Храм артемиды в эфесе

Содержание:

Внешний вид

Артемисион входит в семёрку величественных построек древности, однако он не смог сохраниться в первоначальном виде. Сегодня от храма осталась только одна колонна высотой 14 м. О внутреннем убранстве чуда света можно узнать из оставшихся описаний.

Длина основания сооружения составляла 105 м, а ширина — 52 м. Свод храма поддерживали 127 колонн высотой 18 м. Они были установлены в 9 рядов. Сооружение включало не только мрамор. Основной материал использовали для облицовки внутренних помещений. Для перекрытий и некоторых декоративных деталей применили древесину. Ко входу Артемисиона вели широкие ступени. Портик украшали искусно высеченные барельефы.

В центре храма была установлена статуя Артемиды — многогрудая богиня достигала в высоту 15 м. Она была сделана из слоновой кости и инкрустирована золотом и драгоценными камнями. Красивая статуя тоже повлияла на то, что сооружение было причислено к Семи чудесам света. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для поклонения покровительнице лесов и живых существ.

Гибель святилища

Отреставрированный храм Артемиды в Эфесе простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н.э. после того как было принято христианство, язычество было запрещено – и святилище богини плодородия было разрушено: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны – и их постепенно засосало болото.

На сегодняшний день удалось восстановить разве что одну четырнадцати метровую колонну, которая оказалась на четыре метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась – из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.

Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды. Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища. Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.

Убранство храма

Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма.

В нашем воображении греческое античное искусство — это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней, — одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству.

Там же в храме находилась картина, на которой Одиссей в припадке безумия запрягал вола с лошадью, картины, изображавшие мужчин, погружённых в раздумье, воина, вкладывающего свой меч в ножны, и другие полотна… 

Саша Митрахович 31.10.2015 10:52

Архитектурные особенности храма Артемиды в Эфесе

Форма колонн и оформление капителей этого храма имели свои особенности. При его возведении архитектор Харсифрон отошел от строгого по формам и порой даже сурового, Дорического ордера в архитектуре, и перешел к Ионическому ордеру. В нем были наиболее выразительные и изящество форм и пропорции, и гармоничность и легкость архитектурных элементов.

Поэтому, античный мир считал, что именно храм Артемиды в Эфесе является родоначальником нового в архитектуре, ионического ордера. Не смотря на то, что некоторые элементы его уже были известны в Эолии. Краткое различие  ионического и дорического  ордера, приведено в статье «Античный стиль в архитектуре».

Архитектурные элементы Дорический ордер Ионический ордер
Колонна массивнее стройнее
имеет неглубокие каннелюры, которые соединены острыми гранями имеет более глубокие каннелюры, которые отделяются тонкими полосками друг от друга, сохраняется первоначальная поверхность колонны
в ней отсутствует пьедестал и она заканчивается круглой подушкой и плитой (эхином и абакой) есть база; колонна заканчивается капителью с двумя завитками (волютами)
Архитрав – поперечная балка над капителями колонн гладкий; над ним расположен фриз с метопами – квадратными плитами, которые украшены рельефами и триглифами разделен на три части; фриз украшен барельефом

Различие в архитектурных элементах дорического и ионического ордеров, приведено в таблице выше. Кратко говоря, ионический ордер более стройный и декоративнее, имеет лучшее лепное/скульптурное оформление.

Где находится храм Артемиды и как до него добраться?

Предполагаемый вид храма можно увидеть только на картинке, расположение храма тоже оставалось загадкой. Давно изменились очертания прибрежной зоны и границы стран, по старинным указаниям бродить в поисках можно бесконечно. Обнаружить руины здания помог случай. В 1869 году английский археолог Вуд, проанализировав летописи, нашел приблизительные указания о месте Эфеса. Зная, в каком городе находился храм Артемиды, не составило труда очертить круг поисков, и через год туда выехала крупная экспедиция. Их добычей стали несколько мелких фрагментов. В XX веке удалось раскопать фундамент, восстановить часть колонны и обнаружить среди более поздних элементов остатки первого сооружения, сожженного Геростратом.

Чтобы посетить место, где высился храм Артемиды Эфесской, нужно добраться до поселения Сельчук и выйти на дорогу в Кудашасы, чуть дальше находится нижний вход в древний город.

Осмотр достопримечательности занимает 15 — 20 минут, поскольку от блистательного храма осталась только колонна и красочная история, похожая на сказку. Но поток туристов не иссякает, всем хочется если не прикоснуться к чуду, то хотя бы побывать на месте, где оно существовало.

Третий храм Артемиды Эфесской

Хотя Александра Македонского косвенно и обвиняли в гибели предыдущего храма из-за того, что богиня Артемида будто присутствовала при его появлении на свет, именно великий полководец стал тем, кто помог построить новое святилище. Он выделил огромные средства на то, чтобы строительство началось в 323 г. до н. э. Оно шло много лет, и лишь к началу III века до н. э. храм был восстановлен в своём первоначальном облике.

Парк Миниатюрк в Стамбуле, Турция, реконструкция храма Артемиды Эфесской.

Но всё же между двумя сооружениями было и различие. План разрабатывал архитектор Александр Дейнократ. Новый храм теперь стоял на более высоком ступенчатом основании, увеличились и его размеры. Одним из главных достопримечательностей снова стали колонны. Всего их было 127. Выстроенные в 9 рядов, эти колонны поддерживали массивную крышу здания.

Ходили легенды, что специально к строительству храма эти колонны были подарены 127-ю царями.

Ещё более великолепным было внутреннее убранство святилища. К нему приложили руку самые талантливые скульпторы и художники тех времён. Среди них был архитектор Пракситель, а также Скопас, который работал над барельефами. Сам Александр Македонский тоже был запечатлён на одной из работ.

Это была картина древнегреческого мастера Апеллеса. Он изобразил полководца с молнией в руке, тем самым придав ему схожесть с самим Зевсом. Но Апеллес не просто нарисовал Александра, а применил необычный оптический эффект. В результате молния будто выходила за границы рисунка, становясь по-настоящему объёмной.

Многие авторы античного мира с восхищением писали о храме. Некоторых он поразил больше, чем любое из остальных чудес света древнего мира. Например, Антипатр Сидонский написал труд «Семь чудес света», в котором описывал свои впечатления от их вида. Именно храм Артемиды в Эфесе поразил его больше всех. По словам писателя, именно над этим святилищем солнце сияло прекраснее всех. Великолепнее оно могло выглядеть только надо Олимпом.

Реконструкция храма.

Что интересно, храм был полностью автономен от властен, которыми управлялся сам Эфес. Только коллегия жрецов могла решать его судьбу. И вместе с тем именно храм Артемиды Эфесской стал центром города, как экономическим, так и деловым. Это значительно расширяло его значение, которое не ограничивалось только религиозной ценностью.

Восстановление храма

Статуя Артемиды

Согласно мифологии, именно в ночь поджога царица Македонии Олимпиада родила сына, которому суждено было стать властителем всего античного мира. Счастливый отец нарек его Александром. Предсказанию суждено было сбыться. Спустя 23 года, когда Александр Македонский подошел к воротам древнего города Эфес, где полным ходом шли работы по восстановлению храма. К тому времени император уже получил всемирную славу воинственного завоевателя.

Горожане-эфесцы радушно встретили полководца. За это он щедро наградил новых союзников. Он внес большие пожертвования на восстановление храма. При этом он пожелал, чтобы в Артемисионе была возведена мраморная стена, на которой были бы запечатлены его великие деяния. Однако при всем уважении к персоне императора, для эфесцев он оставался варваром, то есть человеком, родным языком которого является не греческий. Чтобы не разгневать Александра прямым отказом, эллинцы пошли на хитрость. Они провозгласили полководца «равным Богу», а потом разъяснили, что он не может возводить святилища в честь других святых. Царь посчитал такое правило разумным. Строительство Артемисиона завершилось без участия Македонского.

Работами руководил Хейрократ. За основу он взял проекты своих предшественников, но сделал здание более высоким.

  • Святилище занимало невероятную площадь – 55 на 110 метров.
  • Римский ученый Плиний Старший свидетельствовал, что главный корпус окружают 127 мраморных колонн. В высоту они достигали 18 метров. Если провести параллель, то это высота шестиэтажного дома.
  • В святилище, построенном из белоснежных мраморных плит, на 15 метров возвышалась статуя богини. Она была создана из драгоценных пород древесины, слоновой кости и золота.

Долгое время ученые не могли воссоздать ее внешний облик. Но в 50 годах прошлого века была обнаружена удивительная находка – небольшая золотая монета с изображением статуи, а затем нашли и уменьшенную копию.

Восстановление Храма Артемиды Эфесской

Однако через полторы тысячи лет археолог Вуд, изучавший местность древней Эллады, обнаружил место, на котором стоял величественный храм, и даже нашел его некоторые останки, в том числе и фундамент. При более детальных исследованиях удалось найти следы того варианта храма, который был сожжен Геростратом. Сегодня место Храма Артемиды обозначено единственной восстановленной колонной, находящейся в окружении руин. По словам историков, если бы храм не разрушался и в своем первоначальном виде сохранился бы до наших дней, он запросто затмил бы любой шедевр современного архитектурного искусства. Однако все, чем могут полюбоваться наши современники на земле древней Эллады, — это одна уцелевшая колонна.

Второе строительство храма Артемиды

Местные жители не готовы были мириться с такой несправедливостью, как потеря храма имени любимой богини. Поэтому решено было построить новый храм на общественные деньги.

Эфесцы отдавали свои ювелирные изделия и денежные сбережения ради этой благой цели. Архитектором нового проекта стал Хейрократ, оперативно руководивший процессом строительства.

Новый храм был воздвигнут за несколько лет, и он стал ещё больше и красивей прежнего. Внутри храма расположилась огромная 15-метровая статую богини-покровительницы.

Стены храма были расписаны картинами, изображавшими различные эпизоды греческой истории и сцены из мифов.

Известно, что великий Александр Македонский был настолько поражён строительством храма, что предложил все затраты списать на свой счёт.

Но он поставил условие, чтобы в посвятительной надписи значилось его имя. Было велико искушение получить всем обратно свои деньги и украшения и сам город избавить от долгов, но жители эфеса были слишком честолюбивы, и поэтому Александру было отказано.

Чтобы не обидеть полководца, было принято решение заказать художнику Апеллесу его портрет. Произведение получилось таким красочным и живым, что горожане испытали возвышенный трепет и заплатили художнику невиданный по размерам гонорар.

Украшали вторую постройку храма Артемиды самые талантливые скульпторы, художники и архитекторы тех времён. Само величественное здание выполнено из мрамора и известняка, а огромные колонны сделаны из блоков, скреплённых друг с другом.

Храм в древнем Эфесе был не только местом культа великой богини, но и культурно-деловым и финансовым центром, независимым от городских властей.

Рядом работала сувенирная лавка, где продавали игрушки-копии великой постройки и различные статуэтки.

Второй храм Артемиды простоял на болоте около 500 лет. Во времена Римской империи он был переименован в храм Дианы. Императоры не скупились и дарили этому чуду света шикарные серебряные и золотые статуи.

Храм прославился, молва о нём распространилась по всему свету, и каждый, кто видел и бывал в нём, был в неописуемом восхищении.

Расскажем вам когда лучше ехать в Тайланд для пляжного отдыха. Узнаем о сезоне дождей и ливней.

Перед поездкой соберите аптечку: http://suntraveling.ru/sovet/asia/kakie-lekarstva-vzyat-s-soboy-v-tayland.html рекомендации по основным препаратам.

Где находится храм Артемиды и как до него добраться?

Предполагаемый вид храма можно увидеть только на картинке, расположение храма тоже оставалось загадкой. Давно изменились очертания прибрежной зоны и границы стран, по старинным указаниям бродить в поисках можно бесконечно. Обнаружить руины здания помог случай. В 1869 году английский археолог Вуд, проанализировав летописи, нашел приблизительные указания о месте Эфеса. Зная, в каком городе находился храм Артемиды, не составило труда очертить круг поисков, и через год туда выехала крупная экспедиция. Их добычей стали несколько мелких фрагментов. В XX веке удалось раскопать фундамент, восстановить часть колонны и обнаружить среди более поздних элементов остатки первого сооружения, сожженного Геростратом.

Чтобы посетить место, где высился храм Артемиды Эфесской, нужно добраться до поселения Сельчук и выйти на дорогу в Кудашасы, чуть дальше находится нижний вход в древний город.

Осмотр достопримечательности занимает 15 — 20 минут, поскольку от блистательного храма осталась только колонна и красочная история, похожая на сказку. Но поток туристов не иссякает, всем хочется если не прикоснуться к чуду, то хотя бы побывать на месте, где оно существовало.

Восстановление нового храма

Согласно легенде, в 356 году до н. э., в ночь, когда в Пелле, столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться.

Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людей навечно. В официальных документах о нём говорится просто как об «одном безумце».

К началу III века до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Деньги на постройку нового Чуда Света выделил Александр Македонский. Архитектор Александр Дейнократ (согласно Страбону, его звали Хейрократ), руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.

Полное разрушение храма Артемиды

К концу третьего века до нашей эры храм Артемиды был восстановлен с помощью Александра Македонского. Несмотря на все его усилия возродить здание, его разрушение началось в 263 году, когда его разграбили готы. А через 100 лет с приходом христианства этот храм был полностью разрушен, а мрамор был использован для построения других зданий.

На сегодняшний день на территории храма Артемиды возвышается всего лишь одна колонна высотой в 14 метров

Несмотря на это, данная местность привлекает внимание многих туристов

Как выглядело святилище

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.
В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

На найденной во время раскопок статуе учёные обнаружили огромное количество выпуклых образований, предназначение которых учёные толком не определили. Но поскольку во время раскопок были найдены бусины в форме сосудов, археологи склоняются к мысли, что эти «выпуклости» также являются бусами, которые жрецы вешали на скульптуру во время ритуалов (или же они там висели постоянно).

Роль храма в жизни города

храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Лучше ехать с экскурсией или самостоятельно?

Добраться до храма путешественники могут самостоятельно. Время осмотра занимает не больше 15 минут, поэтому приобретение экскурсионного тура в этом случае просто нецелесообразно. Однако некоторые туристические агентства предлагают экскурсии, в программу которых включено посещение Эфеса и храма Артемиды. Экскурсии проводятся ежедневно и привлекают большое число любителей истории и мифологии.

Увлекательные экскурсии для отдыхающих и путешественников в 609 городах мира: Tripster.ru – сервис необычных экскурсий от местных жителей и гидов, которые могут интересно и увлекательно рассказать о самом интересном в своих городах.

Величие храма

Храм в период расцвета

Артемиссион украшали самые знаменитые художники и скульпторы. Пракситель из Афин работал над барельефами, а Скопас выполнил резьбу на колоннах. Эфесский художник Аппелес написал несколько великолепных картин. Таким образом, храм Артемиды Эфесской стал самой яркой античной достопримечательностью на землях Анатолии. Его картинная галерея не уступала собранию живописи в стенах Афинского Акрополя.

Однако, святилище использовалось не только в качестве музея и местом религиозных таинств. Он одновременно был и сокровищницей, и банком. Свои богатства храму доверяли не только состоятельные частные лица, но и само государство. Однажды, прославленный полководец Ксенофонт, отправляясь в поход, оставил в храме большую сумму денег. Служители имели право распоряжаться деньги во время его отсутствия, а в случае гибели вся сумма досталась бы храму. Удача была на стороне правителя, он вернулся из похода целым и невредимым. Деньги были ему возвращены. В честь благодарности он построил в Греции уменьшенную копию эфесского храма. Строительство было организовано на сохраненные деньги.

Спустя много лет уже во втором столетии нашей эры святилище не утратило ни своей популярности, ни своего значения. В это время Эфес стал столицей римской провинции Азия. Все жители Рима единогласно признали храм сокровищницей государства. Римский писатель Д. Хризостом в своих произведениях писал, что храм Артемиды – это священное место. Сюда приносят на хранение деньги жители и правители Рима. В его строительство и благоустройства вложены средства не только эфесцев, но и иностранных царей, городов и государств. Вряд ли найдется смельчак, который захочет прийти и осквернить это место. Несмотря на то, что было много войн, город неоднократно завоевывали, никто не позарился на великое святилище.

Часто задаваемые вопросы
Кто разрушил храм? После того, как Рримская империя пришла в упадок, ее территории частично захватили готские племена. Они разворовали святыню. А дальше, когда пришло христианство, мрамор со стен храма стали использовать для строения домов и возведения небольшой церкви.

Кем был разрушен Храм Артемиды в Эфесе?

Согласно историческим летописям, впервые храм пострадал от рук Герострата в июле 356 г. до н. э. Свою варварскую выходку он объяснил возникновением дикого желания прославиться любой ценой. Как свидетельствует одна из легенд, в ночь сожжения храма богиня Артемида была занята рождением сына Александра Македонского, поэтому она и не смогла спасти сооруженный в ее честь храм. Впоследствии повзрослевший Александр задумал восстановить пострадавшую от рук варвара конструкцию, но горожане его не поддержали. И только тогда, когда сына Артемиды уже не было в живых, эфесцы все-таки восстановили божественный храм собственными силами.

На этом приключения величественного чуда света не заканчиваются. В 263 году н.э. он был разрушен повторно, но эфесцы на этот раз потрудились восстановить его побыстрее. Их желание привести храм в порядок объяснялось тем, что многие горожане стали христианами сразу после того, как они увидели раскол алтаря Артемиды на множество частей. Это событие описано в книге Деяний Иоанна во 2 веке одним из Апостолов. Так в 4 веке н.э. многие эфесцы приняли христианство, но римский император Феодосий возжелал закрыть все языческие храмы. И вот в 401 году н.э. храм пострадал в третий раз – теперь уже от группы людей, возглавленной Иоанном Златоустом. Но предприимчивые эфесцы приспособили остатки храма для строительства других новых зданий. Сама природа скорбила из-за совершенного мародерства, и упрятала сооружение под землю, подмыв его водами подземной реки. Постепенно о Храме Артемиды в Эфесе забыли.

Интересные факты

Обычно в кратком описании храма Артемиды Эфесской не упоминаются интересные факты о строительстве уникального произведения искусства. Огромное здание, которое было возведено совместными усилиями греков, стало центром культурной и политической жизни Эфеса. Жрецы храма давали неприкосновенность на территории святилища, если человек пришёл без оружия.

Греки сложили немало мифов и сказаний о сверхъестественном вокруг здания, построенного в честь Артемиды:

  1. Если верить древним легендам, храм был построен женщинами-воинами амазонками.
  2. Некоторые считали, что мрамор для строительства сооружения был найден с помощью баранов. Два самца затеяли драку. Один полетел на другого, но промахнулся и угодил рогами в скалу. Упавший на землю скол решил проблему выбора облицовки сооружения.
  3. По легенде строителям явилась сама Артемида, которая помогла установить тяжёлые колонны.
  4. Картина с Александром Македонским напоминала Зевса с молнией в руке. В древних записях говорится, что глаза полководца следили за перемещением людей, находившихся в храме.
  5. В исторических летописях упоминается о лидийском царе Крезе, который пожертвовал наибольшую сумму для строительства сооружения.

https://youtube.com/watch?v=aeNF3zccECw

Великий храм Античного мира

Артемида почиталась как покровительница охоты, животных, семейных отношений, плодородия. К ней обращались с мольбами о помощи беременным и роженицам. Символично, что место для строительства храма выбрали неподалеку от древнего святилища, посвященного карийской богине плодородия.

Первые постройки были из дерева. Они постоянно разрушались от землетрясений, сгорали при пожарах, приходили в негодность от влажного климата и древесных вредителей. После многочисленных попыток сохранить здание, было принято решение возвести для почитаемой богини большой светлый храм.

Это интересно: 855,Характеристика истории древнего мира кратко

Рождение близнецов

Богиня охоты Артемида и ее брат Аполлон были детьми самого Зевса и его прекрасной супруги. Когда Зевс влюбился в Лето, его ревнивая жена Гера стала ее преследовать через дракона Пифона. Он гнал Лето из одного места в другое, и ни одна страна из-за боязни чудовища не решалась приютить богиню.

Но нашелся маленький каменистый остров Астерия, который дал ей пристанище, так как Лето пообещала прославить его за это, построив здесь великолепный храм. На этой земле и родились близнецы – Аполлон и Артемида. Родившись первой, дочь помогла матери, приняв роды. Так богиня-дева стала помощницей рожениц.

Остров Астерия стал зеленым и красивым и получил новое имя Делос, от греческого «появляться». Сдержав обещание, Лето основала на Делосе храм Аполлона, известный во всей Греции.

Амазонки Эфеса

Около 430 г. до н.э. Город Эфес объявил конкурс на создание статуи амазонки для святилища :

— Плиний : Naturalis history 34, 53.

В дополнение к дальнейшему перечислению упоминаний статуй в древней литературе, были переданы две подробности о них: амазонка Кресила была ранена ( Kresilas fecit … Amazonam volneratam ), а амазонка Фидия опиралась на копье и была образцовой в форма ее рта и красивая шея. Оригиналы утеряны, но римские копии дают хорошее впечатление о трех из вышеупомянутых амазонок. Потому что среди уцелевших типов статуй к соревнованиям возвращаются амазонки Сосикла , типы «Маттеи» и «Скиарра». Отнесение типов амазонок к отдельным художникам до сих пор вызывает споры, тем более что все три типа изображают амазонку раненой.

и отображать информацию об изображении

360-градусная панорама площади Храма Артемиды в Эфесе

Строительство

Украшения храма

Ученые предполагают, что первый храм был разрушен Киммерийцами. В 450-550 годах до н.э. был возведен новый храм.

Набожные жители города решили таким образом почтить великую богиню. Для того, чтобы построить святилище небывалого масштаба и красоты, был приглашен православный зодчий из Кносса Хейрсифрон.

  • Для возведения Артемисиона, так раньше называли храм, архитектор выбрал болотистую низменность в устье реки на окраине города. Такой выбор был сделан неспроста. Дело в том, что данная территория часто подвергалась землетрясениям. Чтобы снизить риск разрушения, было принято решение выкопать глубокий котлован и засыпать его древесным углем вперемешку с хлопком. На эту пружинистую «подушку», способную гасить подземные толчки, решили уже закладывать фундамент будущего строения.
  • Строительство масштабного святилища продолжалось 120 лет. В нем участвовали практически все государства и города малой Азии. Например, Кирийский царь, который прославился своими несметными богатствами, прислал красивейшие мраморные колонны. Каждая была украшена рельефными образами богов. Об этом свидетельствуют записи, сохранившиеся на колоннах.
  • Когда строительство завершилось, все, кто только мог дойти до города, приходили сюда, чтобы посмотреть на великий храм. Такого величественного строения из мрамора не видали даже самые состоятельные жители. Фасады были украшены барельефами и искусно изготовленными скульптурами. Над деталями трудились самые знаменитые скульпторы и архитекторы того времени.

Часто задаваемые вопросы
За что почитали Артемиду? Она была богиней плодородия и земледелия. Ей поклонялись охотники и воинственные амазонки. Еще у Артемиды просили помощи беременные женщины.

Сожжение храма Геростратом

Герострат, человек ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал ещё никто.

Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший около 200 лет. Это случилось в 356 году до нашей эры, в день, когда родился Александр Македонский.

Рождение столь великой исторической личности было настолько важным для Артемиды, что она пожертвовала своим великолепным храмом, присутствуя при рождении будущего завоевателя мира, в то время, когда её святилище пожирал огонь. Но богиня потому и богиня, она предвидела что Александр Македонский восстановит храм и сделает его ещё величественнее и краше.

Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов — всё это оказалось отличной пищей для огня. С треском лопались балки перекрытий, падали, раскалываясь, колонны — храм перестал существовать.

И вот перед соотечественниками Герострата встает проблема: какую страшную казнь придумать негодяю, дабы ни у кого более не возникало подобной идеи?

Возможно, если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией, если бы не оказалось там философов и поэтов, ломавших себе голову над этой проблемой и ощущавших ответственность перед будущими поколениями, казнили бы Герострата, и дело с концом. Ещё несколько лет обыватели говорили бы: «Был один безумец, сжёг наш прекрасный храм… только как его звали, дай бог памяти…» И мы бы забыли Герострата. 

Но эфесцы решили покончить с притязаниями Герострата одним ударом и совершили трагическую ошибку. Они постановили забыть Герострата. Не упоминать его имени нигде и никогда — наказать забвением человека, мечтавшего о бессмертной славе.

Боги посмеялись над мудрыми эфесцами. По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии — всюду люди рассказывали историю Герострата и вместо забвения это имя наоборот стало известно всему миру и стало нарицательным.

Саша Митрахович 31.10.2015 10:49

Немного о деталях, связанных с храмом Артемиды Эфесской

Храм Артемиды Эфесской располагался на территории современной Турции. В античные времена здесь был процветающий полис, в нем велась торговля, проживали выдающиеся философы, скульпторы, живописцы. В Эфесе почитали Артемиду, она была покровительницей все даров, которые преподносили животные и растения, а также помощницей в деторождении. Именно поэтому в честь нее был составлен масштабный план строительства храма, который по тем временам было непросто возвести.

В итоге святилище получилось довольно большим, с шириной 52 м и длиной 105 м. Высота колонн составляла 18 м, всего их насчитывалось 127. Считается, что каждая колонна была подарком одного из царей. Сегодня увидеть чудо света можно не только на картинке. В Турции воссоздан великий храм в уменьшенном виде. Для тех, кому интересно, где расположена копия, можно посетить парк Миниатюрк в Стамбуле.

Храм богине плодородия возвели не только в Эфесе, ведь строение с таким же названием было на острове Корфу в Греции. Этот исторический памятник был не таким масштабным, как эфесский, но также считался выдающимся произведением архитектуры. Правда, на сегодняшний день и от него мало что осталось.

Это интересно: 858,Храм Артемиды

Восстановление нового храма

Согласно легенде, в 356 году до н. э., в ночь, когда в Пелле, столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться.

Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людей навечно. В официальных документах о нём говорится просто как об «одном безумце».

К началу III века до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Деньги на постройку нового Чуда Света выделил Александр Македонский. Архитектор Александр Дейнократ (согласно Страбону, его звали Хейрократ), руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.

Интересное о почти забытом

За долгие годы, пока Эфес был заброшенным, святилище разрушалось все сильнее, а его руины тонули в болоте. Многие годы ни одному человеку не удавалось найти место, где находилось святилище. В 1869 году Джон Вуд обнаружил части потерянного достояния, но добраться до фундамента удалось лишь в XX веке.

Из вытащенных из болота глыб по описанию попытались восстановить одну колонну, которая получилась чуть меньше, чем была прежде. Ежедневно у нее делают сотни фото приезжающие туристы, мечтающие хотя бы отчасти прикоснуться к одному из чудес света.

В ходе экскурсии рассказывается множество интересных фактов, связанных с храмом Артемиды Эфесской, а всему миру теперь известно, в каком городе находился красивейший храм античного периода.

Литература

  • Комментарий Г. А. Тароняна в кн.: Плиний Старший. Естествознание: Об искусстве. М.: Ладомир. 1994. С. 762—767.
  • Arnold, Irene Ringwood. Festivals of Ephesus (англ.) // American Journal of Archaeology (англ.) : journal. — 1972. — Vol. 77, no. 1. — P. 17—22.
  • Bammer, Anton. A Peripteros of the Geometric Period in the Artemision of Ephesus (англ.) // Anatolian Studies (англ.) : journal. — 1990. — Vol. 40. — P. 137—160. — DOI:10.2307/3642799.
  • LiDonnici, Lynn R. The Images of Artemis Ephesia and Greco-Roman Worship: A Reconsideration (англ.) // Harvard Theological Review (англ.) : journal. — 1992. — Vol. 85, no. 4. — P. 389—415.

Культ и влияние

В архаическом теметоне под более поздними храмами явно находилась некоторая форма « Великой Богини », но о ее культе ничего не известно. Литературные источники, описывающие его как « амазонский », относятся к более поздним мифам-основателям греческих эмигрантов, которые развили культ и храм Артемиды Эфесской . Богатство и великолепие храма и города были восприняты как свидетельство могущества Артемиды Эфесии и стали основой ее местного и международного престижа: несмотря на последовательные травмы разрушения Храма, каждое восстановление — дар и честь богине — приносило дальнейшее процветание. . Большое количество людей приехало в Эфес в марте и начале мая, чтобы принять участие в главном шествии Артемиды.

Святыни, храмы и фестивали Артемиды ( Artemisia ) можно было найти по всему греческому миру, но Эфесская Артемида была уникальной. Ефесяне считали ее своей и негодовали на любые иностранные притязания на ее защиту. После того, как Персия изгнала и заменила своего лидийского повелителя Креза , ефесяне преуменьшили его вклад в восстановление храма. В целом персы справедливо поступили с Эфесом, но перенесли некоторые религиозные артефакты из храма Артемиды в Сарды и вовлекли персидских священников в ее эфесский культ; это не было прощено. Когда Александр завоевал персов, его предложение профинансировать вторую перестройку храма было вежливо, но решительно отклонено. Эфесианская Артемида придала дипломатии своего города мощное религиозное преимущество.

Под властью эллинов, а затем и под властью Рима, фестиваль полыни в Эфесе все больше продвигался как ключевой элемент в кругообороте панэллинских фестивалей

Это было частью определенно греческой политической и культурной самобытности, важной для экономической жизни региона и прекрасной возможностью для молодых, не состоящих в браке греков обоих полов искать партнеров по браку. Игры, конкурсы и театрализованные представления проводились во имя богини, и Плиний описывает ее процессию как великолепную толпу; он был изображен на одной из лучших картин Апеллеса , на которой был изображен образ богини, проносящейся по улицам в окружении девушек

В эпоху Римской Империи император Коммод дал свое имя фестивальным играм и, возможно, спонсировал их.

Выводы и впечатления

Конечно, я ожидала от древнего храма немного больше, чем просто болото и одна-единственная колонна. Заранее ничего про храм не читала, хотелось просто посмотреть, что от него осталось. Ехать туда специально, наверное, не стоит — смотреть там нечего, разве что просто прочувствовать место, представить, как все это выглядело раньше.

Но вот после посещения Эфеса вполне можно сходить — находится храм совсем близко, дорога живописная и удобная. Удивительно все-таки, насколько природа сильнее, чем любые рукотворные сооружения — как до строительства храма здесь было болото, так и сейчас, спустя почти пару тысяч лет, здесь по-прежнему болото.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector