Как сейчас выглядит одно из семи чудес света

Идея постройки

Древняя Греция занимает особое место в античной истории мира. Многим знакомы мифы и легенды о греческих божествах и героях. В их честь народ возводил памятники и храмы. Одной из самых почитаемых богинь была Артемида. Сестра-близнец бога Аполлона считалась покровительницей охоты, лесов, диких животных и плодородия. Ей молились беременные и роженицы, поэтому её называли Великая мать. Древние греки решили построить храм богине Артемиде в Эфесе.

Территория древней цивилизации практически совпадает с границами современного государства, однако многие части сегодня относятся к другим странам. Сегодня Эфес принадлежит Турции. Город был заложен на побережье Эгейского моря. В период наивысшего расцвета Эфеса, который пришёлся на VI век до н. э., был построен большой храм богине охоты. Сооружение на острове Корфу поражало величиной и красивым видом.

Место для постройки храма греки искали долго. Поскольку предыдущие конструкции, которые пытались возводить люди, часто обрушивались из-за происходящих в городе землетрясений, необходимо было выбрать надёжный участок. Резкие колебания земли редко наблюдались на болотистой местности. Для храма выбрали территорию недалеко от древнего святилища, посвященного карийской богине плодородия. Греки вырыли котлован огромного размера, а для надёжной основы уложили в него слоями шерсть и уголь.

Сначала строение решили сделать из дерева. Но землетрясения разрушали сооружение ещё на первых этапах его создания. Кроме того, дерево портилось из-за влажного климата и насекомых-вредителей. Храм приходилось строить заново и по причине пожаров. Как бы греки ни пытались сохранить сооружение, они терпели неудачу.

Амазонки Эфеса

Около 430 г. до н.э. Город Эфес объявил конкурс на создание статуи амазонки для святилища :

— Плиний : Naturalis history 34, 53.

В дополнение к дальнейшему перечислению упоминаний статуй в древней литературе, были переданы две подробности о них: амазонка Кресила была ранена ( Kresilas fecit … Amazonam volneratam ), а амазонка Фидия опиралась на копье и была образцовой в форма ее рта и красивая шея. Оригиналы утеряны, но римские копии дают хорошее впечатление о трех из вышеупомянутых амазонок. Потому что среди уцелевших типов статуй к соревнованиям возвращаются амазонки Сосикла , типы «Маттеи» и «Скиарра». Отнесение типов амазонок к отдельным художникам до сих пор вызывает споры, тем более что все три типа изображают амазонку раненой.

и отображать информацию об изображении

360-градусная панорама площади Храма Артемиды в Эфесе

Особенности создания

У жителей Эфеса была особенная любовь к Артемиде, поэтому они хотели возвести величественный храм, который бы смог выразить все их чувства к богине. Она считалась покровительницей этих мест. Тогда в VI в. до н.э. правителем в городе был богатый и влиятельный лидийский царь Крез. Он выделил большое количество серебряных и золотых монет из своей казны на все расходы по постройке.

Артемида считалась покровительницей Эфеса.

Для создания проекта из Кносса пригласили известного в то время архитектора Херсифрона. Этот греческий мастер вместе со своим сыном приступил к трудной работе, которая требовала тщательной предварительной подготовки.

Основная проблема состояла в том, что Эфес располагался в зоне регулярных землетрясений и здания часто разрушались. Ситуацию усугубляли размеры храма, которые нужно было сделать немаленькими. Но архитектор нашел решение, которое не сразу было понято и принято царем. Херсифрон начал строительство на болотистой почве недалеко от реки. Такая особенность грунта должна предотвратить разрушение здания при природных катаклизмах, служа своеобразным амортизатором.

Чтобы это стало возможным, необходимо было создать правильную основу под здание. Для этого выкопали глубокий и широкий котлован. Его заполнили мягкими материалами, которые не подвергаются процессам гниения (шерсть), а также древесным углем. Только после этого стали возводить каменный фундамент.

