андрея Первозванного.
Основание здания собрано из массивных камней известняка, а стены сооружены из камня и кирпича. Внутри – когда-то были богатые росписи, которые оказались под слоем побелки в результате неудачной реставрации в 1845 году.
В окрестностях не так давно обнаружены останки дворца местного епископа Стратофила Пицундского, жившего в IV веке.
Пицундский храм обладает удивительной акустикой. Как считают специалисты, все дело – в правильной архитектуре. 40 лет назад в церкви немецкие мастера установили орган высотой 11 метров и весом 20 тонн. И сегодня здесь проходят вечера органной музыки и выступления вокалистов из разных стран.
Церкви Абхазии, а среди них около сотни разрушенных и полуразрушенных, также хранят в себе историю Абхазии и ее христианской веры.
Орган в Пицундском храме
Мюссерский храм и Отхарский монастырь
Менее известный, но, несомненно, интересный для экскурсионного осмотра Мюссерский храм в устье Амбары, реки, впадающей в море на Мюссерском мысе. Храм был возведён в X-XII веках и впоследствии был признан настоящим произведением искусства среди храмовой архитектуры страны.
Внешне храм похож на базилику. Построили его из больших обработанных каменных глыб, наружная отделка производилась тёсаным камнем. Храм имеет 12 окон в виде арок и один большой главный зал. Вокруг него был возведён каменный забор, его остатки можно увидеть и сегодня.
На территории Абхазии есть всего несколько монастырей, расположенных в пещерах. Для этой страны пещерные города и храмы – уникальное явление. По этой причине Отхарский пещерный монастырь возле посёлка Отхара, сооружённый приблизительно в XII веке, получил такую большую популярность среди туристов. Его стены выходят на отвесные скалы гор, в которых он был вырублен. Внизу шумит река Чёрная, а высоко в скалах можно увидеть ряды отверстий, похожих на пещеры разного диаметра. На самом деле это окна десятков келий, в которых проводили дни монахи. Находясь внизу, сложно поверить, что к входам этих келий могли добраться обычные иноки.
В те далёкие времена монастырь выполнял функцию пристанища и укрытия, только спустя некоторое время в этом скальном замке поселились монахи-аскеты и сделали из него монастырь. В некоторые периоды своего существования Отхарский монастырь даже был плацдармом разбойников-пиратов.
Бедийский собор
Небольшое село Агу-Бедиа широко известно не только всей Абхазии, но и за её пределами. Сделал его знаменитым старинный Бедийский храм, построенный при правлении абхазского царя Баграта 3-го (999 г). Выбранное им среди гор место делало собор и окружающие его постройки надёжной цитаделью. В день открытия святилища царь и царица-мать вручили в дар храму золотой кубок (потир).
Сегодня ценный сосуд и прекрасное ювелирное изделие находится в Музее искусств города Тбилиси. Крестово-купольное строение освятили в честь иконы Божьей Матери Влахернской (сегодня северо-запад Стамбула). В настоящее время образ покровительницы византийских императоров хранится в Успенском соборе в Москве.
Бедийский собор выстроен в византийском стиле, в его архитектуре воплотились черты других памятников христианства той эпохи. Массивные стены сложены из серого камня грубой обработки. Внутреннее пространство разделено на 3 помещения: центральный зал и 2 боковых, отделённых от него арочной колоннадой. От настенных росписей остались лишь отдельные фрагменты.
Западная стена украшена изображением императора Византии Константина как защитника христиан. Бедийский собор был действующим до вторжения османов в начале 17 в. Почти 2 века он был заброшен и прошёл реставрацию в конце 18 в. Обновились его фасады и купол. Вблизи религиозного памятника видны руины епископского дворца – объект осмотра туристами.