Почти на 2 века растянулось возведение храма Артемиды из-за постоянно возникающих трудностей и проблем, которые требовали иногда длительного поиска решения. Задокументирован случай, возникший при возведении мраморных колонн вокруг храма. Их вес составлял несколько тонн, перевозить их на повозках практически не получалось, т. к. колеса утопали в болотистой почве. Благодаря находчивости Херсифрона работа была облегчена. В колоннах делали отверстия, в которые вставляли пруты с деревянными втулками. Их жердями соединяли с бычьей упряжкой, которая везла колонну к храму.

Храм Артемиды сделан из мрамора.

Здание получилось большим, как и планировалось. В длину оно было 115 м, в ширину – 46 м. В качестве материала использовался мрамор, который до этого не украшал храмы Греции. Прежде чем попасть внутрь, нужно было пройти 2 ряда 13-метровых колонн с барельефами. Они защищали от посторонних взглядов главную статую Артемиды, которую создал из эбонита скульптор Эндоиос. Сверху крышу удерживали ливанские кедровые брусья.

Каждый приходящий приносил в дар ювелирные изделия, продукты питания и ремесленные товары. Здесь можно было получить укрытие в случае необходимости. Для этого достаточно было зайти внутрь, оставив все оружие за пределами святилища. Тогда человек попадал под защиту жрецов и богини Артемиды. Любое нападение на него приравнивалось к тяжкому греху и каралось мучительной смертью.

Кто такая Артемида

На одном греческом острове у богини Лето родились дочь Артемида и сын Аполлон. Их отцом был повелитель Олимпа Зевс. Это определило дальнейшую судьбу детей, которые заняли свое законное место среди мифических личностей.

Точное значение имени Артемида неизвестно, предполагается, что так называют повелителей медведей. И это неслучайно, т. к. девушка была богиней охоты, всегда ходила с луком и стрелами по лесам среди диких животных. Внешне она выглядела грациозной и хрупкой, что не мешало ей наводить порядок в природе и наказывать разбойников.

Кроме того, Артемида следила за целомудрием девушек и считалась символом плодородия, у нее просили детей.

Все это позволило богине стать популярной среди разных слоев населения и быть любимой многими. Почти в каждом древнегреческом городе строили храмы в ее честь.

Артемида – дочь Зевса

Много тысячелетий будоражат воображение путешественников легенды о храме Артемиды – грандиозном архитектурном сооружении античности. Святилище посвящено греческой богине Артемиде.

Артемида – дочь Зевса и богини Лето, одна из 12 главных олимпийских богов. Любимица царя богов, Артемида в детстве заявила отцу, что в жизни будет девственницей и властительницей дикой природы.

Красивая, сильная и грациозная повелительница гор и равнин, лесов и лугов, Артемида предавалась неусыпной страсти – охоте. Защитница всего живого на земле, богиня тем не менее убивала живность. Охотница с колчаном за плечами, вооруженная луком и стрелами, с незаменимым помощником на охоте – псом – бесстрашно ходила на охоту в одиночестве.

Одежда Артемиды – короткая туника – совсем не соответствовала статусу богини, зато в ней так удобно преследовать добычу в лесах! Охотники стремились заручиться поддержкой Артемиды, ведь она дарила успех и защищала от раненых зверей.

Артемиду – идеал греческой женской красоты, выносливую, стройную, чаще всего окружают красивые животные и птицы: лебеди, львы и тигры, олени и леопарды.

Крылатая богиня своенравна и непредсказуема. Свита Артемиды состояла из прекрасных нимф, которых она выбирала сама. Нимфы клялись хранить обед безбрачия, как и их повелительница. За нарушение клятвы без промедления следовало возмездие.

Агрессивная и решительная, Артемида в гневе была чрезвычайно жестока. Жуткое наказание постигло охотника, который случайно увидел, как юная богиня купалась в лесном озере. Она обратила несчастного в оленя, и охотника растерзали его же собаки.

Противоречивый характер Артемиды совмещал красоту и жестокость, заботу и беспощадность, изящество и легкость. Защитница молодых девушек и их целомудрия, она даровала счастье женщинам в семейной жизни.

Богиня плодородия, помощница беременным и роженицам, Артемида беспощадно расправлялась с теми, кто посмел даже намеком оскорбить ее мать, богиню Лето, родившую близнецов Артемиду и Аполлона, наперекор ревнивой жене Зевса, Гере.

Артемида освещала тьму, вела людей через незнакомые места и в то же время могла послать человеку безумие, паралич или внезапную смерть. Непростая и загадочная Артемида не любила высокомерных и хвастливых людей, которые нарушают обещание.

Юная Артемида попросила Зевса подарить ей город, в котором бы ее знали и почитали, отец выбрал для дочери Эфес. Греки сравнивали богиню с природой, такой же переменчивой и вспыльчивой, и страстно любили Артемиду. Поклоняясь противоречивой богине, они возвели ей грандиозный храм в цветущем и красивом Эфесе.

Храм Артемиды — одно из семи чудес света

Строительство храма Артемиды

Новый храм был построен во время грандиозного расцвета Эфеса, между 550 и 460 годами до нашей эры. Этот храм значительно превосходил своими великолепием и величественностью все другие постройки того времени. И он был самым большим сооружением, возведённым из мрамора, на тот момент.

На заметку! Существует легенда, что мрамор для постройки храма был найден с помощью двух баранов. Они подрались, и один ударил рогами по скале, в результате чего открылся мраморный скол.

Строительство осуществлял знаменитый архитектор Херсифрон из Кносса. Он решил строить храм на болоте на окраине города. Такой необычный выбор объяснялся тем, что Эфес был местом частых землетрясений. А болото должно было смягчить подземные толчки и не дать храму разрушиться. Для закладки фундамента был вырыт котлован, который заполнили древесным углём и хлопком, для большей устойчивости сооружения.

Храм Артемиды или Артемисион строился в течение 120 лет. Естественно, за это время Херсифрон умер, и ему на смену пришёл сначала его сын, Метаген, а затем прославленные архитекторы, Деметрий и Пеонит. Каждый из них внёс в план свои изменения. Например, Метаген придумал, как сделать так, чтобы у храма были идеальные геометрические пропорции. На колонны он водрузил мешки с песком, а уже на них положил крышу. От тяжести крыши мешки лопались, песок высыпался, и крыша плавно вставала в пазы колонн.

Свой вклад в строительство внесли все малоазиатские государства. В итоге, храм получился настолько великолепным, что вызывал восхищение у всех, кто его видел.

Первое разрушение храма

Впервые непоправимый урон храму был нанесён юношей по имени Герострат. Он был глуп и труслив, завидовал своим друзьям, которые ходили в военные походы и зарабатывали себе славу в сражениях. Герострат тоже хотел прославиться на века и не нашёл ничего лучше, чем сжечь храм в 365 году до нашей эры. Огонь быстро охватил деревянные перекрытия и элементы внутреннего убранства и вскоре от величественного строения осталась лишь груда камней.

Впервые к стенам Эфеса царь подошёл в самый разгар строительства нового храма. Эфесцы встретили его дружелюбно, и Александр внёс большое пожертвование на храм. Но при этом он попросил, чтобы его деяния были перечислены в храме на мраморной стеле. Допустить этого эфесцы не могли, ведь Александр даже не говорил по-гречески, а значит был для них варваром. Но обижать великого царя им тоже не хотелось. И вот какой выход они нашли.

Жрецы Эфеса провозгласили Александра богом. А потом отказали царю со словами, что нельзя одному богу строить храм другому. Однако царя всё-таки почтили. В Артемисионе повесили картину, на ней Александр был изображён в виде Зевса с мечом-молнией в руке. Картина была выполнена так искусно, что в любой точке храма казалось, что царь следит за тобой. А ещё создавалась иллюзия, что остриё меча торчит из картины.

Строительством нового храма руководил архитектор Хейрократ. Для восстановления культового сооружения он пользовался проектом предыдущих зодчих, но при этом внёс в него свои изменения, сделал храм выше.

Предложения по обету [ править ]

Подношения по обету, найденные в Святилище Артемиды Ортии, чаще всего были небольшими, но представлены в большом количестве. В течение архаической временной шкалы эти подношения появлялись во многих вариациях и формах, что привело к предположению, что предметы не были специально выбраны как что-то, что могло бы иметь отношение или быть связанным с восхваляемым богом / богиней. Вместо этого считалось, что подношения были выбраны с более личной точки зрения, а не из чего-то более репрезентативного по отношению к почитаемому. Идея щедрости была важнее самого подаренного предмета и его связи с богом / богиней.

В святилищах, расположенных в Лаконии, часто можно было делать подношения из свинца и принимать различные формы, наиболее распространенной из которых была форма венка. Многие из этих венков часто можно было найти связанными между собой оставшимся проводом, все еще подсоединенным к бывшему в употреблении оборудованию. Свинцовые подношения составляют более 100000 свинцовых подношений (сейчас хранящихся в коллекциях Ливерпуля), которые были обнаружены во время профессиональных раскопок в Святилище Артемиды Ортии. Самые популярные статуэтки, обнаруженные в Святилище, состояли из воинов, женских персонажей, олимпийских божеств, музыкантов и танцоров. Что касается изображения животных, оленей обычно предлагали и признавали замещающим обетом, непосредственно связанным с охотой и охотой.

Вазы крошечного размера, еще один тип обетного подношения, впервые появились в Святилище Артемиды Ортии в самом начале архаической временной шкалы. Многие из крошечных ваз, которые были найдены, были изготовлены вручную, в то время как другие были созданы с помощью колеса и имели ручки, прикрепленные к бокам. Чаще всего крошечные вазочки не затушевывались, но иногда их можно было найти затененными черным.

Было обнаружено, что в святилище также использовались подношения из терракоты, которые, как правило, изготавливались самостоятельно или придавали различные формы и размеры. Одними из самых уникальных терракотовых обетов, обнаруженных в Святилище Артемиды в Ортии, были маски, которые, по-видимому, были созданы, чтобы имитировать человеческий облик. Считалось, что эти обетные маски идеально вписываются в структуру лица человека, однако некоторые из обнаруженных масок оказались меньше по размеру.

Сожжение храма Геростратом

Герострат, человек ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал ещё никто.

Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший около 200 лет. Это случилось в 356 году до нашей эры, в день, когда родился Александр Македонский.

Рождение столь великой исторической личности было настолько важным для Артемиды, что она пожертвовала своим великолепным храмом, присутствуя при рождении будущего завоевателя мира, в то время, когда её святилище пожирал огонь. Но богиня потому и богиня, она предвидела что Александр Македонский восстановит храм и сделает его ещё величественнее и краше.

Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов — всё это оказалось отличной пищей для огня. С треском лопались балки перекрытий, падали, раскалываясь, колонны — храм перестал существовать.

И вот перед соотечественниками Герострата встает проблема: какую страшную казнь придумать негодяю, дабы ни у кого более не возникало подобной идеи?

Возможно, если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией, если бы не оказалось там философов и поэтов, ломавших себе голову над этой проблемой и ощущавших ответственность перед будущими поколениями, казнили бы Герострата, и дело с концом. Ещё несколько лет обыватели говорили бы: «Был один безумец, сжёг наш прекрасный храм… только как его звали, дай бог памяти…» И мы бы забыли Герострата. 

Но эфесцы решили покончить с притязаниями Герострата одним ударом и совершили трагическую ошибку. Они постановили забыть Герострата. Не упоминать его имени нигде и никогда — наказать забвением человека, мечтавшего о бессмертной славе.

Боги посмеялись над мудрыми эфесцами. По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии — всюду люди рассказывали историю Герострата и вместо забвения это имя наоборот стало известно всему миру и стало нарицательным.

Саша Митрахович 31.10.2015 10:49

Восстановление Храма Артемиды Эфесской

Однако через полторы тысячи лет археолог Вуд, изучавший местность древней Эллады, обнаружил место, на котором стоял величественный храм, и даже нашел его некоторые останки, в том числе и фундамент. При более детальных исследованиях удалось найти следы того варианта храма, который был сожжен Геростратом. Сегодня место Храма Артемиды обозначено единственной восстановленной колонной, находящейся в окружении руин. По словам историков, если бы храм не разрушался и в своем первоначальном виде сохранился бы до наших дней, он запросто затмил бы любой шедевр современного архитектурного искусства. Однако все, чем могут полюбоваться наши современники на земле древней Эллады, — это одна уцелевшая колонна.

Культ [ править ]

Элементы культа править

Архаичное (доклассическое) изображение богини на вотивном подношении из слоновой кости ( Национальный археологический музей Афин ) может отражать культовый образ .

В храме проводились различные торжества, одним из первых которых было Шествие девушек. Считалось, что это празднование произошло, когда храм открылся в самом начале. Все подробности того, что именно произошло во время этого праздника, неизвестны, однако считалось, что девушки Спарты принесли подарки, чтобы предложить Артемиде, когда они пели песни Парфеносу. Было найдено множество надписей, связанных с этим праздником, что свидетельствует о серьезности поклонения богине.

Культ в Спарте часто использовал маски, имитирующие внешний вид различных животных

Это произошло потому, что во время особого праздника, названного сиракузским праздником Артемиды, вокруг Артемиды могли кружить существа, и было важно, чтобы одна из них была женщиной-львом. В связи с этим, когда в храме делались подношения животных, в Спарте медведь считался важным символом

Было высказано предположение, что Артемида Ортия и медведь были связаны способами, которые связаны с материнством и рождением детей.

Поскольку Артемида связана с идеями природы и питания, она также считается плодородной. Многие мифы изображают ее как фигуру, в которой есть общество нимф, служащих ей королевской семьей, вместе с сатирами, пришедшими от Диониса , поэтому женщины в молодом возрасте стали очень благородными по отношению к культу.

Считалось, что молодые женщины, соблюдающие культ, соблюдают целомудрие, но исполняли свой танец таким образом, что это было бы сочтено неподобающим и очень гиперсексуализированным. Также было отмечено, что статуя, изображающая Артемиду для культа, была временно удалена из святилища девушками во время их танца. Мужчины также возносили хвалу греческой богине, из-за чего эфебов можно было увидеть, как их били такими предметами, как плети, у алтаря храма в Спарте, диамастигоз.

Мальчики считали, что в святилище играют в три типа игр. Первая и даже вторая игра считались битвой пения или написания лучшей музыки, в то время как последняя игра считалась охотой, поскольку для игры требовалось 10 человек. Одна игра не была известна как письменность, которая объясняла, что она не могла быть правильно расшифрована во время открытия. Культ обращался к ксоанону (архаичному деревянному изображению), имеющему недоброжелательную репутацию, поскольку, по общему мнению, он был из Тавриды , откуда был украден Орестом и Ифигенией , согласно Еврипиду. Найденные на этом месте резные изображения из слоновой кости, ориентированные на ориентацию, показывают крылатую богиню, держащую животное или птицу обеими руками в манере Потнии Терон ; полуфабрикаты из слоновой кости с этого места показывают, что их фактура была местной (Rose in Dawkins 1929: 400).

Павсаний описывает последующее происхождение диамастигоза (ритуального бичевания ):

Согласно Плутарху в « Житии Аристида» (17, 8), церемония представляет собой реконструкцию, увековечивающую эпизод из греко-персидских войн .

Помимо бичевания диамастигоза , культ включал в себя индивидуальные танцы юношей и хоровые танцы девушек. Для юношей приз — серп, подразумевающий земледельческий ритуал.

Присутствие ex-votos (подношения по обету) свидетельствует о популярности культа: глиняные маски, изображающие старух или гоплитов, а также свинцовые и терракотовые фигуры, изображающие мужчин и женщин, играющих на флейте, лире или тарелках , или восседающих на лошади.

Эфесская Артемида

Богоматерь Эфесская, 1 век нашей эры, Археологический музей Эфеса.

Гравюра XVIII века римской мраморной копии греческой копии утраченного геометрического периода xoanon

С греческой точки зрения Эфесская Артемида является отличительной формой их богини Артемиды . В греческом культе и мифе Артемида является близнецом Аполлона , девственной охотницы, которая вытеснила титана Селину как богиню Луны . В Эфесе богиня, которую греки связывали с Артемидой, почиталась в архаическом, доэллинском культовом изображении , вырезанном из дерева ( ксоанон ) и украшенном драгоценностями. Черты лица больше всего похожи на ближневосточных и египетских божеств и меньше всего на греческих. Тело и ноги заключены в сужении колонного , как термин , из которого торчит богиня нога. На монетах, отчеканенных в Эфесе, богиня носит фресковую корону (как городские стены), атрибут Кибелы как защитницы городов (см. Поло ).

Традиционная многогрудная интерпретация фонтана Дианы Эфесиной XVI века , Вилла д’Эсте , Тиволи , Италия

Традиционная интерпретация овальных предметов, покрывающих верхнюю часть Эфесской Артемиды, заключается в том, что они представляют собой множественные груди, символизирующие ее плодородие. Эта интерпретация началась в поздней античности и привела к обозначению эфесской богини как Диана Эфезия Multimammia и другим связанным описаниям. Эта интерпретация уходит корнями в христианские нападки Минуция Феликса и Иеронима на языческую народную религию, и современные исследования поставили под сомнение традиционную интерпретацию, согласно которой статуя изображает многогрудую богиню. Факты свидетельствуют о том, что овальные предметы вообще не предназначались для изображения части анатомии богини. В некоторых версиях статуи кожа богини была окрашена в черный цвет (вероятно, имитируя состаренное дерево оригинала), в то время как ее одежда и регалии, включая так называемые «груди», были оставлены неокрашенными или отлиты в разные цвета. . Роберт Флейшер предположил, что вместо грудей овальные предметы были украшениями, которые церемониально вешали на оригинальную деревянную статую (возможно, яйца или мошонки принесенных в жертву быков) и которые были включены в качестве резных деталей на более поздних копиях. «Грудь» Эфесской леди, как теперь выясняется, вероятно, была основана на каплях в форме янтарной тыквы, эллиптических в поперечном сечении и просверленных для подвешивания, которые были повторно обнаружены во время археологических раскопок 1987–1988 годов. Эти предметы остались на месте, где древняя деревянная статуя богини была захвачена наводнением 8-го века. Таким образом, эта форма украшений была разработана еще в геометрический период .

На монетах она опирается либо рукой на посох из переплетенных змей, либо на стопку уробороев , вечной змеи с хвостом во рту. По некоторым сведениям, госпожу Эфесскую посещали священники-евнухи, которых называли «Мегабизой»; это могло быть собственное имя или титул. Практика ритуального самоуничижения как квалификации для служения божеству обычно отождествляется с нищенствующими священниками Кибелы, евнухами, галли . Мегабизой Эфесской Артемиды помогали молодые девственницы ( кораи ).

Вотивная надпись, упомянутая Флоренс Мэри Беннетт, которая датируется, вероятно, 3-м веком до нашей эры, связывает Эфесскую Артемиду с Критом: «Целителю болезней, Аполлону, Подателю света смертным, Евтихий устроил вотивное приношение критской леди из Эфеса, Светоносной «.

Греческие обычаи синкретизма ассимилировали всех чужеземных богов в рамках той или иной формы олимпийского пантеона, знакомого им — в греческой интерпретации — и ясно, что в Эфесе отождествление с Артемидой, которое ионийские поселенцы сделали из «Эфесской госпожи», было тонким. . Тем не менее, более поздние греки и римляне отождествляли ее как с Артемидой, так и с Дианой, а в древнем Риме существовала традиция, отождествлявшая ее и с богиней Исидой.

Христианский подход расходился с синкретическим подходом язычников к чужим богам. Христианская надпись в Эфесе указывает на то, почему на этом месте так мало осталось:

Утверждение, что ефесяне думали, что их культовый образ упал с неба, хотя это был известный миф о происхождении в других местах, известно только в Эфесе из Деяний 19:35:

Линн ЛиДонничи отмечает, что современные ученые, вероятно, будут больше озабочены происхождением Эфесской леди и ее иконологией, чем ее приверженцы в какой-либо момент времени, и склонны создавать синтетическое описание Эфесской леди, собирая воедино документы, которые насчитывает более тысячелетия своего происхождения, создавая фальсифицированную, единую картину, как неизменную икону.

Местоположение и история

Слава Храма Артемиды была известна в эпоху Возрождения , о чем свидетельствует это воображаемое изображение храма на раскрашенной вручную гравюре XVI века Мартина Хеемскерка .

Храм Артемиды был расположен недалеко от древнего города Эфес, примерно в 75 километрах (47 миль) к югу от современного портового города Измир в Турции. Сегодня это место находится на окраине современного города Сельчук .

Священное место ( теменос ) в Эфесе было намного старше, чем само здание Артемизии . Павсаний был уверен, что он предшествовал ионической иммиграции на много лет, будучи старше даже оракульного святилища Аполлона в Дидиме . Он сказал, что доионические жители города были лелегами и лидийцами . Каллимах в своем « Гимне Артемиде» приписал самый ранний теменос в Эфесе амазонкам , чье поклонение, как он представлял, уже было сосредоточено на образе ( бретас ) Артемиды, их богини-матроны. Павсаний говорит, что Пиндар считал, что амазонки-основатели храма участвовали в осаде Афин. Тацит также верил в основание амазонок, однако Павсаний считал, что храм появился раньше амазонок.

Современная археология не может подтвердить наличие амазонок Каллимаха, но рассказ Павсания о древности этого места кажется вполне обоснованным. Перед Первой мировой войной при раскопках Дэвида Джорджа Хогарта были выявлены три последовательных храмовых здания. Повторные раскопки в 1987–88 годах подтвердили, что это место было заселено еще в бронзовом веке , с последовательностью керамических находок, которые восходят к временам Средней геометрии , когда периферийный храм с полом из плотно утрамбованной глины был построен в вторая половина 8 века до нашей эры. Периферийный храм в Эфесе представляет собой самый ранний пример периферийного типа на побережье Малой Азии и, возможно, самый ранний греческий храм, окруженный колоннадами где-либо.

В 7 веке до нашей эры наводнение разрушило храм, оставив более полуметра песка и обломков на первоначальном глиняном полу. Среди обломков наводнения были остатки резной доски из слоновой кости с изображением грифона и Древа жизни , по всей видимости, северной Сирии, а также несколько просверленных капель желтого цвета в форме слезы эллиптического поперечного сечения. Вероятно, когда-то они украшали деревянное изображение ( ксоанон ) Ефесской леди, которое, должно быть, было разрушено или восстановлено после наводнения. Баммер отмечает, что, хотя это место было подвержено затоплению и поднято из-за иловых отложений примерно на два метра между VIII и VI веками и еще 2,4 м между шестым и четвертым веками, его дальнейшее использование «указывает на то, что сохранение идентичности фактического расположение сыграло важную роль в сакральной организации ».

Гераклит положил свою книгу «О природе» как посвящение Артемиде в большом храме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector